Главная » Правописание слов » Международная космическая станция как пишется

Слово Международная космическая станция как пишется - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Международная космическая станция

Пилотируемый орбитальный многоцелевой космический исследовательский комплекс

Международная космическая станция (МКС), созданная для проведения научных исследований в космосе. Строительство было начато в 1998 году и ведется при сотрудничестве аэрокосмических агентств России, США, Японии, Канады, Бразилии и Евросоюза, по плану должно быть завершено к в 2013 году. Вес станции после завершения ее строительства составит приблизительно 400 тонн. МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 километров, совершая 16 оборотов в сутки. Ориентировочно станция проработает на орбите до 2016-2020 годов.

История создания

В Вашингтоне 28 января 1998 года было подписано окончательное соглашение о начале строительства МКС [26]. Первым модулем МКС стал базовый функционально-грузовой сегмент «Заря», выведенный на орбиту с опозданием в четыре месяца в ноябре 1998 года [26], [58]. Ходили слухи, что из-за недофинансирования программы МКС и срыва сроков строительства базовых сегментов, Россию хотели исключить из программы [59], [58], [60]. В декабре 1998 года к «Заре» был пристыкован первый американский модуль Unity I. Опасение о будущем станции вызвало решение о продлении эксплуатации станции «Мир» до 2002 года, сделанное правительством Евгения Примакова на фоне ухудшившихся отношений с США из-за войны в Югославии и операции Великобритании и США в Ираке [35]. Однако последние космонавты покинули «Мир» в июне 2000 года, а в 23 марта 2001 года станция была затоплена в Тихом океане, проработав в 5 раз больше изначально запланированного срока [56], [35], [55].

Российский модуль «Звезда», третий по счету, был пристыкован к МКС только в 2000 году, а в ноябре 2000 года на станцию прибыл первый экипаж из трех человек: капитана американца Уильяма Шэперда (William Shepherd) и двух россиян: Сергей Крикалева и Юрия Гидзенко [27], [26].

Общие характеристики станции

МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 километров, совершая вокруг нее 16 оборотов в сутки [44]. На борту станции проводятся научные эксперименты по следующим направлениям:

Конструкция станции и ее модули

Модуль «Заря»

Первый модуль станции весом 19,323 тонн был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» 20 ноября 1998 года. Данный модуль использовался на раннем этапе строительства станции как источник электроэнергии, также для управления ориентацией в пространстве и поддержания температурного режима. Впоследствии эти функции были переданы другим модулям, а «Заря» стала использоваться как склад [27], [48], [47].

Создание этого модуля неоднократно откладывалось из-за нехватки средств у российской стороны и, в конечном итоге, был построен на средства США в ГКНПЦ имени Хруничева и принадлежит NASA [58].

Модуль «Звезда»

Модуль «Звезда» является главным жилым модулем станции, на его борту находятся системы жизнеобеспечения и управления станцией. К нему пристыковываются российские транспортные корабли «Союз» и «Прогресс». Модуль с опозданием в два года [57], [60], [58] был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» в 12 июля 2000 года и состыкован 26 июля с «Зарей» и ранее выведенным на орбиту американским стыковочными модулем Unity-1 [47], [27], [48]. Модуль был частично построен еще в 80-е годы для станции «Мир-2», его строительство было завершено на российские средства. Поскольку «Звезда» был создана в единственном экземпляре и являлась ключевой для дальнейшей эксплуатации станции, на случай неудачи при ее запуске американцами был построен менее вместительный модуль-дублер [57], [51].

Модуль «Пирс»

Стыковочный модуль весом 3,480 тонн был изготовлен РКК «Энергия» и был запущен на орбиту в сентябре 2001 года. Он был построен на российские средства, служит для стыковки кораблей «Союз» и «Прогресс», а также для выхода в открытый космос [65], [47].

Модуль «Поиск»

Модуль «Рассвет»

Остальные модули

На МКС уже имеются лабораторные модули США (Destiny), ЕКА (Columbus) и Японии (Кибо). Они и основные узловые сегменты Harmony, Quest и Unnity были выведены на орбиту шаттлами [27], [48], [47], [41].

Экспедиции

За первые 10 лет эксплуатации МКС посетило более 200 человек из 28 экспедиций [7], [67], [17], что является рекордом для космических станций (на «Мире» побывало только 104 человека [55]). МКС стал первым примером коммерциализации космических полетов. Роскосмос совместно с компанией Space Adventures впервые отправил на орбиту космических туристов [27]. Первым из них стал американский предприниматель Деннис Тито (Dennis Tito), который за 20 миллионов долларов провел на борту станции 7 дней и 22 часа в апреле-мае 2001 года. С тех пор МКС посетили предприниматель и основатель фонда Ubuntu Марк Шаттлворт (Mark Shuttleworth), американский ученый и бизнесмен Грегори Олсен (Gregory Olsen), американка иранского происхождения Ануше Ансари (Anousheh Ansari), бывший глава группы по разработке программного обеспечения компании Microsoft Чарлз Шимоньи (Charles Simonyi) и разработчик компьютерных игр, основатель жанра ролевых игр (РПГ) Ричард Гарриот (Richard Garriott), сын американского астронавта Оуэна (Owen) Гарриота [27], [19].

Происшествия

Наиболее серьезным происшествием стала катастрофа при посадке шаттла Columbia («Коламбия», «Колумбия») 1 февраля 2003 года. Хотя Columbia не стыковалась с МКС, проводя самостоятельную исследовательскую миссию, эта катастрофа привела к тому, что полеты шаттлов были прекращены и возобновились только в июле 2005 года. Это отодвинуло сроки завершения строительства станции и сделало российские корабли «Союз» и «Прогресс» единственным средством доставки космонавтов и грузов на станцию [47], [28], [51].

Из других наиболее серьезных происшествий можно выделить задымление в российском сегменте станции в 2006 году [37], отказы компьютеров в российских и американских сегментах в 2001 и дважды в 2007 году [33]. Осенью 2007 года экипаж станции занимался починкой разрыва солнечной батареи, случившегося при ее установке [30], [29].

В 2008 году в модуле «Звезда» дважды ломался санузел, что потребовало от экипажа соорудить временную систему сбора продуктов жизнедеятельности с использованием сменных емкостей. Критической ситуации не возникло из-за наличия резервного санузла на пристыкованном в том же году японском модуле «Кибо» [18], [24].

Права собственности и финансирование

Критика

Несмотря на то, что МКС стала новой вехой в развитии международного сотрудничества в космосе, ее проект неоднократно критиковался экспертами. Из-за проблем с финансированием и катастрофы Columbia были отменены наиболее важные эксперименты, например, запуск японско-американского модуля с искусственной гравитацией [28], [63]. Практическая значимость проводимых на МКС экспериментов не оправдывала затрат на создание и поддержку функционирования станции [41]. Назначенный в 2005 году главой NASA Майкл Гриффин, хотя и называл МКС «величайшим инженерным чудом» [34], заявлял, что из-за станции уменьшается финансовая поддержка программ освоения космоса роботизированными аппаратами и полетов человека на Луну и Марс [46], [45].

Исследователи отмечали, что проект станции, предусматривавший сильно наклоненную орбиту, существенно удешевлял полеты к МКС «Союзов», но делал дороже старты шаттлов [61], [64].

Будущее станции

В 2008 году монополию России и США на доставку грузов на МКС нарушило ESA, успешно пристыковав к станции грузовой корабль Automated Transfer Vehicle (ATV) [20]. С сентября 2009 года японская лаборатория Kibo снабжается при помощи беспилотного автоматического космического корабля H-II Transfer Vehicle [66], [14]. Планировалось, что РКК «Энергия» займется созданием нового аппарата для полета к МКС — «Клипера». Однако отсутствие финансирования привело к тому, что Федеральное космическое агентство России отменило конкурс на создание подобного корабля, поэтому проект был заморожен [39], [42].

В феврале 2010 года стало известно о том, что президент США Барак Обама приказал закрыть лунную программу «Созвездие». По словам американского президента, выполнение программы сильно отставало по срокам, и сама она не содержала принципиальной новизны. Вместо этого Обама решил вложить дополнительные средства в развитие космических проектов частных компаний и до тех пор, когда они смогут посылать корабли на МКС, доставка астронавтов на станцию должна была осуществляться силами России [11], [10], [12].

В июле 2011 года шаттл «Атлантис» совершил свой последний полет, после чего Россия осталась единственной страной, имеющей возможность отправлять людей на МКС. Кроме этого, США на время лишились и возможности снабжать станцию грузами и были вынуждены полагаться на российских, европейских и японских коллег. Впрочем, в NASA рассматривались варианты заключения контрактов и с частными компаниями, предусматривавшие создание кораблей, которые бы смогли доставлять на станцию грузы, а затем и астронавтов. Первым таким опытом стал корабль Dragon, разработанный частной компанией SpaceX [6], [4], [5]. Его первая экспериментальная стыковка с МКС неоднократно переносилась по техническим причинам, но увенчалась успехом в мае 2012 года [1], [2].

Использованные материалы

[1] Kenneth Chang. First Private Craft Docks With Space Station. — The New York Times, 26.05.2012

[2] SpaceX’s historic space station mission delayed again. — Space.com, 03.05.2012

[3] Алина Черноиванова. Новые деньги под старую «Науку». — Газета.Ru, 19.10.2011

[4] Jeffrey Kluger. The Shuttle Has Landed: Welcome to America’s Soyuz Era. — The Time, 21.07.2011

[5] Douglas Hanks. New space race: Orbital will outsource. — The Nashua Telegraph, 19.07.2011

[6] Robert Lee Hotz. Shuttle’s Last Flight Leaves Russia With Space Monopoly. — The Wall Street Journal, 07.07.2011

[7] ISS marks decade in space. — Russia Today, 02.11.2010

[8] Экипаж МКС обживает модуль «Рассвет». — Вести.Ru, 20.05.2010

[9] «Рассвет» на орбите. — Российская газета, 17.05.2010. — № 5183 (104)

[10] Katherine Noyes. Obama Gazes Past the Moon to Mars. — TechNewsWorld, 02.03.2010

[11] Jonathan Amos. Obama cancels Moon return project. — BBC News, 01.02.2010

[12] Roy Mark. Obama’s NASA Plan Forgets the Moon. — eWeek.com, 29.01.2010

[13] Россия возобновила строительство своего сегмента МКС. — Известия, 10.11.2009

[14] Jonathan Amos. Japan’s space freighter in orbit. — BBC News, 10.09.2009

[15] Why do scientists research onboard the International Space Station? — German Aerospace Center (www.dlr.de), 12.02.2009

[16] Jean-Louis Santini. Endeavour astronauts board ISS. — Agence France-Presse, 17.11.2008

[17] International Space Station Crews. — NASA, 20.10.2008

[18] Санузел на Международной космической станции в порядке. — РИА Новости, 14.10.2008

[19] U.S. space tourist Charles Simonyi plans second trip. — РИА Новости, 30.09.2008

[20] International success for Astrium: Europe’s Jules Verne mission accomplished. — EADS Astrium, 29.09.2008

[21] Irene Klotz. US free to buy Russia space seats. — BBC News, 26.09.2008

[22] Robert Block. NASA Chief’s E-Mail Defies Public Comments on Lunar Program. — Orlando Sentinel, 07.09.2008

[23] Елена Черноиванова, Олеся Герасименко. Грузия свела США с орбиты. — Газета.Ru, 05.09.2008

[24] Вышел из строя единственный туалет на МКС. — РИА Новости, 28.05.2008

[25] Орбитальная пилотируемая станция «Алмаз». — ГКНПЦ имени М. В. Хруничева (www.khrunichev.ru), 03.04.2008

[27] Почему МКС не стала «Альфой». — РИА Новости, 29.01.2008

[28] Carl E. Behrens. The International Space Station and the Space Shuttle. — Congressional Research Service, 09.11.2007

[29] Rob Stein. Space Station’s Damaged Panel Is Fixed. — The Washington Post, 04.11.2007

[30] Liz Austin Peterson. Astronauts Notice Tear in Solar Panel. — The Associated Press, 30.10.2007

[31] China wants role in space station. — The Associated Press, 16.10.2007

[32] Shavkat Rakhmatullayev. Russian rocket launches first Malaysian into space. — Reuters, 10.10.2007

[33] Елена Черноиванова. На МКС плохо с питанием. — Газета.Ru, 15.06.2007

[35] Павел Данилин. Чей «Мир» мы утопили? — Взгляд, 23.03.2007

[36] International Space Station Legal Framework. — European Space Agency, 11.01.2007

[37] William Harwood. Oxygen generator problem triggers station alarm. — CBS News, 18.09.2006

[38] Malaysia announces first astronaut. — Agence France-Presse, 04.09.2006

[39] Farnborough: Russia’s Federal Space Agency cancels manned spacecraft tender. — Flightglobal, 18.07.2006

[40] Второй транш векселей «РКК «Энергия» им. С.П. Королева» на общую сумму 300 млн. руб. полностью размещен 2 февраля. — Finam.Ru, 09.02.2006

[41] A waste of space. — Mail & Guardian, 26.01.2006

[42] Алина Черноиванова. Европа променяла Россию на Марс. — Газета.Ru, 07.12.2005

[43] How much does it cost? — European Space Agency, 09.08.2005

[44] April Holladay. Spotting the space station, and why its clock ticks slower. — USA Today, 29.07.2005

[45] Guy Gugliotta. Hopkins Physicist, Engineer Tapped to Head NASA. — The Washington Post, 12.03.2005

[46] Kelly Young. Space exploration fan nominated for NASA boss. — NewScientist, 11.03.2005

[47] В. Мохов. Новости российского сегмента МКС. — Новости Космонавтики, 30.09.2004. — № 11, 2004

[48] Алина Черноиванова. История создания и жизни МКС. — Газета.Ru, 24.03.2004

[49] Виталий Головачев. Космическая свадьба: и тут мы первые. — Труд, 12.08.2003. — № 146

[50] Дмитрий Захаров, Иван Сафронов. Свадьба в подвешенном состоянии. — Коммерсантъ, 11.08.2003. — №141/П (2744)

[52] Todd Halvorson. International Space Station Approaches Key Turning Point. — Space.com, 31.08.2001

[53] China Eyes Entry To ISS Project. — SpaceDaily, 01.05.2001

[54] Юрий Караш. Обитаемый космос. — Независимая газета, 19.04.2001

[55] А. Максимов. От «Салюта» до «Мира»: вехи истории. — Наука в Сибири, 13.04.2001. — № 15 (2301)

[56] Warren E. Leary. Mir Deemed Triumph, Despite a ‘Year in Hell’. — The New York Times, 20.03.2001

[57] Anatoly Zak. NASA and Russia Wrestle Over ISS. — Space.com, 06.05.2000

[58] Евгений Федоров, Вадим Кириллов. Россия может вылететь из космоса. — Коммерсантъ, 20.01.1998. — №6 (1409)

[59] Warren E. Leary. Russia Resumes Spending on Space Station. — The New York Times, 16.05.1997

[60] William J. Broad. Russia Is Fumbling Its Contribution To Space Station. — The New York Times, 27.01.1997

[61] James J. Secosky, George Musser. Up, Up, and Away. — Astronomical Society of the Pacific (astrosociety.org), 10.09.1996

[62] Михаил Сергеев. «Энергия» создает станцию «Мир-2». — Коммерсантъ, 19.02.1993. — №30

[63] ISS Elements: Centrifuge Accommodation Module (CAM). — SpaceRef.com. — Версия от 28.05.2012

[64] International Space Station facts and figures. — Canadian Space Agency (www.space.gc.ca). — Версия от 28.05.2012

[65] Pirs Docking Compartment. — NASA. — Версия от 28.05.2012

[66] HTV Overview. — Japan Aerospace Exploration Agency. — Версия от 14.05.2008

[67] ISS. Expedition 28. — NASA. — Версия от 28.05.2012

Международная космическая станция

Международная космическая станция (МКС) – крупнейший научно-технический проект современности. В нем участвуют 16 стран: Россия, США, Япония, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Франция, Испания, Германия, Швеция, Швейцария, Великобритания и Бразилия. Каждая из них вносит свой весомый вклад в его реализацию, а широкая кооперация обеспечивает сокращение сроков и затрат.

В основу создания МКС был положен опыт успешного функционирования российских пилотируемых орбитальных станций и американской многоразовой космической системы «Шаттл».

Создание Международной космической станции непосредственно на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 г. запуском с помощью российской ракеты-носителя «Протон-К» ее первого модуля – функционально-грузового блока (ФГБ) «Заря», созданного на Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В Хруничева.

В декабре 1998 г. корабль «Индевор» STS-88 вывел на орбиту соединительный модуль Node-1 («Юнити» (Unity) – «Единство») и состыковал его с ФГБ «Заря».

В июле 2000 г. российская ракета-носитель «Протон-К» успешно вывела на расчетную околоземную орбиту третий модуль для МКС – служебный модуль (СМ) «Звезда», который 26 июля 2000 г. был состыкован с модулями «Заря» – «Юнити».

По своему назначению СМ «Звезда» является основой российского сегмента МКС. Он обеспечивает деятельность экипажа и управление станцией с регулярно меняющейся конфигурацией. На этапе развертывания МКС СМ «Звезда» служил базовым блоком всей станции, основным местом для жизни и работы экипажа.

После успешной стыковки модуля «Звезда» Международная космическая станция была готова принять длительные экспедиции. До этого МКС была только эпизодически посещаемой. Экипажи кораблей «Спейс шаттл», в состав которых, кроме американских астронавтов, включались космонавты России и других стран, доставляли на станцию оборудование для ее дооснащения, проводили необходимые регламентно-профилактические работы.

2 ноября 2000 г. на корабле «Союз ТМ-31» на станцию прибыл экипаж первой основной экспедиции (МКС-1) – Уильям Шепард (командир), Юрий Гидзенко (пилот) и Сергей Крикалев (бортинженер). С этого дня МКС стала постоянно обитаемой станцией. На ее борту, сменяя друг друга, по нескольку месяцев стали работать экипажи основных экспедиций, в состав которых входили российские космонавты и американские астронавты.

Смена этих экипажей производилась с помощью американских кораблей «Спейс шаттл». Российские корабли «Союз», имеющие большой ресурс пребывания в космосе, служили в качестве средства спасения экипажа в случае необходимости срочного покидания станции. Постоянно на МКС находился один из таких кораблей-спасателей. Их замена осуществлялась через полгода во время полётов российских экспедиций посещения.

В 2001 г. в состав МКС были введены американские лабораторный модуль «Дестини» (Destiny – «Судьба») и шлюзовая камера «Квест» (Quest – «Поиск») и российский стыковочный отсек «Пирс», выполняющий также роль шлюзовой камеры при выходах в открытый космос.

В последующие годы был развернут энергетический узел мощных солнечных батарей. Для обеспечения работ в открытом космосе установлена мобильная транспортная система с канадским дистанционным манипулятором Canadаrm-2.

Снабжение МКС осуществляется с помощью российских пилотируемых кораблей типа «Союз» и автоматических грузовых кораблей типа «Прогресс», а также американских кораблей системы «Спейс шаттл». Российские космические грузовики регулярно доставляют на МКС топливо, необходимое для осуществления маневров с помощью реактивных двигателей, которые имеются только на российском сегменте.

В связи с произошедшей 1 февраля 2003 г. катастрофой американского корабля «Колумбия», в которой погибли все 7 членов экипажа, были приостановлены полеты и других кораблей системы «Спейс шаттл»: «Индевор», «Атлантис», «Дискавери». Соответственно остановилось и строительство американского сегмента МКС. Работоспособность станции до возобновления полетов американских кораблей поддерживалась лишь с помощью российских средств.

В 2005 г. полеты кораблей системы «Спейс шаттл» возобновились, и строительство МКС продолжилось. На станцию были доставлены новые секции солнечных батарей, значительно повысившие ее энерговооруженность. В октябре 2007 г. на МКС был доставлен изготовленный в Италии по заказу США соединительный модуль Node‑2, называющийся «Хармони» (Harmony – «Гармония»), который был в ноябре поставлен на осевой порт модуля «Дестини». По своему назначению Node-2 является соединительным узлом между тремя лабораторными модулями: американским «Дестини», европейским «Колумбус» (Columbus) и японским «Кибо» (Kibo – «Надежда»). Кроме того, осевой стыковочный узел Node-2 стал основным причалом для шаттлов.

В декабре 2007 г. на МКС был доставлен Европейский лабораторный модуль «Колумбус», предназначенный для постоянной работы в составе МКС. В 2008-2009 гг. в состав МКС вошел японский модуль «Кибо».

В ноябре 2009 г. продолжилось строительство российского сегмента МКС – к СМ «Звезда» пристыковался малый исследовательский модуль МИМ‑2 «Поиск».

В феврале 2010 г. на МКС был доставлен жилой модуль Node 3 «Транквилити» (англ. tranquility – спокойствие), в котором находится система жизнеобеспечения, способная перерабатывать жидкие отходы в воду, пригодную для бытового использования, а также производить кислород для дыхания. Кроме этого в «Транквилити» имеется туалет и система очистки воздуха, удаляющая загрязнения из атмосферы станции и контролирующая её состав. Он пристыковывается к модулю «Юнити». К нижнему стыковочному узлу «Транквилити» пристыковывается модуль панорамного обзора «Купол», который тоже был доставлен в феврале 2010 г. Производителем Node 3 и «Купола» является франко-итальянская компания Thales Alenia Space.

В мае 2010 г. американским космическим челноком «Атлантис» был доставлен на МКС и успешно пристыкован к функционально-грузовому блоку «Заря» российский малый исследовательский модуль «Рассвет» (МИМ-1), который пополнил российскую лабораторную «группировку» станции. Модуль «Рассвет» предназначен для проведения биотехнологических и материаловедческих экспериментов. На «Рассвете» будут организованы 5 рабочих мест для проведения научных экспериментов. Четыре из них будут стационарными, а одно – универсальным. Пятое место предназначено для размещения различной научной аппаратуры. Кроме того, модуль оснащен стыковочным узлом.

29 мая 2009 г. экипаж МКС был увеличен с трех до шести человек.

Со времени начала строительства станции по состоянию на 31 марта 2010 г. на ее борту побывали 189 человек – граждане США, России, Канады, Италии, Франции, Японии, ЮАР, Бельгии, Испании, Нидерландов, Бразилии, Германии, Швеции, Малайзии и Республики Корея.

МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 км, совершая 16 оборотов в сутки. Ориентировочно станция проработает на орбите до 2016-2020 гг.

Управление полетом МКС осуществляется из двух Центров: российского в подмосковном г. Королёве и американского в г. Хьюстоне, штат Техас. В каждом Центре постоянно находятся рабочие группы специалистов другой страны. Эти группы подстраховывают свои ЦУПы на случай каких-либо сбоев в их работе.

Работу входящих в состав МКС лабораторных модулей – европейского «Колумбус» и японского «Кибо» – контролируют соответственно Центры управления Европейского космического агентства (г. Оберпфаффенхофен, Германия) и Японского агентства аэрокосмических исследований (г. Цукуба, Япония).

По плану строительство станции должно быть завершено к 2011-2012 гг. Вес станции после завершения ее строительства составит приблизительно 400 т.

МКС используется для проведения медико-биологических исследований, производства высокотехнологичных материалов и биопрепаратов, изучения поведения организма человека в условиях длительного космического полета, исследований микрогравитации и астрофизики, изучения атмосферы и поверхности Земли в интересах фундаментальных наук и для прикладных целей, отработки технологии строительства в космосе крупных сооружений и осуществления межпланетных перелетов.

Международная космическая станция

Источник

Международная космическая станция как пишется

Междунаро́дная косми́ческая ста́нция (МКС) (англ. International Space Station, ISS ) — пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС — совместный международный проект, в котором участвуют шестнадцать стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Содержание

История создания

В 1984 году Президент США Рональд Рейган объявил о начале работ по созданию американской орбитальной станции. В 1988 году проектируемая станция была названа «Freedom» («Свобода»). В то время это был совместный проект США, ЕКА, Канады и Японии. Планировалась крупногабаритная управляемая станция, модули которой будут доставляться по очереди на орбиту кораблями «Шаттл». Но к началу 1990-х годов выяснилось, что стоимость разработки проекта слишком велика и только международная кооперация позволит создать такую станцию. [11] СССР, уже имевший опыт создания и выведения на орбиту орбитальных станций «Салют», а также станции «Мир», планировал в начале 1990-х создание станции «Мир-2», но в связи с экономическими трудностями проект был приостановлен.

17 июня 1992 года Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним Российское космическое агентство и НАСА разработали совместную программу «Мир — Шаттл». Эта программа предусматривала полёты американских многоразовых кораблей «Спейс Шаттл» к российской космической станции «Мир», включение российских космонавтов в экипажи американских шаттлов и американских астронавтов в экипажи кораблей «Союз» и станции «Мир».

В ходе реализации программы «Мир — Шаттл» родилась идея объединения национальных программ создания орбитальных станций.

Март 1993 года — генеральный директор РКА Юрий Коптев и генеральный конструктор НПО «Энергия» Юрий Семёнов предложили руководителю НАСА Дэниелу Голдину создать Международную космическую станцию.

В 1993 году в США очень многие политики были против строительства космической станции. В июне 1993 года в Конгрессе США обсуждалось предложение об отказе от создания Международной космической станции. Это предложение было отклонено с перевесом только в один голос: 215 голосов за отказ, 216 голосов за строительство станции.

1 ноября 1993 РКА и НАСА подписали «Детальный план работ по Международной космической станции».

23 июня 1994 года Юрий Коптев и Дэниел Голдин подписали в Вашингтоне «Временное соглашение по проведению работ, ведущих к российскому партнёрству в Постоянной пилотируемой гражданской космической станции», в рамках которого Россия официально подключилась к работам над МКС. [13]

Ноябрь 1994 года — в Москве состоялись первые консультации российского и американского космических агентств, были заключены контракты с фирмами участницами проекта — «Энергия» им. С. П. Королёва.

Март 1995 года — в Космическом центре им. Л. Джонсона в Хьюстоне был утверждён эскизный проект станции.

1996 год — утверждена конфигурация станции. Она состоит из двух сегментов — российского (модернизированный вариант «Мир-2») и американского (с участием Канады, Японии, Италии, стран — членов Европейского космического агентства и Бразилии).

20 ноября 1998 года — Россия запустила первый элемент МКС — функционально-грузовой блок «Заря» (ФГБ).

7 декабря 1998 — шаттл «Индевор» пристыковал к модулю «Заря» американский модуль «Unity» («Юнити», «Node-1»).

26 июля 2000 года — к функционально-грузовому блоку «Заря» был пристыкован служебный модуль «Звезда» (СМ).

18 апреля 2005 года — глава НАСА Майкл Гриффин на слушаниях сенатской комиссии по космосу и науке заявил о необходимости временного сокращения научных исследований на американском сегменте станции. Это нужно для высвобождения средств для форсированной разработки и постройки нового пилотируемого корабля (CEV). Новый пилотируемый корабль необходим для обеспечения независимого доступа США к станции. После катастрофы «Колумбии» 1 февраля 2003 года США временно не имели независимого доступа к станции до июля 2005 года, когда возобновились полёты шаттлов.

После катастрофы «Колумбии» было сокращено с трёх до двух количество членов долговременных экипажей МКС. Это было связано с тем, что снабжение станции материалами необходимыми для жизнедеятельности экипажа осуществлялось только российскими грузовыми кораблями «Прогресс».

26 июля 2005 года полёты шаттлов возобновились успешным стартом шаттла «Дискавери». До конца эксплуатации шаттлов планируется совершить 17 полётов до 2010 года, в ходе этих полётов на МКС будет доставлено оборудование и модули, необходимые как для достройки станции, так и для модернизации части оборудования, в частности — канадского манипулятора.

Второй полёт шаттла после катастрофы «Колумбии» состоялся в июле 2006 года. Шаттл «Дискавери» STS-121. На этом шаттле на МКС прибыл немецкий космонавт Томас Райтер, который присоединился к экипажу долговременной экспедиции МКС-13. Таким образом, в долговременной экспедиции на МКС после трёхлетнего перерыва вновь стали работать три космонавта.

Стартовавший 9 сентября 2006 года челнок «Атлантис» доставил на МКС два сегмента ферменных конструкций МКС, две панели солнечных батарей, а также радиаторы системы терморегулирования американского сегмента.

23 октября 2007 года на борту шаттла «Дискавери» прибыл модуль «Гармония». Его временно пристыковали к модулю «Юнити». После перестыковки 14 ноября 2007 года модуль «Гармония» был на постоянной основе соединён с модулем «Дестини». Построение основного американского сегмента МКС завершилось.

В 2008 году станция выросла на две лаборатории. 11 февраля был пристыкован модуль «Коламбус» созданный по заказу европейского космического агентства, а 14 марта и 4 июня были пристыкованы два из трёх основных отсеков лабораторного модуля «Кибо», разработанного японским агентством аэрокосмических исследований — герметичная секция «Экспериментального грузового отсека» (ELM PS) и герметичный отсек (PM).

Планируемые события

В планах существенная модернизация российских космических кораблей «Союз» к 2010 году. [19]

В 2010 году будут завершены полёты многоразовых кораблей «Спейс Шаттл». После 2010 года США остаются без собственных пилотируемых кораблей, и не будут иметь независимого доступа на МКС. Поэтому НАСА пытается форсировать разработку и создание нового пилотируемого космического корабля «Орион». Но, в любом случае, первые пилотируемые полёты кораблей «Орион» начнутся не ранее 2014 года. НАСА также привлекает частные фирмы к созданию грузовых космических кораблей. По заказу НАСА фирма 2009 году.

Устройство станции

В основу устройства станции заложен модульный принцип. Сборка МКС происходит путём последовательного добавления к комплексу очередного модуля или блока, который соединяется с уже доставленным на орбиту. На схеме изображены все основные и второстепенные модули, которые являются частью станции (закрашенные), или планируются для доставки (не закрашенные):

Расположение модулей относительно друг друга часто меняется. На схеме показано расположение, планируемое к окончанию строительства. Текущее же расположение компонентов станции, можно увидеть в шаблоне Модули МКС (см. внизу).

На схеме изображены:

Кроме перечисленных выше компонентов, существуют три грузовых модуля: «Леонардо», «Рафаэль» и «Донателло», периодически доставляемые на орбиту, для дооснащения МКС необходимым научным оборудованием и прочими грузами. Модули, имеющие общее название «Многоцелевой модуль снабжения», доставляются в грузовом отсеке шаттлов и стыкуются с модулем «Юнити».

Научные исследования

Одной из основных целей при создании МКС являлась возможность проведения на станции экспериментов, требующих наличия уникальных условий космического полёта: микрогравитации, вакуума, космических излучений, не ослабленных земной атмосферой. Главные области исследований включают в себя биологию (в том числе биомедицинские исследования и биотехнологию), физику (включая физику жидкостей, материаловедение и квантовую физику), астрономию, космологию и метеорологию. Исследования проводятся с помощью научного оборудования в основном расположенного в специализированных научных модулях-лабораториях, часть оборудования для экспериментов, требующих вакуума, закреплена снаружи станции, вне её гермообъёма.

Научные модули МКС

На текущий момент (2009 год) в составе станции находится три специальных научных модуля — американская лаборатория «Дестини», запущенная в феврале 2001 года, европейский исследовательский модуль «Коламбус» доставленный на станцию в феврале 2008 года, и японский исследовательский модуль «Кибо». В европейском исследовательском модуле оборудованы 10 стоек, в которых устанавливается приборы для исследований в различных разделах науки. Некоторые стойки специализированы и оборудованы для исследований в области биологии, биомедицины и физики жидкостей. Остальные стойки — универсальные, в них оборудование может меняться в зависимости от проводимых экспериментов.

Японский исследовательский модуль «Кибо» состоит из нескольких частей, которые будут последовательно доставляться и монтироваться на орбите. Первый отсек модуля «Кибо» — герметичный экспериментально-транспортный отсек (англ. JEM Experiment Logistics Module — Pressurized Section ) был доставлен на станцию в марте 2008 года, в ходе полёта шаттла «Индевор» STS-123. Последняя часть модуля «Кибо» будет присоединена к станции в апреле 2009 года, когда шаттл доставит на МКС — негерметичный экспериментально-транспортный отсек (англ. Experiment Logistics Module, Unpressurized Section ).

Россия планирует доставить на орбиту три исследовательских модуля: два «Малых исследовательских модуля» (МИМ, ранее назывались СО-2 и СГМ), а также «Многофункциональный лабораторный модуль» (МЛМ). Полноценными научными возможностями будет обладать только последний, количество научной аппаратуры размещённой на двух МИМ будет минимально.

Совместные эксперименты

Российские исследования

В 1995 году был объявлен конкурс среди российских научных и образовательных учреждений, промышленных организаций, на проведение научных исследований на российском сегменте МКС. По одиннадцати основным направлениям исследований было получено 406 заявок от восьмидесяти организаций. После оценки специалистами РКК «Энергия» технической реализуемости этих заявок, в 1999 году была принята «Долгосрочная программа научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на Российском сегменте МКС». Программу утвердили президент РАН Ю. С. Осипов и генеральный директор Российского авиационно-космического агентства (ныне ФКА) Ю. Н. Коптев. Первые исследования на российском сегменте МКС были начаты первой пилотируемой экспедицией, в 2000 году. [30] Согласно первоначальному проекту МКС, предполагалось выведение двух крупных российских исследовательских модуля (ИМ). Электроэнергию, необходимую для проведения научных экспериментов, должна была предоставлять Научно-энергетическая платформа (НЭП). Однако из-за недофинансирования и задержек при строительстве МКС, все эти планы были отменены в пользу постройки единственного научного модуля, не требовавшего больших затрат, и дополнительной орбитальной инфраструктуры. Значительная часть исследований проводимых Россией на МКС, является контрактными или совместными с зарубежными партнёрами.

Исследования на американском сегменте

США проводят широкую программу исследований на МКС. Многие из этих экспериментов являются продолжением исследований, проводимых ещё в полётах шаттлов с модулями «Спейслаб» и в совместной с Россией программе «Мир-Шаттл». В качестве примера можно привести изучение патогенности одного из возбудителей герпеса, вируса Эпштейна-Барр. По данным статистики, 90 % взрослого населения США являются носителями латентной формы этого вируса. В условиях космического полёта происходит ослабление работы иммунной системы, вирус может активизироваться и стать причиной заболевания члена экипажа. Эксперименты по изучению вируса были начаты в полёте шаттла STS-108. [31]

Европейские исследования

На европейском научном модуле «Коламбус» предусмотрено 10 унифицированных стоек для размещения полезной нагрузки (ISPR), правда, часть из них, по соглашению, будет использоваться в экспериментах НАСА. Для нужд ЕКА в стойках установлено следующее научное оборудование: лаборатория Biolab для проведения биологических экспериментов, лаборатория Fluid Science Laboratory для исследований в области физики жидкости, установка для экспериментов по физиологии European Physiology Modules, а также универсальная стойка European Drawer Rack, содержащая оборудование для проведения опытов по кристаллизации белков (PCDF).

Во время STS-122 были установлены и внешние экспериментальные установки для модуля «Коламбус»: выносная платформа для технологических экспериментов EuTEF и солнечная обсерватория SOLAR. Планируется добавить внешнюю лабораторию по проверке ОТО и теории струн Atomic Clock Ensemble in Space [32] [33]

Японские исследования

В программу исследований, проводимых на модуле «Кибо», входит изучение процессов глобального потепления на Земле, озонового слоя и опустынивания поверхности, проведение астрономических исследований в рентгеновском диапазоне.

Запланированы эксперименты по созданию крупных и идентичных белковых кристаллов, которые призваны помочь понять механизмы болезней и разработать новые методы лечения. Кроме этого, будет изучаться действие микрогравитации и радиации на растения, животных и людей, а также будут проводиться опыты по робототехнике, в области коммуникаций и энергетики. [34]

Серьёзные инциденты

2001 — Сбой компьютеров в американском сегменте станции

25 апреля 2001 года вышли из строя все три бортовых компьютера американского сегмента станции, нарушилась связь с центром управления полётом в Хьюстоне. Были остановлены все работы с канадским роботом-манипулятором «Canadarm-2». Авария не затронула центральный компьютер российского сегмента станции, поэтому подготовка к старту российского пилотируемого космического корабля «Союз ТМ-32» продолжалась в штатном порядке.

Как выяснилось впоследствии, поломка случилась в устройстве хранения информации, где были повреждены файлы на жёстких дисках. В настоящее время вместо жёстких дисков применяются запоминающие устройства на твердотельных накопителях.

2003 — Катастрофа «Колумбии»

1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия» взорвался при входе в атмосферу во время схода с орбиты. США приостановили полёты многоразовых кораблей «Спейс шаттл» на два с половиной года. Затем, после первой миссии по программе «Возвращение к полётам», последовал ещё один годичный перерыв в полётах шаттлов. Все эти паузы привели к тому, что появилась неуверенность относительно будущего МКС. Смена экипажей между февралём 2003 года и июлем 2006 года шла исключительно силами российских кораблей «Союз», (миссия STS-114 в июле 2005 лишь доставила необходимые грузы на борт станции и забрала накопившиеся материалы). Начиная с МКС-7, долговременные экипажи станции состояли из двух космонавтов вместо трёх, как это было до катастрофы «Колумбии». Так как станцию перестали посещать шаттлы, на МКС стало накапливаться большее, чем обычно, количество отходов, что стало особенно проблематично в 2004 году. Однако российские грузовые корабли «Прогресс» и миссия STS-114 справились с этой проблемой.

2006 — Проблема задымления

18 сентября 2006 года на борту станции сработали датчики задымления. Экипаж МКС-13 почувствовал неприятный запах, а затем увидел дым, который оказался на самом деле испарениями гидроксида калия. Гидроксид калия запаха не имеет, поэтому бортинженер Джеффри Вильямс сделал предположение, что источником запаха был перегретый резиновый шланг системы регенерации воздуха «Электрон»

Так или иначе, все вентиляционные системы станции были отключены, чтобы предотвратить распространение дыма и загрязнителей. До конца работ по очищению воздуха космонавты носили защитные очки и респираторы.

2 ноября 2006 грузовой корабль «Прогресс М-58» доставил запчасти, необходимые для починки системы «Электрон».

2007 — Сбои в работе компьютеров российского модуля

Происшествие случилось 14 июня 2007 года, во время пребывания на станции экспедиции МКС-15 и визита STS-117. Сбой компьютера в российском сегменте в 06:30 UTC оставил станцию без нормальной работы двигателей ориентации, оборудования для генерации кислорода, поглощения углекислого газа и других систем жизнеобеспечения; это послужило причиной снижения температуры воздуха на станции. Успешная перезагрузка компьютера привела к ложной пожарной тревоге, которая разбудила экипаж в 11:43 UTC. [36] [37]

В сложившейся критической ситуации генеральный конструктор РКК «Энергия» Николай Севастьянов создал группу по анализу ситуации и разработке технических мероприятий по её устранению. В группу были включены: Николай Брюханов, Сергей Крикалёв и другие специалисты. Благодаря напряжённой работе этой группы на Земле и космонавтов на борту МКС, была определена причина сбоя — выход из строя вторичных источников электропитания компьютеров в результате воздействия на них электромагнитных помех — и способы решения проблемы. [38]

15 июня четыре из шести компьютеров российского сегмента были подключены по нештатной схеме электропитания. Два резервных компьютера оставались отключёнными, работы по их восстановлению продолжались. [39] НАСА сообщило, что без обеспечения компьютерами контроля за уровнем кислорода станция могла бы работать ещё 56 дней. [40]

Вечером 16 июня, менеджер программы МКС в Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне Майк Саффредини подтвердил, что все шесть компьютеров ориентации и управления, включая два компьютера, на которых произошёл сбой, снова включены, и будут тестироваться в течение следующих нескольких дней. Первой была подключена система охлаждения.

Дальнейшее исследование причин неисправности показало, что корень проблемы лежит в образовании конденсата на электрических контактах. Конденсат стал причиной короткого замыкания, которое привело к отправке команды отключения питания на все три дублирующих компьютера. [41] Это вызвало определённое беспокойство, потому что ЕКА использует такие же вычислительные машины в модуле «Коламбус» и космических кораблях ATV. [42] После того как стали поняты причины сбоя, началось внедрение планов, позволяющих избежать этой проблемы в будущем.

2007 — Отказ главного командно-контрольного компьютера американского сегмента станции

11 августа в 23:30 по московскому времени, примерно через 3 часа, после того как американские астронавты Рик Мастракио и Давид Уильямс вышли в открытый космос, отказал главный командно-контрольный компьютер американского сегмента станции. Его функции были переданы дублирующему оборудованию.

Отказ компьютера не создал какой-либо угрозы ни для работавших за бортом астронавтов, ни для находящихся на МКС людей. Первоначально возможные причины поломки, которые в НАСА назвали «таинственной», озвучены не были.

Позднее, из текста радиопереговоров российских космонавтов с ЦУПом, стало известно, что один из американских астронавтов выключил ТБУ и все розетки, так как хотел пофотографировать в полной темноте, но огни на приборной панели мешали ему и он выключил всё, что светится, что и было случайно обнаружено одним из российских космонавтов. [43] [44]

2007 — Разрыв солнечной батареи

Событие произошло 30 октября 2007 года, в это время на борту станции присутствовали долговременный экипаж МКС-16 и экспедиция посещения STS-120. Во время выхода в открытый космос были установлены панели солнечной батареи сегмента P6 МКС. При развёртывании одна панель солнечной батареи развернулась нормально, но когда другая панель развернулась приблизительно на 80 %, космонавты с помощью камер наружного наблюдения обнаружили на ней разрыв длиной около 75 сантиметров. [45] Развёртывание было остановлено, и после внимательного осмотра космонавты нашли второй, меньший по размерам разрыв.

Несколько дней до починки руководство и технические специалисты НАСА тщательно разрабатывали план предстоящих работ, усложнявшихся тем, что для доставки астронавта к месту поломки использовался кран-манипулятор, а также опасностью проведения работ рядом с устройствами, находящимися под напряжением. 3 ноября астронавт Скотт Паразински и ассистировавший ему Дуглас Уилок починили батарею, наложив на неё изготовленные из подручных материалов алюминиевые шины. [46]

2008 — Поломка санузла станции

Юридическая сторона

Правовые уровни

Правовая структура, регулирующая юридические аспекты космической станции, является разноплановой и состоит из четырёх уровней:

Структура собственности

Структура собственности проекта не предусматривает для её членов чётко установленного процента на использование космической станции в целом. Согласно статье № 5 (IGA), юрисдикция каждого из партнёров распространяется только на тот компонент станции, который за ним зарегистрирован, а нарушения правовых норм персоналом, внутри или вне станции, подлежат разбирательству согласно законам той страны, гражданами которой те являются.

Соглашения об использовании ресурсов МКС более сложные. Российский модуль «Звезда» изготовлен и принадлежит России, которая сохраняет право на его использование. Запланированные МЛМ и СГМ также будут изготовлены в РФ и будут включены в российский сегмент станции. Модуль «Заря» был построен и доставлен на орбиту российской стороной, но сделано это было на средства США, поэтому собственником данного модуля на сегодняшний день официально является НАСА. Для использования российских модулей и других компонентов станции страны-партнёры используют дополнительные двусторонние соглашения (вышеупомянутые третий и четвёртый правовые уровни).

Остальная часть станции (модули США, европейские и японские модули, ферменные конструкции, панели солнечных батарей и два робота-манипулятора) по согласованию сторон используются следующим образом (в % от общего времени использования):

В дополнение к этому:

Правовые курьёзы

До полёта первого космического туриста не существовало нормативной базы, регулирующей полёты в космос частных лиц. Но, после полёта Денниса Тито, страны-участницы проекта разработали «Принципы», которые определили такое понятие как «Космический турист» и все необходимые вопросы для его участия в экспедиции посещения. В частности, такой полёт возможен только при наличии специфических медицинских показателей, психологической пригодности, языковой подготовки, и, конечно, крупного денежного взноса. [57]

В той же ситуации оказались и участники первой космической свадьбы в 2003 году, поскольку подобная процедура также не регулировалась никакими законами.

В 2000 году республиканское большинство в Конгрессе США приняло законодательный акт о нераспространении ракетных и ядерных технологий в Иран. Согласно которому, в частности, США не могли приобретать у России оборудование и корабли, необходимые для строительства МКС. Однако после аварии «Колумбии», когда судьба проекта зависела от российских «Союзов» и «Прогрессов», 26 октября 2005 года конгресс был вынужден принять поправки в этот законопроект, снимающие все ограничения для «любых протоколов, соглашений, меморандумов о взаимопонимании или контрактов», до 1 января 2012 года. [58] [59]

Издержки

Затраты на строительство и эксплуатацию МКС оказались гораздо больше, чем это изначально планировалось. В 2005 году, по оценке ЕКА, с начала работ над проектом МКС с конца 1980-х годов до его предполагаемого тогда окончания в 2010 году было бы израсходовано около 100 миллиардов евро (157 миллиардов долларов или 65,3 миллиарда фунтов стерлингов). [60] Однако на сегодняшний день окончание эксплуатации станции планируется в 2016 году, и суммарные затраты всех стран оцениваются в бо́льшую сумму.

Произвести точную оценку стоимости МКС очень непросто. К примеру, непонятно, как должен рассчитываться взнос России, так как Роскосмос использует значительно более низкие долларовые расценки, чем другие партнёры.

Оценивая проект в целом, больше всего расходов НАСА составляют комплекс мероприятий по обеспечению полётов и затраты на управление МКС. Другими словами, текущие эксплуатационные расходы составляют гораздо бо́льшую часть из потраченных средств, чем затраты на строительство модулей и других устройств станции, на подготовку экипажей, и на корабли доставки. (см. ниже)

Расходы НАСА на МКС, без учёта затрат на «Шаттлы» (см. ниже), с 1994 по 2005 год составили 25,6 миллиарда долларов. [61] На 2005 и 2006 годы пришлось примерно 1,8 миллиардов долларов. Предполагается, что ежегодные расходы будут увеличиваться, и к 2010 году составят 2,3 миллиарда долларов. Затем, до завершения проекта в 2016 году увеличение не планируется, только инфляционные корректировки. На свёртывание проекта в 2017 году НАСА запланировала от 300 до 500 миллионов долларов.

Распределение бюджетных средств

Стоимость «Шаттлов» как часть затрат на МКС

Как упоминалось выше, НАСА не включает затраты на программу «Шаттл» в основную статью расходов станции, поскольку позиционирует её в качестве отдельного проекта, независимо от МКС. Однако с декабря 1998 года по май 2008 года, только 5 из 31 полётов челноков не были связаны с МКС, а из оставшихся до 2010 года десяти запланированных полётов только один STS-125 полетит не к станции, а к телескопу Хаббла.

Приблизительные затраты по программе «Шаттл» по доставке грузов и экипажей астронавтов на МКС составили:

То есть, суммарные затраты НАСА на полёты к МКС за весь период составят примерно 38 миллиардов долларов.

Итого

Принимая во внимание планы НАСА на период с 2011 по 2017 год (см. выше), в первом приближении можно получить среднегодовой расход — 2,5 млрд долларов, что на последующий период с 2006 по 2017 годы, составит 27,5 миллиардов долларов. Зная расходы на МКС с 1994 по 2005 год (25,6 миллиардов долларов) и сложив эти цифры, получим итоговый официальный результат — 53 миллиарда долларов.

Необходимо также отметить, что в эту цифру не входят значительные затраты на проектирование космической станции «Фридом» в 1980-х и начале 1990-х годов, и участие в совместной программе с Россией по использованию станции «Мир», в 1990-х годах. Наработки этих двух проектов многократно использовались при строительстве МКС. Учитывая это обстоятельство, и принимая во внимание ситуацию с «Шаттлами», можно говорить о более чем двукратном увеличении суммы расходов, по сравнению с официальной — более 100 миллиардов долларов только для США.

Роскосмос

Значительная часть бюджета Российского космического агентства расходуется на МКС. С 1998 года было совершено более трёх десятков полётов кораблей «Союз» и «Прогресс», которые с 2003 года стали основными средствами доставки грузов и экипажей. Однако вопрос, сколько Россия тратит на станцию (в долларах США), не прост. Существующие в настоящее время 2 модуля на орбите — производные программы «Мир», и поэтому затраты на их разработку намного ниже, чем для других модулей. Кроме того, обменный курс между рублём и долларом не даёт адекватно оценить действительные затраты Роскосмоса.

Критика

За всю историю космонавтики, МКС — самый дорогой и, пожалуй, самый критикуемый космический проект. Критику можно считать конструктивной или недальновидной, можно с ней соглашаться или оспаривать, но одно остаётся неизменным: станция существует, и своим существованием доказывает возможность международного сотрудничества в космосе, и приумножает опыт человечества в космических полётах.

Критика в США

Критика научных аспектов

Критика технических аспектов

В целом дебаты в американском обществе сводятся к обсуждению целесообразности МКС, в аспекте космонавтики в более широком смысле. Некоторые защитники утверждают, что кроме её научной ценности, это — важный пример международного сотрудничества. Другие утверждают, что МКС потенциально, при должных усилиях и усовершенствованиях, могла бы сделать полёты к Луне и Марсу более экономичными. Так или иначе, основная суть высказываний ответов на критику заключается в том, что трудно ожидать серьёзной финансовой отдачи от МКС, скорее её главное предназначение — стать частью общемирового расширения возможностей космических полётов.

Критика в России

В России критика проекта МКС в основном нацелена на неактивную позицию руководства федерального космического агентства (ФКА) по отстаиванию российских интересов по сравнению с американской стороной, которая всегда чётко следит за соблюдением своих национальных приоритетов.

Например, журналисты задают вопросы о том, почему у нас нет собственного проекта орбитальной станции, и почему мы тратим деньги на проект, собственником которого является США, в то время как эти средства можно было бы пустить на полностью российскую разработку. По мнению руководителя РКК «Энергия» Виталия Лопоты, причиной этого являются контрактные обязательства и недостаток финансирования. [79]

Говоря о научно-технической составляющей, журналисты отмечают малое количество новых научных экспериментов, проводимых на станции, объясняя это тем, что Россия не может изготовить и поставить на станцию нужное оборудование по причине отсутствия средств. [82] По мнению Виталия Лопоты, ситуация изменится, когда одновременное присутствие космонавтов на МКС увеличится до 6 человек. [79] Помимо этого, поднимаются вопросы о мерах безопасности в форс-мажорных ситуациях, связанных с возможной потерей управления станции. Так, по мнению космонавта Валерия Рюмина, опасность состоит в том, что если МКС станет неуправляемой, то её нельзя будет затопить как станцию «Мир». [81]

По мнению критиков, международное сотрудничество, которое является одним из основных аргументов в пользу станции, также является спорным. Как известно, по условию международного соглашения страны не обязаны делиться своими научными разработками на станции. За 2006—2007 годы в космической сфере между Россией и США не было новых больших инициатив и крупных проектов. [83] Кроме того, многие полагают, что страна, вкладывающая в свой проект 75 % средств, вряд ли захочет иметь полноправного партнёра, который к тому же является её основным конкурентом в борьбе за лидирующее положение в космическом пространстве. [84]

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Международная космическая станция как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Международная космическая станция как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Международная космическая станция как пишется:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *