Заявление об утере трудовой книжки
Утрата трудовых книжек – не такое уж и редкое явление. Для того, чтобы получить новый документ, необходимо написать заявление об утере прежнего.
Правила содержания и хранения трудовой
В соответствии с действующим законодательством, трудовая книжка входит в перечень бланков строгого учета. Значит это то, что относиться к ней нужно крайне бережно и внимательно, не допуская ее попадания в посторонние руки. Связано это с тем, что на основе записей, внесенных в трудовую, в дальнейшем вычисляется общий трудовой стаж работника, начисляется пенсия.
В период, когда человек официально работает, трудовая хранится у его работодателя под присмотром специалиста по кадрам или у секретаря.
В это время данный сотрудник несет за документ полную ответственность, в том числе материальную, т.е. если трудовая внезапно исчезнет, восстанавливать ее представитель компании будет за свой счет.
Однако, иногда трудовая оказывается на руках гражданина. Это бывает, в первую очередь тогда, когда он находится без работы или же по каким-то причинам вынужден взять трудовую у работодателя. Надо отметить, что в большинстве случаев для предоставления информации из трудовой по месту требования достаточно взять с места работы заверенную выписку или копию книжки, но вот что касается некоторых государственных структур, например, Пенсионного фонда или же банковских кредитных учреждений, там зачастую просят только оригинал документа.
И вот в этот период никто не застрахован от утери трудовой или ее утраты (последнее может быть связано с каким-либо чрезвычайным обстоятельством – пожаром, затоплением, аварией и т.д.).
Никакого наказания за потерю или утрату документа по закону нет, но вот его восстановление – это в первую очередь забота и обязанность его владельца.
При этом даже частичное повреждение трудовой книжки – обгорание, нехватка листов, несмываемая грязь и т.п. служит основанием для ее замены и получения нового бланка.
Кому подавать заявление
Заявление об утере трудовой пишется всегда на имя руководителя компании или (если такое предусмотрено в локальной политике организации) – иного ответственного сотрудника, например начальника отдела кадров.
При этом само заявление передается либо кадровику, либо секретарю, либо бухгалтеру – на крупных предприятиях высшее руководство обычно недоступно для решения таких малозначительных дел. Если фирма небольшая, то заявление можно отдать напрямую директору.
Куда обращаться, если утрата трудовой произошла в период отсутствия работы
Если потеря трудовой книжки случилась в то время, когда человек нигде не работал, то обращаться нужно к бывшему работодателю или же к новому. В любом случае, после получения заявления работнику обязаны выдать дубликат документа.
В течение какого срока работодатель должен оформить новую книжку
После того, как заявление уйдет по месту назначения, новая трудовая книжка должна быть выдана в двухнедельный срок. А вот заниматься сбором предыдущих записей должен тот, по чьей вине произошла утрата прежнего документа. Если это сам владелец – то надо пройтись по бывшим местам работы и попросить, чтобы там поставили в трудовую нужные штампы. Если же утеря произошла по вине сотрудника компании – в тот период, когда книжка находилась на ответственном хранении у работодателя – заботиться о ее восстановлении должен уже он.
Можно ли купить трудовую и самому внести сведения о предыдущих местах работы
Такой вариант некоторым кажется самым простым и быстрым. Однако важно знать, что делать это не просто неразумно, но и небезопасно с точки зрения уголовного права. Оформление трудовой книжки лицами, не имеющими на то права, будет нелегальным и тому же может попасть под статью о подделке документов.
Как сформулировать заявление, особенности документа
Если вы читаете эту статью, значит перед вами наверняка стоит задача по составлению заявления об утере трудовой книжки. Прежде чем предоставить вам подробное описание документа, дадим некоторые общие сведения, которые имеют отношение ко всем таким бумагам.
Образец заявления об утере трудовой книжки
Теперь мы подошли к главной части нашей статьи – примеру. Нужно сказать, что этот документ не представляет особой сложности в составлении – на основе представленного ниже образца вам без особых проблем удастся написать свое заявление.
Итак, по порядку. В начале документа обозначьте, кому вы его адресуете: здесь надо указать должность, ФИО руководителя компании, в которой вы работаете (или работали), а также название самой организации. Далее внесите свои данные – также должность и ФИО. Затем, посередине строки, напишите слово «заявление» и поставьте точку.
С новой строки информируйте работодателя о собственно утере трудовой книжки. Причины утраты писать не обязательно – в законодательстве такое требование отсутствует. Далее сославшись на ст. 65 ч.5 ТК РФ попросите оформить новую трудовую. Напоследок поставьте под документом свою подпись и вручите его ответственному сотруднику.
Уведомление о необходимости забрать трудовую книжку
Уведомление о получении трудовой книжки — это документ, в котором отражено требование в адрес уволенного сотрудника забрать из Отдела кадров формуляр в связи с прекращением отношений.
Когда нужно направить уведомление
В СССР отношение людей к рабочим документам было трепетным. Их бережно хранили и относились к ним с большим уважением. От них зависела карьера, а порой и судьба человека. Ситуация, когда кадровый аппарат направлял письмо работнику о необходимости забрать трудовую книжку, была немыслима. Людям в голову не приходило уволиться, не забрав у прежнего работодателя документ, без которого на работу нигде не возьмут. Невероятным было, листая архивное личное дело, обнаружить там уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте (копию), или какие-либо иные свидетельства того, что работодатель разыскивал работника. Кадровики не консультировались друг с другом, как поступить со строптивым работником, не ломали голову, как достучаться до того, кто ничего не хочет ни слышать, ни понимать. Такие ситуации встречались, но это были исключительные случаи.
Постсоветское время многое поменяло. У людей появилось недоверие к главному рабочему документу, которое бросается в глаза многим кадровикам. Бывает, что уволенные сотрудники оставляют или забывают их в отделе кадров. Иногда они отказываются их забрать. Тогда отказ актируется в присутствии свидетелей. Вот как он выглядит:
Такое случается, когда сотрудник:
Во всех этих случаях у граждан проблем не будет, они заявят, что раньше нигде не работали. А вот у кадровика начнутся хлопоты. Документ важно выдать в день увольнения. Если сделать это не представляется возможным, следует оформить уведомление сотрудника о необходимости забрать трудовую книжку или дать согласие на отправку ее почтой. Об этом сказано в статье 84.1 ТК РФ и постановлении правительства РФ от 16.04.2003 № 225.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кто и как спекулируют на задержке трудовых книжек. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как составить уведомление о необходимости забрать ТК
Оформляем уведомление сотрудника об увольнении и необходимости забрать трудовую книжку в свободной форме в виде письма. Указываем дату составления, имя и адрес работника, название и само обращение. В обращении пишем номер договора, когда составлен и прекращен, причину расторжения, объясняем, почему не смогли выдать документ вовремя. Предлагаем сделать выбор — забрать его лично или указать адрес и разрешить выслать почтой. Напоминаем, что без письменного разрешения мы не сможем ничего переслать, поэтому письмо от сотрудника с согласием обязательно. Отмечаем, что автоматически перестаем отвечать за опоздание с выдачей документа после почтового отправления письма с этой информацией.
Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru»
456789, Россия, Субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1
тел./факс (812) 545-2121; 493-0787
ИНН 1234567890; КПП 121001001; ОКПО 90100101; ОГРН 2323454567001
01.12.2020 18:30 | Субъект РФ |
работнику о необходимости явиться за трудовой книжкой
или дать согласие на отправку ее по почте
Уважаемая Ирина Леонидовна, договор № 462, заключенный с Вами 01.09.2020, расторгнут 01.12.2020 по инициативе работодателя в связи с неудовлетворительным результатом испытания, часть первая статьи 71 ТК РФ.
По неизвестной причине в день увольнения Вы не пришли на работу, поэтому тр. книжка Вам выдана не была.
На основании статьи 84.1 ТК РФ, просим Вас явиться за документом в отдел кадров ООО «Ppt.ru» по адресу: 456789, Россия, Субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1 в рабочие дни с 9:00 до 18:00, либо выслать по указанному адресу Ваше письменное согласие на отправку ее по почте с указанием адреса доставки.
Генеральный директор___________________/Петров Н.Г./
Каким образом передать работнику
Звонки, СМС-сообщения, телефонограммы не считаются должным уведомлением. Так что идем на почту сами и отправляем документ заказным письмом с уведомлением о вручении по всем адресам, указанным в личном деле или в других источниках. Обязательно делаем опись. Помним, что высылаемое нами уведомление работнику об отправке трудовой книжки отправить заказным письмом очень важно. Работодатель получит квитанции с указанием всех адресов и сможет доказать, что сделал все возможное для извещения «потеряшки». Почта же несет ответственность за пересылку и гарантирует вручение писем бывшему работнику под подпись.
Возникает вопрос: когда отправлять уведомление о явке за трудовой книжкой, чтобы не пропустить положенные сроки, часто обозначенные в законе. Ответы на него на просторах интернета разные. Где-то сказано про три дня, где-то расчет идет неделями. Закон указывает, что отправлять сообщение необходимо в день увольнения.
Если хозяин не объявится и согласия на пересылку нет, храним документ до востребования (п. 43 правил ведения и хранения, утвержденных постановлением правительства от 16.04.2003 № 225). Если вели его в электронном виде и в день увольнения человека нет, оформляем отсутствие и высылаем сведения о работе по форме СТД-Р заказным письмом с уведомлением по известным адресам без запроса разрешения на пересылку (ст. 84.1 ТК РФ).
Если работник — иностранец
Часть первая ст. 3 закона СССР от 24.06.1991 № 2261-1 запрещает вывоз и пересылку за границу рабочих документов, военных билетов и удостоверений личности. Тут все предельно ясно: высылаем информационное письмо по указанным иностранным гражданином адресам о необходимости забрать документ лично, объясняем, почему не можем его переслать. И храним до востребования.
Если работник не предоставляет трудовую книжку
Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора работник обязан представить трудовую книжку, за исключением случаев, когда договор заключается впервые или гражданин принят на работу на условиях совместительства. Работодатель вносит запись в трудовую книжку на проработавшего у него свыше пяти дней, если данная работа является для работника основной (ст. 66 ТК РФ).
Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек действующее законодательство возлагает на работодателя (п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).
Одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение правил его заключения, установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом, если нарушение исключает возможность продолжения работы. При этом в силу ст. 84 ТК РФ нарушением таких правил считаются случаи:
Отсутствие трудовой книжки при заключении трудового договора не относится к случаям нарушения правил его заключения.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем.
Согласно ч. 5 ст. 65 в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия названного документа) оформить новую трудовую книжку.
Значит, при отсутствии трудовой книжки работодателю следует оформить новую трудовую книжку как без заявления работника лицу, впервые поступающему на работу, так и на основании заявления работнику, ранее имевшему, но утратившему трудовую книжку.
В данной ситуации — работник обещал принести трудовую книжку — у него следует запросить заявление на выдачу новой книжки с указанием причины ее отсутствия и оформить новую трудовую книжку.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Истек срок уведомления об «электронных трудовых». Что дальше?
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
Ответим на главные вопросы работодателей и кадровиков
В октябре 2020 года завершился срок, в который работодатели были обязаны уведомить работников о выборе ведения трудовой книжки и собрать у них заявления. Как теперь принимать на работу?
Используйте правильную терминологию. «Электронная трудовая книжка» — это обывательское понятие, его не существует в нормативных правовых актах. Вспоминайте, мы говорили об этом на вебинарах и уроках весь 2020 год. И в статье мы используем единую терминологию: «предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ». Будем говорить профессионально и грамотно — это не так сложно, как кажется.
1. Спрашивать ли работников о способе ведения трудовой книжки после 31.10.2020?
С одной стороны, работодатели при приеме на работу после этой даты больше не обязаны уведомлять работников о происходящих изменениях в законодательстве.
С другой стороны, работник обязан до 2021 года сделать выбор и написать заявление:
Согласитесь, есть некая рассогласованность.
Предлагаем на выбор два варианта:
В конце статьи есть шпаргалка
2. Останется ли у работников после 2020 года возможность подавать заявления о дальнейшем ведении бумажной трудовой книжки или отказе от нее?
Законодатели не забыли о тех, кто не имел возможности написать заявление в 2020 году:
Работники, которые пожелали остаться с бумажными трудовыми книжками и написали заявления об этом, не утратили права изменить свое решение в последующем. А это значит, что даже после 2020 года они смогут обратиться к своему работодателю с заявлением о выборе предоставления им сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
3. Как узнать, предоставлял или нет работник заявление о выборе варианта внесения сведений о трудовой деятельности на предыдущем месте работы?
Кажется, что в теории вопрос очевиден. Если работодатель знает, а главное соблюдает законодательство, то при приеме на работу работник предъявляет трудовую книжку с последней записью о подаче заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ и (или) форму СТД-Р или СТД-ПФР.
Но на практике может возникнуть ситуация, когда работник приносит трудовую книжку, в которой последняя запись о расторжении (прекращении) трудового договора. Возможны как минимум два варианта развития событий:
4. Как быть, когда у работника две трудовые книжки или прежний работодатель не внес соответствующие записи?
Законодатели это не учли, но. На практике у работника может быть несколько трудовых книжек:
Также есть работодатели или работники кадровых служб, которые не отследили изменения или не поняли их:
В итоге у нас есть работники, которые писали заявления об отказе ведения бумажной трудовой книжки, но в их в трудовой это не отражено. Если работодатель все же сдавал по ним отчетность, то информация будет внесена в информационную систему ПФР. Но работодатель, к которому этот работник устраивается, из документов, предъявляемых при приеме на работу, этого не узнает.
Законодательно вопрос не решен. Но не стоит паниковать. Оснований для привлечения текущего работодателя к ответственности нет. Если вы столкнетесь с такой ситуацией, просто продолжите вести на работника трудовую книжку, предоставите отчет СЗВ-ТД с информацией о приеме на работу в ПФР. Риск здесь лишь в дополнительной ответственности за ведение, учет, хранение, выдачу трудовой книжки, которая на самом деле должна храниться у работника. Ну и, конечно же, это лишняя работа для вас.
Выводы
В статье мы дали практические рекомендации, как поступать работодателям с работниками, которые устраиваются на работу после 31.10.2020, в части изменений, связанных с переходом на предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
В 2021 году нас ждут изменения в форме СЗВ-ТД. Будем держать вас в курсе и давать практические рекомендации по работе.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Примеры записей в трудовую (оформление титульного листа, внесение исправлений, совместительство становится основным) 632.6 КБ
Прием «молчуна»: что делать, если он еще не выбрал между бумажной и электронной трудовой?
Фирма берет на работу сотрудника, который до 31 декабря 2020 года не подал заявление об отказе от ведения бумажной трудовой книжки. Но и переходить на электронную тоже не собирается. В связи с этим у бухгалтера возникли вопрос: должен ли он вести бумажную трудовую книжку при приеме на работу такого сотрудника.
Кому разрешено подавать заявление о выборе ЭТК в 2021 году
До 31 декабря 2020 года работодателю нужно было подать письменное заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки либо электронной трудовой в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса.
После этого времени некоторым лицам разрешено подавать такое заявление в любое время, притом как по прежнему месту работы, так и при новом трудоустройстве.
К ним, в частности, относятся работники, которые до 31 декабря 2020 года не подали одно из указанных письменных заявлений вследствие того, что не могли исполнять свои трудовые обязанности и ранее, но за ними в это время сохранялось место работы, в том числе на период:
Также вправе поступить и лица, у которых уже есть трудовой стаж, но по состоянию на 31 декабря 2020 года они нигде не работали.
Такое правило установлено в части 6 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ.
Что делать при приеме на работу лица, который не подал заявление о выборе книжки
Нередки случаи, когда сотрудник, не подавший до начала 2021 года заявление о выборе между бумажной либо электронной трудовой, меняет место работы.
Бухгалтера не знают, что делать в этой ситуации, поскольку лица, которые не определились с выбором книжки и не отказались от ведения бумажной без вышеперечисленных причин, в части 6 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ не указаны.
Специалисты Роструда при этом полагают, что работодателям надо продолжать вести бумажные трудовые книжки и далее.
Поскольку непоступление от работника в срок до 31 декабря 2020 года заявления о продолжении ведения его трудовой книжки не освобождает работодателя, как прежнего, так и нового, от выполнения этой обязанности.
Поэтому, в случае если работник не подал ни одного из требуемых заявлений, работодатель должен продолжать вести его бумажную трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса.
Бумажные книжки не положены только тем, кто впервые в жизни принят на работу в 2021 году.
Чиновники ведомства пришли к такому же выводу, вспомним правило о том, что вести трудовые книжки надо на каждого сотрудника, который трудится на фирме свыше 5-ти дней, кроме случаев, когда в установленных случаях трудовую книжку можно не вести (ч. 3 ст. 66 Трудового кодекса).
Однако, в сложившейся ситуации, работодателю не стоит забывать о дисциплинарной ответственности, к которой может привести несоблюдение работником возложенных на него обязанностей.
По мнению Минтруда, если работник не выбрал способ ведения трудовой книжки, в отношении него могут применить меры дисциплинарного взыскания.
Возможность выбора книжки у лица, которое не сделало это в прошлом году, в 2021 году сохранена.
Специалисты Роструда разъясняют, что сотрудник, не отказавшийся от ведения бумажной трудовой книжки, вправе сделать это в любой момент после 31 декабря 2020 года.
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.