Главная » Правописание слов » Как пишется хроматическая гамма

Слово Как пишется хроматическая гамма - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Хроматическая гамма и ее правописание

Хроматической называется гамма, строящаяся только по полутонам. Сама по себе она не выражает какой-либо самостоятельной ладовой системы, хотя и возникла в результате заполнения хроматическими полутонами всех большесекундовых соотношений диатонической семиступенной гаммы мажорного или минорного лада.

Если не подчеркивать ладотональную первооснову хроматической гаммы соответствующими гармоническими средствами или хотя бы метроритмическим выделением опорных диатонических ступеней лада, то на слух ладовое наклонение и тональность хроматической гаммы определить практически невозможно.

Визуально это можно сделать лишь по нотации, которая производится по следующим правилам:

1) хроматическая гамма нотируется с учетом лежащего в ее основе звукоряда диатонического мажора или минора, ступени которого всегда сохраняют свою орфографию в неизменности;

2) в восходящем движении повышаются на полтона все диатонические ступени, которые отстоят от следующих за ними ступеней на целый тон, исключение составляет VI ступень в мажоре и

I ступень в миноре, вместо повышения которых соответственно понижаются на хроматический полутон VII ступень в мажоре и

II ступень в миноре;

3) в нисходящем движении в мажоре понижаются на полтона все диатонические ступени, которые отстоят от следующих за ними ступеней на целый тон; исключение составляет V ступень, вместо понижения которой повышается IV ступень.

Орфография нисходящего хроматического звукоряда в миноре (где не понижаются I и V ступени) совпадает с нотацией такого же звукоряда в одноименном мажоре (разумеется, с учетом ключевых знаков альтерации).

в C-dur (хроматический)

Как видно из приведенного выше примера, различие в записи мажорной и минорной хроматических гамм обусловливается прежде всего тем, какие именно из двенадцати звуков принимаются за семиступенную диатоническую основу лада, а уже в соответствии с этим нотируются и остальные звуки (или добавляются необходимые знаки альтерации у диатонических ступеней).

Именно потому, что в мажоре на VII ступени встречается уменьшенное трезвучие, являющееся неустойчивым аккордом, к которому, естественно, не может быть и тяготения, в мажорной хроматической гамме не производится и повышение VI ступени.

В нисходящем движении всякая пониженная ступень рассматривается либо как септима доминантсептаккорда (то есть как IV ступень лада), либо как септима уменьшенного вводного септаккорда или же нона малого доминантнонаккорда (то есть как VI ступень лада) в соответствующей родственной тональности.

Как известно, этот звук должен разрешаться ходом на полтона вниз: в первом случае — в терцию, а во втором — в квинту соответствующего тонического трезвучия.

Однако поскольку уменьшенное трезвучие ни при каких обстоятельствах не является устойчивым аккордом, к нему не может быть тяготений ни снизу, ни сверху, поэтому V ступень в хроматической гамме и не понижается.

В миноре уменьшенное трезвучие строится на II ступени натурального вида лада, и именно по этой причине в нотации хроматической гаммы в миноре отсутствуют звуки, имеющие восходящее и нисходящее полутоновые тяготения соответственно к приме и квинте этого трезвучия:

Тем не менее в музыке XIX и особенно XX века встречаются случаи и иной — более свободной — нотации некоторых звуков в отдельных отрезках хроматической гаммы.

Зачастую это бывает связано или с применением данного хроматизма в качестве вспомогательного звука к одной из диатонических ступеней, или же с подчеркиванием при помощи самой нотации параллелизма голосов за счет проходящих хроматических звуков. Например:

Из сказанного выше следует, что различаются два вида хроматизма:

б) гармонический хроматизм, связанный с обострением существующих или образованием новых ладофункциональных тяготений, проявляющихся прежде всего в гармонии и подкрепляемых соответствующими остро направленными аккордовыми средствами.

Как правило, гармонический хроматизм приводит к смене устоев и образованию новых ладотональных центров, активно способствует тональному развитию музыки.

Источник

Как пишется хроматическая гамма

Хроматическая гамма представляет собой последовательность звуков полутонами. Хроматическая гамма не образует самостоятельного лада. В основе ее лежат мажорная или минорная гаммы. Хроматическая гамма является их усложненным видом. Она образуется в натуральных гаммах мажора и минора посредством заполнения больших секунд хроматическими звуками.

Правило правописания хроматической гаммы основано на родстве тональностей.

В мажоре оно заключается в следующем: все основные ступени гаммы остаются без изменений, большие секунды заполняются при восходящем движении повышением I, II, IV и V ступеней и понижением VII ступени взамен повышения VI ступени; при нисходящем движении большие секунды заполняются понижением VII, VI, III и II ступеней и повышением IV ступени взамен понижения V ступени. Например:

Понижение VII ступени при восходящем направлении и повышение IV ступени при нисходящем направлении необходимы для того, чтобы все измененные ступени были звуками, соответствующими ступеням родственных тональностей натурального или гармонического видов. Например, звуков ля-диез и соль-бемоль нет в родственных тональностях До мажора. Поэтому не следует повышать. VI ступень при движении вверх и понижать V ступень при движении вниз по хроматической гамме:

Правописание хроматической гаммы в миноре в восходящем направлении соответствует параллельному мажору. Следует принять во внимание, что I ступень минора является в параллельном мажоре VI ступенью и вследствие этого не должна повышаться, взамен ее понижается II ступень. В нисходящем направлении хроматическая гамма минора пишется как одноименная мажорная гамма. Например:

В музыкальной литературе встречаются иногда отступления от изложенного правила правописания хроматической гаммы. Например, при хроматическом движении терциями, для удобства чтения, чтобы избежать в некоторых случаях энгармонической замены терций другими интервалами.

Источник

Хроматическая гамма

В. А. Вахромеев.

Смотреть что такое «Хроматическая гамма» в других словарях:

Хроматическая гамма — до мажор, представленная в «упрощённой нота … Википедия

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА — Гамма, состоящая из полутонов, в которой каждая диэзированная нота сливается со следующей бемолизированной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА в музыке гамма с диэзами и бемолями,… … Словарь иностранных слов русского языка

Хроматическая гамма — Гамма с полутоновым расстоянием между ступенями, насчитывающая 12 звуков в пределах октавы. Рассматривается как мажорная или минорная гамма с проходящими полутонами. Отсюда правила её записи: все диатонические ступени нотируются без какой … Большая советская энциклопедия

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА — в музыке звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков … Большой Энциклопедический словарь

Хроматическая гамма — состоит из 12 ступеней, отстоящих на хроматические и диатонические полутоны. X. гамма бывает восходящая и нисходящая и применяется во всех строях. Письмо этой гаммы находится в зависимости от хроматических ключевых знаков строя, в котором X.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

хроматическая гамма — (муз.), звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков. * * * ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД), включающий все 12 входящих в октаву (см. ОКТАВА) звуков … Энциклопедический словарь

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА — – гамма из всех двенадцати полутонов темперированной системы. X. г. нотируется весьма различно, смотря по строю, в котором она встречается, и по гармонии, в смысле которой она понимается. Если диатоническую гамму следует рассматривать как… … Музыкальный словарь Римана

хроматическая гамма — гамма, состоящая только из полутонов (12 в октаве) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

ГАММА (в музыке) — ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД) последование всех звуков лада (см. ЛАД), расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке; имеет объем октавы, но может быть продолжена в соседние октавы. См. также Хроматическая гамма… … Энциклопедический словарь

гамма — 1. ГАММА, ы; ж. [от греч. gamma] Название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке. 1. Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав. Мажорная, минорная г. // Нотное изображение … Энциклопедический словарь

Источник

Хроматическая гамма

Смотреть что такое «Хроматическая гамма» в других словарях:

Хроматическая гамма — до мажор, представленная в «упрощённой нота … Википедия

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА — Гамма, состоящая из полутонов, в которой каждая диэзированная нота сливается со следующей бемолизированной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА в музыке гамма с диэзами и бемолями,… … Словарь иностранных слов русского языка

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА — в музыке звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков … Большой Энциклопедический словарь

Хроматическая гамма — состоит из 12 ступеней, отстоящих на хроматические и диатонические полутоны. X. гамма бывает восходящая и нисходящая и применяется во всех строях. Письмо этой гаммы находится в зависимости от хроматических ключевых знаков строя, в котором X.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

хроматическая гамма — (муз.), звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков. * * * ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД), включающий все 12 входящих в октаву (см. ОКТАВА) звуков … Энциклопедический словарь

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА — – гамма из всех двенадцати полутонов темперированной системы. X. г. нотируется весьма различно, смотря по строю, в котором она встречается, и по гармонии, в смысле которой она понимается. Если диатоническую гамму следует рассматривать как… … Музыкальный словарь Римана

хроматическая гамма — гамма, состоящая только из полутонов (12 в октаве) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Хроматическая гамма — последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в к рой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов… … Музыкальная энциклопедия

ГАММА (в музыке) — ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД) последование всех звуков лада (см. ЛАД), расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке; имеет объем октавы, но может быть продолжена в соседние октавы. См. также Хроматическая гамма… … Энциклопедический словарь

гамма — 1. ГАММА, ы; ж. [от греч. gamma] Название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке. 1. Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав. Мажорная, минорная г. // Нотное изображение … Энциклопедический словарь

Источник

Хроматическая гамма и ее правописание

Хроматической называется гамма, строящаяся только по полутонам. Сама по себе она не выражает какой-либо самостоятельной ладовой системы, хотя и возникла в результате заполнения хроматическими полутонами всех большесекундовых соотношений диатонической семиступенной гаммы мажорного или минорного лада. Если не подчеркивать ладотональную первооснову хроматической гаммы соответствующими гармоническими средствами или хотя бы метроритмическим выделением опорных диатонических ступеней лада, то на слух ладовое наклонение и тональность хроматической гаммы определить практически невозможно. Визуально это можно сделать лишь по нотации, которая производится по следующим правилам:

1) хроматическая гамма нотируется с учетом лежащего в ее основе звукоряда диатонического мажора или минора, ступени которого всегда сохраняют свою орфографию в неизменности;

2) в восходящем движении повышаются на полтона все диатонические ступени, которые отстоят от следующих за ними ступеней на целый тон, исключение составляет VI ступень в мажоре и

I ступень в миноре, вместо повышения которых соответственно понижаются на хроматический полутон VII ступень в мажоре и

II ступень в миноре;

3) в нисходящем движении в мажоре понижаются на полтона все диатонические ступени, которые отстоят от следующих за ними ступеней на целый тон; исключение составляет V ступень, вместо понижения которой повышается IV ступень.

Орфография нисходящего хроматического звукоряда в миноре (где не понижаются I и V ступени) совпадает с нотацией такого же звукоряда в одноименном мажоре (разумеется, с учетом ключевых знаков альтерации).

В C-dur (хроматический)

Как видно из приведенного выше примера, различие в записи мажорной и минорной хроматических гамм обусловливается прежде всего тем, какие именно из двенадцати звуков принимаются за семиступенную диатоническую основу лада, а уже в соответствии с этим нотируются и остальные звуки (или добавляются необходимые знаки альтерации у диатонических ступеней).

В восходящем движении всякая повышенная ступень воспринимается как напряженное вводнотоновое тяготение (то есть как терция доминантсептаккорда или прима вводного септаккорда) к следующему за ней полутоном выше диатоническому звуку, на котором может быть построено мажорное или минорное трезвучие, то есть аккорд, могущий стать тоническим устоем. Именно потому, что в мажоре на VII ступени встречается уменьшенное трезвучие, являющееся неустойчивым аккордом, к которому, естественно, не может быть и тяготения, в мажорной хроматической гамме не производится и повышение VI ступени.

В нисходящем движении всякая пониженная ступень рассматривается либо как септима доминантсептаккорда (то есть как IV ступень лада), либо как септима уменьшенного вводного септаккорда или же нона малого доминантнонаккорда (то есть как VI ступень лада) в соответствующей родственной тональности. Как известно, этот звук должен разрешаться ходом на полтона вниз: в первом случае — в терцию, а во втором — в квинту соответствующего тонического трезвучия. Однако поскольку уменьшенное трезвучие ни при каких обстоятельствах не является устойчивым аккордом, к нему не может быть тяготений ни снизу, ни сверху, поэтому V ступень в хроматической гамме и не понижается.

В миноре уменьшенное трезвучие строится на II ступени натурального вида лада, и именно по этой причине в нотации хроматической гаммы в миноре отсутствуют звуки, имеющие восходящее и нисходящее полутоновые тяготения соответственно к приме и квинте этого трезвучия:

В C-dur (хроматическом)

в с-moll (хроматическом) ум.5/3

ум.5/3

ум.5/3

Тем не менее в музыке XIX и особенно XX века встречаются случаи и иной — более свободной — нотации некоторых звуков в отдельных отрезках хроматической гаммы. Зачастую это бывает связано или с применением данного хроматизма в качестве вспомогательного звука к одной из диатонических ступеней, или же с подчеркиванием при помощи самой нотации параллелизма голосов за счет проходящих хроматических звуков. Например:

289

290 [Larghetto] Ф. Шопен. Ноктюрн op. 9 № 1

291 Allegro non troppo С. Прокофьев. Оп. «Любовь к трем апельсинам», д. II, к. 2

Из сказанного выше следует, что различаются два вида хроматизма:

а) мелодический хроматизм, способствующий «расцвечиванию» всей музыкальной ткани в целом (и прежде всего — мелодической линии) за счет использования в том или ином голосе хроматических проходящих и вспомогательных звуков;

б) гармонический хроматизм, связанный с обострением существующих или образованием новых ладофункциональных тяготений, проявляющихся прежде всего в гармонии и подкрепляемых соответствующими остро направленными аккордовыми средствами. Как правило, гармонический хроматизм приводит к смене устоев и образованию новых ладотональных центров, активно способствует тональному развитию музыки.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется хроматическая гамма, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется хроматическая гамма", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется хроматическая гамма:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *