«Подъезд» Или «Подьезд» – Как Правильно?
«Подъезд» или «подьезд» – как правильно?
Выбор написания слова – «подъезд» или «подьезд» – определяется орфограммой № 6, применение которой рассмотрим далее.
Как пишется правильно: «подъезд» или «подьезд»?
В соответствии с правилом, пишется – подъезд.
Какое правило применяется?
«Подъзд» – имя существительное, которое употребляется в речевом процессе в значении – «действие по значению глагола «подъехать», или место, куда можно подъезжать». Лексема исконно русского происхождения, её образование связано с древнерусским существительным «ѣздъ» – «путь, поход».
Слово состоит из следующих морфем: «подъ-» – префикс, «езд-» – корень, окончание нулевое.
Как видим, «ъ» в морфемах имеется. Согласно, названной выше орфограмме – «Разделительные твёрдый и мягкий знаки», «ъ» пишется между префиксом и корнем в том случае, если корень начинают такие гласные буквы как – «е», «ё», «ю», «я». В слове, которое нас интересует, корень начинается с гласной «е», следовательно, писать «ъ» перед «е» необходимо. Пишем – подъезд.
Примеры предложений
Подъезд к дому не обустроен совсем.
В нашем подъезде тридцать шесть квартир.
Как неправильно писать
Недопустимо писать – подезд, поьезд, падъест.
Как правильно пишется «Округа» или «округи» – как правильно?
Как правильно пишется «Чебрец» или «чабрец» – как правильно?
«Подъезд» или «подьезд» – как правильно?
Как пишется подъезд или подьезд?
Как пишется слово?
Чтобы узнать как пишется то или иное слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.
Правильно писать:
«ПОДЪЕЗД»
По какому правилу проверить слово «подъезд»
Разделительный ъ и ь
Мало кто может пройти этот тест по русскому с первого раза! Попробуйте свои силы!
В правилах сказано
Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласные.
В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь
НЕВЕРНО!
«ПОДЬЕЗД»
Примеры предложений со словом «подъезд»
Жилая часть состояла из семи десятиэтажных и одиннадцатиэтажных зданий, разделённых на двадцать четыре подъезда (пронумерованных по неизвестной причине 1–10 и 12–25), с 505 квартирами, по две на этаже.
Юрий Слёзкин, Дом правительства. Сага о русской революции. Книга вторая. В Доме, 2017
Освещённый подъезд предваряли тёмные ели, дремавшие в кружеве инея, застывшего на тяжёлых ветвях прозрачными каплями серебра.
Александр Арсаньев, Рождественский подарок
Около второго подъезда стояли две старушки и, как водится, перемалывали кому-то косточки.
Марина Серова, Агент возмездия, 2009
Подъезд – как правильно пишется слово, с твердым или мягким знаком, и как объяснить его на уроке
Пишем вот так: «подъезд». В этом слове четыре орфограммы, давайте их все разберем.
В слове «подъезд» целых четыре орфограммы. И на уроке учительница может попросить вас объяснить каждую из них. Давайте внимательно проанализируем это слово и научимся писать его правильно.
Я постараюсь рассказать вам о каждой орфограмме максимально доступно, чтобы у вас точно не осталось вопросов.
Как пишется «подъезд»
Слово пишется так: «подъезд». Посмотрите на него и запомните. Теперь давайте проанализируем каждую орфограмму.
Твердый знак
Я начинаю именно с этого правила, потому что оно вызывает больше всего вопросов. Почему в «подъезде» пишется твердый знак, и почему именно твердый, а не мягкий?
Смотрите, здесь действует такое правило: «После приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я пиши твердый знак».
Приставка в этом слове – «под». А корень – «езд». Однокоренные слова: ездить, езда, въезжать. Вот и получается, что приставка заканчивается на согласный «д», а корень начинается с «е».
Если твердый знак не поставить, то «е» будет произноситься без «j» и получится [пад’эст]. А вот если мы его ставим, то появляется «j» и мы произносим [падjэст].
Если вам сложно запоминать, почему пишется Ъ, а не Ь, то запоминайте так. Произнесите слово «подъезд» – «д» произносится твердо. Следовательно, мягкого знака тут никак не может быть. Поэтому пишем твердый знак.
Чтобы графически объяснить эту орфограмму, подчеркните одной чертой три буквы: «дъе», а затем еще одной – «д» и «е», выделите приставку «под» и корень «езд». Этого будет достаточно. Вы покажете, что написали твердый знак, потому что он после приставки на согласную и при этом перед «е».
Получиться должно примерно так.
Под или Пад
Приставки «пад» нет. Ее просто не существует в русском языке. Если вам надо будет объяснить на уроке, почему «подъезд» пишется через «о», то прямо так и говорите: «Приставки пад- нет».
А графически оформляйте объяснение следующим образом. Проведите одну черту под «о» – так вы покажете, что мы сомневаемся в этой букве и ее надо проверить. Поставьте ударение – оно будет падать на «е». Ударение нужно для того, чтобы доказать, что «о» вызывает сомнения. Выделите часть слова, в которой находится сомнительная буква – приставку «под». А рядом в скобках напишите объяснение – «пад нет».
Зд или Ст
На конце этого слова мы слышим [ст], но пишем «зд». Давайте разберем, почему так происходит.
Мы слышим на конце [т], потому что происходит процесс под названием «оглушение». Звонкий согласный оглушается и произносится как глухой. [Д] превращается в [т].
А [с] на месте [з] мы произносим потому, что его оглушает вот этот «оглушившийся» [т].
Превращение звука [з] в [с] под влиянием [т] правильнее называть не оглушением, а ассимиляцией по глухости. Ассимиляция – то есть уподобление. Звонкий согласный уподобляется глухому согласному и сам становится глухим. А оглушение – это когда звук на конце слова. Он «глушится» как бы сам по себе, никто на него не влияет.
Но ассимиляция – вузовский термин. В школе вы его вряд ли встретите.
Чтобы проверить «д», нужно подобрать такое однокоренное слово или словоформу, чтобы после согласного шел гласный или сонорный.
Например, подойдет словоформа «подъезды». А «з» проверить никак нельзя – только запомнить.
Когда будете проверять «д», оформляйте свое объяснение так. Букву «д» в обоих словах подчеркивайте одной чертой, выделяйте корень «езд», а гласный после «д» подчеркивайте двумя чертами. Так вы покажете, что с помощью гласного проверили сомнительный согласный.
Ударение здесь аналогично можно не ставить, потому что мы проверяем согласный, а не гласный.
Вот мое видео о том, как объяснять сомнительные гласные и согласные в словах. Обязательно посмотрите и объясняйте также. Чтобы у вас в голове была систематизированная информация.
О чем еще надо помнить
Когда будете делать фонетический разбор этого слова, не забудьте, что «е» обозначает два звука: [й] и [э]. Оформить это надо так:
Помните также о том, что Ъ не входит ни в какую морфему. Он находится на стыке двух морфем – между приставкой «под» и корнем «езд».
У слова «подъезд» нулевое окончание. Когда вы делаете его морфемный разбор, вы должны рядом со словом нарисовать пустой квадрат. Чтобы доказать, что окончание нулевое, просто измените слово: подъезд – подъезды.
Что еще почитать
Если вам нужно быстро выучить русский и научиться писать более грамотно, посмотрите статью с обзором курсов по русскому. В самое начало этой статьи я вынес бесплатные материалы – хорошие электронные пособия, приложения-тренажеры. Скачайте их все и постепенно начинайте изучать. А потом, если будет нужно, воспользуетесь платными полезностями.
Еще несколько статей, которые могут вам пригодиться:
Заключение
В сегодняшней статье мы разобрали слово «подъезд», которое оказалось совсем не простым. Все ли вам понятно? Остались ли вопросы? Сможете ли вы теперь легко проэто слово у доски, правильно объяснить в нем все орфограммы?
Жду ваших вопросов и отзывов ввсем спасибо!
«Подъезд» или «подьезд» – как правильно?
Выбор написания слова – «подъезд» или «подьезд» – определяется орфограммой № 6, применение которой рассмотрим далее.
Как пишется правильно: «подъезд» или «подьезд»?
В соответствии с правилом, пишется – подъезд.
Какое правило применяется?
«Подъзд» – имя существительное, которое употребляется в речевом процессе в значении – «действие по значению глагола «подъехать», или место, куда можно подъезжать». Лексема исконно русского происхождения, её образование связано с древнерусским существительным «ѣздъ» – «путь, поход».
Слово состоит из следующих морфем: «подъ-» – префикс, «езд-» – корень, окончание нулевое.
Как видим, «ъ» в морфемах имеется. Согласно, названной выше орфограмме – «Разделительные твёрдый и мягкий знаки», «ъ» пишется между префиксом и корнем в том случае, если корень начинают такие гласные буквы как – «е», «ё», «ю», «я». В слове, которое нас интересует, корень начинается с гласной «е», следовательно, писать «ъ» перед «е» необходимо. Пишем – подъезд.
Примеры предложений
Подъезд к дому не обустроен совсем.
В нашем подъезде тридцать шесть квартир.
Как неправильно писать
Недопустимо писать – подезд, поьезд, падъест.
Подъезд – как правильно пишется слово, с твердым или мягким знаком, и как объяснить его на уроке
Пишем вот так: «подъезд». В этом слове четыре орфограммы, давайте их все разберем.
В слове «подъезд» целых четыре орфограммы. И на уроке учительница может попросить вас объяснить каждую из них. Давайте внимательно проанализируем это слово и научимся писать его правильно.
Я постараюсь рассказать вам о каждой орфограмме максимально доступно, чтобы у вас точно не осталось вопросов.
Как пишется «подъезд»
Слово пишется так: «подъезд». Посмотрите на него и запомните. Теперь давайте проанализируем каждую орфограмму.
Твердый знак
Я начинаю именно с этого правила, потому что оно вызывает больше всего вопросов. Почему в «подъезде» пишется твердый знак, и почему именно твердый, а не мягкий?
Смотрите, здесь действует такое правило: «После приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я пиши твердый знак».
Приставка в этом слове – «под». А корень – «езд». Однокоренные слова: ездить, езда, въезжать. Вот и получается, что приставка заканчивается на согласный «д», а корень начинается с «е».
Если твердый знак не поставить, то «е» будет произноситься без «j» и получится [пад’эст]. А вот если мы его ставим, то появляется «j» и мы произносим [падjэст].
Если вам сложно запоминать, почему пишется Ъ, а не Ь, то запоминайте так. Произнесите слово «подъезд» – «д» произносится твердо. Следовательно, мягкого знака тут никак не может быть. Поэтому пишем твердый знак.
Чтобы графически объяснить эту орфограмму, подчеркните одной чертой три буквы: «дъе», а затем еще одной – «д» и «е», выделите приставку «под» и корень «езд». Этого будет достаточно. Вы покажете, что написали твердый знак, потому что он после приставки на согласную и при этом перед «е».
Получиться должно примерно так.
Под или Пад
Приставки «пад» нет. Ее просто не существует в русском языке. Если вам надо будет объяснить на уроке, почему «подъезд» пишется через «о», то прямо так и говорите: «Приставки пад- нет».
А графически оформляйте объяснение следующим образом. Проведите одну черту под «о» – так вы покажете, что мы сомневаемся в этой букве и ее надо проверить. Поставьте ударение – оно будет падать на «е». Ударение нужно для того, чтобы доказать, что «о» вызывает сомнения. Выделите часть слова, в которой находится сомнительная буква – приставку «под». А рядом в скобках напишите объяснение – «пад нет».
Зд или Ст
На конце этого слова мы слышим [ст], но пишем «зд». Давайте разберем, почему так происходит.
Мы слышим на конце [т], потому что происходит процесс под названием «оглушение». Звонкий согласный оглушается и произносится как глухой. [Д] превращается в [т].
А [с] на месте [з] мы произносим потому, что его оглушает вот этот «оглушившийся» [т].
Превращение звука [з] в [с] под влиянием [т] правильнее называть не оглушением, а ассимиляцией по глухости. Ассимиляция – то есть уподобление. Звонкий согласный уподобляется глухому согласному и сам становится глухим. А оглушение – это когда звук на конце слова. Он «глушится» как бы сам по себе, никто на него не влияет.
Но ассимиляция – вузовский термин. В школе вы его вряд ли встретите.
Чтобы проверить «д», нужно подобрать такое однокоренное слово или словоформу, чтобы после согласного шел гласный или сонорный.
Например, подойдет словоформа «подъезды». А «з» проверить никак нельзя – только запомнить.
Когда будете проверять «д», оформляйте свое объяснение так. Букву «д» в обоих словах подчеркивайте одной чертой, выделяйте корень «езд», а гласный после «д» подчеркивайте двумя чертами. Так вы покажете, что с помощью гласного проверили сомнительный согласный.
Ударение здесь аналогично можно не ставить, потому что мы проверяем согласный, а не гласный.
Вот мое видео о том, как объяснять сомнительные гласные и согласные в словах. Обязательно посмотрите и объясняйте также. Чтобы у вас в голове была систематизированная информация.
О чем еще надо помнить
Когда будете делать фонетический разбор этого слова, не забудьте, что «е» обозначает два звука: [й] и [э]. Оформить это надо так:
Помните также о том, что Ъ не входит ни в какую морфему. Он находится на стыке двух морфем – между приставкой «под» и корнем «езд».
У слова «подъезд» нулевое окончание. Когда вы делаете его морфемный разбор, вы должны рядом со словом нарисовать пустой квадрат. Чтобы доказать, что окончание нулевое, просто измените слово: подъезд – подъезды.
Что еще почитать
Если вам нужно быстро выучить русский и научиться писать более грамотно, посмотрите статью с обзором курсов по русскому. В самое начало этой статьи я вынес бесплатные материалы – хорошие электронные пособия, приложения-тренажеры. Скачайте их все и постепенно начинайте изучать. А потом, если будет нужно, воспользуетесь платными полезностями.
Еще несколько статей, которые могут вам пригодиться:
Заключение
В сегодняшней статье мы разобрали слово «подъезд», которое оказалось совсем не простым. Все ли вам понятно? Остались ли вопросы? Сможете ли вы теперь легко прокомментировать это слово у доски, правильно объяснить в нем все орфограммы?
Жду ваших вопросов и отзывов в комментариях, всем спасибо!
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ), с. 47 — 49
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Правописание приставок и предлогов
Ответы к стр. 47 — 49
1. Прочитай.
• Какую «работу» выполняют выделенные буквы?
Буква мягкий знак (ь) указывает на мягкость предшествующего согласного звука: десять.
Раздельный мягкий знак (ь) и разделительный твёрдый знак (ъ) указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я, и) обозначает два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук: объявленье, съем, варенья.
• Подчеркни в словах изученные орфограммы. В словах с разделительным твёрдым знаком (ъ) выдели приставки.
2. Прочитай. Отметь √ правильное утверждение.
√ Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.
• Выдели в словах приставки.
5. Прочитай. Вставь в предложения пропущенные слова, взяв их из заглавия.
Об ъ ём и под ъ ём
Под ъ ём у Б е г е мотика
В восем ь ч а сов утра.
О б ъ ём его ж и вотика
Восем ь десят четыре в е дра.
С ъ ехал с горы, сэкономил время, об ъ явил об экскурсии, вошёл во второй под ъ езд, пред ъ юбилейный год, приклеил марку, под ъ ёмный кран, подписка на газеты, железнодорожный раз ъ езд.
• Составь и запиши предложение с любым сочетанием слов.
На стройке работал подъёмный кран.
7. Прочитай. Образуй от данных слов однокоренные при помощи любой из данных приставок: под-, об-, раз-, с-, от-. Запиши эти слова с другими приставками.
Подъехал, отъезд, объявил, разъяснил, объединил, съёжился.
разъ-езд √ тетра-дь каль-мар
√ съ-езд √ друзь-я пье-са
9. Прочитай. Составь звуковую модель каждого слова. Укажи цифрами, сколько в каждом слове звуков и букв.
Ружьё [ружй’ó] — 5 зв., 5 б.
Съел [сй’эл] — 4 зв., 4 б.
Тюльпан [т’ул’пáн] —6 зв., 7 б.
Ребята! В воскресенье, 31 декабря, мы идём встречать Новый год в парк. Выходим в 11 часов утра. Сбор у подъезда в школу.
Ученики 3-го класса.
Внимание! Пропал щенок. Рыжий, с белыми пятнами на спине и на ушах. Любопытный, добрый. Любит маленьких детей. Отзывается на кличку Лобзик. Нашедшего просим позвонить по телефону.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ), с. 47 — 49
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Правописание приставок и предлогов
Ответы к стр. 47 — 49
1. Прочитай.
• Какую «работу» выполняют выделенные буквы?
Буква мягкий знак (ь) указывает на мягкость предшествующего согласного звука: десять.
Раздельный мягкий знак (ь) и разделительный твёрдый знак (ъ) указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я, и) обозначает два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук: объявленье, съем, варенья.
• Подчеркни в словах изученные орфограммы. В словах с разделительным твёрдым знаком (ъ) выдели приставки.
2. Прочитай. Отметь √ правильное утверждение.
√ Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.
• Выдели в словах приставки.
5. Прочитай. Вставь в предложения пропущенные слова, взяв их из заглавия.
Об ъ ём и под ъ ём
Под ъ ём у Б е г е мотика
В восем ь ч а сов утра.
О б ъ ём его ж и вотика
Восем ь десят четыре в е дра.
С ъ ехал с горы, сэкономил время, об ъ явил об экскурсии, вошёл во второй под ъ езд, пред ъ юбилейный год, приклеил марку, под ъ ёмный кран, подписка на газеты, железнодорожный раз ъ езд.
• Составь и запиши предложение с любым сочетанием слов.
На стройке работал подъёмный кран.
7. Прочитай. Образуй от данных слов однокоренные при помощи любой из данных приставок: под-, об-, раз-, с-, от-. Запиши эти слова с другими приставками.
Подъехал, отъезд, объявил, разъяснил, объединил, съёжился.
разъ-езд √ тетра-дь каль-мар
√ съ-езд √ друзь-я пье-са
9. Прочитай. Составь звуковую модель каждого слова. Укажи цифрами, сколько в каждом слове звуков и букв.
Ружьё [ружй’ó] — 5 зв., 5 б.
Съел [сй’эл] — 4 зв., 4 б.
Тюльпан [т’ул’пáн] —6 зв., 7 б.
Ребята! В воскресенье, 31 декабря, мы идём встречать Новый год в парк. Выходим в 11 часов утра. Сбор у подъезда в школу.
Ученики 3-го класса.
Внимание! Пропал щенок. Рыжий, с белыми пятнами на спине и на ушах. Любопытный, добрый. Любит маленьких детей. Отзывается на кличку Лобзик. Нашедшего просим позвонить по телефону.