Значение слова « Затворить »
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
В словаре Фасмера Макса
затвори́ть
с обобщением т из отвори́ть, ср. лит. veriù, vérti «открываю, закрываю», àtveriu «отворяю (дверь)», ùžveriu «затворяю (дверь)», лат. ареriō «открываю», ореriō «закрываю», а также вереть, верея́, вор; см. Траутман, ВSW 351 и сл.; Вальде–Гофм. 1, 56; Лойман, «Glotta», 19, 247.
В словаре Д.Н. Ушакова
ЗАТВОРИ́ТЬ, затворю, затворишь, ·совер. (к значение слова затворять в словаре Ушакова’>затворять).
1. что. Закрыть (окно, дверь и т.п. ; см. значение слова закрыть в словаре Ушакова’>закрыть в 5 ·знач. ). «Затворены душные ставни.» Полонский. Затворите двери, сквозит.
2. кого-что. Оставить кого-нибудь в каком-нибудь помещении, закрыв дверь (·разг. ). Затворить кого-нибудь в комнате.
В словаре Синонимов 2
гл совзакрыть, захлопнуть, прикрыть, притворить(окно, дверь)
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
1. затвори́ть,
затворю́,
затво́рим,
затво́ришь,
затво́рите,
затво́рит,
затво́рят,
затворя́,
затвори́л,
затвори́ла,
затвори́ло,
затвори́ли,
затвори́,
затвори́те,
затвори́вший,
затвори́вшая,
затвори́вшее,
затвори́вшие,
затвори́вшего,
затвори́вшей,
затвори́вшего,
затвори́вших,
затвори́вшему,
затвори́вшей,
затвори́вшему,
затвори́вшим,
затвори́вший,
затвори́вшую,
затвори́вшее,
затвори́вшие,
затвори́вшего,
затвори́вшую,
затвори́вшее,
затвори́вших,
затвори́вшим,
затвори́вшей,
затвори́вшею,
затвори́вшим,
затвори́вшими,
затвори́вшем,
затвори́вшей,
затвори́вшем,
затвори́вших,
затво́ренный,
затво́ренная,
затво́ренное,
затво́ренные,
затво́ренного,
затво́ренной,
затво́ренного,
затво́ренных,
затво́ренному,
затво́ренной,
затво́ренному,
затво́ренным,
затво́ренный,
затво́ренную,
затво́ренное,
затво́ренные,
затво́ренного,
затво́ренную,
затво́ренное,
затво́ренных,
затво́ренным,
затво́ренной,
затво́ренною,
затво́ренным,
затво́ренными,
затво́ренном,
затво́ренной,
затво́ренном,
затво́ренных,
затво́рен,
затво́рена,
затво́рено,
затво́рены
2. затвори́ть,
затворю́,
затвори́м,
затвори́шь,
затвори́те,
затвори́т,
затворя́т,
затворя́,
затвори́л,
затвори́ла,
затвори́ло,
затвори́ли,
затвори́,
затвори́те,
затвори́вший,
затвори́вшая,
затвори́вшее,
затвори́вшие,
затвори́вшего,
затвори́вшей,
затвори́вшего,
затвори́вших,
затвори́вшему,
затвори́вшей,
затвори́вшему,
затвори́вшим,
затвори́вший,
затвори́вшую,
затвори́вшее,
затвори́вшие,
затвори́вшего,
затвори́вшую,
затвори́вшее,
затвори́вших,
затвори́вшим,
затвори́вшей,
затвори́вшею,
затвори́вшим,
затвори́вшими,
затвори́вшем,
затвори́вшей,
затвори́вшем,
затвори́вших,
затворённый,
затворённая,
затворённое,
затворённые,
затворённого,
затворённой,
затворённого,
затворённых,
затворённому,
затворённой,
затворённому,
затворённым,
затворённый,
затворённую,
затворённое,
затворённые,
затворённого,
затворённую,
затворённое,
затворённых,
затворённым,
затворённой,
затворённою,
затворённым,
затворёнными,
затворённом,
затворённой,
затворённом,
затворённых,
затворён,
затворена́,
затворено́,
затворены́
Слова с корнем твар-, твор-. Правило и примеры
В словах с корнем твор- гласная является безударной. Выбор чередующихся гласных «о» или «а» зависит от ударения согласно правилу орфографии.
В словах с корнем тв о р- чаще всего гласный находится в безударном положении, например
Примеры
Сравним написание однокоренных слов:
Воля и труд человека дивные дела творят (Н.А. Некрасов).
В тереме тесовом вмиг растворится окно (А. Кольцов).
Не доставит затруднений написание слов с корнем твор-, в котором гласный является ударным:
В слове «у́тв а рь», которое являлось исключением, в современном языке уже не выделяется корень твар-:
значит пожалуйста объясните мне почему у вас только один пример с буквой а их даже очень много если вы делаете статью примеров должно быть больше чем один или вы не знаете что в корнях с чередованием твар твор очень много букв а в сложных словах а не только утварь которое является исключением и не надо значит говорить мне что такие сложные слова дети не проходят в школах ваши статьи в основном чтобы дети которые не поняли материал в школе или их не было по уважительной причине в школе заходят на сайт и видят материал где вообще не используется в чередовании буква а и чередование в конях твар твор проходят вплоть до 11 класса и здесь в 11 классе им понадобятся сложные слова с буквой а в чередовании твар твор и дети могут сделать неверный вывод что в чередовании твар твор нет буквы а и она есть только в исключении со словом утварь значит это бред и я не потерплю вот такого отношения и забивания в мозг детям неправильные знаниями Аванесяна Артур Школа Жака Кусто 4
Так в том и заключается вопрос. Если нет слов с корнем «твар», то почему этот корень относится к чередующимся?
В словах русского языка существует этимологический корень твар-.
Изучение правила
В словах с корнем «твар / твор» гласный находится в безударной позиции, а верный выбор варианта написания зависит от ударения. Следует запомнить такое правило:
Таким образом, при изучении на уроках правописание корней «твар — твор» следует опираться на такой постулат: без ударения ставится «о», под ударением может быть как «о», так и «а». В целом, особых сложностей возникнуть не должно, однако навык грамотного письма следует отработать в ходе выполнения упражнений.
Примеры слов и предложений
Однокоренные слова с чередованием гласных сложны тем, что в одной и той же лексической группе могут быть использованы различные буквы в зависимости от наличия либо отсутствия ударения. Примеры:
Для более качественной отработки навыка следует рассматривать не только слова, но и предложения:
Во всех этих случаях гласный звук находится в позиции без ударения, поэтому, в соответствии с правилами русского языка, следует написать «о». Однако важно помнить о том, что есть и слово-исключение — утварь. Оно всего одно, поэтому запомнить не составит труда. Здесь в слабой позиции следует написать букву «а».
Отработка навыка в упражнениях
Чтобы разобраться в правилах написания «твар — твор» (корни с чередованием встречаются в русской речи часто), следует выполнить несколько разноплановых упражнений, которые помогут быстро находить орфограмму в слове, входящем в состав словосочетания, предложения или текста, и выбрать верный вариант написания.
На уроках в классе учитель может предложить различные языковые задачи, решить которые можно, держа в уме лишь одно простое правило и единственное слово-исключение.
Самое популярное упражнение — переписать предложения или текст, вставив вместо пропусков (которые обычно обозначаются троеточием) правильную букву. Пример текста, в котором имеется много слов с данным типом чередования: «Иван был затворником, любому общению предпочитал творчество. Нередко, закрывшись на неделю за затворенными ставнями, он творил, сочинял, выдумывал, создавал уникальные стихотворные тексты. Писал про миротворцев, нарядную кухонную утварь, про тлетворное влияние окружающего мира, даже про бетонно-растворный завод и его сотрудников. Лишь изредка отворял он форточку, чтобы впустить струю свежего воздуха».
Пропуски на месте чередующейся гласной следует сделать в словах «затворником», «творчество», «затворенными», «творил», «стихотворные», «миротворцев», «утварь», «тлетворное», «бетонно-растворный», «отворял». Задача учеников — внимательно читать текст, переписать его и поставить на место многоточия необходимую букву, используя свои знания правила и помня о слове-исключении.
Первый этап изучения
Интересный вариант работы над запоминанием — исправление ошибок. Учитель заранее готовит карточку, где предложены слова или словосочетания с орфографической ошибкой, например, «тварец» вместо «творец». Задача школьника — выявить, в чем именно было нарушено правило, и исправить написание, предложив верный вариант.
Далее идет лексическое задание, которое поможет не только закрепить материал, но и расширить словарный запас словами с корнями «твор — твар». Учитель предлагает школьникам составить как можно больше однокоренных слов, в которых присутствует рассматриваемая орфограмма, используя различные суффиксы и приставки. Можно провести своеобразный конкурс — кто составит более широкий лексический ряд, тот и получит отличную оценку. Варианты задания:
Пример выполненного задания: творить — створка — тлетворный — болезнетворный — стихотворение — творец — стихотворчество — животворный — водорастворимый — трехстворчатый — умиротворенный — затворник — крючкотворство — сотворчество — чудотворец — столпотворение и другие.
Оформить также можно и в таблице, например, вот так:
Существительное | Прилагательное | Глагол | Причастие |
Творец | Творческий | Творить | Сотворенный |
Творение | Затворнический | Сотворить | Затворенный |
Творчество | Животворный | Затворить | Вытворенный |
Такое тренировочное задание поможет ученикам не только хорошо запомнить правило, но и понять лексическое богатство родного языка.
Закрепление и подготовка к диктанту
Чтобы школьники как следует разобрались в том, когда в корнях с чередованием пишется «о», а когда — «а», следует предложить им выполнить и различные творческие задания, которые помогут закрепить навык грамотного письма. Очень важно научить их отличать чередующиеся гласные от проверяемых, во втором случае выбор верного варианта будет зависеть от того, какой именно звук отчетливо слышится в сильной позиции.
Чтобы научить детей отличать эти правила, можно предложить такое задание:
В целом правило довольно простое, но это не значит, что оно не требует тщательного изучения. Разноплановые задания, использование богатого лексического материала и примеров из русской классики помогут ученикам научиться использовать свои знания на практике и закрепят у них навык грамотного письма.
«ОТВОРИТЬ» — проверочное слово и корень
Глагол «отворить» пишется с буквой «о» в корне слова, согласно правилу орфографии о чередующихся гласных в корне -твор-/-твар-.
При произношении слова «отворить» ударным является гласный суффикса:
о тв о р и ть — приставка/корень/суффикс/окончание.
В написании этого глагола доставит затруднение безударный гласный в корне.
Не всегда возможно подобрать проверочное слово, чтобы правильно написать безударный гласный в корне. В русском языке существует множество корней, в которых происходит чередование гласных звуков о//а. Таким чередующимся корнем является морфема -твор-/твар-.
Правописание слова «отворить»
Чтобы правильно написать слово «отворить», вспомним орфографическое правило о написании корня твор-/твар-:
в корне твор- в безударном положении пишется буква «о», например:
А под ударением в корне слова пишем то, что слышим: «затво́р», «ство́рка», «тва́рь».
Исключением из этого правила является слово «у́тварь», в корне которого в безударном положении напишем букву «а». Хотя отметим, что в современном языке в этом слове выделяется другой корень ( утварь — корень/окончание) и своему по значению оно далеко от семантики слов с корнем -твор-.
ОпределениеСогласно словарю Т.Ф. Ефремовой глагол совершенного вида «отворить» («отворять» несов.в.) имеет значение «открывать, распахивая створку или створки чего-л. (двери, ворота, окна и т. п.)».
Исходя из приведенного лексического значения анализируемого слова, можно предположить, что родственное слово «ство́рка», в корне которого под ударением ясно и чётко слышится гласная «о», опосредствованно доказывает написание буквы «о» в корне глагола «отворить».
ВыводВ корне слова «отворить» пишется буква «о» в безударном положении.
Примеры предложений
Человек мой пошел было отвори́ть двери, но они были заколочены, хотя ставни были открыты и дом казался обитаемым (А. Пушкин. История села Горюхина).
Ей отвори́ла незнакомая горничная, полная, заспанная, в тёплой ватной кофте (А. Чехов. Рассказы. Повести).
Дверь нам отвори́ла какая-то женщина, по виду служанка (Артур Конан Дойл. Родни Стоун).
На следующий день я отвори́л клетку, и все птички с громким чириканьем вылетели в парк (А. Дюма. Приключения Джона Девиса).
Правописание «дверьми» и «дверями»: верная форма исходя из ситуации, грамматика, примеры
В случае с выбором между словоформами «дверьми» и «дверями» проще всего писать «дверями», так абсолютно правильно, то есть грамотно во всех случаях.
Но «дверьми» пишется, если надо подчеркнуть, что имеются в виду именно створки двухстворчатой двери.
Правописание «дверями» и «дверьми»
Простое вроде бы слово «дверь» на самом деле хитрое: оно имеет не только два предложных падежа, но и два творительных (см. в конце). Объясняется это тем, что слово «дверь» обозначает одновременно и всю дверную конструкцию, и её подвижную часть – створку (створки) двери. А в процессе пользования дверью именно со створкой всё время что-то делают, что-то с нею творят. Недаром же говорят «затворить дверь», «затвор двери». Отсюда следуют несложные правила употребления слов «дверями» и «дверьми»:
Примечание: второй творительный падеж иногда называют частным, но подавляющее большинство лингвистов не признаёт его существования. В общем, обоснованно – случаи, когда целое и его часть именуются одинаково, крайне редки, а в русском языке и так, кроме школьных шести падежей, языковеды насчитывают второй родительный (партитив), второй винительный, второй предложный (локатив), звательный (вокатив) и счётный падежи. С частным падежом их общее число удваивается, а учить в школе ещё и дополнительные падежи, так все ученики в прогульщики подадутся. Тем более, что «вторые падежи» приложимы к немногим словам, которые проще запомнить, чем заучивать правила, о которых и учёные мужи до сих пор спорят.
Значение
Существительное «дверь» (множественное число «двери») в русском языке употребляется в двух прямых и переносном (косвенном) значении:
Грамматика
Слово «дверь» – неодушевлённое имя существительное женского рода 3-го склонения в школьной традиции (III академического). Состоит из одного лишь корня. Односложное слово, из строки в строку переносится целиком (падежные формы допустимо переносить по слогам в рукописях при нехватке места в строке). Падежные формы:
Примечание: местный падеж называется также вторым предложным. Употребляется, когда нужно указать на временное местонахождение кого-то или чего-то в данном месте (подробнее о местном падеже см. в статье о выражениях «в цехе» и «в цеху»).
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог