Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения
Содержание статьи:
Краткий видео-обзор статьи:
В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!
Поиск ответа
Вопрос № 307281 |
Ответ справочной службы русского языка
В учебнике русского языка за 6 класс под. ред. Е. А. Быстровой есть слово ВЫРОВНИТЬ. Хотелось бы знать как всё-таки правильно выровнИть или выровЯть. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, форма выровнИть/выравнИть не допускается? Только выравнЯть/вы ровнЯт ь? В ваших ответах всегда буква Я. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Первая пара вариантов ошибочна. Верно: вы ровнят ь, выравнять, выравнивать.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: под ровнят ь челку (сделать более ровной).
У нас с учениками возник вопрос: от глагола «вы ровнят ь» образуется причастие «выровненный»? Это исключение из правила?
Ответ справочной службы русского языка
Совершенно верно. Поздравляем! Вы сделали самостоятельное орфографическое открытие.
Здравствуйте! Как пишется подравнять газон или под ровнят ь газон? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как можно быстрее, нужна ли запятая перед «и» в этом предложении: «Решение было принято и президентом дано поручение – у ровнят ь тарифы со среднероссийскими»?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Решение было принято, и президентом дано поручение уравнять тарифы со среднероссийскими. Но лучше: Решение было принято, и президент дал поручение уравнять тарифы со среднероссийскими.
Как правильно: вы ровнят ь текст по краю или выравнять текст по краю
Ответ справочной службы русского языка
Вы ровнят ь – сделать ровным, выравнять – сделать равным. Корректно: вы ровнят ь текст по краю.
Ответ справочной службы русского языка
Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным равный ‘одинаковый’. Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ровный ‘гладкий, прямой, без неровностей’. Поэтому написание зависит от смысла. В случае с кустами возможно двоякое толкование: их делают одинаковыми / их делают ровными, гладкими, прямыми. Поэтому возможно и двоякое написание. Решение в таких случаях принимает автор текста.
Здравствуйте!
Как правильно, «равнять грядки» или « ровнят ь грядки»?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Равнять – делать равным, одинаковым; располагать в один ряд по прямой линии. Ровнят ь – делать ровным, гладким. Выберите нужное слово в зависимости от смысла.
Ответ справочной службы русского языка
О каком окончании Вы спрашиваете?
Здравствуйте. В орфографическом словаре есть слова «подравняться» и «под ровнят ься». В каком контексте может стоять каждое из этих слов? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется: » ровнят ь под одну гребёнку» или «равнять под одну гребёнку». Несмотря на то, что смысл фразеологизма «сделать всех одинаковыми», как бы равными, я считаю верным первый вариант в силу происхождения данной фразы. Ведь волосы или бороду можно «под ровнят ь», а не «подравнять». Применительно к гребёнке, мы же не делаем волосы равной длины (ну если, конечно, речь не о причёске «ёжик»), а делаем их ровнее.
Верны ли мои рассуждения?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно: «выровняет» или «выравняет»? И почему?
Ответ справочной службы русского языка
В будущем времени, в повелительном наклонении выглядят одинаково:
«выровняем» (вариант «выровним» корректным не считается);
В выражениях «выровнится (-ятся)» может подразумеваться единственное или множественное число связанного существительного:
«Гладь озера к утру выровнится» (разгладится, сделается ровной).
«Складки выровнятся, если ты прогладишь юбку» (сделается ровным материал, без складок).
«Ряды должны выравняться» (стать равными, одинаковыми).
«Чтобы выравнять команды, организаторы поставили их в одинаковые условия» (команды должны быть равны между собой в условиях).
«Строй выровнится при сигнале» (стать ровным, прямым).
Обозначают действие, направленное на то, чтобы сделать что-либо ровным, гладким, прямым.
Надо отметить, что родственное существительное имеет отличный корень: равнина (плоская поверхность). Это одно из исключений.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова 1935-1940 гг. считает оба написания допустимыми и используемыми наравне. Но в современном языке предпочтительным считается «выровнять».
Если «вы-» полагает выполнение ранее не начатого действия («выровнять»), то «под-» означает легкую поправку в основном выполненного («подровнять»). Главный смысл тот же.
Правило действует аналогично на все слова с другой приставкой. Общий смысл меняется, но суть действия остается прежней. Орфография слов «выравнить» и «выравнять» (предпочтительно «выравнивать») в целом описана в предыдущем разделе.
Примеры предложений
Несколько примеров для лучшего понимания сказанного:
«Выровним дорожки и пойдем на обед». Фраза «выровним дорожки» означает ремонтировать поверхность, хоть и звучит коряво. Смена на «выравнивать» указывает на коррекцию длины.
«Дедушка принял решение заровнять грядки и принялся за дело». «Заровнять (разровнял) грядки» говорит о горизонтальности, отсутствии бугров. «Равнять» – придать идентичные габариты.
Исключения
Но, как и всегда в нашем языке, появляются нюансы:
«Офицер отдал приказ подравняться». Призыв подравняться, адресованный строю, призывает солдат не стать одинакового роста, а образовать аккуратную линию.
«Равняйсь! Смирно! Равнение на право!». Важно! Написание «ровняйсь» – является ошибкой!
«Равняйся на своего дядю — он, благодаря честному труду, уму и выносливости, достиг больших успехов». Равняться на кого-либо значит не носить ботинки того же размера, но перенять качества, привычки. Другие исключения: «уровень», «ровесник».
«Подравнивать волосы для их здоровья следует каждые три месяца». «Подравнивайте кусты вот таким образом». К существительным, например, «волосы», «кусты» применяются оба рассматриваемых слова. В одном случае упор делается на размер (длину), в другом – на внешний вид.
Заключение
Русский язык славится многозначностью. Иногда четких правил попросту нет, но действует традиция. И когда все же нормы действуют, обязательно найдутся исключения.
Рассмотренные конструкции зависят от контекста, смысла предложения. Поэтому часто выручает чувство печатного слова.
Поиск ответа
Вопрос № 307281 |
Ответ справочной службы русского языка
Доброе утро, уважаемая грамота.ру! Подскажите пожалуйста, какую букву следует писать в корне с чередованием в следующем предложении: незаметно выр..внялась Дуняшка в статную и по-своему красивую девку. У Шолохова там О, но не понимаю почему. По моей логике она сравнялась с остальными красивыми девками.Или здесь допускается двоякое написание?
Ответ справочной службы русского языка
Вероятно, Шолохов имел в виду значение «измениться к лучшему, выправиться, вырастая», указанное в толковом словаре под номером три. В этом смысле верно: выровня лась.
В учебнике русского языка за 6 класс под. ред. Е. А. Быстровой есть слово ВЫРОВНИТЬ. Хотелось бы знать как всё-таки правильно выровнИть или выровЯть. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, форма выровнИть/выравнИть не допускается? Только выравнЯть/ выровнЯ ть? В ваших ответах всегда буква Я. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Первая пара вариантов ошибочна. Верно: выровня ть, выравнять, выравнивать.
У нас с учениками возник вопрос: от глагола » выровня ть» образуется причастие «выровненный»? Это исключение из правила?
Ответ справочной службы русского языка
Совершенно верно. Поздравляем! Вы сделали самостоятельное орфографическое открытие.
Как правильно: выровня ть текст по краю или выравнять текст по краю
Ответ справочной службы русского языка
Выровня ть – сделать ровным, выравнять – сделать равным. Корректно: выровня ть текст по краю.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
О каком окончании Вы спрашиваете?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно: » выровня ет» или «выравняет»? И почему?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте.
Подскажите, как будет правильнее: «всё выровня ть» или «всё выравнять»?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: выровня ть (сделать ровным) и выравнять (сделать равным).
Подскажите, как образовано причастие выровненный. Не подходит под общее правило. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день!
Подскажите,как правильно употребить глаголы, чтобы попросить человека выровня ть спину и выпрямить плечи? Выровня й и выпрями?
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Дорогая Справка! Еще один общий вопрос, будьте добры не подведите! Часто в предложении вида «Это необходимо только для того, чтобы выровня ть трубу» упраздняют конструкцию «только для того, чтобы» до «только чтобы» (это примерный вариант, меня интересует не конкретно этот). Корректно ли писать «Это необходимо, только чтобы выровня ть трубу» и правильна ли постановка запятой в данном случае? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Тест «НЕ с причастиями» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
А) (не)забываемый подвиг;
Б) (не)написанная ещё книга;
В) (не)выполненное поручение;
Г) (не)сваренный картофель;
А) калитка (не)закрыта;
Б) (не)исправленная вовремя ошибка;
В) (не)рассказанная легенда;
Г) дорожки (не)выровнены;
3) Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ слитно.
(1) (Не)кошеная трава; никем (2) (не)кошеная трава; (3)ещё (не)скошенная трава; трава (4) (не)скошена; (5) (не)навидевший ложь; никем (6) (не)рассказанная история; (7) (не)законченная рукопись; (8) (не)завершённое в срок строительство; хата (9) (не)выбелена; окно (10) (не)вымыто.
4) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.
А) (не)отмечена ошибка, (не)проверенная работа, (не)подготовленный документ;
Б) (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент;
В) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер;
Г) эксперимент (не)закончен, (не)прекращающиеся метели.
5) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
А) работа (не)сдана, (не)сданная вовремя рукопись;
Б) (не)подметённый пол, ещё (не)крашеная скамья;
В) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства;
Г) роман (не)завершён, (не)завершённый роман.
6) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении :
Мы бредём по дорожкам, где ещё (не)кошена трава.
Б) (Не)кошена – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно.
В) (Не)кошена – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово.
Г) (Не)кошена – пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями пишется слитно.
7) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастиями в предложении:
С утра (не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.
А) (Не)топленная – пишется раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно.
Б) (Не)топленная –пишется слитно, так как при причастии есть зависимое слово.
В) (Не)топленная –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово.
Г) (Не)топленная –пишется слитно, так как НЕ с полными причастиями всегда пишется слитно.
8) Укажите слово с ошибкой.
А) непрочитанная книга; В) ещё не прочитанная книга;
Б) книга непрочитана; Г) книга не прочитана.
А) не расклеенные афиши;
Б) афиши не расклеены;
В) нерасклеенные ребятами афиши;
Г) нерасклеенные вовремя афиши.
10) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
А) письмо (не)отправлено;
Б) (не)расколотый орех;
В) (не)нашедший дороги отряд;
Г) ещё (не)окрепший после болезни.
ОТВЕТЫ: 1б, 2в, 3г, 4в, 5а, 6б, 7в,8б, 9б, 10б
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-916987
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.