Выпускная работа на курсах повышения квалификации
Общие положения
По закону об образовании все условия итоговой аттестации устанавливаются внутри самих образовательных учреждений. Поэтому требований к ВКР выпускников курсов повышения квалификации множество, но общие моменты выделить можно, все они основаны на методических рекомендациях Минобрнауки.
Выпускная работа призвана объективно показать, насколько полученные слушателем курсов знания и умения соответствуют целям и планируемым результатам, которые были поставлены и заявлены в образовательной программе, и в каком объеме она усвоена. Чтобы получить допуск к защите ВКР, нужно успешно сдать все предыдущие тесты и зачеты. Требования структуре и содержанию, рецензированию текста должны быть прописаны в дополнительной профессиональной программе, по которой проходило обучение.
Виды выпускных работ
По направленности ВКР делят на теоретические и практические. Наиболее популярная типология включает курсовые – теоретические работы, проекты – практические, и рефераты – обзорные. Что у них общего?
Выпускную работу сдают руководителю и отправляют рецензенту за несколько дней до защиты (точные сроки указываются во внутренних документах учреждения).
Особенности разных форм ВКР можно рассмотреть на примере работ, которые пишут по итогам курсов повышения квалификации педагоги.
Курсовая
Как форма ВКР на программах дополнительного образования курсовая работа несколько отличается от тех, которые пишут студенты в бакалавриате. Главное отличие – она должна демонстрировать профессиональную зрелость исполнителя и умение выполнять самостоятельные исследования.
Текст представляет собой итог научной разработки темы, выбранной из проблемного поля, которое изучалось на курсах. Оптимально выбирать такую тему, которая близка из практики или актуальна для образовательной организации, направившей на повышение квалификации, – это относительная гарантия, что не будет проблем с подбором и осмыслением материала.
Результат исследования должен служить цели улучшения педагогического процесса. Успешно выполненная курсовая – признак глубокого понимания определенной педагогической задачи и готовности решать ее.
Структура курсовой по итогам программы повышения квалификации в общем не отличается от работ, которые пишут выпускники вузов. В ней должны присутствовать те же элементы:
Объем работы различается в зависимости от квалификационной категории и специфики курсов.
На защите курсовой члены комиссии обращают внимание не только на ее содержание, но и на степень самостоятельности автора, актуальность исследования, качество подобранных источников. Выпускнику надо показать, что он умеет конструктивно реагировать на критику, вносить изменения после рецензирования, давать лаконичные ответы, направленные на решение проблемы. Поощряется использование ИКТ, мультимедийных средств.
Проект
В отличие от курсовой, в проекте акцент сделан не на исследовательские, а на управленческие компетенции. По сути, разработка представляет собой серию мероприятий, которые шаг за шагом ведут проектную команду к решению конкретных задач за определенный отрезок времени с использованием ограниченного объема ресурсов.
В образовании речь чаще всего идет о социальных или о творческих проектах. Это может быть:
Приступая к разработке проекта, важно четко сформулировать замысел, очертить круг заинтересованных лиц, определить базу для выполнения работы, включая место, кадры, время, стоимость. Особое значение имеет название: из него должно быть сразу понятно, кто, что и как будет делать.
Основные части проекта:
Если проектное предложение готовится для потенциального инвестора, при оценке он обратит особое внимание объяснениям, куда пойдут выделяемые средства, какие результаты будут ощутимы. Среди других факторов оценки: насколько проект изменит социум, организацию по сравнению с тем, что есть сейчас; эффективно ли будут потрачены ресурсы; привели ли усилия к желаемому результату.
Реферат
Среди всех форм выпускных работ слушателей курсов повышения квалификации реферат – самая маленькая по объему. Обычно он занимает 10–20 страниц.
Чтобы написать реферат, нужно внимательно прочесть литературу по теме, связать с собственной педагогической практикой, проанализировать и сформулировать аргументированные выводы. Тема определяется автором, но ее нужно утвердить у преподавателя курсов повышения квалификации, которому поручено руководить написанием выпускной работы слушателя.
В структуре реферата должны присутствовать:
Оценивая реферат, комиссия или научный руководитель проверяют, смог ли автор раскрыть тему и проработать структуру в соответствии с проблемными вопросами, обращают внимание на общую и специальную грамотность.
Выпускная работа на курсах повышения квалификации – это всегда авторский труд, доказывающий профессиональную компетентность. Писать ее действительно полезно, потому что это помогает систематизировать знания по сложным педагогическим проблемам, что значительно облегчает дальнейшую работу. Конечно, все это верно при условии, что ВКР была сделана самостоятельно и качественно.
Оформление итоговой работы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»
Отдел подготовки и переподготовки педагогических кадров
Кафедры ЦРО
Требования к оформлению итоговых работ слушателей
курсов повышения квалификации работников образования по программе
«Проектирование образовательного процесса по …(название предмета)в контексте ФГОС»
К написанию и защите итоговой работы допускаются все слушатели курсов, которые не пропускали занятия без уважительной причины и освоили предложенную учебную программу.
Итоговая работа является завершающим этапом обучения и должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков работы учителя школы.
Итоговая работа должна представлять собой разработку методического или практического характера, посвященную решению актуальной задачи, имеющей практическое значение для профессиональной деятельности учителя. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе и способностях автора проводить самостоятельные разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения.
Итоговую работу слушатели выполняют самостоятельно, пользуясь консультациями преподавателей кафедр и сотрудников ЦРО.
Структура итоговой работы
1. Титульный лист (образец оформления см. в приложении 1).
2. Содержание представляет собой перечень пунктов и подпунктов итоговой работы в той последовательности, в какой они представлены в работе, с указанием номера страницы, на которой начинается каждый пункт или подпункт (приложение 2).
3. Введение содержит обоснование актуальности темы исследования, ее практической значимости, основные методологические характеристики работы (проблема, цель, задачи, теоретическое обоснование, новизна, значимость работы и др.(см. приложение 3).
4. Основная частьитоговой работы может включать в себя:
— описание собственного педагогического опыта реализации программы учебной (внеучебной, воспитательной) работы в контексте ФГОС ООО;
— описание изменений или дополнений, внесенных в программу учебной (внеучебной, воспитательной) работы, например, авторское поурочное планирование по разделу, система дополнительных заданий и упражнений и т.п. в контексте ФГОС ООО;
— обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся при реализации требований ФГОС ООО;
— практические материалы, наиболее полно представляющие специфику работы учителя: конспект урока или фрагмента урока, (внеклассного занятия, факультатива, кружка), система дифференцированных заданий, система дидактических игр и др. в контексте ФГОС ООО.
5. Заключение. В нем подводятся итоги работы, формулируются выводы, к которым пришел автор, указываются практическая значимость внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы.
6. Список использованных источников составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий работ (при отсутствии фамилии автора). Работы авторов однофамильцев – по алфавиту инициалов. В список включаются все использованные автором источники, независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т. д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы.
7. Приложения к квалификационной работе (не обязательны) оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.
Оформление итоговой работы
Рекомендуемый объем работы – 8–10 страниц через полтора интервала, включая таблицы, рисунки и графики (шрифт TimesNewRoman, размер – 14 пт). Заголовки отделяются от текста сверху и снизу двумя интервалами. Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм; верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; нумерация вверху страницы по центру без пропусков и повторений от титульного листа до последней страницы, на странице введения ставится цифра «3», первые два листа не нумеруются. Отступ первой абзацной строки – стандартный.
Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 и ГОСТ 7.80–2000.
Ссылка на упоминаемую литературу оформляется указанием в квадратных скобках номера источника в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008).
Если в тексте используется ссылка на несколько источников, то их номера перечисляются в квадратных скобках через точку с запятой, например [2; 18; 35].
Требования к выполнению итоговой работы слушателя курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава МГОУ
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА МГОУ
Итоговая работа слушателей в качестве научного мини-исследования является обязательным элементом учебного плана повышения квалификации по определенной программе дополнительного профессионального образования и важным условием его успешного завершения.
Цель подготовки итоговой работы заключается в обобщении и представлении слушателем полученных знаний в области психолого-педагогических особенностей организации образовательного процесса в высшей школе с применением современных технологий и учётом изменяющихся социально-экономических условий.
Основные требования к итоговой работе:
· высокий научно-теоретический уровень: знание и использование основных законов, теорий, категорий, правил изучаемых учебных дисциплин, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, связь теоретических положений с профессиональной деятельностью;
· применение разнообразных методов и методик научного исследования: анализ литературных источников и документов, наблюдения, беседы, тестирование, анкетирование, эксперименты и др.;
· практическая ориентированность работы: описание исследования или описание внедрения разработки в практику обучения;
· творческий подход к написанию итоговой работы: использование оригинальных источников, материалов собственных или вторичных экспериментов, социологических, психологических, педагогических и других научных исследований, самостоятельность теоретических выводов и конкретность практических рекомендаций;
· грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы, аккуратность исполнения текста.
Примерная тематика итоговых работ разрабатывается на кафедре «Методика дистанционного обучения и новых образовательных технологий» и отражает актуальные проблемы по педагогике и психологии высшей школы, педагогическому менеджменту, организации научно-исследовательской работы, информационным технологиям.
