Как писать романтику: любовь с первого взгляда
Есть ли более популярный троп, чем любовь с первого взгляда? Наверное, нет. И есть ли какой-то троп, который еще больше бесит читателей неумелым исполнением, чем любовь с первого взгляда? Наверное, нет. Казалось бы, что сложного? Мы прочли столько романов, посмотрели столько фильмов, что вопроса, как писать романтику, у многих просто не возникает. Встречаются персонажи, влюбляются, потом возникают препятствия, но в конце любовь все равно побеждает.
Но, как ни крути, любовные истории — жанр сложный. Я регулярно читаю негативные отзывы на разные книги, чтобы понять, что бесит читателей. Зачем? Чтобы понимать, каких штампов и сюжетных ходов избегать, что уже набило оскомину, и как рассказать историю так, чтобы ее читали взахлеб. Я уже составляла список распространенных сюжетов в статье Романтические тропы: как использовать их в книге. В ней ты найдешь способы оживить давно известные истории. А эту статью я решила посвятить самому популярному и самому сложному тропу — любви с первого взгляда.
Любовь с первого взгляда: подводные камни тропа
Почему истории про любовь с первого взгляда часто вызывают недоверие у читателей? Ответ прост: химия. А если точнее, то химические реакции, которые протекают в нашем организме. Сейчас будет небольшая научная справка, скучная но необходимая.
Что такое любовь с первого взгляда? Обычно это явление называют влюбленностью. В организме влюбленного человека вырабатывается целый ряд гормонов: дофамин, серотонин, адреналин, эндорфин, окситоцин, фенилэтиламин. Все они отвечают за не совсем адекватное поведение и сильную тягу к объекту любви.
При чем тут мы и писательство? Дело в том, что со стороны влюбленность воспринимается совсем по-другому. Если для влюбленного человека не нужно аргументов в пользу того, что избранник (-ца) самые лучшие, то для посторонних наблюдателей это не так очевидно. А читатели как раз и есть сторонние наблюдатели. Мы не можем спровоцировать у них выработку нужных гормонов, поэтому нам нужно идти другим путем.
Убедить читателей в искренности чувств можно только одним — поступками. Знакомь их с героями постепенно, да и героев знакомь друг с другом так же. Влюбленность с первого взгляда не всегда перетекает в крепкую любовь, поэтому персонажи должны развивать свои чувства и привязанность. Помни об этом, и тогда ты поймешь, как писать романтику, чтобы читатели поверили твоей истории.
Что бесит читателей в книгах о любви
Парадокс: люди любят истории про любовь с первого взгляда, и люди их ненавидят. Любят, потому что они заставляют их поверить в сказку, а ненавидят, потому что не всегда верят в чувства персонажей. За время изучения отзывов я нашла несколько общих жалоб на книги с этим тропом. Итак, аудитории не нравится:
При этом хочу отметить, что вышеназванные жалобы — не 100% запреты. Есть немало людей, которым нужны в историях именно эти элементы. Но если ты не хочешь штамповать очередную историю, похожую на тысячи других, попробуй отойти от общепринятого шаблона. Как плюс ты получишь положительные отзывы людей, которых тошнит от слащавых любовных романов.
Как писать романтику: советы для писателей
Сразу обговорю: ниже я привожу всего лишь советы, основанные на моем опыте. Я вхожу в тот процент людей, который не любит слишком наивные и сказочные истории, в которых персонажи ведут себя недостаточно мотивированно, а любовь возникает только потому, что автор захотел. Поэтому я решила понять, что можно добавить в книгу, чтобы она была максимально реалистичной, но при этом романтичной. И додумалась вот до чего:
Пусть герои отрицают свои чувства
Персонажи встретились, и тут же поняли, что созданы друг для друга? Красиво, но очень реалистично. Любовь с первого взгляда — это просто влюбленность. Она не про единение душ и готовность умереть ради партнера. Это просто симпатия, причем симпатия по большей части на физическом уровне. Герои еще ничего не знают друг о друге, поэтому их могут ждать неприятные сюрпризы.
Они могут абсолютно по-разному смотреть на жизнь, у них могут быть конфликтующие характеры или же эти чувства должны быть под запретом по определенным условиям. Это дает сразу два уровня конфликта: внешний, между возлюбленными, и внутренний, из-за необходимости идти на компромисс ради любви. А еще этот прием заметно разнообразит книгу и увеличит ее длину без потери интереса.
Делай нестандартные пейринги
Каких героев обычно мы встречаем в любовных романах? Женщины: либо тихая незаметная девочка, либо наоборот, бой-баба, которая матерится, бьет главного героя и постоянно истерит. Мужчины: либо брутальный самец на мотоцикле с сарказом и тяжелым прошлым, либо… ну вроде все. Есть небольшие отклонения от этой тенденции, но процентов на 80 любовные романы состоят из подобных парочек.
Они встречаются случайно, он груб и не спрашивает ее мнения, она попадает под его чары, а потом выясняется, что не такой он уж плохой, просто такая жизнь у него. Помимо того, что это многими нелюбимый пример нездоровых отношений и очередной закос под 50 оттенков, это яркий пример, как писать романтику, чтобы твою книгу разнесли в пух и прах.
Введи подсюжет в начале книги
Пока герои пытаются осознать свои чувства и принять их, повествование может наскучить. Не всем понравится читать простыни из переживаний героини или героя. Если ты чувствуешь, что твоя история проседает в начале, введи подсюжет. Он может касаться отношений с другими персонажами, разгадке тайны, какого-то задания.
Этот прием позволит вовлечь читателей в историю, но при этом оттянуть момент перехода к романтическим отношениям. Так читатели не будут считать, что любовь оказалась слишком быстрой, но и не заскучают, пока будут ждать более серьезных отношений.
Как видишь, нет ничего сложного в том, чтобы написать книгу о любви с первого взгляда. Всего три совета помогут тебе уйти от штампов и заставят читателей поверить в чувства. И, кстати, они совсем не мешают делать историю сказочной и волшебной, но в меру.
Как написать историю любви книга
Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.
Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.
«Создавая бестселлер»
Главная идея
Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.
Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.
Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.
Примеры главной идеи
Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник
Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.
План на основе подсчета страниц
Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).
В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник
Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.
Начало
Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.
Кто такой протагонист
Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.
Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник
Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.
Антагонист
В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.
Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник
Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.
Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.
Драма или нет?
Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.
Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник
Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.
Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник
Вот некоторые примеры пассивного действия:
Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.
Как создать конфликт
В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.
У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник
Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.
Флешбэки
Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.
Кадр из фильма «Английский пациент». Источник
Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.
Больше драматизма!
Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.
Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.
— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;
— герой сталкивается со стихийными бедствиями;
— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;
— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;
— по дороге на важное событие у героя ломается машина;
— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;
— ему попросту не хватает времени;
Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник
Не надо клише
Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.
Продуманные детали
Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.
Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник
Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.
Ищем сюжет для романа: как придумывать истории, если фантазия молчит
Есть слова, а истории нет. Знакомо? Тогда читайте: пост про то, как написать книгу, когда фантазия не работает. Вы узнаете, с чего начинать работу над рукописью без стартового замысла, где искать сюжеты, и как сделать из бессюжетного текста роман.
Вот второму типу авторов, способных хорошо писать, но не генерировать сюжеты, литературный редактор не поможет. А таких авторов пруд пруди, и сталкиваются они с одной и той же проблемой: им кажется, что у них нет истории. Есть слова и есть талант, есть яркие образы, меткие фразы, удачные обороты речи, но нет истории. Такие авторы годами вынашивают замыслы, мучаются, пытаясь придумать сюжет большого романа, но так и не двигаются с места. А ведь для жанровой литературы сюжет – это основа основ, без сюжета не будет произведения. Вот авторы и мучаются, а ведь выход из ступора рядом: только протяни руку, и вот он, выход.
Как придумывали истории знаменитые писатели
Рэй Брэдбери сочинял рассказы, опираясь на список существительных, каждое слово в котором вызывало у автора воспоминания, ассоциации, детские впечатления: он начинал писать, и история рождалась сама собой.
Стивен Кинг сочинял (и сочиняет) истории, которые можно свести к формуле «А что если»: то есть формулируется невероятное допущение, а затем описывается поведение людей в созданной ситуации.
Эрнест Хемингуэй, по его собственному выражению, «писал правду» и начинал с самой правдивой фразы, а затем рождались герои и события.
Лев Толстой при создании крупных произведений охотно пользовался дневниками (причем не только своими), случаями из жизни.
Фёдор Достоевский пользовался газетными хрониками.
Антон Чехов описывал сценки из жизни.
И в заключение этого краткого обзора методов работы известных писателей вспомним слова Анны Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора / растут стихи, не ведая стыда! /Как желтый одуванчик у забора, / как лопухи и лебеда. / Сердитый окрик, дёгтя запах свежий. / Таинственная плесень на стене… / И стих уже звучит, задорен, нежен, / на радость вам и мне». То есть литературным текстом может стать все, что угодно. И историю можно найти везде.
Выдуманные истории: сюжетные формулы
Первое, что мы предлагаем сделать – это воспользоваться сюжетной формулой. Внимание: речь не идет о сюжетных архетипах, к которым любой автор тоже может смело обратиться. Нет, мы говорим о более простых приемах: о формулах построения сюжета. Они лаконичны и легко запоминаются. По ним можно писать, как большие романы, так и короткие рассказы. Ниже приведены варианты развития сюжета. Но прежде мы скажем о том, какие ингредиенты обязательно должны быть добавлены в рецепт удачной истории (особенно если речь идет о жанровой литературе):
Неординарный герой + неординарные обстоятельства
Для иллюстрации упомянем Д’Артаньяна, Гарри Поттера, Шерлока Холмса, Ниро Вульфа.
Неординарный герой может быть заменен на самого заурядного: тем сильнее будет эффект от столкновения с обстоятельствами, выходящими за рамки обычного. «Неординарные обстоятельства» могут быть заменены на необычные мотивы, которыми руководствуется главный герой, умозаключения, к которым он приходит, встречи, условия и т.д.
Итак, берем героя (заурядного или неординарного), придумываем необычные обстоятельства и пишем историю по сюжетной формуле:
Эти формулы не исчерпывают все возможные варианты построения сюжета: фабульное многообразие намного богаче, но начать мы предлагаем с одной из этих формул, потому что они не задают четких тематических рамок, позволяя автору двигаться в любом направлении. Например, бизнесмен встречает на закрытой вечернике супермена, который посвятил его в большие тайны мирового закулисья, что позволило герою совершить множество подвигов и спасти мир. Или мужчина среднего возраста, интеллигент и мыслитель, в попытках преодолеть экзистенциальный кризис отправляется в пешее путешествие по Алтайскому краю, там он встречает мудрых старцев и простых жителей захолустных деревень, цельных и гармоничных, герой сталкивается с трудностями, познает себя и обретает мир в душе. Или: ёжик встречает на лесной тропе лисёнка и они становятся друзьями, поскольку выясняется, что каждый любит осень: ёж за урожай, лис за торжество рыжего цвета… Варианты могут быть любые.
С чего начать писать, если замысла нет
Итак, с чего начать? Допустим, у автора нет желания следовать готовой формуле, сюжетному архетипу, он хочет нащупать свой путь. Что ж, садимся и пишем.
О чём можно написать:
Роман из бессюжетного текста
Казалось бы, какое может быть произведение из текста, в котором нет связного сюжета? Однако история мировой литературы XX века знает множество примеров если не абсолютно бессюжетных произведений, то таких, в которых фабула ослаблена, а история играет второстепенную роль. Как правило, речь идет о серьезной (высокой, качественной, интеллектуальной) прозе. К таким произведениям относятся «Уллис» Джеймса Джойса, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Хазарский словарь» Милорада Павича, тексты Марселя Пруста, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Жалобная книга» Антона Чехова. Здесь же уместно вспомнить автобиографические романы и путевые заметки, произведения, основанные на размышлениях, рассуждениях автора.
Соответственно, полноценное произведение может получиться из ряда эссе, объединенных общей идеей, темой, мощно звучащей в каждом отдельном бесфабульном фрагменте. Как вариант: повествование от первого лица, рассуждения о времени, поколении, текущем историческом моменте, человеческой природе – и все это, конечно, должно быть мало-мальски сдобрено сценками из жизни, наблюдениями за происходящим. В результате получится то, что литературовед Борис Томашевский называет «публицистическим» и собственно «бессюжетным романом».
Главное на этом этапе ‑ сесть и писать, не отрываясь, давая волю своей фантазии, ибо между автором и листом бумаги нет никаких преград: здесь он полноправный хозяин, способный сотворить жизнь на Юпитере и вывести формулу бессмертия. Пишите смелей, у вас обязательно получится!