Главная » Правописание слов » Как пишется шариатский договор

Слово Как пишется шариатский договор - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Условия действительности договора купли-продажи

К сожалению, многие мусульмане не задумываются о том, соответствует ли их бизнес или торговые отношения нормам шариата. Более того, многие вообще не знают, что ислам полноценным образом регулирует эту важную сферу человеческой жизни. В сегодняшней статье мы хотели бы отразить базовые основы договора купли-продажи, с которым большинство людей так или иначе сталкиваются каждый день.

Определение и составляющие

Договор купли-продажи – это соглашение между сторонами, посредством которого происходит обмен имуществом с переходом прав собственности относительно предмета сделки на неограниченное время.

Правовое положение (хукм) договора купли-продажи

Доказательством на узаконенность договора купли-продажи и торговых отношений в общем являются Коран, Сунна и единогласное мнение исламских правоведов. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (сура «Корова», аят 275). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стороны (продавец и покупатель) имеют право отказаться от сделки до тех пор, пока они не разошлись и находятся вместе, или одна из сторон не отказалась от своего права по отношению к другой» (Аль-Бухари, Муслим).

Причина дозволенности торговли

Люди, как правило, нуждаются в том, чем они не владеют и в то же время этим владеют другие. Шариат запрещает присвоение чужого имущества без права и разрешает справедливый взаимообмен между людьми. Торговля – это единственный путь к справедливому удовлетворению человеческих потребностей без посягательств людей на права друг друга.

Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29).

Запреты в торговле

Согласно шариату в основе в области торговых отношений действует правило, согласно которому всё, что не запрещено, является разрешённым. Шариат запретил конкретное ограниченное количество торговых отношений, дозволив все остальные. Запреты шариата в области торговых отношений касаются несправедливости, которая присутствует в запретных сделках. Учёные выделяют три основы, наличие которых делает торговые взаимоотношения запретными и недействительными согласно шариату: риба (лихоимство, ростовщичество), гарар (неясность, неопределённость), зульм (несправедливость, притеснение, попрание права).

Каждый мусульманин практически каждый день что-либо покупает или что-либо продаёт. Поэтому он должен знать основные правила торговли, в частности, условия договора купли-продажи. Поскольку в противном случае он может попасть в грех. Известно, что второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб выгонял с рынков людей, которые не знали норм шариата, касающихся торговли, поскольку они могли впасть в риба.

Составляющие элементы договора купли-продажи:

1) стороны договора – продавец и покупатель;

2) форма волеизъявления сторон: оферта и акцепт (предложение и ответ);

3) обмениваемое имущество: товар и плата.

Условия, предъявляемые шариатом к сторонам договора

1. Покупатель и продавец должны быть совершеннолетними, разумными, способными распоряжаться имуществом. Несовершеннолетний, но уже разумный ребёнок, достигший семилетнего возраста (согласно лунному календарю), а также не умеющий должным образом распоряжаться имуществом не могут заключать договор купли-продажи без разрешения опекуна. Исключением в данном случае будут сделки относительно незначительного имущества: ребёнок старше семи лет может купить в магазине, например, буханку хлеба.

Аллах говорит в Коране (смысл): «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» (сура «Женщины», аят 6). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перо поднято от троих (то есть с них снята ответственность): от ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия; спящего, пока он не проснётся; и сумасшедшего, пока к нему не вернётся разум» (Абу Дауд). Совершеннолетие человека определяется по половому созреванию. Крайний срок – 15 лет (то есть в 15 лет человек в любом случае становится совершеннолетним).

2. Стороны должны действовать по собственному желанию. Если покупателя или продавца принудили к сделке, то она не будет действительной. Аллах говорит в Коране (смысл): «Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29). Исключением из этого условия будет ситуация, когда принуждение происходит по праву.

Условия, предъявляемые шариатом к форме волеизъявления

1. Эта форма должна выражаться устно или письменно посредством оферты (предложения) и акцепта (принятия) такими словами, как «продаю» и «покупаю», или же посредством передачи денег и товара из рук в руки таким образом, как это принято в обществе. То есть любая форма слов или действий, указывающая на заключение договора согласно общепринятой практике, будет считаться допустимой. Например, сегодня, когда в магазине покупается хлеб, это, как правило, договор купли-продажи, заключённый без слов.

2. Между офертой и акцептом не должно быть длительного промежутка времени, кроме как если в это время обсуждался сам договор. Поскольку в таком случае сделавший предложение мог передумать и не иметь согласия на момент заключения договора.

3. Слова оферты должны соответствовать словам акцепта. То есть если продавец скажет: «Продаю за тысячу рублей», а покупатель ответит: «Покупаю за восемьсот», сделка не будет действительной.

4. Не должны ставиться условия, противоречащие условиям действительности договора. Например, если продавец скажет: «Я продаю тебе автомобиль, если мой отец с этим согласен», а покупатель ответит, что покупает, сделка не будет действительной, поскольку в таком случае не будет требуемого полного согласия продавца.

Условия, предъявляемые шариатом к товару

1. Использование товара должно быть дозволенным. Как, например, предметы еды, дозволенные напитки, одежда, автомобиль, недвижимость и т. д. Предметы, которые запрещено использовать шариатом, продавать нельзя. Такой акт будет недействительным.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах и Его Посланник запретили продажу опьяняющих напитков, мертвечины, свинины и идолов» (Аль-Бухари, Муслим). Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, если Аллах запрещает людям принимать что-либо в качестве пищи, то Он запрещает и брать за него плату (то есть продавать)» (Ахмад, Абу Дауд).

2. Товар должен иметься у продавца в наличии на момент сделки. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет» (Абу Дауд). Исключение из этого условия возможно в договоре с некоторыми дополнительными условиями (салям), о котором мы поговорим в одной из следующих статей (речь идёт о договоре заказа на поставку товара«ЧК»).

3. Покупатель должен иметь возможность получить товар. Поскольку в противном случае будет иметь место неясность, неопределённость (гарар): покупатель даёт плату и не может получить товар. Такая сделка подобна продаже того, чем человек не владеет.

К примеру, продажа угнанного автомобиля или сбежавшего животного не будет действительной, поскольку покупатель не может его получить. Однако продажа отобранного кем-либо насильственным образом у продавца имущества будет действительной, если покупатель имеет возможность его забрать.

4. Имущество должно принадлежать тому, кто им распоряжается, или же покупатель должен быть тем, кто может распоряжаться им вместо хозяина, как, например, доверенное (уполномоченное) лицо или опекун. Если же человек продаст товар другого, например, полагая, что он будет доволен такой сделкой, то акт в таком случае будет действительным, однако владелец имеет право расторгнуть его. То есть когда человек продаёт имущество другого лица без уполномочивания со стороны последнего, сделка остаётся «подвешенной» и будет привязана к последующему согласию хозяина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не продавай то, чем ты не владеешь» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

5. Товар и плата должны быть известны сторонам договора.

Покупатель должен видеть товар или его часть непосредственно во время заключения договора или до этого. Или же товар должен быть подробно описан: так, чтобы описание включало в себя все важные детали, влияющие на цену товара.

Это условие является обязательным, поскольку незнание товара несёт в себе неясность, неопределённость (гарар), что запрещено шариатом в торговых сделках.

Продажа товара, который не видел покупатель и который не был подробно описан, не будет действительной.

Также должна быть известна и плата за товар.

Таким образом, шариат заботится о людях, устанавливая нормы, которые полезны человеку и обществу, поскольку они способствуют ясности в отношениях и отсутствию в них несправедливости, а также направлены на недопущение неприятных последствий и недоразумений. ]§[

Источник

Основные правила Мушарака (партнёрства согласно нормам Ислама)

Мушарака, или ширкат-уль-амвал, – это отношения, установленные сторонами путём взаимного договора. Поэтому должны безусловно соблюдаться все необходимые условия для действительности договора. Например, стороны должны обладать правоспособностью для заключения договора, договор должен заключаться на основе добровольного согласия сторон, без какого-либо принуждения, обмана или введения в заблуждение и тому подобное.

Но есть определённые условия, которые свойственны исключительно договору мушарака. Они резюмированы ниже.

Распределение прибыли

Пропорция распределения прибыли между партнёрами должна быть согласована во время заключения договора. Если подобная пропорция не определена, контракт не является действительным с точки зрения шариата. Прибыль для каждого из партнёров должна определяться как доля от общей прибыли, фактически полученной от бизнеса, а не как процент от изначально инвестированного партнёром капитала. Не допускается установка определённого размера прибыли для любого из партнёров или какой-либо ставки прибыли, определяемой исходя из размера его инвестиций. Следовательно, если А и В вступают в партнёрство и между ними достигнута договоренность, что А предоставляется 10 тысяч рупий в месяц как его доля в прибыли, а остальное пойдет к B, партнёрство является недействительным. Аналогичным образом: когда соглашение заключается в том, что А будет получать 15 % от вложенных им инвестиций, договор будет недействительным. Надлежащей основой для распределения должна быть согласованная доля фактической прибыли, получаемой бизнесом. Если фиксированная сумма или определенный процент от инвестиций были согласованы между партнёрами, то необходимо, чтобы в договоре было чётко указано, что это будет обусловлено окончательным расчетом в конце периода. Это означает, что любая сумма, полученная таким образом кем-то

из партнёров, будет считаться «в счет будущих поступлений» и будет относиться к действительному доходу, который причитается партнёру в конце периода. Если в действительности прибыль не была получена или была получена в меньших размерах, чем ожидалось, сумма, полученная партнёром, должна быть возвращена.

Ставка распределения прибыли

Является ли обязательным, чтобы доля в прибыли, причитающаяся каждому из партнёров, соответствовала доле вложенного им капитала? По этому вопросу среди исламских правоведов существуют разногласия. По мнению имама Малика и имама аш-Шафии, для действительности мушарака является обязательным, чтобы каждый из партнёров получал такую долю прибыли, которая была бы в точности пропорциональна размеру его инвестиций. Следовательно, если лицо А инвестирует 40 % в общий капитал, то оно должно получать 40 % от общей прибыли.

Распределение убытков

Таким образом, по мнению имама аш-Шафии, ставка доли, как в прибылях, так и в убытках, должна полностью соответствовать его доле в инвестициях. Как считают имам Абу Ханифа и имам Ахмад, доля в прибыли может отличаться от доли в инвестициях в соответствии с соглашением партнеров, однако убыток должен распределяться между ними строго в соответствии с долей капитала, инвестированной каждым из них. Этот принцип упоминается в известном высказывании:

«Доход определяется по соглашению сторон, но убыток всегда обусловлен долей в инвестициях».

Большинство исламских правоведов считают, что капитал, инвестируемый каждым партнёром в бизнес, должен быть представлен в ликвидной форме. Это означает, что контракты мушарака должны основываться на вложении денег, а не товаров. Другими словами, долевой капитал совместного предприятия должен иметь денежное выражение. Ни одна часть долевого капитала не может быть представлена в натуральном выражении. Однако по этому вопросу имеются и иные точки зрения.

Обычно мушарака строится следующим образом: каждый участник имеет право участвовать в управлении партнёрством и работать для него. Однако партнеры могут согласиться, что управление будет осуществляться только одним из них и ни один другой партнёр не должен вмешиваться. В этом случае пассивный компаньон может рассчитывать лишь на прибыль, эквивалентную его инвестициям, а норма прибыли, предназначенная данной стороне, не должна превышать долю вложенных им инвестиций, о чем уже говорилось ранее. Таким образом, если все партнёры решают совместно работать на предприятие, каждый из них рассматривается как представитель интересов остальных участников в решении всех деловых вопросов, а любая проделанная работа любым из участников в рамках обычной хозяйственной деятельности считается уполномоченной всеми партнёрами по бизнесу.

Контракт мушарака прекращает действовать в следующих случаях:

1. Каждая сторона имеет право прекратить действие контракта в любое время, предварительно уведомив об этом остальных участников. В случае, если активы бизнеса находятся в форме наличных денежных средств, все они будут пропорционально распределены между партнерами.

Это положение может быть узаконено, особенно в современных условиях, на основании того, что природа современного бизнеса в большинстве случаев требует продолжительной деятельности для его успеха, а ликвидация или раздел активов лишь из-за желания одного из партнёров могут нанести непоправимый ущерб остальным партнерам. Если в какой-либо долгосрочный бизнес-проект была инвестирована большая сумма денег, то произвольное желание одного из партнёров ликвидировать или распределить его активы на ранней стадии развития проекта может пагубно сказаться как на интересах партнёров, так и на экономическом развитии общества. По этой причине подобное условие может быть оправданным, оно может быть подтверждено общим принципом, установленным хадисом Пророка:

Итак, основные принципы договора ширкатуль-амваль или мушарака в его первоначальном и традиционном смысле сформулированы. Теперь мы можем перейти к рассмотрению основных моментов применения договора мушарака как одобренной методики финансирования в современных условиях. Но прежде необходимо ознакомиться с мудараба, являющейся ещё одной типовой моделью финансирования, основанной на разделении прибылей. Поскольку правила финансирования как в договоре мушарака, так и в договоре мудараба схожи, то и положении, связанные с их осуществлением, взаимосвязаны, поэтому целесообразно предварительно рассмотреть понятие мудараба.

Библиография

1.Ибн Кудама, аль-Мугни (Бейрут:Дар аль-Китаб аль-Араби, 1972), 5:140.

Источник

Базовые принципы договора мушарака

Мушарака, или ширкат-уль-амвал — это отношения, установленные сторонами путем взаимного договора, поэтому, безусловно, здесь должны иметь место все необходимые составляющие действующего договора. Например, стороны должны быть правомочны вступать в договорные оношения; договор должен быть составлен на основе личного согласия сторон без какого-либо принуждения, обмана, введения в заблуждение и т. д. Но в мушарака имеются некоторые элементы, специфические только для этого вида договора, о которых кратко изложено ниже.

1) Доля в прибылях, распределяемая между партнерами, должна быть согласована во время заключения договора. Если доли не согласованы, то по шариату такой договор является недействительным.

2) Соотношение прибыли для каждого из партнеров должно быть определено пропорционально к фактической прибыли, полученной предприятием, а не в пропорции к инвестированному капиталу партнеров.

Партнерам не дозволено устанавливать фиксированную сумму или любую ставку прибыли, привязанную к инвестициям. Поэтому, если «А» и «В» вступают в партнерство и между ними есть договоренность, что стороне «А» следует выделять 10 000 в месяц, так как это его доля в прибыли, а оставшуюся прибыль получает сторона «В», данное партнерство является недействительным. Аналогичным образом, если имеется соглашение между партнерами о том, что «А» будет получать 15 % от своих инвестиций, договор также является недействительным. В основе распределения должен лежать оговоренный процент от фактически заработанной предприятием прибыли. Если паушальная сумма, или определенный процент от инвестиций, оговорены в отношении любого из партнеров, то в договоре следует четко указать, что сумма подлежит окончательной корректировке в конце срока. Следовательно, любая сумма, полученная одним из партнеров, рассматривается как «аванс» и корректируется с фактической прибылью, которую партнер мог бы получить в конце срока. Но если нет фактически полученной прибыли или она меньше, чем ожидалась, то сумма, полученная партнером, должна быть возвращена.

3) Необходимо ли, чтобы прибыль каждого партнера соответствовала вложенному им капиталу?

Среди мусульманских правоведов имеются различные точки зрения по этому вопросу. По мнению имама Малика и имама аш-Шафи’и, для соблюдения законности мушарака необходимо, чтобы каждый партнер получил прибыль пропорционально вложенным инвестициям. Поэтому, если партнер вложил 40 % инвестиций от общего объема капитала, он должен получить 40 % прибыли. Напротив, любое соглашение, дающее право на получение больше или меньше 40 %, по шариату будет интерпретировано как недействительное.

По мнению же имама Ахмада, доля от прибыли может отличаться от доли в инвестициях, если это было оговорено между партнерами с их добровольного согласия. Таким образом, допустимо, чтобы партнер с 40 % инвестиций получил 60 % или 70 % прибыли, в то время как партнеры с 60 % инвестиций могут получить лишь 40 % или 30 %.

Третье мнение представлено имамом Абу Ханифа, которое можно назвать золотой серединой между двумя мнениями, упомянутыми выше. Он постановил, что при обычных условиях доля от прибыли может отличаться от доли в инвестициях. Однако если партнер поставил непременным условием в договоре, что он не будет принимать участия в работе и останется пассивным учредителем в течение всего срока действия мушарака, то его доля в прибыли не может быть больше, чем процент от инвестиций.

В случае убытков все мусульманские правоведы единодушны в том, что каждый партнер несет потери точно в соответствии с его долей в инвестициях. Поэтому если партнер вложил 40 % от капитала, то он должен понести 40 % от убытков, не больше и не меньше, и любые иные условия делают данный договор недействительным.

Существует полный консенсус между правоведами по этому вопросу. Поэтому, по мнению имама аш-Шафи’и, процент доли партнера как в прибылях, так и в убытках должен соответствовать проценту вложенных им инвестиций. Однако имам Абу Ханифа и имам Ахмад считают, что доля в прибылях может отличаться от доли в инвестициях, если это оговорено в соглашении партнеров, тогда как потери должны быть разделены между ними точно в соответствии с долей капитала, вложенного каждым из них. Именно этот принцип упомянут в известной сентенции:

«Распределение прибыли основано на согласии сторон, но убытки всегда определяются долями в инвестициях».

Максатбек Каиргалиев, устаз Республиканской мечети «Хазрет Султан», Главный редактор русской версии портала muslim.kz

Из книги Муфтия Таки Усмани «Введение в Исламские финансы» ((с) Все права принадлежат переводчику)

Источник

Как пишется шариатский договор

ТЕКСТ ДОГОВОРА
(скачать WORD файл)

о совместной деятельности Мудараба

номер договора: _________ «___»_______20___г.

После ознакомления с видом деятельности Мудараба, с его основами и условиями, обязуемся вести деятельность в соответствии с установленными Шариатом нормами, согласно условий и обязательств, нижеупомянутых в договоре.

1. СТОРОНЫ ДОГОВОРА:

1.1 Первая сторона, которая вносит капитал, именуемая в дальнейшем «ВКЛАДЧИК», представлена в лице:
________________________________________________________
(Ф.И.О., серия и номер паспорта, кем выдан)

1.2 Вторая сторона, которая принимает капитал для ведения предпринимательской деятельности, именуемая в дальнейшем «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ», представлена в лице:

_____________________________________________________________
(Ф.И.О., серия и номер паспорта, кем выдан)

2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА:

2.1 Вкладчик обязуется передать предпринимателю для ведения совместного бизнеса Мудараба в качестве капитала сумму в размере _____________________________________________рублей в следующий срок: _____________________________ на срок (сделку) ______________________________________

2.2 Предприниматель обязуется начать предпринимательскую деятельность, соответствующую нормам Шариата, с момента принятия капитала от вкладчика и вести предпринимательскую деятельность с деньгами вкладчика до срока, установленного настоящим договором.

3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТОРОН.

3.1 Вкладчик обязуется не вмешиваться в предпринимательскую деятельность предпринимателя и не препятствовать его деятельности.

3.2 Каждая из сторон имеет право расторгнуть договор, если это расторжение не навредит другой стороне.

3.3 Капитал вкладчика является доверенным имуществом в руках предпринимателя, так что предприниматель не может его использовать в личных целях, растрачивать и подвергать опасности потери.

3.4 Предприниматель не должен проявлять халатность в отношении капитала.

3.5 Предприниматель не имеет право брать капитал от другого лица и вести параллельную деятельность без ведома вкладчика.

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ.

4.1 Распределение касается чистой прибыли после вычета всех необходимых во время ведения предпринимательской деятельности издержек.

4.2 Распределение не затрагивает капитал.

4.3 Сроки распределения чистой прибыли (в конце каждого месяца по солнечному календарю, после очередной сделки, через три месяца и т.д.): _______________________________________________

4.4 Распределение чистой прибыли между вкладчиком и предпринимателем происходит следующим образом: Вкладчик: _________________ %

5.1 Убыток до распределения прибыли или до расторжения договора о совместном бизнесе вычитывается из прибыли. В случае убытка, превышающего прибыль, вычитывается из всей прибыли и капитала.

5.2 Вкладчик полностью несёт убыток капитала.

5.3 В случае убытка предприниматель теряет только своё время и труд и не несёт убыток капитала, если предприниматель не нарушал условий договора и не проявил небрежности.

5.4 Спорные моменты. Для разрешения спорных моментов в процессе участия в совместном бизнесе каждая из сторон выбирает человека, разбирающегося в Шариате.

Со стороны вкладчика: ________________________

Со стороны предпринимателя:_____________________

Эти два человека выбирают в свою очередь третье лицо.

5.5 Обе стороны (вкладчик и предприниматель) обязаны согласиться с единогласным решением или решением большинства этих трёх судей, если их решение не противоречит Шариату.

(В этом пункте можно прописывать дополнительные условия каждой из сторон, например, такие:

— можно ли досрочно прекращать договор и требовать вернуть деньги?

— общая ли это мудараба или специальная? Если второе, то указать, в какие виды недопустимо вложение денег

7 Договор вступает в силу с момента его подписания.
8 Договор составлен в двух экземплярах, один экземпляр остаётся у вкладчика, другой экземпляр остаётся у предпринимателя.
9 При подписании договора присутствовали вкладчик, предприниматель и два свидетеля:

9.1 Вкладчик: _______________________подпись_________

9.2 Предприниматель: ________________________________подпись__________

9.3 Свидетель 1: ___________________________________подпись________

9.4 Свидетель 2: ________________________________

Коммерческая деятельность в Исламе. Мудараба.
Подготовил: Вахитов М.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется шариатский договор, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется шариатский договор", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется шариатский договор:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *