«Крещённый» или «крещёный»: как правильно пишется слово?
У многих вызывает сомнение написание слов, в которых нужно выбрать одну или две «н». Эту орфограмму по праву можно назвать одной из наиболее сложных в русском языке. Это связано с тем, что для каждой части речи существует отдельное орфографическое правило. Поэтому неудивительно, что не все уверены в правописании лексем «крещенный» или «крещеный». Узнаем, какой из вариантов нормативный.
Как правильно пишется?
В зависимости от морфологической принадлежности разрешается использовать обе формы – «крещенный» и «крещеный».
Чтобы не допускать ошибок в написании представленных слов, нужно правильно установить, к какой части речи они относятся, выполнить полный морфемный анализ, а также привести примеры их употребления.
Морфемный разбор слов «крещенный» и «крещеный»
Морфемный анализ поможет лучше разобраться в правописании анализируемых слов.
Так, лексема «крещенный» делится на следующие морфемы:
В основу окончание не включается – «крещенн».
Лексема «крещеный» состоит из таких частей:
В основу окончание не входит – «крещен».
Видим, что различаются рассматриваемые лексические единицы суффиксами «енн» и «ен» и, соответственно, основами «крещенн» и «крещен».
В каких случаях пишут «крещеный»
Напишем «крещеный» с одной «н» в суффиксе, если перед нами имя прилагательное (отглагольное) со значением «тот, кто подвергся обряду крещения» или «устар. христианин». Слово обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?».
Примеры предложений
Прочитаем примеры предложений с прилагательным «крещеный», чтобы закрепить его правописание и посмотреть, с какими словами оно сочетается:
В каких случаях пишут «крещенный»
Напишем «крещенный» с двумя «н» в суффиксе, если перед нами страдательное причастие прошедшего времени, которое образовалось от глагола «крестить». Главное отличие этого слова от прилагательного – оно указывает не на признак, а на действие.
Рядом с причастием обычно употребляется зависимое слово.
Похожая статья «По ходу» или «походу»: как пишется слово?
Примеры предложений
Рассмотри примеры контекстов с причастием «крещенный», чтобы запомнить его правописание и лексическое значение:
Ошибочное написание слов «крещенный» и «крещеный»
В зависимости от частеречной принадлежности, оба варианта могут оказаться некорректными. Нельзя писать «крещенный» с двумя «н», если в предложении выражается значение признака предмета, т.е. имя прилагательное. Неправильно писать «крещеный», когда в контексте подчёркивается само действие, т.е. причастие. Также неверно «кресченый», «кресченный».
Заключение
Из сказанного выше следует, что страдательное причастие прошедшего времени нужно писать с удвоенной согласной в суффиксе – «крещенный».
В таких контекстах смысловое ударение делается на глагольное действие.
В свою очередь, в суффиксе имени прилагательного необходимо писать одну «н» – «крещеный».
При этом выделяется по смыслу именно признак предмета. Остальные варианты не отвечают строгим орфографическим правилам. Для проверки правильности написания можно использовать словари русского языка.
«Крещённый» или «крещёный»: как правильно пишется слово?
У многих вызывает сомнение написание слов, в которых нужно выбрать одну или две «н». Эту орфограмму по праву можно назвать одной из наиболее сложных в русском языке. Это связано с тем, что для каждой части речи существует отдельное орфографическое правило. Поэтому неудивительно, что не все уверены в правописании лексем «крещенный» или «крещеный». Узнаем, какой из вариантов нормативный.
Как правильно пишется?
В зависимости от морфологической принадлежности разрешается использовать обе формы – «крещенный» и «крещеный».
Чтобы не допускать ошибок в написании представленных слов, нужно правильно установить, к какой части речи они относятся, выполнить полный морфемный анализ, а также привести примеры их употребления.
Морфемный разбор слов «крещенный» и «крещеный»
Морфемный анализ поможет лучше разобраться в правописании анализируемых слов.
Так, лексема «крещенный» делится на следующие морфемы:
В основу окончание не включается – «крещенн».
Лексема «крещеный» состоит из таких частей:
В основу окончание не входит – «крещен».
Видим, что различаются рассматриваемые лексические единицы суффиксами «енн» и «ен» и, соответственно, основами «крещенн» и «крещен».
В каких случаях пишут «крещеный»
Напишем «крещеный» с одной «н» в суффиксе, если перед нами имя прилагательное (отглагольное) со значением «тот, кто подвергся обряду крещения» или «устар. христианин». Слово обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?».
Примеры предложений
Прочитаем примеры предложений с прилагательным «крещеный», чтобы закрепить его правописание и посмотреть, с какими словами оно сочетается:
В каких случаях пишут «крещенный»
Напишем «крещенный» с двумя «н» в суффиксе, если перед нами страдательное причастие прошедшего времени, которое образовалось от глагола «крестить». Главное отличие этого слова от прилагательного – оно указывает не на признак, а на действие.
Рядом с причастием обычно употребляется зависимое слово.
Примеры предложений
Рассмотри примеры контекстов с причастием «крещенный», чтобы запомнить его правописание и лексическое значение:
Ошибочное написание слов «крещенный» и «крещеный»
В зависимости от частеречной принадлежности, оба варианта могут оказаться некорректными. Нельзя писать «крещенный» с двумя «н», если в предложении выражается значение признака предмета, т.е. имя прилагательное. Неправильно писать «крещеный», когда в контексте подчёркивается само действие, т.е. причастие. Также неверно «кресченый», «кресченный».
Заключение
Из сказанного выше следует, что страдательное причастие прошедшего времени нужно писать с удвоенной согласной в суффиксе – «крещенный».
В таких контекстах смысловое ударение делается на глагольное действие.
В свою очередь, в суффиксе имени прилагательного необходимо писать одну «н» – «крещеный».
При этом выделяется по смыслу именно признак предмета. Остальные варианты не отвечают строгим орфографическим правилам. Для проверки правильности написания можно использовать словари русского языка.
Как правильно пишутся слова: крещёный или крещённый, некрещёный или (см.)?
Объясните свой выбор правописания этих слов.
Выясним, в каких случаях эти слова пишутся с «н» и «нн».
Исходным словом является бесприставочный глагол совершенного вида (что сделать?) «крестить». Он образует как прилагательное, так и однокоренное страдательное причастие прошедшего времени, которые различаются написанием.
Прилагательное «крещеный» не имеет зависимых слов. Согласно правилу орфографии слово «крещеный» пишется с одной буквой «н». Оно образует новое слово с помощью приставки не-, которая не меняет этого написания.
Рядом с отцом стоял крещеный мальчик.
Это был некрещеный человек.
Иное дело причастие. У него обязательно имеются зависимые слова. Причастие «крещенный» и «не крещенный» пишутся с двумя буквами «н».
Макар был крещенный отцом Василием.
Этот человек еще не крещенный в православную веру, но уже готовится к этом таинству.
Слова «крещеный или крещенный» и «некрещеный и некрещенный» пишутся в зависимости контекста предложения.
Прилагательное «крещеный» образовалось от глагола несовершенного вида (что делать?) «крестить» и поэтому, если в предложении нет никаких зависимых слов, то пишем одну букву «н».
Крещеный ребенок носил на шее серебряный крестик.
Если в предложении появились появились зависимые слова и прилагательное превратилось в причастие, то пишем две буквы «нн».
Крещенный на днях, ребенок с удовольствием надел на шею серебряный крест.
Некрещеный и некрещенный пишутся также, как и без «не», которая на правописание не влияет.
Написание слова «крещёный» и «крещённый» будет верным, в зависимости от контекста. «Крещёный» (с одним «н») пишется, когда нет зависимых слов, когда это звучит, как констатация факта: этот человек крещёный, принял (когда-то) обряд крещения. Если в предложении присутствуют зависимые слова (только вчера крещённый младенец), правильно будет с двумя «н».
Вопрос не так прост и мимолётен, как некоторые его воспринимают.
Если перед нами явные страдательные причастия, то законно появляется вторая «н». Например: «Буквально вчера крещённый младенец уже стал вести себя поспокойнее». А вот при появлении частицы «не» при причастии, я бы её отделила, в большинстве случаев. Чтобы получилось «Не крещённый вчера младенец. «.
Причастие, образованное от глагола «крестить», пишется с двумя «н». Определить, в каком случае это причастие можно по зависимому слову, если оно есть, пишется два «н»: «Только что крещенный священником человек».
Частица «Не» с прилагательными пишется по следующему алгоритму:
Для того, чтобы правильно написать рассматриваемые слова, следует вспомнить правило написание одиночной и удвоенной буквы «н» в суффиксах страдательных причастий в прошедшем времени и соотносимых с ними прилагательных.
Двойное Н пишется в суффиксах всех страдательных причастий полной формы в прошедшем времени, а вот сопоставимые с ними прилагательные могут писаться и с одиночной, и с двойной Н.
Если слово заканчивается не на -ованный (-ёванный), то НН пишется у причастий и прилагательных, образованных от приставочных глаголов совершенного вида: выстиранный, выпиленный, пожаренный, а также от бесприставочных глаголов, у которых приставка выделяется лишь этимологически: брошенный на произвол судьбы и брошенный топор.
Рассматриваемые нами слова происходят от глагола «крестить», который может быть и совершенным, и несовершенным. А в таких ситуациях причастия от двухвидовых глаголов пишутся с НН, а прилагательные с Н: от глаголов венчать, ранить, крестить причастия венчанный, раненный, крещённый, прилагательные венчаный, раненый, крещённый.
Пример. Крещённый священником мальчик был наречён Иваном, но Крещёный мальчик Иван был красвец.
ЗЫ. Вариация «некрещённый/некрещё ный» в точности по аналогии.
Надо различать прилагательное «крещеный» и причастие «крещенный», они, как мы можем видеть, пишутся как раз по-разному, прилагательное с одной «н», причастие с двумя «нн».
Крещеный человек всегда отличается от некрещеного, если с ним пообщаться достаточно долго.
Человек, крещенный в православии, должен регулярно исповедоваться и причащаться.
В прилагательном «крещенный» пишется в суффиксе две «н», если есть в словосочетании вместе с прилагательным идет зависимое слово. Например, в предложении поставим два «н»: Ребенок, крещенный по православной по традиции, подлежит также причастию.
Суть правила в том, что если есть зависимые слова, то пишется две буквы Н.
1) Одно Н: крещёный человек
2) Два Н: только что крещённый человек
По данному вопросу есть довольно большая и полная статья, которую можно почитать на этой странице:
Там же есть и информация по исключениям из этого правила.
С «некрещёный» то же самое, но здесь исходя из смысла будут совсем другие зависимые слова.
Правильным вариантом написания является «крещёный» с одной буквой «н», когда в предложении слово выступает прилагательным.
Но, если в предложении слово выступает в качестве причастия, проверяем наличием зависимых слов.
Если верить толковому словарю Даля, то слово НЕПРОЧЬ пишется слитно.
Делаем выводы, что современное написание слова «Не прочь» орфографически грамотно пишется в два слова.
Чтобы определить, как писать это имя существительное, слитно или раздельно, сначала вспомним, что существует имя существительное «участие».
Это значит, что «не» может писаться с именем существительным “участие” как слитно, так и раздельно, то есть стать и приставкой, и частицей. Выбор верного написания будет зависеть от смысла фразы или предложения в соответствии с этим правилом:
Если нет никакого противопоставления и можно слово заменить синонимом без “не”, то слово «не(?)участие» пишется слитно. Примеры:
Его неучастие в судьбе детей стало неприятным сюрпризом.
Неучастие нашей команды в этом турнире произошло по причине травм основных игроков.
Если имя существительное «не(?)участие» имеет значение отрицание участия, есть противопоставление и усиление отрицания, то следует сочетание «не участие» писать раздельно.
Это были не участие, а просто инсценировка участия.
Не участие нам нужно в этом турнире, а победа.
«Крещённый» или «крещёный»: как правильно пишется слово?
Морфемный разбор слов «крещенный» и «крещеный»
Морфемный анализ поможет лучше разобраться в правописании анализируемых слов.
Так, лексема «крещенный» делится на следующие морфемы:
В основу окончание не включается – «крещенн».
Лексема «крещеный» состоит из таких частей:
В основу окончание не входит – «крещен».
Видим, что различаются рассматриваемые лексические единицы суффиксами «енн» и «ен» и, соответственно, основами «крещенн» и «крещен».
В каких случаях пишут «крещеный»
Напишем «крещеный» с одной «н» в суффиксе, если перед нами имя прилагательное (отглагольное) со значением «тот, кто подвергся обряду крещения» или «устар. христианин». Слово обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?».
Примеры предложений
Прочитаем примеры предложений с прилагательным «крещеный», чтобы закрепить его правописание и посмотреть, с какими словами оно сочетается:
Крестины
Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.
Думаю, что тема крещения детей напрямую связана с темой христианского воспитания подрастающего поколения. Немного расскажу о том, почему мы крестим детей и что дает им это Таинство.
Когда я вижу толпу крестных и молодых родителей, которые идут к домику, где у нас проводятся беседы с крещаемыми, мое сердце, к сожалению, не подпрыгивает от радости. Скорее наоборот. Потому что я знаю, что предстоит не очень приятный разговор. Я священник молодой, но все же крестил уже немало народу. Так вот, могу вспомнить только пару случаев, когда восприемники знали наизусть Символ веры. Я сначала относил это к моей молодости, но потом узнал у одного пожилого батюшки, который полвека служит в сане, что он тоже лишь несколько раз слышал молитву «Верую» от крестных (не считая, конечно, случаев, когда крестил детей своих постоянных прихожан). Воистину Русь крещена, но не просвещена. Вообще знания многих восприемников о том, кто такие крестные, ограничиваются, видимо, просмотром гангстерского фильма «Крестный отец». Многие не имеют даже крестов на груди. Немало таких, которые не знают, что такое исповедь и причастие. Ну ладно, они не читали Евангелие и духовную литературу, но хоть какие-то книжки или хотя бы фильмы, где священник принимает исповедь, они должны знать?
Все, что я сказал про крестных, можно отнести и к родителям. Уровень их познаний ничуть не выше. И вообще, на всем их поведении лежит какая-то печать несерьезности, неуместного веселья. Неоднократно сталкивался с тем, что родители или крестные начинали заранее «отмечать» событие. От них уже попахивало, и язык не всегда слушался их. Иногда при виде всего этого посещает крамольная мысль: «А может, правы протестанты, что не крестят младенцев?» Ведь такие родители и восприемники явно не будут воспитывать малыша в вере и благочестии, но почему-то обязательно хотят крестить своих детей.
Мы прекрасно понимаем, в чем неправда протестантов. Если я церковный человек, живу жизнью Церкви, то, конечно, и мой ребенок должен ею жить, причащаться с нами от одной чаши, молиться в храме. Если мы болеем за детей, то как не поминать их на литургии? А некрещеных поминать нельзя. Но многие люди об этом и не думают. Им главное — крестить, отметиться.
Справедливости ради скажу, что людей серьезных (правда, непросвещенных) тоже много. Вот к ним-то в первую очередь и обращаюсь я во время огласительных бесед. Приведу (в сокращении) беседу, которую провожу с родителями и крестными.
Первый вопрос, который я обычно задаю: «Для чего вы принимаете крещение?» (Заранее говорю, что это не экзамен, прошу сказать своими словами.) Ответы бывают самые разные: 1) мы русские, значит, должны креститься; 2) чтобы не болеть; 3) чтобы была удача в жизни.
Объясняю, что крещение не делает нас более русскими, оно дано всем народам, в Церкви «нет ни еллина, ни иудея», большинство стран приняло христианство, когда Русь была еще языческой.
Крещение также не делает нас здоровыми и счастливыми, ибо относится к области духовной, а не материальной, мы крестимся, чтобы спасти душу, а не для того, чтобы поправить здоровье.
Вопрос о намерениях перед крещением далеко не праздный. В Питере в 90-е годы произошел очень неприятный случай. Одного человека экстрасенсы послали принять крещение в десяти храмах, чтобы исцелиться. И ни в одном (!) храме его не спросили, зачем он крестится. Ко мне как-то пришла женщина с сыном-наркоманом и откровенно сказала, что их прислала целительница поисповедоваться и причаститься.
Потом я выясняю степень церковности родителей и восприемников. Говорю об обязательности исповеди и причастия для каждого православного. Ведь христианином нас делает не ношение креста, а участие в Таинствах Церкви. Семья — это малая Церковь, где все должно быть едино. Если мы желаем спасения детям, то сами должны спасаться вместе с ними, идти по этому пути к Богу.
Говорю о крестных. Они не почетные свидетели, которые стоят с ленточками на свадьбе. Они духовные наставники, руководители крестников. Нельзя научить человека тому, чего сам не знаешь. Следовательно, нужно побольше узнать самим. Восприемники — это те, кто за малолетством детей дают за них обеты святого крещения, то есть ручаются головой, что приложат все усилия, чтобы ребенок вырос в вере, не ушел потом из Церкви. Если мы обещаем что-то, то должны выполнять, а тут даем обеты Самому Богу, перед крестом и Евангелием.
А теперь — самое главное. Для чего мы принимаем крещение? Человек двусоставен, он состоит из души и тела. Душа нуждается в гораздо большей заботе, чем тело. О теле мы никогда не забываем, а вот о душе можем не вспоминать годами. Мы принимаем крещение, чтобы спасти душу, стать детьми Божиими, восстановить утерянную связь с Богом.
Крещение называют вторым рождением. Я спрашиваю матерей: «Когда вы родите младенцев, что вы делаете сразу после того, как вам принесут ребенка?» Отвечают: «Прикладываем к груди, кормим». Вот видите, мы питаем его. После крещения человек также нуждается в духовном питании — Таинстве причастия, молитве. Крещение — это только самое начало пути. Человека мало родить, его надо вырастить, воспитать, выучить. Также и в духовной жизни. Крещение не спасает нас автоматически, без наших усилий. Оно делает нас чадами Божиими и чадами Церкви, которую основал Бог. А значит, мы должны пользоваться всеми теми благодатными дарами, которые в Церкви есть: Евхаристия, исповедь, другие Таинства, через них нам подается благодать Божия.
Если человек крестился и продолжает жить, как жил, он подобен тому безумцу, который купил билет на поезд, а сам ехать не собирается. Или поступил в вуз, а учиться не хочет. Некоторых людей два раза в жизни приносят в храм: один раз — на крестины, второй — на отпевание. Это страшно.
Крещение — великое Таинство, но без нашей веры оно не имеет действия. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, — осужден будет (Мк 16, 16). Но и вера, как известно, без дел мертва (Иак 2, 20). А дела веры — жизнь по заповедям, молитва, добрые дела. В Евангелии говорится о том, что когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и, не найдя пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенным, пустым и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горше первого. Святитель Иоанн Златоуст относит эти слова и к Таинству крещения. Когда крещение совершено, но никакой духовной работы не ведется, тогда духовный вакуум заполняется духами злобы. Есть закон: духовная жизнь не терпит пустоты. Если мы не занимаемся духовным воспитанием ребенка, душу занимает иная духовность. При нынешнем разгуле сект и оккультизма это особенно опасно.
Если я замечаю смешки во время отречения от сатаны (когда дуют и плюют), то сурово пресекаю веселье. Диавол — не сказки, это реальность. Он не будет сидеть сложа руки, видя, как человек спасается, он постарается отомстить. Но для этого нам и дается великое оружие: крещение и крест Господень. На нем написано: «Спаси и сохрани», и снимать его нельзя. Мы сами тем самым лишаем себя ограждения и защиты. Тот человек, который носит крест, молится и приступает к Таинствам, не должен бояться диавола.
Духовное воспитание — это прививка против зла, которое царит в мире, иммунитет против него.
Без веры в Бога невозможно уберечь детей от соблазнов. Воспитав ребенка в заповедях, вы закладываете фундамент всей его жизни. Думаю, каждый отец, каждая мать хочет, чтобы дети любили их, были им опорой, а об этом говорит пятая заповедь: Почитай отца и мать… (Мф 19, 19). Заповеди нужно знать и рассказывать про них детям.
Да, путь духовной жизни сложен, но идти по нему нужно, нужно делать первые шаги, потом будет легче. Это единственный путь спасти наших чад и поднять нашу страну. Без возрождения душ человеческих, наших с вами душ, Россия никогда не возродится.
В каких случаях пишут «крещенный»
Напишем «крещенный» с двумя «н» в суффиксе, если перед нами страдательное причастие прошедшего времени, которое образовалось от глагола «крестить». Главное отличие этого слова от прилагательного – оно указывает не на признак, а на действие.
Рядом с причастием обычно употребляется зависимое слово.
Примеры предложений
Рассмотри примеры контекстов с причастием «крещенный», чтобы запомнить его правописание и лексическое значение:
Выбираем подарок на крестины и крещение
Крещение и крестины: в чем разница
Крещение – это таинство, которое совершается над человеком в церкви. Через это таинство человек становится членом Церкви Христовой, приобретает небесного покровителя и Ангела-Хранителя, получает возможность принимать таинства Церкви.
Крестины – это праздник, посвященный крещению младенца. На крестины принято приглашать близких родственников: в этот день они впервые знакомятся с малышом. На крестинах также присутствуют крестные младенца, принимавшие участие в его крещении.
Подарок на крещение
По традиции, крестная мама покупает крестильный набор для ребенка, если это девочка, то можно купить крестильное платье. Выбрать крестильный набор, платье и другие подарки на крещение можно, например, в православном интернет-магазине или церковной лавке. Также крестная мама готовит крыжму – крестильное полотенце для малыша, чтобы принимать его после троекратного погружения в воду. Крестный папа на крещение младенца покупает крестик, цепочку или веревочку и оставляет пожертвование за крещение. Можно также купить свечи, которые будут держать зажженными все присутствующие на крещении.
Родители и другие родственники приносят подарки малышу уже после крещения на крестинах.
Подарок на крестины
В то время, как родственники могут подарить младенцу одежду, книги, необходимые предметы ухода, игрушки, крестные родители дарят малышу подарки преимущественно духовного содержания. Какими могут быть эти подарки и как их выбрать?
Икона – отличный подарок для маленького христианина или христианки, так как она будет защищать малыша с первых месяцев жизни, а когда ребенок подрастет – он сможет научиться молиться перед ней и просить помощи. Можно купить икону в иконной лавке, можно заказать икону в иконописной мастерской: тогда она останется в доме на долгие годы и будет охранять ребенка в течение всей его жизни.
Евангелие, Библия или молитвослов тоже станут прекрасным подарком на крещение младенца. Можно купить Библию или молитвослов для детей, можно купить красивую святую книгу в кожаном переплете и читать ее с ребенком каждый вечер. Малышу понравится оформление такой книги, он будет с трепетом ждать каждый вечер священного рассказа из нее.
Столовое серебро, серебряная посуда, ложечка. Уже очень давно существует традиция дарить новокрещенному младенцу серебряную ложку, теперь же мы имеем возможность купить, например, в Интернет-магазине Крещение.ру также серебряную кружку и погремушку.
Нательная иконка-образок. Иконку можно носить вместе с крестиком или одевать на праздники. Она может всегда находиться с малышом, благодаря чему он будет чувствовать себя защищенным. К тому же, так ребенок быстрее привыкнет обращаться к иконке с молитвой о помощи в трудную минуту.
На крещение ребенка можно подписать открытку с пожеланиями, которую он сможет прочитать, уже будучи взрослым. Можно сделать подарок для крестника или крестницы своими руками: вышить картину, закладку для книг, связать девочке шапочку для посещения храма. Крестный папа может смастерить своему крестнику или крестнице полочку для икон, подставку для свечей. Главное, чтобы подарок, сделанный на крестины, смог принести духовную пользу ребенку и сохраниться у него на долгие годы.
Автор статьи: Ратникова Татьяна, теолог-религиовед