Как написать книгу и издать и заработать
Впервые тиражи по этой схеме начали выпускать еще 500 лет назад в Венеции, когда крупные типографии только зарождались. Затея влетала в копеечку, и не каждый писатель, политический или военный деятель удостаивался престижа издать собственную печатную книгу. Подавляющее большинство трудов так и оставались рукописями вплоть до смерти автора.
Смысл самой венецианской модели был прост — коллегия читателей и меценатов определяли, какая книга вызовет потенциальный интерес и какой труд печатать в первую очередь. В наши дни такой подход вновь популярен: с развитием интернета печатать литературу стало накладно, спрос на бумажные издания упал.
Перефразировав Пушкина, быть можно дельной книгой и думать о красе обложки. Тщательно продумайте дизайн вашей книжной «оболочки», ведь она помогает продавать ваше произведение, демонстрирует ваш творческий уровень и креативность, повествует о содержании книги, интригует потенциального читателя.
Качество и детали оформления обложки (мягкая, твердая, с тиснением, в авторской стилистике и т. д.) определяют стоимость экземпляра книги. Постарайтесь найти баланс между привлечением читателей, приятным внешним видом готовой книги и вашими финансовыми возможностями.
Как определиться с типографией:
Разберем процесс на примере некоторых возможностей платформы ЛитРес: Самиздат:
Цена каждого экземпляра определяется суммой факторов. Среди них:
О стабильно высоком доходе можно говорить только после нескольких изданий, когда уже отлажена логистика и все процессы. Многое определяется сопутствующими расходами, талантом писателя, актуальностью информации, откликом у читателя и прочая.
Обычно себестоимость книги составляет 40−50%, следовательно, умножьте свою маржу на тираж. К примеру, если вы сами продаете материал в розницу, с каждой книги можно условно заработать 100 рублей, если отдаете оптом в магазин, то уже 50−70 рублей, если публикуетесь по договору с издательством, то 10−40 рублей. Некоторые труды приносят своим авторам по 1000—2400 рублей с каждого экземпляра (тематические издания, энциклопедии, научные публикации).
Если же вы только становитесь публикуемым писателем, повремените с материальными целями. Лучше заводите больше нужных знакомств, работайте над репутацией и влюбляйте в свою книгу читателей, заочно и очно.
Как написать, издать и продвинуть свою книгу, если ты не писатель
У вас богатый опыт и вы давно мечтаете написать книгу, но не знаете, с чего начать? Я, Юлия Шевердина, пообщалась с экспертами, которые издали не одну свою книгу, и с теми, кто только недавно опубликовал свою первую книгу. Опираясь на их опыт, я составила для вас инструкцию: как написать, издать и продвинуть свою книгу, если ты не писатель.
Выберите время, когда вы будете писать книгу. Желательно, чтобы это было одно и то же время дня и одно и то же место. Не стоит ждать, когда вас посетит вдохновение. Со временем ваш мозг привыкнет к выбранному темпу, и процесс написания книги пойдет быстрее.
Например, Рей Бредберри в своей книге «Дзен в искусстве написания книг» писал, что со временем количество написанного текста переходит в качество. Именно поэтому автор обязан писать каждый день без выходных. Когда нет вдохновения, следует работать над теми частями текста, которые можно писать и без него. Например, описать сцену, сюжет и диалоги которой, уже заранее было продуманы.
Однако почти все существующие книги о написании книг дают советы, как написать художественное произведение. А что делать тем, кто хочет издать книгу в жанре нон-фикшн?
«Если приходит желание написать книгу, значит у вас для этого есть готовность, есть материал, ресурс и энергия. Что вам может помешать написать книгу? Ваши представления, как пишется книга, что это просто, быстро и в удовольствие».
Я обратилась за советом для начинающих писателей к Ольге Соломатиной, автору более 10 книг, литературному редактору и журналисту, проработавшему 23 года в издательском доме «КоммерсантЪ».
Для написания нон-фикшн книги Ольга рекомендует использовать следующий алгоритм:
Со мной также поделилась своим опытом написания книги Ирина Ефимова, CEO и управляющий партнер коммуникационного агентства Monstars, автор книги «От стажера до CEO». Она как раз при составление плана книги обращалась за консультацией к литературному редактору Ольге Соломатиной.
«Я отчетливо понимала: чтобы написать книгу, мне как новичку необходима помощь профессионала, поэтому начала искать рекомендации через знакомых. Мой партнер по бизнесу порекомендовала мне свою подругу Ольгу Соломатину. Мы договорились о встрече, на тот момент я написала 9 страниц текста. После первой консультации я придумала структуру глав по правилам и написала тезисно, что я буду писать в каждой из них. Интересно, что почти все названия глав остались как в первой версии.»
Я попросила Ирину также рассказать про процесс написания книги: что ей помогало писать и был ли страх «белого листа»?
«Первое и главное – понять, что тебя вдохновляет и мотивирует писать. Какая конечная цель? У всех она разная: передать знания, стать знаменитым, увеличить известность среди потенциальных клиентов или что-то еще. В моем случае это освободить голову от информации, которую я уже знаю наизусть, и поделиться практическими знаниями. Поэтому первые 30 страниц я написала очень быстро, просто изложив все в хронологическом порядке.
Второе – завести привычку работать с текстами каждый день, и неважно, что это будет – пост в Instagram или абзац в заметках. Во время написания книги я каждый день писала 1 страницу А4, плюс 2-3 заметки в телефон.
Есть два основных пути издания: через издательства и самостоятельно.
Сотрудничество с издательством часто дает большой плюс в том, что оно будет и продвигать вашу книгу, а также обеспечит её нахождение в большинстве книжных магазинов. Однако и минусы в работе с издательством есть. Например, минимальный гонорар и передача права на переиздание книги в случае ее успеха, также издательство будет влиять на выбор названия книги и вид обложки.
Каждое издательство выбирает себе книги с целью заработать. Поэтому, если у вас есть своя большая аудитория в социальных сетях или вы часто выступаете перед публикой, есть высокая вероятность, что у вас примут рукопись или сами попросят вас написать книгу для них.
«Я периодически выступаю перед предпринимателями. После одного выступления ко мне подошел сотрудник одного издательства и предложил написать книгу. Я был удивлен, ведь я не писатель и не планировал им становиться. Однако они были настойчивы, писали мне письма и помогали выбрать тему. Так, спустя 9 месяцев, вышла моя первая книга “Ошибки на миллион”. На самом деле издатели всегда ищут интересных людей, чтобы сподвигнуть их написать книгу».
Что же делать начинающим писателям, у которых нет еще раскрученного блога? Проще всего выпустить книгу самостоятельно. Тут есть два пути: издать книгу через специальные электронные сервисы или напечатать ее в типографии.
Существует множество подобных сервисов,например, Bookscriptor, Ridero, Литнет.
Основной плюс этого способа — его низкий финансовый порог входа. Ведь вам не придется платить за физическую печать книг. Также не нужно оплачивать услуги редакторов и корректоров, если вы уверены в качестве вашего текста.
Второй плюс сервисов — это дополнительные услуги: услуги корректора или дизайнера для оформления обложки. Не нужно искать самостоятельно фрилансеров и переживать о качестве их работы, вам с удовольствием помогут довести книгу «до ума».
Третий плюс — любой желающий сможет купить вашу книгу в печатном виде, её напечатают в единственном варианте для каждого покупателя.
Такой способ использовала Полина Аскус, автор книги о современной Британии «Лондон JAM», преподаватель сообщества Skyteach:
«У меня был опыт переговоров с одним известным издательством. Мне сказали, что работают только с известными именами. Могу их понять. Поэтому я решила издать книгу самостоятельно. Я выбрала платформу Ридеро, потому что она заключает договор с такими известными сайтами, как Литрес, Амазон, Озон. Так что моя книга сразу попала в открытый доступ в России и за рубежом.»
Ксения Мохорт, юрист, автор книги «Человек родился женился умер. Навигатор по законам РФ на все случаи жизни» также воспользовалась сервисом Ридеро для издания своей книги. Ее книга наполнена авторскими иллюстрациями, что вызвало некоторые сложности с загрузкой файла с книгой. Однако они успешно решились при общении с сотрудниками издательского сервиса.
Также существуют небольшие издательства, специализирующиеся на определенной тематике. Они не просто напечатают вашу книгу, но и могут предложить весь комплекс услуг: от редактирования, верстки до распространения вашей книги.
Своим опытом самостоятельного издания книги «От стажера до CEO» поделилась Ирина Ефимова:
«Я решила сотрудничать с нишевым издательством. В этом случае вы получаете довольно широкую дистрибьюцию, деньги от продаж и полностью контролируете процесс издания книги. Этот вариант я и выбрала. Я хотела определенного качества бумагу и обложку, поэтому мне было важно общаться напрямую с типографией.
Также я отправляла запрос в крупные российские издательства, выслала им информацию о себе, главу из книги. В ответ получила прайс-листы со стоимостью услуг. В него входит по сути печать и дистрибьюция, которая автоматически будет на 30-40% дороже, чем в небольшом издательстве. Ориентировочная стоимость 700 000 рублей за 1000 экземпляров.»
Для кого удобен вариант работы напрямую с небольшими издательствами или типографиями? Для тренеров и специалистов, которые выступают на офлайн-мероприятиях. Там они могут предлагать свои книги к покупке. Также этот вариант подходит для экспертов с большой аудиторией в соцсетях, которые готовы купить книгу у вас уже сразу после её выхода.
А что же делать тем авторам, которые хотят бумажные книги, но не имеют необходимых средства на печать первого тиража?
Этот вопрос можно решить, например, организовав сбор средств на книгу через краудфандинг. Подробнее об это способе мне рассказала Наталья Игнатенко, PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru:
«Автор определяет необходимую для печати тиража сумму, продумывает, в течение какого времени ему было бы комфортно эту сумму собрать, оформляет проект на краудфандинговой площадке, предлагает бонусы за поддержку.
В случае с литературными проектами бонусы очень понятны: как правило, это экземпляры будущей книги. Но часто бывают и книги для «ранних пташек» по сниженной цене, и книги с автографами, которые предлагают дороже, чем без автографов, и даже какие-то творческие опции, типа «назову одного из главных героев вашим именем».
С января 2018 г. до конца 2019 г. (т.е. почти за последние два года) в категории «Литература и журналистика» на Planeta.ru размещено 887 проектов, из них 274 получили признание. Это абсолютно созвучно нашей общей статистике: каждый третий проект становится успешным. Общий сбор литературных проектов за это время составил 73,3 млн рублей. Средний бюджет книжного проекта — 260 тыс. рублей.
Из предыдущего пункта уже стало понятно, что в большинстве случаев продвижение книги нужно начинать уже в процессе ее написания.
Продвижение книги, как и издание, можно делать самостоятельно или поручить профессионалам. Ниже приведу опыт авторов, которые прошли оба пути.
Анна Кучина, консультант по маркетингу и брендингу, бизнес-тренер, преподаватель бизнес-школы ИМИСП, ЦНТИ Прогресс, кафедры рекламы и PR СПбГУП.
Ирина Ефимова делится опытом продвижения книги через агентство.
«Арт-директор агентства придумала визуальный концепт обложки и верстки. В таком же стиле мы оформили проморолик для таргетинга в социальных сетях. Команда из PR и SMM-юнитов оказали большую поддержку: был написан и разослан пресс-релиз, на текущий момент готовится к выходу 7 публикаций в крупных изданиях, с момента открытия ссылки на предзаказ мы начали работать с блогерами и инфлюенсерами.
В моем случае это были преимущественно lifestyle и бизнес-блоггеры, но также есть ряд блогеров, которые пишут о книгах. Также я запустила сайт, где можно купить книгу и где размещаю полезные чек-листы из книги.
Все это объединено в маркетинговом плане 360. Скоро состоится первая презентация книги, в планах – открытые лекции и встречи со студентами.
В случае, если вы пишете бизнес-книгу, вам будет выгодно договориться с HR-департаментами в крупных компаниях, чтобы они закупили ее для подарков сотрудникам.
Также вы всегда можете написать локальным креативным кластерам в разных регионах и предложить им прочитать лекцию. Это работает. Например, я буду читать лекцию в кластере «Октава» в Туле.
Помните, что если ваша цель делиться знаниями – не ограничивайте себя только выпуском книги. Ездите на профильные мероприятия, выступайте с лекциями в кластерах, участвуйте в фестивалях и т.п. Развивайтесь и делитесь знаниями, самое главное – никогда не стойте на месте.»
Не существует единственного правильного способа написать и издать свою книгу. Каждый процесс уникальный, как и любой человек.
Вначале надо определиться с темой книги и выбрать режим работы над ней. После решить, будете ли вы пользоваться услугами редакторов, дизайнеров и корректоров.
Далее необходимо определиться, как вы будете издавать книгу. От этого зависит и способ ее продвижения. В любом случае, рассказ в соцсетях о процессе работой над книгой будет вам помогать в ее написании и последующих продажах.
Буду рада, если эта статья поможет сделать вам первый шаг в написании своей книги.
Личный опыт: сколько стоит выпустить свою книгу и сколько на этом можно заработать
Как я решила написать книгу
После 10 лет работы в IT и финтехе я неожиданно выпустила книгу лайфхаков для родителей. Почему я решила написать именно о материнстве? Ещё во время учёбы в магистратуре меня пригласили выпускать ежемесячный журнал о беременности и уходе за новорождённым, это был проект одного из самых крупных на тот момент интернет-магазинов товаров для детей. С рождением дочки я решила освежить знания и сама с головой ушла в чтение книг для молодых родителей. Было много познавательного, интересного, но я постоянно чувствовала некий отрыв от реальности, и ни одна из книг не уберегла меня от болезненных ошибок. В тот момент меня бы здорово выручили врачи, чьё мнение основывается именно на принципах доказательной медицины, и более опытная подруга (лучше несколько).
Именно этот подход я решила реализовать в книге: объединить научные факты, рекомендации докторов и проверенные родительские советы по уходу за младенцем и собой. Я была подписана на нескольких известных блогеров в Инстаграме, чей подход к вопросам материнства мне импонировал. Я связалась с ними и предложила стать приглашёнными экспертами в книге, практически все они согласились.
Книга писалась почти два с половиной года в перерывах между основной работой и уходом за ребёнком. Мне хотелось полной творческой свободы, а также сохранения за собой авторских прав, поэтому от сотрудничества с издательствами я сразу отказалась. И решила самостоятельно выпустить книгу.
Самые большие расходы
Несмотря на то, что я всю жизнь работаю с текстами (в моем багаже — опыт в журналистике, маркетинге и пиаре), для выпуска качественной книги нужна помощь профессионального корректора и редактора, кто сможет посмотреть на твою работу свежим взглядом. Знакомые порекомендовали такого человека. Я отправила тестовый фрагмент, и мы быстро договорились: работа оплачивалась по ставке 110 ₽ за 1000 знаков, в итоге получилось 22 146 ₽.
Итак, текст и обложка готовы, но до полноценной книги оставалось ещё несколько шагов.
Предпечатная подготовка
Долгое время я была подписана на рассылку издательского сервиса Ridero, поэтому выбрала для публикации именно эту платформу. Здесь, как в супермаркете, можно заказать любую услугу по превращению текста в полноценную книгу.
Также я заказала небольшой тираж для себя на сумму около 15 000 ₽. Эти книги отправились соавторам, на розыгрыши и в качестве подарков моим знакомым.
Резюмируя, денежные вложения в публикацию книги составили порядка 60 тысяч ₽.
Выход книги
Сотрудничество с Ridero избавило меня от индивидуальных переговоров с каждым книжным магазином. Без дополнительной платы моя книга буквально в один день появилась на всех популярных площадках.
Пожалуй, самый важный момент — это стоимость книги. У меня не было иллюзий на счёт того, что автору достаётся лишь небольшая часть. При этом на Ridero за автором сохраняется возможность установить цену на своё усмотрение. Я изначально выставила 400 ₽, что несколько выше рынка. Самое любопытное, что спустя полгода в качестве эксперимента снизила цену, но продажи выросли максимум на 7–10%. Вероятно, если у читателя высокая мотивация купить именно эту книгу, то разница в 30–40 ₽ для него не играет большой роли.
