Как получить разрешение на временное проживание в России
И какие права оно дает
Разрешение на временное проживание позволяет иностранцу жить и работать в России три года.
В это время он может пользоваться большинством социальных благ, доступных гражданам страны. Расскажу, как получить разрешение, какие сложности могут возникнуть, а также какие права и обязанности возникают у его обладателя.
Вот что вы узнаете из статьи
Что такое разрешение на временное проживание в России
Разрешение на временное проживание (РВП) — отметка в загранпаспорте, благодаря которой иностранец может жить и работать в России три года. С РВП нельзя остаться в России навсегда. Это временная мера, пока иностранец не оформит вид на жительство, не получит гражданство или у него просто не закончатся основания для пребывания в стране, например рабочий контракт.
Как выглядит РВП. Это просто штамп в загранпаспорте. Если у иностранца нет загранпаспорта или гражданства — выпускается на отдельной бумаге.
Отличия РВП от ВНЖ. Срок действия РВП — три года. Продлить его нельзя — можно лишь получить новое. Разрешение выдается для проживания и работы в конкретном регионе, а о переезде надо уведомлять ГУВМ МВД.
Вид на жительство (ВНЖ) бессрочный, с ним можно жить и работать где угодно, можно даже оформлять и получать пенсию.
Большинство иностранцев получает РВП только по квотам. Квот на ВНЖ — нет.
Еще РВП надо подтверждать каждый год. Для этого надо принести в ГУВМ МВД уведомление и справку о доходах. Если этого не сделать, разрешение аннулируют. ВНЖ подтверждать не нужно.
Права и обязанности обладателя РВП
Разрешение на временное проживание дает право:
Список запретов обширнее. С РВП нельзя:
Владелец РВП должен:
О том, как все это сделать и куда нести документы, расскажу ниже.
Кто может получить РВП
Получить РВП можно по квоте и без нее, если для этого есть основания.
РВП по квоте. Большинство иностранцев получают РВП по квоте — заранее определенному количеству разрешений от местных властей. Например, квота на 2020 год — 60 270 РВП на всю Россию, из них на Москву — 2000. Квоту утверждает Правительство РФ с учетом демографической ситуации в разных регионах и возможностей трудоустроить в них иностранных граждан. В 2015 году было выделено свыше 151 000 квот. Количество квот сокращается уже несколько лет подряд.
В рамках квот получить РВП может почти любой иностранец. Достаточно лишь собрать необходимые документы, доказать владение русским языком и не болеть социально опасными заболеваниями. Подробнее об этом ниже.
Чтобы получить РВП по квоте, надо встать в очередь. Но проблема в том, что как только квота будет исчерпана, до следующего года подать документы на РВП будет нельзя. Поэтому подавать документы лучше всего в начале года. Если сделать это позже, РВП, которые можно выдать в этом году, скорее всего, закончатся и придется ждать следующего года.
РВП без квоты. Некоторые иностранцы могут получить РВП вне квот. Это следующие категории иностранцев:
ПОРЯДОК заполнения заявки-анкеты о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации
1. Заявка-анкета о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации[1] (приложение № 1 к приказу) заполняется лично иностранным гражданином или лицом без гражданства[2], достигшим восемнадцатилетнего возраста, либо родителем, усыновителем, опекуном или попечителем иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, или иностранного гражданина, достигшего восемнадцатилетнего возраста и признанного недееспособным
либо ограниченного в дееспособности[3].
2. Заявка-анкета заполняется на русском языке с помощью электронных средств или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего, или фиолетового цвета, без исправлений, помарок и сокращений. В заявке-анкете должны быть заполнены
все пункты, подлежащие обязательному заполнению.
3. В случае недостаточности в заявке-анкете строк для заполнения дополнительные сведения могут быть размещены на отдельном листе, прилагаемом к заявке-анкете, аналогично реквизитам соответствующего пункта заявки-анкеты с обязательным указанием на приложении фамилии, имени и отчества (при их наличии) заявителя.
4. При необходимости для заполнения отдельных пунктов
заявки-анкеты могут быть использованы буквы латинского алфавита.
5. При заполнении соответствующих пунктов заявки-анкеты:
5.1. Фамилия, имя, отчество указываются в именительном падеже. При отсутствии фамилии обязательно указывается имя. При отсутствии имени обязательно указывается фамилия. Одновременное неуказание фамилии и имени не допускается.
5.2. Даты указываются арабскими цифрами, например: «10.07.1983».
5.3. В случае отсутствия сведений о дне и (или) месяце рождения
эти реквизиты заменяются символами «00».
5.4. Номер документа, удостоверяющего личность, и срок его действия проставляются арабскими цифрами. В случае если документ, удостоверяющий личность, выдан без ограничения срока его действия,
то в позиции «Срок действия» указывается «бессрочный».
6. Поля формы заявки-анкеты заполняются в соответствии
со сведениями, содержащимися в документах, подтверждающих данные сведения.
7. На первой странице заявки-анкеты наклеивается фотография заявителя или лица, в отношении которого подается заявка-анкета,
размером 35 мм x 45 мм, в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица без головного убора.
На фотографии должны помещаться крупным планом голова
и верхняя часть плеч заявителя или лица, в отношении которого подается заявка-анкета, при этом расстояние от макушки до подбородка не должно быть более восьмидесяти процентов размера всего изображения
(кадра по вертикали).
Изображение лица должно соответствовать возрасту заявителя
или лица, в отношении которого подается заявка-анкета, на день подачи
заявки-анкеты. На фотографии заявитель или лицо, в отношении которого подается заявка-анкета, изображается строго анфас и смотрящим прямо
с нейтральным выражением и закрытым ртом. Фон должен быть белым, ровным, без полос, пятен и изображения посторонних предметов и теней. Глаза заявителя или лица, в отношении которого подается заявка-анкета, должны быть открытыми, а волосы не должны заслонять их.
Допускается представление фотографий в головных уборах,
не скрывающих овал лица, лиц, религиозные убеждения которых
не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.
Не допускается представление фотографии заявителя или лица,
в отношении которого подается заявка-анкета, в форменной одежде,
в верхней одежде, в шарфах, закрывающих часть подбородка, а также
с отредактированным изображением с целью улучшения внешнего вида изображаемого лица или его художественной обработки. На изображении должны быть достоверно отображены все особенности лица фотографируемого.
Для лиц, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование
в очках без тонированных стекол. При этом на фотографии должны быть отчетливо видны глаза. Оправа очков не должна закрывать глаза.
8. Заявка-анкета оформляется на бумажном носителе с одной стороны листа. В случае скрепления листов заявки-анкеты способ скрепления должен обеспечивать сохранность бумажного носителя.
[1] Далее – «заявка-анкета».
[2] Далее – «иностранный гражданин».
«Первый шаг к паспорту»: как иностранцу получить РВП в 2021-2022?
Но получить его не так просто, как может показаться. Во-первых, РВП, за редким исключением, предоставляется на основании квоты. Во-вторых, для его получения нужно собрать целую кучу документов и подтверждений. Но ничего невозможного. Рассказываем, как получить разрешение: что нужно и куда бежать.
Основания для получения РВП
В рамках этих квот, получить РВП может по факту любой иностранец, при условии, что он:
А еще отдельные категории иностранцев могут на оформление РВП в РФ в 2020-м без учета квот. Они могут обратиться с заявлением в любое время и получить разрешение независимо от того, исчерпана квота или нет. Полный перечень таких льготников утвержден п. 3 ст. 6 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранцев в РФ», в их числе:
Как оформить РВП
Ответственным органом являются отделы МВД по вопросам миграции (ОВМ МВД) по месту постановки иностранцев на миграционный учет (пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ № 699 от 21.12.2016). Документы можно подать в такой отдел лично либо через МФЦ. В некоторых субъектах для этого созданы специальные организации. Например, в столице это Многофункциональные миграционные центры. А еще документы на РВП можно подать через Госуслуги.
Шаг 1. Соберите документы
Совершеннолетние иностранцы подают документы лично, за несовершеннолетних их подают законные представители. Перечень документов на РВП 2020 включает:
Шаг 2. Оплатите госпошлину
Шаг 3. Подайте документы и ждите рассмотрения
Шаг 4. Получите уведомление о принятом решении
Когда окончательное решение принято, заявитель получает уведомление об этом с указанием результатов (п. 146 Админрегламента). В нем также будет указано время и место, где можно будет получить отметку об РВП в паспорте.
Что делать дальше?
После получения РВП иностранцу придется пройти дактилоскопическую экспертизу (абз. 3 п. 4 ст. 6 ФЗ № 115). Это снятие отпечатков пальцев и помещение их в базу данных. Для людей, получивших разрешение на временное проживание в России, процедура является обязательной.
Кроме того, в течение 7 рабочих дней с момента получения разрешения на временное проживание необходимо подать заявление о регистрации в структурное подразделение ГУВМ МВД России по месту нахождения жилого помещения, указанного при обращении с заявлением о выдаче разрешения. Если у вас нет возможности зарегистрироваться по месту жительства, вам необходимо встать на миграционный учет.
Есть и другие обязанности. Так, в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения РВП Иностранец обязан подать в ОВМ уведомление о подтверждении проживания в РФ по РВП и приложить к нему справку или иной документ о доходах (п. 9 ст. 6 ФЗ № 115). Такое уведомление можно подать через отделения Почты России, лично в ответственный ОВМ или в электронной форме, если есть такая техническая возможность.
Такое уведомление нужно отправлять ежегодно. По крайней мере, пока вы не получите ВНЖ, а это возможно уже после 12 месяцев проживания с РВП. А там, еще 5 лет и гражданство. Если, конечно, у вас нет оснований для его упрощенного получения.
Подача заявления на квоту РВП
В соответствии со статьей 6 Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом.
Порядок приема заявок-анкет о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2345 «Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва и Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации», приказом ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29.03.2021 N 168 «О комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».
— посредством опросной формы, размещенной в личном кабинете Единого портала государственных и муниципальных услуг: https://gosuslugi.ru
— посредством опросного модуля информационной системы мониторинга государственных услуг, размещенного на официальном сайте МВД России: https://мвд.рф
— посредством опросного модуля информационной системы мониторинга государственных услуг, размещенного на официальном сайте ГУ МВД России по г. (Санкт-Петербургу и Ленинградской области: https://78.мвд.рф
— на Специализированном Интернет — сайте «Ваш контроль»: https://vashkontrol.ru
Заявитель вправе обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке действия (бездействие) и (или) решения, принятые (осуществленные) в ходе предоставления государственной услуги должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.
Жалоба может быть подана:
1. В электронном виде, посредством;
— официального сайта ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (78.мвд.рф);
— Единого портала государственных услуг (do.gosuslugi.ru)
2. В письменной форме:
2.1. При личном приеме заявителя в подразделении МВД России, непосредственно предоставляющем государственные услуги.
2.2. В филиалах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
2.3. Посредством почтовой связи
Краткое изложение порядка подачи и рассмотрения жалоб, а также сроки их рассмотрения
Основаниями для подачи жалобы заявителем могут быть:
Органы, уполномоченные на рассмотрение жалобы:
При этом жалоба должна содержать:
— наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
— сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего;
— доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действиями (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Сроки рассмотрения:
Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, уполномоченным на ее рассмотрение.
В случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо МВД России, территориального органа либо подразделения, уполномоченное на ее рассмотрение, принимает одно из следующих решений:
— удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных МВД России, территориальным органом либо подразделением опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
— отказывает в удовлетворении жалобы.
Лицами, уполномоченными рассматривать жалобу, являются:
Отдел по оформлению разрешений на временное проживание и видов на жительство Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области расположен по адресу: 191124, г. г. Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д.10.
За получением дополнительной информации о предоставлении государственной услуги обращаться в общественную приемную Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, расположенную по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 10.
Прием граждан в общественной приемной осуществляется по следующему графику:
Вторник, четверг – 10:00-17:00
Телефон общественной приемной – 8(812)573-30-02
ПОРЯДОК
заполнения заявки-анкеты о выделении квоты
на выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации
1. Заявка-анкета о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации[1] (приложение № 1 к приказу) заполняется иностранным гражданином или лицом без гражданства[2], достигшим восемнадцатилетнего возраста, либо родителем, усыновителем, опекуном или попечителем иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, или иностранного гражданина, достигшего восемнадцатилетнего возраста и признанного недееспособным либо ограниченного в дееспособности[3].
2. Заявка-анкета заполняется на русском языке с помощью электронных средств или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего, или фиолетового цвета, без исправлений, помарок и сокращений.
Если в документах и/или сведениях об иностранном гражданине содержатся буквы латинского алфавита, такие данные указываются в заявке-анкете буквами латинского алфавита.
3. В случае недостаточности в заявке-анкете строк для заполнения дополнительные сведения могут быть размещены на отдельном листе, прилагаемом к заявке-анкете, аналогично реквизитам соответствующего пункта заявки-анкеты с обязательным указанием на прилагаемом листе фамилии, имени и отчества (при их наличии) заявителя.
4. При заполнении соответствующих пунктов заявки-анкеты:
4.1. Фамилия, имя, отчество указываются в именительном падеже. При отсутствии фамилии обязательно указывается имя. При отсутствии имени обязательно указывается фамилия. Одновременное неуказание фамилии и имени не допускается.
4.2. Даты указываются арабскими цифрами в формате «00.00.0000».
4.3. В случае отсутствия сведений о дне и (или) месяце рождения эти реквизиты заменяются символами «00».
4.4. Номер документа, удостоверяющего личность, и срок его действия заполняются арабскими цифрами. В случае если документ, удостоверяющий личность, выдан без ограничения срока его действия, то при заполнении срока его действия указывается «бессрочный».
5. Поля формы заявки-анкеты заполняются в соответствии со сведениями, содержащимися в документах, подтверждающих данные сведения.
6. Заявка-анкета оформляется на бумажном носителе с одной стороны листа. В случае скрепления листов заявки-анкеты способ скрепления должен обеспечивать сохранность бумажного носителя.
Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:
1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 509-ФЗ)
2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 509-ФЗ)
4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;
5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме. (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 509-ФЗ)
2. В целях проведения оценки эффективности деятельности руководителей выявляется мнение гражданина о качестве предоставления оцениваемых услуг (с оценкой по 5-балльной шкале), включая оценку по следующим основным критериям:
— время предоставления оцениваемых услуг;
— время ожидания в очереди при получении оцениваемых услуг;
— вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении оцениваемых услуг;
— комфортность условий в помещении, в котором предоставлены оцениваемые услуги;
— доступность информации о порядке предоставления оцениваемых услуг.
3. В отношении оцениваемых услуг, предоставление которых осуществляется в электронном виде, гражданам обеспечивается возможность их оценки на всех стадиях предоставления оцениваемых услуг (информирование о порядке получения оцениваемых услуг, запись на прием, подача заявления, получение информации о ходе предоставления оцениваемых услуг, получение результата их предоставления) непосредственно после их получения. Для оценки оцениваемых услуг, предоставляемых в электронном виде, используются такие критерии качества, как доступность информации о порядке предоставления оцениваемых услуг, доступность электронных форм документов, необходимых для предоставления оцениваемых услуг, доступность инструментов совершения в электронном виде платежей, необходимых для получения оцениваемых услуг, время ожидания ответа на подачу заявления, время предоставления оцениваемых услуг, удобство процедур предоставления оцениваемых услуг, включая процедуры записи на прием, подачи заявления, оплаты обязательных платежей, информирования заявителя о ходе предоставления оцениваемых услуг, а также получения результата предоставления оцениваемых услуг.
4. Мнение гражданина о качестве предоставления оцениваемых услуг выявляется посредством использования:
— устройств подвижной радиотелефонной связи;
— терминальных и иных устройств, расположенных в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти (при наличии технических возможностей), территориальных органах или региональных отделениях государственных внебюджетных фондов (при наличии технических возможностей), а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;
— информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. В целях выявления мнения гражданина о качестве предоставления оцениваемых услуг с использованием сети «Интернет»:
а) сотрудник на любой стадии предоставления оцениваемой услуги обязан проинформировать гражданина о возможности оценить качество предоставления оцениваемой услуги с использованием сети «Интернет»;
б) гражданин вправе оценить качество предоставления оцениваемых услуг с помощью сети ««Интернет»» после его идентификации с помощью федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» посредством:
— опросной формы, размещенной в личном кабинете единого портала государственных и муниципальных услуг;
— опросного модуля информационной системы мониторинга государственных услуг, размещенного на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и на специализированном сайте («Ваш контроль»), который обеспечивает возможность оценки гражданином качества предоставления оцениваемых услуг по критериям, определенным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, а также размещение его отзыва о качестве предоставления оцениваемой услуги.
6. Мнения граждан о качестве предоставления оцениваемых услуг, поступившие в информационную систему мониторинга государственных услуг с использованием опросной формы, размещенной в личном кабинете единого портала государственных и муниципальных услуг, указанной в абзаце втором подпункта «б» пункта 10 настоящих Правил, учитываются при формировании показателей эффективности деятельности руководителей только в случае, если они были предоставлены территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (их структурными подразделениями), территориальными органами государственных внебюджетных фондов (их региональными отделениями). Оцениваемые услуги, предоставление которых осуществлялось в электронном виде непосредственно федеральным органом исполнительной власти или органом государственного внебюджетного фонда, учитываются при формировании среднего показателя эффективности деятельности федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда.