Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах»
Тип: изучение нового материала.
Цели: 1. Учить писать мягкий знак после шипящих в глаголах.
2. Отрабатывать навык правописания мягкого знака после шипящих в именах существительных и именах прилагательных.
3. Развивать внимание, память, мышление, речь.
Оборудование: индивидуальные карточки с буквами; таблицы 1 с классификацией орфограммы “Мягкий знак после шипящих в разных частях речи”.
________________
1 Таблички появляются по мере ответов детей
Подписывается после постановки проблемы
(Обратная сторона доски)
Стихотворение К.Д. Бальмонта
______________
2 Линии под табличкой для примеров, приводимых детьми
(Обратная сторона доски)
1. Уметь определять части речи.
2. Знать лексическое значение слов.
Ход урока.
I. Актуализация знаний
1.Учитель. Прочитайте название темы.
Дети. Мягкий знак после шипящих.
У. Какие мысли возникли по поводу заявленной темы?
У. Почему возникла эта орфограмма?
Д. После букв ч, щ, которые обозначают мягкие шипящие звуки, хочется писать мягкий знак, а после ж, ш, обозначающих твёрдые согласные звуки, – нет. Но это орфограмма, её по слуху писать нельзя.
У. Что вы знаете о правописании мягкого знака после шипящих на конце слов? Приведите примеры.
Д. Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных 3-го склонения, например дочь, помощь, глушь. И не пишется в именах существительных 2-го склонения единственного числа: гараж, скрипач, кирпич и 1-го склонения множественного числа: туч, краж, встреч.
По мере ответов детей на доску вывешиваются таблички:
2. В награду за знания I строфа стихотворения русского поэта. Константина Дмитриевича Бальмонта.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Я был в избушке на курьих, ножках.
Старуха злая была строга.
У. Прочитайте про себя… Понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?
Дети делятся впечатлениями.
У. Расположите строки так, чтобы можно было почувствовать музыкальность стиха и точность рифмы, которыми отличается поэзия Бальмонта.
После восстановления текста учитель читает стихотворение до конца наизусть.
У. Как могло бы называться это стихотворение?
Д. Высказывают свои предположения.
У. Автор назвал его “У чудищ”. Как вы напишете это? Почему?
Д. Чудище – это существительное не 3-его склонения, значит нужно писать его без мягкого знака.
У. А как вы напишете отчество поэта, автора стихотворения “У чудищ”? (Дмитриевич) Почему?
Д. Это тоже существительное не 3-его склонения, следовательно, без мягкого знака.
У. Точка зрения отвечавших ясна, а как поступят остальные, я узнаю с помощью устного диктанта.
Приготовьте карточки ().
Помощь, кирпич, ландыш, глушь, хорош, тишь, могуч, богач, молодёжь, свеж, Петрович, луж, задач, пожарищ, вещь, молчишь, привлечь, отрежь
II. Постановка проблемы
У. Почему затруднялись в последних словах?
Д. Это мы ещё не изучали.
У. Какова же цель нашего урока?
Д. Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.
У. Уточните тему урока.
Д. Мягкий знак после шипящих в глаголах.
У. Как вы узнаете глагол среди других частей речи?
Д. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? или что сделать?
III. Открытие детьми нового знания.
1.У. Давайте подумаем, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов. Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.
Не разгрызёшь ореха, не съешь ядра.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Как поживёшь, так и прослывёшь.
У. Какой вывод можно сделать?
Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”.
2.Чтение правила. С. 82
У. Прочитайте правило. Правы ли мы в своих выводах?
IV. Первичное закрепление.
У. Запишите слова в 3 столбика. В первый – глаголы в начальной форме, во второй – глаголы в форме 2-го лица, единственного числа, в третий – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глагола, вы узнаете позже)
Не забывайте писать Ь после шипящих!
V. Самостоятельная работа.
беречь | думаешь | съешь |
Ксюша, | Никита | у доски |
(С обратной стороны: один слева, другая справа)
обжечь | стоишь | спрячь |
поджечь | говоришь | |
стричь | сидишь | |
помочь | бежишь | |
идёшь | ||
пойдёшь | ||
лежишь | ||
кричишь | ||
льёшь |
У. Проверьте работу Ксюши с Никитой и свою… Кто справился без ошибок?
VI. Физкультминутка
Какое слово вызвало затруднение? Почему? Как поступить?
VII. Работа в парах
У. Выпишите только те пословицы, которые добавят новое к уже имеющимся знаниям… Что выписали? О чём ещё узнали, выписывая пословицы?
Д. В глаголах перед –ся после шипящих тоже пишется мягкий знак.
Дети должны выписать только две пословицы:
За ум возьмёшься – до дела доберёшься. За большим погонишься – и малого не увидишь.
У. Вспомните пословицы с таким же смыслом.
Д. Хочешь много знать – надо меньше спать. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Сам не научишься – никто не научит. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. и т. п.
VIII. Итог урока
У. Что нового узнали о написании Ь после шипящих?
У. Какими словами следует дополнить нашу таблицу? Приведите примеры.
Д. Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
Д. У глаголов во всех формах.
У. Что нужно уметь, чтобы правильно писать слова с шипящими па конце?
Д. Определять часть речи.
1. После шипящих никогда не пишется Ь.
2. В словах луч, кирпич, сторож не нужно писать Ь, т.к. это имена существительные 2 склонения.
3. В словах знаешь, чувствуешь, участвуешь не нужно писать Ь знак, т.к. это имена прилагательные.
4. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь нужно писать Ь, т.к. это глаголы.
5. В словах хорош, свеж, горяч, пригож не нужно писать Ь, т.к. это краткие прилагательные.
6. В словах заплачь, обозначь, спрячь, съешь нужно писать Ь, т.к. это глаголы.
7. Ь после шипящих пишется у сущ. мужского рода, у существительных женского рода в форме родительного падежа, множественного числа, у кратких прилагательных.
(Лист размером 5см на 20см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 15.)
Самопроверка пастой другого цвета.
У. Кто справился без ошибок?
(Уже сегодня получат 5, остальные смогут поучиться писать Ь после шипящих завтра и дома, выполняя домашнее задание)
— А как бы вы записали слово ВСКАЧЬ?
— Почему возникли разногласия?
Д. Это слово отвечает на вопрос как? и является наречием. А как пишутся наречия с шипящим на конце, мы ещё не знаем.
У. Какое слово вызвало затруднение?
Д. Мы не знаем значение слова фальшь, поэтому не можем определить часть речи.
(учитель даёт толкование слова фальшь, приводит примеры)
У. Что нужно знать, чтобы писать слова с шипящим на конце?
Д. Уметь определять части речи. Знать лексическое значение слов.
X. Домашнее задание
Правило, с. 82, печатная тетрадь с. 28 №1, № 2.
Как пишется: «заплачь» или «заплач»?
Как правильно пишется слово: «заплачь» или «заплач»?
Как правильно писать слово: «заплачь» или «заплач»?
Для того, чтобы выяснить, как правильно пишется: «заплачь» или «заплач«, нам следует вспомнить правила написания «ь» в глаголах после шипящих. По правилам после шипящих согласных следует ставить «ь» если перед нами:
Как мы видим, интересующее нас слово относится к третьему варианту, поэтому слово «заплачь» следует писать с «ь«.
Примеры предложений, в которых употребляется слово заплачь:
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
Например.
Как пишется слово «плачат» или «плачут»?
Слово «плачут» пишется с буквой «у» в безударном окончании как форма глагола 1 спряжения «плакать».
Часть речи слова «плачут»
Чтобы разобраться, к какой части речи принадлежит исследуемое слово, выясним его общее значение и грамматические признаки в предложении:
Осенним днём небеса плачут мелким моросящим дождём.
Интересующее нас слово обозначает действие и отвечает на вопрос:
По этим грамматическим признакам установим, что это самостоятельная часть речи глагол в форме 3 лица множественного числа настоящего времени. Если поставим ударение в слове, то выясним, что неясно слышится гласный окончания:
По этой причине возникает сомнение в написании безударной гласной «а» или «у» в окончании глагола.
Правописание слова «плачут»
Чтобы правильно написать безударное окончание этого слова, действуем по алгоритму:
Начальной формой этого слова является глагол «плакать», который заканчивается буквосочетанием -а-ть:
Суффикс -а-, находящийся перед окончанием -ть, характерен для глаголов I спряжения, к примеру «мурлык а ть», «болт а ть», «курлык а ть». Отметим, что это слово также не входит в список глаголов-исключений.
Понаблюдаем, как изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени глагол I спряжения «плакать»:
Чтобы усвоить правильное написание этого слова, прочтём примеры предложений.
Примеры
Слышишь, как стонут и плачут провода электропередач под порывами неистового ветра?
Если дети по ночам плачут, их нужно обязательно успокоить.
Казалось, что стекла окон плачут под проливным дождём.
В конце этой мелодрамы многие зрители плачут от сострадания главной героине.
Сегодня низкие серые тучи словно плачут над землёй.
заплачу
Смотреть что такое «заплачу» в других словарях:
заплачу — ЗАПЛАЧУ, заплатишь. буд. вр. от заплатить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Должен, не спорю, отдам не скоро; когда захочу, тогда и заплачу. — Должен, не спорю, отдам не скоро; когда захочу, тогда и заплачу. См. ЗАЙМЫ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Я не заплачу — (иноск.) горевать не буду ( не о чемъ) мнѣ все равно. Ср. Ужъ такъ и быть, я не заплачу. Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 2, 2 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
заплакать — (заплачу, заплачешь) соӈголо̄ри, соӈгопсимбори … Русско-нанайский словарь
заплатить — (заплачу, заплатишь) дихава бӯвури … Русско-нанайский словарь
ЗАПЛАКАТЬ — ЗАПЛАКАТЬ, заплачу, заплачешь, совер. Начать плакать. Не говорите, заплачу. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
До последней копейки — Разг. Экспрес. Абсолютно все деньги (истратить, израсходовать, послать и т. п.). Деньги я заплачу, я тебе заплачу сполна, до последней копейки, кричал Чертопханов (Тургенев. Конец Чертопханова) … Фразеологический словарь русского литературного языка
Невинность мусульман — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Билур, Гулам Ахмед — Гулам Ахмед Билур англ. Ghulam Ahmad Bilour … Википедия
Морфологический разбор слова «заплачьте»
Морфологический разбор «заплачьте»:
«Заплачьте»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «заплачьте»
Фонетический разбор слова «заплачьте»
Карточка «заплачьте»
Предложения со словом «заплачьте»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;