Конспект урока русского языка в 6 кл. «Сложные имена прилагательные»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Сложные имена прилагательные
Познакомить с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных, повторить способы образования имён прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слов, выразительного чтения, работы с текстом; привить любовь к языку.
Планируемые результаты: знание условий дефисного и слитного написания сложных прилагательных; владение навыками выразительного чтения, морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Многие русские слова сами по себе излучают
поэзию, подобно тому, как драгоценные
камни излучают таинственный блеск.
I .Организационный момент.
— Добрый день ребята!. Мы с вами сегодня проведём интересный, плодотворный урок.
II . Самоопределение к деятельности.
Работа с эпиграфом урока.
— Ребята, скажите, какое качество русских слов выделяет К.Г.Паустовский? (Поэтичность)
— С чем сравнивает писатель русские слова? (С драгоценными камнями)
— К какой части речи оно относится? (Имя прилагательное)
— Произведём морфемный разбор слова. Из каких частей состоит?
— Как называются слова, состоящие из двух и более корней? (Сложные)
-Значит, какова тема нашего урока? (Сложные имена прилагательные)
III . Работа по теме урока.
а) Работа с текстом.
1.Выразительно прочитать текст.
2.Выписать из текста сложные имена прилагательные в два столбика: в первый – с дефисным написанием, во второй – со слитным написанием.
Осень поработала на славу. Под каждым деревом ворох оранжево-жёлтых, багряно-жёлтых листьев. Нога утопает в этом многоцветном живом ковре. В палой листве есть запахи и лета, и осени, и зимы.
Вот берёза у нашей избы. Под коричнево-чёрным сучком дупло. Из дупла выметнулся огненно-рыжий мячик. Белка!
А это чей посвист? Снегиря. Вот он, красногрудый, нарядный, качается на ветке бузины. К нему подлетело ещё штук шесть. Никогда ещё не видел я такой празднично-нарядной бузины, как сейчас!
Не узнать и ручья. Высокорослая трава по его бокам сникла и пожухла, и весь он холодно и важно засверкал.
Вышел на опушку берёзового леска и зажмурился от удивления: ярко полыхает тёмно-зелёная озимь. Пасмурно-низкое небо, серо-фиолетовая ольха и зелёная озимь.
Пожухла, пожухнуть – засохнуть, потускнеть
б) Попробуем объяснить правописание имён прилагательных.
I . Правописание сложных имён прилагательных зависит от способов образования имён прилагательных.
II . Сложные имена прилагательные пишутся:
Слитно пишутся сложные имена прилагательные, которые
1) образованы от пишущихся слитно имён существительных: громоотвод — громоотводное (устройство), железобетон — железобетонный (мост),
2) образованы от словосочетания: вагоноремонтный (завод) — ремонт вагонов.
Широкоупотребительны образования прилагательных с первой частью само- (самодовольный, самопишущий, самоочевидный) и обще- (общеизвестный, общепринятый, общеевропейский, общеобязательный).
Через дефис пишутся сложные прилагательные, если они
1) обозначают оттенки цветов: ярко-синий, бело – розовый;
2) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-запад — юго-западный, экс-чемпион – экс – чемпионский;
4) образованы повтором слова или от двух однокоренных слов и имеют значение высшей степени проявления признака (можно заменить сочетанием со словом очень): умный-преумный, глупый-преглупый.
1 ) упр.533 (индивидуально: по словарю эпитетов найти к слову речь определения, выраженные сложными прилагательными) стр.69
2) Проверьте правильность написания прилагательных.
вагоноремонтное депо (ремонтируют вагоны);
мясомолочная ферма (мясная и молочная);
бледно-розовый цветок (оттенок цвета);
северо-западное направление (северо-запад);
весёлый-весёлый мультфильм (повтор слова).
конькобежный вид спорта.
2) Игра «Кроссворд». (на сервере learningorg . apps )
3) РЕЛЛИ КОУЧ (работа в парах) Ученик А образует сложное прилагательное, записывает его и объясняет правописание. Ученик В Слушает, одобряет, помогает, Благодарит. Меняются и продолжают.
(Каменныйи уголь) промышленность,
(кислый и сладкий) морс,
(российское и болгарское) сотрудничество,
(макаронные и кондитерские) изделия,
(двадцать четыре этажа) дом,
(бело) розовые облака,
(аграрный и промышленный) район,
северо (западный) ветер, (ранняя весна) сев,
(русский и английский) словарь,
(чёрная, чёрная) краска.
-Что нового узнали на уроке?
-В каких случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно?
— В каких случаях сложные имена прилагательные пишутся через дефис?
1.Найти прилагательное, образованное одновременным присоединением приставки и суффикса
2.Найти прилагательное, образованное путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И
3.Найти сложное прилагательное, которое пишется через дефис
4.Найти сложное прилагательное, которое пишется слитно
5. Найти сложное прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис
в) коротко шёрстный
Задание: К выделенным словам подберите сложные прилагательные
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Экспертное заключение на конспект урока русского языка в 6 кл. «Сложные имена прилагательные» Шайховой Лилии Абдулловны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Шеморданского лицея» Сабинского района Республики Татарстан № п/п Наименование критерия Количество баллов 1. Соответствие содержания программы целям общего образования и действующим образовательным стандартам. 10 баллов 2. Актуальность и новизна предложенных подходов в части введения и реализации ФГОС ОО. В том числе: эффективность сочетания в работе традиционного и инновационного содержания и опыта деятельности педагога. 10 баллов 3. Научно-методическая обоснованность (ценность) разработок. Полнота содержания учебного и другого материала, включенного в материал (программу, педагогическую разработку и т.п.), реалистичность, чувствительность к сбоям, эффективность с точки зрения времени, отведенного на реализацию и т.д. и т.п. 10 баллов 4. Практическая ценность и социальная значимость предложенного материала (программы, педагогической разработки и т.п.), возможность адаптации для использования в других ОО. 10 баллов 5. Преемственность содержания учебного материала в программе. 10 баллов 6. Соответствие методов обучения поставленным целям. 10 баллов 7. Связь целей и результативности в предложенном материале (программы, педагогической разработки и т.п.). 10 баллов 8. Контролируемость итоговых результатов реализации программы. 10 баллов 9. Соответствие материалов требованиям к содержанию и оформлению. Соответствие жанру разработки. 10 баллов 10. Наличие и адекватность списка литературы. 0 баллов Итоговая оценка программы 90 баллов Уровни соответствия программы перечисленным требованиям: 1. 0 баллов, если программа не соответствует данному требованию; 2. 3 балла, если программа частично соответствует требованию; 3. 5 баллов, если программа в основном соответствует требованию; 4. 10 баллов, если программа полностью соответствует требованию
Поиск ответа
Вопрос № 307476 |
Ответ справочной службы русского языка
Орфографический словарь на нашем портале отражает нормы, установленные академическим «Русским орфографическим словарем» — преемником академического «Орфографического словаря русского языка» (1956—1999). Слитное написание для слова горнотранспортный рекомендуется орфографическими словарями с 1968 года. Орфографистам хорошо известно значение слова, известно также, что правило о написании сложных прилагательных, на которое Вы ссылаетесь, еще с момента его закрепления в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года работает плохо, оно имеет множество исключений, которые фиксировались всегда словарно, никогда не предлагались в виде полного списка к правилу.
Однако в русском письме устойчивый сегмент написания сложных прилагательных «по правилам» все-таки существует (впервые сформулировано в [Бешенкова, Иванова 2012: 192–193]). Он формируется при наложении двух основных факторов: смысловое соотношение основ и наличие/отсутствие суффикса в первой части. В той области письма, где данные факторы действуют совместно, в одном направлении, написание прилагательного — слитное или дефисное — предсказуемо и, самое главное, совпадает с действующей нормой письма. Там же, где имеет место рассогласование этих факторов, их разнонаправленное действие, написание непредсказуемо, не выводится из правил, определяется только по словарю. Итак, (I) наличие суффикса в первой части (→дефис) при сочинительном отношении основ (→дефис) дает дефисное написание прилагательного (весенне-летний, испанско-русский, плодово-овощной, плоско-выпуклый); (II) отсутствие суффикса в первой части (→слитно) при подчинительном отношении основ (→слитно) дает слитное написание прилагательного (бронетанковый, валютообменный, грузосборочный, стрессоустойчивый); (III) наличие суффикса (→дефис) при подчинительном отношении основ (→слитно) или отсутствие суффикса (→слитно) при сочинительном отношении основ (→дефис) дают словарное написание (горнорудный и горно-геологический, конноспортивный и военно-спортивный, газогидрохимический и органо-гидрохимический, дачно-строительный, длинноволновый…). Понятно, конечно, что зона словарных написаний среди сложных прилагательных весьма обширна (хотя их много и среди сложных существительных, и среди наречий). Словарными, помимо слов с традиционным устоявшимся написанием, являются и те слова, написание которых выбрано лингвистами из двух или нескольких реально бытующих — на основании критериев кодификации» [Иванова 2020].
Применение любого из описанных выше правил осложняется еще и тем, что существует проблема определения смыслового соотношения основ сложного прилагательного — сочинение или подчинение. О. И. Иванова приводит такие примеры: абстрактно-гуманистический (абстрактный гуманизм? или абстрактный и гуманистический?), абстрактно-нравственный (абстрактная нравственность или абстрактный и нравственный), абстрактно-философский (абстрактный и философский или абстрактная философия), аварийно-сигнальный (аварийные и сигнальные работы или сигнализирующие об аварии работы) [Иванова 2020].
Можно ли усмотреть сочинительные отношения между основами, от которых формально образуется прилагательное горнотранспортный? К подчинительным их отнести нельзя (горнотранспортный — «это не про горный транспорт»), но и как сочинительные эти отношения охарактеризовать нельзя (как, например, в словах звуко-буквенный, спуско-подъемный, рабоче-крестьянский), значение слова более сложное, чем просто объединение значений двух образующих его основ. Таким образом, слово горнотранспортный попадает в область написания по словарю. Словарные написания устанавливаются на основе изучения различных факторов, к которым, в частности, относятся традиция словарной фиксации, практика письма в грамотных текстах, (для терминов) в нормативных документах.
О фиксации в орфографических словарях мы уже писали выше. В профессиональной литературе, документах встречается и дефисное, и слитное написание (см., например, библиографические описания, включающие слово горнотранспортный в РГБ, название колледжа в Новокузнецке, ГОСТ Р 57071-2016 «Оборудование горно-шахтное. Нормативы безопасного применения машин и оборудования на угольных шахтах и разрезах по пылевому фактору»).
Эти и другие источники убеждают в том, что унификации написания в профессиональной среде не произошло, рекомендуемое академическими орфографическими словарями с 1968 года слитное написание весьма устойчиво. Совокупность рассмотренных лингвистами факторов пока требует сохранять словарную рекомендацию в надежде на стабилизацию написания в соответствии с лексикографической традицией.
Научные труды, упомянутые в ответе на вопрос
Правила — Правила русской орфографии и пунктуации (1956). Утвержд. АН СССР, Мин. высшего образования СССР, Мин. просвещения РСФСР. Москва: Учпедгиз.
Правила 2006 — Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. Под ред. В.В. Лопатина. М.: ЭКСМО.
Букчина, Калакуцкая 1974 — Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. (1974) Лингвистические основания орфографического оформления сложных слов. Нерешенные вопросы русского правописания. М.: «Наука». С. 5–14.
Бешенкова, Иванова 2012 — Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. (2012) Русское письмо в правилах с комментариями. М.: Издательский центр «Азбуковник».
Иванова 2020 — Иванова О.Е. Об основаниях орфографической кодификации прилагательного крымско-татарский [Электронный ресурс]. Социолингвистика. N 2(2), С. 138–149.
Здравствуйте. Подскажите, как пишется слово атомнопромышленный слитно или через дефис. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Возможный вариант: Модернизация животноводческих комплексов, молочно- товарных ферм и, как следствие, снижение объемов.
Уважаемые господа! Скажите, пожалуйста, с какими существительными сочетается прилагательное «неземной» (как синоним восхитительного, исключительного). Может ли быть неземной молочно- ореховая начинка? Именно начинка, без употребления слова «вкус» и т.д.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, подалуйста, как пишется «молочно белый»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _молокоперерабатывающая промышленность_.
скажите, пожалуйста, как правильно писать » молочно- товарный» или «молочнотоварный»? разные словари дают разное написание. какому написанию следовать, на ваш взгляд? спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Мы рекомендуем: _ молочно- товарный_.
Молочно витаминная смесь как пишется
сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный ← железная дорога), или по способу управления (вагоноремонтный ← ремонт вагонов), или по способу примыкания (легкораненый ← легко ранить). Например:
горноспасательная станция (спасание в горах)
деревообделочный завод (обделка дерева)
естественноисторические условия (естественная история)
естественнонаучные взгляды (естественные науки)
левобережная низменность (левый берег)
машиностроительные предприятия (строительство машин)
машинописное бюро (письмо машинами)
мелкобуржуазная идеология (мелкая буржуазия)
народнохозяйственный план (народное хозяйство)
защитные насаждения (защита полей)
рельсопрокатный стан (прокат рельсов)
сельскохозяйственные культуры (сельское хозяйство)
сложноподчинённое предложение (сложное по способу подчинения)
среднесуточная добыча (средняя за сутки)
трудоспособное население (способное к труду)
Правило, распространяется на написание сложных прилагательных (не являющихся именами собственными), образованных от сочетания прилагательного с существительным, выступающего в роли географического названия: великолукский ← Великие Луки, вышневолоцкий ← Вышний Волочёк, карловарский ← Карловы Вары.
2. Пишутся слитно многие сложные прилагательные, употребляемые в качестве научно-технических терминов:
Некоторые из этих слов состоят из частей, которые отдельно не употребляются: конноспортивный (первая часть несамостоятельна), насекомоядные (обе части несамостоятельны), узкогрудый (вторая часть не является самостоятельным словом).
Ср. слитное написание слов, у которых первой основой выступают элементы верхне-, нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще-, например: верхнегортанный, нижнесаксонский, древнецерковнославянский, древневерхненемецкий, среднеазиатский, среднеуглеродистый, раннецветущий, позднеспелый, общенародный.
3. У многих сложных прилагательных терминологического характера в качестве первой части используются слова:
высоко- : высоковитаминный, высокооплачиваемый;
низко- : низколетящий, низкоперегнойный;
мелко- : мелкомасштабный, мелкозернистый;
легко- : легкоподвижный, легкорастворимый;
тяжело-: тяжелогружёный, тяжелораненый;
трудно-: труднодоступный, труднопроходимый;
широко-: широкодоступный, широкопредставительный;
узко-: узковедомственный, узкоспециальный;
много-: многоотраслевой, многослойный;
мало-: малозначащий, малопосещаемый;
сильно-: сильнодействующий, сильнощелочной;
слабо-: слабокислый, слаботорфянистый;
толсто-: толстоногий, толстостенный;
тонко-: тонкоголосый, тонкомолотый;
густо-: густомахровый, густонаселённый;
крупно-: крупноблочный, крупнопанельный;
круто-: крутоизогнутый, крутоповёрнутый;
остро-: острогнойный, остродефицитный;
плоско-: плоскопараллельный, плоскочашевидный;
чисто-: чистосеребряный, чистошерстяной;
выше-: вышесредний, вышеуказанный;
ниже-: нижеперечисленный, нижеподписавшийся.
В тех случаях, когда каждая часть сложного слова может употребляться самостоятельно, слитное написание сложного прилагательного объясняется тем, что первая часть ( высоко-, широко-, много-, сильно-, ниже- и т. п.) не выступает в роли самостоятельного члена предложения, поэтому перестановка частей сложного слова невозможна без изменения его терминологического характера: высокоорганизованный, глубокоуважаемый, нижеподписавшиеся и т. п.
4. При наличии пояснительных слов обычно образуется свободное словосочетание (наречие и прилагательное или причастие), а не терминологическое сложное слово. Ср.: густонаселённые районы — густо населённые беженцами трущобы; малоисследованные проблемы — мало исследованные наукой области медицины. Случаи слитного написания типа экономически слаборазвитые страны, несмотря на наличие пояснительных слов, являются единичными.
Играет роль также порядок слов: сложное прилагательное, как правило, предшествует второму существительному, а словосочетание обычно следует за ним; ср.: скоропортящиеся продукты — продукты, скоро портящиеся в летнее время.
Запомните : в сложных словах ставится одно ударение (иногда с побочным ударением на первой основе): малоприспосо́бленный, а в словосочетаниях два самостоятельных ударения: ма́ло приспосо́бленный к засухам.
5. Пишутся слитно сложные прилагательные с первой частью четверть: четвертьфинальные игры, четвертькровные животные.
6. Пишутся через дефис:
1) сложные прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием: анархо-синдикалистский, северо-восточный, юго-юго-западный, норд-остовый, лейб-гвардейский, иваново-вознесенский, нью-йоркский.
Примечание. При наличии приставки такие прилагательные пишутся слитно: антисоциалдемократический, приамударьинский.
Примечания: 1. В отдельных случаях встречается слитное написание таких прилагательных: козьмакрючковская удаль, тарасобульбовская сила и др.
8. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные из двух и более основ, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их начальной форме можно вставить сочинительный союз и или но:
торгово-промышленный капитал (ср. торговый, и промышленный )
беспроцентно-выигрышный заём (ср. беспроцентный, но выигрышный )
плодово-овощной совхоз (но: плодоовощной ← плодоовощи )
сдельно-премиальная оплата труда
Примечание. Первой частью сложных прилагательных этого типа может быть как основа существительного, так и основа прилагательного. Ср.: ликёро-водочные изделия (т. е. из ликера и водки) — ликёро-водочная промышленность (т. е. ликёрная и водочная); приёмосдаточный пункт (т. е. прием и сдача) — приёмо-переводные экзамены (т. е. приемные и переводные).
9. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки:
Военно-медицинская академия (ср. Военная медицинская академия )
добровольно-спортивные общества (ср. добровольные спортивные общества )
народно-освободительное движение (ср. народное освободительное движение )
официально-деловой стиль (ср. официальный деловой стиль )
проектно-конструкторские расчёты (ср. проектные конструкторские расчёты )
сравнительно-исторический метод (ср. сравнительный исторический метод )
счётно-решающие устройства (ср. счётные решающие устройства )
феодально-крепостнический строй (ср. феодальный крепостнический строй )
электронно-оптический усилитель (ср. электронный оптический усилитель ) и др.
В прилагательных этого типа в качестве первой части нередко используются основы:
военно- : военно-революционный, военно-хирургический, военно-юридический и т. п. (слова военнообязанный, военнопленный, военнослужащий принадлежат к другому типу словообразования);
массово- : массово-политический, массово-поточный, массово-физкультурный;
— народно- : народно-государственный, народно-демократический, народно-революционный (прилагательные народнохозяйственный образовано от подчинительного сочетания народное хозяйство, а народнопоэтический — от сочетания народная поэзия ) ;
научно- : научно-исследовательский, научно-популярный, научно-практический, научно-просветительный, научно-технический;
учебно- : учебно-вспомогательный, учебно-консультационный, учебно-методический, учебно-показательный, учебно-производственный.
Примечание. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, пишутся слитно: новогреческий язык, раннерабовладельческий строй, сероукраинская порода, старорусские обряды и др.
10. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: горько-солёная вода (т. е. соленая с горьким привкусом), раскатисто-громкий голос (т. е. громкий, переходящий в раскаты), мирно-непротивленческая политика, ушибленно-рваная рана.
Примечание. Особенно часто прилагательные этого типа встречаются в языке художественной литературы:
Молочно витаминная смесь как пишется
Судостроительная (строят суда) техника, светло- голубое (оттенок цвета) небо, полезащитные (защищают поле) насаждения, скороспелый (спеет скоро) картофель, немецко- французский (немецкий и французский) словарь, низкорослые (растут низко) деревья, инженерно-физический (инженерный и физический) институт, юго-западный (юго-запад) ветер, садово- огородный (сад и огород) участок, кислое-прекислое (повтор слова) яблоко, молочно-витаминная (молочная и витаминная) смесь.
Каменноугольная промышленность, кисло-сладкое яблоко, российско-болгарское сотрудничество, макароннокондитерские изделия, двадцатичетырехэтажный дом, белорозовые облака, аграрно-промышленный район, северо-западный ветер, ранневесенний сев, русско-английский словарь, чёрная- чёрная краска.
В прилагательных пишется дефис, если:
A) они обозначают оттенки цветов (иссиня-красный, желто- зеленый, красновато-розовый);
Б) они состоят из двух равноправных частей: (песчаноземляной, бумажно-картонный);
B) они обозначают часть света, район или образованы от слова, пишущегося через дефис: (северо-восточный, северо- западный);
Г) в случае, если слово повторяется дважды (хороший- нрехороший, милый-премилый).
Из-под земли показались бледно-зелёные листки растений. Близлежащий лес состоит из хвойно-лиственных пород деревьев. Могучий столетний дуб раскинул свою необъятную крону. Северо-восточный ветер усиливался. Плодово- ягодный участок расположился на солнцепёке. Последние тёмно-фиолетовые осенние цветы увядали. Голубоглазые незабудки мелькали в траве. Начинался мелкий-мелкий дождь.