Как бороться с произволом чиновников? Советы юриста
Дата публикации материала: 24.12.2021
Последнее обновление: 24.12.2021
Все мы, так или иначе, сталкиваемся с бюрократической системой. Оформить документы, получить справку, подать декларацию, выписать разрешение и многое другое, все это невозможно без общения с чиновниками различных мастей. Но всегда ли общение с чиновниками проходит гладко? Пожалуй, в России ни для кого не секрет, что государственные служащие не всегда выполняют свои обязанности надлежащим образом. Что делать, если вам пришлось столкнуться с произволом чиновников?
Прежде всего, не стоит забывать фразу из культового романа Ильфа и Петрова о том, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Поэтому, не стоит думать, что неприятная ситуация разрешится сама собой, а сразу начать действовать. Самым действенным способом воздействовать на недобросовестных госслужащих по-прежнему является жалоба. Естественно, не абы какая, а грамотно составленная, юридически обоснованная и, конечно же, направленная по нужному адресу. В этой статье мы расскажем, как и куда правильно жаловаться на чиновников, нарушивших закон.
Куда жаловаться на недобросовестного чиновника?
Вне зависимости от того, какой именно госслужащий нарушил ваша права (это может быть и сотрудник паспортного стола, и налоговый инспектор), при подаче жалобы существует универсальное правило – обращаться следует по вертикали власти наверх. То есть, в первую очередь вам необходимо подать жалобу непосредственному руководителю недобросовестного госслужащего. Чаще всего этого достаточно для быстрого решения проблемы. Однако, если обращение к начальству не принесло нужных результатов, вы можете подать жалобу в первую вышестоящую инстанцию и далее по вертикали.
Как составить жалобу на незаконные действия или бездействие чиновника?
Прежде всего, хотелось бы напомнить очевидную истину – для того, чтобы ваша жалоба была рассмотрена, она должна быть правильно оформлена. К сожалению, многие об этом забывают, и в результате обращения, написанные неразборчивым почерком, содержащие хамские выражения или угрозы попросту остаются без ответа. Поэтому, стоит проявить уважение к тому, кто будет читать ваше обращение: пишите аккуратно и разборчиво, без помарок, рекомендуется использовать бумагу формата А4. Если есть возможность, распечатайте текст жалобы на компьютере. Будьте лаконичными, лучше всего, если текст будет не слишком длинным, оптимальный размер жалобы – 2-3 страницы.
Итак, с чего стоит начать составление жалобы на чиновника? Начать стоит с заполнения «шапки» заявления. В ней необходимо указать следующие данные:
Далее следует непосредственно текст вашей жалобы. Очень важно не давать воли эмоциям! Ваше заявление должно быть написано кратко и по существу. Что стоит указать в тесте жалобы?
Где взять образец жалобы на чиновника?
Данная жалоба составляется в свободной форме, кроме того, каждый случай обращения индивидуален, поэтому образец жалобы на чиновника в интернете вы вряд ли найдете. Если при составлении жалобы у вас возникают проблемы, обратитесь за помощью в составлении к профессиональным юристам.
Как правильно подать жалобу на чиновника?
Подать свое обращение вы можете двумя способами – лично, либо по почте. В первом случае вам понадобятся два экземпляра жалобы. Один экземпляр вы подаете в канцелярию, второй, с номером и датой входящего документа, остается у вас на руках. Если вы хотите направить жалобу по почте, то не забудьте взять уведомление – это гарантия того, что ваша жалоба попадет в канцелярию и будет зарегистрирована.
Как оспорить действия (бездействие) органов власти и получить возмещение убытков
К нам часто обращаются за помощью представители бизнеса, которые заявляют, что власть имущие смотрят на них как на планктон в своей финансово-пищевой цепочке. Незаконные штрафы, чрезмерные доначисления по результатам выездных проверок, и даже рейдерство – захват предприятий – процветают на фоне несовершенства российского законодательства, благодаря широким возможностям для подкупа и ангажирования представителей власти.
О том, как оспорить действия (бездействие) органов власти, чтобы восстановить нарушенные права, взыскать убытки и расходы на привлеченного юриста (эксперта, оценщика), – рассказал директор антикризисной группы Сергей Стороженко.
Из статьи вы узнаете:
Реальные случаи, когда действия (бездействие) органов власти приводят к денежным потерям, мешают вести бизнес
3 способа, как оспорить действия (бездействие) органов власти:
обжаловать в вышестоящий орган
обратиться в Прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека
Какие шансы выиграть спор с органом власти
Можно ли взыскать убытки с должностного лица или органа власти
Сколько у вас времени, чтобы оспорить решение органа власти
Нет времени читать? Получите прямо сейчас помощь эксперта или задайте свой вопрос:
Реальные случаи, когда действия и бездействие органов власти приводят к денежным потерям, мешают вести бизнес
Уполномоченные органы могут неверно оценивать стоимость земли и другой недвижимости, в результате чего граждане и компании платят завышенные налоги, аренду
За период с 1 января 2015 г. по 30 сентября 2017 г. инициировано более 27 000 судебных дел о перерасчете кадастровой стоимости. Иски предъявлялись к территориальным органам Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалам в субъектах РФ, комиссиям по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальных отделениях Росреестра.
СУММАРНАЯ КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ, ПОСЧИТАННАЯ ПО ЗАКАЗУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ОКАЗАЛАСЬ ВЫШЕ РЕАЛЬНОЙ В 2 РАЗА.
Муниципалитеты завышают стоимость имущества, которое арендуют или выкупают граждане и предприниматели
На 1 127 000 рублей выше реальной рыночной стоимости оценили помещение по заказу Комитета по управлению муниципальным имуществом.
Предприниматель решил выкупить у города нежилое помещение. Комитет указал цену объекта в договоре купли-продажи в размере 4 209 000 рублей (на основании отчета оценочной компании «Корпус»).
Предприниматель обратился в суд. Суд назначил независимую экспертизу, которая определила стоимость спорного объекта в размере 3 082 000 рублей. Так предпринимателю удалось снизить выкупную стоимость спорного помещения на 1 127 000 рублей (постановление 16-ААС г. Ессентуки от 10.12.2014 г. по делу № А63-600/2013).
Органы власти препятствуют в получении разрешений и лицензий, иногда – в корыстных целях
Руководитель одного из управлений областного Минздрава требовал деньги с соискателей лицензий на осуществление медицинской деятельности. Суммы «откатов» варьировались от 25 000 до нескольких миллионов рублей ( источник ).
Налоговые органы штрафуют и требуют доначисления налогов, иногда – незаконно и необоснованно
Так, по результатам выездной проверки налоговая служба доначислила компании 155 миллионов рублей за проведение «сомнительных операций». Налогоплательщику удалось через суд оспорить и отменить решение ФНС. Сроки проведения проверки и сроки вручения решения налоговой были нарушены ( Решение АС г. Москвы от 26.04.17 № А40-255380/2016).
В 99% случаев выездные налоговые проверки заканчиваются для бизнес-представителей санкциями в виде миллионных доначислений. Средний «чек» выездной проверки в Москве – 41 600 000 рублей, в Санкт-Петербурге – 71 800 000рублей (данные опубликованы в «Forbes»).
Должностные лица могут нарушать антимонопольное законодательство: заключать антиконкурентные соглашения, создавать отдельным участникам преимущественные условия участия в торгах, ограничивать доступ к торгам законных конкурентов
Администрация муниципального района нарушила закон «О защите конкуренции». В результате к участию в торгах не были допущены лица, желающие арендовать муниципальное имущество. Извещение о торгах администрация не разместила на своем официальном сайте, а отсылка на официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов не содержала номер извещения, что не позволяло найти нужные торги. Предприниматели не смогли ознакомиться с формой заявки и проектом договора аренды ( дело № 028-15-АЗ).
3 способа, как оспорить действия (бездействие) органов власти
Граждане и юридические лица могут обжаловать любые незаконные действия (бездействие), решения и акты органов власти, если они нарушают их права и интересы – любыми доступными способами, не выходя за рамки закона (ст. 45 Конституции РФ).
Обжаловать можно даже устные решения.
Обжаловать в вышестоящий орган
Можно обратиться с заявлением в тот же орган или в вышестоящий орган, наделенный контрольно-надзорными функциями в соответствующей сфере управления.
К примеру, жалоба на действия местной налоговой службы подается в вышестоящий налоговый орган, но через тот орган, чьи действия обжалуются.
В течение 3 дней с момента поступления жалобы, материалы будут направлены в вышестоящий орган ФНС (п.1 ст.139 НК РФ).
Важно: такой способ обжалования имеет недостатки:
решения по обращениям принимаются заинтересованными органами;
у лица, направившего жалобу, нет возможности присутствовать при принятии решения, влиять на результат;
нередко решение по обращению принимают лица без необходимого уровня правовой подготовки.
Поэтому даже правильно составленные жалобы, подкрепленные доказательствами, часто не удовлетворяют, а виновных лиц – не наказывают.
Обратиться в Прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека
Права граждан или организаций могут защищать: прокурор, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
Обращение в Прокуратуру с правильно составленной жалобой, которая подкреплена доказательствами, может стать результативным, оперативным и экономным способом добиться справедливости.
Подать жалобу можно любым удобным способом: через канцелярию прокуратуры, интернет-приемную Генпрокуратуры, сайт территориального подразделения или ценным/заказным письмом. Через 30 дней вы получите ответ.
Омбудсмен тоже рассматривает жалобы на решения органов власти и должностных лиц.
Обратиться в суд
Определяющее преимущество судебного оспаривания – это равенство сторон в процедуре, возможность личного присутствия, отсутствие заинтересованности судей, принимающих решение. Вероятность справедливого и объективного рассмотрения жалобы существенно повышается, по сравнению с внесудебным и досудебным обжалованием.
Еще один плюс для заявителя – это то, что обязанность доказывать невиновность или правомерность оспариваемого решения возлагается на должностное лицо или орган власти. Однако это правило не освобождает истца от необходимости доказывания нарушенного права, причинения ему ущерба и причинно-следственной связи.
Трудности при судебном оспаривании обычно связаны с определением подсудности и подведомственности спора. Так как дела по спорам с органами власти рассматривают:
Заявление в суд составляется по требованиям ст. 220 КАС РФ, если подается административный иск, и по требованиям ст. 125 АПК РФ, если иск подается в арбитраж.
Какие шансы выиграть спор с органом власти
Самые высокие шансы выиграть спор в сфере земельных отношений и недвижимости.
Так, за период с 01.01.2015 по 30.09.2017 гг. истцам удалось снизить суммарный размер кадастровой стоимости недвижимости вдвое – с 2, 76 триллионов рублей до 1, 44 триллионов рублей (по данным Росреестра).
Таблица 1. Результаты судебного оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости за период с 1 января 2015 г. по 30 сентября 2017 г.
Удовлетворено 86% исков:
В других сферах очень сложно выиграть судебный спор с органом власти или успешно обжаловать решение/нормативный акт.
Например, 80% споров с ФНС заканчивается проигрышем заявителя (данные озвучены начальником Правового управления ФНС России). Но это не повод, чтобы сдаться.
ГРАЖДАНЕ И ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ ПРИБЕГАЮТ К ПОМОЩИ СИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ДОБИВАЮТСЯ СПРАВЕДЛИВЫХ РЕШЕНИЙ.
Так, компании через суд удалось «отменить» доначисленные ФНС налоги на сумму 55 миллионов рублей ( Определение ВС РФ от 01.12.16 № 308-КГ16-10862).
Можно ли взыскать убытки с должностного лица или органа власти
С должностного лица или органа власти можно взыскать убытки. Это право гарантирует Конституция РФ (ст. ст. 52, 53).
Правовые нормы о возмещении вреда закреплены и в других законах. Например, это:
Чтобы взыскать убытки, необходимо доказать факт причинения вреда, противоправность действий (бездействия) и вину органа власти, а также причинно-следственную связь между действиями и ущербом.
Сколько у вас времени, чтобы оспорить решение органа власти
По закону у вас есть 3 месяца, чтобы оспорить решение органа власти. Срок отсчитывается с даты, когда вы узнали о нарушении права.
Если время упущено, вам откажут в удовлетворении требований.
Но сроки можно восстановить в судебном порядке, если есть уважительные причины.
Как заставить работать чиновников и коммунальщиков: 7 бесплатных сервисов для жалоб
Если налоговая не возвращает переплату по НДФЛ, магазин не хочет менять товар, а работодатель задерживает зарплату, на них можно пожаловаться. Это помогает защитить свои права и получить деньги. Для жалоб даже не придется выходить из дома: можно отправить сообщение через интернет. Это официально и бесплатно. А главное, это работает.
Вот кто может стать объектом ваших жалоб, если нарушает права или не отдает деньги.
Налоговая инспекция
Магазин
Работодатель
Школа или садик
Чиновники
Сайт в интернете
Управляющая компания
Еще больше бесплатных сервисов
Роскомцензуру, то есть, простите, надзор зря вы рекламируете.
В налоговой жалоба оформляется как обращение. На обращение ответ должны предоставить в течении 30 дней. В тот момент когда подходит срок ответа приходит сообщение что понадобилось дополнительное время. Так у меня уже 2 жалобы весят одна 4 месяца друга 2 месяца.
Артем, пришло время написать в прокуратуру, что рассмотрение ваших обращений по 59-ФЗ сильно затянули.
Роспотребнадзор не помогает возвращать деньги, это не в его компетенции, он не суд
Для налоговой Махачкалы жалоба на бездействие как слону дробина. Налог почти три месяца вернуть не могут. А на жалобы дают отписки, мол ждите
Напишите про перспективы суда с налоговой за неустойки из за задержек выплат вычетов
Для обращений по проблемам ЖКХ (и не только) в СПб существует хороший портал «наш Санкт-Петербург».
https://gorod.gov.spb.ru/
Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено за гражданином Конституцией РФ и является одной из действенных форм защиты его прав. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Потребители с целью защиты своих прав могут обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в органы государственного жилищного надзора (жилищные инспекции), в органы местного самоуправления, в прокуратуру.
Не зависимо от того, в какое из упомянутых ведомств обращается гражданин, процедура рассмотрения обращения одинакова и регламентирована она Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Все обращения граждан закон подразделяет на три разновидности: заявления, жалобы и предложения.
Если гражданин намерен поделиться своими рекомендациями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, он вправе обратиться с предложением.
Если гражданин обращается с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо направляет сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критикует деятельность указанных органов и должностных лиц, то свое обращение он должен назвать заявлением.
Документ, названный жалобой, должен содержать просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Что обязательно должно быть в обращении (в жалобе)
В обращении гражданину необходимо указать свои Ф.И.О., точный адрес местожительства с почтовым индексом, контактный телефон и кратко изложить суть вопроса (обращения), при этом желательно, чтобы его объем не превышал одного листа.
Если граждане направляют коллективное обращение, то в нем необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан следует направить ответ, сообщив его адрес и контактный телефон.
Обращение оформляется в письменной форме. Писать его текст желательно разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы чиновник не смог воспользоваться данным ему правом и отказать в рассмотрении обращения, которое «не поддается прочтению».
Как передать чиновнику обращение (жалобу)
Письменное обращение может быть отправлено почтой, в том числе электронной почтой, передано через канцелярию (экспедицию), вручено должностному лицу на личном приеме. Обращение должно быть обязательно зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления.
Сколько ждать ответа
Поступившее обращение должны рассмотреть обязательно и, конечно же, совершенно бесплатно. Закон дает на это 30 дней (со дня регистрации). В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем еще на 30 дней. О продлении срока гражданина, направившего обращение, должны уведомить письменно.
Закон запрещает чиновникам направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином.
В ходе рассмотрения обращения гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации своего обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Когда могут отказать в рассмотрении обращения (жалобы)
К подготовке и составлению обращения необходимо подходить аккуратно и внимательно, потому что закон позволяет чиновникам не рассматривать обращения гражданина в ряде случаев:
— если в письменном обращении содержится вопрос, на который уже неоднократно один и тот же государственный орган (орган местного самоуправления или одно и то же должностное лицо), в ответ на ранее направленные гражданином обращения, давал письменные разъяснения – в таком случае чиновникам дано право считать такое обращение безосновательным и прекратить с ним переписку по данному вопросу. О данном решении гражданина должны уведомить письменно. К слову, этого можно избежать, если привести в обращении новые доводы или обстоятельства, на которые в предыдущих обращениях гражданин еще не ссылался;
Пожалуйте на прием… к руководителю
Руководители любых государственных органов, органов местного самоуправления (и уполномоченные на это лица) обязаны проводить личный прием граждан. Дни и часы приема должны быть четко определены, а информация о них должна быть доступна для граждан.
Идя на прием не забудьте документ, удостоверяющий личность, без него на встречу с руководителем могут и не пропустить. В ходе беседы можно устно изложить причину обращения (которую должны занести в карточку личного приема), а можно передать и письменное обращение – этом случае его обязаны зарегистрировать.
Закон не приветствует многократность таких встреч. Если ранее гражданину уже направляли ответ по интересующему его вопросу, то в ходе личного приема могут отказать в дальнейшем рассмотрении обращения.
Куда жаловаться на чиновника
Если решение, принятое по обращению, не устраивает или чиновники направляют явные отписки, если не отвечают на ваши жалобы (заявления и т.п.), то на их действия (или, наоборот, бездействие) следует жаловаться в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру. Закон позволяет гражданам обжаловать действие (бездействие) чиновников и в суде.
Приложение. Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их
Информация об изменениях:
Правила
подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников
(утв. постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840)
С изменениями и дополнениями от:
5 декабря 2014 г., 14 ноября 2015 г., 8 декабря 2016 г., 25 октября 2017 г., 13 июня 2018 г.
Информация об изменениях:
Действие настоящих Правил распространяется на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Информация об изменениях:
Жалобу на решения и действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), должностных лиц государственного внебюджетного фонда Российской Федерации (его территориального органа), государственной корпорации также можно подать в вышестоящие орган или организацию (при их наличии) в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.
Жалобу на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, привлекаемой организации также можно подать учредителю многофункционального центра или иному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на рассмотрение жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.
3. Жалоба должна содержать:
Информация об изменениях:
а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, многофункционального центра, его руководителя и (или) работника, привлекаемой организации, ее руководителя и (или) работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1232 в подпункт «б» внесены изменения
Информация об изменениях:
в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, привлекаемой организации, работника привлекаемой организации;
Информация об изменениях:
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действиями (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, привлекаемой организации, работника привлекаемой организации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
4. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. N 1317 в подпункт «б» внесены изменения
б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Информация об изменениях:
5. Прием жалоб в письменной форме осуществляется органами, предоставляющими государственные услуги, многофункциональным центром, привлекаемой организацией в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прием жалоб в письменной форме осуществляется учредителем многофункционального центра в месте фактического нахождения учредителя.
Время приема жалоб учредителем многофункционального центра должно совпадать со временем работы учредителя.
6. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
Информация об изменениях:
а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, привлекаемой организации, учредителя многофункционального центра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
7. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Информация об изменениях:
8. Жалоба рассматривается органом, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федеральных государственных служащих. В случае если обжалуются решения руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
При отсутствии вышестоящего органа жалоба подается непосредственно руководителю органа, предоставляющего государственную услугу, и рассматривается им в соответствии с настоящими Правилами.
Жалоба рассматривается многофункциональным центром или привлекаемой организацией, предоставившими государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) многофункционального центра, его должностного лица и (или) работника, привлекаемой организации, ее работника. В случае если обжалуются решения и действия (бездействие) руководителя многофункционального центра или привлекаемой организации жалоба может быть подана учредителю многофункционального центра или иному лицу, уполномоченному на рассмотрение жалоб нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Информация об изменениях:
9. В случае если жалоба подана заявителем в орган, предоставляющий государственные услуги, многофункциональный центр, привлекаемую организацию, учредителю многофункционального центра, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня регистрации такой жалобы она направляется в уполномоченные на ее рассмотрение орган, предоставляющий государственные услуги, многофункциональный центр, привлекаемую организацию, учредителю многофункционального центра.
При этом орган, предоставляющий государственные услуги, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра, перенаправившие жалобу в письменной форме, информируют о перенаправлении жалобы заявителя.
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации такой жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе, предоставляющем государственные услуги, многофункциональном центре, уполномоченной привлекаемой организации, у уполномоченного на ее рассмотрение учредителя многофункционального центра.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящих Правил не применяются и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
Информация об изменениях:
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченных на ее рассмотрение федеральном органе исполнительной власти, органе государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, привлекаемой организации.
11. Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
Информация об изменениях:
а) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, запроса, указанного в статье 15.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Информация об изменениях:
б) нарушение срока предоставления государственной услуги.
В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующей государственной услуги в полном объеме, в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
Информация об изменениях:
д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующей государственной услуги в полном объеме, в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Информация об изменениях:
ж) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица, работника в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующей государственной услуги в полном объеме, в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Информация об изменениях:
12. Органы, предоставляющие государственные услуги, многофункциональные центры, привлекаемые организации, учредители многофункциональных центров определяют уполномоченных на рассмотрение жалоб должностных лиц и (или) работников, которые обеспечивают:
а) прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями настоящих Правил;
Информация об изменениях:
б) направление жалоб в уполномоченные на их рассмотрение орган и (или) организацию в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
13. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
Информация об изменениях:
14. Органы, предоставляющие государственные услуги, многофункциональные центры, привлекаемые организации, учредители многофункциональных центров обеспечивают:
а) оснащение мест приема жалоб;
Информация об изменениях:
б) информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих, многофункциональных центров, привлекаемых организаций, их должностных лиц, работников посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на их официальных сайтах, на Едином портале;
Информация об изменениях:
в) консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих, многофункциональных центров, привлекаемых организаций, их должностных лиц, работников, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
г) заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи заявителям результатов рассмотрения жалоб;
Информация об изменениях:
д) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган (при его наличии), учредителю многофункционального центра отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
Информация об изменениях:
15. Жалоба, поступившая в уполномоченные на ее рассмотрение орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемую организацию, учредителю многофункционального центра, подлежит регистрации не позднее следующего за днем ее поступления рабочего дня. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, предоставляющим государственную услугу, многофункциональным центром, привлекаемой организацией, учредителем многофункционального центра, уполномоченными на ее рассмотрение.
В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица, многофункционального центра, его должностного лица, работника, привлекаемой организации, ее работника в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
Информация об изменениях:
16. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уполномоченный на ее рассмотрение орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра принимают решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, привлекаемой организации, учредителя многофункционального центра.
При удовлетворении жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра принимают исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1232 в пункт 17 внесены изменения
17. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме. В случае если жалоба была направлена способом, указанным в подпункте «в» пункта 6 настоящих Правил, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.
18. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
Информация об изменениях:
а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, привлекаемой организации, учредителя многофункционального центра, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
Информация об изменениях:
б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
г) основания для принятия решения по жалобе;
д) принятое по жалобе решение;
ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
Информация об изменениях:
19. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, учредителя многофункционального центра, работником привлекаемой организации.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, учредителя многофункционального центра и (или) уполномоченной на рассмотрение жалобы привлекаемой организации, уполномоченного на рассмотрение жалобы работника привлекаемой организации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
20. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра отказывают в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящих Правил в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Информация об изменениях:
21. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
Информация об изменениях:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, работника, а также членов его семьи;
б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Информация об изменениях:
21.1. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра сообщают заявителю об оставлении жалобы без ответа в течение 3 рабочих дней со дня регистрации жалобы.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.