«В состоянии» или «в состояние»: как правильно пишется?
Правописание сочетания «в состоянии» или «в состояние» нередко вызывает трудности у пишущих. С каким окончанием правильно писать существительное – «и» или «е»? Сможем ответить на этот вопрос, если вспомним правила склонения этой части речи.
Как правильно пишется?
Опираясь на строгие правила русского языка, укажем два правильных варианта написания – «в состоянии» и «в состояние».
Чтобы разобраться в правописании, определим падеж и склонение анализируемого слова. Отметим, что изучаемое существительное относится ко второму склонению. Особенности изменения по падежам рассмотрим ниже.
Морфемный разбор слова «состояние»
Вычленим в имени существительном «состояние» следующие морфемы:
Выделим основу – «состояни».
В каких случаях пишут «в состоянии»
Напишем «в состоянии» с окончанием «и», если имя существительное употребляется в форме предложного падежа. Кроме того, можно задать вопрос: «в чём?» – «в состоянии».
Отметим, что в русском языке есть устойчивое сочетание, которое оканчивается на «и» – «в состоянии». Анализируемая фраза синонимична глаголу «мочь».
Примеры предложений
Прочитаем контексты, в которых встречается сочетание «в состоянии», чтобы усвоить правила:
В каких случаях пишут «в состояние»
Напишем «в состояние» с гласной «е», если имя существительное используется в форме винительного падежа. Можно задать вопрос – «во что?».
Примеры предложений
Рассмотрим предложения, в которых употребляется сочетание «в состояние», чтобы запомнить его правописание:
Ошибочное написание слов «в состоянии» и «в состояние»
Неграмотно писать в винительном падеже окончание «и», также некорректно писать в предложном падеже окончание «е». Также нельзя писать слитно с простым предлогом «в» – «всостоянии», «всостояние».
Заключение
Таким образом, нормативными считаются два варианта – «в состоянии» и «в состояние».
Нужно запомнить, что лексическое значение у фраз одно, но употреблены они в разных падежах. В винительном падеже пишется «в состояние», а в предложном – «в состоянии». Помогут определить падеж правильно заданные вопросы.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС
по разделу «Причастие» на тему «Слитное и раздельное написание не с причастиями».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок объяснения нового материала в процессе изучения раздела «Морфология. Причастие».
Цель урока: подвести обучающихся к пониманию условий слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, __
формирование умений реализации новых способов действия
Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями».
Тип урока: урок « открытия» новых знаний.
повторить правила написания не с другими, ранее изученными, частями речи;
создать условия для формирования навыка правописания не с причастиями;
совершенствовать умения анализировать, сопоставлять языковые факты, делать выводы;
обучение умению получать максимум информации из любого материала;
совершенствовать способность к самооценке.
знакомство с условиями выбора правильных написаний НЕ с причастиями;
развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с причастиями;
правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями.
составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;
работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений;
обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.
развивать стремление к речевому самосовершенствованию;
расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история.
Мотивация к учебной деятельности.
— создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность (проверка теоретической и практической готовности идти дальше).
П роверяет готовность рабочих мест.
Создает положительный настрой учащихся на урок.
Эмоциональный настрой на урок поможет создать высказывание Конфуция:
Того, кто (не)задумывается о далеких трудностях, (не)пременно поджидают близкие (не)приятности.
— Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложение. Объясните орфограммы, данные в скобках?
— Кто написал эти слова?
— Что вы знаете из истории о Конфуции?
— Как вы понимаете смысл высказывания?
Подготовка класса к работе: приветствие партнеров по плечу улыбкой, проверка готовности рабочего места.
Ученики выразительно читают предложение, обозначают орфограммы:
— частица не с глаголом « задумывается» пишется раздельно
— (не) приятности –существительное, в данном случае не является приставкой.
— эти слова написал Конфуций –древний мыслитель и философ Китая.
— смысл высказывания я понимаю так: человек в молодости не задумывается, какое здоровье у него будет в старости и ведет нездоровый образ жизни или не заботится о своем здоровье.
формирование положительной мотивации к изучению нового
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности
Выявление причины затруднения, совместное целеполагание
— Ребята, в ходе урока вам надо оценивать свою познавательную деятельность. У каждого на партах лежит «Карта самооценивания»
Внимательно прочитайте предложения (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
Проанализируйте написание разных частей речи с не и сформулируйте самостоятельно тему урока и основную цель.
Плох (не) известный друг для добрых услуг. Учись доброму, худое на ум (не) пойдет. Плохо тому, кому пойти (не) к кому. (Не)которые добру научают, а другие на зло наставляют. (Не)друг никому не мил. (Не)доумевающий взгляд друга смущал. (Не) отправленное другу письмо лежало на столе.
Записать предложения, определить, как пишутся слова с НЕ.
Комментарий учеников и учителя к случаям написания, вызвавшим сомнение.
— Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? Примеры.
— Какие слова вызвали у вас затруднение?
— Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
— Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?
— В каждом предложении есть написание НЕ с какой-либо частью речи: с прилагательным (неизвестный), глаголом (не пойдет), местоимениями (не к кому, некоторые), существительным (недруг). Всё это мы изучали.
— В двух последних предложениях правописание слов «недоумевающий, не отправленное» вызвало затруднение.
— Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание НЕ с причастиями».
Взаимопроверка и взаимооценка работ учащимися.
Оценивают свою деятельность в «Карте самооценивания».
Познавательные: владение приёмами анализа и систематизации материала.
формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя.
формирование умений совместного решения проблемы;
формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других.
Построение проекта выхода из затруднения .
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации.
— формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.
Организация работы в группах по изучению нового материала. Используется подводящий диалог.
Проанализируйте примеры, сформулируйте условия, когда НЕ с причастиями пишется слитно.
Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии непрекращающегося страха.
Письмо не распечатано.
Сквозь незанавешенные окна было видно звёздное небо.
Не понятое ребятами задание учитель прокомментировал сам.
Он бросил на нее недоумевающий взгляд.
Не вымытая, а только протёртая тарелка стояла на столе. Приложение 2
Планируют свою деятельность.
В (не)проглядной чаще ты увидишь ель, лесную кормилицу.
Ты выбираешься на опушку и слышишь (не)уловимый шёпот осинок.
У реки ветви ивы склоняются к воде и смотрят в прозрачную, (не)замутнённую гладь.
Б) Приведите собственные примеры, продолжив текст.
Составляет таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями, заполняет примерами.
— в пятом предложении в причастии «недоумевающий» НЕ пишется слитно, так как оно полное, без НЕ не употребляется, значит пишем в левом столбце.
— в первом предложении причастие «непрекращающегося» с НЕ пишется слитно, потому что оно полное, при нем нет зависимого слова, значит пишем в левом столбце под номером 3.
— в 3 предложении причастие «незанавешенные» (окна) пишется слитно, нет зависимого слова и противопоставления, значит пишу в левом столбце.
— в первом предложении причастие «смолкавшие» с НЕ пишется раздельно, потому что при нем есть зависимые слова «ни на минуту», значит пишем в правый столбик
— в 6 предложении причастие «вымытая» с НЕ пишется раздельно, есть противопоставление с союзом А, следовательно, пишем в правый столбик.
Таблица (Приложение 3)
1.Не употребляется без НЕ.
2.Нет противопоставления с союзом А
2.Есть противопоставление с союзом А
3.Нет зависимого слова.
3.Есть зависимое слово.
Составляет алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.
(Не)обжитые в лесу пространства. Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. Молнии, (не)разъярённые, а обессиленные, полыхают за рекой. Лёгкий, (не)уловимый ветерок медленно гонит облака. Маленькие, (не)окрепшие ёлочки росли на поляне.
Употребляется ли без НЕ
(не употребляется – слитно)
Полное или краткое.
(краткое – пишу раздельно)
есть ли противопоставление или зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно. Нет – пишу слитно.) Приложение 3
Планируют свою деятельность. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.
анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.
оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
формирование умений совместного решения проблемы;
формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других; формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Реализация построенного проекта.
построение и фиксация нового знания.
Предлагает прочитать правило в учебнике
Подготовьте два вопроса по новой теме и задайте один ученику, сидящему впереди вас, а другой- партнеру по плечу.
— Как нужно рассуждать, применяя данное правило?
Обращаю ваше внимание на то, что правило написания НЕ с причастиями состоит из двух частей.
Не скошенная крестьянами трава.
Не скошенная, а зеленеющая трава.
Сделайте вывод, когда не с причастиями пишется раздельно?
Проанализируйте предложения и сделайте вывод, когда не с причастиями пишется слитно.
Как пишется «непрекращающийся»: слитно или раздельно?
Как правильно пишется слово: «непрекращающийся» или «не прекращающийся»?
Как правильно писать слово: «непрекращающийся» или «не прекращающийся»?
Несмотря на то, что слитный вариант слова «непрекращающийся» имеет внушительный размер и непростое произношение, такое слово есть. Это прилагательное из категории «прилагательные на «-СЯ». Пишется слитно. Скрин из словаря:
Слово «прекращающийся» также есть в языке. Естественно, с «НЕ» это причастие пишется раздельно. В противном случае оно превращается в прилагательное «непрекращающийся». Скрин оттуда же:
Например:
Это слово:Непрекращающий ся,пишется слитно.
Добрый день. Слово «(не)прекращающей» может быть в предложение причастием и прилагательным.
При этом его можно писать по-разному с частицей «не».
Если в тексте нет противопоставлений или слов, усиливающих отрицание, то пишут слитно: «непрекращающейся».
На улице давно шел непрекращающейся снег.
А когда есть эти условия, то пишем раздельно: «не прекращающейся».
Этот дождь не прекращающийся, а бесконечный.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
Например.
В состоянии непрекращающегося страха как пишется
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Когда мой испу(к/)г прош..л я тихо уснул в своей кроватке, не постеле(н/нн)ой на ночь из(за) суматохи вызванной грозой.
Утром н..что (не)напом..нало вчерашнюю (не)погоду(4). Ярко(2) сияло со..нце сверкала (не)просохшая после дождя трава зал..вались(3) на разные голоса пели птицы.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Морфемный и словообразовательный разборы слова
Ярк о ← ярк ий (суффиксальный)
Морфологический разбор слова
Заливались (3) — глагол (что делали?)
2. Пост. признаки: I спр., несоверш. вид; возвратн., непереходн.; непост. признаки: в изъявит. наклон., прош. вр., мн. ч.
3. В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор предложения
Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено. Грамматическая основа: ничто (подлежащее, выражено местоимением) не напоминало (сказуемое, выражено глаголом).
Утром — обстоятельство, выражено наречием;
непогоду — дополнение, выражено существительным;
вчерашнюю — определение, выражено прилагательным.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС
по разделу «Причастие» на тему «Слитное и раздельное написание не с причастиями».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок объяснения нового материала в процессе изучения раздела «Морфология. Причастие».
Цель урока: подвести обучающихся к пониманию условий слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, __
формирование умений реализации новых способов действия
Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями».
Тип урока: урок « открытия» новых знаний.
повторить правила написания не с другими, ранее изученными, частями речи;
создать условия для формирования навыка правописания не с причастиями;
совершенствовать умения анализировать, сопоставлять языковые факты, делать выводы;
обучение умению получать максимум информации из любого материала;
совершенствовать способность к самооценке.
знакомство с условиями выбора правильных написаний НЕ с причастиями;
развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с причастиями;
правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями.
составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;
работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений;
обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.
развивать стремление к речевому самосовершенствованию;
расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история.
Мотивация к учебной деятельности.
— создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность (проверка теоретической и практической готовности идти дальше).
П роверяет готовность рабочих мест.
Создает положительный настрой учащихся на урок.
Эмоциональный настрой на урок поможет создать высказывание Конфуция:
Того, кто (не)задумывается о далеких трудностях, (не)пременно поджидают близкие (не)приятности.
— Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложение. Объясните орфограммы, данные в скобках?
— Кто написал эти слова?
— Что вы знаете из истории о Конфуции?
— Как вы понимаете смысл высказывания?
Подготовка класса к работе: приветствие партнеров по плечу улыбкой, проверка готовности рабочего места.
Ученики выразительно читают предложение, обозначают орфограммы:
— частица не с глаголом « задумывается» пишется раздельно
— (не) приятности –существительное, в данном случае не является приставкой.
— эти слова написал Конфуций –древний мыслитель и философ Китая.
— смысл высказывания я понимаю так: человек в молодости не задумывается, какое здоровье у него будет в старости и ведет нездоровый образ жизни или не заботится о своем здоровье.
формирование положительной мотивации к изучению нового
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности
Выявление причины затруднения, совместное целеполагание
— Ребята, в ходе урока вам надо оценивать свою познавательную деятельность. У каждого на партах лежит «Карта самооценивания»
Внимательно прочитайте предложения (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
Проанализируйте написание разных частей речи с не и сформулируйте самостоятельно тему урока и основную цель.
Плох (не) известный друг для добрых услуг. Учись доброму, худое на ум (не) пойдет. Плохо тому, кому пойти (не) к кому. (Не)которые добру научают, а другие на зло наставляют. (Не)друг никому не мил. (Не)доумевающий взгляд друга смущал. (Не) отправленное другу письмо лежало на столе.
Записать предложения, определить, как пишутся слова с НЕ.
Комментарий учеников и учителя к случаям написания, вызвавшим сомнение.
— Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? Примеры.
— Какие слова вызвали у вас затруднение?
— Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
— Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?
— В каждом предложении есть написание НЕ с какой-либо частью речи: с прилагательным (неизвестный), глаголом (не пойдет), местоимениями (не к кому, некоторые), существительным (недруг). Всё это мы изучали.
— В двух последних предложениях правописание слов «недоумевающий, не отправленное» вызвало затруднение.
— Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание НЕ с причастиями».
Взаимопроверка и взаимооценка работ учащимися.
Оценивают свою деятельность в «Карте самооценивания».
Познавательные: владение приёмами анализа и систематизации материала.
формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя.
формирование умений совместного решения проблемы;
формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других.
Построение проекта выхода из затруднения .
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации.
— формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.
Организация работы в группах по изучению нового материала. Используется подводящий диалог.
Проанализируйте примеры, сформулируйте условия, когда НЕ с причастиями пишется слитно.
Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии непрекращающегося страха.
Письмо не распечатано.
Сквозь незанавешенные окна было видно звёздное небо.
Не понятое ребятами задание учитель прокомментировал сам.
Он бросил на нее недоумевающий взгляд.
Не вымытая, а только протёртая тарелка стояла на столе. Приложение 2
Планируют свою деятельность.
В (не)проглядной чаще ты увидишь ель, лесную кормилицу.
Ты выбираешься на опушку и слышишь (не)уловимый шёпот осинок.
У реки ветви ивы склоняются к воде и смотрят в прозрачную, (не)замутнённую гладь.
Б) Приведите собственные примеры, продолжив текст.
Составляет таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями, заполняет примерами.
— в пятом предложении в причастии «недоумевающий» НЕ пишется слитно, так как оно полное, без НЕ не употребляется, значит пишем в левом столбце.
— в первом предложении причастие «непрекращающегося» с НЕ пишется слитно, потому что оно полное, при нем нет зависимого слова, значит пишем в левом столбце под номером 3.
— в 3 предложении причастие «незанавешенные» (окна) пишется слитно, нет зависимого слова и противопоставления, значит пишу в левом столбце.
— в первом предложении причастие «смолкавшие» с НЕ пишется раздельно, потому что при нем есть зависимые слова «ни на минуту», значит пишем в правый столбик
— в 6 предложении причастие «вымытая» с НЕ пишется раздельно, есть противопоставление с союзом А, следовательно, пишем в правый столбик.
Таблица (Приложение 3)
1.Не употребляется без НЕ.
2.Нет противопоставления с союзом А
2.Есть противопоставление с союзом А
3.Нет зависимого слова.
3.Есть зависимое слово.
Составляет алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.
(Не)обжитые в лесу пространства. Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. Молнии, (не)разъярённые, а обессиленные, полыхают за рекой. Лёгкий, (не)уловимый ветерок медленно гонит облака. Маленькие, (не)окрепшие ёлочки росли на поляне.
Употребляется ли без НЕ
(не употребляется – слитно)
Полное или краткое.
(краткое – пишу раздельно)
есть ли противопоставление или зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно. Нет – пишу слитно.) Приложение 3
Планируют свою деятельность. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.
анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.
оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
формирование умений совместного решения проблемы;
формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других; формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Реализация построенного проекта.
построение и фиксация нового знания.
Предлагает прочитать правило в учебнике
Подготовьте два вопроса по новой теме и задайте один ученику, сидящему впереди вас, а другой- партнеру по плечу.
— Как нужно рассуждать, применяя данное правило?
Обращаю ваше внимание на то, что правило написания НЕ с причастиями состоит из двух частей.
Не скошенная крестьянами трава.
Не скошенная, а зеленеющая трава.
Сделайте вывод, когда не с причастиями пишется раздельно?
Проанализируйте предложения и сделайте вывод, когда не с причастиями пишется слитно.