Присваиваем разряд рабочему
Наниматели вправе присваивать (повышать) рабочим квалификационные разряды, категории и классы (далее — разряды). Рассмотрим, как это сделать и какие основные документы при этом оформляют.
Создаем комиссию
Перечень ситуаций, в которых проводится присвоение (повышение) (далее — присвоение) разрядов, можно закрепить в локальном нормативном правовом акте (ЛНПА) организации. Например, в Положении о присвоении, повышении и восстановлении квалификационных разрядов, категорий, классов. В нем же можно предусмотреть и иные вопросы, касающиеся порядка присвоения разрядов.
В ЛНПА организации также целесообразно определить порядок работы квалификационной комиссии (далее — комиссия), утвердить формы документов, необходимых для присвоения разряда, и т.д.
ВАЖНО! Небольшие организации, у которых нет возможности создать комиссию, могут привлекать комиссии соответствующих учреждений профессионально-технического образования . |
Ходатайствуем о присвоении разряда
Вопрос о присвоении разряда может поднять как сам работник (написав заявление) (образец 2), так и его непосредственный руководитель (подготовив представление) (образец 3).
Касательно представления не определено, каким оно должно быть — устным или письменным. Следовательно, это целесообразно установить в соответствующем ЛНПА.
Комиссия выносит заключение
Получив заявление и (или) представление, комиссия проводит квалификационный экзамен. Он состоит из двух частей, таких как :
1) проверка теоретических знаний (работник должен знать организацию труда на рабочем месте, правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием и т.д. );
2) проверка практических знаний (работник выполняет пробную работу).
По результатам экзамена комиссия выносит заключение о том, соответствует работник требованиям заявленного разряда или нет. Такое заключение отражается в протоколе (образец 4).
ВАЖНО! Законодательством установлены рекомендуемые формы протокола . Можно воспользоваться ими или разработать свои |
Оформляем присвоение разряда
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.
Образец служебной записки
Повышение разряда рабочим: положение (образец)
В действующем законодательстве указана классификация разрядов: тарифный, квалификационный (ст. 143 ТК РФ). Они устанавливаются при приеме на работу, а меняются в соответствии с действующим на предприятии положением о повышении разряда рабочим, утвержденным руководителем компании.
Меняем разрядность
Тарифный разряд характеризует стоимостное выражение сложности выполняемых сотрудником рабочих функций. Квалификационный разряд используется для идентификации степени профессиональной подготовки и мастерства.
Тарификация трудовых функций осуществляется с учетом норм:
Понятно, что повышение разряда должно быть реализовано в строгом соответствии с повышением уровня сложности поручаемых специалисту рабочих заданий. Такое правило закреплено в постановлении Госкомтруда СССР от 31.01.1985 № 31/3-30. Этим правовым документом утвержден классификатор ЕТКС. С требованиями ЕКС можно ознакомиться в Постановлении Минтруда от 21.08.1998 № 37.
Решение комиссии
В организации при рассмотрении вопросов по оценке уровня профессионализма персонала должна быть создана квалификационная комиссия. Повышение разрядов рабочим на предприятии невозможно без участия специального коллегиального органа.
Состав комиссии утверждается распоряжением руководителя фирмы. В нее могут входить:
Руководитель компании сам решает, сколько человек будет участвовать в аттестации, кого привлекать к оценке профессиональных качеств сотрудников. Порядок повышения разряда рабочему персоналу допускает произвольное формирование комиссии.
Анализ возможности изменения разрядности конкретного сотрудника проводится после поступления заявления от работника. Основанием для пересмотра действующих разрядов может стать документ, полученный заявителем после прохождения им специализированного обучения и получения удовлетворительного результата на экзаменах.
Перечислим, в каких случаях комиссия может рассмотреть ходатайство о присвоении разряда:
Заявление составляется на имя председателя комиссии, в роли заявителя выступает работник, претендующий на повышение разрядности. Унифицированной формы бланка нет, сотрудники готовят его в произвольном виде. Подача документа осуществляется на бумажных носителях. Образец заявления на повышение разряда может содержать такие сведения:
Комиссия перед принятием решения об изменении разряда вправе провести устный опрос претендента на повышение. Вопросы могут быть нацелены на раскрытие информации о должностных обязанностях, о технологических этапах процессов, осуществляемых на текущей должности и на нижестоящих по штату рабочих местах. Как правильно оформить повышение разряда?
Для этого необходимо наличие:
Специально для читателей наши специалисты подготовили образец положения о повышении разряда рабочим. Его можно бесплатно скачать по прямой ссылке на сайте.
Приказ о присвоении разряда рабочему
Приказ о присвоении разряда рабочему – кадровый документ, непосредственно влияющий на изменение условий трудового договора. Осуществление трудовых функций предполагает получение работником определенных навыков. Во многих профессиях уровень мастерства влияет на заработную плату и поэтому периодически тестируется работодателем. При положительном результате испытания составляется распоряжение о присвоении работнику соответствующей категории, разряда или класса.
Правовые основы вынесения приказа
Размер заработной платы работника напрямую зависит от уровня его квалификации. Согласно ст. 143 Трудового кодекса РФ степень подготовки и навыков работника приравнивается к определенному квалификационному разряду, в соответствии с которым и происходит установление размера оплаты труда. От присвоенного разряда будет зависеть:
Виды разрядов для рабочих должны присваиваться согласно утвержденному Правительством РФ Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕКТС).
Существует несколько выпусков ЕКТС, которые устанавливают квалификацию работников в различных сферах (в металлургии, в строительстве, в добывающей промышленности). Некоторые из выпусков были разработаны еще в 1984 году и до сих пор сохраняют свое действие.
На сегодняшний день ЕКТС разрабатываются:
Согласно ЕКТС соответствующие разряды присваиваются исходя из:
На предприятиях должен быть организован порядок присвоения специалистам квалификационных разрядов. Для этого работодателю необходимо:
К испытаниям может быть допущен рабочий, который имеет достаточно знаний и владеет мастерством на хорошем уровне. Экзамены проводятся на основании заявления работника и представления его к разряду, подписанных руководителем структурного подразделения.
Как правило, сам экзамен состоит из теоретической и практической частей. Вопросы, которые задаются рабочему при прохождении испытания, должны соответствовать перечню навыков, предусмотренных ЕКТС.
По результатам рассмотрения заявления работника, характеристики от начальника цеха и итогов экзамена квалификационная комиссия принимает одно из следующих решений:
Решение оформляется в виде протокола, с которым также должен быть ознакомлен работник. Если своим решением комиссия приходит к выводу об отказе в присуждении рабочему соответствующей квалификации, сотрудник не просто остается на прежнем окладе, он может быть уволен за несоответствие занимаемой должности. На основании положительного заключения комиссии работодатель выносит приказ о присвоении рабочему квалификационного разряда.
Содержание приказа
Приказ должен содержать:
Документ отдается на подпись руководителю организации либо его заместителю, если он имеет соответствующие полномочия.
С приказом под роспись должны быть ознакомлены ответственные за его выполнение должностные лица и рабочие, которым присваивается разряд. Если приказ выносится в отношении нескольких работников, подписи об ознакомлении целесообразно проставлять в отдельном реестре или листе ознакомления, который будет неотъемлемым приложением к приказу.
После подписания приказ необходимо передать:
Ошибки
Утвержденные Правительством РФ квалификационные справочники профессий носят обязательный характер только с 2002 года. До 2002 года тарифы оплаты труда для каждого разряда устанавливались работодателем самостоятельно. Поэтому в некоторых организациях до сих пор применяются собственные требования к уровню мастерства рабочего того или иного класса, что противоречит действующему законодательству.
К типичным ошибкам, которые предшествуют вынесению приказа, также относятся следующие случаи:
Срок хранения приказа
Распоряжение о присвоении работнику квалификации (разряда, категории) относится к документам по личному составу. Приказ влияет на оклад работника, премиальные выплаты и льготы и, в соответствии с ФЗ «Об архивном деле», должен храниться в течение 75 лет с момента его вынесения. Если организация прекращает свою деятельность ранее, приказ вместе с личными делами работника необходимо передать на хранение в территориальные архивные учреждения.
Служебная записка о повышении в должности (образец)
Из статьи вы узнаете:
Служебная записка представляет собой инструмент деловой переписки, необходимый для донесения до руководства и прочего персонала предприятия определенных сведений для решения хозяйственных, производственных или кадровых вопросов. Служебная записка о повышении в должности на имя руководителя организации может стать достаточным основанием для карьерного роста работника. Рассмотрим подробнее правила составления такого документа.
Для чего требуется служебная записка?
Цель такого документа заключаются:
Фактически служебная записка включает в себя любые вопросы относительно рабочих моментов. На практике этот документ требуется по разным поводам, будь то командировка, повышение оклада подчиненному или выплата премии для главного бухгалтера. В связи с чем, она может быть написана любым сотрудником предприятия.
Поскольку речь идет о служебной записке о повышении в должности, то документ, как правило, оформляется непосредственным руководителем сотрудника. Документ пишется для того, чтобы перевести специалиста на более высокую свободную позицию в компании.
Следует отметить, для того чтобы работник продвинулся по карьерной лестнице, необходимо иметь соответствующее обоснование повышения должности в служебной записке. Таковым вполне может быть:
Вам также будет интересно:
Например, начальник может принять решение о необходимости повышения в должности инженера, в качестве поощрения за эффективный труд. Следует помнить, что при переводе сотрудника на вышестоящую позицию недостаточно только желания руководства, важно предварительно заручиться письменным согласием самого рабочего. Поскольку повышение в должности влечет за собой изменение условий ранее заключенного трудового договора, то согласно положениям ст. 72 ТК РФ, требуется соглашение сторон.
Как написать служебную записку?
В отечественном законодательстве не установлена унифицированная форма служебной записки, отсутствуют требования к ее оформлению.
Именно поэтому она составляется в произвольном виде, но с учетом правил делового письма. Как правило документ оформляется на листе формата А4. В большинстве крупных организациях форма и порядок составления документа регламентирован локальным актом. Компании для удобства разрабатывают собственный типовой бланк служебной записки, а также устанавливают правила его заполнения.
Обычно документ включает в себя следующие данные:
Вам также будет интересно:
Следует отметить, что служебная записка всегда составляется в единственном экземпляре. Тем не менее, рекомендуется оформить два документа. Передается записка обычно нарочно адресату или через канцелярию.
В последнем случае документ лучше зарегистрировать в журнале входящей корреспонденции, это гарантирует, что он попадет к руководителю. Второй экземпляр с отметкой о принятии следует оставить у себя, на случай, если отправленная записка затеряется.
Оформление кадровой документации
Если после получения и рассмотрения служебной записки руководитель предприятия ее одобрит, то в дальнейшем будет издан соответствующий приказ. В нем указываются данные сотрудника, его прежняя и новая должность, основание перевода, а также величина будущего оклада.
Кроме приказа сотрудником подписывается допсоглашение к трудовому договору. В отличие от служебной записки, этот документ всегда оформляется в двух экземплярах, один из которых передается рабочему, а другой остается у работодателя. Причем срок действия допсоглашения будет равен периоду, на который был заключен трудовой договор.
Вместе с этим сотрудника, перешедшего на новую позицию, необходимо ознакомить под подпись с новой должностной инструкцией. Кадровику нужно будет внести сведения в трудовую книжку, личную карточку рабочего, а также в табель учета рабочего времени.
Таким образом, служебную записку о повышении в должности можно оформить в произвольной форме, поскольку унифицированного бланка не существует. Для наглядности образец от руководителя можно скачать в нашей статье и использовать для составления собственного документа.
Следует отметить, что служебную записку, касающуюся служебного повышения, должен направить руководителю компании непосредственный начальник рабочего. При написании документа большое внимание следует уделить основаниям повышения сотрудника, например, его квалификации, опыту работы, завершению обучения. При необходимости к служебной записке можно приложить подтверждающие документы. В том случае, если служебная записка направляется посредством электронного документооборота, то она заверяется ЭП.