Степени сравнения имен прилагательных
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение прилагательного
Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего имеет непроизводную основу, то есть ни от чего не образовано, или образовано от существительного.
Прилагательное отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».
Какие прилагательные образуют степени сравнения
Для начала давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные в русском языке.
Отвечают на вопрос «какой?»
Отвечают на вопрос «какой?»
Отвечают на вопрос «чей?»
Обозначают признак предмета — внешний или внутренний
Указывают на материал, место, время; обозначают отвлеченные понятия
Указывают на принадлежность
грустный, смешной, красивый, белый
зимний, шелковый, южный, городской
мамин, Васин, лисий, медвежий
Степени сравнения есть только у качественных прилагательных. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, которой может быть выражен в большей или меньшей степени. Этим признаком может быть:
Формы степеней сравнения прилагательных
В русском языке есть три степени сравнения имен прилагательных: положительная, сравнительная и превосходная. Образуются они с помощью формообразующих суффиксов и слов «более», «менее», «самый» и «всех».
По форме сравнительная и превосходная степени могут быть простыми, то есть состоять из одного слова, или составными — из нескольких слов.
Для удобства мы собрали в одной таблице все, что важно знать о степенях сравнения прилагательных в русском языке.
Примеры степени сравнения
Обозначает признак, который не сравнивается с другими признаками.
Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.
Мокрый, теплый, высокая, угловатые, умный.
Обозначает признак, который проявляется в одном предмете больше (меньше), чем в другом предмете, а также признак, который проявляется в предмете в разное время с разной степенью.
Составная сравнительная степень образуется через добавление к начальной форме служебных слов «более» и «менее».
Более мокрый, теплее, выше, менее угловатый, более умный.
Обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него.
Для усиления превосходной степени можно использовать префикс наи-.
Составная превосходная степень образуется через:
— добавление к начальной форме прилагательного служебных слов: самый, наиболее, наименее;
— добавление местоимения «всех» к простой форме сравнительной степени.
Самый мокрый, теплейший, наивысочайший, наиболее угловатый, всех умнее.
Рассмотрим подробнее, как образуются степени сравнения прилагательных.
Образование простой сравнительной степени
Прилагательное в форме сравнительной степени показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Например:
Сегодняшняя ночь была светлее вчерашней.
Сравним с предложением:
А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни (В. Шукшин).
Ночь из первого предложения была не просто светлая, как у Шукшина, а светлее другой ночи, то есть признак «количество света» у сегодняшней ночи выражен интенсивнее, чем у вчерашней.
У некоторых прилагательных при образовании сравнительной степени происходят корневые чередования согласных:
Прилагательные с приставкой по- чаще используют в разговорной речи.
Существуют и супплетивные формы сравнительной степени. Супплетивные формы — это формы одного и того же слова, которые образуются от разных корней или основ. Так, при образовании простой степени сравнения меняется корень у прилагательных:
Есть еще такие качественные прилагательные, которые не образуют простой степени сравнения. К ним относятся:
1. Слова древнего происхождения:
2. Прилагательные со значением цвета:
3. Названия мастей животных:
4. Слова, которые образованы с помощью перехода из относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:
В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Образование составной сравнительной степени
Составную сравнительную степень имен прилагательных можно образовать от начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) с помощью слов «более», «менее». Примеры:
Составные формы прилагательных чаще встречаются в книгах.
Образование простой превосходной степени
Превосходная степень сравнения прилагательных показывает, что этот предмет превосходит остальные предметы по какому-то признаку. Например:
Трудные формы прилагательных, написание которых нужно запомнить:
Для усиления превосходной степени еще можно использовать приставку наи-, которая подчеркивает высокую степень качества предмета:
Составная форма превосходной степени прилагательных
Составная форма превосходной степени прилагательных похожа на составную сравнительную степень. Она тоже складывается из начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) и вспомогательных слов: «самый», «наиболее», «наименее». Вот так:
Есть еще один способ образования превосходной степени сравнения: сравнительная степень прилагательного + слово «всех» (форма родительного падежа местоимения «все»). Например:
Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам:
Собрали самые распространенные способы образования степеней сравнения на одной картинке, чтобы вам было легче запомнить:
Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
Если не соблюдать морфологические правила образования сравнительных степеней прилагательных, то можно допустить такие речевые ошибки:
Морфологические нормы русского языка не допускают соединение форм простой и составной степеней сравнения. Поэтому нужно выбрать что-то одно:
«Немогу» Или «Не Могу»: Как Правильно Написать?
«Немогу» или «не могу»: как правильно написать?
«Немогу» или «не могу»: как правильно написать?
Чтобы разобраться в том, как пишется – «немогу» или «не могу», необходимо вспомнить употребление отрицательной частицы «не» с глаголами. Давайте вспомним орфограмму написания «не» с глаголами и определим правильный вариант.
Как правильно пишется?
Согласно орфограмме, пишется раздельно – не могу.
Выражение «не могу» – сочетание отрицательной частицы «не» с глаголом «мочь» в форме 1 лица.
В орфограмме № 21, «НЕ с глаголами», говорится о том, что указанная отрицательная частица с глаголами пишется раздельно, за исключением случаев, когда слово без «не» не употребляется, то есть, когда «не-» – приставка.
Сравним: ненавидеть и не мочь. Первое слово пишем с «не-» слитно, в нём «не-» является приставкой, так как слова «навидеть» в языке нет. Второе слово с «не» пишем раздельно, это сочетание частицы и глагола – глагол «мочь» без частицы употребляется.
Следовательно, выражение, которое нас интересует, пишется в два слова – не могу.
Примеры предложений
Ошибочное написание словосочетания «не могу»
писать глагол с частицей «не» слитно и с буквой «а» в первом слоге – немогу, не магу, немагу.
Заключение
При выборе слитного и раздельного написания сочетания – «немогу» или «не могу» – необходимо руководствоваться тем, что частица «не» с глаголами слитно не пишется, за исключением случаев, когда слово без неё не употребляется, то есть, когда «не» – приставка.
«Немогу» или «не могу»: как правильно написать?
Слово «не могу» правильно пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Приведем примеры из произведений художественной литературы написания «не» с глаголами.
Слово «не могу» произносится так, что создается иллюзия, что это одно цельное слово. Как все же правильно писать «немогу» или «не могу«, слитно или раздельно? Попытаемся в этом разобраться, выяснив, словом какой части речи оно является.
Часть речи слово «не могу»
Я могу отрекаться от них [стихов] как угодно, но не могу не признать их своими (А. Блок).
Как видно из контекста, в первой части предложения существует самостоятельное слово «могу»:
я (что делаю?) могу отрекаться.
Это составное глагольное сказуемое, первой частью которого является глагол «могу» в форме первого лица единственного числа настоящего времени. Анализируемое слово выражает волеизъявление, желание, стремление, поэтому является связкой в составном глагольном сказуемом. Этот глагол, начальной формой которого является слово «мочь», не обозначает в одиночку полноценного действия, а является модальным.
Во второй части предложения слово «не могу́» употреблено в отрицательном смысле. Перед ним находится частица «не», которая создает это отрицание.
Правописание слова «не могу»
Интересующее нас слово, как и все глаголы, пишется с «не» раздельно в соответствии с орфографическим правилом:
Частица «не» с глаголами и их формами пишется раздельно.
Понаблюдаем:
Примеры предложений из художественной литературы
Погода была прекрасная, но жара все еще не унималась (И. Тургенев).
Никогда и никого Бим не укусил, хоть на хвост наступи (Г. Троепольский).
Мы не разговаривали, несмотря на множество мыслей, и с великим волнением оглядывали приют человека, обладавшего даром могучего и чистого воображения (К. Паустовский).
Мальчик не сердился на старого кота. Он все прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове (К. Паустовский).
Подытожим
Слово «не могу», которое является глаголом, пишется раздельно с частицей «не».
Я не могу́ уйти раньше времени, пока не выполню задание.
Не могу́ и не хочу опаздывать на столь интересную встречу с известным актером кино.
Отметим, что в русской орфографии существует ряд глаголов, которые с «не» пишутся слитно.
«Немогу» или «не могу»: как правильно написать?
Чтобы понять, как корректно пишется: “не могу” или “немогу”, вспомним одно простое правило, которое известно нам со школьной скамьи.
Как пишется правильно: “не могу” или “немогу”?
Речь идет о глаголе первого лица, единственного числа, настоящего времени, употребляющемся с местоимением «я». Он выражает отсутствие возможности выполнить чью-либо просьбу, задание или участвовать в каком-либо мероприятии.
Единственно правильный вариант согласно орфографическим нормам – написание в два слова – “не могу”.
Какое правило применяется?
Правило написания отрицательной частицы «не» с глаголами – это самое известное правило из школьной программы обучения русскому языку. Согласно этому правилу «НЕ» с глаголами всегда пишется раздельно.
Примеры предложений
Закрепим пройденный материал при помощи следующих примеров:
Как неправильно писать
Ошибочное написание – «немогу», «не магу» или «немагу».
«Немогу» или «не могу»: как правильно написать?
Часть речи
Чтобы определить, как пишется «не могу» — раздельно или слитно, необходимо для начала разобраться с тем, с какой частью речи приходится иметь дело. Для этого рекомендуется взять пример употребления слова в предложении, после чего провести синтаксический разбор конструкции, то есть определить ее главные и второстепенные члены. После этого останется лишь задать вопрос от основного слова к зависимому и по которую выполняет слово.
Вот небольшое предложение, в котором находится интересующая конструкция: Неужели ты не понимаешь, что я не могу поделиться своими знаниями, поскольку мне запрещено их обсуждать. Разбор предложения важно проводить по определенной инструкции, чтобы не допустить распространенных ошибок. Особенно актуально использовать алгоритм для тех, кто обучается в средних классах школы:
В данном случае предложение сложное, поскольку состоит из трех грамматических основ: «ты не понимаешь», «я не могу поделиться» и «мне запрещено обсуждать». Однако особое внимание следует обратить лишь на вторую, поскольку именно в ней находится интересующее слово. О чем говорится в предложении? В предложении говорится обо мне. Я что не могу сделать? Не могу поделиться — перед читателем составное сказуемое.
Как известно, сказуемые бывают довольно часто выражены глаголами — частью речи, которая обозначает действие предмета. В данном случае в роли предмета выступает местоимение «я». Если кто-то спросит о том, что делает главный член, то можно ответить: «не может что-то сделать».
Сказуемое состоит из двух неразрывно связанных глаголов, начальная форма первого из которых — «мочь» — отвечает на вопрос «что делать?» Весьма непривычно, но правильно.
Если же вместо вопроса «что делать?» задать вопрос «что сделать?», то получится следующее — «смочь». Ну а во фразе «я не смогу» люди почему-то не совершают так много ошибок. Хотя казалось бы, что глаголы просто отличаются друг от друга приставкой «с», которая никак не влияет на слитное и раздельное написание конструкции с отрицательной частицей «не». Уже на этом этапе можно делать кое-какие выводы.
Правописание «не» с глаголами
Чтобы определить, как пишется слово «не могу» — вместе или раздельно, необходимо вспомнить правила, которые обычно и отвечают на все вопросы. Однако с глаголами дела обстоят довольно просто. Орфографический словарь гласит, что эта часть речи с «не» пишется раздельно во всех случаях, кроме тех слов, которые без «не» не употребляются: ненавидеть, нездоровится, негодовать, недоумевать и так далее. То же самое касается и других форм, которые образованы от этих конструкций — я недоумеваю, она ненавидит, ему нездоровится, оно негодует.
Чтобы определить, может ли глагол употребляться без отрицательной частицы, достаточно просто попробовать употребить глагол без приставки. К примеру, слов «здоровится» или «годовать» попросту не существует в русском языке. В этом можно убедиться, заглянув в справочник по орфографии или просто прислушавшись к голосу интуиции. Как правило, шестое чувство не обманывает, поскольку оно основано на тех случаях, когда человек сталкивался с чем-то подобным на письме. Ну а такие необычные глаголы в текстах попадаются довольно редко.
То ли дело «немогу» — слово, которое можно часто написать с ошибкой в социальной сети, тем самым вводя собеседника в заблуждение. Иногда ситуация доходит до абсурда и люди начинают употреблять совсем уж необычные формы глагола:
И это действительно лишь самые безобидные примеры, которые можно встретить.
Казалось бы, что правило слитного и раздельного написания глагола с «не» крайне простое и забыть его невозможно. Однако именно из-за того, что многие люди попросту не могут правильно определить часть речи или видят, как их друзья ошибочно определяют слова в тексте, происходит вот такая путаница.
Кто знает, вполне возможно, в скором времени в интернете начнет обсуждаться что-то еще более абсурдное. А пока лишь остается надеяться на, что этого не произойдет.
С чего все началось
Но не могли же люди в конце концов просто взять и в один день начать писать глагол неправильно? Должны же были найтись личности, которые бы сказали, что правильно «не можется», а не «неможется». Безусловно, они были. Однако нарастающий «недуг» вокруг глагола «не могу» был куда сильнее здравого смысла. А началось все (барабанная дробь) со всеми любимых мемчиков и довольно популярного лемура, под которым красовалась надпись «ржунимагу».
Со временем это буквенная каша стала чем-то вроде хэштега, по которому люди начинали искать сообщества и видеоролики. Дошло даже до того, что кое-кто стал использовать слово в тексте.
Однако даже ученик начальных классов поймет, что это слово написано сми. Вот только далеко не все люди осознавали, что сразу с двумя, а не с одной. Кто-то просто начал подписывать картинки фразой «ржу немогу», думая, что такое словосочетание является правильным. Со временем в умах тысяч людей сложился стереотип, что «немогу» — единственно правильная форма глагола.
Справедливости ради стоит отметить, что такая тенденция сохраняется до сих пор, но в значительно меньшем количестве. Хотя никто не застрахован от того, что кто-нибудь захочет выложить очередную смешную картинку со словом «ржунимагу» и все начнётся снова.
Упражнения для закрепления
Чтобы в будущем не ошибиться в слитном и раздельном написании «не» с различными частями речи, рекомендуется прямо сейчас вооружиться листком бумаги и ручкой и сделать несколько упражнений, которые помогут закрепить полученные знания. Достаточно просто выписать предложения, написав глаголы с «не» слитно или раздельно. Вот это самое упражнение:
Если выполнять хотя бы по 8 таких упражнений каждый день, то уже через неделю у ученика выработается интуиция, которая будет напоминать ему, как правильно писать глаголы с «не». Само собой, в литературе можно найти и более сложные примеры, однако лучше всего начать с них, поскольку вряд ли они будут часто употреблять в тексте слова, находящиеся в старой форме.
Алгоритм для самопроверки
Чтобы наверняка быть уверенным в том, что слово с «не» написано правильно, можно воспользоваться определенной инструкцией, которой обычно руководствуются еще ученики в школах. Однако после выпуска она, конечно же, обычно забывается, после чего люди совершают банальные ошибки. Чтобы этого не происходило, рекомендуется проводить разбор интересующих конструкций по следующим пунктам:
Ну и дабы закрепить все знания на практике, можно разобрать пример из предыдущего раздела, используя определенный алгоритм. Взять хотя бы последнюю конструкцию:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что первый глагол пишется с «не» раздельно, а второй — вместе. Выполняя упражнения согласно этому алгоритму, можно научиться выполнять подобные задания без ошибок.
Интуитивный подход
Помнят ли профессиональные писатели правила, которым их учили еще в школьные годы? Возможно, некоторые и помнят. Однако большинство все-таки позабыло слова, сказанные в учебниках по русскому языку. Как же они продолжают писать огромные тексты без единой ошибки? Все дело в интуиции, которая выработана настолько сильно, что подсказывает человеку, как правильно писать те или иные слова, даже не задумываясь о том, почему так, а не иначе.
Чтобы научиться подобному навыку, придется разобрать довольно много примеров с употреблением глаголов на письме. Кроме того, рекомендуется больше читать и стараться разобрать каждое предложение по описанному ранее алгоритму. Сначала могут возникать вопросы и сомнения, но со временем мозг начнет запоминать важные данные и человек обзаведется так называемой интуицией.
Таким образом, вопрос о том, как правильно пишется «не могу», является очень многогранным, но в то же время крайне простым. Люди стали совершатьв написании глагола по собственной неосмотрительности. Возможно, свою роль также сыграл и стадный инстинкт. Как бы то ни было, человек, который любит русский язык и хочет писать грамотно, не должен совершать таких банальных ошибок. Особенно это касается тех, кто планирует связать в дальнейшем свою жизнь с писательством, в котором умение писать слова правильно ценится гораздо выше, чем знание различных правил.
«Немогу» или «не могу»: как правильно написать?
«Учащийся» или «учащейся»: какое из этих слов написано правильно?
Правила орфографии, которые каждый из нас изучает еще в школе, являются основой грамотной письменной речи. Разберемся с тем, как правильно пишется «учащийся» или «учащейся», рассмотрим морфемный состав и примеры предложений с этими словами.
Какое из этих слов написано правильно?
Оба слова написаны верно. Единственная разница заключается в том, что они соответствуют разным родам и падежам. «Учащийся» − это мужской род, а «учащейся» − женский.
Оба слова являются причастиями, но при построении предложений, в зависимости от контекста, больше используются как существительные. В составе этих слов необходимо уделить внимание их окончанию, поскольку «ий» и «ей» являются правильным написанием, но меняют род и падеж.
Таким образом, обе словоформы обозначают одно и то же действие для мужского либо женского рода. Их можно сравнить с похожими по значению словами, например, трудящийся мужчина помог освоить новую профессию трудящейся женщине. Благодаря этому получится подобрать правильную словоформу, согласно признакам, которые определяют род и падеж.
Морфемный разбор слов «учащийся» и «учащейся»
Перейдем к морфемному анализу слов. Начнем с «учащийся»:
Аналогичное действие проделаем со словом «учащейся»:
Как видно, оба слова имеют одинаковое морфемное строение, различающиеся при этом окончаниями «ий» и «ей».
В каких случаях пишут «учащийся»?
Причастие относится к мужскому роду, поэтому словом «учащийся» можно охарактеризовать ученика, студента, стажера, помощника мастера и т.д.
Если верить лингвистической статистике, это слово не является часто используемым, ввиду чего оно может быть написано с грамматическими ошибками либо неправильно определенным родом.
Примеры предложений
Приведем несколько простых примеров предложений с вхождением слова «учащийся»:
В каких случаях пишут «учащейся»?
Слово «учащейся» также является правильно написанным.
Причастие относится к женскому роду, им обозначают студентку, ученицу, помощницу и т.д.
Очень часто слово путают с мужским родом и вместо правильного написания «учащийся» пишут «учащейся». В этом случае следует быть внимательным и не путать окончания.
Примеры предложений
Приведем несколько предложений, в которых встречается слово «учащейся»:
Ошибочное написание слов «учащийся» и «учащейся»
Самыми распространенными ошибками при написании этих причастий являются следующие: учасчийся, учасщаяся. Также часто путается род этих слов, в результате чего полностью меняется смысл предложения.
Как видим, оба слова написаны правильно. Единственная разница заключается в том, что они имеют разные падежи и относятся к мужскому и женскому роду.