Главная » Правописание слов » Люди как боги кто написал первый

Слово Люди как боги кто написал первый - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Люди как боги (Снегов)

«Классика отечественной фантастики»

«Люди как боги» (1966—1977) — научно-фантастический роман-трилогия Сергея Снегова. Роман состоит из трёх книг: «Галактическая разведка» (1966), «Вторжение в Персей» (1968) и «Кольцо обратного времени» (1977).

В 1984 году за роман «Люди как боги» Сергей Снегов получил литературную премию «Аэлита».

Содержание

Сюжет

Галактическая разведка (1966)

Эли Гамазин в составе делегации с Земли отправляется на Ору на межзвёздную конференцию. Ора — это искусственная планета, плоская по форме и освещаемая искусственным солнцем, ночью превращающимся в луну. На Оре во время конференции земляне получают сведения о гуманоидах (галактах), которые ведут войну с невидимыми врагами. Отправляясь на разведку в Плеяды, земляне натыкаются на расу разрушителей, которые похищают Андре Шерстюка. В погоне за разрушителями Эли, Леонид Мрава и Ольга Трондайк обнаружили, что в рассеянном скоплении χ и h Персея пространство искривлено таким образом, что выхода из скопления нет. До землян по сверхсветовой связи доходят сообщения неведомых друзей, предположительно, от галактов, что им нужно срочно выбираться из скопления, однако разрушители не дают им это сделать. Наконец, после многих попыток, Ольга решает аннигилировать одну из планет возле «активных» звёзд, превратив её вещество в пустое пространство (реакция Танёва). Это Ольге удаётся, но на их звездолёт обрушиваются три гравитационных удара, пущенных кораблями разрушителей.

Вторжение в Персей (1968)

Две космические эскадры под командованием Эли Гамазина отправляются к скоплению χ Персея. Там они встречаются с Великим Разрушителем, галактами, Мозгом-Мечтателем, и узнают о существовании таинственного и могущественного народа рамиров, создавших свою цивилизацию задолго до галактов. Объединив усилия с Мозгом, галактами и своими новыми неожиданными союзниками из числа разрушителей, люди вырываются из сетей гравитационной неевклидовости, создаваемой станциями метрики, и устремляют свой взор в ту часть Вселенной, в которую ушли рамиры.

Кольцо обратного времени (1977)

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

После гибели Первой экспедиции посланной к Ядру, на Земле формируется Вторая, в состав которой входят люди, галакты и демиурги. Эли Гамазин включается в неё в качестве научного руководителя экспедиции. Небольшой флот из 15 звездолётов устремляется в глубины Галактики встречая на своём пути Красное светило, Гибнущие Миры, систему Трёх Пыльных Солнц, народ аранов и Оана, следы Жестоких Богов, Гимны Бытию и Небытию, Всёуничтожающий Луч, разрывы Времени, враждебное Тяготение, безумие Машин и искажения последовательности протекания событий. При этом члены Второй экспедиции испытывают боль тяжёлых утрат, пытаясь замкнуть Кольцо Времени, на что они решились увидев проявления силы рамиров.

Персонажи

Инопланетяне

Публикации

История создания и публикации

Снегов так описывал мотивы создания своего романа [2] :

Обратился к научной фантастике. Мне хотелось написать то, чему никто не сможет возразить. Я собрал своих родственников и друзей и совершил с ними такое хулиганство: перенес их на пятьсот лет вперед… Так появился роман «Люди как боги».

Была ещё одна причина, почему я обратился к научной фантастике. Дело в том, что на Западе эта литература трагична. Она описывает наше будущее как царство монстров. Я же написал роман о светлом будущем человечества.

Роман переводился на иностранные языки и издавался в Германии, Японии, Польше, Венгрии, Болгарии, Испании, Франции.

Источник

Люди как боги кто написал первый

Сергей Александрович Снегов

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ

Этот пятитомник — первое полное собрание научно-фантастических произведений Сергея Снегова. Во всяком случае тех, которые он сам хотел увидеть напечатанными. Из всех романов, повестей, памфлетов в снеговских сборниках не было только одного маленького рассказа — «Арифметика любви», который входит в цикл космических детективов. До сих пор он существовал только в журнальной версии.

Эти тексты хорошо знакомы многим любителям фантастики: только роман «Люди как боги» выходил на русском языке 12 раз (а еще 10 раз — на немецком, дважды — на польском, на венгерском и на японском). По четыре раза были напечатаны «Диктатор» и «Хрононавигаторы», семь раз — космические детективы (и по большей части — после его смерти). Казалось бы, все настолько устоялось, что бери любой из последних текстов — и вперед!

Но дело в том, что верстки этих изданий мы, как правило, не видели — даже при жизни Снегова он получал ее на сверку далеко не каждый раз. А приключений на долю этих книг выпало немало, и особенно отличились «Люди как боги». Как-то раз при наборе потеряли две страницы — и обнаружили это перед самой отправкой в типографию. В результате редактор за полчаса написал этакий небольшой «переходничок», сюжетные линии были весьма условно связаны — и через некоторое время книга вышла из печати. Однажды, получив очередное издание, мы не поверили своим глазам: роман весьма ощутимо похудел — издательство сократило его на 10 авторских листов (практически на четверть!). Естественно, никто нас об этом не предупредил.

Иногда, чтобы не затягивать с версткой, из текста произвольно выкидывали предложения и абзацы — или так же произвольно их дописывали, а значит, зачастую возникали неувязки и нестыковки… Нам очень не хотелось повторять эти ошибки в первом снеговском полном собрании.

К тому же две первые части «Людей как богов» были существенно сокращены — давно, еще в семидесятых. Дело в том, что их объем зашкаливал: в сборниках это еще могло пройти, а в отдельных книгах — нет (бумага тогда была на вес золота, ее распределяли из центра: столько-то тонн на такое-то издательство). Эти сокращения делились на три части: первыми Снегов убрал те куски, которые его заставили вставить при подготовке первой публикации — это было условием, при котором книга могла увидеть свет. В 1980-м, во время работы над ленинградским изданием «Людей как богов», он не просто вычеркивал — вымарывал их, и, думаю, мало какая работа доставляла ему такое удовольствие! Следующими под ликвидацию попали вставные персонажи и побочные сюжетные линии, а также излишняя детализация, без которой можно было обойтись. Как правило, эти сокращения улучшали роман — но даже если нет, они его не ухудшали, это точно. И, наконец, третья группа — вот эти отрывки было по-настоящему жалко! Они не уточняли и не конкретизировали сюжет — они работали на персонажей, и, ей-богу, герои «Людей…» кое-что потеряли, когда их не стало. Собственно, мы ему это говорили — и он с нами соглашался, вот только руки не доходили вернуть.

Мы сделали все это в нынешнем издании: восстановили часть сокращений, внесли правки, которые Снегов сделал для предыдущих публикаций — и которые по какой-то причине не были учтены, убрали посторонние добавки, вернули испарившиеся в процессе печати абзацы и предложения. Нельзя сказать, что этот текст максимально приближен к какому-нибудь конкретному изданию, — но он максимально близок к авторскому варианту, к той версии, которая — в силу разных причин — до сих пор так и не увидела свет.

И это касается не только «Людей как богов» — так мы работали со всеми пятью томами этого собрания сочинений.

Книга 1. Галактическая разведка

Часть первая. Змеедевушка с Веги

Из Фраскатти в старый Рим

Вышел Петр Астролог.

Высоко чернел над ним

Неба звездный полог.

Он глядел туда, во тьму,

Я человек: как бог я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен.

Для меня эта история началась с того, что на второй день после возвращения на Землю, во время прогулки над кратерами Килиманджаро, я повстречал Лусина верхом на огнедышащем драконе.

Я не люблю летать на драконах. В них что-то от древнего театра. А неповоротливых пегасов я попросту не терплю. Для полетов на Земле я беру обычную авиетку — так и надежней и удобней. Но Лусин без драконов не мыслит передвижения. В школе, когда эти дурно пахнущие чудища лишь входили в моду, Лусин вскарабкался на учебном драконе на Джомолунгму, Дракон вскоре подох, хоть был в кислородной маске, а Лусину запретили месяц появляться в конюшне. С той поры прошло сорок три года, но Лусин не поумнел.

Он твердит, что в нем играет душа его предков, обожествлявших эти странные существа, по-моему же — он оригинальничает. Андре Шерстюк да он готовы вывернуться наизнанку, лишь бы чем-нибудь поразить, — такой уж это народ!

И когда с Индийского океана понесся крылатый змей, окутанный дымом и пламенем, я сразу понял, что на нем Лусин. Лусин выкрикнул приветствие и приземлился на обрыве кратера Кибо. Я покружился в воздухе, рассматривая его зверя, потом тоже сел. Лусин побежал ко мне, мы сердечно пожали друг другу руки. Мы не виделись два года. Лусин наслаждался моим удивлением.

Дракон был крупный, метров на десять. Он бессильно распластался на камнях, устало закрыл выпуклые зеленые глаза, его худые бока, бронированные оранжевой чешуей, вздувались и западали, вспотевшие крылья подрагивали. Над головой зверя клубился дым, при выдохе из пасти вырывалось пламя. Огнедышащие драконы были мне внове.

— Последняя модель, — сказал Лусин. — Два года выводил. Инфовцы хвалят. Хорош, нет?

Лусин работает в Институте Новых Форм — ИНФе — и не устает хвастаться, что у них создают живые новообразования, до каких природа не доберется и за миллиард лет. Кое-что, например говорящие дельфины, у них и вправду получалось неплохо. Дымящий, как вулкан, змей не показался мне красивым.

— Вся эта бутафория ни к чему. Если, конечно, вы не задумали пугать им детишек.

Лусин любовно похлопал дракона по одной из его двенадцати лягушачьих ног.

— Эффектен. Повезем на Ору. Пусть смотрят.

Меня раздражает, когда говорят об Оре. Половина моих друзей летит туда, а мне не повезло. Меня бесит не их удача, конечно, а то, что они превращают интереснейшую встречу с обитателями иных миров в примитивную выставку игрушек. Каких только изделий не тащат на Ору!

— Чепуха! Никто там не взглянет на твое ископаемое. Каждый звездожитель сам по себе удивительней всех ваших диковинок. Думаю, машины заинтересуют их куда больше.

— Машины — да! Звери — тоже да. Все — да!

— И ты — да! — передразнил я. — Вот уж образец человека пятого века: рыжеволосый, рыжеглазый, рост метр девяносто два, возраст — под шестьдесят, одинок. Как бы там в тебя не влюбилась мыслящая жаба. И на драконе не удерешь!

Лусин улыбнулся и покачал головой:

— Завидуешь, Эли. Древнее чувство. До драконов. Понимаю. Сам бы на твоем месте.

Лусин говорит словно иероглифами. Мы привыкли к его речи, но незнакомые не всегда его понимают. Он, впрочем, не любит толковать с незнакомыми.

Его укор расстроил меня, я с возмущением отвернулся. Лусин положил мне руку на плечо.

— Спроси — как? — попросил он печально. — Интересно.

Я кивнул, чтоб не огорчать Лусина равнодушием. Из рассказа я понял, что в желудке у дракона синтезируются горючие вещества и что самому дракону от этого ни холодно, ни жарко.

Источник

Сергей Снегов «Люди как боги»

Люди как боги

Язык написания: русский

Перевод на немецкий: — Х. Кюбарт (Menschen wie Götter) ; 1981 г. — 3 изд.

Трилогия Сергея Снегова написана в очень редком для советской фантастики жанре «космической оперы». В этих романах звёздные флотилии землян под командованием главного героя – адмирала Эли – бороздят вселенную, «пожирая пространство» и сталкиваясь с самыми разными расами инопланетян, среди которых есть доброжелательные друзья, а есть и воинственные зловреды. Впрочем автор иронизирует над своими героями и над законами жанра, особенно в первом романе, который писался во многом как пародия. Но восхищённые читатели не позволили Снегову поставить на этом точку и заставили его продолжить рассказ о приключениях Эли и его друзей.

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 236

Активный словарный запас: средний (2792 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

лауреат Аэлита, 1984 // Премия «Аэлита»

Издания на иностранных языках:

Правка: добавил пару новых мыслей, что пришли опосля.

Дочитал ЛКБ несколько дней назад. Я пишу этот отзыв с солнышком за плечом и на меня смотрит труп преда. сорри, котёнок с огромными глазищами, ждущий очередного хавчика. Знаете, трудно начать. Страшно. э-э-э. сказать что-то не то. Страшно кого-нибудь обидеть своим отзывом, затронуть струны чьей-то души, пошевелить то хрупкое и живое, что есть в сердце каждого человека. Меня преследует неуверенность в своей способности выразить всё в одном лишь сухом обзоре — и не потонуть в буквах, и не улететь в строгость. Дабы не запутаться в своих впечатлениях сразу и конкретно, дам сначала сказать веское слово своему внутреннему подростку.

В общем, так. Любители кратких и ёмких отзывов могут остановиться здесь, в дальнейшем я лишь развиваю эту главную мысль. А для всех остальных — впереди многА букАф, полных котячьего восторга.

ЛКБ я впервые встретил здесь на Фантлабе пару месяцев назад, до этого ни разу про эту книгу не слышал. Посмотрел отзывы, сначала решил прочитать, потом почувствовал некоторый когнитивный диссонанс. “Советская космическая опера”, тем более, “классическая”, у меня ассоциировалась с “Туманностью Андромеды”, которая. в общем, чтобы не флудить матом, скажу просто – ниАсилил. Но, с другой стороны, биография автора вызвала интерес. А с третьей. короче, книгу я приобрёл и очень рад, что “не убоялся я зла” (с).

Трилогия состоит из. хм, трёх частей, связанных общими персонажами. Каждая начинается новой экспедицией за пределы известной территории Галактики, две первые заканчиваются возвращением на Землю, а третья имеет открытый финал в космосе. Время действия — “через 500 лет”, когда на родной планете побеждает утопия (сознательно опускаю слово “коммунизм” — если я не ошибаюсь, оно ни разу не упомянуто). Все сыты, одеты, здоровы, обуты. В помощь человеку определены грандиозные Мыслящие Машины, Охранительницы, которые по любому запросу, техническому, медицинскому, психологическому, дают веский совет — например, просчитывают совместимость пары людей. В общем, жизнь — малина.

Но человеческому духу неймётся – герои отправляются в космос, искать собратьев по разуму. Сюжет в деталях описан на Википедии, поэтому не буду здесь повторяться и расскажу о впечатлениях. Больше всего, как я тонко намекнул в начале, книга восхитила моего “внутреннего подростка”. ИМХО, в качестве книги для зелёных юношей и девушек ЛКБ полностью сравнима с лучшими произведениями Хайнлайна, который для меня пока остаётся эталоном того, как нужно говорить с этими ищущими, горящими, максималистичными – и в то же время хрупкими существами. Ну, или с юным Povlastnich, по крайней мере, о вкусах не спорят.

Более конкретно, автор затрагивает похожие темы, правда, с совершенно другого угла – в отличие от Мастера Хэ, он больше раскрывает их внутренние переживания и сомнения, чем максимализм и всеохватывающую компетентность. В первой части герои, особенно Г. Г. Эли Гамазин, предстают этакими угловатыми тинейджерами, полными задора и в то же время капитально неуверенными в себе (чё-то вроде “Гражданина Галактики” у Р. Х.). Их ждут пробы собственных сил и смирение с их небезграничностью, слабостью, осознания границ знания – собственного и человеческого.

Первая экспедиция выльется в грандиозный побег от врага, который увенчается успехом лишь благодаря удаче. Героям повезло – и они осознают это.

Во второй части появляется политика — не напрямую, как у Х., а иносказательно: через нюансы взаимоотношений как персонажей между собой, так и человечества с другими расами – если в первом романе максималистичный взгляд Эли видит лишь чёрно-белые крайности, то позже оказывается, что даже у врагов есть своя правда и логика. Словами автора — “инварианты логики”. Также герои проходят потерями, “юдолью слёз” и закалением характера. Небольшой реверанс в сторону автора: часть про закаление стали, хоть и показалась мне натянутой, но всё же вызвала живой интерес – например, в “Гарри Поттере-7”, где есть похожие эпизоды, я перескакивал целые главы, до того было скучно, а в ЛКБ. ну, разве что перелистнул пару страниц. Мне напрашивается сравнение со «Звёздным Десантом» и «Двойной звездой», но, ИМХО, кое в чём ЛКБ даже превосходит их, особенно что касается символики и полутонов (об этом дальше).

А уж третья часть. В ней герои романа просто превзошли самого себя. На этот раз они сталкиваются с сущностью, намного превосходящей их в техническом плане и мыслящей совсем другими категориями. Испытания, которые уготовила им новая экспедиция, не просто выводят военное и мысленное противостояние на новый виток, а поднимают самое лучшее и худшее, что есть в каждом из них — иными словами, каждый член экипажа встречает своих внутренних демонов. Кстати, ИМХО, все эти моменты весьма психологически достоверны: показано, как в напряжённой и кажущейся безвыходной ситуации кто-то из них уходит в прошлое, в привычное, что, однако, выносит старые раны на поверхность (Ирина), кто-то уплывает в мечты о будущем (Ольга) и теряет инициативу. Эли Гамазин, диктуя свои мысли и воспоминания, же выбирает единственно верный путь: в прошлом он ищет опору, в будущем — возможности противодействия, не позволяя своей «цепи времён» (это термин из книги, связанный с деталями сюжета) порваться. Давно интересуюсь различными душевными травмами и их механизмами, мне всё показалось очень жизненным, более того — хорошим мануалом против стресса.

Отмечу, что вместе с событиями, возмужанием, нарастанием статистики смертности героев, размышлениями, меняется и стиль. Если в первой части он и сам по себе напоминает тощего, рукастого юношу, едва делающего первые шаги на пути к мужеству — рубленый, без пояснений, с частыми отступлениями в сторону — то в конце воспоминания Эли Гамазина превращаются в мощный, полноводный, цельный и красивый поток. Не могу сказать, что в плане языка мне понравилось всё — например, многие описания могли бы быть более красочными, как у того же Ефрёмова, но он оригинальный, богатый, сухой — и прочный. Да, это именно то слово, которое приходит на ум. Как сталь. Точный, блестящий, и пусть не самый яркий — но зато в нём не потеряешься (этим, ИМХО, грешит В. Шефнер).

Есть в ЛКБ ещё одно Агромное счастье, особенно дорогое моему сердцу эмигранта, выросшего на чужбине. Это первая русская книга (не говорю – единственная, но первая) после Незнайки, которая по-настоящему позитивна и полна радостной энергии. ИМХО, в своих героях автор воплотил лучшие чёрты русского характера: свободу духа (Эли), любознательность и мистическую связь с природой (Лусин), уважение к прошлому и способность учиться на нём (Ромеро), нежность и уравновешенность (Ольга). Среди них нет ни одного «унылого г*вна» или желчной нюни, что для русского автора. хм, нетипично. Хотя в симфонии книги присутствует также много мрачных, меланхоличных, грустных нот, «русо класико», а замечательный юмор, скорее, скромно выглядывает из-за занавесок, а не правит балом (правда, со многих моментов третьей части вроде «лечения машины историей» я ржал в голос), эмоционально творец не скатывается в глухую печаль (как бывает, к примеру, у В. Шефнера) или Монументальную Многобуквенность (как у Ефрёмова). Особенно в этом плане меня восхищает, что автор, судя по биографии, испытал просто невъ***нное количество несправедливости в жизни, и всё же его книга переливается живой, позитивной силой и верой в лучшее сегодня.

. Вечер, когда я дочитал вторую часть, стал одним из самых знаменательных дней последних месяцев. Я лыбился счастьем, раздавал всем вокруг комплименты и благодарности. Эта книга пробудила во мне лучшее. Жаль, что нет четвёртого тома — ИМХО, тетралогия была бы ещё круче — и нельзя уже сказать ему «Пеши истчо!». Что ж, закончу просто — Аффтар Жжот!

Пожалуй, теперь можно о недостатках, или, в данном случае, скорее, «несовпадении вкусов». Собственно, к тому, что есть, у меня нарекание только одно — очень много спойлеров вроде: «Да, если бы мы только знали, какой катастрофой всё обернётся!». Можно было бы и повеселее. Теперь о том, чего в книге нет. Насколько я знаю, автор был серьёзно ограничен в объёме. Но если было бы можно добавить этак страниц 30-40 в каждый том, то.

1. Описание культур галактов и разрушителей в книге ну очень скупое. Философские идеи очень интересные и кажутся мне более глубокими и цельными, чем, например, у американских авторов — Мастера Хэ или Херберта. Однако деталей быта, социума маловато — чуть мяса на костях, в серьёзном ли, сатирическом ли духе, неважно, и всё было бы зашибись.

2. С рамирами же герои вообще не встречаются лицом к лицу — «на самом интересном месте!» Блин!

3. Не получают развития истории совсем негуманоидных цивилизаций из первой книги. Жаль.

Если свести эти пункты к единому знаменателю, то, ИМХО, автор больше сосредотачивает повествование на внутреннем, чем внешнем мире.

Нескорений, 12 сентября 2018 г.

В поле советской фантастики трилогия С. Снегова стоит несколько особняком, жанр космооперы в то время был у нас не в чести, что не помешало стать этому произведению шедевром, который пережил свое время и отлично читается даже в наши дни, когда мы неисправимо избалованы огромным литературным разнообразием. Приключенческий элемент в романе Снегова безусловно есть, но книга скорее понравится любителям интеллектуальной фантастики. Автор больше внимания уделяет мыслям и чувствам персонажей, выносит на первый план социально-философскую компоненту, а «звездные войны» остаются несколько за кадром. То бишь ураганного экшена от произведения ждать не стоит — детализированные поединки на бластерах, эпические баталии звездолетов — не вотчина Снегова, хотя в отдельных эпизодах и эти элементы можно обнаружить, причем поданные довольно интересно, не банально. «Люди как боги» — вещь для плавного, вдумчивого чтения, здесь нужно уметь распознавать скрытые смыслы между строк, так автор прятал свои подлинные мысли от цензуры, в противном случае книга может быть воспринята прохладно, чересчур поверхностно и не вызовет особого интереса.

Действие трилогии происходит в далеком будущем, где человечество достигло изрядных технологических высот. Первый том по преимуществу посвящен описанию достижений людей, создавших практически утопию, ставших почти на один уровень с божествами прошлого. Здесь есть всё — мощные суперкомпьютеры, огромные звездолеты, можно создать целую искусственную планету, а при желании с помощью генной инженерии вывести полуразумных драконов или пегасов. Светлое будущее на Земле давно стало реальностью, поэтому человечество устремилось в недра Галактики, желая протянуть руку помощи всем встречным цивилизациям, которые еще не достаточно развились. Безоблачную картину портит только сообщение о некой расе разрушителей — безжалостных агрессоров, которые стремятся поработить все свободные народы, а непокорных уничтожить. Извечным противником разрушителей являются галакты, похожие внешне на древних богов человечества, но Контакт с этими цивилизациями ещё только предстоит осуществить.

А вот заключительный том производит уже гораздо более благоприятное впечатление — чувствуется, что автор провел работу над ошибками — развил и проработал идеи, высказанные в предыдущих книгах. На этот раз противник у землян гораздо серьезнее — полумифическая древняя цивилизация рамиров, которые, по слухам, обосновались в районе ядра Галактики. Именно туда и предстоит направиться объединенной военной армаде землян и их союзников, но путешествие будет не легким, ведь на любую силу найдется сила ещё большая, возможно, непостижимая. Здесь автор еще больше раскрывает внутренний мир своих героев, их взаимоотношения, показывает неоднозначность поступков. Монохромность осталась в прошлом — грани между добром и злом постепенно стираются, мотивации негуманоидов становятся действительно чуждыми, непонятными с точки зрения обычного человека. Герои меняются, причем на деле, философский компонент раскрыт хорошо, а неопределенность финала смотрится уместно.

По прочтению трилогии у меня возникло интересное наблюдение. Каждый роман в каком-то смысле символизирует этап развития космооперы, как жанра. «Галактическая разведка» — прекраснодушная, почти подростковая книга, чем-то напоминающая юношескую фантастику Хайнлайна. Герою здесь все дается легко, зло обязательно будет наказано, за добро воздается сторицей. «Вторжение в Персей» делает упор на социально-философские отступления, раскрытию персонажей уделяется больше внимания. Ну и заключительный том можно отнести к новой космической опере, где к приключенческому компоненту добавляется твердая НФ, герои утрачивают глянец исключительной положительности, а их противники получают право на обладание «своей правдой». В общем на полном безрыбье, при отсутствии аналогов в отечественной фантастике Снегову пришлось тащить весь жанр на себе и пройти все три этапа жанровой эволюции не за полвека, а за десять лет — перегнать Америку не получилось, но ответ достойный.

В заключение немного о минусах. Язык изложения в целом неплох, но идеальным его не назовешь — встречаются тяжеловесные синтаксические конструкции и небесспорные авторские неологизмы. Главная претензия все же к неровному ритму повествования — ну что поделать, сказалось влияние цензуры и многочисленные авторские правки текста, когда дописывались целые куски текста, что-то наоборот вымарывалось. Обращает внимание то, что некоторые фрагменты получились затянутыми, а кое-где темп напротив слишком быстрый и ряд событий напоминает ускоренный пересказ. Периодические экскурсы в будущее тоже решение довольно спорное — с одной стороны автор старался создать впечатление, что мы читаем мемуары главного героя, которому всё уже заранее известно, но от этого интрига иногда страдает — нам словно говорят: «приготовьтесь, сейчас главный герой упорет очередную глупость, последствия которой придется расхлебывать долго». Без ложки дегтя, в общем, не обошлось, но в целом книга вышла хорошая.

Это одна из тех книг, о которых нельзя не сказать. Она сделала меня. В буквальном смысле. Прочитав «Вторжение в Персей» в 5-ом классе я был потрясен. Но мужественно продолжал быть шалопаем. Но в 8-ом мне в руки попало «Кольцо обратного времени». И всё, кирдык. Если 8-ой я закончил с двумя сиротливыми четверками в океане троек, то в аттестате те же две четверки (по русскому и английскому) уродливо выделялись на фоне остальных пятерок. А потом — сразу бегом на матфак. И учить безумно интересную дифференциальную геометрию, с помощью которой так здорово можно описать неевклидовые улитки пространства.

Я написал все это не ради хвастовства — я вообще весьма скромного мнения о своей персоне. Это лишь говорит о том, какое Явление представляет собой трилогия «Люди как боги» в нашей (да, пожалуй, и в мировой литературе). Главные достоинства трилогии — это прекрасно проработанный образ цивлизации будущего, которая коммунистична не по указке редакторов, а просто потому, что более справедливого и логичного общественного строя придумать просто невозможно, и глубоко, сочно прописанная научная часть. Именно в этих романах вы можете попробовать физику «на вкус», приобщиться к научному поиску, к тому самому чувству силы, о котором писал в своем одноименном рассказе Азимов.

И за это Снегову можно простить и сравнительно скромное литературное дарование (хотя читается трилогия легко — на одном дыхании), и схематичные характеры и определенную долю условности в описании других цивилизаций. Это все — незначительные детали, небольшие пятнышке на раме грандиозного по своему размаху полотна мироздания, в котором живут и творят люди — совершенные, как боги, и обычные, как мы с вами.

Низкий поклон и вечная память Сергею Снегову — творцу миров.

Писать буду по давним воспоминаниям. Тогда мы не были избалованы фантастикой. Книга вышла стотысячным тиражом, и читали её очень многие. И мнение не только моё, но большинства тогдашних первокурсников – бред. Один из худших образцов фантастики того времени. Хотя, повторяю, тогда нас издательства не баловали.

Основное впечатление – лихое, откровенно лихое подражание западным космооперам. Не пародия, а именно подражание с попыткой догнать и перегнать. Развернули звездолёт в одно созвездие, хвостом влезли в другое. Шарахнули по врагу, почти не глядя. Из героев сделали вечных подростков в безуспешной попытке как-то оживить. События просто перечисляются, без какого-либо эффекта присутствия. Мысль – да, мысль мелькает чаще, чем у Гамильтона, но воспринимать её в таком изложении невозможно. Стругацкие писали легко, в сто раз легче Снегова, но там мыслей на любой взятой наугад странице больше, чем тут во всём цикле. И при этом в романе присутствует самая правильная идеология. Хотя с космическими похождениями она сочетается с явным усилием. В результате получилась вещь, сочетающая самые слабые стороны советской и западной фантастики.

Думаю, на этот отзыв обидятся многие. Во-первых, ностальгия по молодости. По тем немногим фантастическим сочинениям, которые читали тогда почти все. Во-вторых, обида за автора, который имел мужество устоять перед системой. Да, так. Но хорошую фантастику он писать не умел.

sk3766, 19 сентября 2021 г.

Слабая книга. Вроде есть и идеи, технические и политические, и приключения, и «звёздные войны», и контакты, и любоффф, и мораль, а не цепляет. Как и его другие сочинизмы.

Знаковая для отечественной литературы космоопера. Настоящая, истинная фантастика, которая ни на грамм не устарела спустя полвека после своего написания. Инопланетяне здесь — по-настоящему другие биологические виды, а не раскрашенные люди. Иные культуры — иные, зачастую непостижимые для человека. В то же время, это утопия, то есть благоприятный, благожелательный вариант развития человеческого общества в целом и отдельных людей в частности. Галактика, где люди достигли такого могущества, что сравнялись с богами, создавая новые планеты в ходе долгого и кропотливого труда, и уничтожая старые чуть ли не в мгновение ока.

И автор прекрасно рассказал три интереснейшие истории из мира такого отдалённого будущего. Герои — более чем убедительны и действуют в рамках своего бытия, до последнего веря в свои идеалы и прибегая к насилию лишь в крайних случаях, стараясь всегда договариваться миром и приходить к взаимопониманию. В то же время — они очень грозные противники для любой, даже самой развитой цивилизации.

Мне вообще очень понравилось, что Снегов постоянно пытался придумывать новое, постоянно удивляя читателя чудесами, в то же время он оставлял повествование в рамках строгой логики и последовательности, не ломая персонажей через колено и не допуская авторского произвола. Да и вообще это старая, добрая фантастика, из тех времён, когда лазеры не заполонили ещё все фантастические произведения).

Прочитал известную эпопею одного из ведущих отечественных фантастов прошлого века — причём воспользовался для этого самыми первыми редакциями романов трилогии. Все они были опубликованы в альманахах «Лениздата» «В мире фантастики и приключений». Первые выпуски, кажется, были просто номерными, потом у них появились собственные названия, но ещё как бы под общей рубрикой, а ещё позднее — исчезла и она. Это были просто сборники фантастики. Все эти изменения можно как раз проследить на тех книжках, в составе которых появились части трилогии. Кстати, читал именно бумажные, оригинальные версии этих книг, попутно выяснив, что в их электронных дублях, циркулирующих в сети, присутствуют неточности, во всяком случае в заголовках. В частности, первая часть второй книги у «пиратов» повторяет название всей книги — «В звёздных теснинах». В действительности же, в бумажном издании она именуется «Вторжение в Персей». Как известно, именно под таким заголовком вторая книга станет печататься во всех последующих изданиях эпопеи.

После такого длинного вступления — о самой трилогии, хотя любителям фантастики она, конечно, хорошо известна. Итак, «Люди как боги» — это первый опыт так называемой космической оперы в нашей фантастике. Герои — люди довольно далёкого будущего, их отделяет от нас примерно пять веков. Техника позволяет им преодолевать расстояния в тысячи световых лет — они путешествуют в другие уголки Галактики примерно так же, как каравеллы пересекали мировой океан в эпоху великих географических открытий. Т.е. на эти вояжи уходят недели, месяцы, самое большое — годы (в зависимости от расстояния)

Снегов сумел создать свой вариант гармоничного общества будущего, не копирующего картины, нарисованные Ефремовым и Стругацкими. Кстати, помимо интересного способа передвижения со сверхсветовой скоростью он ближе других фантастов подошёл к идее интернета. Могучий электронный мозг управляет процессами на планете, включая погодные явления. А люди не только легко могут связываться друг с другом через эту машину, но и получают от неё индивидуальную защиту от всяких напастей. Каждый человек на Земле имеет так называемую Охранительницу, которая страхует его от всяких «резких движений» и внезапных оказий. Можно сказать, это какой-то аналог Большого Брата Оруэлла, только если у английского писателя это сугубо негативный феномен, то здесь роль Охранительниц однозначно позитивна.

Повороты сюжета в трилогии свершаются, быть может, не так лихо, как в книгах Евгения Гуляковского (кажется, в отечественной фантастике этот автор не знает равных по умению закрутить интригу), но всё же очень не банально. И ещё хотелось бы отметить язык. У Снегова он прозрачен, суховат. Но по-своему очень неплох. И в целом эпопее присущ свой неповторимый настрой, привкус, определённая поэтичность даже. Нарисованный автором невероятный, причудливый (с точки зрения обыденности, возможно, даже бредовый) мир несёт в себе несомненное очарование.

Перечитывал Сергея Снегова — решил вспомнить студенческие годы. Впечатления – весьма двойственные.

Сразу скажу, что нефантастическую прозу Снегова не читал, а потому с этой стороны как писателя его характеризовать не могу. А вот как фантаста.

Трилогия «Люди как боги» — конечно, главное его достижение. В юношеском возрасте я откровенно восхищался масштабами повествования и лихостью изложения. Даже если это подражание, скажем, Э.Гамильтону, то отличное. Хотя, наверно, все-таки не подражание, а пародия.

И при этом все компоненты романов – приключения, личные переживания, описания инопланетян и утопического будущего, «научные» фрагменты — все излагается довольно уравновешенно. Кстати, некоторое сокращение текста, сделанное автором при переиздании, пошло, на мой взгляд, только на пользу. Но третья часть («Кольцо обратного времени») явно проигрывает первым двум – повествование довольно сумбурно, логика в поступках и рассуждениях слишком часто не просматривается. Прием с пространными монологами главного героя становится надоедливым. Если бы не толика иронии, просматривающаяся и здесь, третью часть вообще читать было бы невозможно.

Что касается собственно качества текста – тут есть к чему придраться. Снегов писал примерно в том же «маньеристском» ключе, что и Ефремов. И даже не столь тяжеловесно. Например, его персонажи ведут вполне людские разговоры, а не вещают истины. Но при сравнении видно, что Ефремов более тщательно прорабатывал фразы и логику повествования. У Снегова же выспренность местами зашкаливает, а логика, напротив, очень страдает. Многие любопытные моменты, которые любой серьезный фантаст обязательно постарался бы разработать и как-то объяснить, так и остались данностями, которые никого из персонажей не заинтересовали. Несколько примеров. Почему многие планетные системы в Гиадах оказались заселены одной и той же расой «ангелов», как это произошло? Почему разрушители имели столь разный облик и физические характеристики? Как они размножались? Какова была логика событий на Пятой планете?

Подобная небрежность мне живо напомнила комиксы про супергероев и фильмы по ним, где авторы также особо не заморачиваются объяснениями.

В общем, ну и ладно бы, какая-никакая эта трилогия так и останется важным литературным памятником советской НФ, и ее даже будут еще читать.

В середине 80-х годов 20 в. сия книга была одной из самых дорогих на книжных барахолках и развалах и стоила 35-40 руб., деньги по тем временам весьма приличные (треть-четверть зарплаты специалиста среднего звена с высшим образованием). И ведь покупали, и стояли в очереди на прочтение у счастливых обладателей книги. И книга того стоила!

Да, пусть не очень откровенно, книга отдавала совком. Но только немножко «запахом». А «вкусом», то есть содержанием и идеями, была наверняка лучшей советской космической оперой (или НФ?) с прекрасно описанными мирами и цельными харизматичными героями, бросающими вызов вселенной.

Легкий язык и ненавязчивые отступления об истории человечества дают образную, объемную картину мира будущего, где люди пытаются встать на уровень«Богов». Да, среди множества открытых цивилизаций люди самые самые..Но только до определенных, изведанных границ. А дальше..Неожиданная, но предсказуемая встреча с равным по интеллекту и развитию цивилизации противником. Увы, не все цивилизации развиваются в одном направлении, и то, что есть правильно и хорошо для Землян и их друзей, совсем не так представляется зловредам (разрушителям). Появляются и естественные союзники.

Глобальное космическое противостояние, множество сражений с переменным успехом — все это на страницах книги. Написано легким, хорошим языком, очень добрая и светлая книга.

Читаю отзывы, и складывается впечатление, что многим товарищам в принципе неважно, о чем там рассказывает автор, главное — найти отсылки к столь отвратительным и не соответствующим современной погоне за деньгами идеям всеобщего коммунизма и ленинизма, коих тут настолько мало, что разыскать их можно, только высосав из собственного пальца. В книге ни слова нет о победившем строе, о победившей стране, нации. Все равны, у всех равные возможности, потому что так должно быть, а не потому что цензура иначе не пропустит.

Представляет сугубо антикварный интерес для исследователей советской НФ брежневского периода(тогда к ней и фэнтези относилась). Книга безнадёжно устарела по содержанию, хотя читается хорошо и вроде стала образцом для Кузьменко с его «Древом жизни».

Для меня в том периоде интереснее братья Стругацкие и Ефремов с его запрещённым по представлению Андропова «Часом быка». Хороших писателей в те времена гнобили.

Как-то так сложилось, что Снегов прошел мимо меня. В советское время читал Беляева, Булычева, Стругацких и Ефремова, потом в основном переводную фантастику. И вот сейчас, благодаря замечательной серии Мир фантастики от издательства Азбука, мне удалось приобщиться к творчеству этого писателя.

Да, если бы я прочитал «Люди как боги» в 80е оценка наверняка была бы выше. Сейчас какие-то моменты кажутся наивными, но от этого роман воспринимается еще более светлым и добрым.

Единственным раздражающим, для меня, моментом были щедро раскиданные по роману «спойлеры» или «анонсы», когда в самом начале очередной главы Снегов уже рассказывает о предстоящих опасностях. Тем не менее, книга достойна прочтения и в наше время.

«Люди как боги» — весьма звонкое название. Сразу и не понять, то ли автор не сомневается в себе, то ли не сомневается в людях. Но уже после первой части стало ясно: Снегов не сомневается ни в чём. Как и его герои. С такой уходящей в небо дерзостью могли писать только фантасты середины ХХ-го. Ефремов, Стругацкие и достойно примкнувший к ним Снегов. Поразительная лёгкость, с которой автор железной рукой выводит в лабораториях пегасов и драконов, а управление звездолётами отдаёт кибернетическому разуму становится ещё более поразительной, если вспомнить, что немногим ранее выхода первой части (в 1966) по всему СССР метлой гоняли двух продажных девок империализма: генетику и кибернетику. Однако книгу пропустили, хоть и в урезанном варианте. Может быть помогли словосочетания «космическая опера» и «пятый век коммунизма»? Не знаю, не знаю.

Смелая и довольно непростая для восприятия книга, особенно для людей, не слишком придавленных различными «теориями относительности» и подростков, на коих она, кажется, и рассчитана. По сложности это фантастика скорее в духе Ефремова, чем Жюля Верна. Второго нам рекомендовали читать в младших и средних классах, а вот Снегова почему-то нет. Хотя теперь жалею, что «Люди. » не попались мне в школе. Возможно, в этом случае я приобщился бы к фантастике чуть раньше, чем к Ницше и Достоевскому, оно, глядишь, и пользы было бы поболее. В общем, рекомендую всем ценителям советской фантастики. И далеко не каждый (даже советский) фантаст столь ярко и беззаботно отправляет своих героев в другие созвездия, сталкивает их с превосходящим разумом и позволяет им сгибать пространство и обращать время вспять.

Невероятно доброе, непостижимо человечное! Это сага о великой любви, о мелочности предательства и бескрайности Вселенной. И конечно — о людях. Ничего подобного нет в западной фантастике с её угрозами, антиутопиями и апокалипсами, где человек подобно крысе вынужден бежать, скрываться и пресмыкаться перед тотальным Злом, контролирующим каждый его шаг.

Когда читаешь, ощущаешь себя мальчишкой, чьи мечты о космосе, о звёздах, о её покорителях, претворились в реальность. Небо голубее, трава зеленее, как может быть только во сне. Но автор легко подымает вас над обыденностью и несёт по просторам мечты, которая реальнее серых будней за окном.

Очень близко по духу «Туманности Андромеды», но легче. Здесь больше воздуха и нет той тяжёлой академичности Ивана Ефремова. Люди Сергея Снегова ближе и понятнее, а их доброта и щедрость тех, кто выиграл Вторую Мировую войну. Персонажи списаны с ровесников автора, живущих в середине шестидесятых прошлого века — СССР на вершине славы, как победителя: в войне, в космосе, в поступи строителей социализма по планете.

Особенно интересно, что Снегов лично был знаком с Львом Гумилёвым и астрофизиком Николаем Козыревым. Да-да, с тем самым Гумилёвым и тем самы Козыревым, и не где-нибудь, а в заключении, где провёл десять лет! И после этого ни желчи, не ненависти, ни проклятий. Отнюдь, такая щедрая доброта романа, такая безбашенная романтика. Чего стоит вот это: «Завтра, с 10 до 14 часов, выпадет сорок семь миллиметров осадков, потом будет солнце и тишь»– сколько раз я слышал подобные объявления. Но что-то ни разу мне не попадалась такая сводка: «Этой осенью яркость листьев на кленах превысит среднегодовую на 18 процентов, а дали будут прозрачней на 24 процента, журавлиное же курлыканье прозвучит особенно призывно».

И конечно, какая «космическая опера» без зловредов? Самое забавное, что именно так их здесь и называют: зловреды, разрушители. Здесь даже есть своя «звезда смерти». Ох, неспроста она появилась у Лукаса. Так же как имя главного злодея Дарта Вейдера — в противовес Ефремовскому Дар Ветру.

Люди как боги — один из лучших примеров того, о чём мечтали ваши отцы и деды.

Люди как боги — читать всю трилогию в непременном порядке.

«В истории не раз были и еще будут времена, когда казалось, будто свет чистого познания осветит все темные уголки этого мира и наконец наступит золотой век. Но этого никогда не происходило и не произойдет. Потому что тьму души невозможно изгнать из людей. Она — их неотъемлемая часть, и без нее они не хотят существовать. И не могут ». (Крестовый поход чародея)

Как ни крути, а в итоге звездолеты и братья по разуму, к сожалению, проиграла битву за души и умы читателей мечам и драконам. Парни в трико вытеснили храбрых ученых и исследователей с экранов, а вера в светлое будущее утонула в реве постапокалиптических варваров. Результат печальный, но в чем-то, наверное, даже закономерный.

Взять хотя бы данное произведение. Я как-то долго обходил его стороной (у меня весьма сложные отношения с советской фантастикой), но все-таки решился взять его прочитать. Размах действа конечно потрясает, он воистину космический. Создавать – так целые планеты, переплавлять – так ядро галактики, менять – так законы времени и пространства. Но за всем этим масштабом сами люди как-то потерялись. Герои вышли во многом какими-то плоскими и наивными, мир – местами нереалистично приторным (и если задуматься, как это часто бывает у советских фантастов, весьма пугающим. Одни только машины, читающие мысли всех и вся для «всеобщего блага» чего стоят…) И за всем этим ты не ощущаешь живых людей, не можешь ассоциировать себя с ними или сопереживать этим несгибаемым личностям. Да и с действом тут есть определенные проблемы. Сюжетные описания «короче, мы всех победили» и в мифах каких-нибудь кельтов смотрелись не очень, а в столь масштабной НФ-эпопеи и подавно.

И засим вот вам мое ни на что не претендующее мнение. В силе подобных произведений и кроется их главная слабость. Героический эпос о том, как одиночка бросает вызов всему миру существует тысячи (а может, и десятки тысяч лет) и люди любят подобные истории уже на наверное уже каком-то генно-этническом уровне. А истории о том, как мир, пусть даже весь из себя светлый и правильный, подчиняет себе все вокруг, вызывают у читателей и слушателей куда меньше отклика. Многие в глубине души хотят быть героями, и мало кто — винтиками в системе. Люди хотят сами делать свое светлое будущее, а не довольствоваться пусть и самым замечательным, но навязанным. Ведь все мы разные. И кто-то не захочет жить в мире торжества науки лишь потому, что клонированные драконы и пегасы убили в нем всю магию…

Поэтому возвещаемый некоторыми упадок научной фантастики – возможно, вовсе и не упадок, а просто очередной виток на спирали искусства. И однажды он наверняка тоже вновь сменится, и мы получим что-то новое на ниве НФ (которое как обычно может оказаться хорошо забытым старым). По крайне мере мне хочется в это верить, хотя я сам обычно предпочитаю более «низменные» жанры. Рано или поздно должны же читателям и зрителям все же надоесть попаданцы, волшебники да всякие герои в трико и тогда, возможно, они снова обратят свой взор к звездам…

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Люди как боги кто написал первый, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Люди как боги кто написал первый", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Люди как боги кто написал первый:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *