Команда “Ввод текста” в KOMPAS 3D
Построение текстовых блоков осуществляется через меню Инструменты → Ввод текста или с помощью команды Ввод текста на панели инструментом Обозначения. Па панели параметром этой команды для назначения выравнивания текста в текстовом блоке предназначены кнопки группы Размещение:
После этого необходимо задать угол написания текста относительно системы координат и выбрать точку расположения текстового блока. После этого появится панель параметров форматирования текста.
Вкладка “Формат”
Стиль всего Текста по умолчанию — с помощью кнопки Изменить можно выбрать из библиотеки необходимый стиль текста по умолчанию для всего текстового блока.
Ширина — в этом поле задается ширина текстового блока, если включена одна из последующих опций Изменение сужения текста или Форматирование строк. Перенос правой границы — с помощью этой опции производится смещение правой границы текстового блока при вводе текста.
Изменение сужения текста — с помощью этой опции производится вписывание текста в заданную ширину текстового блока за счет сужения расстояния между символами.
Форматирование строк — с помощью этой опции производится автоматический перенос слов текста при достижении границы.
Перенос нижней границы — с помощью этой опции производится смещение нижней границы текстового блока при вводе текста.
Изменение шага строк — с помощью этой опции производится; вписывание текста в заданную высоту текстового блока за счет пересчета расстояния между строками
Использовать для — с помощью этого выпадающего меню можно выбрать необходимый уровень списка (всех (по умолчанию), первого у ровня… пятого уровня) и задать соответствующие параметры в последующих опциях. Назначенные параметры будут сохраняться для каждого уровня при переключении между уровнями в этом окне.
Текст перед — в этом поле задается текст, который добавляется перед номером.
Тип номера — с помощью этого выпадающего меню можно выбрать необходимый тип нумерации (арабские цифры, римские цифры, буквы русского или английского алфавита).
Текст после — в этом поле задается текст, который добавляется после номера.
Начинать нумерацию с позиции — в этом числовом поле задается номер, с которого будет начинаться нумерация.
Добавлять к номеру верхнего уровня — включенная опция добавляет текущий номер к номеру более высокого уровня (например, «5.1».
Величина отступа — в этом поле задается величина смещения нумерованного списка, настраиваемая в последующих опциях Фиксированный отступ от номера до текста и Фиксированный отступ до начала текста.
Фиксированный отступ от номера до текста — эта опция задает одинаковый для всех нумерованных списков отступ от последнего символа номера списка до начала текста списка.
Фиксированный отступ до начала текста — эта опция задает одинаковый для всех нумерованных списков отступ от левой границы до начала текста списка.
Шрифт… — с помощью этой кнопки назначается шрифт для символов нумерации.
Сбросить — с помощью этой кнопки производится отмена настроек для текущего уровня списка
Настройка проверки грамматики включается с помощью опции Грамматика в этом диалоговом окне. (Проверка текста по всему документу возможна из меню Сервис → Правописание).
Дополнительные настройки правописания возможно произвести, нажав кнопку Параметры или в меню Сервис → Параметры на вкладке Система в разделе Текстовый редактор → Проверка правописания. Далее рассматриваются эти настройки:
Работа с API КОМПАС-3D → Урок 11 → Простые текстовые надписи
На предыдущих уроках цикла мы научились выводить текст в основную надпись. Сегодня поговорим о том, как выводить текст в сам документ. Мы рассмотрим простейшие примеры, а более сложные приемы покажем на следующих уроках.
Содержание цикла уроков «Работа с API КОМПАС-3D»
Точка привязки текста
Текст в КОМПАСе всегда выводится относительно некоторой точки, которую называют точкой привязки. Текст может по-разному располагаться относительно нее. Для того, чтобы узнать расположение текста относительно точки привязки, используется метод ksGetTextAlign интерфейса ksDocument2D. Ниже приводится его прототип.
В качестве единственного параметра он принимает целочисленный указатель на объект «текст». Метод возвращает тип привязки, или -1 в случае ошибки. Допустимые типы привязок приведены в таблице ниже.
Таблица допустимых типов привязок
Для изменения привязки текста используется метод ksSetTextAlign интерфейса ksDocument2D. Ниже приводится его прототип.
В случае успеха данный метод возвращает значение 1, а в случае ошибки – ноль.
Вывод текста
Для простого вывода текста используется метод ksText интерфейса ksDocument2D. Ниже приводится прототип данного метода.
Разберем параметры метода ksText. Точку привязки мы обсуждали в предыдущем разделе.
Параметр ang задает угол в градусах между строкой текста и горизонтальной линией. Угол отсчитывается против часовой стрелки. На рисунке ниже показана строка, выведенная под углом 45°.
Строка, выведенная под углом 45°
Параметр hStr задает размер символов строки в миллиметрах. Если значение этого параметра равно нулю, то используется размер по умолчанию.
Параметр ksuStr задает растяжение (сужение) текста. На рисунке ниже приведено несколько строк с различным значением параметра ksuStr.
Несколько строк с различным значением растяжения
Из этого рисунка можно увидеть, что «растяжение 0» эквивалентно «растяжению 1», то есть отсутствию какого-либо растяжения.
Параметр bitVector содержит набор флагов, определяющих начертание символов. Допустимые флаги перечислены в таблице ниже.
Таблица флагов, определяющих начертание символов
На самом деле, существуют и другие допустимые флаги, но их работа проявляется только при конструировании сложных составных строк. Часть из них мы рассмотрим на следующем уроке.
Помните – выводимая строка не должна содержать символы @, $, &,
, ^ и #, так как они являются управляющими символами. О работе с ними мы поговорим на следующих уроках нашего цикла.
В случае успеха метод ksText возвращает целочисленный указатель на текст. Этот указатель может быть передан, например, в метод ksSetTextAlign для изменения расположения текста относительно точки привязки. В случае ошибки метод ksText возвращает ноль.
Пример
Ниже приводится пример программы, демонстрирующей вывод строки с использованием метода ksText.
Для простоты в данном примере опущен код, ответственный за создание и оформление документа. В результате работы этой программы в документ выводится текстовая надпись «Строка».
Размер текста
При выводе текста в документ полезно знать, сколько места он занимает. Высота текста задается параметром hStr метода ksText. А вот его длина напрямую зависит от выводимой строки.
Для ее определения используется метод ksGetTextLengthFromReference интерфейса ksDocument2D. У этого метода всего один параметр – целочисленный указатель на текст. Он возвращает длину текста в миллиметрах.
Метод ksGetTextLengthFromReference неудобен тем, что он не позволяет определить длину строки до ее вывода в документ. Для определения длины строки, которая еще не выведена в документ, нужно использовать метод ksGetTextLength. Но прежде чем рассматривать его, поговорим о стилях.
Стили текста
Система КОМПАС предопределяет несколько стилей для текстов, выводимых в документах. Каждому стилю соответствует целое число. Наиболее часто используемые стили – в таблице ниже.
Наиболее часто используемые стили текста
В данной таблице приведены не все стили: только их часть. С полным перечнем доступных констант можно ознакомиться на странице «Структуры параметров и константы\Константы\Константы текста\Системные стили текста» документации КОМПАС.
Метод ksGetTextLength
Метод ksGetTextLength интерфейса ksDocument2D позволяет определить длину строки до ее вывода в документ. Ниже – прототип этого метода.
Метод возвращает длину строки в миллиметрах. Обратите внимание: метод в качестве параметра принимает саму строку, а не указатель на объект «текст». Это позволяет оценивать размер строки до того, как она будет выведена в документ.
Пример
Рассмотрим пример использования метода ksGetTextLength. Допустим, у нас есть строка и ее нужно разместить в прямоугольнике определенной длины (данная задача гораздо проще решается с помощью параграфов, но о них – в следующих уроках). Если строка умещается в нём, то она выводится полностью. Если нет, то она обрезается и в конце нее ставится многоточие. Ниже приводится исходный код программы, решающий такую задачу.
Исходная строка задается в константе FULLSTR. Переменная maxSize задает длину прямоугольника, в который нужно вписать строку. Позже это значение уточняется, из него вычитается размер многоточия, который сохраняется в переменной size_dots. Если строка не умещается, от нее отсекается по одному символу до тех пор, пока она не уместится в прямоугольнике заданного размера. Это происходит в цикле while.
Обратите внимание на очень важный момент: при выводе строки все параметры метода ksText (кроме координат точки привязки) имеют нулевое значение. Дело в том, что метод ksGetTextLength ничего не знает об этих параметрах, поэтому не может учитывать их при расчете длины строки. Таким образом, если при выводе строки используются ненулевые значения параметров метода ksText, то результирующая длина строки может отличаться от той, что была получена методом ksGetTextLength.
На этом уроке мы научились выводить простые текстовые надписи с помощью метода ksText. Это не единственный способ вывода текста, но, пожалуй, самый простой. На следующем уроке мы рассмотрим, как с помощью этого метода можно выводить сложные составные строки. А на последующих рассмотрим и более сложные методы вывода текста.
Продолжение следует, следите за новостями блога.
Сергей Норсеев, к.т.н., автор книги «Разработка приложений под КОМПАС в Delphi».
Как писать в компасе 3d
Иногда требуется на поверхности 3D модели детали нанести текст. Специальных для этого функций САПР Компас-3D не имеет.
Если обратиться за помощью в Интернет, можно прочитать различные способы, придуманные со временем проектировщиками.
Некоторые из способов для вырезания и выдавливания текста на плоских и криволинейных поверхностях мы предлагаем Вашему вниманию в следующем ролике:
Александр Малыгин
Объект обсуждения — программное обеспечение для выполнения автоматизированного конструкторского и технологического проектирования, разработки управляющих программ, вопросы, связанные с разработкой прикладных САПР.
2 Комментарии “ САПР Компас-3D. Нанесение текста на 3D-модели. Видео ”
Всё бы хорошо, но только компас похоже глючит с таким методом нанесения текста. Текст то нормально наносится, то начинает всё время выдавать сообщение про ошибку булевой операции. При чём даже если сделать небольшие изменения в уже нормально нанесённом тексте. то опять начинает выдаваться сообщение об ошибке.
Построение текстовых блоков осуществляется через меню Инструменты → Ввод текста или с помощью команды Ввод текста на панели инструментом Обозначения. Па панели параметром этой команды для назначения выравнивания текста в текстовом блоке предназначены кнопки группы Размещение:
После этого необходимо задать угол написания текста относительно системы координат и выбрать точку расположения текстового блока. После этого появится панель параметров форматирования текста.
Вкладка “Формат”
Стиль всего Текста по умолчанию — с помощью кнопки Изменить можно выбрать из библиотеки необходимый стиль текста по умолчанию для всего текстового блока.
Ширина — в этом поле задается ширина текстового блока, если включена одна из последующих опций Изменение сужения текста или Форматирование строк. Перенос правой границы — с помощью этой опции производится смещение правой границы текстового блока при вводе текста.
Изменение сужения текста — с помощью этой опции производится вписывание текста в заданную ширину текстового блока за счет сужения расстояния между символами.
Форматирование строк — с помощью этой опции производится автоматический перенос слов текста при достижении границы.
Перенос нижней границы — с помощью этой опции производится смещение нижней границы текстового блока при вводе текста.
Изменение шага строк — с помощью этой опции производится; вписывание текста в заданную высоту текстового блока за счет пересчета расстояния между строками
Использовать для — с помощью этого выпадающего меню можно выбрать необходимый уровень списка (всех (по умолчанию), первого у ровня… пятого уровня) и задать соответствующие параметры в последующих опциях. Назначенные параметры будут сохраняться для каждого уровня при переключении между уровнями в этом окне.
Текст перед — в этом поле задается текст, который добавляется перед номером.
Тип номера — с помощью этого выпадающего меню можно выбрать необходимый тип нумерации (арабские цифры, римские цифры, буквы русского или английского алфавита).
Текст после — в этом поле задается текст, который добавляется после номера.
Начинать нумерацию с позиции — в этом числовом поле задается номер, с которого будет начинаться нумерация.
Добавлять к номеру верхнего уровня — включенная опция добавляет текущий номер к номеру более высокого уровня (например, «5.1».
Величина отступа — в этом поле задается величина смещения нумерованного списка, настраиваемая в последующих опциях Фиксированный отступ от номера до текста и Фиксированный отступ до начала текста.
Фиксированный отступ от номера до текста — эта опция задает одинаковый для всех нумерованных списков отступ от последнего символа номера списка до начала текста списка.
Фиксированный отступ до начала текста — эта опция задает одинаковый для всех нумерованных списков отступ от левой границы до начала текста списка.
Шрифт… — с помощью этой кнопки назначается шрифт для символов нумерации.
Сбросить — с помощью этой кнопки производится отмена настроек для текущего уровня списка
Настройка проверки грамматики включается с помощью опции Грамматика в этом диалоговом окне. (Проверка текста по всему документу возможна из меню Сервис → Правописание).
Дополнительные настройки правописания возможно произвести, нажав кнопку Параметры или в меню Сервис → Параметры на вкладке Система в разделе Текстовый редактор → Проверка правописания. Далее рассматриваются эти настройки:
— Интерфейс системы КОМПАС-3 D V 7 Plus ;
— Приемы создания листа чертежа;
— Возможности управления размером изображения на экране монитора;
— Выбор форматов чертежей;
— Заполнение основной надписи;
— Сохранение чертежей в памяти компьютера.
— на экране лист чертежа формата А3, расположенный горизонтально, заполнить основную надпись. Создать свою папку, сохранить чертеж.
ВХОД С СИСТЕМУ «КОМПАС-3 D V 7 Plus »
При работе основным устройством указания является мышь. Основной функцией мыши является управление указателем мыши – курсором. Левая и правая кнопка служат для разных целей:
· Щелчок левой клавишей мыши – ввод информации в память компьютера;
· Щелчок правой кнопкой – вызов контекстного меню, показывающего возможности управления выполняемой в данной момент операцией.
Основной функцией мыши является управление указателем мыши – курсором. Курсор используется для выбора и активизации объектов на экране, работы с пунктами меню, размещения и выделения текста и т.д. Основные приемы, которые используются при работе с мышью, описаны таблице №1.
Быстро нажать и отпустить кнопку мыши
Дважды быстро нажать и отпустить кнопку мыши
Переместить курсор, перемещая мышь с нажатой кнопкой
Перетащить и отпустить
Подвести курсор мыши к объекту, нажать кнопку мыши, перетащить курсор отпустить нажатую кнопку.
Подвести курсор мыши к объекту, нажать и отпустить кнопку мыши.
Войти в «КОМПАС» можно несколькими способами:
2. Сделать двойной щелчок на ярлыке системы , расположенном на рабочем столе (рис.1).
После запуска системы «Компас» на экране отобразится главное окно системы, на котором представлены элементы управления системой (рис.2).
Панель управления расположена в верхней части окна системы под строкой главного меню. В ней собраны команды, которые наиболее часто употребляются при работе с системой.
Чтобы выйти из системы при окончании работы после сохранения чертежа в памяти компьютера, можно:
1) Щелкнуть по кнопке «Закрыть программу» в верхнем правом углу экрана (рис.2);
2) При помощи меню Файл ® Выход;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ
При возникновении затруднительных ситуаций во время работы с системой вы можете быстро получить необходимую справочную информацию следующими способами:
· Нажимая клавишу F1
·Вызывая команду на странице меню Справка
· Нажимая кнопку на панели управления . Эта подсказка по объектам рабочего экрана, т.е. необходимо также указать нужный объект.
· С помощью ярлычков-подсказок, для появления которых подведите курсор к интересующей вас кнопке и задержите на некоторое время.
СОЗДАНИЕ ЛИСТА ЧЕРТЕЖА
Для вывода на экран нового листа чертежа нужно щелкнуть по кнопке «Создать документ», откроется окно «Новый документ», в котором следует щелкнуть по кнопке «Чертеж» (рис.2). На экране появится лист формата А4, расположенный вертикально (рис.3).
Рис.3 Создание листа чертежа
Если щелкнуть по закладке «Шаблоны», то из имеющегося перечня можно вывести на экран листы чертежа различных форматов (рис.4). Шаблон – это созданная ранее заготовка документа, содержащая оформление, настройки, объекты и т.д.
>
Рис.4 Окно меню «Шаблоны»
КНОПКИ УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЕМ ОКНА ДОКУМЕНТА
Система КОМПАС-3D VL позволяет работать одновременно с несколькими чертежами одновременно, при этом на экране может, например, полностью быть показан один из листов, а другие будут свернуты в виде кнопок, расположенных внизу экрана. Чтобы свернуть лист чертежа, нажмите на кнопку «Свернуть», показанную на рис.5.
Рис.5 Кнопки управления состоянием окна
Для того чтобы восстановить чертеж из свернутого до кнопки состояния, можно или два раза щелкнуть по названию кнопки, или щелкнуть по пункту «Развернуть» (рис.6).
По окончанию работы над чертежом окно документа закрывается с помощью кнопки «Закрыть документ» (рис. 5 и 6).
ВЫВОД НА ЭКРАН СОХРАНЕННЫХ В ПАМЯТИ КОМПЬЮТЕРА ЧЕРТЕЖЕЙ
Открытие сохраненныхдокументов возможно следующими способами:
1.При помощи меню Файл ® Открыть
2. При помощи кнопки «Открыть» панели инструментов.
В обоих случаях открывается окно для выбора открываемых файлов чертежей (рис.7).
Рис.7 Открытие файлов сохраненных чертежей
ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРА ИЗОБРАЖЕНИЯ
Для изменения размера изображения только на экране рассмотрим несколько кнопок панели управления системы КОМПАС, используемых для этих целей (рис.7):
«Увеличить масштаб рамкой» — кнопка для увеличения части экрана до размеров экрана рамкой, заданной двумя точками по диагонали. После вызова команды внешний вид курсора изменится: он превратится в перекрестье. Укажите первый угол, затем перемещайте курсор для достижения нужного размера рамки. На экране будет отображаться фантом рамки. Укажите второй угол рамки. Масштаб изображения увеличится так, чтобы область, ограниченная рамкой, полностью умещалась в окне документа.
«Увеличить масштаб» — кнопка позволяет увеличить масштаб изображения в активном окне в определенное количество раз, установленное по умолчанию в настройках системы.
«Уменьшить масштаб» — кнопка для уменьшения масштаба изображения на экране.
«Сдвинуть» — кнопка для перемещения электронного чертежа по экрану при перемещении курсора по экрану. После вызова команды курсор меняет свою форму на четырехстороннюю стрелку.
«Приблизить/отдалить» — кнопка для увеличения или уменьшения изображения на экране, позволяющая плавно менять масштаб, приближая или отдаляя изображение. Для этого нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перемещайте курсор в вертикальном направлении. При движении курсора вверх изображение будет плавно увеличиваться, в обратном направлении — уменьшаться. Центром панорамирования является точка, в которой была нажата левая кнопка мыши. Если Вы пользуетесь мышью с колесом, то для панорамирования изображения вращайте колесо мыши.
«Обновить изображение» — кнопка для перерисовки чертежа и удаления «мусора» с поля чертежа.
«Показать все» — кнопка для вывода на экран всего чертежа или всех изображений фрагмента.
ВЫБОР ФОРМАТА ЧЕРТЕЖА
Государственный стандарт 2.301-68 устанавливает основные форматы листов чертежей, определяемые размерами внешней рамки.
Обозначение формата | А0 | А1 | А2 | А3 | А4 |
Размеры сторон формата, мм | 841х1189 | 594х841 | 420х594 | 297х420 | 210х297 |
Формат А4 может располагаться только вертикально, все другие форматы можно располагать как вертикально, так и горизонтально.
Для выбора необходимого для чертежа формата необходимо выполнить следующие действия:
1. Вызвать команды Сервис – Параметры…- Текущий чертеж — Параметры листа – Формат (рис.8 и 9).
Рис.8 Выбор формата
С помощью окна, изображенного на рис.8, выбирается необходимый формат и его ориентация.
Рис.9 Выбор формата чертежа и его ориентации
ЗАПОЛНЕНИЕ ОСНОВНОЙ НАДПИСИ
Основная надпись появляется и размещается на чертеже автоматически. Для перехода в режим заполнения основной надписи можно выполнить одно из следующих действий:
1. Двойной щелчок левой кнопкой мыши в любом месте основной надписи;
2. Вызвать команду Вставка – Основная надпись.
В режиме заполнения основной надписи ее вид изменится – границы ячеек выделятся штриховыми линиями (рис.10).
Рис.10 Заполнение основной надписи
Шифр чертежа включает в себя следующие разделы:
КГ – название дисциплины;
01 – порядковый номер лабораторной работы;
– индивидуальный номер варианта выполняемой работы;
01 – порядковый номер чертежа.
Заполнив все графы, нажмите кнопку Создать объект для сохранения в памяти компьютера сделанных записей и выхода из режима заполнения основной надписи.
СОХРАНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
Сохранить вычерченные чертежи можно:
· при помощи меню Файл ® Сохранить
·при помощи кнопки панели инструментов .
В открывшемся окне (рис.11) создайте новую папку. Папка – это каталог для хранения однотипных файлов (документов), имеющий определенное имя, где будут храниться все вычерченные в процессе обучения ваши чертежи. Папке присвойте имя (свою фамилию) и сохраните в ней свой чертеж.
Рис. 11 Сохранение чертежей
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАНЕЛИ
На Компактной панели (рис.12) располагаются кнопки переключения для вызова Инструментальных панелей, содержащих кнопки вызова различных команд.
Рис.12 Компактная панель
Расположение и состав необходимых кнопок панелей выбирается пользователем самостоятельно в зависимости от вида выполняемых работ.
На инструментальной панели Геометрия (рис.13) расположены кнопки вызова команд для построения геометрических объектов. Для включения отображения ее на экране служит команда Вид — Панели инструментов – Геометрия.
Рис. 13 Инструментальная панель Геометрия
Инструментальная панель, на которой расположены кнопки вызова команд для простановки размеров, называется Размеры (рис.14). Для включения отображения ее на экране служит команда Вид — Панели инструментов – Размеры.
Рис.14 Инструментальная панель Размеры
Редактирование – инструментальная панель, на которой расположены кнопки вызова команд редактирования (изменения, исправления) геометрических объектов (рис.15).
Рис.15 Инструментальная панель Редактирование
На инструментальной панели Обозначения (рис.16) расположены кнопки вызова команд простановки различных обозначений (разрезов, сечений, видов, шероховатостей и т.д.).
Рис.16 Инструментальная панель Обозначения
Рис.17 Инструментальная панель Параметризация
Панель (рис.17), на которой расположены кнопки для вызова команд наложения связей и ограничений на геометрические объекты, называется Параметризация.
Рис.18 Инструментальная панель Измерения
На инструментальной панели Измерения расположены кнопки вызова команд различных измерений (рис.18).
Рис.19 Инструментальная панель Выделение
Инструментальная панель (рис.19), на которой расположены кнопки для вызова команд выделения объектов графических документов, называется Выделение.
Рис. 20 Инструментальная панель Ассоциативные виды
Ассоциативные виды расположены кнопки вызова команд для создания видов (рис.20).