Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1133219
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Не с существительными.
Правило.
Не с существительными пишется слитно:
1) если слово не употребляется без не;
2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Не с существительными пишется
В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.
Образцы рассуждений.
Негодование – не пишется слитно, так как слово не употребляется без не.
Неправда – не пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом без не – ложь.
Не правда, а ложь– отрицательная частица не пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
Примеры.
Неряха, невольник, небрежность (не употребляется без не-);
неправда (ложь), необразованность (отсутствие образованности).
Сравните.
Разыгралась непогода (плохая погода, можно заменить близким по значению выражением).
Не погода была причиной отказа идти в путь, а обычная лень (есть противопоставление с союзом а).
Существительное, как и слова разных частей речи, пишется с «не» как слитно, так и раздельно. «Не» с именами существительными пишется слитно, если является словообразовательной приставкой или частью корня. Раздельное написание «не» с существительными зависит от грамматических условий в контексте.
Выясним, от чего зависит слитное написание «не» с существительными.
1. Существительные без начального «не» в современном русском языке не употребляются:
В большинстве этих слов элемент не- является частью корня:
2. Частица «не» в сочетании с существительными используется в качестве словообразовательной приставки.
Приставка не- образует новое слово с противоположным значением. К нему зачастую можно подобрать синоним:
Подобные образования пополняют синонимичные ряды слов. Заметно, что существительные с приставкой не- обладают смягчённым лексическим значением по сравнению с синонимом без приставки.
Сравним:
3. Слитно пишутся слова с противоположным значением «неспециалист», «нерусский», к которым в русском языке нет синонимов. Хотя в определенном контексте субстантивированное прилагательное «нерусский» значит «иностранец», «чужеземец».
4. Некоторые слова-термины пишутся слитно с приставкой не-:
В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. В высказывании она имеет чисто отрицательное значение:
Этот артист, поющий с акцентом, не француз.
В приведенных примерах присутствует логически подчеркнутое отрицание.
Раздельное написание существительных с отрицательной частицей «не» отметим при определенных условиях в предложении:
1. наличие противопоставления с союзом «а»
В этой ситуации он проявил не смелость, а трусость.
2. в присутствии слов «далеко», «вовсе», «отнюдь»
Мне кажется, такое жесткое отношение — это вовсе не любовь к животным.
Критик отметил, что это был далеко не успех у зрителя.
Отнюдь не собака зарычала около сторожки лесника.
3. Отрицательные местоимения и наречия подчеркивают отрицание, обозначенное частицей «не»
Оказалось, что это нисколько не успех.
Класс: 6
Цели
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам у доски (3 человека):
1. Расскажи об именах существительных общего рода. Из данного предложения выпиши имена существительные общего рода:
Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!»
2. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание окончаний имен существительных:
В пламен__ свечи, поехать к дочер__, поехали в воскресень__, поклялся на знамен__, стоит на пут__, расположился у дорог__.
3. Из данного предложения выпиши существительное (существительные) 3 склонения, произведи морфологический разбор одного из выписанных слов:
Сейчас на наших улицах нечасто можно встретить лошадей, а сто лет назад редкостью были автомобили.
Фронтальный опрос (проводится в то время, пока 3 ученика выполняют задания по карточкам у доски).
(Чтобы отличать существительные от других частей речи).
Проверка выполненных на доске заданий.
3. Актуализация знаний (распределительный диктант).
не расслышать, невнимание, неправда, не годовать, невежа, невежда, не выучить.
4. Изучение новой темы.
Знание об имени существительном как части речи и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Не с существительными». Запишите её в тетрадь.
Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение
Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).
Правильно! Вот мы и вывели первое правило.
Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.
Учитель рассказывает (читает) грамматическую сказку Ф.Кривина.
Работа с учебником (стр. 100, орфограмма № 32).
Давайте вместе попробуем составить алгоритм применения правила.
5. Закрепление изученного.
Тест на первичное усвоение темы «Не с существительными»
(Ключ к тесту «Проверь себя!»)
Работа с учебником (упр. 237, 238).
6. Итоги урока.
Итак, вернемся к слайду, на котором у нас одно предложение осталось незаконченным:
Сформулируйте, пожалуйста, новое знание, которое вы получили сегодня. Приведите свои примеры.
7. Домашнее задание.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Не с существительными пишется слитно так как не употребляется без не мешала непогода, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Не с существительными пишется слитно так как не употребляется без не мешала непогода", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.