Как оформить материальную помощь сотруднику?
Понятие материальной помощи, ее общая характеристика и порядок оформления
Матпомощь представляет собой денежную выплату работнику организации, которая производится на основании решения, принятого руководством фирмы ввиду наступления события, с которым связывается необходимость выплаты. Исчерпывающего перечня таких событий ни ТК РФ, ни иные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, не содержат. Формально матпомощь может выплачиваться при наступлении у сотрудника любой ситуации, которую руководство организации связывает с необходимостью выплаты.
Как правило, положения о порядке и основаниях выплаты матпомощи закрепляются либо в локальных актах предприятия, либо в коллективном договоре. Однако это не означает, что при отсутствии локального регулирования работодатель не имеет права выплачивать матпомощь, поскольку произведение такого рода выплат — его прерогатива. В то же время обязанности выплачивать денежные суммы работникам, если регулирование порядка осуществления выплат в организации отсутствует, у работодателя нет.
Как оформить материальную помощь?
Порядок оформления и выплаты матпомощи трудящимся не закрепляется на законодательном уровне, однако, исходя из общих положений ТК РФ и иных актов в сфере регулирования трудовых правоотношений, можно прийти к выводу о том, что:
Внимание! Образец от «КонсультантПлюс»
Смотрите образец Положения о выплате материальной помощи работникам организации.
В каких случаях матпомощь может выплачиваться?
Выделяют следующие виды материальной помощи:
К основаниям для выплат можно отнести:
Поскольку порядок выплат может отличаться в различных организациях, а в каких-то фирмах и вовсе не закрепляется, далее рассмотрим наиболее типичные способы оформления матпомощи.
Как выплачивается матпомощь? Закрепление порядка выплаты в локальных актах организации
Ч. 2 ст. 5 ТК РФ закрепляет, что трудовые отношения могут быть урегулированы различными способами, в частности, посредством принятия коллективных договоров, соглашений либо локальных актов. Относительно порядка выплаты материальной помощи возможны следующие варианты:
Порядок принятия локальных актов закреплен в ст. 8 ТК РФ. Право на их принятие работодателем установлено ч. 1 ст. 22 ТК РФ. В них могут закрепляться в том числе права и обязанности работодателя и трудящихся, что следует из положений ст. 20 ТК РФ.
Не исключается, что такие права и обязанности могут закрепляться и относительно необходимости выплаты работодателем и возможности получения работниками сумм матпомощи. При этом соблюдение принятого на предприятии локального акта обязательно для обеих сторон трудовых отношений.
Локальный акт — это распорядительный документ, оформляемый работодателем, поэтому при его принятии руководство фирмы, как правило, делает акцент на своих правах, но не обязанностях. Это и понятно, поскольку загонять себя в рамки, прописывая обязательства по выплате сумм матпомощи работодателям невыгодно. Гораздо выгоднее с точки зрения управленца оставить этот вопрос размытым, не закрепляя конкретных обязательств, но тем не менее оставляя возможность выплат на свое усмотрение.
В этом плане работники, желающие закрепить порядок выплаты матпомощи, добьются более эффективных результатов, если инициируют процедуру переговоров с целью принятия коллективного договора.
Закрепление порядка выплаты материальной помощи в коллективном договоре
В силу ст. 40 ТК РФ коллективный договор — это правовой акт, который регулирует различные отношения внутри фирмы. Он заключается между работниками и работодателем, через представителей, путем проведения коллективных переговоров (гл. 6 ТК РФ).
Ч. 1 ст. 41 ТК РФ, определяющая содержание и структуру коллективного договора, не исключает, что в таком документе могут закрепляться и обязанности работодателя по выплате матпомощи, порядок таких выплат.
Если, принимая локальный акт, работодатель действует самостоятельно (в некоторых случаях учитывается мнение профсоюза, в силу ч. 2 ст. 8 ТК РФ), то коллективный договор принимается путем активного обсуждения его содержания представителями обеих сторон трудовых отношений, что подразумевает, что в таком документе права работников на получение матпомощи будут отражены более детально. Кроме того, сотрудники могут самостоятельно инициировать процедуру проведения коллективных переговоров, а работодатель не вправе отказаться от участия в них.
В договоре целесообразно отразить детальный порядок и случаи выплаты матпомощи, что позволит урегулировать данные правоотношения.
Перечень документов, которые могут быть необходимы для оформления матпомощи работнику
Поскольку вопрос о выплате матпомощи не урегулирован на законодательном уровне, не закрепляется и обязательного пакета документов, которые требуется представить работнику с целью получения выплаты. В то же время коллективные договоры и локальные акты могут устанавливать такой перечень.
Поскольку матпомощь выплачивается ввиду наступления в жизни сотрудника различных событий, документы должны подтверждать факт их наступления. Основным документом является заявление либо служебная записка. На их основании инициируется процедура выдачи матпомощи.
Какие документы требуется предоставить дополнительно, зависит от ситуации:
Заявление о предоставлении матпомощи и его образец, служебная записка (служебка)
Для того чтобы работодатель узнал о том, что в жизни служащего произошло событие, которое может послужить основанием для выплаты матпомощи, сотруднику нужно уведомить его об этом. Уведомление производится на основании заявления.
Форма заявления законом не закреплена, однако может быть приведена в локальном акте или коллективном договоре. Требований к заявлению законодательство также не содержит.
Образец такого документа может выглядеть следующим образом:
Директору ООО «Ирис»
От старшего менеджера
Прошу предоставить мне материальную помощь в размере 5000 руб. в связи с необходимостью покупки лекарств для лечения обнаруженного заболевания почек.
Приложение: копия заключения врачебной комиссии БУЗ «Московская городская поликлиника» от 12.07.2020 № 127-ЗК, копия рецепта от 12.07.2020 № 129571, выданного врачом Анисимовой Р. В.
12.07.2020 Карпов Т. Г. /Карпов/
Заявление подается в 2 экземплярах. На одной копии ставится отметка о дате вручения и подпись лица, которому заявление передано, а вторая копия передается работодателю.
Второй способ уведомления работодателя о наступлении определенного события, связанного с необходимостью выплаты матпомощи, — служебная записка, составленная, например, непосредственным начальником сотрудника.
Образец служебной записки может выглядеть следующим образом:
Директору ООО «Ирис»
От начальника отдела продаж
Довожу до Вашего сведения, что у старшего менеджера Карпова Т. Г. 12.07.2020 родился ребенок — дочь, Карпова В. Т. Прошу рассмотреть возможность о выдаче Карпову Т. Г. материальной помощи в размере 5000 руб.
Игнатьев Т.В. /Игнатьев/ 12.07.2020
Возможно ли получение матпомощи без документов?
Получение матпомощи без документов возможно только в том случае, если решение принимается работодателем по его собственной инициативе. Если же инициатором прошения о перечислении сумм матпомощи является служащий, обязательным документом является заявление. В случае когда о выплате матпомощи сотруднику просит его непосредственный начальник, обязательным документом является служебная записка.
Решение о выдаче матпомощи может быть принято работодателем и без документов, доказывающих факт наступления того или иного события в жизни сотрудника. Их наличие по общему правилу необязательно (если иное не закреплено в локальном акте либо коллективном договоре). В то же время работодатель может отказать в выплате ввиду недоказанности наступления в жизни служащего события, которое приводится в качестве основания для выплаты матпомощи.
Образец приказа о предоставлении матпомощи
Выплата матпомощи производится на основании приказа работодателя. Его форма законодательно не закреплена. В то же время она может быть определена положениями локального акта или коллективного договора.
Приказ может быть оформлен по следующему образцу:
О выплате материальной помощи
В связи с заболеванием главного менеджера операционного отдела ООО «Ирис» Иракова Р. В., подтвержденным представленными им документами (копия заключения врачебной комиссии БУЗ «Московская городская поликлиника» от 12.07.2020 № 127-ЗК, копия рецепта от 12.07.2020 № 129571),
Выплатить Иракову Р. В. материальную помощь в размере 5 000 руб.
Выплату матпомощи произвести вместе с выплатой очередной заработной платы за август 2020 года.
Основание: заявление Иракова Р. В. от 12.07.2020, копия заключения врачебной комиссии БУЗ «Московская городская поликлиника» от 12.07.2020 № 127-ЗК, копия рецепта от 12.07.2020 № 129571
Директор ООО «Ирис» Васильев О. В. /Васильев/
Назначение платежа при выплате матпомощи
При перечислении сумм материальной помощи необходимо указать в платежном поручении назначение платежа. Кроме того, следует сослаться на сведения о приказе, на основании которого сумма выплачивается.
Например, графа «Назначение платежа» может быть заполнена следующим образом: материальная помощь Иванову А. А. в связи с рождением ребенка, выплаченная на основании приказа директора ООО «Ирис» от 12.07.2020 № 1.
Необходимость указания правильного назначения платежа связана в том числе с налогообложением. Некоторые виды матпомощи, в силу ст. 217 НК РФ, не облагаются налогом. Назначение платежа будет служить доказательством, что деньги потрачены именно на выплату матпомощи.
Важно! Подсказка от «КонсультантПлюс»
Виды материальной помощи, которые частично (в сумме вычета) или полностью освобождены от обложения НДФЛ, и основания такого освобождения приведены в ст. 217 НК РФ.
Полный перечень таких выплат, а также случаи и порядок уплаты НДФЛ с матпомощи см. в К+.
Итоги
Таким образом, ответ на вопрос, как оформить материальную помощь сотрудникам, может быть различным. Это связано с тем, что в зависимости от локальной документации, принятой в организации, порядок оформления выплат может варьироваться. В то же время во всех случаях выплата производится на основании приказа работодателя.
Как получить единовременную материальную и финансовую помощь, если вы пострадали в результате чрезвычайной ситуации
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи из федерального бюджета обладают граждане, признанные пострадавшими в результате ЧС и постоянно проживающие, зарегистрированные в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны ЧС в данном населенном пункте.
Выплаты из федерального бюджета осуществляются в следующих размерах:
1 млн. рублей (плюс затраты на погребение) на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи.
Гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда:
Тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека;
Легкий вред – 200 тыс. рублей на человека.
Правом на получение разовой материальной помощи из республиканского бюджета обладают:
Граждане, пострадавшие от ЧС, утратившие имущество первой необходимости в размере не более 10 тыс. рублей на одного человека.
Для получения вышеуказанной помощи из федерального и республиканского бюджета гражданам необходимо обратиться в местные администрации по месту жительства со следующими документами:
1. Заявление гражданина о соответствующей помощи (форма заявления имеется в администрациях района):
а) на получение единовременной материальной помощи
б) на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости;
в) разовой материальной помощи.
2. Документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи (паспорт, свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14 лет; в случае утраты паспорта – справка, удостоверяющая личность и выданная территориальными отделениями Федеральной миграционной службы России);
3. Документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания).
5. Иные документы по требованию администрации района.
В случае отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в ЧС, гражданину необходимо обратиться в районный или городской суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайной ситуации, по месту жительства с указанием для какой цели заявителю необходимо установить факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Порядок и сроки рассмотрения заявления:
Со дня поступления от гражданина заявления, созданная комиссия местной администрацией осуществляет обследование жилого помещения и составляет:
— акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи);
— акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи).
В течение 10 дней со дня проведения обследования жилого помещения гражданина местная администрация принимает решение о включении (не включении) гражданина в списки на получение материальной и финансовой помощи за счет республиканского или федерального бюджета.
При принятии местной администрацией решения о не включении гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи) заявителю местной администрацией в течение суток со дня его принятия дается письменный отказ в удовлетворении поданных заявлений (заявления) с указанием причин отказа.
В данном случае гражданин вправе обратиться в районные или городские суды по месту жительства с исковым заявлением о признании их пострадавшими в результате ЧС.
Предоставление помощи гражданам за счет федерального бюджета осуществляется после предоставления соответствующих средств республиканскому бюджету из федерального бюджета.
Материальная помощь пострадавшим от пожара
Российское законодательство предусматривает три типа помощи в случае пожара – от муниципальных властей, страховых агентов и виновных лиц (по суду).
Работающие граждане также претендуют на выплату от работодателя. Она негарантированная и рассматривается руководителем предприятия в частном порядке (как благодарность за труд).
Других способов восстановить хотя бы часть потерянного имущества у человека нет. В каждом из случаев получить деньги удается при наличии оговоренных обсто-ятельств – по соглашению или закону. В любом случае погорелец может направить силы на получение сразу двух видов возмещения – социальной поддержки и гражданской ответственности.
Материальная помощь и возмещение ущерба: в чем разница
Эти два понятия разграничиваются с точки зрения права. Материальная помощь всегда добровольна и оказывается при наличии определенного резерва средств, в то время как ущерб возмещается за какое-либо правонарушение.
С другой стороны, материальная помощь – довольно размытое понятие, которое подразумевает как денежные выплаты, так и снабжение предметами первой необходимости, временным жильем, запасом еды и воды. Возмещение же ущерба рассчитывается только в валюте – степень ответственности нельзя выразить в домах или квартирах, да и оценка стоимости аналогичного жилья несовершенна.
И если с денежным выражением компенсации гражданин может не согласиться, то с материальной помощью другая история. Городские администрации и соцзащита – не суды второй и третьей инстанций, отказ в помощи принимается единожды, как и размер компенсаций за неправомерные действия их подчиненных.
Помощь погорельцам
Получение денежных выплат в виде государственной помощи отягощено бюрократизацией институтов и бумажной волокитой.
Прежде чем требовать что-то от админис-трации, следует определить правовой статус гарантий (для собственника или по соцнайму).
Важно. В 2020 году пострадавшие от пожаров лица фактически лишены социальных гарантий – отменен документ, в котором выплата производилась безвозмездно и в размере полной стоимости утраченного жилья (Постановление Правительства №937).
Сейчас компенсации предоставляются на основании основного закона о пожарной безопасности (№69-ФЗ) и некоторых положений жилищного кодекса (ст. 85, 89 ЖК). В частных случаях граждан охраняет ГК РФ и закрепленные договором гражданско-правовые отношения.
Условия получения
Поддержку получает население, нуждающееся в ней больше всего.
Условия предоставления материальной помощи:
Важно. К категории людей, нуждающихся в поддержке, обычно относятся малоимущие слои населения, состоящие на учете, студенты, пенсионеры, многодетные семьи, лица с ограниченными возможностями.
В полномочиях муниципалитетов остается право на выбор – предоставить собственникам жилье вне очереди или выплатить денежную компенсацию, максимальный размер которой составляет 120 тыс. руб.
Практика показывает, что граждане не получают и половины от суммы, несмотря на полную утрату жилья. В случае соцнайма власти обязываются предоставить новое жилье вне очереди.
Денежная
Рассмотрим, каким образом формируется сумма выплаты и что необходимо предпринять, чтобы получить помощь после пожара.
Как получить
На денежную компенсацию рассчитывают в том случае, когда жилье находится в собственности. Это прямо вытекает из законов о страховании недвижимости, так как все риски, связанные с ее утратой, берет на себя покупатель жилья. Также возможен вариант с предоставлением временной квартиры или дома.
Помимо полной утраты имущества, должно выполняться несколько условий:
Важно. Если пожар уничтожил несколько квартир в доме, компенсации добиться сложнее, т. к. придется искать виновников, которые вовремя не предприняли действий для ликвидации огня. ГПС в любом случае не уполномочены решать денежные проблемы населения.
Потребуется проверка для установления причин пожара. Тем не менее потраченное время стоит своего – помощь квартирным погорельцам оказывается в большем объеме.
Собственник собирает пакет документов:
Далее гражданин должен написать заявление в администрацию (соцзащиту). Примерный образец заявлений на материальную помощь в связи с пожаром представлен в Приложении.
Размер выплат
Денежное выражение компенсации связано со стоимостью утраченного имущества (жилья), а также уровнем заработка собственника. Все данные подтверждаются справками МЧС и работодателя.
В случае если речь идет о возмещении ущерба, то сумма зависит от конкретного страхового агента или судьи, который рассматривает исковое заявление.
Когда стороны не соглашаются на уступки, обращаются к экспертной оценке ущерба.
Если сотрудника интересует, на какую сумму он может рассчитывать, то ответ здесь очевиден – «как заслужил». Стоит учитывать, что матпомощь облагается ставкой, как налог с доходов НДФЛ. Льготы при налогообложении (ставка 0) материальной помощи действуют в пределах 4 тыс. руб. Поэтому работодатели не внесут весомый вклад в экономику личного домохозяйства.
На заметку. Если недвижимость была застрахована, но агент отказал в возмещении по условиям договора, материальная помощь не оказывается. Страховая сумма формируется исходя из взносов физического лица, поэтому полис не может покрыть убытки сверх установленной договором выплаты.
Предоставление жилья
Пострадавшие на пожарах помимо денежных компенсаций, получают от админис-трации два типа жилья – временное (собственники) и постоянное (соцнаниматели). В качестве варианта рассматривается также выплата субсидии на приобретение нового дома или квартиры.
Таким образом, квартиросъемщики получают вне очереди жилое помещение и компенсацию утерянного имущества (домашняя мебель, одежда), если докажут ущерб документами. Собственникам чаще всего выделяют лишь компенсацию в качестве психологической поддержки, т. к. состояние жилого фонда характеризуется как «критическое».
На заметку. Многие погорельцы ошибочно полагают, что если им не дали жилье, то они получат хотя бы денежную компенсацию. На практике большая часть обращений остается неудовлетворенной.
Региональная помощь
Региональная помощь при пожарах от государства осуществляется в меньших объемах. На этот случай властями предусмотрен резервный фонд отчислений в виде 1% от годового бюджета (местного).
Региональные власти разрабатывают собственные законы о соцзащите граждан. Объем помощи на пожарах в каждом регионе будет различен. В качестве примера приводят выделение участка леса (на вырубку) для постройки частного дома, разовые выплаты на нужды первой необходимости.
Такая помощь иногда оказывается куда более полноценной, чем десять тысяч рублей. Поэтому столкнувшиеся с пожаром люди должны в первую очередь изучить региональное законодательство о льготах.
Для связи с отдельными ведомствами используют электронные формы обращений на сайтах областных администраций, региональных фондов поддержки населения. Если необходимо приложить образцы документов, их сначала сканируют, а потом прикрепляют файлом в специальное поле.
Оформление заявления на материальную помощь
Заявление на помощь пострадавшим от пожара принимается в свободной форме – большинство муниципалитетов не разрабатывает собственных бланков с реквизитами (как в паспортном столе или МФЦ), несмотря на обязательность выплаты.
Важно. Если с момента пожара прошло не более двух лет, за гражданином остается право на материальную поддержку.
Перед тем как написать заявление на матпомощь, гражданин обращается в различ-ные инстанции с целью оказания ему государственных услуг. Часть документов собирается бесплатно (справки, протоколы, акты). За выписки из реестров приходится платить госпошлины.
Например, справок из ЕГРН об имуществе существует большое множество, и цены на них отличаются в разы. Поэтому стоит заранее уточнять, какой бланк требуется – обычная выписка или расширенная (название формы по коду).
Само заявление адресуется в отдел обращений или начальнику администрации. Все данные фиксируются в шапке – полное наименование бюджетного учреждения, ФИО должностных лиц.
Далее в обращении гражданин указывает сведения о себе:
В графе «Прошу» пишутся желаемые способы возмещений с указанием конкретных законов (их частей), обосновывающих требование.
Некоторые юристы советуют в самом документе прописывать, какие акты и постановления прилагаются на рассмотрение.
Прошение рассматривается в соответствии с порядком, установленным в конкретном городе или районе. Чаще всего ответы приходят в виде почтовой корреспонденции в течение двух месяцев (в зависимости от объема работ). Этого времени хватает на сбор запрашиваемых данных при положительном ответе.
Государственная материальная помощь при пожаре оказывается в случае стихийных бедствий или в результате уничтожения всего имущества.
Иногда в компенсации отказывают, так как незащищенными слоями населения считают людей с низкими заработками или находящихся на попечении государства в качестве инвалидов. В этом случае поддержку ищут у региональных властей, субсидирующих население или предоставляющих льготы.
В любом случае каждый гражданин найдет для себя оптимальное решение проблемы. В противном случае стоит попытаться найти виновников и взыскать деньги с них. Опытные (но дорогие) эксперты сделают качественное заключение, с которым можно обратиться в суд или прокуратуру, и помогут вернуть следствие в нужное направление.
Заявление на материальную помощь
В силу разных жизненных причин каждый человек сможет оказаться в неблагоприятном финансовом положении. Вариантов выхода из трудных обстоятельств несколько. Один из наиболее доступных – просьба о материальной помощи у работодателя.
Правда, следует отметить, что в денежных вопросах руководство предприятий идет навстречу своим подчиненным только тогда, когда их просьбы имеют серьезное обоснование или, проще говоря, уважительные причины.
Важно помнить, что предоставление финансовой помощи не является обязанностью работодателя, а исключительно проявлением его доброй воли. Довольно часто работодатели ставят на оказание материальной помощи определенный лимит и по части выдаваемых денежных средств и по части ее периодичности.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Как написать заявление на денежную помощь
Единого для всех стандартного бланка для написания этого заявления нет, так что каждый человек может написать его в свободной форме. Правда на крупных предприятиях, которые самостоятельно разрабатывают собственные формы документов, свой унифицированный бланк на оказание материальной помощи чаще всего имеется. Главное при оформлении заявления – честно изложить проблему, правильно подобрать формулировки и предоставить работодателю доказательную базу. Это значит, что выписывая себе материальную помощь, к соответствующему заявлению желательно приложить подтверждающие ее необходимость справки и пр. документы.
Что можно считать серьезным поводом для обращения за материальной помощью?
Как правило, работодатели положительно реагирует на такую просьбу, если она вызвана предстоящим бракосочетанием, рождением ребенка, тяжелой болезнью, потерей близкого человека, несчастным случаем и т.п. Не последнюю роль играет то, насколько продуктивно и ответственно трудится работник (дисциплинарные взыскания, выговоры и прочие ранее проявленные негативные реакции со стороны руководства будут минусом при вынесении решения).
В любом случае, окончательное решение по этому вопросу ложится на руководителя предприятия, который опираясь на свой жизненный опыт и материальные возможности компании, оценит степень важности ситуации, а также варианты ее решения другими путями.
Инструкция по написанию заявления
Для того, чтобы заявление на финансовую помощь было рассмотрено работодателем, следует оформить его должным образом.
Основная часть заявления на материальную помощь
Вторая часть заявления включает собственно его текст.
Здесь описывается просьба, начинать которую следует с формулировки: «Прошу оказать мне материальную помощь». Затем нужно четко указать причину, по которой возникла такая потребность, но сделать это нужно емко и понятно – в одном-двух предложениях (например, в связи с предстоящим бракосочетанием 14.09.2016 г.). И уже после этого необходимо поставить сумму, которую желательно получить в виде материальной помощи (цифрами и прописью).
После написания текста заявления документ нужно заверить подписью (с расшифровкой), а также поставить дату его заполнения.
После написания заявления
После того, как заявление оформлено, его нужно отдать либо секретарю организации, либо в отдел кадров, либо в бухгалтерию вместе со всеми бумагами, подтверждающими просьбу о финансовой поддержке. Ответственные лица передадут его на рассмотрение директору компании, и в случае положительного решения он поставит под прошением свою резолюцию и подпись. Если работодатель примет решение выдать сумму полностью, то на заявлении он напишет что-нибудь, вроде: «выдать в полном объеме», если же решено будет помочь частично, то в своей резолюции он четко укажет ту сумму, которую получит проситель.
Затем документ уходит в кадровый отдел, где пишется приказ о выдаче мат.помощи, который также затем подписывается руководителем организации, и наконец, заявитель, после всех этих этапов, может получить в кассе разрешенную к выдаче сумму.
Важно отметить один момент: материальная помощь работнику организации со стороны руководства является безвозмездным актом, то есть она не подразумевает никаких дальнейших возмещений и компенсаций или вычета из зарплаты сотрудника.
Также она не подлежит учету при исчислении налога на доходы физических лиц (но только в том случае, если ее размер укладывается в рамки, разрешенные законом РФ – на данный год это 4000 рублей, все что выше этой суммы уже учитывается при налогообложении).
Заявление на материальную помощь в связи со смертью родственника
Пришедшее в семью горе не только эмоционально воздействует на всех родственников, но и, как правило, пробивает значительную брешь в бюджете. Работодатель, заботясь о персонале, может немного помочь пережившему потерю сотруднику в финансовом плане. При этом средства выплачиваются из фонда прибыли организации, эти траты имеют льготы при налогообложении.
Для этого в локальных нормативных актах организации должна быть прописана такая возможность и ее регламент. Для этого может быть создано специальное Положение или соответствующая информация должна содержаться в контракте трудовом или коллективном договоре. Обычно право на такую выплату имеет не только сотрудник, потерявший близкого, но и, наоборот, его родственники, если умер сам работник.
Первым документом, необходимым для начисления данного вида материальной помощи, является просьба работника, оформленная в виде заявления. Кроме самой просьбы о единоразовой финансовой поддержке, в тексте нужно указать:
ВНИМАНИЕ! Не имеет значения, указана ли в заявлении сумма помощи, в любом случае руководитель вписывает ее в Приказ, на основании которого она будет начислена.
Образец заявления на материальную помощь в связи со смертью родственника
Генеральному директору
ООО «Заратустра»
Никипелову Роману Олеговичу
от менеджера отдела снабжения
Ростовского Анатолия Петровича
Прошу оказать мне материальную помощь в связи со смертью близкого родственника – брата Ростовского Михаила Петровича.
К заявлению прилагаю:
20.06.2017 г. /Ростовский/ А.П.Ростовский
Заявление на материальную помощь к отпуску
Материальная помощь, выплачиваемая в связи с отпуском, может по-разному называться в локальных нормативных актах: отпускными, пособием, премией к отпуску, «оздоровительными» и др. Суть ее в налоговом плане зависит от того, как именно оформит эту единовременную выплату работодатель – как социальную или как трудовую.
Чаще всего такую выплату рассматривают просто как материальную помощь, сумма которой фиксирована для всех сотрудников, причем не важно, насколько они квалифицированы и насколько хорошо работали в доотпускной период.
Но можно и «привязать» сумму отпускной помощи и сам ее факт к результатам выполнения трудовой функции. В таком случае, порядок вычисления размера должен быть четко прописан в специальных локальных актах. Как правило, это процент от оклада, который выплачивается при отсутствии дисциплинарных нареканий.
Если выплаты к отпуску в обязательном порядке получают все сотрудники, каждому из них не обязательно писать заявления, но такая практика обычно принята в компаниях для подтверждения в бухгалтерии. Также стоит написать заявление, если речь идет не об очередном отпуске по графику, а об отдыхе в неучтенное время. Эту бумагу нужно подать заблаговременно, потому что выплату нужно осуществить до того, как начнется отпуск.
Форма заявления достаточно свободная, но она должна содержать такие обязательные компоненты:
Образец заявления на материальную помощь к отпуску
Генеральному директору
ООО «Галактон-Сервис»
Леонтовичу Константину Артемьевичу
от главного бухгалтера
Сергеевой Елены Станиславовны
В связи с предстоящим уходом в отпуск с 6 по 19 августа 2016 года прошу выделить мне материальную помощь, которая выплачивается на основании коллективного договора.
01.08.2016 г. /Сергеева/ Е.С. Сергеева
Заявление на материальную помощь в связи с лечением, операцией
Работодатель, ценящий своих работников, по собственной воле или их просьбе может финансово помочь им в случае, если им необходимы средства на проведение лечения или производство операции.
Закон РФ не ограничивает размер компенсации потраченных на лечение средств, единственный лимит связан с суммой, не облагаемой налогами и взносами в социальные фонды – размер такой помощи не должен превышать 4 000 руб. в год на 1 человека. В любом случае, решение о разрешении выплаты, как и о сумме, принимает работодатель.
Поскольку эта помощь индивидуального характера, ее не включают в систему оплаты труда сотрудников. Ее платят из фонда прибыли или неиспользованных средств на расходы.
Для предоставления этой помощи необходимо заявление сотрудника. В нем, помимо обычных реквизитов – «шапки», названия документа, просьбы о выдаче материальной помощи – нужно указать событие, из-за которого сотруднику срочно требуются средства или компенсация трат. Пр этом не нужно вдаваться в подробности, описывая диагноз и траты, эти сведения предоставляются в приложенных к заявлению документах.
Решение о назначении выплаты или отказе остается за руководителем. В случае положительного решения издается приказ, и начисляются средства.
Образец заявления на материальную помощь в связи с лечением, операцией
Генеральному директору
ООО «Физкультпривет»
Самоделкину Александру Ростиславовичу
от преподавателя секции шахмат
Ферзенко Леонида Алексеевича
В связи с травмой, полученной в результате дорожно-транспортного происшествия, прошу оказать мне материальную помощь на предстоящее мне дорогостоящее лечение, включающее оперативное вмешательство.
К заявлению прилагаю следующие документы:
25.06.2017 /Ферзенко/ Л.А. Ферзенко
Заявление на материальную помощь в связи с трудной жизненной ситуацией
Работодатель имеет право оказывать материальную поддержку сотрудникам в любых жизненных перипетиях, хоть и не обязан этого делать. Его добрая воля должна найти отражение в локальной документации организации: закон разрешает определять параметры такой помощи самостоятельно, главное, не противоречить Трудовому и Налоговому Кодексу РФ. О чем следует помнить работодателю и сотруднику в связи с материальной поддержкой:
Уведомить работодателя о жизненных трудностях, для преодоления которых нужна финансовая поддержка, следует в письменной форме. Заявление подается на имя руководителя организации. В нем нужно разъяснить причину просьбы о помощи, подкрепив ее документальными свидетельствами. Работодатель может и сам предложить сотруднику помощь, но заявление все же лучше написать.
Сумма рассчитывается в зависимости от понесенных на преодоление трудностей расходов (их, естественно, нужно подтвердить).
Трудной считается жизненная ситуация, в которой в результате малообеспеченности может нарушиться жизнедеятельность сотрудника или его семьи. К таким обстоятельствам закон относит:
Некоторые работодатели разрешают не расписывать трудности в заявлении, ограничивая заявителя обтекаемой формулировкой «в связи с тяжелым материальным положением».
Образец заявления на материальную помощь в связи с трудной жизненной ситуацией
Генеральному директору
ООО «Коловрат»
Евстигнееву Антону Леонидовичу
от завхоза Русинской Лилии Николаевны
Прошу оказать моей семье материальную помощь, необходимую для подготовки моих троих детей к началу учебного года.
К заявлению прилагаю:
18.08.2016 г. /Русинская/ Л.Н. Русинская
Заявление на материальную помощь в связи с рождением ребенка
Одно из самых счастливых, но и финансово затратных событий в семье сотрудника – это появление на свет долгожданного отпрыска. Разделить радость и в некотором размере затраты своего работника вправе заботливый работодатель.
Поводы для материальной поддержки, среди которых вполне может быть и рождение малыша, перечисляются в соответствующем локальном нормативном акте организации, например, колдоговоре. Даже если такой документ в компании не принят, закон не возбраняет сотруднику обратиться за денежной помощью к своему начальству, а работодателю – эту просьбу удовлетворить, как, впрочем, и отказать.
Обратиться к работодателю нужно, написав и подав заявление на его имя, где нужно указать повод для оказания помощи и обосновать его документально. Бланк заявление будет стандартным, принятым для данной компании. Главное, о чем следует помнить при подаче этого документа, это необходимость приложить к нему копию свидетельства о рождении чада, это станет документальным подтверждением данного факта для бухгалтерии и начальства.
ВАЖНО! Речь не идет о пособии, выплачиваемом при рождении ребенка в обязательном порядке. В дополнение к этой законодательно определенной выплате работодатель может начислить счастливому отцу или матери сумму сверх социальных гарантий.
Сумму определяет работодатель, но сотрудник может и указать определенную цифру в заявлении. Сотрудник получит ее на основании подписанного руководителем приказа.
Образец заявления на материальную помощь в связи с рождением ребенка
Генеральному директору
ООО «Идеи вашего дома»
Сухомлинову Петру Дмитриевичу
от заместителя руководителя отдела рекламы
Заваруева Романа Александровича
Прошу выделить мне материальную помощь в связи с рождением 25 мая 2017 года в моей семье дочери Заваруевой Амелии Романовны.
К заявлению прилагаю копию свидетельства о рождении Заваруевой А.Р.
26.05.2017 г. /Заваруев/ Р.А. Заваруев