Главная » Правописание слов » Как правильно написать комментарий к проблеме

Слово Как правильно написать комментарий к проблеме - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Различают два типа комментария.

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

Типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.

Фактуальная информация — это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации — авторского глубинного смысла высказывания — требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Введение цитат в текст сочинения

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Прямая речь — это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.

При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге — куст встаёт, особенно — рябина. ».

Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста — достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.

При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )

Что проверяет эксперт?

1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

Источник

Как правильно написать комментарий к проблеме

Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»

Что такое «комментарий к проблеме»?

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Объем комментария небольшой: трех – четырех развернутых фраз будет достаточно.

· Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

· Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

· С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

· Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

· Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

Требования к комментарию:

1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст.

2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.

3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией.

4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста.

Чего нельзя делать при написании комментария?

1. Нельзякомментировать проблему без опоры на прочитанный текст.

2. Нельзяпересказывать прочитанный текст.

3. Нельзяцитировать большие фрагменты из прочитанного текста.

На каком материале автор может раскрывать проблему текста?

1. Собственный жизненный опыт, наблюдения

2. Исторические факты

3. Афоризмы, пословицы, поговорки

4. Мнение авторитетной личности

5. Статистические данные

6. Литературные источники и т.п.

Комментарий выстраивается по определённой схеме:

Композиция комментария

Примеры типовых конструкций (клише)

1. Зачин

Раскрывая проблему, автор. Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни … Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) … Проблема раскрывается автором на примере… и т.п.

2. Развитие

В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит. Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п.

3. Вывод (концовка)

В заключение автор приходит к выводу. В заключение автор делает вывод о том, что.

Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме

Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)

Вопросы

Образец рассуждения

1.На каких примерах автор раскрывает проблему?

Раскрывая проблему дружбы, автор размышляет над отношениями между людьми в современном обществе.

2.Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

Иван Ильин обращает внимание на то, что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения.

3. Какие высказывания автора заслуживают особого внимания?

Автор с горькой иронией пишет о«дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими.

4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?)

Так Иван Ильин убеждает нас в том, чтотолько истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека.

Вариант 2 (по тексту художественного стиля)

Вопросы

Образец рассуждения

1.На каком примере автор раскрывает проблему?

Писатель раскрывает проблему на примеревзаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь.

2.Каково отношение автора к поступку героя?

С.Турсун выражает сожалениепо поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь.

3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом?

Через внутренний монолог автор передаёт целую бурю чувств, которые вызвал поступок сына в душе отца: боль, обиду, разочарование.

4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?

5.В чём убеждает автор читателей?

Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнитькаждому из нас о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь.

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.

Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:

1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?

2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?

3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?

4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?

5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?

6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?

2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:

1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)

2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?

3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Текстовый комментарий (художественный текст)

Текстовый комментарий (публицистический текст)

Концептуальный комментарий (публицистический текст)

Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …

Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) …

Не случайно писатель изображает (кого, что)…

Поступок героя свидетельствует о том, что …

Слова (мысли) героя показывают, что …

Автор осуждает (одобряет) поступок героя …

Автор восхищается (чем, кем)…

Автор сочувствует своему герою …

Симпатии автора на стороне …

Так автор пытается достучаться до наших сердец…

Автор вложил глубокий смысл в слова …

Проблема раскрывается автором на примере…

В качестве примера автор рассматривает …

Автор заставляет читателя задуматься над …

Автор текста обращает внимание на…

Автор вспоминает случай, когда …

В размышлениях автора звучит мысль о том, что …

Автора заинтересовала мысль о том, что …

Автор убеждён в том, что …

Автор разделяет мнение (кого)…

Автор упоминает о том, что …

Автор предупреждает читателей о том, что…

Автор не на шутку встревожен (чем)…

Особое удивление автора вызвано тем, что …

Автор искренне восхищён (огорчён) (чем) …

Автор приводит нас к выводу о том, что…

Не случайно автор завершает текст …

По мнению автора, …

Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.

Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю.

Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

Как и большинство из нас, автор считает, что …

Вопреки мнению большинства автор считает, что …

Автор полемизирует (с кем)…

Автор подробно рассматривает …

Автор обращает наше внимание на …

Автор убеждает нас в том, что…

Автор (что делает?)

Введение цитат в текст сочинения.

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Используемые материалы:

Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012

Источник

Комментарий к сочинению ЕГЭ

Содержание:

Комментарий – разъяснение, пояснение, толкование текста. Создавая комментарий, вы должны показать, КАК автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему.

Комментарий представляет собой рассуждение пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять собственную позицию по этому вопросу.

Виды комментариев

Существуют два вида комментария:

Концепционный комментарий с этого года НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ И НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ. То есть комментировать проблему можно только с опорой на предлагаемый для сочинения текст.

Кроме того, согласно изменениям при комментировании проблемы текста необходимо привести не менее 2-х примеров из прочитанного текста, важных для понимания текста.

Текстуальный комментарий должен содержать пояснительные замечания пишущего о ДЕЙСТВИЯХ и ЭМОЦИЯХ автора исходного текста, вызванных теми или иными жизненными событиями, наблюдениями, воспоминаниями.

Как проследить развитие авторской мысли в тексте комментария

Правила написание комментариев

Вариант №1: Идём по тексту

Мать свою жизнь подчинила интересам внучки.

Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы становилось невыносимым.

Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена.

Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и самой собой.

Автор помогает читателю понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми.

Аспекты проблемы Комментарий
Александра Петровна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя материнства. Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью.
Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери. Т.Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину.
Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придает ей силы бороться с болезнью. Т.Щеглова заставляет читателя задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова «Мать».

Вариант №2: Говорим об актуальности проблемы

Проблема морально-этическая; нравственная. Актуальная (почему?)

Потому что дает возможность понять:

заставляет задуматься об ответственности быть матерью; позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства; понять, что с рождением ребенка мать принимает на себя массу проблем и обязательств; помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребенка и т.п.

Синтаксические маркеры к комментарию

Что нельзя в комментарии

Ответ: нельзя отождествлять автора и рассказчика!

Пример:

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,— связь, стало быть, крепкая, прочная. Но не завидуйте, юная читательница. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий.

Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой. Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу.

Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю. Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи. Детей у нас пока нет.

Хотите знать её имя? Извольте. Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли. Её зовут — Лень.

Что такое текстуальный комментарий

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Роль типов речи в комментарии

Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы

выбора лица, от которого ведётся повествование:

а) Субъективное повествование. В этот подвид входят почти вся проза, изложенная от первого лица. Рассказчик излагает не только объективно происходящее, но и свои собственные по этому поводу мысли, ощущения и чувства. б) Объективное повествование. В этом случае рассказчик-автор сообщает читателю только объективную сторону происходящего и утаивает свои собственные суждения. О них судят косвенно – из диалогов, действий и т.д. в) «Автобиография», взгляд в прошлое ( ретроспектива) Рассказчик описывает своё прошлое, но с новым пониманием, более зрелым и мудрым, чем в те времена.

Образец:

Пишем комментарий правильно

Примерная схема комментария к тексту:

Введение в комментарий. Необходимо указать в этом предложении, КАКОЙ СЛУЧАЙ вспоминает автор, чтобы ответить на поставленный вопрос(факты из биографии известных людей; исторические события; делится любопытным жизненным явлением; рассказывает историю из жизни и т.п.)

Речевые клише для комментариев

Характеристика ДЕЙСТВИЙ автора исходного текста ( что делает автор, чтобы ответить на поставленный и м вопрос). По сути надо ответить на вопросы:

ХАРАКТЕРИЗУЕМ ДЕЙСТВИЯ АВТОРА, а не героев.

Речевые клише:

Характеристика ЧУВСТВ и ЭМОЦИЙ автора.

Речевые клише:

Речевые клише, помогающие закончить комментарий:

«Подсчитаем» ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО предложений в комментарии:

ПОМНИТЕ:

Не требуется констатации актуальности проблемы и характеристики ее как социальной, философской, нравственной и т.п.

Комментарий должен быть развернутым: вам в этой части сочинения необходимо, обратившись к 2-м микротемам, показать, как автор раскрывает проблему исходного текста.

Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о СРЕДСТВАХ выразительности, так как это задание уже 6 лет как вынесено в 24 задание.

Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне.

Чтобы привлечь внимание читателей к ЭТОМУ ВОПРОСУ. Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя. который убеждает своего брата: безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. АВТОР особо подчёркивает тот факт, что собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев ВОСХИЩАЕТСЯ мудростью этого человека, которой, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Обратите внимание!

Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.

Скачать готовые комментарии к сочинениям

Учебник по написанию и оформлению сочинения

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно написать комментарий к проблеме, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно написать комментарий к проблеме", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно написать комментарий к проблеме:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *