Образец справки о доходах
Справка о доходах – один из самых востребованных документов. Он может потребоваться как государственному служащему, так и работнику частной организации. Она говорит о том, насколько гражданин является платежеспособным человеком и чаще всего нужна для получения кредита в банках и прочих финансовых организациях, для оформления виз, а также для налоговых инстанций и различных социальных служб. В последнем случае, этот документ обычно нужен для подтверждения права гражданина на получение каких-либо государственных субсидий и льгот.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Кто выдает справку
Помните: закон не требует указывать, для каких именно целей вам понадобилась справка о доходах.
Данный документ выдает работодатель по запросу подчиненного. Выписывает справку, как правило, специалист бухгалтерского отдела, который затем передает ее на подпись руководителю предприятия. Для того, чтобы ее получить заинтересованному сотруднику достаточно обратиться к руководству компании с письменным заявлением – отказать руководство не вправе. В течение трех дней с момента запроса, сотрудник должен получить требуемый документ. Сроки действия справки могут существенно отличатся в зависимости от той организации, в которую ее необходимо предоставить, но обычно этот срок не превышает одного месяца.
Правила оформления справки
Унифицированного образца, обязательного к применению, у этого документа нет, поэтому она может быть оформлена в свободном виде или по специально разработанному и утвержденному в компании шаблону. Главное, чтобы в справке содержались следующие сведения:
Размер отчислений по налогам и страховым взносам во внебюджетные фонды можно не писать, при условии, что в справке указывается «чистая» з/п. Кроме того, желательно указать сумму долга организации перед сотрудником на дату выдачи справки, если таковой имеется.
Все данные, вносимые в справку о доходах должны быть достоверными, в документе не должно быть никаких ошибок и исправлений. За предоставление неверных сведений (который сегодня могут легко проверить надзорные органы), администрация предприятия, в лице главного бухгалтера и руководителя может понести наказание в виде крупного штрафа.
Справка может быть написана как на обычном листе формата А4, так и на фирменном бланке предприятия, законом допускается как печатный, так и рукописный вариант. Экземпляров у справки может быть столько, сколько потребует сотрудник в своем заявлении. Документ должен быть подписан главным бухгалтером предприятия и директором.
Если документ выдает коммерческая организация, то печать можно не ставить, так как индивидуальные предприниматели и юридические лица (с 2016 года) не обязаны использовать в своей деятельности печати и штампы (но стоит иметь ввиду, что иногда представители государственных и кредитных структур могут потребовать наличие оттиска на документе).
Инструкция по заполнению справки о доходах
С точки зрения делопроизводства, заполнение справки не должно вызвать особых затруднений, поскольку она имеет вполне стандартную структуру.
Вверху документа пишется полное наименование организации с указанием ее организационно-правового статуса (ИП, ООО, ОАО, ЗАО), затем вносятся ее реквизиты, а также дата заполнения справки и населенный пункт, в котором работает предприятие. Если используется фирменный бланк, то эти сведения указывать уже необязательно.
Чуть ниже посередине строки пишется название документа. Далее вносятся сведения о сотруднике, для которого предназначается справка:
Следующая часть справки касается непосредственно полученных сотрудником доходов за тот или иной период времени. Оформить это можно как списком, так и в виде таблицы (последний вариант намного удобнее). В таблицу вносятся суммы заработной платы помесячно (можно только в рублях, копейки указывать необязательно).
Если указывается «чистый» доход, то никаких дополнительных столбцов делать не нужно, в противном случае необходимо занести сведения о произведенных налоговых отчислениях и страховых выплатах во внебюджетные фонды.
Ниже таблицы нужно указать срок действия трудового договора и если он бессрочный, то это необходимо также отметить.
В завершении документ должен подписать главный бухгалтер и руководитель организации.
Справка 3-НДФЛ
Действующее законодательство определяет, что все виды доходов физического лица подлежат налоговым вычетам, из которых складывается часть бюджета государства. Часть из них требует самостоятельного предоставлений отчетов по доходам. Этой цели служит декларация 3-НДФЛ. В этой статье мы рассмотрим что это, разберем инструкцию ее создания, а также узнаем, как она поможет вернуть часть выплаченных налогов.
Понятие и правовые аспекты
Налоговая декларация 3-НДФЛ – что это? Справка призвана облегчить подачу отчетности для ИП и физических лиц, получающих сторонний доход. Документ заполняется самостоятельно самим предпринимателем или физлицом и передается в фискальную службу лично.
В нем указывается информация о доходах за предшествующий год. Если гражданин в 2017 году получил деньги с продажи автомобиля, то в 2018 году до 30 апреля он должен был предоставить отчет в налоговую.
Законодательство четко определяет список лиц, обязанных заполнять справку 3-НДФЛ. Среди них:
Впрочем, документ нужен не только для отчета о полученных средствах. Чтобы облегчить обременение на граждан, правительство ввело форму льгот – налоговый вычет. То есть, плательщики сборов имеют право вернуть часть уже выплаченных налогов. О том, в каких ситуациях его можно получить, мы расскажем в одном из следующих пунктов статьи.
В каких случаях подается декларация?
Физическим лицам и ИП подавать справку в ИФНС необходимо при получении какого-либо дохода в течение отчетного года. Например, при продаже квартиры или авто, а также если вы продали земельный участок или другую форму недвижимого и движимого имущества. Доходом считается в том числе получение дивидендов, прибыль с инвестиций, продажи акций и других ценных бумаг. Заплатить налог придется и с выигрыша в лотерею, при получении ценных подарков. Естественным образом облагается налогом и сдача жилья в аренду.
Где получить справку 3-НДФЛ
Как правило, наемные работники не занимаются предоставлением НД в органы. Однако в случае необходимости декларацию можно получить в бухгалтерии или отделе кадров. Если же вы обращаетесь в ИФНС самостоятельно, убедитесь, что пользуетесь действующей формой. В 2019 году форма поменялась вслед за некоторым изменениями в законодательстве – ее несколько упростили.
Где получить бланк? На сайте ИФНС обновленные формы доступны онлайн для бесплатного скачивания. Кроме того, вы можете лично обратиться в инспекцию, где сотрудник предоставит вам актуальный файл и образец заполнения.
Пошаговая инструкция по заполнению
Перед тем, как переходить к созданию декларации 3-НДФЛ, стоит отметить, что существует несколько способов сделать это. Так, отчет можно заполнить онлайн, на сайте фискальной службы. Для этого нужно лишь зарегистрироваться и следовать указаниям в личном кабинете. Сайт ФНС находится по адресу www.nalog.ru.
На том же сайте вы найдете и программу для создания и отправки НД. Бесплатно скачайте ее на свой компьютер. Программа подсказывает пользователям, как правильно заполнить каждое поле документа.
И, наконец, привычный всем способ – вручную. Если вы по каким-либо причинам не доверяете машинному вводу, распечатайте бланк сами или запросите его на месте работы. Также его можно получить в филиале ФНС в вашем городе.
Образец
Правильное заполнение декларации 3-НДФЛ гарантирует вам отсутствие штрафных санкций и проблем с налоговой. Чтобы правильно заполнить документ, ориентируйтесь на пример на этой странице.
Помните! Каждая страница НД должна быть пронумерована и содержать дату заполнения. Также в ней обязательно должны быть указаны ИНН, подпись, фамилия и инициалы плательщика.
Далее мы подробно разберем каждый пункт и расскажем об особенностях каждого из них.
Титульный лист
Титульный лист НД состоит из одной страницы, на которой указывается информация о налогоплательщике и ФНС. Построчно:
К сведениям о налогоплательщике относится код страны (643 для России), код категории плательщика (можно посмотреть в справочнике), личные данные (ФИО, дата рождения), паспортные данные и код вида документа (для паспорта – 21), статус налогоплательщика. Также на титульнике прописывается количество страниц и прилагаемых документов.
Раздел 1
Разберем его построчно.
010: для кода операции, проведенной при расчетах.
020: код бюджетной классификации, по которому нужно возвратить или начислить налог. Найти его можно на сайте ФНС.
030: код ОКТМО – код муниципального образования, в котором осуществляется уплата налога, как правило. Совпадает с местом жительства заявителя.
040: сумма налога по итогам проведенных расчетов, соответствует данным из строки 030 раздела 2.
050: заполняется только для возврата налога.
Раздел 2
Третий лист отображает сводные данные о размере налога к уплате или возврату и базе для его расчета. В разделе два блока. В первом указываются полученные дохода, расходы, на которые можно уменьшить доходы, а также заявленные вычеты. Во втором блоке рассчитывается сумма сбора.
Налоговая база в НД – это все доходы, полученные физическим лицом в отчетный период в рублях, валюте или натуральном выражении. Она указывается в поле 060. Общая сумма налога получается из умножения этой суммы на ставку (13%, как правило), и вписывается в поле 070.
Листы А-И
Эти части справки необходимы для указания исходных данных и, как правило, каждый из них заполнению не подлежит. Так, листы А-В нужно заполнить только гражданам, получающим доход как на территории РФ, так и за пределами страны. Здесь указывается также доход и адвокатской и другой предпринимательской деятельности. Лист Г нужен для расчета доходов, которые налогами не облагаются.
Тем, кто намерен получить налоговый вычет, нужно заполнить следующие листы: Д1 и Д2 для расчета на покупку земельного участка, недвижимости (или ее строительство), а также по доходам от продажи. Листы Е1−2 заполняются для получения стандартных и социальных возвратов, а лист Ж – для профессиональных.
Если вы проводите операции с акциями и ценными бумагами, заполните лист З, а лист И – если получаете прибыль от инвестиций.
Расчет налоговой базы
Каждую строку нужно рассчитать отдельно.
В строке 010 указывается общий доход, рассчитываемый по формуле:
010 = 070 листа А + 070 листа + пп.3.1 листа В + пп.3.2. листа Е2.
020 – сумма общего не облагаемого дохода;
030 получается при вычитании 020 значения 010;
040 рассчитывается по подсказке на странице;
050 и 051 заполняется только при необходимости.
060 рассчитывается по приведенной формуле.
Расчет суммы налога
В строке 070 прописывается общая сумма, полученная по формуле
070 = 060 раздела 2, умноженное на ставку подоходного налога.
Информация для строчки 080 заполняется из пункта 100 листа А, если она имеется.
090 заполняется только при расчете 35% налога с полученного дохода.
091 нужна только в случае, если человек платит торговый сбор. Сумма в этой строке не может меньше данных из строки 070.
100 – для фактической суммы уплаченного аванса по налогу.
110 – сумма фиксированных авансовых платежей.
В строке 120 указывается общая сумма сборов, уплаченных в других странах, а в строке 121 – сумма налога по указанной формуле. В строке 122 вписывается налог с применением патентной системы.
Строка 130 нужна для налога, уплачиваемого в бюджет.
140 нужно заполнять только в случаях, когда уплаченная сумма в предыдущие годы превышала начисленную. Формула также указана в бланке.
Порядок предоставления отчетности
НД передается в налоговую службу только по месту постоянной регистрации и прописки, при этом действительное место жительства, обучения или работы на это не влияют. Однако, если у вас нет постоянной регистрации, справку нужно подать по месту регистрации временной, а перед подачей прийти в фискальный орган и встать на учет.
Подать НД о доходах можно как лично, так и удаленно. Есть три способа: личный, в отделении ИФНС по месту регистрации, заказным письмом с описью содержимого, а также онлайн – в личном кабинете на сайте ФНС, доступном только после регистрации.
Также подать декларацию разрешено через родственников или знакомых, однако для этого потребуется доверенность, заверенная у нотариуса. Родители, предоставляя НД за своих детей, могут подтвердить родство, предоставив соответствующий документ.
Сроки
В 3-НДФЛ учитывается информация о доходах за весь предшествующий отчетный год. Таким образом, подавать документы нужно до 30 апреля следующего года: если вы получили доход за индивидуальную предпринимательскую деятельность или, например, продали квартиру в 2018 году, отчет нужно предоставить до 30 апреля 2019 года. В случае, если вы подадите документы позднее этой даты, вас ожидают штрафы за просрочку.
Однако это правило действует только в отношении граждан, предоставляющих сведения об источниках дохода. В других ситуациях подавать документы можно в любое удобное для заявителя время.
В частности, этот срок подачи НД не распространяется на тех, кто хочет получить возврат по налогам. Однако получить обратно часть суммы сборов можно только за последние три года выплаты налогов.
Перечень документов
Подать декларацию нужно со следующим пакетом документов:
Для оформления вычета этот список меняется в зависимости от вида предоставляемой льготы. Он может содержать заявление, подтверждение родства при возмещении на ближних родственников, договор с медицинской организацией при возврате на лечение или бумаги о владении имуществом, платежки, расписки и кредитных договоры, если вы оформляете имущественный вычет.
При продаже автомобиля или квартиры, например, нужно приложить догов купли-продажи. Подробный список для каждого конкретного случая можно найти на сайте ФНС.
Ответственность налогоплательщика и штрафы
Выше мы уже упомянули, что при отказе от подачи документа или просрочке физическому лицу будет грозить штраф, размер которого зависит от того, на сколько сильно гражданин опоздал с подачей справки. Штраф составляет, как правило, 5% от общей суммы налога, и начисляется он за каждый полный месяц просрочки. Так, если вы подали НД через 3 месяца после 30 апреля, заплатить придется за весь этот срок.
Несмотря на то, что штраф составляет 5% от неуплаченной суммы, минимальная его сумма – 1 тыс. рублей. Существует и максимальный порог: сумма штрафных выплат не может превышать 30% от суммы налогов.
Налоговый вычет
Выше мы упомянули, что форма 3-НДФЛ применяется также и для получения возврата ранее взысканных в качестве налога средств. Выделяют несколько его форм:
Как правило, возврат составляет 30% от сборов, выплаченных за весь предыдущий год. Кроме этой справки потребуется еще и соответствующее заявление.
Заключение
Вопрос о том, что такое справка 3-НДФЛ, актуален и в 2019 году. Это основной документ для отслеживания потоков дохода населения и контроля за ним. Важно правильно оформить справку и предоставить ее в ИФНС вовремя – неуплата налогов или просрочка подачи НД грозит штрафами. Однако с помощью декларации можно не только отчитаться перед государством, но и получить часть ранее перечисленных средств.
Как заполнять декларацию о доходах госслужащего
Декларация о доходах госслужащих — форма отчетности для контроля чиновников в области антикоррупции. Подают ее чиновники ежегодно по итогам прошедшего календарного года.
Кто заполняет декларацию
Все государственные работники, входящие в перечень должностей, утвержденный Указом президента № 557 от 18.05.2009, готовят и передают отчет о доходах госслужащих за 2021 год в кадровую службу. Раскрывать информацию о материальном состоянии семьи обязаны и те граждане, кто только заступил на службу. При приеме на работу они обязаны предоставить работодателю заполненную бумагу (это требование Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Справка заполняется отдельно на каждого члена семьи. К ним относятся супруг, супруга и дети, не достигшие 18 лет на 31 декабря отчетного периода.
В письме Минтруда от 29.12.2020 № 18-2/10/В-12837, где представлены методические рекомендации по вопросам предоставления сведений о доходах госслужащих в 2022 году (за 2021), указано, когда не надо их подавать:
Бланк декларации и общие правила заполнения
Бланк утвержден президентом РФ (Указ от 23.06.2014 № 460 и заполняется с помощью программного обеспечения СПО «Справки БК». Он содержит следующие сведения:
Перед заполнением обязательно надо посмотреть декларацию о доходах госслужащих за 2021 год: актуальная форма включает новые разделы для указания сведений о цифровых финансовых активах, утилитарных цифровых правах, цифровой валюте и т. п.
Для заполнения потребуются документы, подтверждающие доходы и расходы (справки 2-НДФЛ, банковские выписки, договоры купли-продажи) и владение имуществом.
Как заполнить декларацию
Существует ряд обязательных требований при заполнении документа:
Документ подписывает сам служащий.
Разберем пошагово образец заполнения справки о доходах госслужащего за 2021 г. на примере заместителя начальника информационно-аналитического отдела Департамента музеев Министерства культуры РФ.
Титульный лист
Он включает персональные данные чиновника:
Раздел 1
В этом разделе указывается весь доход семьи. Сюда входят все денежные средства, полученные или заработанные за отчетный период (зарплата, наследство, пособие, пенсия, стипендия, доход со сдачи квартиры в аренду и другие финансовые поступления).
Раздел 2
В этом разделе документа указывается информация о крупных приобретенных объектах:
Отражается сумма всех расходов при покупке. Для каждого приобретения надо прописать реквизиты бумаг на право владения имуществом и происхождение денежных средств для каждой отдельной траты.
Раздел 3
Содержит сведения о недвижимости, которой владеет семья. Как показано в нашем примере заполнения декларации о доходах госслужащих за 2021 г., закон требует конкретизировать адрес места нахождения объекта, площадь, вид собственности, источники средств для приобретения имущества.
Раздел 4
Все данные по банковским счетам госслужащего отражают в этом разделе. Вид счета значения не имеет, указывают абсолютно все.
Обязательно следует перечислить:
Вся указанная информация должна быть точной, сверенной с банковской выпиской.
Раздел 5
Как разделы с цифровыми активами (раздел 3 образца декларации о доходах госслужащих), этот блок заполняется, если госслужащий владеет ценными бумагами, векселями, закладными. Здесь указывают информацию:
Если данных нет, раздел остается пустым.
Раздел 6
Прописываются все обязательства по кредитам и другие финансовые долги, которые погашает гражданин или должны выплатить ему. Недвижимость, пользование которой осуществляется по договору аренды или другим способом использования. Для каждого имущества следует указать тип здания, количество квадратных метров, этажей, точный адрес, период пользования.
Раздел 7
На странице содержатся сведения по всему отчужденному имуществу. Даже если информации нет, госслужащий подает эту страницу, поскольку в конце подписью он заверяет достоверность предоставленных данных.
Сроки сдачи
В отдел кадров работник обязан предоставить заполненный документ до 30 апреля года, следующего за отчетным. Исключение составляют служащие администрации президента. Они предоставляют декларацию до 1 апреля.
Что будет, если не сдать отчетность
Несвоевременное заполнение или предоставление неполных (некорректных) сведений грозит госслужащему дисциплинарным взысканием или увольнением.
Если по веским причинам справка не подана на кого-то из членов семьи, обязательно вместо этого следует подать соответствующее заявление. Иначе чиновника уволят со службы.
Субсидия представляет собой пособие в денежном эквиваленте, которое предоставляется государством за счет госбюджета местными органами власти. Рассчитывать на ее получение могут пользователи и наниматели жилых площадей, члены кооперативов, собственники. Для ее оформления требуется справка на субсидию о зарплате. Она выдается бесплатно, но при ошибках в заполнении или при указании неточных сведений требуется предоставить новый документ. Его получение происходит по тем же правилам.
На субсидию могут рассчитывать граждане, которые могут подтвердить, что из-за своего низкого дохода они не могут в полной мере оплачивать коммунальные услуги. Также государство выдает субсидии нуждающимся для уплаты кредитных продуктов. Право распространяется на граждан страны, при наличии постоянной регистрации при отсутствии задолженностей по коммунальным платежам. Подтверждается это:
В первом виде указывается уровень заработной платы за последние шесть месяцев.
Как заполняется справка о зарплате на субсидию?
По закону в 2021 году, чтобы получить эту официальную бумагу, ребенку ждать не придется. Она предоставляется по первому письменному требованию в течение трех суток.
Посмотрите на образец справки о доходах на субсидии. В ней должны быть реквизиты:
Подписывает справку либо бухгалтер, либо руководитель компании. Обязательно документ заверяется печатью предприятия. Срок действия такой справки составляет 30 дней. Форма справки должна быть 2-НДФЛ. В некоторых соседних государствах она произвольная. Сведения о заработной плате отображаются по месяцам за указанный интервал времени.
Справки для субсидий
Многих интересуют, какие справки нужны для субсидии кроме вышеуказанной? Нужна справка из БТИ, в которой будет говориться о размере площадей. Обязательным является:
Официальные бумаги предоставляются в оригинальном виде и делаются их копии. Субсидия положена только тем лицам, которые больше 22% совместного ежемесячного дохода используют для оплаты ЖКХ. Размер такой компенсации зависит от региона страны и дается только на те квадратные метры жилья, которые устанавливаются в соответствии с социальными нормами на одного проживающего. Если в доме квадратов больше, то остальные оплачиваются в 100% размере независимо от уровня зарплаты.
Образец справки на субсидию о зарплате. Скриншот: ipshnik.com
Тонкости заполнения справки о доходах
В образце справки для субсидии за 6 месяцев увидите, что сведения вносятся о зарплате работника с учетом вычитаемых налогах. Однако все виды вычетов указывается особым видом кода. Данные, внесенные в справку, должны быть достоверны в настоящий момент времени. Орфографические, пунктуационные и любые другие виды ошибок приведут к тому, что документ должен быть оформлен заново.
Выплаты денежной компенсации могут приостановить, если изменились условия жизни, место постоянного проживания, при была обозначена заведомо недостоверная информация. При вычислении совокупного дохода учитываются доходы граждан независимо от раздельного или совместного проживания. Во внимание принимается зарплата лиц, которые по отношению к заявителю являются родителями, детьми, в том числе усыновленными.
Справка о доходах работника в 2021 году: как составить
«Справка о доходах и суммах налога физического лица» пришла на смену привычной ранее бухгалтерам справке 2-НДФЛ. Форма 2-НДФЛ для работников отменена. На ее место пришел новый отчет «Справка о доходах и суммах налога физического лица». Правила ее составления и форма — в этой статье.
Зачем нужна
В отличие от 2-НДФЛ, упомянутая справка не относится к формам налоговой отчетности. Ее назначение — представить данные о заработной плате и иных доходах в органы соцзащиты. На основе этих данных специалисты рассчитают доход, который приходится на одного члена семьи, и сопоставят его с прожиточным минимумом, установленным в регионе. Это необходимо для начисления и расчета различных социальных выплат.
Что должно быть в справке
Оформляется документ в компании, в которой работает гражданин. Надо отметить, что унифицированной формы такой справки не существует. Наниматель может утвердить ее самостоятельно, но вполне вероятно, что форма не разработана. Поэтому у бухгалтеров, к которым сотрудники обращаются за справкой, иногда возникают сложности — что именно в ней указать?
Поскольку справка выдается для органов социальной защиты, то и составляется в соответствии с их требования. В общем случае в ней следует указать:
Кроме того, в справке часто пишут период, за который она представлена, и размер среднемесячного заработка лица. Подписать справку должны руководитель и главный бухгалтер.
Особые требования
Что касается информативной части, то есть непосредственно размера доходов сотрудника, то некоторые органы соцзащиты требуют представить эти сведения в виде таблицы. Она имеет примерно такой вид:
Месяц | Общая сумма выплат (руб.) | Удержано (руб.) | Выдано на руки (руб.) |
---|---|---|---|
октябрь | 10 000 | 1 300 | 8 700 |
ноябрь | 10 000 | 1 300 | 8 700 |
декабрь | 10 000 | 1 300 | 8 700 |
Итого | 30 000 | 3 900 | 2 6100 |
Чтобы сотрудник не терял времени, а бухгалтер заново не переделывал справку, лучше узнать заранее, в каком виде должны быть представлены данные.
Внимание! Одно из назначений справки о заработной плате — получение субсидии на оплату жилья. В этом случае она должна содержать данные не за 3, а за 6 месяцев. Такого требование пункта 32 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.
Примеры справок
В заключение приведем примерные образцы справки о доходах за 3 месяца для органов социальной защиты. Безусловно, она может выглядеть и иначе, но главное, чтобы в ней были указаны все необходимые данные.
Справка о доходе — вариант 1
Справка о доходе — вариант 2
Справка о доходе — вариант 3