Как легко написать и издать бестселлер за 90 дней
На вебинаре вы получите авторскую формулу написания бестселлера и сможете избежать грубых ошибок, которые допускают 98% авторов. Уникальные рабочие алгоритмы напрямую от заместителя главного редактора издательства «Альпина Паблишер». Вы поймёте, что написание книги — это увлекательный творческий процесс, который доставляет радость и удовольствие.
Я помогла более 300 авторам написать и издать книгу. Многие произведения стали бестселлерами, а их авторы — настоящими звездами в своих сферах.
Поэтому и провожу эту онлайн-встречу, чтобы познакомиться с новыми людьми, которые имеют опыт в своём деле (даже небольшой), чтобы передать дорожную карту создания книги.
Даже если вы никогда не думали об этом и сама мысль «Я написал книгу» кажется вам чем-то из разряда фантастики. Поверьте, все не так сложно!
Возможно, вы и хотите написать свою книгу, но:
Существует методика, благодаря которой уже появилось более 300 бестселлеров.
Запишитесь на бесплатный вебинар, который проведёт Ирина Гусинская — заместитель главного редактора «Альпина Паблишер».
В течение двух часов вас ждет много интересного:
Для кого этот вебинар:
И любой человек, обладающий интересным жизненным опытом.
Зарегистрируйтесь и получите бесплатно 3 PDF-алгоритма:
Хочу на обложку: как написать и издать бестселлер
Теории и практики
Редактор издательства читает около тысячи рукописей в год — и еще больше с ходу отправляет в «корзину». Авторы обижаются: «Могли бы хоть объяснить, почему моя книга вам не подходит!» Замглавреда издательства «Альпина Паблишер» объяснила — а T&P записали ее рассказ. О том, как заинтересовать издателя, из чего состоит работа над книгой и чем будет вознагражден автор, — в конспекте вебинара.
Как написать и издать бестселлер
Вебинар. 22 ноября 2018 года
Ирина Гусинская
Заместитель главного редактора издательства «Альпина Паблишер»
Многие считают, что написание книги — исключительно творческий процесс. Это не так: важно с самого начала смотреть на книгу как на проект. Понимать, для кого и зачем вы пишете. Ответственно подойти к выбору темы. Сотрудничать с издателем: не исчезать сразу после того, как рукопись сдана, а участвовать в работе над книгой и, конечно же, в ее продвижении.
За собственно написание лучше всего приниматься тогда, когда вы уже понимаете, какой будет будущая книга: структура, объем, состав. Бывает, издатель сомневается и говорит: «Вы сначала напишите, а потом посмотрим, сможем ли мы это издать». Поэтому автору полезно заранее понимать, как издатель оценивает перспективы вашей идеи, — а для этого уметь смотреть на будущую книгу его глазами.
О чем писать
Этот вопрос задают очень часто, и я каждый раз теряюсь, не зная, что ответить. Конечно, есть какие-то модные темы (блокчейн, сторителлинг и т. д.), которые идут волнами. Но станут ли читатели доверять автору, который готов писать о чем угодно, по веянию моды?
Пишите, когда гнетет или болит: 11 советов для начинающих авторов от Гузели Яхиной
Поэтому я считаю, что писать нужно о том, в чем вы разбираетесь — или готовы разобраться. Для первого случая примеров можно привести много, для второго приведу всего один: книгу «С ума сойти!», посвященную психическим расстройствам: ее написали журналист и аналитик, которые интересовались нейробиологией в силу личных причин и очень глубоко погрузились в эту тему. Так, что в 2017 году книга получила премию «Просветитель».
Надо понимать, что на книжном рынке вы не одиноки. Полезно читать книги конкурентов, чтобы уметь объяснить издателю, чем уникальна ваша рукопись. Если вы открыли абсолютно новую тему, то, с одной стороны, это преимущество, с другой — издатель будет опасаться, что для этой темы нет аудитории. Вам придется объяснять, кто ваши читатели и почему ваша книга будет им интересна.
Тема не должна быть слишком узкой. У нас был автор, который хотел написать книгу о том, как открыть бизнес по установке натяжных потолков, — нам пришлось ему отказать. И, конечно, есть темы, материал по которым очень быстро устаревает, — например, та же нейробиология, а цикл производства книги в среднем от 6 месяцев до года, так что важно обновлять устаревшую информацию до сдачи в типографию, при переиздании или на сайте книги.
Как найти того, кто издаст книгу
Приготовьтесь к тому, что сотрудничество с издателем — это долгосрочное партнерство. Вы выбираете издателя, издатель выбирает вас. Как найти «своего»? Идите в книжный магазин, найдите книги, близкие по тематике вашей, и посмотрите, кто их издает. Сходите на сайты этих издателей, посмотрите, что они пишут о своей редакционной политике и как принимают заявки. Если в сопроводительном письме вы напишете: «Я вижу, что вы издаете книги по темам, и ознакомился с вашими условиями сотрудничества», это будет конкурентным преимуществом.
«Болезненное пристрастие к сочинительству»: кто такой графоман?
Есть несколько способов издать книгу. Самый желаемый автором — за счет издателя. В этом случае издатель заключает с автором лицензионный договор и берет на себя редактуру, корректуру, оформление, печать, продвижение и работу с распространителями. Можно издать за свой счет; сумма зависит от многих факторов — объема предоставляемых услуг, тиража, требований к полиграфии. Некоторые авторы, издающиеся за свой счет, сами обеспечивают редактуру, корректуру и оформление, а издатель только печатает, ставит ISBN и занимается распространением — но не всем издателям это удобно и интересно.
Помимо традиционных издателей, существуют всевозможные платформы «самиздата» — Amazon, Ridero. Некоторые не только позволяют напечатать тираж, но и помогают авторам с продвижением и распространением (например, у Ridero сесть программа поддержки авторов).
Есть и совсем необычные примеры, как, скажем, уже ставший хрестоматийным кейс Дмитрия Глуховского, который выкладывал свой роман в интернет по главам, собрал вокруг него целое сообщество, а потом выпустил в виде книги — издатель пришел к нему сам.
Как написать синопсис
В советах начинающим авторам я постоянно вижу требования к оформлению: шрифт Times New Roman, 12-й кегль, междустрочное расстояние такое-то… Это все ерунда: главное, чтобы файл открывался и чтобы в нем было внятное представление вашей будущей книги:
Тема и ее актуальность.
Короткий рассказ об авторе.
Иногда редакционный совет, посмотрев синопсис, продолжает сомневаться и просит прислать еще пару глав, а то и полную рукопись — или предлагает, как развернуть тему по-другому.
Некоторые боятся, что, прочитав синопсис, издатель украдет гениальную идею и выпустит книгу под другим именем. Можно попросить издателя подписать соглашение о неразглашении, но согласятся только те, кого вам удалось сразу заинтересовать, так что в большинстве случаев, отправляя синопсис, приходится верить на слово. Да и нет у издателя нужды что-то «красть»: нам и так приходит очень много заявок.
«Жду вашего ответа сегодня до 20:00!»
Письма с требованием «рассмотреть заявку срочно» вызывают недоумение. В год я читаю около тысячи рукописей. Пожалуйста, прежде чем дергать редактора, выждите хотя бы три недели с момента отправки синопсиса. И не стоит звонить секретарю и требовать личной встречи с главным редактором: не показав описания книги, ни в одном издательстве вы такого не добьетесь (а в США, например, издатель и вовсе не станет рассматривать вашу заявку напрямую — там ее можно подать только через литературного агента).
Отказывая автору, я использую стандартные формулировки: «не наш формат», «не для нашей аудитории», «не видим коммерческого потенциала». Не обижайтесь, если на ваше письмо вообще не ответили: поток заявок в издательствах действительно очень большой, ответить каждому часто бывает физически невозможно (но я стараюсь!).
Как читать договор
Если ваш синопсис понравится издателю, он предложит вам заключить договор. Многие авторы сначала молча все подписывают, а потом думают, что их обманули. Если сомневаетесь, покажите договор дружественному юристу.
Как правило, по договору автор передает издателю исключительные права на ряд действий в отношении произведения — переработку (имеется в виду редактура и корректура), «доведение до всеобщего сведения», распространение. Права передаются на определенный срок: например, права на издание — на пять лет, права на распространение — на семь. В течение этого срока автор не может публиковать то же самое произведение в другом издательстве. В обмен он получает от издателя роялти — процент с продаж.
Если вы хотите, чтобы над вашей книгой работал ваш знакомый редактор или иллюстратор, — скажите об этом издателю, и, если все пойдет хорошо, с вашим протеже заключат договор на оказание услуг (а если это графический роман или детская книга с большим количеством картинок, с иллюстратором может быть заключен авторский договор).
Подписывая договор, убедитесь, что в нем нет невыполнимых условий (например, требования летать в разные города на презентации книги за свой счет) и что это не договор отчуждения. В последнем случае издатель сможет делать с вашим произведением что угодно. Если вам дорога ваша книга, не подписывайте такой договор. Справедливости ради стоит сказать, что в последние годы я не слышала о случаях заключения подобных договоров.
Сколько писать
От толщины книги зависят объем работы и затрат издателя (редактура, корректура, печать) и, опосредованно, цена, за которую ее можно будет продать. При этом покупательское поведение не подчиняется простой арифметике: если книга тонкая, читатель хочет платить меньше, но если книга толстая, это еще не значит, что он готов платить больше. Близкое к идеальному соотношение цены и затрат на производство у книг объемом около 400 тысяч знаков.
Что у книги внутри и снаружи
В договоре, который мы заключаем с авторами, есть пункт о том, что название книги определяет издатель. Конечно, мы согласуем его с автором, но последнее слово за нами. Издателю важно, чтобы книга продавалась, и опыт создания продающих заголовков у него больше. У нас были прецеденты, когда мы переиздавали книгу под другим названием и продажи резко шли вверх. То же касается обложки и других элементов оформления, которые могут привлечь внимание покупателей.
Отдельная головная боль — очищение прав на иллюстрации. Сейчас мы работаем над книгой о кино, в которую автор включил изображения кинопостеров и кадры из фильмов. По каждому надо найти правообладателей и выкупить права, а это всегда очень витиеватый путь. Часто проще заказать иллюстрации «по мотивам», а то и вовсе взять картинки со стоков. У нас был случай: мы купили права на книгу «Писать как Толстой», но оказалось, что права на изображения надо покупать отдельно, потому что все они принадлежат разным правообладателям. Мы по одной выкупали каждую картинку, очищение прав растянулось на несколько месяцев.
Зачем «торговать лицом»
Еще один пункт, который есть в нашем авторском договоре, — автор должен принимать участие в продвижении книги. Однажды мы организовали презентацию, книжный магазин предоставил площадку, пришли люди — а автор просто не явился. Было очень неприятно — но дело даже не в этом.
Терпение и труд: известные литераторы о борьбе с писательским ступором
У издателя, как правило, нет особого бюджета на рекламу — он ищет бесплатные способы продвижения. Это, например, публикации отрывков в СМИ. Или рецензии — многие думают, что критикам за них платят, но нет (мы просто стараемся отправлять книгу для рецензирования релевантным людям). И зачастую издателю при прочих равных экономически выгоднее выпустить книгу автора, который ведет какую-то публичную деятельность, уже работает над своим личным брендом. Когда я получаю синопсис, то первым делом гуглю автора, ищу его в соцсетях.
Кстати, хороший способ подойти к изданию книги — начать со статей в журналах или завести тематический блог. Если в синопсисе вы дадите ссылки на них, это будет конкурентным преимуществом: издатель поймет, что вы не только разбираетесь в теме, но и уже засветились в медиапространстве.
Что вам за это будет
Издатель получает деньги не когда отгружает тираж в магазины, а когда книга уже продается — и так же платит автору. Обычно от сдачи рукописи до печати тиража проходит от 6 месяцев до года, и еще через 3–6 месяцев издатель начинает отправлять автору отчеты о роялти.
Сколько можно заработать написанием книг? Раньше авторы в момент подписания договора получали аванс. Сейчас в связи с нестабильной экономической ситуацией авансы почти не платятся — остались только роялти. Это примерно 10% от оптовой цены, которая составляет приблизительно половину от розничной (да, магазины делают такую большую наценку). Грубо говоря, если в магазине книга стоит 600 рублей, значит, автор заработает на ней 30 рублей.
Если верить отчетам Российской книжной палаты, совокупные тиражи растут — но по отдельности они не велики. Тиражом более 10 тысяч экземпляров в 2017 году было издано всего 5% от всех выпущенных наименований, а средний тираж составляет чуть больше 4 тысяч экземпляров. Поэтому «бестселлерность» определяется не тиражом, а динамикой продаж — тем, как быстро книга раскупается, как часто приходится допечатывать тираж. Чтобы и автор, и издатель могли на книге заработать, она должна постоянно переиздаваться.
Есть счастливые издатели, которым не нужно заботиться о прибыли, у них есть бюджет (гранты, фонды) — они могут издавать сложные книги на узкие темы. Но для большинства финансовый аспект очень важен. Приходится постоянно искать баланс. Иногда какие-то книги издаются, что называется, «для кармы». Но обычно, если мы не верим в тираж хотя бы 5 тысяч экземпляров, мы, скорее всего, автору откажем.
Выпускать книгу только в электронном виде невыгодно: да, затраты меньше (потому что не надо тратиться на полиграфию), — но и цена ниже, и доходы меньше. Хотя тем, кто хочет издаваться за свой счет, полезно учитывать, что где-то 40% затрат на производство бумажной книги — полиграфия. В России сейчас все плохо с бумажным производством, и, чтобы напечатать цветную книгу на «меловке», бумагу надо покупать, например, в Финляндии, а печатать в Латвии (это ЕС, а значит, евро) или в Китае (это долго, и есть свои особенности с растаможкой). Альтернатива — цифровые типографии, которые только развиваются и пока не могут похвастаться чрезмерным ассортиментом услуг.
В рубрике «Конспект» мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.
Как легко написать и издать бестселлер за 90 дней
Взорвет эффективность рекламы
Создаст больше доверия с первого же взгляда, больше проникшихся вами подписчиков, а со временем и преданных клиентов
Соберет вам большую горячую аудиторию
(Даже с нуля!) и поможет получать клиентов годами на автопилоте
Подарит социальный успех, откроет двери
Вы начнёте публиковаться в СМИ, давать интервью, выступать спикером на мероприятиях.
Превратит ваше имя в бренд
И повысит вашу стоимость как профессионала (эксперта, мастера, блогера, предпринимателя, наставника, коуча)
Взорвет эффективность рекламы
Создаст больше доверия с первого же взгляда, больше проникшихся вами подписчиков, а со временем и преданных клиентов
Соберет вам большую горячую аудиторию
(Даже с нуля!) и поможет получать клиентов годами на автопилоте
Подарит социальный успех, откроет двери
Вы начнёте публиковаться в СМИ, давать интервью, выступать спикером на мероприятиях.
— Предприниматель, лидер мнений с общей аудиторией более 325.000 человек
— Написала и издала 3 книги, среди которых «Стартап без купюр», бестселлер издательства Манн Иванов и Фербер
— Спикер конференций TEDx, Accel, Текст-драйв Кэмп
— Входит в ТОП-30 самых читаемых авторов Forbes. Колумнист Psychologies, SHAPE, «Жить интересно!». Опубликовала более 50 собственных статей
— Взяла интервью у Ирины Хакамады, Ицхака Пинтосевича, Радислава Гандапаса, Игоря Манна — об их книжном опыте и личном бренде
— Предприниматель, лидер мнений с общей аудиторией более 325.000 человек
— Написала и издала 3 книги, среди которых «Стартап без купюр», бестселлер издательства Манн Иванов и Фербер
— Спикер конференций TEDx, Accel, Текст-драйв Кэмп
— Входит в ТОП-30 самых читаемых авторов Forbes. Колумнист Psychologies, SHAPE, «Жить интересно!». Опубликовала более 50 собственных статей
— Взяла интервью у Ирины Хакамады, Ицхака Пинтосевича, Радислава Гандапаса, Игоря Манна — об их книжном опыте и личном бренде
Твой первый бестселлер
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
С чего начать книгу? Как поделиться своими историями со всем миром? Как найти издателя? Эта книжка расскажет ребенку о том, что такое писательское мастерство и из чего оно складывается. Благодаря ей ребенок посмотрит на литературу под другим углом и найдет жанры и методы повествования, близкие ему самому.
Читатель научится развивать идею, выстраивать сюжет по литературным канонам, делая его захватывающим и правдоподобным, редактировать собственное произведение.
Книга поможет придумать сюжет для романа, пьесы, фанфика, киносценария или компьютерной игры. Она даст понимание, что найти себя начинающий автор может во многих отраслях – от кинематографа до IT-индустрии.
Практические советы и вдохновляющие истории от признанных писателей помогут побороть страх перед пустым листом. Ребенок увидит, что создать настоящий бестселлер – вполне посильная задача, если поверить в себя и планомерно идти к намеченной цели.
Как читать эту книгу
Автор рассказывает о каждом этапе работы писателя: от первого озарения и плана сюжета до внесения исправлений и поиска читателей. Если ребенок только начинает писать, он может прочесть книгу от корки до корки. А если у него уже есть идеи и черновики, которые хочется довести до ума и опубликовать, то можно отправляться прямиком в интересующий раздел. В этой книге читатель найдет не только полезные советы, но и упражнения, развивающие писательские навыки.
Для кого эта книга
Для детей от 10 лет, которым нравится писать истории, которые хотят развить свои навыки и сделать свое творчество востребованным. Подойдет как тем, для кого писательство – просто хобби, так и тем, кто мечтает стать известным автором.
Курсы «Как написать бестселлер»: что с ними не так?
Стремительный взлет популярности сетевой литературы — и доходов ее авторов — за последние два года привел к тому, что все больше людей хотят освоить писательское мастерство. Учить искусству создания увлекательных сюжетов берутся как настоящие мастера слова, так и люди малокомпетентные, а порой и откровенные мошенники. Один из маркеров некачественного обучения — обещание помочь «написать бестселлер».
Начнем с того, что научиться писать не хуже, чем авторы, занимающие верхние строчки в топах «Литнета», вполне реально. Преподаватель, который обещает вам именно это, не грешит против истины. Но цель «написать бестселлер» недостижима в принципе. Чтобы понять почему, нужно присмотреться к определениям.
Что такое бестселлер?
Слово образовано от английского best — «лучший» и selling — «продающийся». На англоязычном рынке бестселлерами обычно называют книги, вошедшие в топ-100 самых продаваемых в своем жанре за год. Разделение по жанрам — принципиальный момент: у пособия по вязанию игрушек, сколь угодно прекрасно написанного, практически нет шансов обогнать роман о любви с миллиардером.
На Западе списки бестселлеров составляют организации, чьему авторитету доверяют миллионы читателей и на чье мнение ориентируются при выборе книги, вроде газеты New York Times. На постсоветском пространстве таких общепризнанных авторитетов нет. Статус бестселлера обычно присваивается самими магазинами и служит одним из инструментов повышения продаж. Обоснованность появления ярлычка «лидер продаж» на конкретной книге непроверяема в принципе: истинное положение дел известно только сотрудникам магазина.
Определение бестселлера уже содержит ответ на вопрос, могут ли все написанные книги ими стать. Даже если каждая из книг будет гениальна, бестселлерами окажутся только 1, 5 или 10% от общего числа. Причем не обязательно это будут лучшие из лучших — счастливый случай порой играет решающую роль.
Прибавим к этому размытость и ненадежность критериев бестселлера на постсоветском пространстве, и станет ясно, почему цель «написать бестселлер» заведомо обречена на провал. Да, уже написанная книга может стать бестселлером, но это всегда результат удачного совпадения многих факторов, а не только усилий писателя. Соответственно, человек, обещающий сделать бестселлером вашу книгу, либо обманщик, либо не понимает, как работает книжный рынок.
А мастер кто?
Второй важный момент, на который нужно обратить внимание при выборе литературных курсов, — опыт самого преподавателя. Сколько книг у него вышло? В каких издательствах: крупных, мелких нишевых или вовсе print-on-demand, где печатают всех желающих за деньги? Если продает электронные версии своих книг напрямую — какова статистика продаж, подтвержденная третьими сторонами?
Некоторые считают: хороший тренер не обязан сам быть олимпийским чемпионом, важно, чтобы чемпионами были его ученики. В целом это здравый подход, но именно в обучении литературному мастерству он не работает. Сама эта ниша в Рунете очень молода, активно развиваться начала всего пару лет назад. Срок написания книги начинающим автором и ее подготовки к изданию составляет эти же год-два. Поэтому яркие истории успеха после прохождения даже самых эффективных курсов писательского мастерства — пока еще редкое исключение, а не правило. А солидный послужной список преподавателя доказывает: человек знает и умеет применить на практике то, чему берется учить.
Любопытная закономерность: помочь «написать бестселлер» обещают люди без единой собственной изданной книги, часто работающие в смежных сферах, например сценаристы. Либо авторы единственного романа, выложенного на сайтах самиздата и болтающегося где-то в середине рейтинга. Зато преподаватели с 10–20 книгами, вышедшими в крупных издательствах, называют свои курсы просто и честно: «Как написать роман».
5% знания и 95% умения
Еще один секрет, о котором вам не расскажут на плохих писательских курсах, но непременно упомянут на хороших: знание того, как и о чем писать, — от силы 5% успеха. Остальное — навык создания художественного текста, который оттачивается годами и десятилетиями.
Порядочный тренер не станет обещать, что вы прокачаете этот навык до профессионального уровня за месяц или неделю онлайн-курса. Это невозможно физически, как человеку, не поднимавшему ничего тяжелее компьютерной мыши, прийти в зал впервые и отжать штангу в 150 кг. Так что грамотный преподаватель настроит вас на долгую и упорную самостоятельную работу уже после курса.
Стать писателем или написать книгу?
И последнее, что нужно учесть при выборе онлайн-курса: действительно ли вам нужно именно научиться писать как профессионал? Если ваша цель — готовая книга, то гораздо эффективнее отдать эту задачу на аутсорсинг. Писатель-ghostwriter внимательно выслушает ваши пожелания к содержанию книги и стилю и превратит вашу идею или разрозненные наброски в красивый, стройный, легко читаемый текст. Все права на книгу будут по закону принадлежать вам.