Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг
И кто может на нее рассчитывать
В 2018 году я получила субсидию на оплату ЖКУ — 16 тысяч рублей за полгода.
Сначала мне показалось, что оформление субсидии — бюрократический ад. Отчасти так и было, но я со всем справилась и решила поделиться своим опытом. В статье я расскажу, что это за субсидия и как она рассчитывается, кто может ее получить и какие для этого нужны документы в 2021 году.
Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг — это компенсация части стоимости ЖКУ. Она работает так: вы платите за ЖКУ как обычно, а государство возвращает вам часть этих денег.
Кто имеет право на субсидию
Субсидия на оплату ЖКУ — федеральная льгота. Рассчитывать на нее может житель любого региона России. Для этого существует несколько оснований.
Право на субсидию имеют:
Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг — это компенсация части стоимости ЖКУ. Она положена тем, кто тратит на ЖКУ больше определенной нормы. Это выглядит так: каждый месяц вы платите за услуги, а потом государство сколько-то вам возвращает.
Право на субсидию есть и у семьи, и у человека, который живет один. Иностранцы имеют право на субсидию, если такое право предусмотрено международными договорами РФ. Например, белорусам и киргизам субсидию могут одобрить, потому что право на нее предусмотрено международными договорами между Россией, Беларусью и Киргизией.
Чтобы претендовать на субсидию, нужно соответствовать следующим требованиям:
Если семья не платила за свет, воду или вывоз мусора, она все равно имеет право на субсидию. Для этого нужно заключить специальное соглашение о погашении долга в отделе жилищных субсидий при подаче заявления.
Нельзя оформить субсидию без постоянной регистрации в той квартире, где вы живете и планируете получать выплату. Если снимаете жилье по договору найма, но не прописаны в нем, получить субсидию не получится.
С каким доходом можно получить субсидию, зависит от региона. Причем право на субсидию скорее зависит не от определенного размера дохода семьи, а от того, какую часть дохода она тратит на оплату коммуналки. Для этого и используется специальное определение — доля допустимых расходов на оплату ЖКУ. Она показывает, сколько процентов своего общего дохода семья тратит на оплату ЖКУ.
В Москве можно получить субсидию, если на оплату коммуналки уходит более 3, 6 или 10% дохода. 3% — если доход на одного члена семьи составляет 801—2000 Р в месяц, 6% — если 2001—2500 Р в месяц, 10% — если 2501 Р в месяц и больше.
Прежде чем одобрить субсидию, власти посчитают, сколько процентов от дохода вы потратили на коммуналку в прошлом месяце. Они возьмут средний доход вашей семьи за полгода и рассчитают долю затрат на ЖКУ. Затем сравнят полученную долю с нормативной, и если ваша доля больше или равна нормативной, власти будут готовы одобрить вам субсидию. В одном из разделов я покажу на примере, как рассчитать размер субсидии.
Какие доходы учитываются при получении субсидий:
Доходы учитывают в натуральной и денежной форме, до вычета налогов.
При расчете дохода семьи учитываются доходы получателя субсидии и членов его семьи: супруга или супруги, родителей или усыновителей несовершеннолетних детей и самих несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных. Доходы учитывают вне зависимости от их раздельного или совместного проживания.
При расчете субсидии не будут считать доходом, например, государственную социальную помощь в виде денег, натуральной помощи или выплаты по страхованию жизни, здоровья или имущества.
Стандарт жилой площади, на который начисляется компенсация. Стандарт жилой площади — это то, сколько квадратных метров жилья должно приходиться на каждого члена семьи. Стандарт устанавливают власти конкретного региона самостоятельно. Если площадь жилья больше принятых в регионе нормативов, в субсидии могут отказать.
В Москве по нормативу на одиноко проживающего гражданина приходится 33 м², на семью из двух человек — 42 м², на семью из трех и более человек — 18 м² на каждого члена семьи.
В Санкт-Петербурге — 36 м² на одиноко проживающего гражданина, 25 м² на каждого члена семьи из двух человек и 20 м² на каждого члена семьи из трех и более человек.
Стандарт жилой площади влияет и на размер субсидий, но он как бы зашит в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг и отдельно не фигурирует.
Еще стандарт жилой площади используется для начисления других компенсаций, например выплат людям с инвалидностью или ветеранам по оплате ЖКУ. В этом случае власти сравнивают реальную площадь жилья с нормативной. Если реальная больше, то начисляют компенсацию по нормативной.
Когда обращаться за субсидиями
Обратиться за субсидиями можно в любое время. Наиболее изменчивое и не зависящее от вас обстоятельство — это доля ваших расходов на ЖКУ. Ее высчитывают за последние полгода к моменту обращения, поэтому постарайтесь обратиться в тот момент, когда она будет самой высокой.
Если в теплое время года — в неотопительный сезон — вы тратите на оплату ЖКУ меньше нормативной доли и не имеете права на субсидию, попробуйте рассчитать долю в отопительный сезон. Как правило, в отопительный сезон стоимость ЖКУ выше, а значит, у вас может появиться право на выплату.
Где оформить субсидию на коммунальные услуги
Оформить субсидию на коммунальные услуги можно в Городском центре жилищных субсидий или в МФЦ. В некоторых регионах подать заявление можно онлайн. Например, в Москве подать заявление можно на сайте мэра, а в Санкт-Петербурге — на местном портале госуслуг.
Как подать заявление на получение субсидии
Заявление на субсидию можно подать лично, онлайн или отправить документы почтой. При этом сделать это может только собственник или наниматель помещения.
Другой член семьи может оформить субсидию по доверенности или за того, кто служит в армии, находится на принудительном лечении или в тюрьме.
Какие документы нужны для оформления субсидии
Для оформления субсидии понадобятся следующие документы:
Чтобы подтвердить доходы, понадобятся различные справки. Например, справка с работы о доходах физического лица по форме предприятия. Справка 2-НДФЛ не подойдет. Обычно отдел субсидий требует справку о доходах за полгода.
Если получаете пособия и другие государственные выплаты, могут понадобиться справки об их размере. Но не спешите за ними бежать. Центр жилищных субсидий может самостоятельно запросить сведения о некоторых выплатах. Поэтому лучше уточните в ЦЖС, какие справки нужно взять в вашем случае, а какие сведения они смогут получить самостоятельно.
Документы для подтверждения отсутствия доходов:
Полный список документов, подтверждающих отсутствие заработной платы для Москвы, можно посмотреть на сайте Городского центра жилищных субсидий.
Документы при личной подаче. Нужно принести оригиналы документов или нотариально заверенные копии и обычные копии — их нужно будет приложить к заявлению.
Документы при подаче онлайн. Понадобятся сканы или фотографии необходимых документов. Будьте готовы к тому, что отдел субсидий может пригласить вас на личную подачу документов. Так было у меня.
Второй раз я подавала заявление на предоставление субсидии через госуслуги. Заполнила заявление, загрузила сканы всех документов. Мне перезвонили из отдела субсидий и попросили принести оригиналы всех документов. Но я не смогла прийти, поскольку работала в те же часы, в которые принимает документы отдел. В итоге в предоставлении субсидии мне отказали.
Как долго идет оформление субсидии на оплату ЖКХ
Оформление субсидии займет не больше получаса. Сотрудник отдела субсидий проверит ваши документы и право на предоставление выплаты, поможет составить заявление и примет его. Решение о субсидии примут в течение 10 рабочих дней.
Как получить субсидию
Если субсидию одобрят, деньги перечислят по тем реквизитам, которые вы указали в заявлении.
Как начисляются субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Если вы подали документы с 1 по 15 число, то субсидию вам начислят в этом же месяце. Если с 16 числа, то субсидия придет в следующем месяце.
Выплату начисляют до оплаты коммуналки, то есть в 20-х числах месяца. По закону плату за ЖКУ вносят до 10 числа следующего месяца. Например, плату за апрель нужно внести до 10 мая, а плату за май — до 10 июня.
Срок действия выплат. Субсидию дают на полгода: вы подаете документы один раз и каждый месяц в течение полугода получаете выплату. Если захотите получать субсидию дальше, придется через полгода снова подавать документы.
Во время пандемии власти сняли ограничение по срокам предоставления субсидии — до конца 2020 года выплата продлевалась автоматически. Меру продлили до 1 апреля 2021 года. Это значит, что если вы получаете субсидию и срок ее предоставления истекает до начала апреля, выплату продлят автоматически, без вашего заявления.
Как рассчитывается субсидия на оплату ЖКХ
Субсидия рассчитывается по специальной формуле в зависимости от среднедушевого дохода семьи и прожиточного минимума в регионе. Формула следующая:
(Стандарт стоимости ЖКУ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов)
Региональный стандарт стоимости ЖКУ показывает, сколько, по мнению властей, стоит вода, свет, содержание и обслуживание жилого помещения, в котором живет человек или семья.
На один регион обычно несколько стандартов в зависимости от состава, численности семьи и жилищных условий. Если получатель субсидии — собственник жилья, сумма будет одна, если наниматель по договору социального найма — другая. Еще размер выплаты зависит от времени года. Зимой стандарт больше, потому что есть отопление, летом — меньше, потому что отопления нет.
В некоторых регионах существуют калькуляторы, которые рассчитывают размер субсидии для региона или отдельного поселения. Нормативы в них уже указаны. Например, такие калькуляторы разработали для Архангельской области, Арамильского городского округа Свердловской области, Липецка и Севастополя.
Совокупный, или общий, доход семьи обычно считают за последние полгода, если в регионе не утвердили другой срок. Все доходы семьи за полгода просто складывают и получают эту сумму.
К формуле могут добавить специальный поправочный коэффициент. Прежде чем рассчитать субсидию, власти считают среднедушевой доход семьи, сравнивают его со средним прожиточным минимумом семьи и решают, добавлять коэффициент или нет. Если доход семьи ниже прожиточного минимума этой семьи, к формуле добавят коэффициент.
Среднедушевой доход семьи считается так: все доходы семьи за последние полгода складываются и делятся на 6 месяцев. Потом эта сумма делится на количество членов семьи.
Прожиточный минимум — это норматив. Он разный для регионов и групп населения. В Москве он будет один, в Санкт-Петербурге — другой. Прожиточный минимум в регионах удобно смотреть на специальном сайте.
Чтобы определить прожиточный минимум на семью, складывают прожиточные минимумы на каждого члена семьи и делят на количество человек.
Доля допустимых расходов — отношение трат на коммуналку к общему доходу. Она не зависит от дохода семьи и определяется регионом.
Все про доверенность
Зачем она нужна, как ее составить и что учесть
Если у вас нет времени или возможности получить почту, подготовить документы, продать квартиру или совершить другое юридическое действие, поможет доверенность.
С доверенностью можно передать часть своих прав, например получить вклад или забрать автомобиль со штрафстоянки.
В доверенностях не все так просто, как кажется. Эта статья — о тонкостях их оформления.
Что такое доверенность
Доверенность — это документ, который дает право одному человеку действовать от имени другого или от имени организации. В доверенности есть две стороны. Доверитель — тот, кто доверяет; и представитель, или доверенное лицо, — это тот, кому доверяют.
С точки зрения закона доверенность — это односторонняя сделка. Чтобы ее оформить, достаточно желания только доверителя. Присутствие или согласие представителя не требуется, но он вправе отказаться от доверенности.
Доверенности могут выдавать граждане и организации. В этой статье мы будем говорить только про доверенности от имени граждан.
Доверитель и представитель должны быть совершеннолетними и дееспособными. От имени детей и недееспособных граждан доверенности выдают их законные представители: родители, опекуны или усыновители. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут оформить доверенность на те действия, которые по закону они уже могут совершать самостоятельно — например, открыть вклад в банке.
В одной доверенности от имени доверителя и представителя могут выступать несколько человек. Например, три собственника квартиры могут доверить ее продажу одному представителю. Или один доверитель может выдать доверенность на участие в суде сразу трем юристам.
Доверенное лицо не может совершать сделки от имени доверителя в отношении самого себя и в отношении другого доверителя, представителем которого он выступает. Например, представитель не может сам купить квартиру, если на него оформлена доверенность для ее продажи. И не может продать эту квартиру другому человеку, доверенным лицом которого выступает.
Что нужно указать в доверенности
Доверенность действительна, если в ней есть минимум четыре реквизита: дата составления, сведения о доверителе и представителе, полномочия и подпись доверителя.
Дата составления. Может быть указана числом или прописью. Это очень важная информация, потому что именно от даты составления доверенности отсчитывается срок полномочий представителя.
Сведения о доверителе и представителе. К ним относятся: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, паспортные данные, адрес регистрации.
Еще нужно указывать максимальные суммы сделок по доверенности, любые законные условия и ограничения полномочий максимально подробно и понятно.
В законе предусмотрены обязательные требования к некоторым доверенностям:
Подпись доверителя. Доверенность недействительна без подписи лица, выдавшего ее.
Что желательно указать в доверенности
Срок действия доверенности. Если в доверенности нет срока ее действия, документ будет иметь силу один год. Максимального срока действия доверенности нет.
Образец подписи представителя. Это необязательный реквизит, но обычно его включают в доверенности в простой письменной форме.
Передоверие. Обычно представитель имеет право совершать действия по доверенности лично. Но если включить специальное условие о передоверии, то представитель сможет уполномочить совершать действия по доверенности другое лицо.
Например, муж оставил доверенность с правом передоверия на получение посылки своей жене. Жену отправили в командировку, и она в порядке передоверия оформила доверенность на дочь. Теперь они обе могут получать посылки.
Что нужно знать о передоверии:
Форма исполнения доверенности
По форме исполнения есть два вида доверенностей: нотариальные и в простой письменной форме.
Нотариальные — это доверенности на сделки, требующие государственной регистрации или нотариальной формы. Например:
У нотариуса можно удостоверить любую доверенность — даже ту, для которой по закону не обязательна нотариальная форма.
Чтобы оформить нотариальную доверенность, нужно прийти к любому нотариусу с паспортом. Это платная услуга. Госпошлина за удостоверение доверенности от имени физического лица — от 100 до 500 рублей, в зависимости от вида полномочий и степени родства с представителем. Доверенность сыну или маме обойдется дешевле, чем постороннему человеку. Еще стоимость доверенности будет увеличиваться, если число представителей более двух, — на 100 рублей за каждого представителя, но не более 1500 рублей.
Если вы точно знаете, какие полномочия вам нужны и как их сформулировать, можно напечатать доверенность самостоятельно и попросить нотариуса просто ее удостоверить. Главное, чтобы там были все обязательные реквизиты.
Еще можно попросить нотариуса изготовить доверенность. У него уже есть шаблоны на все случаи жизни — нотариус добавит ваши личные сведения и распечатает на красивом бланке. За эту работу нотариус возьмет плату «за услуги правового и технического характера». Стоимость может в несколько раз превышать сумму госпошлины, но зато не придется ни о чем беспокоиться. Нотариус сам разберется, чего вы хотите и как это оформить.
Даже если доверенность составлял нотариус, в нотариальной конторе ее нужно прочитать и проверить. Нотариус может опечататься в важных сведениях, например в фамилии или адресе. В дальнейшем это можно исправить у того же нотариуса бесплатно, но лучше проверить все на месте.
Заверить может не только нотариус
Удостоверить доверенность может не только нотариус. В зависимости от ситуации нотариальной будет считаться:
Доверенности в простой письменной форме можно самостоятельно напечатать на компьютере или написать от руки. Например, чтобы получить справку, документ или обратиться за назначением пенсии в Пенсионный фонд РФ, не нужно идти к нотариусу. Можно поручить эти действия другому лицу, указав в доверенности сведения о доверителе и представителе, дату доверенности, полномочия и срок действия. Еще в простой письменной форме можно оформить доверенность на управление автомобилем, получение трудовой книжки на работе.
Некоторые доверенности в простой письменной форме нужно заверить у должностных лиц различных организаций. Например, доверенность на получение ценной посылки можно заверить не у нотариуса, а у начальника почтового отделения. А доверенность на распоряжение вкладом — у сотрудника банка. Это бесплатно.
В зависимости от объема полномочий представителя выделяют три вида доверенностей:
Примеры доверенностей
Видов доверенностей по полномочиям очень много. В статье мы рассмотрим самые популярные.
Судебная доверенность. Один из самых распространенных видов доверенностей — доверенность на представление интересов в суде.
Доверенность для суда может удостоверить:
Все, кроме нотариуса, обязаны удостоверить доверенность бесплатно. Об этих правилах мало кто знает. Обычно в суд приходят с платными нотариальными доверенностями, хотя можно бесплатно удостоверить доверенность прямо на работе или рядом с домом.
Есть еще один нюанс: доверитель может устно в судебном заседании заявить о своем представителе. Например, истец подал в суд иск о взыскании долга с соседа. Он хочет сам участвовать в судебном заседании, но для поддержки ему нужен племянник. Истец может не ходить к нотариусу или в управляющую компанию. Он просто придет в суд с племянником и на заседании заявит ходатайство о допуске своего представителя. Так и скажет: «Прошу допустить племянника в качестве моего представителя». Судья разрешит племяннику участвовать в деле, и он станет представителем истца, как будто у него есть доверенность. Теперь оба могут выступать в суде, давать объяснения и задавать вопросы ответчику.
Есть еще один способ сэкономить на нотариусе — составить письменное заявление, в котором также попросить допустить в качестве представителя какое-либо лицо и указать его полномочия. Заявление нужно отдать судье на судебном заседании.
Доверенность на получение посылки. По почтовым правилам корреспонденцию вправе забрать только тот человек, на чье имя она адресована, или его представитель.
Какая доверенность подойдет на почте
Для заказного письма, бандероли, мелкого пакета, посылки | Для ценных отправлений: бандероли, посылки, EMS | Для денежных переводов, пенсии, пособия, субсидии |
---|---|---|
Нотариальная доверенность | Нотариальная доверенность | Нотариальная доверенность |
Доверенность, заверенная в почтовом отделении | Доверенность, заверенная в почтовом отделении | |
Доверенность, заверенная по месту работы, учебы, лечения |
Доверенность на продажу квартиры. Для любых сделок с недвижимостью подойдет только нотариальная доверенность.
Кроме обязательных реквизитов в ней должен быть адрес квартиры, которую нужно продать, а если продается доля, то нужно обязательно указать ее размер. Перечисляются организации и учреждения, где доверенное лицо вправе представлять интересы доверителя: Росреестр, МФЦ, банк, паспортный стол. Еще одно важное условие — имеет ли право доверенное лицо получить деньги от покупателя.
Если квартира или доля в ней принадлежит ребенку младше 14 лет, то доверенность выдается законным представителем: отцом, матерью, опекуном или усыновителем. Ребенка вести в нотариальную контору не нужно. Если ребенку уже исполнилось 14 лет, тогда на доверенности ребенок с согласия законного представителя ставит свою подпись.
Доверенность в банк. При открытии вклада и в течение его действия вкладчик может уполномочить другого человека снимать деньги с вклада и пополнять его.
Такую доверенность может удостоверить нотариус, организация, в которой доверитель работает или учится, или администрация стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на лечении. В особых случаях доверенность может удостоверить также начальник места лишения свободы — для заключенных, командир воинской части — для военнослужащих.
Еще доверенность на действия с вкладом можно оформить прямо в банке, где открыт вклад. Сотрудник банка распечатает бланк и удостоверит его, а вкладчик заполнит данные о доверенном лице.
Доверенность на автомобиль. По правилам дорожного движения для управления чужим автомобилем водителю не требуется доверенность — достаточно иметь полис ОСАГО, допускающий его право на управление этим автомобилем.
Но для других действий, например для изъятия авто со штрафстоянки, доверенность понадобится. Ее можно составить в простой письменной форме — написать от руки или заполнить бланк, скачанный из интернета.
Кроме сведений о водителе и собственнике автомобиля необходимо указать все данные автомобиля.
Как проверить доверенность
Если у вас есть реквизиты нотариальной доверенности, можно проверить подлинность и срок ее действия при помощи специального нотариального сервиса. Система проверит, есть ли этот документ в общем реестре и действует ли он.
Если вы покупаете или продаете квартиру, а от имени другой стороны действует представитель по доверенности, лучше проверить доверенность дважды. Первый раз — сразу на этапе сбора документов, а второй — в день регистрации сделки в Росреестре, чтобы сделку не признали недействительной или не приостановили регистрацию права.
Прекращение доверенности
Доверенность может прекратить свое действие сама по себе или в связи с отменой доверителем.
Сама по себе доверенность перестает действовать, когда истекает ее срок или исполняется полномочие, на которое она выдана. Например, если доверенное лицо продало вашу квартиру, то доверенность больше не действует.
Еще доверенность прекращает свое действие, если доверитель умер. В этом случае его правопреемники должны сообщить о прекращении доверенности доверенному лицу и всем организациям, в которых эта доверенность работает.
Доверитель в любой момент может отозвать доверенность. Например, если изменились жизненные обстоятельства и в доверенности больше нет необходимости.
Самый простой способ отозвать доверенность — сделать это через нотариуса. Так можно отменить любую доверенность — и нотариальную, и в простой письменной форме. Нужно только заверить отзыв у нотариуса. Отозвать нотариальную доверенность может любой нотариус, не обязательно тот, кто заверял ее. Он внесет данные в реестр доверенностей. Все ведомства имеют доступ в эту систему и могут проверить подлинность и срок действия документа.
При оформлении сделки регистратор проверит доверенность по базе или отправит запрос напрямую нотариусу. Росреестр, приставы, администрация и нотариусы обмениваются документами по внутренним каналам связи.
Доверитель не обязан сообщать об отзыве доверенности риелторам и покупателям квартиры. Считается, что они об этом узнают на следующий день. Если сделку все равно оформят по аннулированной доверенности, договор признают недействительным.
Еще сведения об отмене доверенности в простой письменной форме можно опубликовать в официальном издании, в котором публикуются сведения о банкротстве. Сейчас это газета «Коммерсант». Нужно составить уведомление об отмене доверенности и нотариально засвидетельствовать подпись на нем. Все заинтересованные лица будут считаться извещенными об отмене доверенности через месяц со дня публикации, если они не были извещены об отмене ранее. Именно с этой даты доверенность будет считаться полностью прекратившейся. За этот месяц представитель сможет законно совершать сделки, даже если доверенность уже отменена. Поэтому с введением реестра доверенностей этот способ стал менее удобным.