Последние публикации
Новости
Главные темы месяца
Цитата |
---|
Елена пишет: Добрый день! Нужна помощь. Моя должность называется менеджер по кадровому делопроизводству, сейчас появилась возможность повышения должности до руководителя. Проблема заключается в том, что отдела по кадрам нет, а есть отдел персонала, к которому относится моя должность. Как правильно указать должность, где будет присутствовать и «руководитель» и «кадры»? Спасибо. |
Отписаться от сообщений с форума
В работе Вам помогут:
«Кадровик-практик»
по кадровому
делопроизводству
и книги учета
Бесплатные ресурсы
Пошаговые инструкции
Образцы документов
Статьи и консультации
Разъяснения Роструда, НПА
Подпишитесь на наши рассылки:
— новые публикации,
— новости законодательства
Познавайте кадровый учет сами с нашим самоучителем по кадровому делопроизводству
Кадровый аудит своими силами. Найдите у себя эти ошибки и исправьте их
Фотообои с производственным календарем на 2021 год
Опросы по сложным вопросам кадровой практики
Кто в штатном расписании. директор по персоналу, начальник отдела кадров, руководитель службы HR?
«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2011, N 5
КТО В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ. ДИРЕКТОР ПО ПЕРСОНАЛУ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КАДРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ HR?
Как определить функции и полномочия директора по персоналу и отделить его обязанности от обязанностей других кадровых работников, рассказывает автор в материале, подготовленном на основе поступающих от кадровиков вопросов.
Насколько правомерно в штатное расписание вводить должность «директор по персоналу»? Или правильнее говорить о «начальнике отдела кадров»?
Если опираться на нормативные источники, то Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, содержит такие наименования должностей руководящих работников служб, чья деятельность в той или иной степени связана с работой с персоналом: заместитель директора по управлению персоналом, начальник отдела кадров, начальник лаборатории (бюро) социологии труда, начальник отдела организации и оплаты труда, начальник отдела охраны труда, начальник отдела подготовки кадров, начальник отдела социального развития, заведующий (начальник) отдела кадров.
Как видите, Справочник дает нам большое разнообразие должностей. Но наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, только в том случае, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Так что, как видите, такая должность, как «директор по персоналу» тоже имеет право на существование.
Мне как директору по персоналу поставили задачу разработать организационную структуру службы персонала, чтобы можно было просчитать численность сотрудников нашего подразделения.
Вообще численность сотрудников службы управления персоналом зависит от множества факторов: размера организации, вида ее деятельности, специфики стоящих перед ней задач, традиций, финансового состояния, стадии развития.
В зависимости от размера компании, специфики ее деятельности и традиций число и название подразделений службы управления персоналом могут меняться. Так, одна организация может иметь отделы заработной платы, льгот, в то время как в другой организации все эти функции соединены воедино.
На крупных предприятиях кадровая служба состоит из нескольких подразделений. Чаще всего это отделы занятости, заработной платы, обучения и развития, учета и делопроизводства.
«Переименование» главного кадрового работника в директора по персоналу связано, скорее, с историей развития профессии, чем с определенными модными веяниями.
Суть управления человеческими ресурсами заключается в том, что людей рассматривают как ценность компании, как источник доходов. Таким образом, управление человеческими ресурсами направлено на решение принципиально новых, долговременных заданий, повышение экономической и социальной эффективности работы организации.
Так что директор по персоналу не просто «модная» должность. Это отражение новой концепции кадровой работы. В отличие от управления персоналом, управление человеческими ресурсами переориентировано с потребностей персонала на потребности организации в рабочей силе, и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами анализа имеющихся и будущих рабочих мест, а не существующего кадрового потенциала организации.
В объявлении о вакансии значилось, что требуется директор по персоналу, и давалось описание круга его обязанностей. Я выполняла ту же работу, поэтому и направила резюме. Однако в собеседовании мне отказали только по той причине, что моя должность именовалась иначе. А, по мнению работодателя, подходящий соискатель должен иметь в трудовой книжке запись именно о работе в качестве директора по персоналу. Насколько это правомерно?
Да, действительно, подчас работодатели требуют от кандидатов на вакантные должности не только соответствующий их запросам опыт работы, но и наличие опыта работы именно по определенной профессии (должности). К сожалению, в этом плане условия диктует организация, которая ищет специалиста. Если вы считаете, что ваш опыт позволяет претендовать на данное вакантное место, то требуйте письменный отказ с обоснованием мотивов (ст. 64 ТК РФ). Вполне возможно, что работодатель передумает с ходу отклонять вашу кандидатуру и пригласит вас на собеседование, где вы сможете должным образом убедить в наличии у вас необходимого опыта работы и квалификации.
Я получила второе высшее образование по направлению «управление персоналом». Могу ли я в будущем претендовать с таким образованием на должность руководителя кадровой службы, скажем, директора по персоналу? Какие в настоящее время существуют требования к подготовке кадровиков?
Кроме того, в условиях финансово-экономической нестабильности стало дополнительно цениться знание рынка труда, умение мобилизовать персонал в критических ситуациях, выстроить оптимальную систему мотивации сотрудников. Руководители высоко ценят умение кадровика эффективно разрешать сложные, конфликтные ситуации с персоналом; гибкость, умение найти «ключик» к каждому сотруднику. А еще хороший кадровик должен уметь работать в режиме жесткой экономии средств работодателя. Вот почему дополнительным «плюсом» к портрету эффективного кадровика стали самостоятельный опыт в разработке и проведении тренингов, программ оценки персонала, владение другими методиками. Такой опыт плюс отличное образование непременно помогут в будущем занять высокие ступени на карьерной лестнице.
Существует ли какая-то принципиальная разница между начальником отдела кадров и заместителем директора по персоналу? Или дело только в названии?
Не думается, что разница только в названии должности. В частности, отличие состоит в подходах к работе и личностных качествах обоих.
Для наглядности бизнес-процессы визуализируют при помощи блок-схемы бизнес-процессов.
Опишите, пожалуйста, чем в настоящее время занимается заместитель директора по управлению персоналом? Интересует в т. ч. входят ли в его обязанности проведение собеседований с кандидатами на вакантные должности и ведение кадрового учета?
На практике заместитель директора по управлению персоналом:
— организует управление формированием, использованием и развитием персонала предприятия;
— возглавляет работу по формированию кадровой политики, определению ее основных направлений в соответствии со стратегией развития предприятия и мер по ее реализации;
— принимает участие в разработке бизнес-планов предприятия в части обеспечения его трудовыми ресурсами;
— организует проведение исследований, разработку и реализацию комплекса планов и программ по работе с персоналом с целью привлечения и закрепления на предприятии работников требуемых специальностей и квалификации;
— проводит работу по формированию и подготовке резерва кадров для выдвижения на руководящие должности;
— организует и координирует разработку комплекса мер по повышению трудовой мотивации работников всех категорий;
— определяет направления работы по управлению социальными процессами на предприятии, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, стимулированию и развитию форм участия работников в управлении производством, созданию социальных гарантий;
— обеспечивает организацию и координацию проведения исследований по созданию нормативно-методической базы управления персоналом;
— контролирует соблюдение норм трудового законодательства в работе с персоналом;
— консультирует вышестоящее руководство, а также руководителей подразделений по всем вопросам, связанным с персоналом;
— осуществляет методическое руководство и координацию деятельности структурных подразделений предприятия, обеспечивающих управление персоналом.
Имею ли я право именоваться «директор по персоналу», если собственно отдела персонала нет?
Строго говоря, нет. Ведь само название вашей должности предполагает, что вы возглавляете некий отдел. В то же время по общему правилу разработка штатного расписания, принятие иных кадровых решений находятся в исключительной компетенции работодателя, и в решение этих вопросов «посторонние» лица и организации не вправе вмешиваться и давать обязательные указания.
В последнее время часто слышу, что директор по персоналу имеет статус бизнес-партнера. О чем идет речь?
Вы правы. На практике все чаще говорится о том, что директор по персоналу или служба персонала в целом выполняет роль бизнес-партнера.
В этом случае служба персонала обеспечивает функционирование бизнеса не только в настоящем, но и в будущем. Но далеко не в каждой организации такое происходит. Из второстепенного подразделения необходимо выбиться в лидеры, убедить руководство в своей нужности, необходимо стать функцией бизнеса, то есть работать ради достижения целей всей организации, всего бизнеса.
Но на определенном этапе развития кадровой службы становится понятным, что каждое кадровое мероприятие должно в итоге приносить прибыль компании.
Практика показывает, что в отечественных компаниях еще довольно редко HR-службы становятся стратегическими партнерами. Достаточно часто руководители организаций и владельцы бизнеса попросту недооценивают важность существования и деятельности службы персонала, опасаются делегировать им какие-либо значимые полномочия.
1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
Кадровик (HR-менеджер)
Кадровик (специалист отдела кадров, менеджер по персоналу или инспектор по кадрам) – это сотрудник компании, который занимается кадровым делопроизводством и несет ответственность за формирование кадровой политики предприятия.
Деятельность кадровика осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, согласно Положению об отделе кадров непосредственно самой организации, ее уставом, внутренним распорядком, приказами руководства и должностной инструкции.
Требования к инспектору по кадрам
В должностные обязанности менеджера по персоналу входит:
Ведение документации по принятию и увольнению сотрудников, смены должностей;
Оформление трудовых книжек и их хранение;
Ведение личных дел персонала, внесение изменений и дополнительных данных;
Обработка документации для начисления пенсии, трудовых пособий и компенсаций;
Работа с больничными, отпусками и выплатами пособий. Осуществление контроля за их соблюдением;
Выявление возможных проблем в коллективе и причин «текучести» кадров;
Внесение изменений по данных о персонале в базу данных;
Отметим, что кадровик, несмотря на обширный перечень своих обязанностей, в первую очередь занимается ведением документации в той или иной организации.
Это приказы, трудовые договоры, положения, заявления сотрудников, ведение воинского учета, пенсионного, льготного и т. д.
Задачи специалиста по кадрам
Согласно своим должностным обязанностям, инспектор по кадрам выполняет на предприятии следующие задачи:
Осуществляет подбор персонала;
Оформляет документацию при приеме или увольнении специалистов предприятия, переводе их на другие штатные единицы в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и приказом руководителей;
Оформляет трудовые книжки и трудовые договоры;
Ведет учет трудовых книжек;
Управляет механизмом поощрения и наказания;
Собирает данные для проведения аттестации или для повышения уровня квалификации;
Ведет личные дела сотрудников, осуществляет сбор персональной информации;
Оформляет графики отпусков;
Выдает справки, касающиеся трудовой деятельности работников предприятия;
Осуществляет контроль за тем, как соблюдается трудовая дисциплина и правила трудового распорядка сотрудниками предприятия;
Ведет документацию для архива.
Должностная инструкция кадровика
Кадровик относится к специалистам. Его назначение или увольнение с занимаемого поста происходит на основании приказа генерального директора организации.
Кадровик должен знать следующее:
Действующее трудовое законодательство;
Структуру компании и способы взаимодействия персонала внутри нее;
Правовые и законодательные документы, касающиеся:
— процесса ведения и управления личными делами сотрудников;
— оформления пенсий, ведения трудовых книжек;
— заключения трудовых договоров;
Правила ведения персональных данных работников;
Порядок ведения пенсий, отпусков, начисления льгот, компенсаций;
Правила работы с кадрами и подготовки необходимой отчетности.
Права специалиста отдела кадров
Кадровик имеет следующие права:
Иметь доступ к информации, которая необходима для исполнения его трудовых обязанностей;
Знакомиться с существующей документацией и решениями руководителей компании, касающихся непосредственно его деятельности;
Получать в полной мере качественную техническую и информационную поддержку для исполнения своих должностных обязанностей;
Выдвигать предложения по улучшению работы и условий, непосредственной связанных с исполнением его деятельности.
Необходимые умения и навыки кадровика
Специалист кадровой службы должен иметь хорошие знания в делопроизводстве, управлении, социологии, юриспруденции и психологии. Он должен прекрасно ориентироваться в современных методах оценки персонала.
Кадровик должен быть доброжелательным и коммуникабельным, иметь развитую интуицию, ведь он работает с людьми. Желательны умения работать в команде, организаторские способности, стремление к постоянному самосовершенствованию.
Ответственность специалиста отдела кадров
Кадровик несет ответственность в соответствии с законодательством России за нарушение своих прямых обязанностей в случае:
Нарушения инструкций и распоряжений организации, трудового распорядка и должной дисциплины;
Невыполнения или некачественного выполнения своих непосредственных обязанностей;
Нарушения коммерческой тайны или разглашению личных данных персонала.
Кроме этого инспектор по кадрам может быть привлечен к ответственности за отсутствие:
Оформленных договоров с сотрудниками;
Документации по охране трудовой деятельности;
Составленного графика отпусков.
Плюсы профессии кадровика
К положительным моментам можно отнести:
Возможность карьерного роста и высокой заработной платы;
Стабильный социальный пакет, включающий в себя все необходимые выплаты;
Режим труда. В редких случаях могут возникнуть переработки. В основном, это стандартный график с фиксированными привычными выходными (субботой и воскресением), а так же нерабочими днями в государственные праздники. Чаще всего работа с 9:00 до 18:00, включающая в себя перерыв на обед;
Чтобы устроиться на работу кадровиком, не нужно получать какое-то дополнительное образование. Работать в отделе кадров может человек, получивший педагогическое, юридическое или экономическое образование;
Бумажная работа без особой подвижности. Работа не требует особых физических нагрузок. Это обычная работа в комфортном кабинете, в офисе с документацией, составление приказов, протоколов и служебных записок.
Минусы профессии кадровика
К негативным моментам следует отнести:
Нахождение между сотрудниками и начальством. Это может быть минусом в том случае, когда приходится разрешать негативные ситуации;
Необходимы специальные знания, которые касаются многих сфер. Это юриспруденция, поскольку без знания законов невозможно составить приказ, правильно уволить сотрудника или перевести его на другую должность. Все документы должны соответствовать требованиям законодательства, которое постоянно меняется. Кроме того специалист отдела кадров должен хорошо знать основы социологии и психологии людей, поскольку работает с персоналом и совершает набор кадров. Также важны знания методов работы с персоналом;
Кроме непосредственных обязанностей, большой объем дополнительных, не всегда напрямую связанных со специальностью;
Возможное появление разногласий в работе с бухгалтерией;
Если на предприятии происходит проверка по соблюдению трудового законодательства и составлен протокол о выявленных нарушениях, административные штрафы будут возложены как на предприятие в целом, так и персонально на инспектора по кадрам. Суммы чаще всего бывают большие, потому очень важно, чтобы в своей работе кадровик смог сотрудничать и с юридическим отделом и бухгалтерией, чтобы не допускать правонарушений;
Итоги
Профессия кадровика — значима и важна в деятельности любой компании.
Инспектор по кадрам занимается не только подбором персонала для предприятия, но и ведет большой объем документации.
В основном работа специалиста по кадрам связана с ведением архива, личных дел работников организации, документальным оформлением приема, увольнения и передвижения на другие должности сотрудников компании, воинским учетом, оформлением пенсий, отпусков и графиков.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Специалист по кадрам. Поговорим о профессии?
Поговорим об одной из самых фундаментальных профессий в HR – специалисте по кадрам. Хотя многие считают, что кадровик и эйчар совсем из разных миров и категорически разделяют их по принципу “HR – это не кадровик, а кадровик – не HR” или “”Кадровики направо, эйчары налево”… И вообще в целом относятся к нему, как специалисту, который занимается только “бумажками”, а вот именно HR занимается людьми…
Мы же считаем, что специалист по кадрам – одно из направлений HR-деятельности и никак иначе. И не зря они сейчас объединены в одном профстандарте. Занимается ли он только “бумажками”? Об этом тоже поговорим.
А для тех, кто хочет не только почитать о профессии, но и посмотреть на нее “изнутри”, в середине статьи вы найдете ссылку на 5-дневный бесплатный тест-драйв профессии Специалист по кадрам.
Это лучший способ узнать, подходит эта профессия лично вам или нет.
Оглавление
История появления профессии
Для начала немного углубимся в историю. Как давно появились кадровики и с чем это было связано?
Уже в 18 веке в период правления Екатерины II появилась служба социального обеспечения, задачами которой было, в том числе, защита прав женщин и детей, больных и пострадавших сотрудниках и др. Уже тогда возникла необходимость документально оформлять документы. Конечно, это был не прямой прообраз кадровика, но часть функционала уже начала появляться.
Промышленная революция 19 века ускорила развитие этого направления. Производство активно развивалось, увеличивалось количество работников, не удовлетворенных условиями труда, и вся эта ситуация вынуждала руководителей предприятий выделить отдельного человека, который бы занимался исключительно работниками.
Промышленная революция 19 века ускорила развитие этого направления. Производство активно развивалось, увеличивалось количество работников, не удовлетворенных условиями труда, и вся эта ситуация вынуждала руководителей предприятий выделить отдельного человека, который бы занимался исключительно работниками.
В начале 20 века появились кадровые отделы, сотрудники которых выполняли в основном рутинную работу, связанную с оформлением документов и выплатой заработной платы.
Во время Второй мировой войны перед отделами кадров крупных промышленных предприятий была поставлена задача в кратчайший срок принять на работу и научить сотни тысяч новых работников всех видов профессий, чтобы замещать тех, кто пошел на войну. Это задание было выполнено, и с этого времени вопрос подбора, учебы, переквалификации стали важным направлением работы отдела управления людьми.
В советский период отделы кадров появились практически во всех организациях, но их функции сводились только к подготовке и выдаче разных справок, анкетам, отчетам. Они должны были обеспечить вышестоящие организации всеми видами информации о персонале.
В целом история развития кадровых служб тесно связана с развитием служб организованного трудоустройства населения, возникновение которых было обусловлено массовой безработицей. Сначала они формировались как профсоюзы и союзы предпринимателей, позже были созданы на уровне государства – биржи труда, агентства, конторы. Во Франции первая государственная биржа труда была создана в 1897 г., в Англии – в 1909 г., а в Царской России – в 1917 г.
Последние публикации
Новости
Главные темы месяца
Всем добрый день!
Помогите пожалуйста придумать название моей должности.
Принялась в фирму (штат 150 сотрудников). Я занимаюсь кадровым делопроизводством, еще есть два «Менеджера по персоналу», которые занимаются подбором. При приеме директор сказал, что могу себя назвать как хочу, хоть «гуру» или «ниндзя»
Ну я обозвала себя «Менеджером по кадрам».
Сейчас, спустя 3 месяца, планирую выстроить структуру и выделить в ей отдел кадров. «Начальником отдела» будет один из нынешних «Менеджеров по персоналу». А как себя назвать? Что бы звучало красиво и понятно. Специалистом или инспектором быть уже не хочется. а менеджер как то сразу с подбором ассоциируется))
Расскажите кто как зовется?
Цитата |
---|
ANNA NIKONOVA пишет: Специалистом или инспектором быть уже не хочется. |
Цитата |
---|
ANNA NIKONOVA пишет: а менеджер как то сразу с подбором ассоциируется)) |
Цитата |
---|
Серега пишет: Хотя если честно, у меня вообще должность или менеджерское образование ассоциируется с никакерами, как говорил Задорнов. |
Вот у меня то же самое)))) сейчас все кому не лень менеджеры
Цитата |
---|
ANNA NIKONOVA пишет: то я уже была и специалистом и инспектором (страшим, ведущим, главным) и даже экспертом на прошлых местах работы. Хочется как то назваться |
Портфель хоть черный, хоть коричневый он и будет портфель.
Картинка перед глазами.
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
или ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДА РТ Специалист по управлению персоналом
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «06» октября 2015 г. № 691н
Возможные наименования должностей, профессий
уровень 5-6
Специалист по кадровому делопроизводству
Специалист по документационному обеспечению работы с персоналом
Специалист по документационному обеспечению персонала
Специалист по персоналу
Уровень 7
Руководитель структурного подразделения
Начальник структурного подразделения
Вице-президент по управлению персоналом
Директор по персоналу
Директор по управлению персоналом
Заместитель генерального директора по управлению персоналом
но для уровня 7 нужно иметь
Высшее образование – специалитет, магистратура
Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, стратегического и операционного управления, экономики организации; программы повышения квалификации в области управления персоналом, стратегического и операционного управления
Требования к опыту практической работы Не менее пяти лет в области управления персоналом на руководящих должностях