Наверное, в мире не найдется ни одного человека, который бы был безразличен к такому виду искусства, как музыка. И хоть некоторые личности продолжают утверждать, что не являются меломанами, можно сказать, они лукавят – ведь звуки музыки человек может услышать практически везде, где бы он ни находился.
Возможно, именно этот факт и поспособствовал широкому распространению музыкальной индустрии и возникновению к ней народной любви. И хоть прослушивание любимых композиций не является таким возвышенным хобби, как посещение театра либо филармонии, человек, любящий музыку уже может считать себя ценителем искусства и творчества.
Первые попытки человека постичь вокальное мастерство либо тонкости игры на музыкальных инструментах предпринимались задолго до наших дней – можно сказать, начались они еще в глубокой древности. Так, что музыка (как, впрочем, и танцы) – не что иное, как самый широко распространенный и самый древний вид искусства.
С каждым новым тысячелетием музыка претерпевала значительные изменения – и если в былые времена туземцы, что играли на тамтамах, призывая грозу, не могли и подумать о звукозаписи – то сейчас освоить это нехитрое мастерство может любой пользователь ПК, имеющий слух.
Устройства воспроизведения музыки прошли эволюцию от граммофона до смартфона и портативной колонки. Менялась и мода на музыкальные жанры – одна эпоха ознаменовалась народной любовью к классике, другая – к русскому року, теперь же в моде нечто вроде клауд-рэпа и RnB. И хоть многие представители старшего поколения считают, что это не музыка – на самом деле, все, что именуется музыкальным творчеством, имеет отношение к искусству. Соответственно, даже если творения современных поэтов и композиторов не отличаются возвышенностью – они имеют место быть.
Стоит сказать, что музыка является самым распространенным видом искусства благодаря простоте восприятия – если над прочитанной книгой, просмотренной пьесой либо фильмом порой необходимо поразмыслить, то в данном случае от слушателя требуется лишь одно – наслаждаться приятными сердцу звуками. Ведь как бы многие не говорили о смысловом наполнении, основная задача музыкального творчества – все же развлечение.
Но, несмотря на это, музыка выполняет в жизни человека очень серьезную миссию – она способна мотивировать на весьма решительные, смелые поступки, которые могут изменить жизнь человека в лучшую сторону. Бывали случаи, когда вовремя прозвучавшая композиция заставляла конкретную личность начать работать над собой или даже спасала от самоубийства.
Так, что музыканты – это люди, на плечах которых лежит огромная ответственность за своих слушателей (особенно это касается кумиров подрастающего поколения). Порой каждая строчка песни имеет вес – ведь чем моложе слушатель, тем больше вероятность, что стихи могут быть восприняты как руководство к действию.
Но, тем не менее, не следует ограждать ребенка либо подростка от каких-то музыкальных стилей: подрастающий человек должен прочувствовать всю палитру звуковых вибраций. Ведь именно это позволит выработать свой уникальный вкус.
Сложно представить, что было бы, если бы в мире вовсе не было музыки. Наверное, человек бы просто-напросто вновь изобрел ее – ведь она действительно «помогает строить и жить»!
Картинка к сообщению Музыка как вид искусства
Популярные сегодня темы
Паукообразные не имеют никакого отношения к насекомым. Они представляют отдельную группу животного мира. Главное их отличие – количество ножек – их 8. К этой категории относятся: скорпионы, к
Одним из самых популярных и красивых видов человеческой деятельности, особенно в нашей стране, являются филимоновские игрушки.
Крот – одни из интереснейших животных млекопитающего семейства. У кротов есть множество видов, их больше 30. Место где они совсем не встречаются – Африка. В каждом месте живут
Эпоха барокко – довольно таки значимый период в развитии европейской академической музыки. Она берет свое начало со времен эпохи Возрождения и предшествует классицизму.
Великим русским автором многих стихотворений эпохи классицизма является Гавриил Романович Державин.
Эссе «Музыка как вид искусства»
Наталья
Эссе «Музыка как вид искусства»
Музыка-как вид искусства.
Над темой, музыка- как вид искусства, можно рассуждать много и интересно. Для самого начала, я хочу просто сказать о том, что музыка-это уже великое искусство, и мне не хочется называть ее просто видом. С давних времен-музыка являлась и является основой жизни. Потому что где есть музыка, там присутствует любовь. А любовь без музыки не существует. Так же как и музыка не живет без любви. А все в нашей жизни построено только на любви.
С самого раннего детства, человеку прививают любовь к музыке. Это делает сначала мама, потом учитель в школе, но а далее, он сам начинает понимать, что музыка движет им по всей траектории жизни. Что касается взаимосвязи музыки и искусства, то здесь надо отметить, что само понятие «Искусство», уже вселяет в человека понятие чего- то великого, очень любимого и родного. Каждый человек, родившись на свет, уже изначально выбирает себе дорогу. Кто то становится космонавтом, кто то врачом, а кто то простым водителем. Но у каждого есть свое искусство выбранной профессии. То есть, каждый человек, пытается доказать со временем, что его работа-это самое лучшее, что он мог сделать в жизни. То есть он доказывает себе значимость своей профессии, демонстрируя при этом свои навыки и способности.
Музыка-это тоже профессия. И каждый человек, связавший свою жизнь с ней, пытается достичь вершин этого великого искусства, то есть познать все таинства великой музыки. Это и есть искусство. То есть величина необъятного, великое множество вершин, красивое достижение цели.
Многие пытаются связать свою жизнь с музыкой, но лишь единицы доходят до финала, достигают самого высокого уровня этой величайшей науки, этого величайшего искусства.Сюда мы можем отнести таких композиторов как: В. А. Моцарт, И. С. Бах, С. Прокофьев, П. И. Чайковский и многие другие. Это люди, которые увидели в музыке не только сочетание нот и знаков, но и разглядели в ней царицу, властную над временем, людьми и отдали ей всю свою жизнь без остатка. Разве можно сказать, что В. А. Моцарт увидел в музыке вид? А не само искусство? Конечно нет. Он считал, что это и есть основа всех основ. За что и был безмерно музыке благодарен.
Можно рассмотреть и другой пример. Люди, которые играют в переходах неплохую мелодию, она нравится всем прохожим, кто то даже подпевает или даже танцует. И вы скажете,нет,это не искусство,потому что для этого надо быть на большой сцене и перед миллионной аудиторией демонстрировать свои способности. А я с вами не соглашусь. Потому что,искусство-это умение,творчество,самовыражение,определенный талант. А разве эти люди, которым не хватило места на большой сцене не талантливы?Разве они не выражают своих чувств и эмоций? Да,не Моцарт и не Бах,но тоже таланты. Одно дело,когда искусство –просто способ передать людям свои умения,а в другом случае,искусство бывает и большим,великим. В зависимости от того,насколько был сделан вклад,большой или малый а развитие той или иной науки. Исходя из вышеперчисленных рассуждений,можно смело сказать,что музыка-это искусство и оно прекрасно.
Новогодние вырезалки. Искусство вырезания существует с тех пор, когда появилась бумага. И практически каждый из нас увлекался этим видом искусства. Разве не чудо.
Ошибана Ошибана — живопись цветами. Работы детей старшей группы Ошибана — это древнее искусство живописи без использования красок, аппликация.
Доклад Музыка как вид искусства 5, 8 класс сообщение
Музыкальная культура – многообразна, в ней выделяются различные компоненты: уровень пения, навыки восприятия музыки, творческая активность, эстетический вкус, восприятие. Музыка как вид искусства, величайшее средство для всестороннего развития детей школьного возраста, способствующая формировать их духовный мир. Она способна развить кругозор, воспитать и определить у детей отношение к окружающему миру. Урок музыки помогает школьников воспринимать, мыслить, привить эстетический вкус, развить воображения.
Многие преподаватели по музыке задают вопрос – как правильнее формировать воспитание ребёнка средствами музыки? Механизм формирования ребёнка не должен сводиться к развитию отдельных качеств, потому что педагогическая концепция должна основываться на обучении, который бы способствовал развитию, а также приобщал к самообразованию.
Для вышеперечисленных целей и функций педагог должен ставить перед собой определённые задачи на:
Урок музыки – это искусство, творчество, на котором должно быть определённая направленность:
Для вышеперечисленных задач для педагога необходимы качества: доброжелательность и положительность к ученикам.
Важно приобщать учащихся к музыке в три этапа: подготовительный, учебный и развивающий.
Главная задача музыкальной педагогики на уроке музыке – развитие и поддерживание интересов к музыке у школьников, а также приобщение их к музыкальному самообразованию, возбудить активность подростка, вовлечь во все виды, исходя из реальных возможностей ученика.
Доклад №2
Музыка является одним из видов искусства. Музыку любят все. Так как все люди – разные, то и музыка каждому нравится разная: кому-то – классическая, кому-то – духовная, кому-то – авторская песня или джаз. Но песни любят все: и слушать, и петь. Поют поодиночке, это называется соло. И вместе, это называется хором. Поют даже те, у кого нет ни слуха, ни голоса.
Как и текст, музыку можно записать. И если для записи текста требуется много букв, то для записи музыки – всего семь нот, которые знают все. Опытные люди, дирижеры, например, могут читать партитуру по нотам.
Музыка сопровождает человека всегда. Кто-то исполняет музыку, а кто-то слушает. Кто-то учит музыке, а кто-то учится. Считается, что человек, имеющий музыкальное образование, отличается от остальных: он тоньше, чувствительнее и целеустремленнее.
Люди слушают музыку всегда и везде: на катке и в поезде, в машине и в ванной комнате. Почти все напевают, а некоторые насвистывают во время занятия любимым делом.
Музыку части используют и в быту: мелодия на звонке в квартиру, на телефоне, на часах.
Музыка помогает людям проснуться и заснуть, успокоиться и взбодриться. Бодрая музыка повышает работоспособность. Если во время уборки или помощи маме включить веселую музыку, дело пойдет гораздо быстрей. На многих выставках звучит негромкая классическая музыка, которая не только не мешает, но помогает просмотру. В парке Зарядье приглушенно играет хорошая музыка, которая создает настроение и не мешает людям разговаривать. Во всех торговых центрах играет хорошая танцевальная музыка, создающая ощущение праздника: сразу хочется купить обновку или подарок. И в торжественных случаях без музыки не обойтись: при любом награждении звучит гимн, на параде играют духовые оркестры.
Удачно написанная музыка обеспечивает пятьдесят процентов успеха фильма, а мюзиклы часто становятся самыми любимыми: Мама, Приключения Электроника, Выше радуги, Мэри Поппинс. И мультфильмы: Бременские музыканты и Приключения капитана Врунгеля.
Чтобы слушать музыку, нужны специальные устройства. Сейчас их очень много, и они есть у каждого. Раньше для этого был один патефон: это – старый проигрыватель, который заводили вручную. Звук выходил из огромной трубы. Завода хватало ненадолго, и ручку надо было постоянно вертеть. На патефоне можно было слушать только пластинки. Они были маленькие и довольно тяжелые. На каждой стороне была записана только одна песня.
Слово «музыка» часто используют при сравнении: красиво и легко, как песня. Просто, как три аккорда. Архитектуру называют застывшей музыкой.
Музыку можно сочинять, слушать, петь и даже танцевать. Пение на классическую музыку называется оперой, а танцы – балетом. Самый известный российский композитор-классик – П. И Чайковский. Его оперы и балеты считаются лучшими произведениями в мире.
Музыка – наша работа и отдых, увлечение и настроение. Музыка – наша жизнь: индивидуальная и неповторимая для каждого. И любимая, конечно.
Музыка как вид искусства
Популярные темы сообщений
Река, которая протекает в городе Воронеже – одна из самых больших и известных рек в Российской Федерации, она кстати еще и является одним из многочисленных притоков Дона и делит Воронеж на две равные части,
История князя Рюрика – интересное и познавательное явление. Начнем с того, что, как считают многие историки, он был выходцем из рода скандинавских викингов.
В этом году исполняется 193 года со дня рождения одного из самых любимых мальчишками романистов, предсказавших в своих фантастических произведениях за долгое их появление таких научных
Музыка как вид искусства
Содержимое публикации
«Музыка как вид искусства».
2. История возникновения. Доисторическая музыка.
3. Музыка древнего мира. Египет, Греция, Римская империя.
4. Музыка средневековья.
6. Список литературы.
Музыка – это многогранное и поистине неисчерпаемое понятие. Музыку можно рассматривать с нескольких сторон: как физическое явление, как голоса природы, как часть жизни человека (здесь идёт речь о ритме, который свойственен человеческой жизнедеятельности и является неотъемлемым элементом музыки). Но чаще всего музыку исследуют как вид искусства. В этом смысле музыка представляет собой некий художественный образ, который «собирается» из музыкальных звуков, организованных специальным способом. Как и все другие виды искусства, музыка имеет свои собственные средства выразительности: мелодию, гармонию, темп, метр, лад, динамику и, конечно, ритм.
Есть предположения, что именно из ритма родилась древняя музыка. Ритм, будучи последовательным чередованием музыкальных звуков, является одним из важнейших средств музыки, относящихся к её формообразованию. Кроме того, ритм – это непременная основа музыки, её непосредственный первоисточник. Если рассматривать мировые музыкальные культуры, то можно обнаружить, что роль ритма у разных народов, на разных континентах имеет существенные различия. Так, например, в африканской и латиноамериканской музыке ритм зачастую преобладает над мелодией, имеет ярко выраженный характер. В любом случае, без ритма музыки не бывает (она может быть даже без мелодии), но не без ритмической основы.
Музыка дарит человеку эстетическое наслаждение, воздействует на его психо-эмоциональную сферу, способна вызывать катарсис. Именно музыка является первым видом искусства для большинства людей (колыбельная матери). Отражая жизнь человека, музыка – во всём её видовом и жанровом разнообразии – становится его спутницей на всю жизнь: от рождения до смерти. Так было в древние времена, так это продолжается и сегодня.
2. История возникновения. Доисторическая музыка.
Человечество обитало на Земле почти сто тысяч лет, прежде чем у него появилась музыка. Её родиной является Африка – материк, где, собственно, возникли первые люди, занимающиеся музыкой. Их расселение по Африке происходило постепенно, однако, как утверждают учёные, уже тогда их сопровождало некое подобие музыки в самых примитивных формах. У каждого народа были свои оригинальные проявления музыкальной практики. Войдя в жизнь человека, музыка осталась в ней на веки веков.
Истоки доисторической музыки – устные традиции. Именно таковой была её первая форма. В дальнейшем устные музыкальные формы стали называть фольклором. В древние времена появились и первые музыкальные инструменты. Начинается эволюция музыкальных инструментов с флейты. Именно её использовали древние народы, как и собственный голос в качестве музыкального инструмента. При помощи голоса доисторический человек имитировал звуки окружающей природы и делал это виртуозно. Его потребность в ритмическом выражении проявилась посредством хлопков, а также в использовании камней как подобии музыкальных инструментов. Следует отметить, что и изобретённая ими флейта значительно отличалась от флейты современной и представляла собой трубочку с дырочками.
Музыка имела для древних людей функциональное значение, т.к. они считали, что при её помощи они могут защитить себя от опасностей внешнего мира, например, диких зверей. К музыкальным проявлениям доисторического человека можно отнести и магические заклинания, и ритмически организованные действия. Узнать, какой была доисторическая музыка, невозможно, но есть шанс её увидеть – на наскальных или пещерных изображениях, которые оставил нам первобытный человек.
3. Музыка Древнего мира. Египет, Греция, Римская империя.
С изобретением нотной записи музыкальное искусство вышло на новый исторический этап, называемый древним. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что уже в те далёкие времена существовали песни, которые были нотированы своеобразным способом. Активно развивалось музыкальное искусство в крупнейших государствах Древнего мира – Египте, Греции, Древнем Риме.
В Древнем Египте музыка была важнейшей частью культурной жизни. Поначалу главенствующее положение занимали певцы, а инструментальная музыка воспринималась как соответствующее сопровождение. Но через какое-то время ситуация изменилась, и инструментальная музыка отделилась в самостоятельный жанр. Во многом это произошло благодаря разнообразию музыкальных инструментов – струнных, ударных и духовых. В Египте бытовали флейты, систры, арфы (изобретение египтян), лютни, трубы, кларнеты, тамбурины и другие ударные инструменты. Музыка и музыканты были в большом почёте, и считалось, что это искусство имеет божественное происхождение – авторство приписывалось богу Тоту.
В Египте существовало несколько музыкальных жанров: духовная музыка, военная, бытовая, парадная (исполнялась при дворе фараона). Были распространены вокально-инструментальные ансамбли, которыми руководили дирижёры (они указывали на высоту звуков). Ансамблевое исполнительство доминировало над сольным исполнением.
История сохранила даже имена некоторых музыкантов. Один из них – Кафу-анх, служивший при дворе у фараона. Он совмещал административные и творческие обязанности; мог петь и играть на флейте. Кафу-анх и ему подобные были в таком почёте, что даже удостаивались памятников. Уже тогда начали складываться музыкальные династии.
Несмотря на широкое распространение музыки в государстве, присутствие её в жизни разных классов, существовавших в древнеегипетском социуме, учёным и сегодня очень мало известно о системе записи нот в этой цивилизации. Исследователи объясняли это тем, что музыка, написанная для культовых обрядов, строго охранялась. Однако некоторые тексты сохранили образцы нотных знаков.
Музыка являлась вечной спутницей религиозных обрядов, поэтому в долг жрецам вменялось уметь петь и музицировать на арфе. В обряды входили не только музыка, но и танцы, причём среди исполнителей встречались и чужестранцы, и чернокожие танцоры. Тем не менее, основными исполнителями культовой музыки являлись жрецы, это была их привилегия (они же контролировали и профессиональную сферу исполнительства). Из под их контроля выходило только домашнее музицирование – популярная форма времяпрепровождения в Древнем Египте. Оно столь стремительно и широко распространилось, что стёрло грани между профессионалом и любителем. Музыкант перестал быть представителем элиты.
Процветало музыкальное искусство и в Древней Греции (сам термин «музыка» имеет греческое происхождение). Древнегреческая музыка достигла очень высокого уровня развития, и эволюция мировой музыки во многом обязана этому государству.
В Древней Греции данный вид искусства выполнял не только эстетическую и обрядовую функции. Греки считали, что занятия музыкой способствуют воспитанию и образованию детей и молодёжи, в чём были совершенно правы. Вместе с рисованием, грамматикой и физической культурой музыка составляла костяк образования в древнегреческом государстве.
Сохранившееся нотное наследие (ноты в древнегреческой нотации заменялись буквами) Греции несколько богаче наследия Древнего Египта и состоит из нескольких десятков произведений, среди которых есть и гимны богам. Как и в Египте, античная музыка проникла в разные сферы жизни – культовую, бытовую, в область искусства (была тесно связана с театром). Все мероприятия в государстве проходили под музыку. Более того, свободные граждане были обязаны владеть этим искусством; обучение музыки происходило на профессиональном уровне.
Очень популярными являлись различные состязания, происходившие, если выражаться современным языком, в разных номинациях: хоровое пение, сольное пение, инструментальное исполнение, композиторское и поэтическое искусство. В каждом полисе музыка имела те или иные особенности.
Культовые и трудовые ритуалы, как правило, включали в себя песни с плясками. В них прославлялись боги, отвечающие за тот или иной род деятельности. Прославление бога Диониса (в этот ритуал входили и песни, и танцы) стало началом развития древнегреческой трагедии.
Жанры были как вокальные, так и инструментальные, причём первые были в приоритете. Вокальные жанры включали в себя песни и гимны, которые, в свою очередь, делились на подвиды. Песни имели следующие жанровые оттенки: крестьянские, свадебные, хвалебные и т.д. Если же говорить о гимнах, то они тоже являлись песнями и представляли собой вариант своеобразной древнегреческой молитвы. Гимны также имели свои поджанры: дифирамбы, пеаны; гимны военные, античные, национальные. Авторами гимнов считались легендарные личности: Орфей, Мусей, Олен.
Именно в Древней Греции зародилась теория музыки и терминология; возникли основные музыкальные лады: лидийский (мажорный), дорийский (минорный), фригийский (минорный с пониженной второй ступенью). Разработкой теории музыки, как и её эстетических вопросов, занимались такие крупные учёные, как Пифагор и Аристоксен, Аллипий, Аристотель.
В Древней Греции особое призвание получили странствующие певцы, которые назывались рапсодами или аэдами. Рапсоды – это певцы-профессионалы, исполнявшие песни Гомера. Их отличительной чертой являлся жезл в руке. Аэды выступали на различных общественных мероприятиях с эпическими песнями. Их манера характеризуется как декламационная или речитативная. Они аккомпанировали себе на форминге.
Форминг является одним из представителей богатого древнегреческого инструментария, принадлежит к семейству щипковых струнных. Кроме форминга в эту группу входят: кифары, псалтерии, лиры, самбики. Однако только струнными типами инструментов разнообразие древнегреческих инструментов не исчерпывалось. Существовали также ударные (кроталы, кимавлы, тимпаны); духовые – как деревянные, так и медные. Отдельного внимания заслуживает гидравлос – прародитель современного органа. Звукоизвлечение на гидравлосе осуществлялось за счёт давления воздуха, выходившего в многочисленные трубы.
Особая часть музыкального искусства Древней Греции – это хоровая лирика. Она возникла благодаря соединению поэзии, находящейся в стране на высочайшем уровне, и музыки. Такие величайшие поэты, как Пиндар, Сапфо, Алкей создавали свои тексты специально для исполнения их под музыку. Таким образом, развитие музыкального искусства в Древней Греции было всесторонним и имело профессиональную основу.
Древнеримская музыка богата своими традициями, зародившимися ещё в глубокой древности. Римская музыка произрастает из жреческих священнодействий, из народного пения, а также из военных традиций. Уже тогда в государстве существовали военные марши, и использовалась военная сигнализация.
Поначалу музыкальное искусство Древнего Рима развивалось в рамках государства, но когда сфера его влияния расширилось, произошло значительное обогащение всей области искусств. Это касалось и музыки, так как в Рим отправились представители богемы. Это привело к началу усвоения других традиций. Особенно в этом плане повлияла на Древний Рим Греция. Так же как и греки, римляне принялись распевать поэзию, выбрав для этого оды своих национальных гениев – Вергилия и Горация. Позаимствовали римляне у греков и теоретические изыскания.
Охотно пользуясь древнегреческими музыкальными инструментами, римляне ввели в свою музыкальную практику гидравлос, авлос (в Древнем Риме он стал называться тибия), кифару, лиру и другие инструменты. Из Египта в Рим (как и в Грецию) пришёл систр.
В классический период существования Древнего Рима музыкальное искусство достигает здесь в своём развитии полного расцвета. Страсть к музыке охватила всех: от простолюдина до императора. В связи с этим вырос спрос на учителей музыки: многие богатые семьи хотели, чтобы их дети обучались игре на музыкальных инструментах.
Нередкими для музыкальной практики Римской империи были общественные концерты, на которых, в том числе, звучала и греческая музыка. У императоров стали появляться свои фавориты – певцы и музыканты, виртуозно владевшие своим делом. Римляне во многом следовали древнегреческим традициям: возводили памятники музыкантам, устраивали творческие состязания между представителями богемы. Победители таких соревнований получали лавровые венки.
Как и в Древней Греции, римляне включали в программу своих религиозных и культурных мероприятий песни, танцы, инструментальную музыку. Продолжала своё развитие и военная музыка. Она была столь необходимой в военном искусстве, что сложилась практика организации при легионах духовых оркестров.
Но всё это происходило в период расцвета Римской империи. Когда наступает период упадка, музыкальное искусство претерпевает деградацию, впрочем, как и вся культура в целом. На первое место выходит удовлетворение животных инстинктов, толпа требует «хлеба и зрелищ». Теперь музыка вынуждена обслуживать жёсткие бои гладиаторов и другие подобные мероприятия. Народ хотел только развлечений, и из музыки ушла духовность, идея, мысль. Музыканты были вынуждены подстраиваться под эту ситуацию, в результате чего музыка превратилась в шутку и ремесло, недостойное серьёзного человека. Затянувшийся кризис Римской империи надолго затормозил процесс развития музыкального искусства и повлиял на негативное отношение к музыке, сложившееся в обществе.
4. Музыка средневековья.
В средневековой Европе начинается формирование новой феодальной культуры. Музыка этого периода гармонично позволяла сосуществовать народному музыкальному искусству, любительскому и профессиональному. Музыканты из дворцов и творческих площадок для состязаний в большинстве своём перебираются в соборы и церкви в связи с главенствующей ролью церкви в государстве и жизни людей.
Однако и для светского искусства остаётся немного места, так как знати и монаршим особам по-прежнему требовались при дворе музыканты и певцы. Причём предпочтение отдавалось последним. Как и в античные времена, они услаждали слух своих покровителей сказаниями и песнями.
Поскольку музыка, как и любое другое искусство, не может существовать в каких-либо ограничивающих рамках, то помимо придворной и церковной музыки, возникает любительская музыкальная практика. Замки феодалов, улицы городов заполняются песнями самых разных жанров: канцоны, рондо, баллады, эпические песни.
Широкое распространение получает деятельность странствующих рыцарей – труверов, миннезингеров, трубадуров, чью музыкальную практику можно поставить между любительским и профессиональным уровнем.
Странствующими рыцарями (они сочетали в себе функции поэтов и музыкантов) разрабатывался мотив любовного треугольника, но с иными персонажами. В систему образов входили Поэт, Дама и некий условный Враг, который мешал их счастью.
Лирика труверов является полноценной разработкой свода правил служения и поклонения Прекрасной Даме, сходного с феодальным «васселяжем».
Труверы, как трубадуры и миннезингеры, положили начало светскому музыкальному творчеству, в качестве поэтов-музыкантов, но в них ещё очень мало проявляется индивидуальность. Так, например, труверы играли на музыкальных инструментах, подкрепляя свою поэзию гармоническим началом. Разумеется, в то время сочинение музыки ещё не ставилось в плане проблемы. Труверы шли по наитию и в области мелодии, и в плане подбора аккомпанемента. Важной заслугой труверов является то, что они дали толчок к формированию светского композиторского искусства. Кроме того, и труверы, и трубадуры закладывают то специфическое начало песенной формы, которое в дальнейшем будет использоваться в песенных жанрах Западной Европы.
Вместе с новыми музыкальными явлениями в Европе появляются невиданные здесь ранее музыкальные инструменты (например, восточные лютня и виола). Рождаются ансамбли с разнообразным составом. Особенного пика своего развития достигает фольклор. Народная среда выдвигает артистов, одарённых специфическим талантом. Это скоморохи, менестрели, сказители, шпильманы. Естественно, что их выступления не обходятся без музыки, которая играет здесь двойную роль – как аккомпанирующую, так и духовную. В этой музыке пока нет чётко выраженной индивидуальности – всё подчинено канонам, традициям, общественному вкусу и профессионализму музыканта.
Со временем начинается процесс обогащения музыкального искусства средневековой Европы. Это касается и художественно-выразительных средств, и музыкальных форм, что, несомненно, способствует расширению жанров и содержательности музыки.
Что же касается церковной музыки, то поначалу в ней господствовало одноголосие, базирующееся на диатонике. В обиход вошло понятие «григорианское пение», объединившее в себе непосредственно вокальную практику и речитацию. Между X и XI веками возникает многоголосная музыка. Это даёт толчок к зарождению новых жанров, распространившихся как в инструментальной, так и вокальной музыке. В частности, появляется такой сложный жанр, как месса – многоголосное вокально-инструментальное произведение, предназначенное для исполнения на богослужениях в католической церкви.
В XII веке формируется первая в истории композиторская школа. Происходит это во Франции. Она называлась школа Нотр-Дам. Сведений об этом творческом объединении совсем немного, и большинство сохранившихся произведений лишены авторства. Лишь два имени стали достоянием общественности – это Леонин – талантливейший композитор эпохи, и его ученик Перотин. Представителям этой школы было свойственно писать органумы. Именно этот жанр являлся наиболее распространённым в ранней европейской музыке. Благодаря достижениям Нотр-Дамской школы, в европейской музыке были заложены основы ритмики, гармонии и полифонии.
В XII – XIII веках свершается и другой важный момент музыкальной эволюции, когда обслуживающая функция музыки начинает немного ослабевать, а всё увеличивающиеся светские жанры, напротив, набирают силу и вес. Золотой век светской музыки начнётся в эпоху Возрождения.
Итак, музыка возникла в доисторические времена. Испытывая потребность выразить себя, защититься от внешнего мира, воззвать к высшим силам, человек искал для этого разные способы, одним из которых стала музыка. Первый этап музыкального развития – это её устная форма; первый инструмент – человеческий голос.
В Древнем мире начинается новая эра существования музыки – письменная. Получив возможность нотировать музыку, люди обрели возможность делиться накопленным опытом и традициями. Музыка имела в Древнем мире широкое распространение, применялась в обрядах, общественных мероприятиях, празднествах, быту, военных походах. Нельзя не отметить больших достижений государств Древнего мира в музыкальном инструментарии.
Тесно переплетённая с поэзией, танцем, древнегреческая музыка способствовала рождению театра. В Древней Греции была также разработана теория и эстетика музыки. Многие древнегреческие традиции переняла Римская империя. В этом государстве музыка, в классический период поднявшаяся на высоту почитания, престижа и профессионализма, во времена упадка низвела это искусство до шутовского ремесла.
В раннем Средневековье доминирующее положение в музыкальном искусстве занимала церковная музыка. Параллельно с ней развивались такие виды, как фольклор, любительская музыка, профессиональная, искусство рыцарей-музыкантов. Последние, как и композиторская школа Нотр-Дам, очень много сделали для последующего блестящего выражения композиторского искусства в Европе, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая веком девятнадцатым.
6. Список литературы.
1. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года/Т.Н. Ливанова. – М.: Музыка, 1983. – 696 с.
2. Музыка. Полная иллюстрированная энциклопедия. Энциклопедический словарь от А до Я. – СПб.: АСТ, 2008. – 449 с.
3. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века/Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Искусство, 1964. – 332 с.
4. Сапонов М.А. Менестрели/М.А. Сапонов. – М.: Классика, XXI, 2004. – 400 с.