Главная » Правописание слов » Как пишется ударные и безударные окончания

Слово Как пишется ударные и безударные окончания - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Окончания имен существительных

Правописание окончаний имен существительных

При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.

Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.

КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Нет жалост _ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).

В памят _ моей уж не было подруг _ прежних дней. (Е. Баратынский)

«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали _ », — еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)

Счастлив тот, в ком жизн _ цвет холод жизн _ не погубит. (И.Клюшников)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол _ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)

— Нельзя, милостивый государь, — помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк _ вышьем, — сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)

Темперамент, любопытство, силищ _ — все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур _ весело играя. (М. Лермонтов).

Софь _ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)

Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи _ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Будь же ты в стихи _ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).

А винищ _ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)

И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен _ алкал, в пустын _ блуждая три дня и три ноч _ …(А.Пушкин).

В задумчивост _ и в каком-то бессмысленном рассуждени _ о странност _ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).

Источник

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе

Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.

Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?

Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.

Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.

На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.

Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит

от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).

При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).

При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.

Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.

Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?

Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.

А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате, по деревнепо воде).

Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.

Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.

В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.

Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.

Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” ( Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)

В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.

Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:

Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”

Объяснение нового материала

Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.

1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.

3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)

Выписать в тетрадь в три столбика окончания имён
существительных (по падежам)

(Работа детей 1-го уровня)

Используя пример в табли-це, просклонять им. сущ.:
струя, пень, тень. Поставьте ударение, выделите окончание.

Используя данные табли-цы просклонять слова: зарядка, класс, тетрадь.
Поставьте ударение, выделите окончание.

1-скл.
И. зарядка
Р. зарядки
Д. зарядке
В. зарядку
Т. зарядкой
П. о зарядке
2- скл.
класс
класса
классу
класс
классом
о классе
3- скл.
тетрадь
тетради
тетради
тетрадь
тетрадью
о тетради

2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).

— Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? ( просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
— Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
— В окончании.
— Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
— Окончания ударные.
— Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
— На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
— Кто заметил ещё одну особенность?
— Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
— Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
— Прочитайте вывод на 82 странице учебника.

Первичная проверка нового материала

(дифференциация по уровню трудности)

2-й уровень 3-й уровень

1- скл.
И. куколка
Р. куколк..
Д. куколк..
В. куколк..
Т. куколк..
П. куколк..
2 – скл.
пожар
пожар..
пожар..
пожар..
пожар..
пожар..
3-скл.
жизнь
жизн..
жизн..
жизнь..
жизн..
жизн..

Закрепление изученного материала

(задание можно проработать в двух вариантах)

В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)

В – 2.
( Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.

Формирование умений и навыков

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по ( 1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ( (1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на ( 2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к ( 1скл., ж.р., Р.п.)

2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

На снег… _____________________________

записать только окончания
мякоть
пустыня
пароход
радость
берлога
победа
горизонт
капель
Волга
Театр
Радость
река
земля
двор
конь
окно
степь
Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Подобрать синонимы к словам : солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.

Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на ( машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).

Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.

Первичное закрепление темы:

“Правописание безударных окончаний имён существительных”

К- №10 (дифференциация по степени трудности)

1-й уровень
Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.

а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.

Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние.

2-й уровень
Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
Указать склонение и падеж имён существительных.

а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….

Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние. Расскажи о его значении.

3-й уровень
Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.

а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга( ед.ч., Д.п.)
в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань( ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).

Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.

Источник

Урок по русскому языку для 4 класса на тему «Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕМА. Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных

Цель : закрепить и обобщить знания детей о склонении имен существительных, совершенствовать умения определять склонение и падеж существительного, учить различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, формировать навык правописания окончаний существительных; развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать; воспитывать положительное отношение к учебе, чувства сплоченности.

Методы и приемы : словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Оборудование : учебник «Русский язык» В.П. Канакина,4 класс, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, для работы в группе, интерактивная доска, ноутбук.

Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок прошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!

— Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Какие эмоции вы испытываете в начале урока? Что вы ожидаете от урока? А я жду от вас активности на уроке, грамотных ответов.

ІІ Речевая разминка. Каллиграфическая минутка.

— В начале нашего урока немного поиграем. Давайте попробуем отгадать новое словарное слово. Вначале задавайте вопросы, которые помогут отгадать слово. ( вопросы: какого рода? Одушевленное или неодушевленное? Собственное или нарицательное? Сколько в слове букв. )

— Подведем итог: слово м.р., одушевленное, нарицательное, имеет 9 букв…(дети повторяют).

— Выясним про предмет: какой цвет? Какой формы? Где живет? Где используют.

— Что же это за слово? (Космонавт)

— Дайте определение слову «космонавт».

Слово «космонавт» давно образовалось из 2-х частичек:

Косм (в древнегреческом языке – «вселенная»)

Онавт («мореплаватель»). Так кто же такой космонавт? (тот, кто плавает по вселенной)

— откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме.

Учитель: руки? Дети: на месте!

Запишите новое словарное слово, вместе проговорим, поделим для переноса, выделим орфограммы.

ІІІ Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.

— Мы написали новое словарное слово. Какие еще слова на букву «К» мы изучили? (костер, комбайн, комбайнер…). Что у них общего? (первые две буквы, это существительное, заканчивается на согласный…)

— О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о существительных)

— Что такое имя существительное?

Прочитайте, все ли вопросы относятся к теме нашего урока? (слайд)

* Что такое существительное?

* Что такое склонение?

* Как изменяются имена существительные?

* По каким признакам существительные распределяются по 3-м склонениям?

* Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных?

— Дайте ответы на все вопросы. (…) Какой вопрос остался без ответа? (последний).

— Какие задачи поставим перед собой на уроке? ( узнать, как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных….)

Задачи урока: научиться правильно определять падеж существительных, работать над безошибочным написанием ударных и безударных падежных окончаний. Развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи, работать в парах, в группах.

— Давайте вспомним склонения имен существительных.

Если услышите слово 1 склонения – поднимите руки, 2 склонения – стоим, 3 склонения – присесть.

Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, площадка, сундук, тетрадь, лошадка, класс, окно.

-Молодцы1 Вы не запутались! А выполните ли вы правильно задания, работая в тетради.

V Работа над темой урока

— Выпишите в тетрадь только существительные 1 склонения.

Слайд: Ракета, улица, космос, корабль, море, спутник, Венера, луна, луноход, полет, звезда, мечта, скафандр, игра, космодром, дядя, дедушка.

Взаимопроверка. (взять карандаш другого цвета).

Слайд: ракета, улица, Венера, луна, звезда, мечта, игра, дядя, дедушка.

Проверить, такие ли существительные выписал сосед. Кто закончил, покажите «домик» (сомкнутые руки).

— Встаньте те, у кого не было не ошибок. Есть, над чем работать, но большинство меня порадовали.

— На какие группы можно разделить выписанные слова (по окончаниям, по родам, связаны с космосом…)

-Моя задумка связана именно с окончанием. ( падает ли ударение на окончание)

— Поставьте ударение во всех словах. Что заметили? ( есть ударные окончания, есть безударные)

Я предлагаю вам следующее задание:

-Просклоняйте одно существительное: 1 вариант – с ударным окончанием, 2 вариант – с безударным окончанием. Выделите окончания.

— Понаблюдайте за тем, что происходит с падежными окончаниями.

Поработайте в «четверках». Понаблюдайте за окончаниями, сделайте вывод об изменениях окончаний в ударной и безударной позициях.

Проверим по учебнику. Найдите ключевые слова (ударные и безударные окончания пишутся одинаково)

В конце класса 4 пункта: Д.п., Р.п., Т.п., П.п.

Подойти к нужному пункту, обсудить, вставить окончания, выбрать человека, который проверит группу. Если готовы, жду сигнала.

— В нашей группе окончания…., это…падеж.

Т.п. – ой,ей Д.п. –е, предлоги (до,к)

Как работали группы?

V І Закрепление изученного материала

Работа в группах. Самоконтроль и самооценка.

Зачитать, поставить окончания.

Зимние народные приметы

Держи голову в холод. живот в голод. а ноги в тепле.

Быстрый и ловкий сбежит от болезн.

От морков.. прибавляется крови.

Зима лодыр.. морозит.

Вопросы теста:
1. а) Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
б) Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
2. Укажи существительное второго склонения:
а) в колыбели
б) в кровати
в) в парке
г) в траве
3. а) Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
б) Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
4. К какому из падежей не подходят вопросы?
а) И.п. — кто? что?
б) Р.п. — кого? чего?
в) Д.п. — кому? чему?
г) Т.п. — о ком? о чем?
5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е:
а) на столик…
б) около сторожк…
в) ветка ел…
г) на сирен…

— Какую большую работу мы провели? Какой вопрос у нас остался без ответа? Как же пишутся ударные и безударные окончания существительных? Какую учебную задачу м ы ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь?

Сравните свое настроение в начале и в конце урока.

Сегодня я узнал, что…

Я выполнял задания…

Урок дал мне для жизни….

Рефлексия
«Метод пяти пальцев»
Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.

М (мизинец) – мыслительный процесс.
Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели.
Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа.
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) – услуга, помощь.
Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма.
Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

V ІІІ Домашнее задание

Какое домашнее задание вы бы хотели получить? В первую очередь – выучить правило, потренироваться в написании окончаний –упр.159

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Источник

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе

Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.

Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?

Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.

Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.

На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.

Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит

от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).

При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).

При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.

Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.

Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?

Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.

А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате, по деревнепо воде).

Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.

Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.

В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.

Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.

Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” ( Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)

В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.

Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:

Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”

Объяснение нового материала

Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.

1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.

3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)

Выписать в тетрадь в три столбика окончания имён
существительных (по падежам)

(Работа детей 1-го уровня)

Используя пример в табли-це, просклонять им. сущ.:
струя, пень, тень. Поставьте ударение, выделите окончание.

Используя данные табли-цы просклонять слова: зарядка, класс, тетрадь.
Поставьте ударение, выделите окончание.

1-скл.
И. зарядка
Р. зарядки
Д. зарядке
В. зарядку
Т. зарядкой
П. о зарядке
2- скл.
класс
класса
классу
класс
классом
о классе
3- скл.
тетрадь
тетради
тетради
тетрадь
тетрадью
о тетради

2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).

— Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? ( просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
— Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
— В окончании.
— Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
— Окончания ударные.
— Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
— На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
— Кто заметил ещё одну особенность?
— Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
— Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
— Прочитайте вывод на 82 странице учебника.

Первичная проверка нового материала

(дифференциация по уровню трудности)

2-й уровень 3-й уровень

1- скл.
И. куколка
Р. куколк..
Д. куколк..
В. куколк..
Т. куколк..
П. куколк..
2 – скл.
пожар
пожар..
пожар..
пожар..
пожар..
пожар..
3-скл.
жизнь
жизн..
жизн..
жизнь..
жизн..
жизн..

Закрепление изученного материала

(задание можно проработать в двух вариантах)

В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)

В – 2.
( Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.

Формирование умений и навыков

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по ( 1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ( (1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на ( 2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к ( 1скл., ж.р., Р.п.)

2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

На снег… _____________________________

записать только окончания
мякоть
пустыня
пароход
радость
берлога
победа
горизонт
капель
Волга
Театр
Радость
река
земля
двор
конь
окно
степь
Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Подобрать синонимы к словам : солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.

Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на ( машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).

Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.

Первичное закрепление темы:

“Правописание безударных окончаний имён существительных”

К- №10 (дифференциация по степени трудности)

1-й уровень
Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.

а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.

Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние.

2-й уровень
Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
Указать склонение и падеж имён существительных.

а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….

Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние. Расскажи о его значении.

3-й уровень
Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.

а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга( ед.ч., Д.п.)
в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань( ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).

Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется ударные и безударные окончания, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется ударные и безударные окончания", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется ударные и безударные окончания:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *