Не с существительными.
Не с существительными.
Правило.
Образцы рассуждений.
Негодование – не пишется слитно, так как слово не употребляется без не.
Неправда – не пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом без не – ложь.
Не правда, а ложь– отрицательная частица не пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
Примеры.
Неряха, невольник, небрежность (не употребляется без не-);
неправда (ложь), необразованность (отсутствие образованности).
Сравните.
Разыгралась непогода (плохая погода, можно заменить близким по значению выражением).
Не погода была причиной отказа идти в путь, а обычная лень (есть противопоставление с союзом а).
Обобщающий контроль по теме «Не с существительными»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проверочная обобщающая работа
по теме «Не с существительными» (6 класс)
1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
3 . Причины (не)успеваемости.
2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
1. Прилив (не)нависти.
2. (Не)знание предмета.
3. Жизнь красна (не)днями, а делами.
1.Видно (не)ряху по грязной рубахе.
2.Говорить (не)правду некрасиво.
3.Говорить (не)правду, а ложь.
4. Не с существительными пишется раздельно.
1. (Не)везение преследовало меня.
2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
5. Не с существительными пишется раздельно.
2. Сила с (не)правдою не уживаются.
3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
8. Не с существительными пишется раздельно.
1. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
2. Сила с (не)правдою не уживаются.
9. К какому существительному с НЕ можно подобрать синоним?
1. Прилив (не)нависти.
2. Жизнь красна (не)днями, а делами.
3. (Не)знание предмета
10. Не с существительными пишется раздельно.
1. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
3. (Не)везение преследовало меня.
11. Не с существительным пишется раздельно.
1. Говорил (не)правду, а ложь.
2. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
3. Говорить (не)правду некрасиво.
12. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без НЕ.
1. Причина (не)успеваемости.
2. Рассказывать (не)былицы.
3. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
13. Раскрой скобки спиши текст.
14. Подбери синонимы без не
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1133219
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Не с существительными.
Не с существительными.
Правило.
Образцы рассуждений.
Негодование – не пишется слитно, так как слово не употребляется без не.
Неправда – не пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом без не – ложь.
Не правда, а ложь– отрицательная частица не пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
Примеры.
Неряха, невольник, небрежность (не употребляется без не-);
неправда (ложь), необразованность (отсутствие образованности).
Сравните.
Разыгралась непогода (плохая погода, можно заменить близким по значению выражением).
Не погода была причиной отказа идти в путь, а обычная лень (есть противопоставление с союзом а).
«Не» с именами существительными — правило, примеры
Существительное, как и слова разных частей речи, пишется с «не» как слитно, так и раздельно. «Не» с именами существительными пишется слитно, если является словообразовательной приставкой или частью корня. Раздельное написание «не» с существительными зависит от грамматических условий в контексте.
Слитное написание «не» с существительными
Выясним, от чего зависит слитное написание «не» с существительными.
1. Существительные без начального «не» в современном русском языке не употребляются:
В большинстве этих слов элемент не- является частью корня:
2. Частица «не» в сочетании с существительными используется в качестве словообразовательной приставки.
Приставка не- образует новое слово с противоположным значением. К нему зачастую можно подобрать синоним:
Подобные образования пополняют синонимичные ряды слов. Заметно, что существительные с приставкой не- обладают смягчённым лексическим значением по сравнению с синонимом без приставки.
Сравним:
3. Слитно пишутся слова с противоположным значением «неспециалист», «нерусский», к которым в русском языке нет синонимов. Хотя в определенном контексте субстантивированное прилагательное «нерусский» значит «иностранец», «чужеземец».
4. Некоторые слова-термины пишутся слитно с приставкой не-:
Раздельное написание существительных с «не»
В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. В высказывании она имеет чисто отрицательное значение:
Этот артист, поющий с акцентом, не француз.
В приведенных примерах присутствует логически подчеркнутое отрицание.
Раздельное написание существительных с отрицательной частицей «не» отметим при определенных условиях в предложении:
1. наличие противопоставления с союзом «а»
В этой ситуации он проявил не смелость, а трусость.
2. в присутствии слов «далеко», «вовсе», «отнюдь»
Мне кажется, такое жесткое отношение — это вовсе не любовь к животным.
Критик отметил, что это был далеко не успех у зрителя.
Отнюдь не собака зарычала около сторожки лесника.
3. Отрицательные местоимения и наречия подчеркивают отрицание, обозначенное частицей «не»
Оказалось, что это нисколько не успех.
Алгоритм определения правописания «не» с существительными
Видеоурок
НЕ с существительными. 6-й класс
Класс: 6
Цели
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам у доски (3 человека):
1. Расскажи об именах существительных общего рода. Из данного предложения выпиши имена существительные общего рода:
Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!»
2. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание окончаний имен существительных:
В пламен__ свечи, поехать к дочер__, поехали в воскресень__, поклялся на знамен__, стоит на пут__, расположился у дорог__.
3. Из данного предложения выпиши существительное (существительные) 3 склонения, произведи морфологический разбор одного из выписанных слов:
Сейчас на наших улицах нечасто можно встретить лошадей, а сто лет назад редкостью были автомобили.
Фронтальный опрос (проводится в то время, пока 3 ученика выполняют задания по карточкам у доски).
(Чтобы отличать существительные от других частей речи).
Проверка выполненных на доске заданий.
3. Актуализация знаний (распределительный диктант).
не расслышать, невнимание, неправда, не годовать, невежа, невежда, не выучить.
4. Изучение новой темы.
Знание об имени существительном как части речи и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Не с существительными». Запишите её в тетрадь.
Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение
Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).
Правильно! Вот мы и вывели первое правило.
Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.
Учитель рассказывает (читает) грамматическую сказку Ф.Кривина.
Работа с учебником (стр. 100, орфограмма № 32).
Давайте вместе попробуем составить алгоритм применения правила.
5. Закрепление изученного.
Тест на первичное усвоение темы «Не с существительными»
(Ключ к тесту «Проверь себя!»)
Работа с учебником (упр. 237, 238).
6. Итоги урока.
Итак, вернемся к слайду, на котором у нас одно предложение осталось незаконченным:
Сформулируйте, пожалуйста, новое знание, которое вы получили сегодня. Приведите свои примеры.
7. Домашнее задание.