Как разгадывать загадки
Загадки люди начали придумывать еще в глубокой древности. Их составление и разгадывание требовало внимательного наблюдения за окружающей действительностью, выявление характерных признаков.
Что представляет собой загадка
Указывая на явления либо предметы, загадка не называет их однозначно – представления о мире облекаются в образную художественную форму. Любая загадка, в особенности народная, представляет собой небольшое произведение искусства. Загадки поэтичны и умны, зачастую они несут в себе нравственную идею.
На первый взгляд может показаться, что процесс разгадывания загадок – не более, чем забава. Но это не совсем так.
Отгадывание загадок считают в основном забавой для детей, но это занятие будет интересным и для взрослых. Разгадывание легко превратить в веселое и занимательное времяпрепровождение, которое будет способствовать развитию логического мышления и пространственного воображения. Поэтому при разгадывании загадок с ребенком не надо сразу же подсказывать ему ответ – и так понятно, что у взрослого знаний больше. Если хочется научить этому ребенка или взрослого, лучше набраться терпения и помочь найти решение путем подборок и ассоциаций.
Как научиться отгадывать
Чтобы обучиться отгадыванию загадки, можно попробовать наблюдать за предметами и явлениями с разных сторон, учиться видеть мир в зависимостях, связях, красках и звуках.
Развитие наблюдательности и памяти, внимания и общей сенсорной культуры является основой для работы, которую приходится совершать при отгадывании загадок. Здесь многое означает опыт. Дети могут отгадывать загадки только в тех случаях, если с предметами, которые являют собой ответ, их ознакомили заранее.
Большинство загадок, особенно тех, что предназначены для детей, построены на выделении особенностей объекта. Чтобы найти правильный ответ, следует понять, какие характеристики в вопросе перечислены, вспомнить, какие из предметов обладают данными свойствами, из мысленно составленного списка выбрать наиболее подходящий объект.
Загадки начинают отгадывать тогда, когда освоен принцип их создания. Лучшая помощь при этом – не подсказывать отгадку, а указать направление, в котором следует искать ответ.
Понадобится вооружиться знаниями, которые будут подводить к отгадке. Например, загадки о явлениях природы построены в основном на результатах длительных наблюдений. Пользуясь орудиями труда, различными предметами, можно отметить основные свойства предметов, которые узнаются в загадках.
К пониманию содержания и логики загадок надо подготавливаться, знакомясь с окружающим миром – фактические знания и накопленный опыт помогают создавать логические построения и облегчают процесс отгадывания.
Как отгадывать загадки?
Что такое загадка и как давно она появилась?
Загадка – это замысловатое описание предмета, в котором подчеркнуты его главные свойства, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека. Загадка – жанр народного творчества и один из видов фольклорного жанра, которые подразумевают иносказательное описание какого-либо предмета или явления, в разговорной или стихотворной форме.
В загадках русский народ создал поэтический образ того, что его окружало: предметов, явлений, людей, животных и т.д. В отличие от других жанров, загадка поэтизирует конкретные, самые обыкновенные, но близкие и необходимые человеку вещи реальной действительности. В основе большинства загадок лежит метафора, т.е. перенесение значения по сходству. Объект для сопоставления, сравнений народ выбирает из среды, близкой к своему быту и согласно своему художественно-поэтическому вкусу. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды, затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нём, позднее темой загадок стали двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и всё это завершается явлениями природы.
В чем польза загадок?
Развивают воображение, любознательность, логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность, догадливость, внимательность
Учат мыслить творчески, нестандартно
Увеличивают словарный запас
Учат замечать сходства и различия там, где их мало или они почти незаметны
Знакомят с окружающим миром
Как научить ребёнка отгадывать загадки?
Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения, а также объяснять и доказывать правильность своего ответа.
Чтобы отгадать загадку, ребёнку нужно выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где ребёнок видел тот или иной предмет. Чем больше признаков будет выявлено в загадке, тем легче сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи и сделать правильный вывод, то есть определить отгадку. Если ребёнку трудно отгадать загадку, не спешите сообщать разгадку. Дайте время подумать, иначе интерес к ним угаснет.
Нужно объяснить ребёнку, что в загадке важно всё, нельзя пропустить ни одного слова. После того, как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему именно так решил. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а родителю дают возможность узнать ход его мыслей и при необходимости подкорректировать выводы.
Внимание ребёнка необходимо сосредоточить на тематику загадки и явно её озвучить, например, виды транспорта, части тела, животные и насекомые и т.п.
Начиная с ребёнком отгадывать загадки, не стоит ждать от него быстрых и правильных ответом сразу. Не стоит с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией. Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребёнка и будет стимулировать его к новым разгадкам! Развивайтесь весело!
Какие загадки есть на нашем сайте?
Интересные несложные загадки для детей 5-6 лет о природе, временах года, частях тела, одежде и обуви, зверях и птицах, предметах, которые ежедневно используются в быту.
Загадки посложнее для детей 7-8 лет о календарных месяцах, профессиях, птицах, овощах, погоде, водоемах, грибах, солнце, воздухе и на другие темы.
Не всегда простые развивающие загадки для детей 9-10 лет о природных явлениях, водоемах, почве, формах земной поверхности, деревьях, осадках, профессиях, одежде, рыбах, птицах, частях тела, видах транспорта, небесных телах и многом другом.
Как лучше отгадывать загадки на нашем сайте?
Рекомендуем зарегистрироваться на нашем сайте и проходить задания последовательно. Для чего это нужно? После регистрации пользователь в своем личном кабинете в разделе «Результаты» будет видеть статистику своих посещений или посещений своего ребёнка (дата и время) и сможет понять, насколько успешно справляется (сколько баллов набрал и какой объем выполнил), в чём трудности и над чем нужно поработать.
Консультация «Учимся отгадывать загадки»
Карина Чернышова
Консультация «Учимся отгадывать загадки»
Консультация: «Учимся отгадывать загадки».
Что такое загадки? Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания, которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Вы, наверное, удивитесь, узнав, что далёкие предки русских тоже очень любили загадки и даже устраивали вечера загадок. Эти вечера обычно проходили в зимнее время, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова (а именно к таковым и относились загадки, т. к. они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немного повеселиться, отдохнуть, вот тогда и устраивались эти праздники загадок и всевозможных гаданий.
Несомненно, что загадки – один из древнейших жанров поэзии. Но интересно, что большинство возникших давным-давно загадок, воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка про морковь: «Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» — одинаково воспринималась и в глубокой старине и сейчас. Что же явилось толчком для появления на свет первых загадок. Считается, что люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно обмануть животных и растения, воздействовать на силы природы, которые якобы способны понимать человеческий язык. Животные, а так же предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или, наоборот, не навлечь на себя или домашний скот беду. Поэтому в русских сказках и загадках волк не иначе как бирюк или серый, лиса – рыжая или Патрикеевна, медведь – Михайло Потапыч или косолапый. Кстати о медведе. Ранее его имя звучало как «орктос», но произносить название этого лесного пугала было нельзя, чтобы не было худа. Вот и выдумали древние люди заменитель имени – медоед – который не обладал никакой силой и не мог повлечь за собой опасности. Но через несколько поколений наши предки, видимо забыли, что слово «медведь» совсем не опасное, и стали его снова заменять называя то «Мишкой», то «Топтыгиным», то «Косолапым», лишь бы обойти его настоящее медвежье имя. А в загадках он почему-то называется ещё и коровой.
Как предполагают, учёные, загадки являлись в древности средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайных слов. Много столетий назад загадки использовались в военных, дипломатических делах, а также в разного рода состязаниях мудрости и находчивости во время свадебного обряда. Следует отметить, что загадки всегда служили важным средством передачи сведений об окружающем мире старшими поколениями младшим. В чём же секрет, оригинальность загадок и почему они не потеряли актуальности до сих пор? Загадки – это жанр народного творчества, в котором нашли своё отражение быт и нравы народа, окружавшая его природа. Развивая мышление, загадка стремилась через своё поэтическое «Окошечко» познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь его внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые не всегда видимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки. Загадки – это курс народного мировидения. А как строятся загадки? Обычно в них используются сравнения, противопоставления, отрицания, но чаще всего душой загадки является метафора. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична! И в самом деле, разве может быть, например, живое существо без рук, без ног и чтоб рисовало! Оказывается, может – мороз! Вслушивание в звучание загадок, умение чувствовать особую интонацию, рифму, ритм загадок развивают речевой слух.
В загадке важно каждое слово. Поэтому его нужно произносить чётко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы. Загадывать загадку – значит как бы ставить задачу.
Ещё одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Итак, пора подводить итоги.
Загадки:
• учат молодых иносказательной речи;
• учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;
• расширяют кругозор и представления об окружающем мире;
• помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ; развивают воображение, речь, любознательность; тренируют память. Ох, не простое это дело отгадывать загадки! Но сколько же надо было иметь таланта, мастерства, изобретательности, выдумки, юмора, чтобы такие загадки создать!
Держит девочка в руке
Облако на стебельке.
Что это? Догадались? Ну конечно же – это одуванчик!
А теперь попробуйте сами составить загадку про любой цветок для своего ребёнка. Можете потренироваться вместе с нами, придумав продолжение загадки:
Наш цветок похож на звонок…
(Только он растёт не в школе, а в поле.)
Только он звенит не на урок.
Только очень нежный и душистый.
Какой вариант вам нравится больше? Нам второй, т. к. рифмуются слова (звонок – урок).
Потренируйтесь в составлении загадок, учите детей отгадывать
и самим придумывать загадки! Для этого не нужно много времени. Идёте с ребёнком домой из детского сада и придумываете загадки про то,что видите вокруг: про листья, про деревья, про качели и дома…
Удачи вам в ваших начинаниях, дорогие родители!
Консультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?» Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы:Что? Откуда?Зачем? Из чего сделано?;и показывают разные грани предмета:.
Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.
Консультация для родителей старших дошкольников «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.
Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.
Консультация для родителей «Учимся правильному произношению с помощью игр» У вашего ребенка есть проблемы с произношением определенных звуков,иногда дети меняют их на другой звук. Не сложные и забавные игры с.
Консультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста» Дети дошкольного возраста – это наши «маленькие учителя». Они всегда находятся рядом с взрослыми, и каждого из нас превращают в учителей.
Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.
Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.
Учимся рисовать. МК «Попугай» Важный пестрый попугай Прилетел на ветку. огляделся и сказал: «как живете, детки?» Мы опять рисовали с помощью геометрических фигур.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Как отгадывать загадки?
Как отгадывать загадки?
Загадки развивают у детей умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (т.е., способность создавать образ предмета по его словесному описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.
Нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке.
Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.
Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке.
Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.
Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.
Кстати, совсем маленьким деткам лучше загадывать загадки на наглядном материале, т.к. строить мысленный образ они еще не умеют.
Практическое задание
Загадайте загадку своему ребенку.
Сядьте напротив зеркала, посадив малыша к себе на колени. Спросите: «Кто этот малыш?». Помашите детской ручкой и скажите: «Привет, малыш».
Спросите: «Где у малыша ножки?» Помашите детскими ножками и скажите: «Привет, ножки».
Продолжайте задавать вопросы и совершать движения различными частями тела ребенка.
Качайте головой, машите ручкой, хлопайте в ладоши и так далее.
Эта игра в загадки стимулирует мозговую деятельность ребенка, ускоряет речевой процесс.
Таким деткам подойдут любые наглядные загадки.
Взрослый показывает ребенку картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козленка, коровы. Ребенок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает поиграть в игру:»Чьи детки?», когда надо подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
После изучения, что такое круг и квадрат, попросите ребенка найти в своем уголке круглые игрушки, квадратные, найти в комнате круглые предметы и квадратные.
Взрослый говорит ребенку: «Я загадал то, что у тебя на голове». Ребенку предлагается отгадать. Отгадка: «волосы». «Я загадал то, что плавает в аквариуме». И т.д. и т.п.
Таким деткам уже подойдут словесные загадки. Вот загадки на букву А
Листья клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи?
(Август)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька
(Автомашина)
К нам приехали с бахчи полосатые мячи
(Арбузы)
В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг,
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)
Доклад на педагогическом совете «Методика отгадывания загадок»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЗАГАДКОЙ.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей.
Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.
Основные признаки загадки:
1.По содержанию это замысловатое описание, которое надо расшифровать.
2. Описание оформляется в виде вопросительного предложения.
3. Описание даётся лаконично.
4. Загадке свойственен определённый ритм.
Таким образом, перед детьми ставится логическая задача и поэтому р азгадывание загадок:
развивает способность к анализу, обобщению;
формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения;
развивает память, внимание, воображение;
развивает активный словарь, обогащает словарный запас;
знакомит детей с образным строем речи;
формирует навыки использования речи – доказательства и речи – описания;
развивает творческое, нестандартное мышление;
развивает чувство юмора;
Неудивительно, что в настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы.
Работа с загадкой осуществляется по двум направлениям: отгадывание загадки и составление (придумывание) загадки.
Разумеется, сначала дети учатся отгадывать «готовые» — народные, авторские загадки .
Моё выступление об отгадывании загадок.
При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Именно, в зависимости от вышеупомянутых критериев, детям предъявляются загадки различного вида.
ДЕТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательные (прямые).
И нам велят. (Морковь)
Для этого же возраста подходят загадки с рифмующейся отгадкой:
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок)
Или загадки по типу «Доскажи словечко». Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме.
Сама я ледяная.
Моя юбка – кружевная.
Я кружусь как балеринка.
Угадали? Я …
В огороде пусто,
Если нет …
Тематика для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта, продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В этом же возрасте также популярны загадки с рифмующимися отгадками:
С неба падают зимою
И окружаться над землею
Легкие пушинки, белые … (снежинки).
Но, дети этого возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще не велик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.
Скатерть бела, всю землю одела (зима).
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Вывод: лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для младшего и среднего возраста.
При отборе загадок для работы с детьми СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно–речевого развития.
При солнце, при месяце
— предполагающие несколько отгадок, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце).
— включающие в себя метафоры
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).
— загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:
С крыльями, а не птица. (жук).
Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора. Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
С пальмы вниз, на пальму снова
Молода – похожа на серп,
Поживет – станет, как лепешка. (Месяц, луна).
Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления.
Итак, отгадывание загадки.
выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Учитывая, что загадка по своей сути есть логическая задача необходимо знать и ошибки, допускаемые детьми при их отгадывании :
— Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
— Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
— Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
Поэтому рекомендуется соблюдать в строгой последовательности порядок выполнения мыслительных операций :
установить, в общем виде, что нужно искать;
установить, где нужно искать;
выявить все оставшиеся признаки;
объединить установленные признаки;
сделать итоговый вывод.
Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки.
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку:
Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле. Чтоб зимою жить в тепле.
Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Это белка, потому что живет в дупле». Мы показываем несостоятельность доказательства: «Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы». Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь, выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка: «Жидко, а не вода, бело, а не снег» после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: жидко, бело; не вода, не снег.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Для развития у детей навыков описательной речи предлагается проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, спросить: «Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? И т.д.»
Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.
Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Где и когда использовать загадки?
Загадки используются как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Тогда их уместно применять во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.
Используя загадку в ОД, её можно предложить детям в начале деятельности (занятия, наблюдения, беседы). В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно привлекавшихся вещах.
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
Всем известно, что при необходимости загадка всегда найдет свое продолжение в продуктивной деятельности детей.
Дети могут отгадывать загадки индивидуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем не обязательно за отгадку). При отгадывании загадок можно использовать педагогический прием «Помоги»: дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха помогает ребенку чувствовать уверенность в себе, компетентным (снимает комплекс неполноценности, если он был раньше).
Как преподносить загадку?
Основная задача воспитателя во время загадывания загадок – обеспечить полноценное восприятие детьми загадки. Все должно быть направлено к этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы загадывания загадки.
Воспитатель детского сада является посредником между загадкой и детьми, так как дети дошкольного возраста – только слушатели, а не читатели. От воспитателя зависит, как дети примут загадку.
1. Чем выразительнее читает воспитатель загадку, тем внимательнее слушают ее дети, тем лучше они воспримут и проанализируют ее содержание. Загадки могут быть прочитаны по книге, наизусть без книги, рассказаны. Выбор способа передачи зависит от вида загадок, от возраста слушателей и ситуации.
Например, занятие – знакомство с весенними растениями.
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать?
В белой шубке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!
Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
Подведем итог. Сформулируем основные требования к загадкам и их успешному применению
загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;
загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает»);
обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);
отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
А теперь загадка для вас, уважаемые коллеги.
Что нужно сделать, если вы сели в машину, а ноги до педалей не достают? (Пересесть на водительское кресло)
А что нужно сделать, если вы сели на водительское кресло, а ноги до педалей по-прежнему не достают? (Повернуться лицом к рулю)
Самый известный полупроводник? (Сусанин)
Есть представитель животного мира, который утром ходит на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх? Кто же это? Человек.
Утром (в детстве) на четырёх, днём (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылём) на трёх ходит человек.
Желаю, чтобы у нас, как дольше был, полдень.
ВСЕМ УДАЧИ В РАБОТЕ С ЗАГАДКОЙ!
Использовался интернет источник http://nsportal.ru/
2. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7