Каких только шуб не носили бояре как пишется
о слове «шуба» языковедам доподлинно известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто «верхняя одежда с длинными рукавами».
Не вполне ясно только, какими путями оно распространялось в Европе. Часть филологов полагает, что славяне заимствовали его у германцев, часть — что германцы, наоборот, переняли его у славян.
Но проходили годы, столетия; формирование новых наций, народов, государств и культур было неизбежно.
Особенно сильные перемены происходили в Европе.
Бурный рост политической и торговой активности в средние века, в эпоху Возрождения, привели к тому, что культуры народов Европы стали оказывать взаимное влияние друг на друга.
Мех стал активно проникать в Южную Европу, где его использовали как украшение или атрибут одежды, а «детский мех» горностая-приобрел особую популярность.
Меха всегда были неотъемлемой частью Российской истории. Россия издавна считалась страной мехов, продажа которых помимо славы приносила ей и немалые доходы.
О том, что на Руси все ходят в мехах, Европа знала со времен первых контактов с русскими, то есть примерно с Вещего Олега.
Когда эти контакты вошли в стадию устойчивого товарообмена, русские меха начали поступать в Европу и стали таким же символом богатства и знатности, как и драгоценности.
В России пушных зверей начали разводить еще в XVIII веке. Молодых особей отлавливали и выращивали в неволе. Это называлось «избяное» звероводство.
Существовало еще и «островное» звероводство: в Сибири и на Дальнем Востоке зверей выпускали на острова, где они размножались и их легко было потом отловить.
Впервые это сделал русский мореплаватель Адриян Толстых. В 60-х годах восемнадцатого столетия он привез на острова Алеутской гряды голубых песцов, отловленных на островах Северного Ледовитого океана.
Клеточное звероводство началось с середины XIX века. Именно тогда А.В.Марграф основал «Российское общество хозяйственного разведения промысловых животных и представителей дичи» и написал первую книгу о звероводстве.
Первые зверофермы появились в Московской, Санкт-Петербургской и Томольской губерниях. Там разводили серебристо-черных лисиц, голубых песцов, соболей, норок.
В промышленных масштабах пушным звероводством начали заниматься в 20-30-е годы ХХ века, с развитием пушных хозяйств и улучшением условий жизни в европейских городах ценность меха уже не сильно зависела от его согревающих функций.
Теперь появилась возможность диктовать моду на тот или иной вид меха, поскольку «производство» меха стало регулируемым явлением. Фирмы-производители мехов взяли в свои руки определение моды на мех.
Те страны, которые раньше занимали ведущие места в торговле пушниной теперь столкнулись с жесткой конкуренцией, с которой не всегда могли справиться.
Среди них оказалась и Россия, которая совершенно не была готова к появлению на мировом рынке большого количества более дешевых мехов промышленного производства.
Первые пушные хозяйства в России стали появляться еще до войны.
Потом не многие из них смогли пережить кризис середины прошлого века, а также кризис 1990-х годов.
Сейчас наблюдаются попытки возрождения зверохозяйств в России.
Во всем мире исторически сложилось, что шубы это традиционно русская одежда для холодных зим, но их также носили в древнем Китае.
Правда те были сшиты из шкур обезьян и собак и их могли носить только обеспеченные китайцы. Самой шикарной в Китае тогда считалась шуба, сшитая из каракуля
Шубы из каракуля
могут быть как женскими, так и мужскими благодаря особой фактуре меха.
Этот мех исключительно натурален, экологичен, а также обладает лечебными способностями. Он всегда смотрится модно и свежо вне зависимости от сезона.
Существенным преимуществом изделий считается способность меха легко поддаваться обработке и переделке, благодаря чему даже из старой шубы можно получить современный и модный вариант.
Восточные славяне в то время носили зимой кожухи, сейчас такая одежда называется дубленкой. На пошив такого кожуха уходило до девяти выдубленных овечьих шкур. Они не имели размеров и обычно носились всей семьей по очереди.
Простые люди носили кожухи-шубы из заячьих шкурок. Зажиточные бояре носили такую одежду поголовно, чем богаче история шубы, тем богаче боярин.
Зачастую, они надевали на себя по несколько одновременно, чтобы показать свою значимость.
Их в то время носили мехом внутрь, мехом наружу носить стали относительно недавно, а в прошлых веках мехом наружу носили только извозчики и конюхи.
Шубы на Руси:
Русские бояре и цари повсюду ходили в шубах. Они надевали на себя сразу много одежды и несколько шуб.
Шубы делали на меху и на вате, длинные, двубортные, крытые черным кастором или сукном. Иногда лицевая сторона шубы была цвета маренго (черного с белым) или темно-синей.
Сзади на шубе обычно имелся разрез. Воротники шуб были шалевые, отложные, с меховыми отворотами и лацканами.
Чаще всего на воротники ставили черный каракуль, выдру под котик, енота, бобра. Иногда меховые манжеты из того же меха, что и воротник
Меховые шубы застегивались на петли из шкурки, пришитые под борт. Пуговицы ставили большие круглые или в виде палочек, обшитых шнурком.
Внутри такую шубу делали на вате или на меху Дохи были очень длинными, поэтому их надевали поверх другой верхней одежды.
Их не застегивали, а запахивали. На Сибири, Урале, Дальнем Востоке доху шили из волчьего, собачьего и медвежьего меха.
В конце XIX века стали делать дохи из телячьих или жеребячьих шкур на меховой или ватной подкладке. Романовская шуба изготавливалась из шкур овец романовской породы с очень густой и не слишком волнистой шерстью.
Их делали нагольными, то есть не покрывали сверху материалом.
Мездру дубили особым способом (она становилась очень мягкой) и окрашивали в черный или коричневый цвет.
Шуба была отрезной по талии, внизу на сборках. Застежку делали как на левую, так и на правую сторону, на крючках. Обычно такая шуба имела отложной воротник, но иногда воротник-стойку.
Романовские шубы носили в основном в провинции. Столичные жители их надевали, отправляясь зимой на охоту. Во время первой мировой войны эта одежда получила большое распространение.
Ценность и важность меха во времена Древней Руси.
Всем известно, что мех на Руси очень ценился и играл важнейшую роль, как в экономике страны, так и в жизни людей, бедных и богатых. шубы из лисы, соболя, куницы, рыси и многих других лесных зверей ценились особенно высоко. В рамках этой статьи мы хотим подробнее рассказать Вам, насколько особенно высока была ценность и важность меха для наших древних предков живших на Руси.
Начнем с гардероба простых людей. Крестьяне и другие не богатые люди, конечно, не могли позволить себе многого, но тулупы из овчины или заячьего меха, были практически у каждого. Немногим более обеспеченные граждане могли позволить себе уже шубы из рассохами или белки.
Но особенно носили и ценили меховые изделия, конечно же, богатые люди. Купцы, бояре, зажиточные торговцы и разные другие сословия очень любили меха. Роскошная шуба подчеркивала статус и благосостояние человека. Богатые люди отдавали предпочтения в основном мехам горностая, соболя, куницы, лисы, рыси и разным другим дорогим мехам.
Шубы для богатых людей всегда особенно украшались.
Например, сверху такая шуба декорировалась красивой тканью, поэтому выглядела она, как халат с широкими рукавами, но большим воротником, по которому и можно было понять, что это шуба. Ткани использовали порой очень дорогие, драгоценные, узорчатые. Например, шубы покрывали бархатом, атласом, парчой и многими другими материалами.
Поверх ткани наносились различные украшения, к примеру, жемчуг, серебреные кружева, золотое шитье и так далее. Важное внимание уделялось пуговицам. Пуговицы делали особые, узорчатые, из серебра, золота и других драгоценных металлов.
Особо дорогие меховые изделия украшались золотыми пуговицами, декорированными драгоценными камнями, например, рубинами, сапфирами, алмазами и различными другими красивыми природными минералами.
Таким образом, мы можем отметить, что мех во времена древней Руси ценился особенно. И небогатые и обеспеченные люди ценили его очень высоко. Но чем ещё отличался мех и способы его носки в древние времена на Руси? И по каким ещё причинам можно утверждать, что в древности мех был важнее для людей, чем сегодня? Читайте об этом в нашей следующей статье.
Безусловно, в суровом климате северных широт, где располагается сейчас государство, в котором все мы живем и где в прошлом проходили границы древней Руси, никак не обойтись без хорошей и теплой шубы.
Без неё просто нельзя выйти на улицу и не замерзнуть. Поэтому, конечно же, шубы, меховые жилеты и другие изделия из меха и кожи, имелись в каждом доме. Но отделка меха и способы его ношения значительно отличались от того, как носится мех в современные времена. Прочитайте эту статью и узнайте, в чем заключалось это отличие.
Прежде всего, отметим, что шубы на Руси носили совсем не так, как сегодня, а именно мехом во внутрь. Ворс или, можно сказать, вся пушистая часть шубы, располагалась ближе к телу.
Надевать шубу мехом вверх, так как мы носим их сегодня, стало модным значительно позже.
Шубы, которые носили в древней Руси, отличались от современных меховых изделий, также и по своей структуре. Их шили как пижамы, которые одевались сверху в низ. Они были распашными или глухими, имели длинные рукава и надевались через голову.
Как и сейчас многие шубы в древние времена были настоящим предметом роскоши. Например, царь имел множество шуб, для разного рода мероприятий.
Скажем для приемов гостей несколько шуб, несколько для выездов и множество различных шуб для свадеб, торжеств и различных других увеселительных мероприятий.
Мех во времена древней Руси был особенно ценным и значимым ещё и потому, что пушнина считалась основным валютным товаром. Мехом платили дань. Десятком шкур соболя или чернобурки можно было одарить дорогого гостя.
Из-за границы именно в обмен на меха привозили различные дорогостоящие товары, например, серебро, вино, пряности и много другое. В целом в древние времена мех для Русского государства был больше чем просто одежда.
Мех в каком-то смысле способствовал существованию государства. Поэтому, можно сказать, что ценность и важность меха во времена Древней Руси была, намного выше и важнее чем в современные времена.
Человек носил мех с древнейших времен. Еще в I веке нашей эры знаменосцы римских легионов покрывали свои шлемы шкурами львов и медведей.
Считалось, что со шкурами этих зверей легионерам передавалась часть мистической мощи богов. Во все времена одежда из меха служила не только для украшения, но прежде всего для защиты от холодов и непогоды.
Возможно, именно меху человек обязан жизнью – кто знает, как сложилась бы история, если бы не теплый мех? Поэтому не стоит удивляться, что шубы по-прежнему остаются важным элементом модной эстетики, а одежда из меха и кожи является неотъемлемой частью нашей культуры.
Современные модели шуб:
Бабочка – шуба с силуэтом в виде трапеции и с рукавами, крой которых похож на крылья бабочки.
Дубленка – модель современной шубы различной длины и фасона, сшитой мехом внутрь.
Классические шуба – длинная шуба (100-130 см) прямого, расклешенного или трапециевидного силуэта, с воротником или капюшоном. Модель актуальна при любой моде. Основой для ее изготовления служат греческие или итальянские лекала.
Клеопатра – длинная шуба (100-130 см) трапециевидного силуэта с отделкой по низу и краям рукавов воланами из меха.
Куртка (шуба «Автоледи») – укороченная до талии или бедер шуба различного силуэтного решения. Может иметь разнообразные по конструкции и фасону рукава и воротники, с поясом и без.
Френч – шуба средней длины (90-130 см) прямого силуэта, имеющая воротник-стойку.
В ХХ веке отношение к меху
изменилось
После появления скандального романа Леопольда фон Захера-Мазоха за мехом прочно закрепился эпитет «сексуальный». В первой половине ХХ века шубы шили по щиколотку, крой был прямой, талию, в отличие от плеч, не подчеркивали.
Особой популярностью среди представителей высшего общества обоего пола пользовались шубы из серебристого меха шиншилл, но шубы из норки и лисицы также были в моде.
В годы войны появились более дешевые каракулевые и цигейковые шубы с манжетами на металлических пуговицах, подпоясанные широкими ремнями.
В послевоенное время, в 1950-е годы, особым спросом стали пользоваться рыжие и белоснежные меха: белка, лиса, песец.
Во второй половине ХХ века в моду вошли длинношерстные меха – традиционная лиса, а вместе с ней появились и новые – горный козел, медведь, енот и волк.
Задолго до того, как в шубы и накидки из лисы и норки нарядились голливудские старлетки, одежда из мех считалась признаком высокого статуса.
Меховая изнанка и отделка – характерная особенность королевских мантий, символа королевского величия. Обычно для пошива мантий использовался белоснежный с черными вкраплениями мех горностая.
Почему?
Существует мнение, что мех горностая (белый зимой) символизирует королевское достоинство, чистоту и непорочность, и ассоциируется с правосудием.
Даже сегодня члены британской королевской семьи носят только этот мех?
Исключительность меха, связанные с ним представления о роскоши, немало способствовали повышению его стоимости.
Костюм княжеский, боярский
В XV — XVII веках появляется сарафан — длинная распашная одежда без рукавов, держащаяся на узких плечевых лямках и подпоясанная под грудью. Поверх сарафана надевалась короткая душегрея, которая также держалась на плечевых лямках. Душегрею шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Изображенная на картина Маковского К.Е. девушка одета в белую рубаху, красные сарафан и душегрею, голову украшает венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади красной лентой.
К.Е. Маковский «У околицы» 1890г.
Одна из разновидностей головного убора замужних женщин — кика. Она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом; по бокам иногда имелись части, прикрывавшие уши. Кику украшали жемчугом и вышивкой. На картине К.Е.Маковского изображена кика, богато украшенная вышивкой. Сзади волосы закрыты позатыльником, а лоб скрывает кружевное очелье.
К.Е. Маковский «Боярышня»
Особенностью костюма XV-XVII столетий было одновременное ношение большого количества одежд. Многослойность одеяния свидетельствовала о достатке человека, являлась главным критерием понятия красивого. Мужчины поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду с узкими рукавами. Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой. На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан. Кафтаны шили из дорогих узорчатых тканей, отделывали петлицами и пуговицами, тесьмой и галуном. Один из видов кафтана — охабень. Он имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины. Длинные рукава были с разрезами, в которые можно было просунуть руки, а рукава завязывались узлом на спине. Обувью служили сапоги из сафьяна и бархата, с каблуками.
А.П. Рябушкин «Семья купца в XVI веке» 1896 г. Государственный русский музей
Зимой женщины носили шубы. Рукава шуб были длинными и узкими. По линии проймы в них делался прорез для продевания рук. Головными уборами служили горлатные шапки, названные так потому, что шились из горлышек пушных зверей. Такие шапки носили только представители боярских родов. По высоте горлатных шапок можно было легко установить знатность рода: чем выше шапка, тем знатнее род. Девушка, изображенная на картине А.П. Рябушкина одета в шубу, отороченную мехом, разрезанные сверху рукава свисают до подола. На голове девушки — высокая горлатная шапка.
А.П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» 1903 г.
На картине М.В. Нестерова изображена девушка в древнерусском княжеском костюме. На ней узорчатый кафтан, из широких рукавов которого видны зарукавья нижней рубахи. На плечи княгини наброшен плащ-корзно, подбитый горностаем и застегнутый на плече фибулой. Голова девушки закрыта шапкой, поверх которой завязан убрус.
«Девушка у озера (Княгиня)». Конец 1910 — начало 1920 гг.
Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам. Девушки носили распущенные волосы или одну косу, в которую вплетали ленты, золотые и жемчужные нити. С древних времён у девушек головным убором? был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. Вокруг головы повязывали ленту. Иногда ленту наклеивали на твердую прокладку. Такой убор назывался чело кичное или венец. От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб — поднизь — пряди из жемчуга с подвесками. Венец мог быть малым и большим, праздничным. Такой праздничный венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади шелковой лентой, представлен на картине К.Е. Маковского.
К.Е. Маковский «Боярышня» 1884 г.
Для декоративного решения кафтанов использовали высокий стоячий богато расшитый воротник-козырь. Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата и украшенные золотой вышивкой, драгоценными камнями, металлическими бляхами. Одной из форм головных уборов была маленькая тафья, расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор. Представленный на картине Маковского К.Е. боярин одет в зеленый кафтан с воротником-козырем, подпоясанный расшитым поясом. На голове боярина — вышитая тафья.
К.Е. Маковский «Боярин» 1880 г.
Икона XV века, изображающая первых русских святых, князей Бориса и Глеба, дает нам наглядное представление о княжеском костюме Киевской Руси. Князья одеты в длинные кафтаны, подпоясанные вышитыми поясами. На плечи наброшены плащи-корзно. Костюм дополняют круглые расшитые шапки с меховыми околышами и сафьяновые сапоги.
Икона «Борис и Глеб». Середина XIV века. Москва
Женский костюм в XV — XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Верхние рубашки шились из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами — опашень. Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Они расшивались жемчугом и шелками. Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло). Парадным головным убором был кокошник. Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи.?Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб. Богатство праздничного костюма иллюстрирует картина Маковского К.Е., героиня которой одета в красную рубаху с расшитыми зарукавьями.
К.Е. Маковский «Боярышня у окна (с прялкой)» 1890-е г.
Характерной мужской одеждой на Московской Руси была шуба — объемная верхняя одежда с отложным воротником и широкими рукавами. Верх шубы покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), а подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчина. Застегивали шубу на шнуры. Иногда рукава имели прорезь на уровне локтя для продевания рук. Нижние части рукавов свободно свисали. Бояре и дворяне носили шубы как зимой, так и летом, не снимая их в помещениях. Шубы были столовые (на легком меху, одеваемые к столу), санные и ездовые. Боярин на картине К.Е. Маковского одет в ферязь и шубу. На голову надета тафья.
К.Е. Маковский «Боярин с кубком»
Русский традиционный костюм XXI века.
Традиционный русский боярский костюм XXI века «Красная Москва»: платье, шубка, кокошник с ряснами, оплечье, поручи
Боярский костюм XXI века.
Боярский костюм XXI века от «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»: