Вечевой Новгородский колокол
О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В его судьбе кроме явно вымышленного, фантазийного или сильно переосмысленного с течением веков, много и реального, исторически оправданного. В1478 году, желая лишить Новгород самостоятельности и стремясь присоединить его огромные владения к Москве, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе: “вечю колоколу… не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати”…И если “черные люди” встали на защиту вечевого строя, то бояре стремились “жалобниками” прийти к царю. Как писал Н.М.Карамзин: “Бояре не стояли ни за вечевой колокол, ни за посадника, но стояли за свои вотчины”.
Миниатюра Лицевого летописного свода. ХVI век
События этого времени в летописях описаны буквально по дням.
14 декабря, как сообщает Софийская вторая летопись, “новгородские послы учали бити челом, а вечей колокол отложили, чтобы государь сердце сложил и нелюбия отдал, и вывода бы не ученил, и во вотчины бы их в земли и в воды не всупился и в животы их”.
Летописец указывает и ту цену, которую запросили новгородские бояре за отказ от вечевого колокола – неприкосновенность вотчин, отказ от “вывода” из новгородской земли, освобождение от пограничной службы.
10 января 1478 года, приняв это “жалование” Иван III потребовал освобождения новгородцами Ярославова Двора, на котором находилось вече и вечевые учреждения.
18 января верхи били челом о службе московскому государю, и документ, подтверждающий это, принимается уже не на вече, а на совете господ, на Владычном дворе. Летописец замечает: “По той бо день веча не бысть в Новгороде”.
29 января в Новгород вошел Иван III.
8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити.”
“Марта 5 на Москву прииде князь велики… А после себя повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити”.
Но с таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда (вернее множество легенд) о том, что вечник новгородский, отправленный в Москву, туда, вопреки государевой воле, так и не явился – разбился на кручах валдайских и дал жизнь знаменитым колокольчикам Валдая, которым с момента их чудесного рождения суждено вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, то, тревожа души людей, то, утешая, и ждать, когда настанет время вернуться им в Новгород (а они вернуться только тогда, когда не Руси наступит воля), чтобы вновь слиться воедино, в вечевой колокол. Тогда и поплывет над Россией вольный звон, и кончатся все неустройства наши и неурядицы.
Какой он легендарный вечевой колокол?
Миниатюра Лицевого летописного свода. ХVI век
На миниатюре из Лицевого летописного свода изображен связанный веревками (как узник) вечевой колокол, погруженный на сани и подготовленный к отправке в Москву. А выше – панорама Новгорода с Софийским собором и Софийской звонницей, колокола которой осенены главой с крестом. Рядом изображена звонница с единственным колоколом – вечевым Софийским, над которым нет креста, так как он был гражданским, светским, а не церковным. На миниатюре изображены два вечевых колокола. И в этом нет ничего странного, ведь в Новгороде существовали два веча: на Ярославовом дворище и на Софийской стороне.
На другом изображении из Древнего летописца Лицевого летописного свода можно видеть одновременный созыв двух вечевых собраний, на каждом из которых звучит свой вечевой колокол. При всей условности рисунка все же видна особенность звона в качающийся, очапной колокол. Оба вечевых новгородских колокола были качающимися.
В принципе, мало что внешне отличало эти два колокола. Правда, дворищенский колокол был, видимо, более ранним и наиболее популярным – летописные известия о нем встречаются постоянно с XII по XV в. и значительно чаще, чем о Софийском.
Исследователи XIX века называли вечевой колокол “корсунским вечником”, подчеркивая тем самым не только то, что он был отлит европейским мастером, но и то, что приемы звона были теми же что и в Европе. Да и сама традиция использования наряду с церковными гражданских колоколов – европейская. Постепенно она ослабевала на Руси в связи с уничтожением системы вечевого управления, усилением единой централизованной государственной власти и особой роли в ней православной церкви, но главное в связи с развитием собственного своеобразного взгляда на природу колокола.
Звон в вечевой колокол производился с земли, что было очень удобно во время вечевого собрания.
Подниматься на звонницу не было необходимости, достаточно было дергать за веревку, одним концом опущенную почти до земли, другим привязанную к рычагу, вмонтированному в балку, которая, приходя в движение раскачивала колокол.
Звон “по старине” в вечевой колокол на Ярославовом дворе можно видеть и на миниатюре Голицинского тома Лицевого летописного свода.
Этот-то вечник, видимо, и был отправлен в Москву, но “в плен московский на позорище” не пошел, как говорит легенда, но, добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче (а самые крутые они на Валдае), покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки, о которые убилась последняя русская вольность. Ударились осколки вечника о землю и превратились в маленькие колокольчики. Ямщики, случившиеся на дороге, быстро расхватали их, и весть о вольности разнесли по всему миру.
Легенд о вечевом колоколе много, но летописи говорят о том, что колокол на Валдае не разбивался, а благополучно добрался до Москвы, был вознесен на колокольню, “с прочими колоколы звонити”, т.е., забыв о гордости, стал петь в один голос с другими русскими колоколами.
Однако единого взгляда на то, как сложилась его дальнейшая (московская) судьба тоже нет. Разные исследователи приводят разные версии.
Н.М.Карамзин в “Истории государства Российского” говорит о том, что в Москве Новгородский вечевой колокол повесили на колокольне Успенского собора.
Исследователь новгородской старины А.А.Навроцкий сообщает, что колокол висел в кремле, в настенном шатре, справа от Спасских ворот. Сюда входили русские цари после коронования показаться народу, собравшемуся на Красной площади. В 1583 году колокол был перелит и сделан московским набатным или всполошным. В 1681 году испугав неожиданным полуночным звоном царя Федора Алексеевича, был сослан в Николаевский Корельский монастырь в 34-х верстах от Архангельска.
М. И. Полянский, занимавшийся историей вечевого колокола в начале XX века, утверждал, что этот колокол два столетия служил всполошным в Московском Кремле у Спасских ворот. В 1713 году во время пожара он разбился.
Петр I, учитывая его большую историческую ценность, велел собрать осколки колокола и отлить его заново по старой форме, и хранить в Московской Большой казне (Оружейной палате), где колокол находится до сих пор. Имеется в виду колокол И. Моторина 1714г. весом в 108 пудов. Полянский приводит надпись, сделанную на нем в XVIII веке: “1714 года июля в 30 день вылит, сей набатный колокол из старого набатного же колокола, который разбило Кремля города ко Спасским воротам…”. Речи о вечевом колоколе нет, таких размеров вечевой колокол вряд ли мог быть, такой формы и декора точно быть у него не могло (а речь шла о точном повторении разбившегося колокола)…
Правда, в 1917 году на запрос Новгородской городской управы относительно судьбы вечевого колокола и возможности его возвращения в Новгород, московское археологическое общество отвечало, что колокол перелит в XVIII веке и хранится в Оружейной палате, имея в виду колокол И. Моторина.
М. И. Пыляев в “Старых годах”, рассказывая о судьбе этого колокола, добавляет, что во время бунта 1771 года, бунтовщики звонили в него, созывая на Красную площадь народ, за что Екатерина II повелела снять с него язык. Через 32 года Александр I вернул язык на место.
В 1812 году Колокол в числе главных реликвий был вывезен из Москвы, а по возвращении навечно поставлен в Оружейной палате.
Одно из народных преданий говорит о том, что вечевой колокол был брошен в реку Тверцу, на берегу которой в Млевско-Троицком монастыре была похоронена легендарная защитница вечевого Новгорода Марфа Борецкая.
В разнообразии представлений о вечевом колоколе и его роли в жизни не только новгородцев, но и россиян, говорит о том, что Крушение Новгорода, как ни одно другое событие русской истории XV века, породило огромное множество откликов и глубоких раздумий.
вечевой+колокол
1 вечевой колокол
2 вечевой колокол
См. также в других словарях:
КОЛОКОЛ — КОЛОКОЛ, колокола, мн. колокола, муж. 1. Массивное изделие из медного сплава в форме неправильного усеченного конуса, полое внутри, производящее громкий звон при ударах о его стенки подвешенного внутри его раскачивающегося металлического стержня … Толковый словарь Ушакова
ВЕЧЕВОЙ — ВЕЧЕВОЙ, вечевая, вечевое (ист.). прил. к вече. Вечевой колокол. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОЛОКОЛ — Металлическое изделие (из меди* или медного сплава) в виде полого усеченного конуса с подвешенным внутри него для звона стержнем языком. Русь* заимствовала колокола из Европы. Впервые в русских летописях (см. летопись*) они упоминаются в 1066 г.… … Лингвострановедческий словарь
Колокол — Устройство типичного европейского колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечики У этого термина существуют и другие значения, см … Википедия
колокол — а, м. 1) Ударный сигнальный инструмент, представляющий собой усеченный конус с подвешенным внутри металлическим стержнем для звона. Виолончель, и кавалькады в чаще, и колокол в селе. (Цветаева). 2) Предмет подобной формы, используемый для… … Популярный словарь русского языка
Колокол (ударный инструмент) — Колокол, ударный сигнальный инструмент. Имеет форму полой срезанной снизу груши; внутри К. подвешен язык (ударник). Изготовляется из бронзы. Имеет звук определённой высоты, который извлекается раскачиванием самого К. или языка. С древних времён К … Большая советская энциклопедия
вечевой — ВЕЧЕ, а, ср. На Руси в 10Ч15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовёт на в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Колокол — I Колокол ударный сигнальный инструмент. Имеет форму полой срезанной снизу груши; внутри К. подвешен язык (ударник). Изготовляется из бронзы. Имеет звук определённой высоты, который извлекается раскачиванием самого К. или языка. С древних … Большая советская энциклопедия
Колокол — ударный, сигнальный инструмент. Имеет форму полой срезанной снизу груши, внутри к рой подвешен язык (ударник). Изготовляется из бронзы. Самые большие в мире К. были отлиты в России (35, 50 т и более; Царь колокол в Моск. Кремле весит… … Музыкальная энциклопедия
вечевой — см. вече; а/я, о/е. Вечево/й колокол. В ая площадь … Словарь многих выражений
Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных — Из стихотворения «Поэт» (1839) М. Ю. Лермонтова (1814 1841): Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой, И… … Словарь крылатых слов и выражений
Значение слова «колокол»
2. Предмет подобной формы, используемый для разных технических целей. Водолазный колокол.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).
КО’ЛОКОЛ, а, мн. а́, м. 1. Массивное изделие из медного сплава в форме неправильного усеченного конуса, полое внутри, производящее громкий звон при ударах о его стенки подвешенного внутри его раскачивающегося металлического стержня, языка. Звонить в к. и в колокола. Ударить в к. Церковный к. Железнодорожный к. Звон колоколов.
Набатный к. Вечевой к.
(в древней Руси). Лить колокола. Звонят колокола. Ударил к. Заунывный гудит-воет к., разглашает всюду весть недобрую. Лрмнтв. 2. В разных отраслях техники предмет, напоминающий по форме колокол в 1 знач. (тех.). Водолазный к. К. воздушного насоса. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ко́локол
1. отлитый из металла (обычно меди, медного сплава) ударный самозвучащий музыкальный или сигнальный инструмент в форме полого усечённого конуса, (обычно) с подвешенным внутри]ъ металлическим стержнем (языком) ◆ Церковный колокол. Колокола тщательно подбираются по нотным интервалам согласно самым строгим правилам, что создаёт гармоничное звучание как всей звонницы в целом, так и отдельно выбранных колоколов.
3. матем. жарг. кривая, сперва плавно поднимающаяся на графике, а затем плавно идущая вниз ◆ Получится довольно узкий колокол нормального распределения. ◆ Колокол Гаусса.
4. авиац. фигура высшего пилотажа, при которой самолёт находится носом вверх на нулевой скорости, а хвост раскачивается из стороны в сторону или вперёд-назад ◆ В группе «Русские витязи» освоили весь комплекс фигур высшего пилотажа: петлю Нестерова, бочку, косую петлю, вираж на форсаже, переворот на горке, выполняют колокола на встречных курсах. ««Русские Витязи» показали высший пилотаж над Барановичами», 02.05.2006 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Ко́локол
1. остров архипелага Северная Земля в Карском море в восточной части островов Демьяна Бедного, административно относящегося к Таймырскому Долгано-Ненецкому району Красноярского края
2. вулкан на острове Уруп
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова вексельный (прилагательное):
Колокол
Ко́локол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
Наука, изучающая колокола называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).
В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).
История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.
Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.
В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.
что такое «вечевой» колокол и «набатный» колокол.
В 1478 году Иван III окончательно присоединил Новгород к Московскому княжеству. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. По свидетельству Н. М. Карамзина, «5 марта, вслед за возвращением Ивана III, привезли в Москву славный Вечевой колокол и повесили его на колокольне Успенского собора, на площади». Успенский собор тогда только строился под руководством архитектора Аристотеля Феораванти и был закончен в 1479 году. Там и обрел свое пристанище Вечевой колокол, привезенный в Москву из Великого Новгорода. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский «Набатный» или «Всполошный» и помещен в полубашенке возле Спасских ворот, в которой издавна вывешивались «всполошные» колокола, предупреждавшие горожан о пожарах. В 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича колокол был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.
В 1570 году царь Иван Грозный, заподозрив Новгород в измене, в течение шести недель расправлялся с горожанами. Были убиты тысячи ни в чем не повинных людей, ограблены все новгородские церкви и монастыри. Наиболее тяжелые обвинения по «новгородскому изменному делу» были предъявлены архиепископу Пимену. По сообщению иностранцев, побывавших в эти годы в России, царь, переодев Пимена в скоморошью одежду, приказал посадить его на кобылу, дать в руки гусли и в таком виде отправил в Москву.
Константин Случевский написал поэтическую легенду «Новгородское предание», в которой рассказывается о происхождении валдайских колокольчиков из обломков разбитого на куски Вечевого колокола Великого Новгорода. Автор намеренно соединяет два события новгородской истории, разделенные промежутком почти в целое столетие.