Мои авторские вознаграждения составляют около 6% от стоимости книги (24 ₽) за прочтение на Bookmate, 25% (100 ₽) — за покупку на ЛитРес и от 2 копеек от партнёров ЛитРес (подписной сервис MyBook и другие). Вырученные средства за вычетом налогов я могу в любой удобный момент вывести со счёта на банковскую карту.
Что касается продажи бумажных экземпляров, то из-за высоких расходов на печать и доставку авторский гонорар обычно колеблется в диапазоне 20–30 ₽ за книгу. Магазин самостоятельно принимает решение о заказе книги. Пандемия замедлила мои планы по попаданию в книжные, но недавно мне поступили предложения от «Читай-города» и «Буквоеда». Для дистрибуции в каждый магазин требуется оплатить около 3 тысяч ₽, это комиссия Ridero и оплата стартового тиража. Если книги будут удачно распроданы, то поставка новых экземпляров будет проходить уже без моего участия.
Самостоятельные продажи
Вторая стратегия, которая позволяет получать существенно больше от финальной цены книги, — это самостоятельные продажи. Так как соавторами моей книги выступили известные, в том числе топовые блогеры-миллионники, я решила, что Инстаграм — идеальная среда для поиска читателя.
Я воспользовалась специальным сервисом Publicant и создала для покупателей платёжную ссылку через конструктор магазинов Digiseller.ru. Эту ссылку удобно отправить по почте или разместить в социальных сетях. Читатель выбирает удобный ему способ оплаты и после продажи автоматически получает файл с книгой.
В личном кабинете на Digiseller.ru есть несколько опций для партнёрских программ. В моём случае лучше подходит вариант, когда блогер предлагает подписчикам приобрести книгу со скидкой по индивидуальному промокоду. С блогером мы в индивидуальном порядке обсуждаем величину вознаграждения от каждой продажи.
Хотя я вижу в этом направлении самый большой потенциал, в отличие от продаж на ЛитРес, здесь требуется активное вовлечение: подбор блогеров, согласование постов, обсуждение условий. Надеюсь, в будущем я смогу найти больше времени, чтобы плотнее заняться продвижением книги в Инстаграм.
На текущий момент продано около 2 тысяч экземпляров книги. При этом я не вкладывала средства в маркетинговое продвижение (платные посты, контекстная реклама и т. д.). Если решу это сделать, то с учётом аудитории и потенциала книги, думаю, вполне реалистично увеличить показатели в 10–15 раз.
В целом, исходя из личного опыта, выпуск книги — это история не совсем про деньги. Можно « отбить » услуги подрядчиков, но условную стоимость всех потраченных часов я вряд ли верну и за несколько лет. Но во время декрета мне было важно поделиться своим опытом, полезными рекомендациями и уберечь других от ошибок, с которыми сама столкнулась. Я регулярно получаю сообщения с благодарностью и личными историями, как мои лайфхаки кому-то помогли.Собственно, ради этого я и выпускала книгу.
Как самому выпустить книгу
Средний автор самиздата в жанре мужской фантастики — LitRPG, попаданцы — зарабатывает от 150 000 до 200 000 ₽ в месяц. Некоторые авторы начинают писать книги в свободное от работы время, а когда доход от продажи книг в несколько раз превышает зарплату, занимаются только писательством.
Данияр Сугралинов — автор популярной серии Level Up — сотрудничает с издательствами, но до сих пор выкладывает книги на сайте самиздата. Каждое произведение Данияра, переведенное на английский язык, попадает в топ-10 бестселлеров жанра на Amazon с первых дней продаж. Писатель рассказал, как бесплатно издать свою книгу, заработать на ней и начать сотрудничать с крупнейшими издательствами.
Перемены коснулись всего. Мы с семьей покупаем товары в онлайн-гипермаркетах — если нужен шампунь, я не иду в магазин, а заказываю его на сайте Amazon. То же самое сейчас происходит с книгами.