Слушатель может выбрать тему итоговой работы из предлагаемого перечня либо, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою формулировку темы для исследования, не выходя за рамки учебной программы. В данном случае тема итоговой работы должна быть согласована с научным руководителем, который назначается из числа профессорско-преподавательского состава приказом ректора МГОУ каждому слушателю.
Руководство итоговой работой со стороны преподавателя предполагает:
· предварительное выяснение степени подготовленности слушателя к подготовке итоговой работы по той теме, которая выбрана;
· помощь в первичном осмыслении содержания темы итоговой работы и разработке замысла научного исследования;
· рекомендации по изучению источников для раскрытия темы итоговой работы;
· регулярное консультирование по содержанию и оформлению итоговой работы;
· прочтение подготовленной работы, указание недостатков и замечаний;
· оказание помощи слушателю при подготовке к процедуре защиты итоговой работы.
Структура итоговой работы включает:
· титульный лист (образец см. в Приложении 1);
· содержание (см. Приложение 2);
· введение (2-3 стр.), где отражается научный аппарат исследования;
· основная часть (12-15 стр.);
· список литературы (1-2 стр.) – см. Приложение 3;
· приложения (до 6 стр.).
Во введении итоговой работы необходимо:
1) обосновать актуальность избранной темы;
2) сформулировать объект и предмет исследования;
3) сформулировать цель, гипотезу и задачи итоговой работы;
4) перечислить методы, применяемые в данном исследовании.
1. Актуальность темы итоговой работы определяется несколькими факторами:
· необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
· потребностью в новых данных и методах учебной деятельности;
Обосновать актуальность – проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
· Обоснование актуальности требует ответа на следующие вопросы:
· Что определило выбор темы?
· Чем эта тема интересна для Вас?
· Какова основная идея исследования?
· Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?
2. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива). Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса: его теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов и приемов учебно-познавательной деятельности.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения). Предмет исследования должен обладать узнаваемостью, поддаваться описанию.
Например, если объектом исследования является процесс обучения студентов, то предметом могут быть психолого-педагогические условия совершенствования обучения студентов на основе современных информационно-коммуникационных технологий и т. п.
3. Цель исследования – это предполагаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:
· определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;
· выявление взаимосвязи явлений, изучение динамики явлений;
· обоснование инновационного содержания, форм, методов и средств;
· описание нового эффекта, явления;
· открытие новой природы явлений;
· обобщение, выявление общих закономерностей;
· разработка основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;
· адаптация технологии и (или) методик к реальным условиям обучения в ВУЗе.
Гипотеза – система предложений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении как недоказанная теория.
Гипотеза в начале работы, на стадии подготовки, может быть сформулирована лишь в самых общих чертах (общая гипотеза) и в дальнейшем требует детальной проработки в ходе теоретического изучения проблемы и анализа литературных источников.
Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. Каждая задача формулируется в повелительном наклонении: «Изучить …», «Выявить …», «Обосновать …», «Разработать …», «Определить …».
4. Методы исследования – совокупность способов достижения поставленной в итоговой работе цели и решения задач. К ним относятся: анализ литературы, документов и других источников, систематизация, классификация, типизация теоретического и эмпирического материала (данных), наблюдение, беседы, интервьюирование, анализ результатов (продуктов) деятельности, изучение опыта, эксперимент и др. Кроме этого, в исследовании могут применяться методы математической обработки данных.
итоговой работы должна состоять, как правило, из двух глав, в каждой по 2 – 3 параграфа.
В первой главе (теоретической) раскрывается сущность и содержание рассматриваемого явления, описываются современные подходы к его пониманию, указанные в литературных источниках; проводится анализ реального состояния данного явления в практике профессиональной деятельности.
Возможные содержательные компоненты 1-ой главы: история изучаемого вопроса; сравнение взглядов различных научных школ; анализ степени изученности проблемы; описание сущности изучаемого явления; уточнение формулировок.
Во второй главе (практической) должны быть представлены организация, методика и результаты проведенного исследования, дана их обоснованная интерпретация.
Глава подразделяется на две части: организация исследования (этапы проведения исследования, место и время проведения, испытуемые, используемые методики и их описание, методы математической обработки) и методики исследования (обоснование выбора методик, их описание, таблицы исследуемых показателей). В конце делается вывод по полученным результатам, формулируются выявленные тенденции, зависимости и связи.
В заключение работы формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования. В заключении отражаются ответы на вопросы, поставленные во введении (цель и задачи исследования). Текст заключения не должен дублировать содержание выводов. В заключении также указывается практическая значимость – определяется влиянием полученных результатов на учебно-воспитательный процесс и указываются рекомендации и предложения по их использованию в преподавании в высшей школе. Рекомендуемый объем – не более 3-4 страниц.
Выполняется в соответствии с ГОСТом 2008 года. В нем отражается литература, проработанная исследователем, независимо оттого, имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.
В квалификационной работе при написании рекомендуется использовать не менее 15. При этом большинство источников должно быть издано не позднее 5 лет на время подготовки итоговой работы.
Представляются протоколы исследований, разработанные конспекты занятий, методические рекомендации и дидактические материалы, сценарии и т. д.
Каждое приложение начинается с новой страницы, должно иметь заголовок и надпись: «Приложение» в верхнем правом углу.
Приведенные в работе цитаты оформляются в соответствии с правилами библиографического описания. При цитировании сохраняются все особенности источника, из которого оно делается: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста заключается в кавычки.
При использовании теоретических положений и результатов других исследований обязательно следует делать ссылки на источники заимствования, не допуская плагиата. Ссылки могут быть: внутритекстовые, затекстовые, подстрочные и комбинированные.
Затекстовые ссылки выносятся в конец итоговой работы и помещаются на отдельной странице – в списке литературы, а после цитаты или какого-либо положения в квадратных скобках ставится соответствующая цифра(ы). Нумерация таких цифр ведется последовательно, от начала и до конца работы. Например: [1; 237]. Это означает, что цитата или положение взяты из источника, находящегося под номером 1 в приведенном в конце работы списке литературы, с его 237 страницы.
Если на одной странице текста итоговой работы приводится подряд несколько ссылок на один и тот же источник, то в повторной и последующих ссылках указывается:
Если цитата в тексте приводится не дословно, а передается лишь высказанная автором источника мысль, то в ссылке отмечается:
Комбинированные ссылки предполагают использование всех выше перечисленных вариантов.
Технические требования к итоговой работе:
Оптимальный объем итоговой работы не должен быть менее 12 страниц и не превышать 25 страниц компьютерного текста, отпечатанного через 1,5 межстрочных интервала шрифтом Times New Roman Cyr в редакторе Word.
Нумерация страниц проводится последовательно внизу страницы, начиная с 3 страницы – с введения.
Заголовки и подзаголовки содержания отделяются от основного текста пробелом в 2 интервала. Начала абзацев удаляются от левого края текста на 1,25 см по всей работе. Таблицы, схемы, графики, рисунки как в основном тексте, так и в приложениях, должны быть выполнены на стандартных листах бумаги. Таблицы и схемы, занимающие большую часть формата страницы, печатаются на отдельных листах. По тексту они нумеруются арабскими цифрами, например: Схема 2, Таблица 4, Рис. 1 и т. д.
Все сноски печатаются через 1компьютерный интервал, 12 размером шрифта.
Полностью подготовленная итоговая работа скрепляется (прошивается) и помещается в папку – скоросшиватель.
ПРОЦЕДУРА ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ
К защите итоговой работы допускается слушатель, успешно завершивший в полном объеме освоение программы курсов повышения квалификации и подготовивший итоговую работу, которая получила разрешение декана ФПК на защиту, и презентацию к ней.
Защита итоговых работ проходит публично, на открытом заседании аттестационной комиссии. Дата, время и место работы комиссии сообщаются слушателю заранее.
Продолжительность защиты каждой итоговой работы 5-10 минут.
Процедура защиты включает следующие этапы:
1. Доклад слушателя по теме итоговой работы с показом презентации.
2. Вопросы членов комиссии и присутствующих, ответы слушателя.
Доклад на защите должен тезисно освещать основные положения первой главы и более развернутый обзор второй, также в доклад включается научный аппарат исследования и основные выводы по работе.
Требования к презентации итоговой работе
Презентация создается в программе PowerPoint и сохраняется как презентация PowerPoint 2003.
Презентация должна соответствовать требованиям:
· крупный читаемый текст,
· иллюстрации в хорошем качестве,
· уместные анимированные эффекты.
1-ый слайд – титульный лист – тема, автор, логотип;
2-ой слайд – объект, предмет исследования/работы;
3-ий слайд – цель, задачи, гипотеза исследования/работы;
4-ый слайд – общие выводы по 1-ой (теоретической) главе;
5-7 слайды – отражение 2-ой (практической) главы, выводы по проведенному эксперименту;
8-ой слайд – общие выводы из заключения.
Завершающий слайд – повторение контактной информации об авторе.
После публичного заслушивания всех итоговых работ, представленных на защиту, проводится закрытое заседание аттестационной комиссии, на котором обсуждаются результаты прошедших защит, определяется общая оценка каждому слушателю: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» или по 10-ти бальной шкале.
Оценка определяется простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании (при равенстве голосов, решающим является голос Председателя).
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