Наука и образование: новое время
+7 (8352) 640-307
Как правильно написать статью
Многие педагогические работники и работники других сфер деятельности сталкиваются с необходимостью написания научных статей, либо для подтверждения своего профессионального статуса, либо для изложения своего опыта или достижений. Но процесс написания статьи нередко становится делом тяжелым и мучительным, да и результат оставляет желать лучшего. Чтобы облегчить данный труд и сделать результат достойным, мы предлагаем несколько советов.
Обдумывая написание статьи, в первую очередь следует помнить, что в ней должна быть обозначена проблема, описаны уже имеющиеся попытки решить ее и рассмотрен Ваш способ решения проблемы или приведены собранные Вами аргументы в пользу одного из решений. Исходя из этого, можно выделить структуру статьи:
Первые трудности возникают с описанием проблемы и ее актуальности. Очень хочется пойти простым путем, взять уже имеющиеся солидные труды и просто скопировать оттуда пару абзацев. Но это путь тупиковый, ваша статья не пройдет проверку на антиплагиат, да и просто любой редактор сразу определит заимствование без указания ссылки на автора. Если же Вы скопируете эту пару абзацев и поставите ссылку, то опять же возникнет вопрос: если статья Ваша, то почему текст одна сплошная цитата. Поэтому просто перескажите прочитанный Вами материал по проблеме, пусть у Вас получится не так гладко, красиво и высоконаучно, но зато это точно будет авторский текст, в который можно вставить одну-две цитаты или ссылки на известных авторов. Иногда возникают затруднения с описанием актуальности проблемы, но с этим справиться легко. Просто подумайте почему нужно и важно эту проблему решить.
При описании уже существующих способов решения проблемы действуйте таким же образом, просто перескажите то, что изучили по этому вопросу и можете поставьте в тексте одну-две цитаты или ссылки. Если способов или попыток решения существует множество, не нужно увлекаться их перечислением и описанием, остановитесь на двух-трех самых известных или наиболее интересных, иначе Ваша статья потеряет смысл, превратится в пересказ того, что уже и так всем известно. Возможна и такая ситуация, что решения поставленной Вами проблемы не существует. Тогда необходимо описать причины, по которым сложилась эта ситуация.
Далее следует изложение непосредственно Вашего личного опыта, поэтому здесь желательно обойтись без цитат и ссылок. Это может быть описание проведенного Вами исследования, результаты которого позволяют решить поднятую проблему. Может быть обобщение опыта работы, которое позволяет двигаться к решению проблемы. Может быть предложение к использованию новых методик и т.д.
В заключении статьи необходимо показать, что изложенное Вами выше будет полезным, важным, нужным для использования Вашими коллегами в той сфере деятельности, где Вы трудитесь.
Немаловажным моментом при написании статья является и ее правильное оформление. Во-первых, внимательно посмотрите требования к оформлению, которые предъявляет то издание, куда Вы направите свою статью. Соблюдение этих требований – элементарное проявление уважения и соблюдения этических норм с вашей стороны.
Название статьи не должно быть чрезмерно длинным и содержать аббревиатуры и сокращения. Название должно отражать основную мысль Вашей статьи и носить научный, а не публицистический характер. Например, название статьи «А судьи кто…» или «Веселые старты в нашем ДОУ» неприемлемы.
За названием следует информация об авторе и соавторах, если они есть. Фамилия, имя и отчество должны быть написаны полностью, затем научная степень, ученое звание, если они есть, должность и место работы полностью.
Далее обязательно следует аннотация к статье и ключевые слова. В аннотации излагается в краткой форме основная мысль статьи, объем аннотации не должен превышать 600 знаков вместе с пробелами и также аннотация не должна содержать аббревиатуры и сокращения. Ключевых слов не более 5-8.
В тексте статьи особое внимание следует уделить оформлению цитат и ссылок. Они оформляются квадратными скобками, в которых указывается номер источника из списка литературы и номер страницы источника, на которую Вы ссылаетесь, например [2, с. 5]. Таким образом должны быть оформлены ВСЕ упоминания авторов и изданий, встречающиеся в статье и ВСЕ цитаты. ВСЕ источники, на которые Вы ссылаетесь, должны быть в списке литературы и их номера в ссылке и в списке должны совпадать, эту работу правильно можете сделать только Вы, так как редактор не может быть в курсе всех цитат, всех источников и авторов, на которые Вы ссылаетесь.
Чтобы нумерация списка литературы была правильной, следует помнить, что он оформляется в иерархическом порядке: сначала нормативные-правовые акты, затем печатные издания, издания на иностранных языках, затем электронные издания. Источники в этой иерархии в свою очередь располагаются в алфавитном порядке.
Надеемся, что наша статья поможет Вам в написании и оформлении статей в журналы и сборники конференций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как написать научную статью?
Османова Ирина Юсуповна
и иновационной работы
Если вы никогда не писали научно-методических статей, помните: все когда-то случается в первый раз.
Если у вас есть детские работы или готовые примеры, то сначала структурируйте их в определенной логике и последовательности, а затем напишите необходимые к ним комментарии и выводы.
Рекомендуется включать в статью схемы, таблицы, так как визуальная система более скоростная в обработке информации. Читатели сначала обычно просматривают картинки и выделенные фрагмента текста. Иногда на основе внешних впечатлений от знакомства с ними принимают следующее решение: читать внимательно статью или нет.
Если вы располагаете статистическими данными своей практической деятельности, обязательно приведите их в заключительной части статьи, так как для многих они являются убедительным свидетельством качества, глубины и научности вашей деятельности! При написании статьи сразу используйте полезные инструменты компьютера: проверку орфографии, синонимы, различные настройки (интервал, шрифт, выравнивание и т.д.). Их лучше установить перед началом написания статьи, чтобы не выполнять двойную работу потом.
Стратегия написание статей, как и многие другие творческие стратегии, развиваются и автоматизируются в процессе их реализации. Практика показывает, что если вы приобрели опыт написания 3 – 4 статей, последующее создание научно-методических текстов становится более простым и быстрым.
Критерии написания научно-методической статьи
По содержанию статьи:
Научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам исследования и выводами).
Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).
Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов, поэтому часто определяется по наличию в статье путей передачи опыта).
Методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).
Убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).
По форме изложения:
· Логичность (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов, взаимосвязанностью частей).
· Ясность (часто определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров).
· Оригинальность (определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов, рисунков).
· Полнота (определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста).
Требования к оформлению
Шрифт « Times New Roman », кегль – 12, для заголовков – 14.
Интервал между строками – 1.
Заголовки выравниваются по центру, подзаголовки – по левому краю, эпиграфы выравниваются по правому краю.
Выделения должны быть оправданы: нельзя выделять очень много фрагментов текста!
Символы должны быть в едином стиле — их не стоит часто менять!
Текст должен быть выровнен по краям. Красные строки обязательны.
Автор статьи указывается следующим образом: инициалы, затем фамилия, должность, учреждение автора. Они располагаются наверху перед названием справа и выровнены по правому краю.
Кавычки оформляются знаком «……», а не “……..”.
Следите, чтобы в конце предложений были точки (часто встречающаяся небрежность).
Допускаются только черно-белые картинки, фотографии, таблицы. В случае графического сопровождения, следует перевести все цветные изображения в черно-белые.
Если Вы решили сделать список, то обратите внимание на тонкости оформления:
— если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится « ; »;
— если же Вы начинаете список с прописной буквы, то в конце ставится « . ».
Использованная литература оформляется в соответствии с установленными общими правилами и указывается в конце статьи.
Обратите внимание на то, что научно-методическая статья примерно имеет следующую структуру:
Введение (раскрывается следующее: проблема в обучении, значимость ее решения, существующие традиционные способы решения данной проблемы, идея нового способа решения проблемы, цели эксперимента, методы и т.д.).
Описание хода экспериментальной деятельности.
Описание методических приемов, находок, фрагментов урока (кратких конспектов) и т.д.
Описание результатов деятельности учеников, учителя, эксперимента в целом.
Выводы (относительно полученных результатов раскрывается следующее: более широкое значение обучения, влияние на качество, возможность применения в других областях знаний, влияние на личностное развитие, к чему может привести продолжение исследования в этом направлении).
Примечание: не все пункты, указанные в скобках, должны быть обязательно раскрыты.
Примерный маршрут написания статьи
Напишите на отдельном листе главные достижения своей экспериментальной деятельности (ЭД) с точки зрения развития личности, организации учения, организации урока, качества обучения, развития личности, вашего профессионального развития и т.д.
Определите, на решение какой главной педагогической проблемы направлена ваша ЭД.
Определите, как эта проблема решалась вами, коллегами, различными технологиями обучения. Какие традиционно рекомендации ее решения предлагают методические пособия, учебники, руководство для учителя? Выпишите их на листе.
Обратитесь к имеющимся у вас методическим пособиям, учебникам, книгам для учителя и т.д. Убедитесь, что вы верно определили традиционные способы решения проблемы.
Сформулируйте, что нового вы включите в свою статью (идеи, принципы, технологии, приемы, оригинальное описание личного опыта, доказательство эффективности известного метода, уникальную форму представления сравнительно новой идеи и т.д.).
Определите структурные части статьи: введение, основное содержание, выводы.
Кратко запишите тезисы каждой части.
Начните писать, раскрывая каждую часть. Помните, что содержание, язык статьи должны быть простыми и понятными. Если у вас возникают сложности в написании, то возьмите готовую статью, которая вам понравилась. Затем мысленно определите ее структурные части. Используйте все лучшее из этой статьи с точки зрения языка и структуры ее написания. Можете легко переносить обороты и связки в свой текст.
Подумайте, какое графическое сопровождение (рисунки, схемы, таблицы) будут иллюстрировать главные мысли. Включите их в текст.
Еще раз прочитайте статью и отдельно проанализируйте логичность смысловых переходов, выводов. Если нужно, то правьте их.
Отдельно оцените язык написания статьи. Если необходимо, то замените повторы синонимами, добавьте метафорических фраз, аналогий и цитат.
Еще раз прочитайте статью, определите ее главную мысль, придумайте название.
Перечитайте еще раз выводы. Убедитесь, что каждый из них следует из смысловых частей статьи. Проверьте логичность аргументов и их доказательность. Ответьте на вопрос, как название статьи связано с выводами. Если необходимо, скорректируйте название или выводы.
Проверьте оформление статьи (см. требования к оформлению).
Проверьте грамотность ее написания.
Передайте статью для публикации и ждите обратной связи.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию и оформлению статей
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию и оформлению статей
Методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования ЦВР с целью оказания помощи при написании статей.
В рекомендациях даны общие правила написания статей для журналов и сборников. Перечислены основные этапы создания статьи и правила ее оформления. Перечислены методики, которыми может воспользоваться педагог для того чтобы статья была востребована. Методические рекомендации содержат описание методики оформления статей, инструменты для контроля необходимых умений.
Для того чтобы написать актуальную, интересную, хорошую статью, необходимо знать, как её написать и зачем она нужна.
Например, в нашей статье проблема – научить педагогов писать интересные статьи. В процессе мы разберем, как это сделать, и сформулируем выводы по итогам мастер-класса. Статья должна иметь практическую ценность, а также тематическую направленность на конкретную целевую аудиторию. Теория в чистом виде сейчас мало кого интересует.
Существуют три вида статей: информационные, аналитические, художественно-публицистические.
Информационные статьи. Основная цель подобных текстов – ознакомительная, а иногда даже развлекательная. В них рассказывается о предметах, событиях. Задача автора – описать или проанализировать их. К ним относятся: заметки, новости, интервью, отчёты, исследования, описания и обзоры, статьи-вопросы, пошаговые инструкции, сторителлинг, чек-листы, памятки.
Аналитические статьи. Цель таких статей не только повествовательная. Анализ вопроса подразумевает новые выводы автора или других людей о теме, которая может быть и старой. К ним причисляют: отзывы, рецензии, прогнозы, рекомендации, проблемы и ошибки, кейсы, мотивирующие статьи, продающие тексты.
Стили написания статей.
Выбор стиля зависит от того, кому будет адресована статья, то есть какой будет целевая аудитория. Важно, чтобы язык написания статьи был доступным и понятным целевой аудитории.
В педагогике целевой аудиторией являются участники образовательных отношений (учащиеся/воспитанники и их родители (законные представители), педагогические работники), коллеги из других образовательных организаций и методических центров, социум, жители проживающие в нашем районе.
Научный стиль подходит для разных специалистов. Его характеризуют обилие терминов, которые могут быть неясны рядовому читателю, и следование фактам.
Публицистический стиль – самый популярный в СМИ.
Разговорный – повседневные и всем понятный язык, которому свойственны вольная структура и экспрессия. В зависимости от цели автора, им также можно пользоваться при написании статей.
1. «Проблема + решение». Определите проблему вашей целевой аудитории, и обозначьте её в статье. Дайте несколько практических рекомендаций решения данной проблемы.
2. «Практические рекомендации». Опишите одну или несколько методик улучшения сложившейся ситуации или снижения негативных последствий от какого-либо действия, актуальную для вашей целевой аудитории.
3. «Экспертная оценка». Напишите о каком-либо событии, факте (методике, инновации, книге, программе) и дайте свою экспертную оценку, проанализируйте, сообщите полезную информацию.
4. «Инструмент, предназначенный для…». Описание методики, которую Вы применяли в Вашей области, но мало кто умеет им пользоваться.
5. «Вопрос-ответ». Опишите проблемную ситуацию, выскажите решения к которым пришли во время работы над ней.
Выбор темы и анализ материала
В первую очередь необходимо определиться с темой статьи. Статья должна раскрывать одну тему, тема в свою очередь должна быть интересная, знакомая и актуальная лично для вас. Важно, чтобы тема была ориентирована на вашу целевую аудиторию.
Проведите анализ материалов доступных в сети Интернет. Для этого необходимо в поисковике набрать ключевые слова и прочитать как можно больше статей на тему о которой вы хотите писать. Источниками в которых Вы можете найти информацию по теме могут быть книги, статьи, интервью, исследования, новости, блоги и т.д.
Изучив и проанализировать информацию из источников, необходимо подумать, что сделает Вашу статью уникальной. Возможно Вы захотите сузить тему и развить свои мысли в одном каком-то направлении, или наоборот к тому что узнали, добавить что-то своё. Здесь важно не допустить плагиат. В статье должны быть именно Ваши мысли и даже если Вы перефразировали чью-то фразу обязательно поставьте ссылку на источник.
Составление плана статьи
Составление плана позволит написать хорошую статью за достаточно короткое время. Структура плана выглядит примерно следующим образом:
2. Вступление (кратко раскрывает основную мысль текста. Если это научная статья, то постановка проблемы, актуальность, цель и задачи, степени изученности или краткий обзор материала по теме).
3. Основная часть, состоящая из нескольких рекомендаций или тезисов.
Заголовок статьи должен быть интересным, кратким и ясным. Он должен «цеплять» и мотивировать к прочтению.
Чаще всего привлекают внимание заголовки которые позволяют решить какую-либо проблему, содержат рекомендации и советы, дают надежду на удовлетворение потребности. Ваша задача – заинтересовать и вдохновить свою целевую аудиторию на прочтение статьи.
· Заголовок не должен быть длинным, лучше выбрать короткое название.
· Слова содержащиеся в заголовке, должны быть известны и понятны вашей целевой аудитории
· Используйте работающие шаблоны названий статей, например: «Как провести интересное занятие», «Как организовать мероприятие в группе», «Чем заинтересовать современных детей», «Как улучшить посещаемость в группе».
· В современном мире, люди привыкли быстро решать проблемы, в данном случае, можно предложить «Быстрый способ/ как быстро…», например: «Как быстро сделать уроки с ребёнком», «Быстрый способ научиться читать», «Как быстро написать научную статью».
· «Краткое руководство…», например: «Краткое руководство по разработке сценария мероприятия», «Краткое руководство по организации мастер-класса», «Краткое руководство по выполнению домашнего задания», «Краткое руководство по воспитанию подростка».
· «Метод/методика…», например: «Лучшая методика подготовки к школе», «Эффективный метод обучения для развития техники вышивания»
· «Простой способ/ простое решение…», например: «Простой способ узнать, что интересно Вашему ребёнку», «Простой способ провести входную диагностику знаний обучающихся»
· «Сделайте/Создайте/Напишите/Поделитесь…», например: «Поделитесь опытом», «Создайте свой клуб», «Напишите о себе».
· «После этого Вы сможете…», например: «После этого Вы сможете написать статью», «После этого Вы сможете провести занятие», «После этого Вы сможете легко выучить язык», «После этого Вы сможете разработать авторскую программу»
· «Уникальный/эффективный/лучший/проверенный/бесплатный и т.д.», например: «Эффективный способ развить усидчивость у детей», «Бесплатный мастер-класс по изготовлению новогодних открыток», «Лучшая методика обучения вязанию», «Проверенный способ поладить с детьми».
· «Что должен знать каждый…», например: «Это должен знать каждый педагог дополнительного образования», «Это должен знать каждый родитель»
· «Цифры», например: «7 проверенных способов мотивировать ребенка на занятии», «6 навыков, необходимых для современного педагога», «8 золотых правил общения с подростками»
· «Секреты», например: «Секреты успешного обучения», «6 секретов успешного проведения родительского занятия», «Главный секрет проведения игр и занятий»
Вы можете придумать свои заголовки, не бойтесь экспериментировать!
Как мы упоминали вначале, вступление это часть текста, которая кратко раскрывает основную мысль текста и (или) проблему, которую выделяет автор, важность проблемы для целевой аудитории.
Во вступлении можно прописать краткое изложение проблемы, исследование по данной проблеме, постановку вопросов. Важно задать вопросы: «Для чего пишите статью?» и «Для кого она предназначена?». Возможно озвучить ключевые моменты из своего опыта и продемонстрировать желание увлечь читателя.
Целью вступления является – вызвать желание у читателя дочитать статью до конца. Чем оригинальнее будет вступление, тем интереснее получится статья.
Основная часть статьи.
Самая главная и объемная часть, в которой изложены все собранные и проанализированные автором материалы.
Здесь мы описываем суть проблемы, методики исследования этой проблемы, оцениваем точность полученных результатов и объясняем их.
Важно донести читателю информацию доступным языком, так чтобы он понял тему. Можно привести пример из жизни, описать истории, привести интересные факты, поделиться своим собственным опытом, высказать свой взгляд на проблему. В основной части вам нужно указать ответы на поставленные во вступительной части вопросы. Не забывайте, что вы пишите статью для определенной целевой аудитории, которую интересует данная тема.
Цель основной части состоит в передаче информации по проблеме. Для объяснения сложных ситуаций используйте простые и конкретные примеры из жизни.
Содержание статьи должно быть грамотным, изложение – плавным, текст должен быть единым целым. В тексте между абзацами могут присутствовать слова – связки, такие как: «однако», «важно отметить, что…», «следует помнить, что. », «во-первых», «кроме того», «наконец», «затем», «вновь», «далее», «более того», «вместе с тем», «в добавление к вышесказанному», «в уточнение к вышесказанному», «также», «в то же время», «вместе с тем», «подобным образом», «следовательно», «отсюда следует», «таким образом», «между тем», «тем не менее», «с другой стороны», «в целом», «подводя итоги», «в заключение», «итак». Но не стоит злоупотреблять вводными фразами и начинать с них каждое слово
В конце подведите статью к заключению, которое бы побуждало к действиям.
Перед тем как написать заключение, рекомендуем внимательно перечитать вступление и основную часть статьи обобщив всю изложенную информацию.
Заключение – это итог, ваши выводы, обобщение сказанного выше. Здесь приветствуется краткость и конкретика.
Составление списка источников и литературы.
Список литературы – перечень использованных в статье книг, журналов, газетных статей, ссылок на интернет- ресурсы.
Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами:
1) в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал);
2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным;
3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы. В целом, литературное оформление материалов исследования следует рассматривать весьма ответственным делом.
Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
. Перед публикацией статьи:
2. Проверьте и отредактируйте статью
3. Проверьте текст на наличие грамматических ошибок
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Практические рекомендации по написанию методической статьи для публикации
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы г.Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ СТАТЬИ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ
методист МБУ ДО ЦВР
Овчаренко Ирина Александровна
Практические рекомендации по написанию методической статьи для публикации
Каждый педагог сталкивается с необходимостью описать свой опыт и оформить его на бумаге. Однако, как показывает практика, большинство педагогов затрудняется в оформлении своих мыслей в письменной форме (в виде статей, аналитических записок, эссе и т.д.). Сейчас мы с вами рассмотрим важнейшие моменты процесса написания и оформления статьи (публикации), затронем ключевые вопросы подготовки материалов к изданию, поговорим о том, как грамотно организовать работу по написанию публикации и над созданием единства всех ее элементов.
К научно-методической статье мы относим такие тексты, которые представляют методическую деятельность педагога, имеют своей целью обобщение опыта педагога, анализ методов и приемов работы, описание системы работы по определённой технологии и т.д.
Условно статьи можно разделить на «простые» и «сложные».
Не занимают много времени.
Занимают много времени, так как нужно изучить много источников по теме.
Не предполагают изучения большого объема дополнительной литературы.
НО: Написав «сложную» статью, ее можно будет отправлять несколько раз в разные издания, всего лишь поменяв тему
НО: Отправить такие статьи в серьезные сборники сложно, но можно (если доработать).
Простые статьи предназначены, в основном, для публикации в интернет-изданиях.
К «сложным» статьям относятся те, в которых вы описываете определенную технологию, методику, способы и приемы обучения. Нужно очень хорошо знать теорию и представить результаты освоения учащимися данной технологии, также добавить дидактический материал или собственную разработку чего-либо (таблицы, карты, тетради и прочее)
Примерные темы статей:
«Патриотическое воспитание в подростковом клубе»
«Модель организации исследовательской деятельности воспитанников учреждения дополнительного образования»
Конспекты занятий, внеклассных мероприятий, методические разработки
« Сложные» статьи предназначены для публикации в сборниках конференций, научно-методических сборниках.
Опубликовать собственный опыт работы можно в следующих изданиях:
Любые учительские сайты, где вы зарегистрированы, например:
Педсовет «16-й Всероссийский интернет-педсовет»: http://pedsovet.org/
Международное сообщество учителей-предметников «Учительский портал»: http://www.uchportal.ru/
Международная научная конференция: http://www.gosnauka.ru/
Научная конференция: http://www.tezis.info/konf.php
Научные конференции: http://konferen.ru/
периодически на почтовый ящик приходят информационные письма с приглашением опубликовать статьи в каких-либо сборниках.
Объём статей может быть разным. Небольшие по объёму статьи состоят из заголовка, фамилии автора, ключевых слов, введения, описания опыта или методики, результатов, заключения и литературы. Достаточно большие по объёму статьи включают заголовок, аннотацию (краткое изложение содержания статьи), ключевые слова, оглавление, обозначения, введение, основной текст, заключение, литературу.
Мы рассмотрим структуру небольшой статьи, не затрагивающей вопросы инновационной и экспериментальной работы и не описывающие результаты научной деятельности, структура нашей статьи может быть немного проще (если только мы не готовим статью для публикации материалов в сборнике научно-теоретической или научно-практической конференции, где требования значительно строже).
Итак, научно-методическая статья содержит тематически завершенный, структурно и литературно оформленный материал, который включает следующие элементы :
Имя автора (авторов) приводят в именительном падеже и выделяют полиграфическими средствами (полужирное начертание). Остальные сведения даются после (или ниже) имени, в полной или сокращенной форме. Сведения об авторе помещают перед заглавием.
— Название статьи — очень важный элемент статьи. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать ее тему и содержание. Продумывание названия – процесс перманентный, название можно изменять и уточнять по мере написания статьи. Правильнее будет, если Вы начнете работу над названием после написание статьи, когда поймали саму суть статьи, его основную идею. К заглавию предъявляются следующие требования:
точность (оно должно точно отражать содержание статьи);
ясность (должно быть понятным);
краткость (включать не более 9-11 слов);
информативность (слова должны быть ключевыми).
Кроме того, необходимо исключить двусмысленность, а также следует избегать аббревиатур.
1) В статье представлен опыт организации деятельности подростковых клубов в условиях Центра внешкольной работы г.Белорецк по различным направлениям работы: культурно-досуговому, социально-профилактическому, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, работе с родителями, семьёй. Материал адресован педагогам-организаторам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, работающим в подростковых клубах.
2) Представлен практический опыт организации исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования. (Тема «Опыт организации исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования»)
Главное в статье – ее актуальность, так как устаревший материал дезинформирует читателя; понятность – чтобы в изложении материала не было двусмысленности; логичность – чтобы одно утверждение вытекало из другого. Надо уметь отделить главное от второстепенного, упорядочить мысли, добиться абсолютной ясности. Если есть цифровой материал (таблица, график, диаграмма, схема, рисунок, просто цифра), нужно определить, в какой он форме будет подан, как лучше воспринят читателем; он должен быть удобочитаемым, понятным.
В основной части необходимо продумать систему логически самостоятельных структурных частей, прямо или косвенно связанных между собой. Способы раскрытия этих частей могут быть разные: это система заголовков, приемы нумерации или литерации (буквенное обозначение, «литера»- буква). Простейшей рубрикацией является абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой, содержащий относительно законченную развернутую мысль.
— Заключительная часть – завершающая часть авторского текста, в которой следует еще раз подчеркнуть, какую информацию дала статья (дать оценку) и подвести итог изложенному. Возможно использование слов «итак», «таким образом», «безусловно» и т.п. Недопустимо, чтобы статья заканчивалась таблицей, рисунком и т.д.
Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы и результаты, полученные в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.
— Выводы (вместо заключения) обычно пишутся, если статья основа на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация – что сделано.
Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами:
1) выразить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал);
2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным;
3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы.
— Библиографический список. Список литературы (используемой, рекомендуемой) и ссылки.
Список – это обязательный элемент статьи. Библиографический список отражает использованные, цитированные документы. Он дает возможность читателю познакомиться с теми изданиями, где тема освещается более полно и подробно.
Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 Последовательность формирования списка может быть различной:
• по алфавиту фамилий авторов или названий документов;
• по мере появления сносок;
• по значимости документов (нормативные акты, документальные источники, монографии, статьи, другая литература);
Основные элементы библиографического описания приводятся в следующей последовательности: фамилия автора и его инициалы, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы.
Автор, название публикации. Адрес сайта в интернете.
Если Вы используете чьи-то мысли, цитаты и материалы, делайте ссылку на них в разделе «Литература».
Не используйте никаких лишних выделений в тексте, кроме полужирного и курсива (и только, если разрешено требованиями к публикации редакционного совета), также не стоит применять цвет, так как он при печати потеряется.
Если в текст необходимо вставить рисунки, схемы и таблицы, оформляйте их строго по правилам, указанным издательствам, в противном случае, вашу статью могут не принять к публикации.
Примеры библиографического описания источника:
1. Закон РФ № 3266-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 г.
2. Вербицкий, А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А.А.
Вербицкий // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 71-78.
3. Коньков, А.А. Руководство по организации научно-исследовательской работы студентов.
Учебное пособие /А.А. Коньков. – М.: МИИ ВТ, 1988. – 48 с.
1. «Как написать доклад?». http://www.doklada.net/
2. Лисицына О. С. «Пишем доклад». http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-doklad.htm
Начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта. Надо безжалостно вычеркивать все лишнее, подбирать правильные выражения мыслей, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.
Многие авторы придерживаются следующего способа написания статьи. Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают о нем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении.
Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании статьи и сделать более наглядной его логическую структуру, вы можете использовать различные вводные слова и фразы (клише):
Во-первых. Во-вторых. В-третьих. Кроме того. Наконец. Затем. Вновь. Далее.
Однако не следует злоупотреблять вводными фразами и начинать с них каждое предложение.
Таким образом, чтобы ваши мысли превратились в методическую статью необходимо выполнить ряд условий:
Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати. Если Вы положительно ответили на этот вопрос, можно приступать к работе.
Статья должна содержать не просто обобщение опыта работы, а именно вашего опыта работы по заявленной теме или опыта работы конкретного коллектива.
Вопросы, затронутые в статье, могут быть различными. Конечно же, всех интересует собственный методический опыт и его реализация на практике.
Чётко определиться с темой и целью предстоящей статьи.
Прежде чем Вы начнете работать над статьей, подумайте о том, имеет ли Ваш материал методическую ценность.
Поработайте над названием статьи.
Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.
Составьте подробный план построения статьи.
Изучите необходимую информацию (статьи, книги и др.) и проанализируйте ее.
Набросайте тезисы или напишите, о чем стоит упомянуть в статье.
Подберите к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы.
Изложите основные мысли, придерживаясь темы (начинать следует с более легкого материала, так вы сэкономите время, ведь понимание и осмысление приходит по мере углубления в тему. Конечно, не исключено, что возникнут трудности в написании, ведь не все обладают красноречием. В таком случае стоит воспользоваться уже готовой статьей из сети Интернет и взять из нее материал за основу, чтобы было на что опереться).
Подберите графические рисунки, таблицы, схемы, чтобы проиллюстрировать основные мысли (если это необходимо).
Проведите авторское редактирование. Вдумчиво просмотрите получившуюся статью, установите логичность переходов, исправьте ошибки, сделайте выводы. Определите, как можно ее улучшить.
Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.
Составьте список литературы.
— подчеркивания для выделения;
— пробелов и табуляции для форматирования абзацного отступа («красной строки»);
В тексте не должно быть двойных пробелов. Если при наборе таблицы она разрывается между страницами, используется команда «Разбить таблицу». Обязательно проставляются номера страниц.
Графики, схемы, рисунки и фотографии должны быть сохранены отдельными файлами в формате «. jpq » и распечатаны на отдельных листах с указанием их расположения в тексте.
Подготовленная к публикации статья оценивается с точки зрения ее актуальности, целесообразности, авторской новизны. Определяется научная (новый вклад в исследуемую область) и методическая ценность (материал представляет новые методические приемы по использованию в практике работы научных идей или новый практический опыт).
Редакция сохраняет за собой право вносить незначительные изменения в текст рукописи, направленные на краткость содержания и соответствие стилю журнала.
Таковы общие требования к написанию статьи.
Список использованной литературы:
1. Виноградова, Н.С. Методические рекомендации по выполнению письменных работ /
Н.С. Виноградова. – М., 1998.
2. Вербицкий, А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А.А.
Вербицкий // Педагогика. – 1994. – № 3.
3. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
4. Исследовательская деятельность в педагогических училищах и колледжах: Материалы
научно-практической конференции. – СПб., 1998.
5. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А.М.
6. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-
исследователя /А.М. Новиков. – М, 1996. – 26 с.
7. Правила оформления списка литературы и ссылок к научной работе с краткими
правилами библиографического описания. – М., 1988.
8. Усачева, И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по
теме исследования / И.В. Усачева. – М., 1980.