Главная » Правописание слов » Как правильно написать национальность мордва

Слово Как правильно написать национальность мордва - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Мордовцы — упрямые и гостеприимные

Мордовцы — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?

Название

Интересно, что сами мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.

Современное толкование определяет мошку и эрзю, как субэтносы мордовцев, однако многие исследователи считают, что это абсолютно разные народности. У каждой из них есть свой язык, разные особенности религии, культуры и обрядов, понятия же «мордовский язык» не существует.
Впервые в письменных источниках мордовцы упоминаются в готских записках VI века: историк Иордан словом Mordens обозначал народы мокши и эрзи. Считается, что слово произошло от корня иранского происхождения, означающего «мужчина, человек».

Где живут, численность

По данным переписи 2002 года, число мордовцев в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:

История

В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в зоне междуречья Волги и Оки обитали позднегородецкие и пьяноборческие племена, которые и были предками современных народностей мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем Средневековье очутились под влиянием Хазарского каганата.

В IX-XIII веках территория проживания мордовцев попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что уже в XII столетии мордва платила Владимиру Мономаху дань медом. Однако позже народ захватили татаро-монголы, под влиянием которых мордовцы находились до XVI столетия, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не пришлись по нраву народу, поэтому часть из них мигрировала в соседние, уральские или южные регионы. Оставшиеся же на исторической родине мордовцы не раз поднимали восстания за независимость, однако все они быстро подавлялись.

Внешность

Однозначно определить антропологический тип мордовцев невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.

Одежда

Национальная одежда мордовцев была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.

Семейный уклад

У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.

Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.

Характер

Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.

Жилище

Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.

В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

Жизнь

Религия

Даже после принудительной христианизации мордовцы долгое время продолжали придерживаться традиционных верований «мокшень-кой». У них было одно верховное божество, которое называли Чам-Пас, Шкай или Нишке. Его антагонистом, повелителем зла, был Шайтан.
Однако культ по большей части строился вокруг множества духов-богов женского пола «ава». Среди них:

Шаманов у мордовцев не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.

Традиции

Интерес представляют свадебные и погребальные традиции мордовцев. Браки обычно осуществлялись по сговору или путем похищения: во втором случае пышные застолья не устраивались. В традиционном варианте брак начинался со сватовства: поздним вечером мужчина из рода жениха приезжал к дому выбранной девушки, кидал в окно хлеб и старался быстро скрыться.
Родные невесты должны были пуститься за ним в погоню: добравшись до дома свата они в ответ стучали в его окно: это означало согласие на переговоры. За день до свадьбы в доме жениха занимались выпечкой, среди изделий был большой пирог в виде фаллического символа и крупные пирожки с начинкой из творога «груди молодушки». Этими блюдами мордовцы просили богов, чтобы в доме молодых было много детей.

Невеста накануне свадьбы устраивала девичник: вместе с подругами они расшивали рушники для сватов и дружек, плели украшения из искусственных цветов для себя. После все вместе шли в баню, где мыли невесту и заплетали ей вместо одной косы две: такая прическа полагалась замужним.
Интересна традиция организации кладбищ: обычно первого усопшего на новом месте закапывали вертикально, с посохом в руке. Он должен был стать духом погоста и охранять живых от мертвых. Практиковался и культ предков: усопших поминали по христианским традициям, также раз в год устраивали обряд «возвращения и проводов» покойного. Представляли, что умерший вернулся, рассказывали ему новости живых, а затем провожали и просили больше не возвращаться.

Известные мордовцы

Если говорить про мордовцев, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.

Мордовские корни имеют выдающиеся исторические личности: служители церкви Патриарх Никон и Протопоп Аввакум, историк и просветитель Василий Ключевский. Много среди мордовцев представителей творческой элиты: актеры Василий Шукшин и Олег Табаков, артисты Лидия Русланова, Надежда Кадышева и солисты группы «Братья Гримм», художник Никас Сафронов.

Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.

Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.

Видео

Источник

Мордва

Всего: более 750 000
Россия :
744 237 (перепись 2010) [1] [2]

Украина :
9 331 (перепись 2001) [3] [4]
Казахстан :
8 013 (перепись 2009) [5] [6]
Узбекистан :
5 000 (2000 г., оценка) [7]
Киргизия :
1 513 (перепись 1999) [8]
Белоруссия
877 (перепись 2009) [9]
Эстония :
562 (перепись 2000) [10]
Латвия :
392 (оценка 2011) [11]

Содержание

Этноним

Этимология

История упоминаний

В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты.

Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624—1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами, не называли их общим этнонимом.

На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали также академик А. А. Шахматов [31] и академик Лепёхин И. И.:

Первоначально этноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём «Путешествии в восточные страны» в 1253 году даёт следующее описание:

Роджер Бэкон в своём «Opus Majus» также отделяет мокшан («moxel») от мордвы (эрзян):

То же в конце XVIII века подтверждает и Иоганн Георги:

О мокшанах (Moxii), как отдельном народе и их стране (Moxia) говорится в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану». [37]

Энциклопедия Кирилла и Мефодия также называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем:

В работе Пашуто В. Т. также мокшане и мордва упомянуты как разные народы:

Из выступления директора института гуманитарных наук Мордовии В. А. Юрченкова на Сафаргалиевских чтениях, ежегодно проходящих в Саранске:

О сходстве мокшан и мишарей (мещёры) писали адъюнкт Петербургского университета Х. Фейзханов и его коллега В. В. Вельяминов-Зернов, занимавшиеся исследованием истории Касимовского царства:

Современное бытование

Правильное [55] употребление экзоэтнонима

Мордви́н — ед. ч., м. р.
Мордо́вка — ед. ч., ж. р.
Мордва́ — о народе, ед. ч., неизмеримое (собирательное имя)

Устаревшие варианты экзоэтнонима

Численность

Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году. [59]

Регион Общая численность мокшан и эрзян Процент от населения региона
Пензенская губерния 376.983 17,1%
Самарская губерния 251.374 10,4%
Ульяновская губерния 178.988 12,9%
Саратовская губерния 154.874 5,3%
Сибирский край 107.794 1,2%
Северо-Кавказский край 88.535 0,3%
Уральская область 88.484 0,3%
Нижегородская губерния 84.920 3,1%
Башкирская АССР 49.813 1,9%
Татарская АССР 35.084 1,4%
Казакская АССР 27.244 0,4%
Чувашская АССР 23.958 2,7%
Оренбургская губерния 23.602 3,1%

В значительном количестве мокшане проживают в Пензенской, Тамбовской, Оренбургской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области, эрзяне — в Самарской, Нижегородской, Рязанской, Оренбургской, Ульяновской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области.

История

Этногенез

В начале-середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари, мери, мокшан, муромы и эрзян. Племена Городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племен, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на северу и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска. На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян. В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными [63]

С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён. Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему. Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.

«По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье — индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племён.» [«От Скифии до Индии». Стр. 99.]

Средневековье и новое время

Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского, а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода. По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка мордва испытывали некогда культурное влияние соседствовавших с ними в разное время сарматов, хантов, гуннов, германцев, литовцев, венгров, хазар, а позднее татар и славян.

Согласно археологическим данным, мокшане населяли в период своей древнейшей истории земли в верхнем течении реки Дон до Мокши и Хопра, а эрзяне — бассейн Волги и Оки; далее на восток они расселились уже в позднейшее время, главным образом отступая от русских. К юго-востоку от Москвы встречается большое количество топонимов, напоминающих о том, что эти края являются историческими землями мордвы: Мордвес, Макшеево (Веневский район Тульской области), Мордово (Мордовский район Тамбовской области), Мокшан (Мокшанский район Пензенской области), Мордвиново (Сасовский район Рязанской области) и т. д.

Столкновения с эрзянами начались у русских с 1103 года, когда в летопись занесено известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на эрзян: «бися Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав». В XIII веке русские стали одолевать «поганскую мордву» (эрзян), особенно после основания Нижнего Новгорода.

К 1226 году относятся походы русских князей на буртасов, союз аланов и мокшан. В 1226—1232 Юрий Всеволодович провёл ряд удачных походов в земли буртасов. В 1237—1239 годах эрзянская земля была полностью разорена Батыем. Татарское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом монгол и большая часть мужского населения в составе войска Пуреша погибла во время похода монголов в Центральную Европу (1241).

В походе Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и мещёрой. После походов на Казань Ивана IV в 1540-е мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды присягнули на верность Московскому князю. После завоевания Казани часть эрзянских земель была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались монастырям и помещикам, главным образом с целью обращения местного населения в христианство. Рядом с русскими помещиками владели землями мещёрские и мокшанские знатные роды, перешедшие в христианство и сохранившие свой титул (например князья Баюшевы, Разгильдеевы, Еникеевы, Мордвиновы и многие другие). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате земель и в обложении местного нерусского населения тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мордвы во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства на Восток. Эрзяне принимали активное участие в восстании Степана Разина, а позже, и мокшане и эрзяне — в восстании Емельяна Пугачёва.

Уже в первой половине XVII в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям.

Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились у эрзян в начале XIX в.(«Кузьма Алексеев»).

Мокша и эрзя всё более подвергалась обрусению, однако за Волгой, на новой почве, это обрусение шло медленнее, чем на коренных землях мордвы; среди эрзян развиты раскольничьи секты «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан» и др.

В коренной области мокшан обрусение также сделало крупные успехи; многие селения утеряли свои прежние названия и их нельзя отличить от русских.

Более стойко удерживает мокша свои особенности на севере Пензенской губернии, в уу. Краснослободском, Наровчатском и Инсарском; но и здесь группы их селений, окруженные русскими, все более подвергаются русскому влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, истребление лесов, отхожие промыслы и, наконец, школа.

Антропологическое описание

Языки

Источник

МОРДВА

Смотреть что такое «МОРДВА» в других словарях:

мордва́ — мордва, ы … Русское словесное ударение

Мордва — Самоназвание мокшет, эрзят … Википедия

мордва — ы; ж. Народ, основное население Мордовии, представители этого народа. ◁ Мордовский (см.). * * * мордва (мордовцы), народ, коренное население Мордовии (313 тыс. человек). Численность в России 1073 тыс. человек (1995). Общая численность 1150 тыс.… … Энциклопедический словарь

мордва — (собир.) – название фин. уг. народа на территории бывш. Сарат., Сам., Тамб., Пенз., Нижегор. губ., др. русск. мордва (Пов. врем. лет), впервые – в форме Моrdеns (Иордан 23) – среди народов, подвластных Эрманариху; см. Сетэлэ, SSUF, 1885, стр. 92; … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

мордва — мордва, мордвы, мордвы, мордв, мордве, мордвам, мордву, мордвы, мордвой, мордвою, мордвами, мордве, мордвах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

МОРДВА — МОРДВА, мордвы, мн. нет, жен. Финская народность, живущая в Мордовской АССР, а также (среди других народностей) в Среднем Поволжье. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

мордва — мордвин, мордовец, эрзя Словарь русских синонимов. мордва сущ., кол во синонимов: 3 • мордвин (2) • морд … Словарь синонимов

мордва — МОРДВА, ы, ж Собир. и <>Мордвины<>, ин, мн (ед мордвин, а, м) и МОРДОВЦЫ, ев, мн (ед мордовец, вца, м). Народ, составляющий основное коренное население Республики Мордовии, расположенной в России, на северо западе Приволжской… … Толковый словарь русских существительных

МОРДВА — (самоназвания мокша, эрзя, шокша, каратаи, терюхане) народ общей численностью 1150 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 1073 тыс. чел., в т.ч. Мордовия 313 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 30 тыс. чел., Украина… … Современная энциклопедия

МОРДВА — (мордовцы) народ, коренное население Мордовии (313,4 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 1073 тыс. человек (1992). Общая численность 1150 тыс. человек. Делятся на этнографические группы эрзя и мокша, каратаев и терюхан. Языки… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Мордва — колоритный и “упрямый” народ России

Среди финно-угорских народов России самым многочисленным является мордва. Это — коренной этнос Восточной Европы, имеющий сложную и богатую историю, до наших дней хранящий самобытные культурные элементы. Назвать мордву однородным племенем было бы в корне неправильно. В этом и заключается уникальность народа — он разделён на два ярко выраженных и сформированных направления: народности мокша и эрзя.

Такое раздвоение порождает массу вопросов, точные ответы на которые исследователи и сегодня не могут дать. Как появились представители мордвы? Являются ли мокшане и эрзяне разными народами или они — части одного целого? Что хранит прошлое мордвы?

Две составляющих мордвы

Относительно принадлежности мокшан и эрзян к мордве есть немало противоречивых мнений. Само происхождение этнонима “мордва” является загадкой. Как утверждают представители Финно-угорской организации Эстонии, мнение советских учёных о том, что мокша и эрзя — лишь субэтносы одной народности, в корне неверно.

Поразительно, но ни те, ни другие себя мордвой не называют. Более того, у каждого из этих племён свой литературный язык, свои особенности менталитета и культуры. Казалось бы, не может возникнуть и мысли об объединении этих народностей в одну. Однако есть немало оснований в пользу единства двух таких несхожих племён.

Мордовская семья из Казанской губернии, 1870 год

Официально термин “мордва” стал использоваться с начала прошлого века. По сути, чаще всего его употребляли русские, а не представители данного народа. Это и стало аргументом при создании названия для округа. В 1928 году его решено было именовать Мордовским, поскольку этнонимы “мокша” и “эрзя” были известны далеко не всем, а вот “мордва” уже стало весьма используемым словом.

Если же взглянуть на исторические документы, сохранившиеся до наших дней, то и вовсе появляется интересное предположение о происхождении мокшан и эрзян. Дело в том, что впервые термин “мордва” встречается у историка Иордана.

Позднее, уже в древнерусских летописях, можно увидеть этот этноним, что появляется с IX века. А вот с XII столетия упоминается и об эрзя. Не исключено, что мокша и эрзяне стали ответвлениями одного мордовского народа, а потому не стоит разделять их на отдельные народности.

В. Е. Маковский «Крестьянка» (1897). Этюд к картине мордовская свадьба

Название и характер народа

Есть предположение, что происхождение слова “мордва” восходит к древнеиранскому наречию, означает “человек, мужчина”. Мне не раз приходилось встречать народы, значение названий было бы подобным, а потому и эту версию можно считать вполне обоснованной.

О предках современных представителей мордовского народа, писали самые разные путешественники и исследователи. Многие отмечали мордву как два племени, что логично, учитывая особенности этого народа.

В книге Гийома де Рубрика “Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрика”, вышедшей в середине XIII века, рассказывается следующее:

“К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах”.

Мордовский народ оставил яркий отпечаток в истории, причём не столько великими свершениями, сколько своим нравом и выдающимися личностями, являвшимися представителями этого этноса. До сих пор существуют поговорки “упрямый как мордвин”, “мордовский гвоздь — сучок” и т.п.

Классики русской литературы, в частности, Максим Горький, нередко упоминали о мордве, отмечая добродушие, мудрость и особенный подход к делам у этого народа. Сегодня изучением мокшан и эрзян занимаются этнопсихологи, а один из них, В.Г.Крысько, отмечает следующее:

“У мордвин высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство”.

Формирование мордовского народа

На заре своего становления мордовские племена занимали территории Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Это были обширные земли, что принадлежали древним мордвинам до IV века.

Позднее начинается переселение народов, и к мордве присоединяются племена, выдвинувшиеся с Нижнего Примокшанья и Средней Оки. За счёт уплотнения этнос разрастается, приобретает новые черты. Через пару столетий мордовские поселения уже находятся на берегах Волги, что говорит о стремительном расселении племён.

Одна из групп мордвы переселилась в бассейн Нижней Оки. Этот переход стал основой для формирования другого этноса — муромы. Позднее мурома попадает под славянское влияние, что становится началом ассимиляции. Незначительная часть народа приобщилась к мокшанам.

Две мордовки в национальных костюмах на картине 1842 года.

На мой взгляд, нельзя исключать, что, сложись история Руси иначе, мокшанские и эрзянские общины могли бы сплотиться ещё теснее, и тогда вопросов об их единстве уже не возникало бы.

До XIII века происходил тесный культурный обмен этих народов, однако монголо-татарское нашествие значительно затормозило процессы, а этносы стали развиваться в своего рода изоляционных условиях, попав под влияния разных племён.

Но наиболее заметным в культуре мордвы является русский аспект. Обрусение, как утверждают историки, стремительно происходит за счёт стремления помещиков установить собственные правила на занятых землях.

Для строительства деревень на мордовские земли привозили русских работников, что впоследствии составили часть смешанного русско-мордовского населения. Впрочем, были и положительные моменты: за пределами Нижнего Новгорода мордовский народ практически не знал крепостного права, оставаясь свободными плательщиками ясака.

Народы Восточной Европы в конце IX — начале X вв. Мордва — на крайнем востоке карты

Сегодня в мире насчитывается около 800 тысяч представителей мордвы, большая часть которых проживает на территории Республики Мордовия, в Пензенской, Самарской, Оренбургской областях. Многие современные мокшане и эрзяне гордятся принадлежностью к этим этносам, стараются сохранить старинную культуру своих предков.

Мордва нашего времени — это люди, что прекрасно осознают: наше успешное будущее строится на прошлом опыте, уважении к традициям и истории тех, кто передал свои традиции, верования, уклад жизни.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно написать национальность мордва, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно написать национальность мордва", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно написать национальность мордва:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *