В слове «подъезд» целых четыре орфограммы. И на уроке учительница может попросить вас объяснить каждую из них. Давайте внимательно проанализируем это слово и научимся писать его правильно.
Я постараюсь рассказать вам о каждой орфограмме максимально доступно, чтобы у вас точно не осталось вопросов.
Слово пишется так: «подъезд». Посмотрите на него и запомните. Теперь давайте проанализируем каждую орфограмму.
Я начинаю именно с этого правила, потому что оно вызывает больше всего вопросов. Почему в «подъезде» пишется твердый знак, и почему именно твердый, а не мягкий?
Смотрите, здесь действует такое правило: «После приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я пиши твердый знак».
Приставка в этом слове – «под». А корень – «езд». Однокоренные слова: ездить, езда, въезжать. Вот и получается, что приставка заканчивается на согласный «д», а корень начинается с «е».
Если твердый знак не поставить, то «е» будет произноситься без «j» и получится [пад’эст]. А вот если мы его ставим, то появляется «j» и мы произносим [падjэст].
Если вам сложно запоминать, почему пишется Ъ, а не Ь, то запоминайте так. Произнесите слово «подъезд» – «д» произносится твердо. Следовательно, мягкого знака тут никак не может быть. Поэтому пишем твердый знак.
Чтобы графически объяснить эту орфограмму, подчеркните одной чертой три буквы: «дъе», а затем еще одной – «д» и «е», выделите приставку «под» и корень «езд». Этого будет достаточно. Вы покажете, что написали твердый знак, потому что он после приставки на согласную и при этом перед «е».
Получиться должно примерно так.
Приставки «пад» нет. Ее просто не существует в русском языке. Если вам надо будет объяснить на уроке, почему «подъезд» пишется через «о», то прямо так и говорите: «Приставки пад- нет».
А графически оформляйте объяснение следующим образом. Проведите одну черту под «о» – так вы покажете, что мы сомневаемся в этой букве и ее надо проверить. Поставьте ударение – оно будет падать на «е». Ударение нужно для того, чтобы доказать, что «о» вызывает сомнения. Выделите часть слова, в которой находится сомнительная буква – приставку «под». А рядом в скобках напишите объяснение – «пад нет».
На конце этого слова мы слышим [ст], но пишем «зд». Давайте разберем, почему так происходит.
Мы слышим на конце [т], потому что происходит процесс под названием «оглушение». Звонкий согласный оглушается и произносится как глухой. [Д] превращается в [т].
А [с] на месте [з] мы произносим потому, что его оглушает вот этот «оглушившийся» [т].
Превращение звука [з] в [с] под влиянием [т] правильнее называть не оглушением, а ассимиляцией по глухости. Ассимиляция – то есть уподобление. Звонкий согласный уподобляется глухому согласному и сам становится глухим. А оглушение – это когда звук на конце слова. Он «глушится» как бы сам по себе, никто на него не влияет.
Но ассимиляция – вузовский термин. В школе вы его вряд ли встретите.
Чтобы проверить «д», нужно подобрать такое однокоренное слово или словоформу, чтобы после согласного шел гласный или сонорный.
Например, подойдет словоформа «подъезды». А «з» проверить никак нельзя – только запомнить.
Когда будете проверять «д», оформляйте свое объяснение так. Букву «д» в обоих словах подчеркивайте одной чертой, выделяйте корень «езд», а гласный после «д» подчеркивайте двумя чертами. Так вы покажете, что с помощью гласного проверили сомнительный согласный.
Ударение здесь аналогично можно не ставить, потому что мы проверяем согласный, а не гласный.
Вот мое видео о том, как объяснять сомнительные гласные и согласные в словах. Обязательно посмотрите и объясняйте также. Чтобы у вас в голове была систематизированная информация.
Когда будете делать фонетический разбор этого слова, не забудьте, что «е» обозначает два звука: [й] и [э]. Оформить это надо так:
Помните также о том, что Ъ не входит ни в какую морфему. Он находится на стыке двух морфем – между приставкой «под» и корнем «езд».
У слова «подъезд» нулевое окончание. Когда вы делаете его морфемный разбор, вы должны рядом со словом нарисовать пустой квадрат. Чтобы доказать, что окончание нулевое, просто измените слово: подъезд – подъезды.
Если вам нужно быстро выучить русский и научиться писать более грамотно, посмотрите статью с обзором курсов по русскому. В самое начало этой статьи я вынес бесплатные материалы – хорошие электронные пособия, приложения-тренажеры. Скачайте их все и постепенно начинайте изучать. А потом, если будет нужно, воспользуетесь платными полезностями.
Еще несколько статей, которые могут вам пригодиться:
В сегодняшней статье мы разобрали слово «подъезд», которое оказалось совсем не простым. Все ли вам понятно? Остались ли вопросы? Сможете ли вы теперь легко прокомментировать это слово у доски, правильно объяснить в нем все орфограммы?
Жду ваших вопросов и отзывов в комментариях, всем спасибо!
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
1. Прочитай.
• Какую «работу» выполняют выделенные буквы?
Буква мягкий знак (ь) указывает на мягкость предшествующего согласного звука: десять.
Раздельный мягкий знак (ь) и разделительный твёрдый знак (ъ) указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я, и) обозначает два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук: объявленье, съем, варенья.
• Подчеркни в словах изученные орфограммы. В словах с разделительным твёрдым знаком (ъ) выдели приставки.
2. Прочитай. Отметь √ правильное утверждение.
√ Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.
• Выдели в словах приставки.
5. Прочитай. Вставь в предложения пропущенные слова, взяв их из заглавия.
Об ъ ём и под ъ ём
Под ъ ём у Б е г е мотика
В восем ь ч а сов утра.
О б ъ ём его ж и вотика
Восем ь десят четыре в е дра.
С ъ ехал с горы, сэкономил время, об ъ явил об экскурсии, вошёл во второй под ъ езд, пред ъ юбилейный год, приклеил марку, под ъ ёмный кран, подписка на газеты, железнодорожный раз ъ езд.
• Составь и запиши предложение с любым сочетанием слов.
На стройке работал подъёмный кран.
7. Прочитай. Образуй от данных слов однокоренные при помощи любой из данных приставок: под-, об-, раз-, с-, от-. Запиши эти слова с другими приставками.
Подъехал, отъезд, объявил, разъяснил, объединил, съёжился.
разъ-езд √ тетра-дь каль-мар
√ съ-езд √ друзь-я пье-са
9. Прочитай. Составь звуковую модель каждого слова. Укажи цифрами, сколько в каждом слове звуков и букв.
Ружьё [ружй’ó] — 5 зв., 5 б.
Съел [сй’эл] — 4 зв., 4 б.
Тюльпан [т’ул’пáн] —6 зв., 7 б.
Ребята! В воскресенье, 31 декабря, мы идём встречать Новый год в парк. Выходим в 11 часов утра. Сбор у подъезда в школу.
Ученики 3-го класса.
Внимание! Пропал щенок. Рыжий, с белыми пятнами на спине и на ушах. Любопытный, добрый. Любит маленьких детей. Отзывается на кличку Лобзик. Нашедшего просим позвонить по телефону.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
1. Прочитай.
• Какую «работу» выполняют выделенные буквы?
Буква мягкий знак (ь) указывает на мягкость предшествующего согласного звука: десять.
Раздельный мягкий знак (ь) и разделительный твёрдый знак (ъ) указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я, и) обозначает два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук: объявленье, съем, варенья.
• Подчеркни в словах изученные орфограммы. В словах с разделительным твёрдым знаком (ъ) выдели приставки.
2. Прочитай. Отметь √ правильное утверждение.
√ Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.
• Выдели в словах приставки.
5. Прочитай. Вставь в предложения пропущенные слова, взяв их из заглавия.
Об ъ ём и под ъ ём
Под ъ ём у Б е г е мотика
В восем ь ч а сов утра.
О б ъ ём его ж и вотика
Восем ь десят четыре в е дра.
С ъ ехал с горы, сэкономил время, об ъ явил об экскурсии, вошёл во второй под ъ езд, пред ъ юбилейный год, приклеил марку, под ъ ёмный кран, подписка на газеты, железнодорожный раз ъ езд.
• Составь и запиши предложение с любым сочетанием слов.
На стройке работал подъёмный кран.
7. Прочитай. Образуй от данных слов однокоренные при помощи любой из данных приставок: под-, об-, раз-, с-, от-. Запиши эти слова с другими приставками.
Подъехал, отъезд, объявил, разъяснил, объединил, съёжился.
разъ-езд √ тетра-дь каль-мар
√ съ-езд √ друзь-я пье-са
9. Прочитай. Составь звуковую модель каждого слова. Укажи цифрами, сколько в каждом слове звуков и букв.
Ружьё [ружй’ó] — 5 зв., 5 б.
Съел [сй’эл] — 4 зв., 4 б.
Тюльпан [т’ул’пáн] —6 зв., 7 б.
Ребята! В воскресенье, 31 декабря, мы идём встречать Новый год в парк. Выходим в 11 часов утра. Сбор у подъезда в школу.
Ученики 3-го класса.
Внимание! Пропал щенок. Рыжий, с белыми пятнами на спине и на ушах. Любопытный, добрый. Любит маленьких детей. Отзывается на кличку Лобзик. Нашедшего просим позвонить по телефону.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово подъехать с твердым, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется слово подъехать с твердым", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.