Как правильно пишется комиксы
Многие дети любят рисовать, а кто-то даже пробует создать собственный комикс. Поначалу кажется, что всего-то нужно сочинить историю, придумать героев, разделить страничку на блоки и действовать. Все так, но процесс гораздо интереснее и сложнее. В графическом романе «Правила выживания в школе» тема рисованных историй звучит дважды: сначала в сюжете, а потом — в рекомендациях автора в конце книги. Решили поделиться последними: вот секреты иллюстратора Светланы Шмаковой.
Шаг 1. Сценарий
Правила выживания в школе
Прежде чем рисовать, нужно сделать заметки по визуальному ряду, сюжетам и диалогам. Подумайте, какие эмоции будут испытывать герои, как выглядеть, каким тоном говорить, какие стилистические особенности речи будут у каждого из них.
Вот пример и готовые иллюстрации из комикса:
Пеппи, драматично: «Я не могу-у-у-у-у-у-у-у… Он меня, наверное, ненави-и-и-и-и-идит… Я боюсь смотреть ему в глаза-а-а-а…»
Мистер Рамирез опирается на свой стол, говорит раздраженно: «Мисс Торрес, я позвал всех участников кружка рисования не для того, чтобы обсуждать ваши проблемы!»
Дженсон, в ужасе: «Про пятна на Солнце?! Они наконец…»
Мистер Рамирез, раздраженно: «Нет, не про пятна на Солнце, Дженсон! Сядь на место!»
Шаг 2. Раскадровка
Как говорит Светлана, она делает ее очень приблизительной, иногда это просто наброски людей с ручками-палочками. На этом этапе иллюстратор разрабатывает позы персонажей, расположение панелей, речевые пузыри и сам сценарий. Обычно рисует на листах для принтера формата А4 — их легко найти.
Шаг 3. Карандаш
Сначала рисуйте карандашом. Рисовать можно на обычной бумаге. Старайтесь не привязываться к своим инструментам, на случай, если они потеряются. Бумагу и карандаш легко найти в любом канцелярском магазине, дома или в школе.
Шаг 4. Обводка
Многие художники предпочитают обводить тушью нарисованные карандашом черновики. Светлана поступает иначе — сканирует рисунки и применяет non photo blue фильтр. Затем распечатывает и обводит тушью (так у иллюстратора сохраняются страницы и в карандаше, и в туши). Обводка после non photo blue хороша тем, что при сканировании в Bitmap/BSW-режиме голубой не проявляется. Поэтому подтирать карандашные линии не придется.
Шаг 5. Колеровка
Когда обведенные страницы отсканированы, можно раскрасить их в графическом редакторе. Попробуйте использовать планшет для рисования и графическую программу.
Еще 2 хитрости
1. Когда рисуете обстановку, подумайте, как она соотносится с героями. Так, в комиксе «Правила выживания в школе» кабинеты кружка рисования и научного кружка соответствуют характеру преподавателей.
Вот кабинет мистера Рамиреза — симпатичного, рассеянного, непостоянного, творческого человека.
А это — кабинет естественных наук. Здесь порядок и чистота, что соответствует характеру мисс Тобинс — самого рационального и организованного человека, которого вы только встречали.
2. Продумывайте второстепенных героев: их истории, заморочки, мечты. В этом комиксе мы часто видим ребят из двух кружков и сотрудников школьной газеты. Так, Марибелла Самсон — талантливая и уверенная в себе ученица, которая готова бороться за право участвовать в фестивале школьных кружков. А Дженсон Грэм — смешной парень со странностями, которого беспокоят пятна на солнце и история о роботах школьной столовой, которые вышли из подчинения.
Короткие советы тем, кто учится рисовать
Комикс, который научит тебя рисовать
Если юный художник еще не успел отработать навыки рисования, стоит потратить на это время. Например, можно поучиться вместе с Дэвидом — героем книги «Комикс, который научит тебя рисовать» (от художника Марка Крилли). Вот несколько коротких советов:
Вот еще один совет: первый комикс вполне можно нарисовать без компьютерных программ и сканирования. Обводите контуры гелевой ручкой, раскрашивайте иллюстрации прямо на бумаге, воспользуйтесь цветными карандашами или фломастерами. А когда почувствуете, что дело пошло, используйте профессиональные средства.
Обложка поста — иллюстрация из книги «Правила выживания в школе»
Ошибки начинающих сценаристов комиксов
С недавнего времени почти в каждом крупном городе России есть специализированный магазин комиксов. Еще они продаются в книжных сетях, включая онлайн-магазины. Я очень рад, что этот вид искусства активно развивается в нашей стране. Пока, правда, большая часть рынка комиксов — это переводные издания, а качество отечественных работ не всегда высокого уровня. Именно поэтому так важно сценаристам комиксов избегать самых простых ошибок, которые обычно делают начинающие.
Как писать сценарий комикса
Первое, что нужно сделать, это понять, что комикс — самостоятельный вид искусства, а значит, у него есть свои особенности. Комикс имеет одновременно черты и литературы, и кинематографа, но при этом не является ни тем, ни другим. Следовательно, нельзя писать сценарий для комикса как прозу, и нельзя — как киносценарий. Он должен быть другим.
По поводу того, что для прозы и сценария используются разные языки, мы недавно публиковали статью (Чем сценарий отличается от прозы). В этом плане сценарий комикса ближе к киносценарию, но все равно имеет отличия. Дело в том, что в киносценарии действует железное правило: «Не рассказывать, а показывать». В комиксе же можно делать и то, и другое.
Кадр из комикса «Черновик. Четвертая дверь» от издательства «Белый единорог»
Информацию в комиксе можно передавать тремя способами:
– изображая то, что делают персонажи;
– вкладывая информацию в диалоги персонажей;
– добавляя текст авторского повествования.
Сценарист комикса может и показывать то, что делают герои, как киносценарист, и одновременно описывать то, что они думают и чувствуют, как писатель. Но за такие огромные возможности приходится платить ограничениями. Если их не знать, то можно все испортить.
Как испортить комикс
Способов для этого существует огромное количество, я лишь перечислю те из них, которые использовал сам или мои знакомые. Причем не всегда нам удавалось испортить комикс безвозвратно, но мы очень старались 🙂
Написать длинные монологи
В отличие от кино, где персонажи могут произносить монологи на несколько минут, и прозы, где герои могут вообще говорить целыми страницами, в комиксе для этого просто нет места. Физически.
На страницу помещается определенное количество кадров, а каждый кадр имеет строго определенный размер. Следовательно туда поместится или большое изображение и маленький текст, или маленькое изображение и большой текст.
Кадр из комикса «Тинтин в стране черного золота»
Длинные монологи в комиксе неуместны, лучше их вообще не допускать, но если иначе никак, то приходится монолог разбивать на несколько частей и помещать его в разные кадры.
Описываем изображение
Возможность использования в комиксе одновременно и изображения, и описания может сыграть со сценаристом злую шутку. Если писательское начало возьмет верх, то сценарист может вставить поместить в кадр описание, которое будет по смыслу дублировать изображение.
Кадр из комикса «Черновик. Четвертая дверь» от издательства «Белый единорог»
Вот кадр, понятный без слов. А теперь представьте, что на нем будет помещен текст: «Я проснулся на мягком диване от того, что солнце светило через окно на стену. Я сладко потянулся». Кто-то может сказать, что пояснение лишним не бывает, а я же отвечу, что это логическое дублирование информации. Вместо того, что и так понятно из рисунка, автор мог рассказать что-то более важное. Например, дать описание внутреннего мира героя или описать события, происходившие за то время, пока он спал.
Вставляем как можно больше деталей
Комикс — уникальный вид искусства, он позволяет рассказывать истории, для прочтения которых нужно задействовать внимательность читателя. Например, автор может поместить в кадр деталь, однозначно указывающую на личность убийцы, но не акцентировать на этом внимание. Внимательный читатель разглядит ее и сможет сделать выводы сам, без помощи автора.
Но увлекшись такими играми, сценарист комиксов может указать в сценарии столько деталей, которые просто не поместятся в кадр (о том, что место в комиксе строго ограничено, я уже писал выше). Например, я сам на заре своей сценарной карьеры описал один кадр, в котором на фоне красивых льдов, в некоем большом летательном аппарате в полный рост стоят персонажи, а один из них держит в руках игровую приставку и играет в строго определенную узнаваемую игру.
Кадр из комикса «DreadCore» от издательства «42»
На первый взгляд, в этом описании нет ничего плохого, такой кадр вполне можно нарисовать, только вот занимать он будет целую страницу, а в моем сценарии ему отводилась лишь малая ее часть. Это, как вы уже догадались, кадр в нижнем левом углу.
Лезем на сторону художника
Сценарист комиксов нередко представляет себе, как будет выглядеть тот или иной кадр. И это правильно. Он должен развивать художественное видение, хотя бы для того, чтобы не допускать ошибки, описанной в предыдущем параграфе. Но увлекаться этим не стоит. Потому что у художника визуальное чутье все равно лучше вашего. Потому не нужно описывать подробно ракурсы, позы персонажей, цвета и так далее.
Сценарист может и должен предлагать вариант визуального решения, но последнее слово все равно остается за художником. Единственный случай, в котором нужно настаивать на своем, — когда описываемые детали важны для сюжета.
Описываем несколько действий в одном кадре
Вот пример описания одного из кадров комикса.
Он и она сидят напротив друг друга за столиком кафе. Он ослабляет галстук, лезет в карман брюк и протягивает ей коробочку с кольцом, она восхищенно смотрит на сверкающий бриллиант.
Для киносценариста вполне обычное описание. Только вот для комикса — оно катастрофическое. Сценаристу комиксов нужно постоянно держать в голове, что описывать нужно статичные изображения, а тут сразу три действия вместо одного. Сначала нужно показать, как герой ослабляет галстук, потом — как лезет в карман брюк, и только потом — как протягивает коробочку с кольцом. Можно еще сделать четвертый кадр, когда он эту коробочку открывает, и пятый, когда она восхищенно на это кольцо смотрит.
Требуем невозможного
И последнее, что может сделать сценарист комикса, — попросить художника нарисовать то, что нарисовать невозможно. Причем для этого не нужно напрягать фантазию, все происходит само собой. Например, так:
Попробуйте себе представить это изображение и сразу поймете, что тут не так. Такое описание подразумевает, что обоих персонажей нужно рисовать в фас, но при этом они должны стоять напротив друг друга.
Делайте свои ошибки
Всех ошибок не избежать — они неисчерпаемы. Но я прошу вас делать свои ошибки и не повторять моих. А потом рассказать мне, чтобы и я не повторял ваших. Так мы вместе сделаем русские комиксы лучше.
Как правильно пишется комиксы
Для начала, как выше отметил Дмитрий, вам нужно выбрать тему комикса и придумать историю, в которой вы сможете рассказать все, что хотите. Не стоит бояться вставить в комикс что-то лишнее. При работе вы сами уберете все ненужное, оставив только то, что соответствует вашему видению этой истории.
Дальше нужно составить план комикса. Это может быть как классический план, так и план в виде набросков. На этом этапе вам не нужно продумывать расположение панелей комикса, так как планирование расположения панелей на каждой из страниц будет позднее.
Решите — каким будет объем вашего комикса. Будет ли это веб-комикс, комикс-ваншот или начало большой серии. От размеров вашей истории зависит ее темп, количество панелей на странице и последовательность чтения.
Грубо говоря, в крупной серии сценаристы и художники могут позволить уделить целый разворот какому-то одному кадру. В ваншотах это сложнее, так как вы ограничены в объеме комикса.
Когда у вас есть история и ее примерный план, то вам нужно ответить на главный вопрос — способны ли вы сами реализовать его?
И здесь речь не о качестве вашего рисунка — некоторые комиксы притягивают своим минимализмом. Речь именно о соответствии ваших умений тематике вашего комикса. Уверены ли вы, что сможете нарисовать его таким, каким задумали?
Если вы определились со всем указанным выше и уже начали работу, то самое время убедиться, что вы не забыли все важные элементы: главных героев, фоны, место под пузыри с текстом и звуки.
Если вы традиционный художник, то вам нужно пространство с хорошим освещением и просторным столом, где вы сможете работать. Комиксы не рисуются за компьютером и на коленке.
Ваша задача создать себе максимально комфортные условия для работы, в которых вы сможете настроиться на правильную волну и творить.
Если же вы предпочитаете рисовать в электронном виде, то вам может помочь графический планшет и хороший монитор. Например, мониторы линейки Ultrawide LG (наш обзор). Почему именно они?
Евгений Францев
На что в первую очередь стоит обращать внимание перед работой над комиксом
Комиксы — это созерцательный вид искусства, поэтому визуал очень важен. Но если у комикса нет идеи, то не спасет и он.
Нужно понимать, что ты хочешь от своего комикса — вокруг чего будет крутиться сюжет, какие будут персонажи, какой будет история и как она будет выглядеть на бумаге. Даже если комикс делает ставку на картинку, это не значит, что все остальное отходит на второй план и можно меньше заморачиваться, например, с сюжетом.
Хороший художник хорошо рисует и то, что любит, и то, что не любит.
Потому что это его работа, и он должен относиться к ней ответственно. Конечно, приятно рисовать то, что сердцу ближе, но у заказчика комикса идеи и пожелания могут быть самые разные, и нужно их учитывать. А еще чем больше рисуешь — особенно в разных стилях — тем больше прокачиваешься. Но это не значит, что художники соглашаются на любую работу.
С чего начинается работа над комиксом
Самая важная часть комикса — это идея. Ее основой может стать все что угодно — от просмотренного фильма до закорючки на бумажке.
Но работа должна быть последовательной. Нельзя спонтанно менять внешний вид, характер, цели героя. Сценарий должен быть прописан от и до. Дизайны должны быть законченными, а раскадровка — понятной. В процессе чистовой отрисовки все еще может поменяться. Могут возникнуть новые идеи, которые повлияют на внешний вид комикса или на сюжет.
Забавно, что иногда крутые сцены рождаются из курьезов — например, невнимательности художника. В первой книге «Фронтира» в истории с доктором-злодеем Баффало должен был выбить дверь и закончить сцену в доме. Но я в процессе чтения сценария подумал, что дверь должен вышибать доктор — из помещения наружу. В итоге я сделал крутой разворот с этой сценой — и она вошла в финальную версию комикса.
Некоторые заказчики требуют беспрекословно следовать сценарию. А кто-то дает художнику свободу — главное, чтобы идеи не вредили повествованию.
Почти во все комиксы, над которыми я работал, я вносил какие-то изменения. В итоге они пошли только на пользу истории.
Художник — это и режиссер, и оператор. Он должен показывать то, что важно для продвижения сюжета, а не просто рисовать героя в эффектных позах. А если художник нарисовал крутой разворот, который никак не виляет на визуальное повествование — то это ошибка.
Как лучше работать новичкам
Сложно ответить однозначно. Многие известные художники — ветераны и молодые — работают на бумаге. А кто-то, наоборот, в цифре. Кто-то комбинирует одно с другим: рисует на компьютере раскадровку, а распечатывает и обводит уже на бумаге.
Я всем советую начинать рисовать на бумаге: четче понимаешь формы предметов, объем, пропорции, перспективу. Это поможет рисовать в цифре в будущем. Но если кто-то принципиально хочет рисовать только в цифре — пусть делает.
Если работаешь над комиксом на бумаге — можно сразу рисовать пузыри от руки. А можно оставить для них место и добавить на компьютере в конце работы. Нельзя про них забывать.
Важно следить за пространством панели: там должна быть не только крутая картинка, но и место для текста. Иногда, конечно, хочется, чтобы пузырей не было. Чтобы все, что рисуешь, говорило само за себя или просто не нуждалось в словах.
Порядок панелей всегда ведет взгляд читателя. Это могут быть движения героев в определенном направлении или геометрические направляющие в задниках. Умение ненавязчиво вести читателя — это большое мастерство. А если приходится рисовать стрелочки — что-то пошло не так. Мне вообще сложно представить хороший комикс без теней. Без фонов еще можно, но не без теней. Майк Миньола, Френк Миллер мастерски пользуются тенями и создают с их помощью нужную атмосферу.
Ничего лучше Photoshop для обработки изображений пока не придумали. Еще хорошие редакторы — Manga Studio и более современный Clip Studio: они заточены специально под художников комиксов и манги, а еще у них много инструментов для анимации. Художники пробуют разные редакторы и выбирают для себя самые удобные. Мне, например, нравится Photoshop.
Как донести ваш комикс до читателя
(редакция)
Сегодня существует множество способов показать свою работу. Главное — понять, насколько вы в ней уверены.
Если вы хотите издать свой комикс, чтобы он продавался в магазинах, то вам предварительно стоит дать его почитать не близким и друзьям, а совершенно посторонним людям, которые смогут максимально критично оценить ваш труд. И только после этого вам нужно решить, будет ваш комикс платным или бесплатным
Для бесплатной публикации вы можете использовать:
Для платной публикации вам стоит обратиться к издательствам комиксов:
Советы желающим писать комиксы-2
Продолжаем публиковать цикл переводных статей и эссе о том, как создавать сценарии для рисованных историй. Прошлая часть доступна здесь
Как писать сценарий для комикса / Writing A Comic Script
Оригинал опубликован на сайте: creativecomicart.com. За перевод благодарим Элину Степанову
В наши дни люди потребляют много информации и кажется, что старые привычки, среди которых чтение газет, романов и комиксов, постепенно вымирают.
Интернет кишит развлекательным интерактивным контентом, позволяющим удерживать внимание несколько часов подряд. Тонны нового материала появляются каждый день. Но это не останавливает авторов комиксов, желающих привлечь читателей.
Вы можете написать комикс самостоятельно, если знаете основы подготовки сценария. Требуется ознакомиться с ключевыми этапами и правильно организовать свои мысли.
Определите персонажей
Так же, как и при написании романа, комиксу требуются персонажи.
Они — строительный материал для сюжета и каркас для диалогов, поскольку большинство ваших героев будут иметь собственные речи и действия. Нужно много воображения, ведь вы должны изобразить персонажей и сделать их отличными от типичных героев, известных в комиксах.
Фактически, если вы хотите научиться писать сценарии, стоит сосредоточиться на персонажах. Это наиболее важный элемент для начала. Многие книги достигли успеха, благодаря запоминающимся героям, которые становятся узнаваемы и за пределами мира комиксов.
О создании персонажа
Персонажи не приобретают законченную форму в одночасье.
Если посмотреть, как работают профессиональные художники, они набрасывают несколько прототипов или черновых вариантов, прежде чем попасть в нужную точку и придумать дизайн, который лучше всего подходит личности героя.
Помните, ваши персонажи, скорее всего, появятся вместе на одной странице. Поэтому убедитесь, что они выглядят по-разному. Если только специально не предполагается, что они похожи.
Подготовка сюжета
Вопрос, который нужно задать себе, создавая комикс: «Что вы хотите делать с этими персонажами?».
Это все еще как роман: чтобы зацепить читателей, есть проблема или конфликт, которые должны разрешиться в финале. Но комикс отличается от романа тем, что вы не можете его расширить или пойти в нескольких направлениях, плодя дополнительные сюжетные линии.
Комиксы не перегружены текстом, так как в них работает рисунок. Поэтому минимализм в создании истории — это хорошо. Каждый, кто знает, как правильно писать сценарий комиксов, сохраняет историю простой и понятной.
Одна хитрость: чтобы написать комикс, не потеряв нить сюжета, нужно заранее знать желаемый конец и двигаться в обратном направлении. Это и станет вашим помощником в диалогах и планировании того, как каждая сцена будет выглядеть на странице.
Вам нужно создать историю, которую не нужно долго объяснять словами. Еще раз: читатели будут прежде всего обращать внимание на визуальные эффекты, иногда поглядывая на текст, чтобы получить полное представление о происходящем. Комикс, где недостаточно текста или графики, будет не так интересен.
Определите место и время
Когда пишется сценарий для комикса, он включает в себя конкретное место и время действия. Эти два фактора могут ограничивать ваши возможности, но и позволят оставаться сосредоточенным, пока вы путешествуете по сюжету и сталкиваетесь с теми же проблемами, что и ваши персонажи.
Продумывая локации, вы строите окружающий мир с разными фонами и визуальными эффектами, чтобы читатели смогли проследить направление истории. То же касается и временных рамок. Знать, как писать сценарий, означает знать начало и конец истории и определить, когда происходят ключевые события.
Для более глубоких историй вам может потребоваться несколько временных линий.
Форматирование сценария
Многие люди знают основы сторителлинга, такие как сюжетная линия и создание персонажа, но не до конца понимают, как писать сценарий, из-за особенностей формата комиксов.
Нужно следовать ряду правил, чтобы ваш комикс не превратился в роман с картинками.
Формат комикса предполагает наличие панелей, содержащих диалог. Как и в приключенческих играх, нужно в диалогах указывать имя персонажа, чтобы читатель понимал, кто и что говорит. Особенно это необходимо персонажам, расположенным в момент речи за пределами панели.
Любые слова, расположенные в облачке, а не на панели — это мысли.
Иногда может потребоваться изобразить персонажа, говорящего шепотом. Отразите это в диалоге, используя буквы меньше или светлее.
И независимо от диалога, лучше, если все буквы заглавные, с отступом для быстрой идентификации. Наконец, ваш комикс должен содержать звуковые эффекты, которые обычно подчеркиваются визуальными эффектами.
Не забудьте добавить в сценарий все подписи, когда они необходимы.
Усвоив основы, продолжайте работать над сюжетом.
Анализируйте те страницы, что вы сделали, вносите коррективы, чтобы расти и придумывать новые и захватывающие идеи для вашего следующего комикса.
Как создать комикс: написание сценария /
How to Make Comics: Writing Stories
Оригинал опубликован на сайте: sunnyvillestories.com. За перевод благодарим Наталию Акопян
. Вот вы собрали идеи и что дальше? Те из вас, кто сказал, что приступаем к рисованию, ошиблись. Следующий важный шаг – написание сценария.
Есть правило: хороший текст вытянет комикс даже со слабым рисунком.
Порой встречаются комиксы с прекрасной графикой, но провальным сюжетом, плохими шутками или не проработанными персонажами. И, напротив, есть комиксы с минимальным или упрощенным рисунком, но с тщательно продуманным сценарием.
На самом деле, большинство коротких комиксов (стрипов) из газет создаются по последнему принципу.
Классический пример комикса, выполненного в минималистичном стиле – шедевр Чарльза Шульца «Peanuts». Славный юмор и тонко переданные особенности человеческой натуры отличают вселенную Чарли Брауна.
Как же написать сюжет для комикса?
Обратимся к Аристотелю, великому античному мыслителю, идеи которого легли в основу западной цивилизации, и его труду «Поэтика», где анализируются теория драмы и литературы.
«Поэтика» отлично подойдет для чтения, если вы хотите узнать составляющие удачной истории. Но для тех, кто хочет получить краткую выдержку, я вам ее дам.
Абсолютно любая история, будь то комикс, фильм, роман или игра, состоит из двух обязательных элементов: «поворота судьбы» и его «узнавания».
«Поворот судьбы» — это когда положение героя или героев меняется от хорошего к плохому или от плохого к хорошему.
«Узнавание» играет не менее важную роль — оно означает, что герой осознал суть происходящего. Звучит сложно? Приведу пример.
Возьмем «Звездные войны», эпизод «Новая надежда». Здесь «поворот судьбы» — это уничтожение Люком Скайуокером Звезды Смерти — что ведет от плохого положения дел к хорошему. «Узнавание» происходит на церемонии награждения Люка, Хана Соло и Чубакки.
Теперь я приведу наглядный пример из моего комикса «Время чая» и прикреплю 3 страницы из него.
Вы можете сами определить, что в истории является «поворотом судьбы», а что — ее «узнаванием»? Даю минуту подумать.
Итак, «поворот судьбы» в данном случае идет от хорошего к плохому и происходит в момент обнаружения Фридой Талбот, что ее муж кушает не печенье, а подстаканник. «Узнаванию» же соответствует реакция Мэтью, когда тот понимает, что он на самом деле ест: Мэтью отбрасывает в сторону подстаканник и выхлебывает целый кувшин воды.
Это лишь один пример идеи Аристотеля. Просматривая другие комиксы и стрипы, истории о супергероях, графические романы и т.д., отмечайте для себя моменты «поворота судьбы» и «узнавания». Это послужит хорошей тренировкой для развития навыков сценариста.
Больше о создании сценариев
Кому-то может быть интересно, как я пишу сценарий. Что ж, открою вам коммерческую тайну. Процесс начинается с поиска идей (этой теме я посвятил отдельную статью), которые я нахожу в разных источниках. Иногда я опираюсь на собственный опыт. Например, основой четвертого эпизода комикса «Саннивилл» (Sunnyville) — «Не трогай меня» — стало мое поведение в ситуациях, когда мне приходится признавать свои ошибки.
Иногда я черпаю вдохновение в просмотре аниме-сериалов — так, я вдохновился на создание своего комикса сериалом «Мейпл-таун» (Maple Town): некоторые элементы первой главы перекликаются с первым эпизодом сериала, в котором кролик Пэтти со своей семьей отправляется в путешествие на поезде.
На вторую главу повлияла другая серия, где Пэтти поссорилась с местной богатой лисичкой Фанни Фокс.
После того, как я собрал идеи, я написал первый вариант сценария. Однако это еще не вся история, а лишь ее «костяк», краткое изложение, которое помогает не упустить из виду главного — элементов «поворота судьбы» и «узнавания».
В данном варианте сценария отсутствуют остроумные шутки или каламбуры — это лишь основа истории, которая обычно занимает не более нескольких страниц и служит, наряду с моими заметками о персонажах, основой для написания более подробного сценария.
Дальше можно идти двумя путями.
Вам может быть достаточно только листа бумаги, если это короткий комикс из 1-4 кадров. Обычная же для меня 30/40-страничная история требует более серьезной подготовки.
Часто я печатаю сценарий в форме рассказа — как вы можете видеть на примере:
Кто-то предпочитает такой способ, но можно использовать формат, как для сценариев фильмов или телевизионных шоу. Я советую попробовать оба варианта и посмотреть, какой больше подходит вам.
Насколько тщательно должен быть проработан сценарий?
Достаточно ли только пары предложений, описывающих тот или иной кадр, или же нужно тщательно прописать каждую деталь, начиная от вида зданий, запахов, пыли на окне и заканчивая обедом, который ест моряк, сидящий у пирса — зависит от обстоятельств.
Если вы выступаете и в роли сценариста, и автора рукописи, и художника, вам следует поискать баланс и найти то, что лучше всего подходит вам.
Если вы работаете в команде, опишите все настолько подробно, насколько можете. В случае, когда у вас особое видение вашего комикса, не бойтесь показать это художнику, контуровщику или колористу: если вы хотите, чтобы герои были одеты в стиле 80-х, опишите каждую деталь их костюма; если в вашем воображении главный злодей разъезжает на Chevrolet Impala 1959 года с фарами в виде кошачьих глаз и с задними крыльями в виде крыльев летучей мыши, опишите это в сценарии и стоит даже прикрепить пару референсных изображений.
Акцентирую ваше внимание на том, что ни один метод создания сценария не является лучшим. Написание сюжета для комикса (как и другие аспекты искусства) напоминает скорее алхимию, чем точную науку. Найдите то, что работает для вас, и используйте!
Теперь, когда мы освоились с рабочим процессом, поиском идей и составлением сценария, рассмотрим построение сюжета. До этого я уже говорил об аристотелевских принципах развития истории, но более подробно структура сценария выглядит так:
Разберем эти пять компонентов, которые я взял из учебного пособия «Drawing Words and Writing Pictures» Джессики Абель и Мэтта Мэддена.
Для объяснения я возьму первый эпизод моего комикса «Истории Саннивилла» (Sunnyville Stories). Протагонист у меня является так же главным героем — Расти Дункан, недавно прибывший в город Саннивилл.
Завязка — это то, что приводит историю в движение, вносит изменения в будничную жизнь главного героя, и тот вынужден с этим как-то справляться. Такой завязкой стал переезд в новый город, в котором все незнакомо и Расти чувствует себя одиноким.
Он вынужден привыкать к новому месту и находить что-то, что ему в нем нравится. На этом строится сюжет.
У Расти возникают различные проблемы: от обветшалого дома до исследования города и ощущения одиночества без друзей. Обычно развитие сюжета происходит за счет возникновения новых проблем у героя по мере того, как он пытается их решить.
Разве получилось бы интересно, если Расти легко дался бы переезд, он был бы со всеми дружелюбен и все городские дети приняли бы его с распростертыми объятиями? Для Расти, конечно, это было бы весьма приятно, но читателю стало бы совершенно скучно. Именно поэтому развитие сюжета и появление конфликтов так важны для истории.
Далее мы переходим к кульминации — она ведет к финалу: проблема либо решается, либо нет.
Протагонист не обязательно должен выйти из ситуации победителем, но должен хотя бы попытаться решить проблему.
В первом эпизоде разрешение ситуации заключается в том, что Расти заводит знакоства на приветственной вечеринке и находит нового друга Сэма Макгрегора.
Развязка служит завершением истории, хотя иногда она опускается. Она связывает между собой две отдельные главы и позволяет плавно перейти к продолжению истории.
Это основа для создания сценария комикса. Подробное описание процесса создания сюжета могло бы послужить темой всего блога или отдельной книги. Как и обещал, я прикрепляю несколько полезных для ознакомления изданий.
— Джессика Абель и Мэтт Мэдден. «Рисование слов, написание картинок» (Drawings Words and Writing Pictures by Jessica Abel and Matt Madden, First Second Publishing)
— Деннис О’Нил. «Гид по созданию комиксов от DC Comics» (The DC Comics Guide to Writing Comics by Dennis O’Neil, Watson-Guptill)
— Скотт Макклауд. «Создание комикса. Как рассказать историю в комиксах, манге и графических романах» (Making Comics: Storytelling Secrets of Comics, Manga and Graphic Novels by Scott McCloud, Harper Paperbacks)