Бриф копирайтера или как избежать недоразумений с клиентом
Сталкивались с ситуациями, когда требуется написать коммерческий текст, а в техническом задании (ТЗ) лишь требования к материалу и ни слова о компании? Увы, такое встречается повсеместно. Клиенты порой не задумываются о важности предоставления подробной информации о бизнесе, а копирайтеры не спрашивают. Результат сотрудничества таких партнеров – тексты-клоны. Их можно разместить на любом сайте, достаточно лишь изменить название компании.
Работа с брифом позволяет подготовить оригинальный материл, который отражает деятельность организации, в частности:
Бриф копирайтера – это анкета с вопросами, которая выдается заказчику перед началом работы над проектом. Заполняя ее, клиент предоставляет информацию о компании и/или продукте, необходимую для подготовки эффективного текста.
Бриф и техническое задание – отличия
Подозреваю, что у некоторых читателей сейчас возник закономерный вопрос: чем же бриф отличается от привычного ТЗ. Давайте отталкиваться от последнего. Техзадание – это требования заказчика, в соответствии с которыми копирайтер пишет текст: тема, объем, требуемая уникальность, вопросы, которые нужно раскрыть, ключевые слова и SEO-параметры, срок сдачи и другие.
Образец технического задания (ТЗ) копирайтеру
Что касается брифа, основная его задача – получить не столько техническую информацию, сколько сведения о компании и продукте, которые будут использованы при подготовке материала. Нужен этот документ преимущественно для работы над коммерческими текстами.
Образец брифа копирайтера
Если предполагается написание нескольких материалов в рамках одного проекта, клиенту достаточно заполнить бриф один раз, при этом ТЗ требуется на каждый текст.
Составление брифа
Единой формы брифа не существует. Он включает те вопросы, которые интересуют копирайтера в конкретном случае. Удобно для разных типов текстов иметь отдельную анкету. Например, шаблон брифа на написание статьи будет значительно отличаться по содержанию от этого же документа, но на текст о компании. Так, у копирайтера может быть 2–3 и более вариантов опросника для клиентов.
Перечень вопросов
Структура брифа на копирайтинг зависит от типа контента, который необходимо подготовить. Этот документ потребуется для разработки таких материалов:
Поскольку заказчики редко предоставляют необходимую информацию вместе с ТЗ, задача копирайтера – самостоятельно узнать все, что нужно для подготовки хорошего текста. Удобнее всего сделать это с помощью брифа-анкеты. Перед началом работы над коммерческим текстом необходимо задать клиенту следующие вопросы:
Бриф для клиента, которому нужен текст о конкретном товаре или услуге, стоит дополнить такими вопросами:
Иногда заказчики обращаются к копирайтеру за текстом, не имея технического задания. Чтобы облегчить им задачу, перед тем, как писать бриф, желательно продумать и включить в него следующие вопросы:
Бриф на написание статьи – альтернатива ТЗ, которая предполагает совершенно другой формат вопросов, в частности:
Такой бриф копирайтера можно не использовать, если техническое задание достаточно емкое и понятное. Но лучше подготовить и иметь его на случай, когда заказчик придет с пустыми руками.
Дополнительная информация
При составлении брифа стоит уделить внимание не только вопросам, но и дополнительной информации. Размещать ее лучше всего в начале или в начале и в конце документа. В этом блоке необходимо разъяснить, зачем нужен бриф и почему клиент должен тратить время на его заполнение. Не забудьте указать электронную почту, на которую заказчик вышлет заполненную анкету, а также контакты для связи.
Оформляем бриф – пример готового брифа
Бриф копирайтера – один из самых важных документов, поэтому оформлять его нужно соответствующим образом. Не ограничивайтесь длинным скучным списком вопросов – разбейте его на разделы. Например, в брифе на копирайтинг для landing page или другого коммерческого текста можно выделить такие блоки:
Перед тем, как написать бриф копирайтера, необходимо продумать его структуру и варианты оформления. Глядя в документ, клиент должен понимать, с кем он работает. В этом поможет ваш логотип или бланк. Великолепно смотрятся брифы, оформленные в едином корпоративном стиле с сайтом.
Пример готового электронного брифа на копирайтинг.
Кроме пересылки электронного документа по email, удобно также передавать заказчику бриф онлайн в виде интерактивной анкеты. Реализовать такой вариант можно с помощью Google Forms. Сервис позволяет создать анкету, которая распространяется в виде короткой ссылки и открывается в браузере любого устройства. Ответы на вопросы автоматически сохраняются в Гугл Документах, а уведомление о заполненном брифе отправляется на указанный email.
Пример брифа копирайтера в Google Forms можно посмотреть по следующей ссылке:
Надеюсь, статья помогла разобраться, как составить бриф копирайтера и оформить его. Благодаря этому документу вам удастся избежать многих недоразумений с заказчиками, сократить число правок и превратить работу в настоящее удовольствие. Желаю удачи и щедрых клиентов!
Было полезно? Оценивайте статью и делитесь с друзьями в социальных сетях.
(23 оценок, среднее: 4,52 из 5)
Как создать бриф копирайтера. Шаблоны и примеры
Хотите писать крутые тексты? Используете бриф копирайтера – удобный инструмент для взаимодействия с клиентом.
Что такое бриф копирайтера
Бриф копирайтера на создание текста – это опросный лист или анкета, в которой копирайтер задаёт вопросы, а клиент на них отвечает.
Польза, которую несёт заполнение брифа для копирайтера:
Обязательно заведите бриф копирайтера. Скачать готовые можно без проблем. Но рекомендую составить свой вариант, адаптированный под вас и вашу специфику. Читайте дальше и узнайте, как создать бриф копирайтера.
Создание брифа
Подготовьте несколько вариантов под каждый вид текста. Универсальный опросник будет слишком большим и пугающим для клиента.
Чтобы понять, как правильно создать хороший бриф, помните, что он предназначен для прояснения таких моментов:
Отталкиваясь от этого минимума уже можно разработать уникальное торговое предложение (УТП).
Формулируйте вопросы так, чтобы получать точные однозначные ответы
Шаблон брифа копирайтера содержит стандартный набор вопросов.
Берите эти вопросы за основу при создании брифа, адаптируйте под себя и дополняйте, чтобы получить собственный вариант. Примеры моих версий брифа для продающего текста и SEO-текста:
Бриф копирайтера. Пример для продающего текста
Бриф копирайтера. Пример для информационного и SEO-текста
В конце после вопросов обязательно отблагодарите клиента за потраченное время. Одно простое «спасибо» может горы свернуть.
Благодарность за заполненный бриф копирайтера
Оформите файл в Word, в Google Docs или в виде анкеты на своём сайте. Не так важна форма, как его содержание.
Как отправить бриф копирайтера
С технической стороны всё просто: скинул файл по почте или дал ссылку на облако и жди ответа. Но важно ещё составить правильное сопроводительное письмо.
Молча отправлять опросный лист и ничего попутно не сообщать – непрофессионально. Это может повлечь негативную реакцию со стороны клиента и, к тому же, свести на нет ваши старания по созданию брифа.
Напишите в сопроводительном письме, что подробные ответы на вопросы помогут вам точнее рассчитать сроки, стоимость и создать действенный текст. Тем самым вы покажете клиенту, что подходите к делу серьёзно и способны решить задачу.
Не рекомендую ставить ультиматумы вроде такого: «Если вы не ответите хотя бы на один вопрос, я ничем не смогу помочь». Столь жёсткой формулировкой вы отпугнёте клиента. К тому же никак не объясните его выгоду от скрупулёзного заполнения.
Не задавайте вопросы в теле письма. Этим вы подорвёте доверие к себе, как к профессионалу. Получится, что вы наспех составили бриф и внесли в него не все интересующие вопросы.
Грамотное письменное сопровождение поможет наладить доверительные отношения с клиентом.
Что делать, если клиент отказывается заполнять бриф
Иногда после отправки брифа на копирайтера выливают ушат недовольства. Клиент отказывается заполнять бриф на текст. Примеры самых популярных отговорок:
Как реагировать на отказ? Снять возражения
Спокойствие. Напишите ответное письмо. Сообщите клиенту, что никто не знает бизнес лучше него.
Объясните, что получилось много вопросов, поскольку вы тщательно создавали бриф. Делали это не для развлечения, а чтобы вникнуть в бизнес.
Скажите прямо, что если не получите ответы на вопросы, то не сможете исследовать бизнес, узнать ЦА, выделить особенности продукта. В итоге не отвечаете за качество текста.
Это срабатывает. Адекватный человек признаёт ошибку, и принимается заполнять бриф.
В случае упорного сопротивления не стоит отказываться от проекта. Действуйте умнее – выводите заказчика на диалог.
Побеседуйте с клиентом
Переведите разговор в формат непринуждённой беседы. Пообщайтесь, как приятели. Если клиент живёт или работает в вашем городе, напроситесь в гости. Посетите офис или цех, пообщайтесь с сотрудниками. Узнайте как можно больше о трудовом процессе фирмы. Отметьте, какие конкретные действия и для чего совершают сотрудники в рабочее время. Личная встреча эффективнее всего. Но это редко получается, поэтому скайп или телефон тоже сгодятся.
Задавайте те же вопросы, что записаны в брифе
Фишка непринуждённой беседы в том, что никакой бриф не сковывает клиента. Вдобавок, всплывают мелочи, которые при должной виртуозности вы обратите в достоинства.
Клиент не зажимается, на него не давит груз обязанности писать буквы, формулировать предложения. Поэтому не стесняйтесь и выискивайте полезности обходными путями, чтобы применить их в тексте.
Эти наблюдения пригодятся для формирования преимуществ.
Записывайте
Всё, что услышали от клиента, конспектируйте или записывайте на аудио. По сути, вы создаете тот же бриф копирайтера, но безболезненно для клиента.
Даже то, что вы написали со слов клиента в его присутствии, обязательно отправьте на утверждение. Иначе может оказаться, что на самом деле заказчик ждал от вас совсем не того.
Официальное подтверждение исключит вероятные недоразумения в будущем.
Бриф копирайтера – полезный инструмент для работы с заказчиками. Но они тоже люди. Поэтому ищите подход к каждому клиенту, чтобы оставаться при деле. Внедряйте, друзья, и расскажите другим.
Правильное ТЗ на контент: бриф для автора или копирайтера
Зачастую задания на написание статей авторам и копирайтерам даются вот так: «написать про то-то и то-то, вот доки, вот фотки, хотим чтобы было так-то, есть вопросы – спрашивай».
Все это прокатывает в случае, если вы работаете с автором достаточно давно, говорите с ним на одном языке, он как рыба в воде в нужной вам области и, вдобавок, хорошо знает бизнес заказчика. Но даже тут случаются осечки.
Например, наш корреспондент с 15-летним стажем должен был сходить на подведение итогов одного хакатона, задать ровно по четыре заранее определенных вопроса победителям и два вопроса организаторам, чтобы снять с этого мероприятия сливки. По какой-то причине ему удалось переговорить лишь с половиной указанных лиц. Опираясь на свой опыт и понимание задачи, он пустился в импровизацию, покрыв недостаток данных общим описанием события и его итогов.
Материал получился неплохим, однако сразу ушел на полную переработку. Причина – в контент-плане уже значилась статья с итогами мероприятия, и подготовленный корреспондентом текст более чем наполовину ее дублировал. Так у нас в ТЗ появился пункт про «недостаток фактуры».
Всевозможных мелких промахов случается тоже много. То автор напишет статью от себя лично (как стороннего человека для компании) вместо того, чтобы писать от имени эксперта. То делает акцент на теории и предыстории, вместо рассказа о практике. А иногда и вовсе забывает об основной цели создания публикации. В итоге материал получается интересным, но находится в параллельной вселенной и не выполняет маркетинговых задач.
Страхуясь от всех напастей, в какой-то момент мы пришли вот к такому формату ТЗ:
Вы можете взять отсюда только то, что сочтете нужным. Цель данного ТЗ – не объяснить автору, что и как он должен писать, а сформировать некую обвязку вокруг темы и утрясти технические моменты. Если мы начнем указывать автору как именно он должен делать свою работу, ничего хорошего не получится. Например, если вы не эксперт в журналистике, то можете смело убрать из этого списка пункт «Структура / содержание».
Если вам кажется, что это слишком большая табличка, то это не так. На ее заполнение уйдет не более десяти минут. При этом любая мелкая осечка со статьей отнимет гораздо больше вашего времени. Ведь как минимум вам придется прочесть повторно большой текст после его доработки по вашим замечаниям. Что уж говорить про тексты, которые вовсе не попадают в цель. На практике это означает срыв сроков, большую работу по рецензированию и последующая длительная переработка автором с не всегда предсказуемым результатом (иногда проще написать заново).
Еще одно преимущество наличия ТЗ – с его помощью легко предъявлять претензии, которые не будут оспариваться со стороны автора.
Также в работе с авторами важно признавать и свои ошибки. Если возникло недопонимание, и в этом есть ваша вина (забыли о чем-то предупредить, например про объем текста, или что часть информации под NDA, или внесли заметные коррективы в ТЗ), то хлопоты автора по доработке следует компенсировать некоторой прибавкой к оговоренному ранее гонорару. В итоге ему сыпется не только негатив в стиле «блин, дружище, тут надо все переписать», но и плата за дополнительную работу, что по ту сторону баррикад большая редкость.
Что такое бриф и зачем нужно его заполнять?
«Без внятного Т/З — результат Х/З»
Народная копирайтерская мудрость
В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был царь. Однажды, чтобы избавится от Ивана, царь велел: «Пойди туда, не знаю куда и принеси мне то, не знаю что».
Думаете я ударилась в детство? Ничего подобного. Желание царя равно пожеланию заказчика получить сильный текст, без заполнения брифа.
Вот об этом мы и поговорим.
Что значит бриф для копирайтера
Для каких текстов нужен опросник?
Не хочу заполнять анкету. И что?
Как заполнять бриф
Что же такое бриф?
Бриф это список вопросов, которые помогают качественно выполнить работу.
Чем отличается бриф от ТЗ?
ТЗ пишет заказчик для копирайтера. В техническом задании описываются подробные требования к статье. Такие как: ключевые слова, количество знаков, иногда требования к структуре, водность, тошнота, уникальность. Копирайтер должен выполнить все указания ТЗ в процессе работы над текстом. Также, в задании заказчика прописывается и время, в течении которого заказ должен быть выполнен.
Как правило, ТЗ для копирайтера не меняют в процессе работы над заказом или по окончанию. Потому что любое изменение в ТЗ влечёт за собой переписывание текста. И зачастую, работу надо начинать заново. А новое задание это новый текст и дополнительная оплата, на которую заказчик в 90% случаев не желает раскошеливаться.
Бриф в копирайтинге это — список вопросов, которые пишет копирайтер для заказчика. В опроснике прописывают вопросы о названии фирмы, о целях текста, о целевой аудитории, о стиле написания, о продукте или услуге, УТП и множество других вопросов. С намерением получить как можно больше цифр и фактов, которых нет в свободном доступе. И чтобы полнее изучить тему, продукт или компанию.
Первоначально брифом пользовались маркетологи. Теперь brief используют в многих интернет-профессиях. Например.
Бриф копирайтера — как правильно составить?
С отрудничество копирайтера и заказчика начинается с изучения технического задания. Считается, что ТЗ должно отражать все детали заказа, но на деле все намного сложнее. Не все заказчики умеют составлять ТЗ правильно, особенно это касается новичков и совсем «зеленых» владельцев сайта. В результате стороны не до конца понимают друг друга, и исполнитель не может создать продукт, способный удовлетворить представление заказчика об «идеальном» тексте.
Чтобы избежать недопонимания, опытные авторы отдают предпочтение не ТЗ, а брифу. О том, что такое бриф и как его правильно составить поговорим в этой статье.
Что такое бриф простыми словами
Бриф (в переводе с английского «инструкция») – документ, в котором прописываются все детали и параметры выполнения конкретного проекта. В сфере фриланс-сотрудничества бриф может носить неформальный характер и заполняться в онлайн форме, а вот крупные компании относятся к его разработке с особой серьёзностью.
В работе по брифу всегда заинтересованы обе стороны договора. Детальное описание требований к заказу позволяет исполнителю лучше понять заказчика и его видение итогового результата.
ТЗ нередко содержит только технические требования к тексту. Но даже если вы выполняете работу, которая чётко соответствует заданной уникальности, водности и тошнотности, заказчик может остаться недоволен. А все потому, что текст, как и любая работа, это не только цифры и четкие показатели по сервисам проверки, это еще и стиль повествования, словесные обороты и обращение к определенной аудитории.
Бриф на разработку составляет исполнитель, а заказчик в свою очередь обещает указать в нём все пожелания к тексту, и не требовать после сдачи материала переделать его под ранее не обозначенные требования.
Преимущества брифа перед ТЗ
Техническое задание не всегда затрагивает все важные аспекты работы. Составляя его, заказчик может до конца не понимать, как именно будет реализовываться его задание. Бриф же разрабатывается исполнителем, который знает всю «изнанку» своей работы и понимает, с какими нюансами можно столкнуться при написании текстов.
?Грамотно составленный бриф:
Имея под рукой пример брифа, автор сможет работать даже с неопытным заказчиком. С брифом не имеет значения, разбирается ли заказчик в деталях работы, и точно ли он знает, что хочет. Грамотные вопросы помогут ему обозначить свою позицию касательного его «идеального» текста.
Бриф копирайтера: пример
Сразу хочется отметить, что не существует универсального шаблона брифа копирайтера, который бы подходил абсолютно ко всем заданиям. В каждом отдельном случае будут свои нюансы и детали. Но общие вопросы все же существуют.
? Составляя бриф, стоит затронуть в нём следующие нюансы:
? В итоге мы получаем вопросы:
Если говорить о структуре брифа, то чаще всего он создается в форме анкеты. Исполнитель создает документ в Google Docs (или в любом другом удобном текстовом редакторе с возможностью вносить правки онлайн), и вносит в него все вопросы к заказчику, оставляя пустые поля для ответов. Заказчик получает доступ к этому файлу, и вписывает ответы на вопросы в пустые поля. Как только бриф будет полностью готов, можно приступать к работе.
Главное, что должен понять для себя исполнитель:
Имея опыт написания текстов, и взаимодействуя с разными заказчиками, каждый копирайтер вырабатывает для себя свои уточняющие вопросы. Например, столкнувшись с ситуацией, когда заказчик отказался доплатить за превышенный лимит символов, резонно будет впредь обговаривать этот вопрос заранее.
Вспомните все спорные ситуации с заказчиками, не бойтесь задавать вопросы, на первый взгляд не относящиеся к заказу. Спрашивайте о площадке для размещения статьи, узнавайте, для какой аудитории вы пишите. Обязательно просите примеры «хороших» и «плохих» текстов, чтобы понять «инфо-вкус» заказчика. Копирайтер не может прочитать мысли клиента, но он может создать подробный бриф, и понять его предпочтения и требования к тексту.