Кованые диски: что это такое и чем они отличаются от литых
На рынке запчастей сегодня представлен огромный выбор дисков различных размеров и дизайна. Однако такое широкое разнообразие вариантов можно разделить на 3 основные группы по способу производства: штампованные, литые и кованые. И если первые 2 разновидности хорошо знакомы автолюбителям, то кованые диски по-прежнему вызывают много вопросов. Самый популярный из них – что лучше: кованые или литые колеса? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, потому что выбор зависит от конкретной ситуации. Для индивидуального же решения нужно, прежде всего, понимать, что из себя представляют кованые диски, в чем их особенности и преимущества. И скажем сразу – отличий от более привычного литья у них более чем достаточно.
Что такое кованые диски
Первоначально вы можете представить себе кузнеца с огромным молотом, который из куска металла выковывает достаточно элегантный и стильный диск с правильной геометрией. Картина получается красивая, но далекая от действительности. Современная ковка – это практически полностью механизированный процесс, выполняемый с помощью специального оборудования.
Материал, используемый для кованых дисков, практически ничем не отличается от сырья, из которого производятся литые модели. Это все тот же алюминиевый сплав с добавлением легирующих компонентов: магния, кремния, меди. В результате получается очень прочный и одновременно пластичный материал. Кроме того, каждый производитель добавляет в исходный состав различные компоненты, придающие те или иные свойства. Такие добавки – это в большинстве случаев коммерческая тайна производителей, поэтому точную формулу используемого сплава никто не разглашает.
Различия же между литьем и коваными ободами проявляются позже, на этапе производства. И эти различия глобальные – для этих видов дисков используются абсолютно разные технологии, в результате чего они приобретают индивидуальные свойства.
Как делают кованые диски
Процесс их производства начинается аналогично изготовлению литья. На металлургическом предприятии готовится необходимый алюминиевый сплав, в который вносятся те или иные добавки. Однако на этом сходства заканчиваются.
Для изготовления литых дисков расплавленный металл заливается сразу же в готовые формы. При производстве же кованых дисков используется следующая технология:
Именно из-за использования прессов готовые диски получили название кованых. И оно вполне оправдано – под воздействием пресса сплав приобретает волокнисто-мелкозернистую структуру, в которой не остается никаких пустот и пузырьков воздуха.
Далее сплющенную заготовку повторно отправляют в печь, где она разогревается до температуры в 430 град. После этого ее подают под нагретый до чуть меньших температур пресс с другим штампом, который превращает плоский металлический «блинчик» в объемную заготовку – т.н. «кастрюлю». Они уже имеют необходимый для диска размер и глубину, однако пока еще остаются без дизайна, посадочных и крепежных отверстий.
Этот полуфабрикат в очередной раз отправляется в печь, откуда конвейер переводит под третий штамп пресса. Здесь ключевое значение имеет оперативность – от вывода будущего диска из печи до штамповки на прессе должно пройти в среднем не более 11 сек. (время может различаться в зависимости от используемого оборудования). В противном случае металл успеет остыть ниже допустимых значений и утратит пластичность. После третьей штамповки выходит уже практически готовый диск.
Далее будущему колесу придаются характерные для кованых изделий прочностные характеристики. Для этого оно закаливается по классической технологии:
После этого металл в определенных условиях искусственно «состаривается». Благодаря этому выравнивается его структура, снимаются механические напряжения в структуре сплава. Далее делается случайная выборка для оценки качественных характеристик.
Если партия соответствует заявленным требованиям и критериям, то практически готовые диски направляются в токарный цех. Здесь убирается образовавшийся при прессовании облой, просверливаются крепежные и посадочные отверстия, вырезается выбранный дизайн. Все работы выполняются, как правило, на станках с использованием ЧПУ, что обеспечивает одновременно высокую скорость и качество обработки.
Здесь нужно развенчать миф об ограниченности выбора дизайнов для кованых дисков. На самом деле их можно сделать практически с любым узором, ограничением здесь будет только требуемая выносливость их конструкции.
Чем отличаются кованые диски от литых
Итак, ключевыми отличиями кованых моделей от более распространенного литья являются следующие моменты:
Однако было бы ошибочным утверждать, что кованые диски по всем параметрам лучше литых. Главным их минусом можно назвать высокую цену – за кованые ободы придется отдать в несколько раз больше денег. Поэтому ставят такие колеса, как правило, на автомобили премиум-класса.
Кроме того, высокая ударопрочность кованых изделий играет одновременно и положительную, и отрицательную роль. С одной стороны, такие диски максимально долговечны. С другой же стороны, при попадании в глубокую яму, наезде на всей скорости на бордюр и т.д. все деформационное усилие передастся на подвеску, в результате чего она может получить существенные повреждения.
Читайте также: Что такое вылет диска ET и на что влияет.
Что лучше: кованые диски или литые
Однозначного ответа здесь быть не может. Все зависит от конкретной ситуации:
Также нужно помнить, что при выборе любых дисков и других запчастей нужно отдавать предпочтение известным производителям, гарантирующим качество своей продукции.
Читайте также: Как правильно хранить шины для максимальной сохранности.
Как отличить кованный диск от литого диска?
Это вопрос, на который могут дать ответ автолюбители с большим практическим опытом вождения или с большим опытом работы в сфере торговли автомобильными запчастями. Есть и другие методы для определения способа производства диска, но это уже из области экспертизы.
Это вопрос, на который могут дать ответ автолюбители с большим практическим опытом вождения или с большим опытом работы в сфере торговли автомобильными запчастями. Есть и другие методы для определения способа производства диска, но это уже из области экспертизы.
Как мы понимаем, такой вариант большинство автолюбителей не рассматривают. Рассмотрим реальные варианты поиска ответа на популярный вопрос. Чтобы выбрать диск тот, который вам нужен, надо обратить внимание на показатели маркировки диска, вес изделия, форму диска, цену и сертификат на изделие.
Если при оценке этих показателей в комплексе каждый показатель не будет противоречить оставшимся четырем – это значит, что вы на правильном пути, и тогда вам придется окончательно поверить продавцу, рекомендовавшему это изделие.
Маркировка диска
Кованый диск от литого диска отличается маркировкой (надписью на металле). Если рассматривать диски серийного производства от солидного производителя, то у литого диска маркировка выпуклая. Маркировочные значки можно определить на ощупь, как выступающие.
У кованого изделия маркировка наносится штамповкой, имеет вид вдавленной конфигурации. В большинстве случаев такой алгоритм при выборе диска работает, но это не «железное правило». Поэтому полагаться в полной мере на него не следует.
В перечнях специфических особенностей от завода-производителя на кованом диске стоит маркировка «Forged», а на литом изделии «Cast». Это показатель, который сразу бросается в глаза как отправная точка поиска нужного изделия.
Вес изделия
Опытные покупатели замечают, что кованые диски легче литых на 20-30%. Литой диск диаметром 15 дюймов весит около 5 кг. Но такое отношение весов оправдано при покупке импортных изделий. Такое сравнение не касается дисков отечественного производства.
Форма диска
Довольно часто производители автомобильных запчастей не подвергают дополнительной обработке литые диски. Это связано с экономией средств и времени. Если литой диск не обработать на токарном станке, то на кромке изделия заметны неровности, что свойственно изделиям литого производства. Неровности и выступы можно заметить невооруженным взглядом – это признак литого диска. Кованые диски имеют ровные края.
Относительно цены на товар: кованые диски дороже литых изделий примерно в 2 раза. Такое соотношение цен относится к хорошим импортным дискам. Но это не категоричное правило. Иногда соотношение цен может изменяться от 1,2 до 2 раз.
Сертификат на изделие
Заметим, что, если вы решили купить диск в магазине, который ранее не посещали, то лучше всего спросить о наличии сертификата на предложенный товар, а затем уже принимать решение о покупке товара.
Кованные диски, их разновидности и преимущества
Колесные диски – важный конструктивный элемент колес, который передает крутящий момент от привода с помощью автопокрышки на дорогу. Они имеют сердцевину и внешнюю часть (обод). До недавнего времени технология производства предполагала добавление стали, магния и меди для сборки легкосплавных дисков. На смену старой технологии пришел сплав алюминия и титана, который используется для сверхпрочных кованых изделий.
Они встречаются в разных типоразмерах, отличаются устойчивостью к механическим контактам. Такие колеса легче, поэтому улучшают скоростные показатели автомобиля. Машина быстрее набирает скорость, эффективнее тормозит и лучше держит дорогу при прохождении крутых поворотов.
Как делают автомобильное колесное литье
При производстве кованых дисков используется алюминиевый сплав, который составляет до 97% от общей массы. Для получения заготовки металл изначально плавится на автоматизированных станках при температуре до 700 градусов, наполняется аргоновым газом. Такой процесс нужен, чтобы удалить водород, сделать материал износостойким. После в расплавленный алюминий добавляется титан и магний, которые улучшают прочность. Подготовленная смесь переносится в специальную матрицу для формирования заготовки в виде металлических столбов.
В процессе сборки используются прессовальные станки, которые работают по принципу наковальни. Алюминиевые столбы, формированные во время первой стадии обработки, разрезаются на части. Одна заготовка после формирует кованый диск. Чтобы придать макету форму, болванки подаются в печь с температурой нагрева до 500 градусов. Обработка делает металл мягким, податливым.
После повторной обработки в печи заготовка переносится под пресс, который формирует первые очертания. Подготовленное изделие перемещается на гончарное оборудование, где формируют хампы, закраины, ребра жесткости. Сделать на кованом колесе спицы, определить технологичные отверстия помогает фрезерный станок с программным управлением.
Последний этап, который делают производители, предполагает полировку и окрашивание. Все работы автоматизированы, поэтому исключается брак и неаккуратное нанесение краски. Затем диск проверяется на недостатки, проходит контроль качества, упаковывается для перевозки. Осмотр помогает сразу определить бракованную партию.
Популярные модели шин
Какие лучше: литые или кованые
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть особенности моделей, определить достоинства и их недостатки. Поскольку специалисту легко увидеть разницу между собранными экземплярами, подробнее расскажем, как отличить от литых кованные автомобильные диски. Первое отличие, на которое нужно обратить внимание, тип маркировки. Серийные легкосплавные модели маркируются с внутренней стороны, надпись имеет четко очерченные символы. Ковка штампуется по другой технологии – здесь обозначения вдавливаются с внешней стороны, имеют характерное углубление.
Существует дополнительный ряд признаков, которые помогут провести идентификацию и выбрать. Ковка от литых дисков отличается:
Несмотря на превосходство ковки, не стоит выбирать ее, не оценивая все параметры. Она имеет одновременно разные стороны, которые стоит отличать и учитывать в зависимости от стиля вождения, класса автомобиля. Перед покупкой нужно дополнительно определить бюджет, поскольку ковка сильно дороже легкосплавных комплектов.
Преимущества и недостатки
Определить, какой комплект подходит автомобилю, можно по их параметрам. Литая конструкция имеет большее распространение, ее легко найти, обслужить. Но она уступает по прочности дорогим моделям из ковки.
Рассмотрим преимущества автомобильных кованых дисков:
Как выбирать
Неважно, какая модель дороже, главное, чтобы она подходила по типоразмеру. Параметры отображаются на этикетке и самом диске. Производители указывают ширину в дюймах, форму борта, диаметр обода, вылет, разболтовку и диаметр центральной части. Все параметры должны совпадать с рекомендациями автоконцерна, чей автомобиль вы эксплуатируете. Рекомендация поможет определить, какой кованый или литой диск подходит автомобилю.
«Цена от» означает минимальную (ориентировочную) цену на товар, предоставленную дилерами GOODYEAR на территории Таможенного Союза, которые выразили желание размещать данную информацию на настоящем ресурсе. Минимальна цена может отличаться в зависимости от региона и/или дилера. Окончательная цена на товар рассчитывается на сайте соответствующего дилера и может отличаться от заявленной на данном ресурсе. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ.
*Условия каждой действующей акции уточняйте у соответствующего дилера GOODYEAR. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ
Как отличить литой диск от кованого
Если перед вами два диска одного типоразмера, то отличить диски легко по весу. Кованый существенно легче. Для 15 дюймового диска разница составляет 3-4 кг. Рука легко почувствует разницу. Правда диски Российского производства, изготовленные по старым технологиям, могут весить, как зарубежные литые.
Если вес одинаковый, обратите внимание на кромку. У литого диска, при всей его красоте, кромка неровная. Кованные диски обрабатываются на станках с ЧПУ. Как снаружи, так и изнутри. Поэтому все поверхности этого изделия – идеальны.
Технология производства
Литые диски
Создание сплава в специальных печах;
Заливка жидкого металла в форму под давлением;
Остывание по технологии, извлечение изделия;
Механическая обработка для снятия излишков металла;
Кованые диски
Литье цилиндра Ø 20 см, около 3 м длиной
Разрезание трубы на заготовки под один диск;
Нагрев заготовки до 500 0С, и выдавливание на прессах под большим давлением прообраза диска;
Механическая обработка всей поверхности диска на станках с ЧПУ. Покраска (если предусмотрена технологией).
Ковки в технологии нет. Но горячая штамповка под большим давлением и дальнейшая раскатка приводит к практически такому же результату, как и ковка:
В изделии нет пузырьков;
Создается волокнистая структура металла, которая обеспечивает большую прочность и высокие упругие свойства материала.
Во-вторых, плоскость на ступице с внутренней стороны – абсолютно ровная у кованых дисков. У литых, привальная поверхность ступицы гладкая, но не идеально плоская. Слегка бугристая. На краях остаются приливы. Можно провести по поверхности пальцем или приложить линейку, чтобы заметить это.
Преимущества
Автомобиль с коваными дисками с большей вероятностью сохранит подвеску (при езде по нашим дорогам), чем с литыми. Потому что литые диски жесткие и хрупкие (за счет структуры). Помимо хрупкой структуры металла, в нем присутствуют пустоты (пузырьки), которые ослабляют изделие. Кованые диски пружинят при ударе и возвращают свою форму.
На фото показаны, как определить литые диски, по слому. Ступица отвалилась полностью (хрупкое разрушение). Даже после небольших деформаций их нельзя восстановить, так как после правки, внутри металла появятся трещины, которые дополнительно ослабят диск.
Кованые диски можно править после любой ямы. За счет пластичности металла, в нем не образуется трещин.
Литые диски существенно дешевле – это главное преимущество их перед коваными. Осторожный водитель, который объезжает все ямы медленно и аккуратно, может поставить на свой автомобиль литые диски. Тем, кто ездит быстро, часто торопится, лучше ставить кованные.
Отличия по ободу и внешнему виду
Если диск с простыми, незатейливыми спицами, то он скорее всего кованый. Литые диски более художественны, имеют больше различных ажурных форм. Это вызвано тем, что литье намного проще обработки на станках. Простая форма скорее всего принадлежит кованому диску. Сложная, со множеством спиц может быть, у литых и у кованных.
Многие отечественные кованые диски изготавливаются на бывших оборонных предприятиях, которые были проданы за бесценок. Поэтому производители имеют возможность делать диски по низкой цене, сравнимой с литыми. Их качество отменное, а форма проста, потому что станки ЧПУ там старого образца.
На современных заводах кованые диски по дизайну не уступают литым. К тому же для удешевления продукции некоторые заводы делают и литые простой формы. Так что простота формы – дополнительный параметр, но не абсолютный.
Покупка
Маркировка всех дисков одинакова.
На диске нет букв или цифр обозначающих – кованый. Поэтому узнать о диске можно лишь по вышеуказанным признакам или у продавца.
Вес существенно ниже чем у литых (в среднем на 3-4 кг).
Цена в разы больше, чем у литых (в 2-3 и более раза).
Видны риски на поверхности, оставшиеся после токарно-фрезерной обработки (даже после полировки).
Обод в 2 раза тоньше (можно определить на ощупь).
Форма относительно простая.
Отсутствуют приливы металла по краям.
Кованые диски как правильно пишется
Прилагательное «кованый», образованное от глагола несовершенного вида, пишется с суфиксом -н-, а причастие в полной форме «кованный» имеет в морфемном составе суффикс -нн-.
Правописание слова «кованый»
Рассматриваемое слово образовано от однокоренного глагола несовершенного вида:
(что делать?) ковать — кованый.
Старинный кованый кинжал неизменно привлекал внимание посетителей музея.
Кинжал какой? кованый.
Анализируемое слово непосредственно обозначает признак предмета, поэтому определим, что это имя прилагательное.
А теперь выясним его морфемный состав:
ков-а-ть — ков-а-н-ый — корень/суффикс/суффикс/окончание.
В его морфемном составе сохраняется глагольный суффикс -а-, которым заканчивается основа производящего инфинитива, а для словотворчества используется суффикс прилагательного -н-.
Многие прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, аналогично в морфемном составе имеют суффикс -н-, например:
Как видим, эти отглагольные прилагательные, как и анализируемое слово «кованый», не имеют приставок и зависимых слов, поэтому нет никаких оснований написать в их суффиксах двойные согласные.
Правописание слова «кованный»
В русской орфографии существует написание похожего (омонимичного) слова с -нн-. Но в этом случае оно обязательно имеет зависимые слова, например:
Управлять дополнением (кем? мастером) или обстоятельством (когда? утром, где? в кузнице) может глагол или слово, обладающее признаком действия. Эта способность указывает, что «кованный» — особая глагольная форма, которая называется причастием.
Она имеет полную форму, следовательно, пишется с суффиксом -нн-:
Сделаем акцент на том, что главным отличием причастия от однокоренного отглагольного прилагательного является наличие зависимых слов, которые следует заметить в предложении.
Здравствуйте! Садж (сковорода) кованый или кованный? Спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верно: кованая подкова (зависимых слов нет).
Ответ справочной службы русского языка
Если мой дом медно кованый ты посетил, благородный
Царь Одиссей, то могу уповать, что препятствий не встретишь
Ныне, в отчизну от нас возвращаясь, хотя и немало
Бед испытал ты. (Песнь тринадцатая)
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать с одним н: р еставрация кованого ограждения металлического моста.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: кованный из железа котелок ( кованный здесь – причастие).
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Кованый здесь – прилагательное, пишется с одной Н: За коваными декоративными элементами ограждения необходим регулярный уход.
Здравствуйте Бюро!
Сегодня увидел на этикетке в магазине надпись «Поджаренный цыплёнок»,
нужны ли здесь две буквы «Н»? Ведь цыпленок не поджаренный кем-то,а просто цыплёнок))) И,в то же время,жареный картофель,жареный лук и т.п. пишутся с одной буквой «Н»
Подскажите,пожалуйста, как правильно и почему?
Ответ справочной службы русского языка
Написание слова поджаренный с двумя Н правильно. Правила таковы:
Верное написание слова «кованый» – та ещё задача для многих. Если не знать, как будет правильно – «кованный» или «кованый», можно сделать серьёзную ошибку. Предлагаем вам восполнить этот пробел.
Как правильно?
Начнём мы сразу же с ответа на ключевой вопрос – так будет проще разобраться.
И «кованый», и «кованный» – одинаково правильные, имеющие право на жизнь слова.
Однако они представляют разные части речи. Какое слово перед вами – с одной буквой «н» или двумя – зависит только от контекста предложения. Давайте узнаем, в чём между ними различия.
Морфемный разбор
Сперва разложим оба слова на важные структурные части. Строение у них идентично, единственное отличие – в количестве букв «н»:
Основы слов – «кован», «кованн».
Когда пишем с двумя «н»?
Если в предложении рядом с лексемой «кованый» имеются зависимые поясняющие слова, то это – причастие, описывающее действие. К нему можно поставить вопрос вида «как сделанный?». Собственно, слова «сделанный», «выполненный», «созданный» заменяют без потери смысла «кованный» в таком предложении.
Примеры предложений
Для лучшего понимания того, что вы сейчас прочли, предлагаем наглядные образцы использования лексемы «кованный»:
Поставьте в каждом из образцов вместо «кованный» «сделанный» или «выполненный». Видно, что смысл сказанного ни капли не изменился. Это – аргумент в пользу написания нашего слова с двойной «н».
Когда пишем с одной «н»?
Если же в предложении прямо говорится, что какой-то предмет является кованым, без уточнений и объяснений, это указывает на принадлежность слова к прилагательным. Его следует писать уже с одной «н».
Примеры предложений
Ещё раз обратимся за наглядной помощью образцов:
Здесь не уточняется, кем, из чего, когда было выковано изделие. Оно просто кованое, и это – достаточная информация. Поэтому в таких предложениях стоит писать «кованый» с одной буквой «н».
Ошибочное написание
Путать два этих варианта написания – большое заблуждение, поскольку они употребляются в разных условиях:
Писать вот так – ошибка. Наоборот, в первом предложении должно быть написание с двумя «н», во втором – с одной.
О таких «шедеврах» правописания, как «ковоный» или «ковонный», говорить нечего: так пишут совсем уж неграмотные люди.
Всегда помните, что слово «кованый» можно писать как с одной «н», так и с двумя.
Смотрите на контекст предложения и поймёте. Если говорится, что забор или стол кованый, и не уточняется кем или из какого металла, то это – прилагательное, которое следует писать с одной «н». Когда есть дополнительные зависимые слова, слово «кованный» является причастием и требует написания двойной «н».
Прилагательное «кованый», образованное от глагола несовершенного вида, пишется с суфиксом -н-, а причастие в полной форме «кованный» имеет в морфемном составе суффикс -нн-.
Правописание слова «кованый»
Рассматриваемое слово образовано от однокоренного глагола несовершенного вида:
(что делать?) ковать — кованый.
Старинный кованый кинжал неизменно привлекал внимание посетителей музея.
Кинжал какой? кованый.
Анализируемое слово непосредственно обозначает признак предмета, поэтому определим, что это имя прилагательное.
А теперь выясним его морфемный состав:
ков-а-ть — ков-а-н-ый — корень/суффикс/суффикс/окончание.
В его морфемном составе сохраняется глагольный суффикс -а-, которым заканчивается основа производящего инфинитива, а для словотворчества используется суффикс прилагательного -н-.
Многие прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, аналогично в морфемном составе имеют суффикс -н-, например:
Как видим, эти отглагольные прилагательные, как и анализируемое слово «кованый», не имеют приставок и зависимых слов, поэтому нет никаких оснований написать в их суффиксах двойные согласные.
Правописание слова «кованный»
В русской орфографии существует написание похожего (омонимичного) слова с -нн-. Но в этом случае оно обязательно имеет зависимые слова, например:
Управлять дополнением (кем? мастером) или обстоятельством (когда? утром, где? в кузнице) может глагол или слово, обладающее признаком действия. Эта способность указывает, что «кованный» — особая глагольная форма, которая называется причастием.
Она имеет полную форму, следовательно, пишется с суффиксом -нн-:
Сделаем акцент на том, что главным отличием причастия от однокоренного отглагольного прилагательного является наличие зависимых слов, которые следует заметить в предложении.
Подытожим
Отглагольное прилагательное «кованый» пишется с суффиксом -н-. Полная форма причастия «кованный», имеющая зависимые слова, пишется с суффиксом -нн-.
Различайте слова типа легкоранеНый и легко ранеННый. В первом случае перед нами сложное слово (медицинский термин), в котором нет условий для НН, во втором случае налицо зависимое слово, требующее написания НН.
Выбор Н либо НН в прилагательных, образованных от
существительных, определяется тем, от какого именно слова и с помощью какого
суффикса было образовано данное прилагательное.
Крысин..ый яд; гостин..ая комната; недюжин..ая натура.
Выясните, от какого существительного образовано слово.
Правило подходит и для кратких прилагательных (дорога ).
Запомните! Прилагательные, правописание которых не регулируется данным правилом: | |
Зеленый; юный; единый; румяный; бараний; свиной. | Подлинный; гуманный. |
Высушен..ое белье; бешен..ая скорость; реализован..ый товар.
В полных отглагольных прилагательных и причастиях НН пишется
при наличии любого из отмеченных ниже условий.
Условия написания НН:
Она скромна и воспитан..а; она была воспита..на в пансионе;
она всегда собран..а и организован..а.
← Суффиксы. Приставки. Виды, примеры, правописание Проверочные слова, безударные гласные в корне →
Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ
Правильный вариант написания слова: кручёный
Правило
Это слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.
Разъясним отличия причастия и прилагательного:
Морфологический разбор слова кручёный
1. Часть речи — имя прилагательное
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: кручёный (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: относительное;
Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Ударение и состав слова
Ударение падает на слог с буквой ё.
Всего в слове 8 букв, 3 гласных, 5 согласных, 3 слога.
Примеры использования и цитаты
Крученый тяж повернулся концом под грядку. — Эй, вставай, — крикнул он над ухом Ваньчка и потянул его за обвеянный холодом рукав. — Не встану, — кричал Ваньчок и, ежась, подбирал под себя опустившиеся лыками ноги.
Хороводом стоят приземистые белые хаты; точно дородные бабы, стоят они, опоясавшись кручеными поясами плетней, пышно окутанные шелками садов, покрытые выцветшей парчою камышовых крыш, а над крышами…
«Женщина» — Горький Максим
Похожие слова
разожжёт, щёлкнешь, жёсткость
Как правильно пишется слово кручёный? Ссылка на основную публикацию
Как правильно кованая или кованная?
Вопрос знатокам: Как пишется — кованные или кованые
Лучшие ответы
написание «кованные изделия» и «кованные элементы» является ошибочным. Правильное написание с одной буковой «Н»: «кованые изделия» и «кованые элементы».
И так и так, все зависит от того в каком контексте употребляешь
in, an, yan- s odnoi »n», isklucheniya: steklyannii, olovyannii, derevyannii.esli mne pamyat’ ne izmenyaet…
Генри (Игорь Алексеевич):
позор, люди! конечно с одним Н…
В школе учили правило — такие прилагательные пишутся с одним н. Исключения — 3 слова;стеклянный, оловянный, деревянный. То есть кованые изделия.Но если есть предлог или разъяснение-дополнение- тогда 2 н.
Подкованный сапог. Или Кованные железом детали.
Видео-ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
Кованый, так как является исключерием из правила по правописарию причастий Н или НН.
так же само как и кожаный
в зависимости от контекста. Одиночное так как у вас
С одной Н! Это исключение. Кованый, жеваный, сгущеный, тушеный и тд.
Если прилагательное, то с одной «н». Если причастие с зависимыми словами, то с двумя (кованный кем-то )
Если это причастие — то с двумя «н», если отглагольное прилагательное — то с одним «н». Например «кованый диск», «кованный железными подковами».
одно «н» поверочное ковать — «н» отсутаствует
Как правильно пишется: кованый или кованный?
Как правильно пишется: кованый или кованный?
Второе слово является причастием, пишется с двумя согласными буквами н, а произошло оно от глагола ковать.
Поэтому руководствуемся тем, что слово кованый образовано от глагола несовершенного вида (что делать?) ковать, а следовательно пишется с одной буквой н.
Часто этот вопрос возникает, когда нужно написать словосочетание quot;кованые изделияquot;. Когда quot;кованыйquot; или quot;кованыеquot; — это прилагательные, то они пишутся с одной quot;нquot;. В случае с quot;коваными изделиямиquot; тоже нужно писать одну quot;нquot;.
Слово quot;кованыйquot; нередко вызывает затруднения в написании. Разберемся, как правильно.
Прилагательное quot;кованыйquot; пишется с одной Н, например, quot;кованый заборquot;,quot;кованая кроватьquot;, quot;кованая мебельquot;.
Если же имеется в виду причастие — quot;кованный умелым мастером заборquot;, quot;кованная из металла кроватьquot;, то пишем НН.
Сундук какой? кованый.
Это отглагольное прилагательное:
(что делать?) ковать — кованый.
кованый чем? жестью.
Слово quot;кованыйquot;- это прилагательное. Пишется с одной буквой Н
Кованый конь, кованая лошадь. кованые изделия.
Если в слове есть приставка — подкованный, выкованный, то пишется две буквы Н.
Если кованный (чем-то или кем-то) медью, мастером, подкованный железом, то пишется две буквы Н.
Запутаться можно. Поэтому нужно запомнить.
Слово quot;кованыйquot;, как мы видим, является прилагательным — (какой?), а образовано слово quot;кованыйquot; от глагола quot;коватьquot;. И, как известно, что именно такие прилагательные с таким образованием пишутся с одним quot;нquot; — кованый.
Если же мы рассмотрим к слову quot;кованыйquot; родственное слово — quot;подкованныйquot;, то здесь уже мы увидим два quot;ннquot;, так как у родственного слова quot;подкованныйquot; появилась приставка quot;подquot;. Вот так будет выглядеть слово quot;подкованныйquot; в предложении:
А вот так будет выглядеть предложение с прилагательным quot;кованыйquot;:
Если же слово quot;кованныйquot; является причастием и имеет зависимое слово, то в этом случае слово quot;кованныйquot; пишется с двумя quot;ннquot;. Рассмотрим предложение с причастием quot;кованныйquot;:
Правильно пишется quot;кованыйquot;, то есть сделанный из железа методом ковки. Кованая решетка, кованая скамейка.
Оба варианта правильные. Если quot;кованыйquot; в предложении прилагательное, то пишется с одной буквой quot;нquot;. Если является причастием, то с двумя нн. Написание слов зависит от того, употреблено оно с определение, если да, то с двумя нн, например, quot;забор кованный кузнецамиquot;. А словосочетание quot;кованая цепьquot; пишется с одним н.
Но у этого правила есть исключения (см.выше).
-Н- и –НН- в сложных прилагательных.
В сложных прилагательных, образованных из сочетания наречия и отглагольного прилагательного с приставкой: | гладкопокрашеННый свежезаморожеННый |
Кованный или кованый?
Правописание слова «кованый»
Рассматриваемое слово образовано от однокоренного глагола несовершенного вида:
(что делать?) ковать — кованый.
Старинный кованый кинжал неизменно привлекал внимание посетителей музея.
Кинжал какой? кованый.
Как видим, эти отглагольные прилагательные, как и анализируемое слово «кованый», не имеют приставок и зависимых слов, поэтому нет никаких оснований написать в их суффиксах двойные согласные.
Правописание слова «кованный»
Управлять дополнением (кем? мастером) или обстоятельством (когда? утром, где? в кузнице) может глагол или слово, обладающее признаком действия. Эта способность указывает, что «кованный» — особая глагольная форма, которая называется причастием.