Что такое рохля и рокла
Если верить словарю, слово «рохля» употребимо к физически и умственно медлительному человеку. Рохлей называют неумеху, слабака и недотепу. Но как это связано со сверхманевренными, удобными и надежными гидравлическими тележками? Правильно – никак! Рохля и рокла просторечие, возникшее от названия финской компании Rocla. В далеком 1960 году фирма считалась главным импортером вилочных транспортеров в СССР. Надежные, удобные машины с гидравлическим подъемным механизмом во мгновение ока нашли свое место на складах. С тех пор гидравлические тележки начали называть не иначе как рохля или рокла, без привязки к производителю. Как видим, высокое качество финской техники спровоцировало появление новых слов в лексиконе грузчиков. Запомнить и выговорить их проще, а смысл понятен всем.
Некоторое время спустя на просторы СССР начали завозить гидравлические тележки болгарских брендов, но они сильно уступали по качеству финской Rocla. Только в 90-е годы европейским производителям удалось приблизиться к успеху Rocla. На рынок вышли такие акулы как Boss, Jungheinrich, Pramac Lifter. Цены на рохли итальянского, шведского, английского, немецкого производства считались высокими – не каждый склад мог обзавестись такой чудо-машиной. Но выход нашелся – удешевить производство помогла практически дармовая рабочая сила в Китае. Наладился массовый выпуск гидравлических тележек в странах Азии, куда многие бренды перенесли заводы. Машины малоизвестных китайских производителей заполнили российские рынки, привлекли покупателей низкой ценой. Выпущенные в том же Китае рохли от европейских концернов с логотипом известной компании обходятся дороже – по заявлениям производителя вся продукция проходит жесткий контроль качества.
Сегодня на российский рынок поставляются гидравлические тележки сотни различных брендов: как известных, так и не очень. В зависимости от производителя техника отличается по внешнему виду, качеству, сроку эксплуатации. Пальму первенства пользователи отдали немецким маркам со здоровым соотношением цены и качества. Дешевая китайская продукция не вызвала доверия, хотя и нашла своего покупателя в лице мелких предпринимателей. Сегмент «эконом» включает китайские бренды Vinco, Oxlift, Grost, Krona, Solid, Depo, Tor и многие другие. Но это не столь важно, так как любая гидравлическая тележка у нас неизбежно называется роклей или рохлей в честь финского первопроходца.
В 1960 году концерн Rocla стал первым импортером гидравлических погрузчиков на просторы СССР и возникшие просторечия вроде «рокля» или «рохла» были вполне логичны и понятны всем. Сегодня, когда рынок завален складской техникой под различными брендами, эти выражения не совсем уместны, но по-прежнему всем понятны. Искоренить просторечия, которые уже стали синонимами фразы «гидравлическая тележка» невозможно. И нужно ли?
Рохля или рокла – как правильно называть тележку?
Сегодня уже не встретишь ни одного склада, где бы ни использовалась рохля. Этот простой с виду неутомимый помощник любого грузчика стал настолько привычным, что может показаться, что он был всегда. На самом деле это совсем не так. Производство роклей началось в середине 40-х годов ХХ века, а на сегодняшний день количество производителей исчисляется несколькими десятками. Количество моделей – в разы больше!
На рынке представлены модели, разработанные с учётом любых пожеланий покупателей: различной грузоподъёмности, с укороченными или удлинёнными вилами, оснащённые электронными весами и принтером этикеток, низкопрофильные, модели из нержавеющей стали, с ножничным подъёмом и т.д. Под каждый конкретный запрос поисковые системы выдают десятки вариантов.
Всё же как правильно говорить: «рохля», «рохла» или «рокла»? Что говорит по этому поводу всезнающая Википедия: «Гидравлическая тележка (на жаргоне — «рокла», «рохла», «рохля») — транспортировщик поддонов, используемый для перемещения грузов вручную, преимущественно на поддонах (палетах)».
Почему жаргон? Выяснить это достаточно просто. Первые гидравлические тележки типа рохля появились ещё при СССР, в 1961 году. Разработала и впервые начала производить их финская компания Rautatyo Oy (с 1979 года − Rocla Oy), название которой и начали произносить на разный манер, как больше нравилось. Выговорить слово «рохля» для грузчика намного быстрее, чем «гидравлическая тележка». Так рокли постепенно вошли в обиход, и слово сразу ассоциируется с конкретным предметом.
Хорошие технические характеристики, высокое качество и долговечность способствовали распространению рохлей. Удобные и надёжные, они стали пользоваться высоким спросом, резко возросло количество заказов. Один завод не справлялся с выполнением заказов, поэтому их начали производить в других странах. В дальнейшем в СССР начали импортировать тележки других производителей – «Складова техника», «Vagrianka», «Jantra», «Simetro», «Гарант» (Болгария).
К концу 90-х годов мировой рынок претерпел значительные изменения. Европейские производители переориентировались на выпуск сложной и дорогостоящей складской техники, а производство роклей стало невыгодным и неинтересным. Поэтому они либо оставили на своих площадях выпуск наиболее популярных моделей, либо стали размещать заказы в странах с дешёвой рабочей силой, осуществляя контроль качества.
Сегодня массовый выпуск гидравлических тележек налажен в Китае. Созданы собственные концерны, специализирующиеся на выпуске складской техники, а также заводы, выпускающие продукцию под контролем известных производителей. Поэтому при выборе тележки типа рохля, можно встретить модели европейских концернов «Rocla», Jungheinrich и «Pfaff Silberblau», произведённые в странах Азии. Стоимость роклей будет отличаться за счёт использования марки известного бренда.
Китайский рынок предлагает рокли различных марок в ценовом сегменте «эконом» – Tor, BeiFeng, CBY, Oxlift, Unilift, Qlift, Grost, Eurolifter, Bakler, Stiff, Xilin, Prolift, Niuli, Staff, Depo, Caroline, Krona, Warun, Solid, Vinco и т.д. Они могут разительно отличаться качеством, внешним видом, сроком службы и т.п., но их по-прежнему называют «рохлями», «рохлами» или «роклами».
Как правильно называется рокла, рохля, гидравлическая тележка?
Рокла. Или рохля? Или тележка?
Когда языковая семантика, история и профессиональный сленг сплетаются, получаются необычные варианты названий знакомых вещей. Складская гидравлическая тележка – рокла (рохля) прочно закрепилась на балансе предприятий, в речи бизнесменов и рабочих. Без фразы «Возьми рохлю!» не обходится ни один день на складе.
Название «рохля» – сленговая вариация слова «рокла», а «рокла» – название финской компании («Rocla») по производству популярных гидравлических тележек. Вот такой непростой лингвистический каламбур.
Почему именно Rocla «дала имя» всем тележкам на постсоветском пространстве, какой вариант – «рохля» или «рокла» – правильный и предпочтительный мы и попробуем разобраться.
Что такое рокла?
Начнем с основ. Рокла (рохля) – гидравлическая тележка, транспортировщик поддонов. Иногда модели называют «рохлями с подъемным механизмом», подчеркивая важность гидравлического домкрата в конструкции. Рокла максимально проста в использовании. Неприхотливое, практически незаменимое оборудование!
Роклу можно назвать и рабочим инструментом кладовщика. Без нее поднимать и перевозить тяжелые грузы было бы крайне опасно. А ведь рокла еще и время экономит!
В обиходной речи название «рокла»/«рохля» встречается и при разговорах о самоходных гидравлических тележках. Технически электротележки у рокли заимствуют только гидравлику, но название так полюбилось народу, что процесс уже не остановить.
История легендарной тележки и ее названия
С чего же все началось? В 1942 году, когда планета горела в огне войны, гражданин Финляндии Эверт Стигцелиус основал компанию «Rautatyo Oy». по выпуску металлических труб. После стабилизации обстановки в мире Стигцелиус и партнеры сосредоточили усилия на производстве подъемного и транспортировочного оборудования. В 50-х годах XX века начался выпуск первых ручных вилочных погрузчиков и гидравлических штабелеров. В 60-х стартовали поставки тележек за границу, в том числе – в СССР.
Причины такого филологического поворота:
В современной России тележки марки «Rocla» стали премиальным оборудованием, которое на среднестатистических складах занимает около 10% от всего объема техники. На смену надежным финским моделям пришли азиатские аналоги неплохого качества по реалистичным ценам. Неудивительно, что их тоже называют… рохлями.
Выводы: выбираем вариант названия
Вы могли заметить, что в статье чаще употребляется слово «рокла», нежели «рохля». Понятно, что фонетически «народный» вариант «рохля» проще для произношения и склонения. Однако заимствование иностранного слова (rocla) и придание ему нарицательного значения – одно, а просторечное упрощение – другое. По нормам русского языка употребление просторечий в официальной (деловой) речи – признак дурного тона.
Как бы вы ни назвали тележку, вас обязательно поймут, но с точки зрения языковых норм, логики и здравого смысла правильный вариант один – рокла. Если же «идти на принцип», вместо грубоватого «рохля» можно говорить «финская гидравлическая тележка». Заодно станет понятно, насколько профессионален и компетентен собеседник.
Рокла, рохля, гидравлическая тележка: как правильно называть?
Гидравлические тележки — одни из главных помощников операторов современных складов. Они позволяют вручную перемещать грузы на паллетах весом до 5 тонн без особых физических усилий. Эти приспособления успешно применяются для погрузки и разгрузки транспортных средств, обработки материалов и готовой продукции в магазинах, на производственных и многих других предприятиях.
На сегодняшний день существует огромное количество модификаций гидравлических тележек. Они могут быть низкопрофильными, с длинными, короткими или широкими вилами. В последнее время набирают популярность модели со встроенными весами, которые одновременно перемещают и взвешивают грузы.
Почему рохля?
В странах бывшего СССР, в том числе в России, гидравлические тележки традиционно называют рохлями. На первый взгляд, у этого оборудования очень мало общего с таким не самым приятным словом, которым исторически обозначают нерасторопных людей. Казалось бы, при чем же здесь маневренная и удобная техника, которая значительно ускоряет и упрощает рабочие процессы? История этого названия довольно интересная.
Свой нынешний облик складские объекты начали приобретать после Второй мировой войны. Бурный расцвет торговли и транспортных технологий привел к тому, что возникла потребность в механизации многих операций по обработке грузов. Причем это относилось не только к масштабным логистическим процессам, таким как загрузка и разгрузка морских судов, но и к работе на самом низовом уровне. Резко возросшие потоки грузов уже нельзя было обрабатывать старыми методами, поэтому нужно было каким-то образом существенно увеличить среднюю массу товарной единицы, обрабатываемой одним работником.
Одним из первых эффективное решение предложил финский предприниматель Эверт Стигцелиус. В 1942 году он основал небольшую фирму Rautatyo Oy, которая поначалу специализировалась на производстве трубных изделий и различных металлоконструкций. В послевоенные годы Стигцелиус решил резко изменить профиль компании и сосредоточился на выпуске подъемно-транспортного оборудования. В ассортименте была и вилочная тележка с гидравлическим приводом. Она очень быстро завоевала популярность у потребителей, потому что дешево стоила по сравнению с полноценными погрузчиками, но при этом позволяла обрабатывать достаточно тяжеловесные грузы. Кроме того, технику можно было использовать в стесненных условиях благодаря компактности и маневренности.
С 1961 года гидравлические тележки производства Rautatyo Oy стали осваивать зарубежные рынки. В числе первых стран был и Советский Союз. С тех пор финские тележки на многие годы стали неотъемлемым атрибутом отечественных складов. В 1979 году произошло довольно знаковое событие в разрезе темы статьи: компания Rautatyo Oy была переименована в Rocla Oy.
С этого момента слово Rocla («Рокла») стало прочно ассоциироваться с гидравлическими тележками. Дело в том, что других производителей подобной техники в СССР практически не было. Были попытки поставлять оборудование нескольких болгарских фирм, но оно существенно уступало по качеству и характеристикам финским тележкам, поэтому не снискало особого успеха на рынке. Ситуация изменилась только в 1990-е годы, когда в Россию начали завозить складскую технику немецкого, итальянского, британского и шведского производства.
Таким образом, в течение нескольких десятилетий компания Rocla была фактическим монополистом на советском рынке, что не могло не оставить лингвистический след в русском языке. Тем более что слово «рокла» очень короткое и хорошо запоминается, поэтому оно гораздо проще в использовании, чем словосочетание «гидравлическая тележка». Работники отечественных складов быстро трансформировали незнакомую для русскоязычных людей «роклу» в более понятную и привычную «рохлю». Поначалу слово использовалось только в профессиональном лексиконе грузчиков, но спустя некоторое время стало общеупотребительным.
Корректно ли называть гидравлические тележки рохлями или роклами?
С одной стороны, ни рокла, ни рохля в значении «гидравлическая тележка» не являются словарными словами. Поэтому формально эти названия использовать не рекомендуется, особенно в деловой переписке. С другой стороны, в профессиональной среде данное оборудование называется именно так. В обиходе работники складов очень редко применяют правильное словосочетание и по-прежнему именуют гидравлическую тележку роклой или рохлей. Причем второй вариант встречается гораздо чаще.
Рокла
Гидравлическая тележка (синонимы: рокла, вилочная тележка) — устройство, служащее для перемещения грузов, преимущественно на поддонах (па́ллетах). Одним из основных узлов тележки является гидравлический домкрат, который с помощью тяг и рычагов поднимает и опускает вилы тележки.
Содержание
Из истории
Практически 95 % работников склада в обиходе применяют несколько распространённых вариантов названия складской гидравлической тележки.
Варианты: (Тележка для склада, Рохля, Рохла, Рокла, Роклы). Это прозвище гидравлическая тележка приобрела в 60-е годы после начала импортирования в СССР приспособлений для обработки грузов на паллетах (поддонах) финской компании Rocla. Можно с полной уверенностью сказать, что на протяжении десятилетий гидравлические тележки Rocla RH-25 были лучшими в своём классе.
В период перестройки и снятия железного занавеса в молодой возрождающейся России появился большой выбор стран поставщиков складской техники и оборудования. Наиболее известные и популярные производители: Тура (Россия), PFAFF Silberblau (Германия), LEMA (Польша), NOBLELift (Китай), O’k Otto Kurtbach (Германия), Simetro (Болгария), «Boss» (Великобритания), «Jungheinrich» (Германия), «MIC» (Франция), «Pramac Lifter» (Италия), «ВТ» (Швеция), «Toyota» (Япония), ТСМ (Япония), Nissan (Япония), Soosung (Южная Корея), Armani (Италия), Junker (Голландия), Veni (Болгария), Skladova Technika (Болгария), Komatsu (Япония), Linde (Германия), Still (Германия), OM Pimespo (Италия), OMG (Италия), DoorHan (Россия-Германия), FAC (Италия), Bolzoni-Auramo (Италия), Loc (Франция) и многие другие. Список производителей постоянно увеличивается.
Назначение
В наши дни гидравлические тележки применяются везде, где необходимо быстро и легко произвести разгрузку или погрузку товара, будь то небольшой магазин или большой супермаркет, маленький склад или огромный складской комплекс. Основное достоинство гидравлических тележек — простота в эксплуатации, не требующая специальных навыков при работе с ними. Использование гидравлических тележек при разгрузочно-погрузочных работах позволяет значительно повысить производительность труда, а также существенно упрощает процесс разгрузки или погрузки, уменьшая при этом физическую нагрузку работников.
Наиболее популярная модель — тележка, предназначенная для транспортировки европоддонов, поскольку большая часть грузов упаковывается именно на таре такого типа. Внешняя габаритная ширина вил — 520…540 мм, чтобы вилы помещались между несущими брусьями европоддона. Существуют тележки и под американские стандарты поддонов, они же азиатские. У них несколько больше внешнее расстояние между вилами: 670 мм, или 2 фута.
Высота опущенных вил обычно — 85…95 мм (определяется внутренней высотой стандартного поддона), а высота подъёма поддона над полом при его транспортировке — 190…200 мм. Существуют тележки с высотой вил над полом в опущенном состоянии примерно 60…70 мм и даже 40 мм. Их применяют гораздо реже — для так называемых низкопрофильных поддонов, поскольку стоят эти механизмы дороже, а уменьшенный диаметр роликов усложняет их эксплуатацию на складе.
По длине ручные тележки для работы с одним поддоном производят обычно в трёх модификациях: для работы с поддоном «поперёк» (это может потребоваться, если погрузку ведут в ограниченном пространстве, например в кузове автомобиля или в вагоне) — их длина 800…850 мм; промежуточная модификация длиной 1000…1050 мм и стандартный вариант длиной 1120…1200 мм для работы с поддоном «вдоль». Производят также тележки длиной 1500…1800 мм для работы с увеличенными поддонами и для работы с двумя поддонами одновременно (длиной до 2400 мм), хотя такие модели применяют редко.
Помимо длины вил существуют ещё важные характеристики — это грузоподъёмность и число качаний рукоятки, необходимых для отрыва поддона от пола. Стандартная грузоподъёмность (г/п) 2000…2500 кг, хотя имеются и модели г/п 3000 кг. Стандартное число качаний рукоятки (для подъёма груза) на всех моделях примерно одинаково — 10…12, но есть и модели с так называемым «квик-лифтом» — ускоренным подъёмом грузов небольшой массы (4…6 качаний).
Возможные технические различия в конструкциях гидравлики или тяговой рукоятки обычно не имеют большого значения для эксплуатации. Требуется только, чтобы эти узлы были сделаны добротно. С точки зрения эксплуатации угол поворота рукоятки (180°, 190° или 200°) тоже не даёт никаких особых преимуществ при работе с этой техникой. Более важен такой элемент, как колёса. Для полов хорошего качества рекомендуется использовать полиуретановые или резиновые колёса — они бесшумные. Для полов плохого качества лучше применять нейлоновые колёса: они более жёсткие и требуют меньшего усилия при сдвигании с места.
По конструкции роликов под вилами модели бывают с одним или двумя задними роликами — так называемым двухколёсным блоком (тандемом). Модели с одним роликом более пригодны для эксплуатации на хороших полах (на плохих лучше использовать тандем), а кроме того, они позволяют легко брать стандартной тележкой поддон поперёк, поскольку длина вил такова, что одиночный ролик проходит обе усиливающие поддон доски, тогда как тандемный блок обычно одним из колёсиков остаётся на этой доске, и часто при подъёме поддона он повреждается. Поэтому если вы намерены время от времени работать с поддонами «поперёк», лучше использовать модели с одним задним роликом. Для постоянной работы с поддонами в разных положениях мы рекомендовали бы применять и короткие тележки (для работы «поперёк»), и длинные (для работы «вдоль»).
Технические характеристики
На российском рынке представлен широкий модельный ряд гидравлических тележек как известных мировых брендов, таких как PFAFF Silberblau (Германия), Otto Kurtbach (Германия), Manutan (Франция), Lema (Польша), Rocla (Финляндия), так и других менее известных производителей. Помимо фирмы-производителя, гидравлические тележки различаются техническими характеристиками — грузоподъёмностью, длиной и шириной вил, материалом рулевых колёс, материалом и количеством вилочных роликов. Наиболее часто используемыми являются тележки для стандартных паллет грузоподъёмностью 2-2,5 тонны и длиной вил 1150 миллиметров, однако в ограниченном пространстве (например, при работе внутри фуры) удобней работать укороченной тележкой с длиной вил 800 миллиметров, а для перевозки длинных паллет и грузов или перемещения двух паллет одновременно можно использовать удлинённые тележки с длиной вил 1500, 1800 или 2000 миллиметров. Для тяжёлых грузов применяются тележки грузоподъёмностью 3 и 5 тонн. Гораздо реже используются гидравлические тележки с быстрым подъёмом — они идеальны для нетяжёлых (до 300 килограмм) грузов и поднимают груз до верхнего положения всего за 4-5 качков ручки; низкопрофильные тележки — для грузов и паллет с малой высотой просвета; тележки с вилами треугольного сечения — для перемещения валов, рулонов и других грузов цилиндрической формы; высокоподъёмные или ножничные тележки — используются для транспортировки и подъёма груза на высоту до 80 сантиметров, а когда необходимо знать массу перемещаемого груза, применяют тележки со встроенными весами.
При выборе гидравлической тележки необходимо учитывать качество покрытия, на котором тележка будет использоваться. От этого зависит, из какого материала должны быть рулевые колёса и вилочные ролики, а также количество вилочных роликов. Наиболее распространены тележки с полиуретановыми роликами и полиуретановыми колёсами. Полиуретан долговечен и подходит для любого покрытия. Как вариант, колёса могут быть обрезиненными. Тележки с обрезиненными колёсами имеют более мягкий ход и так же подходят для любого покрытия. Тележки с колёсами и роликами из полиамида (он же нейлон) легче всего перемещать, особенно с тяжёлым грузом, но такие тележки более шумные, поэтому применять их лучше на достаточно хорошем покрытии без стыков (наливные полы, линолеум, ровный асфальт и т. д.).
Существуют тележки с одиночными (сингл) и со сдвоенными (тандем) роликами. Тележки с одиночными роликами можно использовать только на ровных поверхностях без порожков и выбоин, в то время как тележки со сдвоенными роликами, без труда переезжают небольшие препятствия и имеют лучшую проходимость, поэтому потребители приобретают в основном тележки со сдвоенными роликами.
Преимущества гидравлических тележек
В ряду современных погрузочно-разгрузочных средств гидравлическая ручная тележка (тележка рокла) — бесспорный лидер по популярности. Естественный результат совокупности многих достоинств: едва ли найдётся где-либо ныне склад, вообще лишённый подобной техники.
Во-первых, умеренная цена. Во-вторых, сравнительно малые габариты, а как результат — повышенная манёвренность, что даёт возможность эксплуатировать гидравлическую тележку в условиях «узких мест», например — коридорах, кузовах транспортных средств или в железнодорожных вагонах. В-третьих, выполнение, благодаря гидравлике, операций погрузки (разгрузки), не требующее значительных физических усилий, что допускает эксплуатацию даже женщиной. Для ручной тележки не нужно топливо, что сегодня особенно актуально. Наконец, благодаря простоте устройства, гидравлическая ручная тележка не требует от работников специальной квалификации.
Благодаря надёжной, неприхотливой конструкции, гидравлическая ручная тележка с успехом используется как в помещении, так и на открытом воздухе. Фактор ограничения — температура эксплуатации не должна быть ниже оговоренной паспортом (-35ºС, для отдельных моделей — 15ºС). К числу типичных характеристик тележки относятся габариты, длина и высота подъёма вил (подъёмника), материал колёс, тип колёс («сингл» или «тандем»), а главное — грузоподъёмность (как правило, это 2000 — 3000 кг).
Широкий спектр представленных рынком моделей даёт возможность выбора оптимальной в каждом конкретном случае, например, с укороченными вилами для работы в лифте, подходящей базой для ширины проходов, соответствующим типом и материалом колёс. Так, тележка с колёсами типа «сингл» («Soosung» CBY 1A) обладает лучшей манёвренностью и сравнительно меньшей ценой, но требует помещения с ровным полом, а для складских помещений с неровным покрытием лучше применять тележки с колёсами типа «тандем» (например, «PV-25» производства Дании). Вообще покрытие требует выбирать материал колёс по следующим критериям: в помещениях с уязвимой поверхностью (кафель, линолеум и т. п.) — полиуретановые колёса, с твёрдым полом — нейлоновые колёса, а для цеховых применений (в горячем цехе) желательны металлические колёса. Сверх того гидравлическая ручная тележка может быть дополнительно снабжена страховочным клапаном перегрузки, предохраняющим механизм от попыток подъёма недопустимых грузов, существующей у ряда модификаций системой ускоренного подъёма QuickLift, встроенной системой оперативного взвешивания.
Современная гидравлическая ручная тележка проста в обслуживании и практически безотказна. Профилактика главным образом заключается в строгом соблюдении правил эксплуатации и периодической смазке. Каждый подвижный узел у большинства моделей снабжён специальной маслёнкой (ниппелем) для удобства обслуживания. Оптимальный выбор тележки для магазина, склада, подсобного помещения — гарантия эффективности и рентабельности.