На порталах самиздата сосредоточено все, что выходит сейчас. Причем практически все книги публикуются на стадии написания. Читатель покупает доступ к черновику, знакомится с первоначальным, неотредактированным вариантом. Зачастую именно читатели участвуют в создании книги: в комментариях указывают на логические ошибки, предлагают сюжетные линии и стилистические приемы.
Электронный самиздат формируется в России с 2011 года. Многие площадки, с которых он начинался, сейчас уже закрылись. Им на смену пришли «Литрес», «Литнет», Author.Today «Литмаркет», издательская платформа «Самиздат». На этих порталах разные условия работы с авторами и способы привлечения: конкурсы с ценными призами, высокие роялти авторам — проценты с продаж, продвижение книг в пабликах.
Портал «Литрес». Проект, который частично принадлежит издательству «Эксмо». Там публикуют практически любые книги, но для авторов он не очень выгоден, потому что «Литрес» платит роялти автору от 20 до 25% — это в три-четыре раза меньше, чем на других порталах.
Портал «Литнет». Один из крупнейших порталов самиздата, который работает в основном с жанром любовной фантастики и женских романов. Роялти автору: 50% — если автор выкладывает произведение на нескольких сервисах или 70% — на эксклюзивное размещение. На этом сайте Данияр опубликовал свой первый роман Level Up и продолжает публиковаться.
Издательская платформа Самиздат. Сервис для авторов, которые находятся в поиске своей аудитории.
Портал помогает писателям в публикации своих книг в книжных интернет-магазинах «Буквоед», «Москва», My-shop.ru, Ozon.ru и онлайн-библиотеках MyBook, iBooks, Google Книги и других. Авторам доступно более 100 площадок-партнеров с аудиторией в несколько миллионов читателей.
Платформа выплачивает роялти автору до 70% за каждую продажу.
Портал Author.Today. Частный портал самиздата, публикующий произведения в жанре «Фантастика». Большая часть авторов — мужчины, которые пишут в этом жанре. Процент роялти — 85% при эксклюзивном размещении, или 70%, если публикуете где-то еще. Многие хотят публиковаться на этом портале, поэтому конкуренция огромная, и новичку пробиться сложно.
Портал «Литмаркет». Новый игрок на рынке, основан писателем-фантастом Дмитрием Русом и его коллегой Никитой Авериным. По мнению Данияра, проект находится на стадии роста — читателей пока немного, поэтому доход от продаж невысокий. Роялти автору — от 70 до 85%. Данияр пробовал разместить на портале свои бесплатные книги, но дальше этого не пошло.
Опубликовать произведение на портале самиздата может каждый — дебютант и мэтр художественного слова. Чтобы выложить книгу на портал, автору необходимо зарегистрироваться, заполнить контактную информацию и выложить книгу. Выкладывать произведение можно целиком или по главам. Например, вы написали первые главы и не знаете, понравится ли читателям произведение. Опубликуйте написанное, посмотрите на реакцию пользователей: если они подписываются на продолжение, отмечают книгу или добавляют в избранное — работу над произведением можно продолжить.
Когда книга написана, автор готовит к ней обложку — она должна привлекать внимание и образно передавать содержание. Хорошая обложка повышает интерес к книге. Для создания обложки новичок может использовать бесплатные сервисы типа Canva, Avatan, Vinci. Можно заказать обложку художнику: начинающие мастера берут от 1500 ₽ за дизайн обложки, услуги опытных художников стоят на порядок дороже. Данияру повезло, ему обложки рисует супруга — профессиональная художница.
Увеличить читаемость и гонорар помогает система рейтинга — книги с высоким рейтингом портал анонсирует на главной странице, и их чаще покупают. Рейтинг зависит от читателей: они отмечают понравившиеся произведения, комментируют их, добавляют в свою библиотеку. Чем больше активности вокруг книги, тем выше у нее рейтинг.
Писатель конкурирует не только с другими представителями отрасли, но и с телевидением, кино, видеоиграми. Когда человек выбирает досуг, он должен потратить время: подумать, определиться с темой, жанром. Если автор один раз написал слабую книгу — есть риск, что аудитория не вернется. Репутация автора — вещь хрупкая.
Работать с соцсетями. Нужно вести страницы в соцсетях, чтобы анонсировать произведения потенциальным читателям и поддерживать с ними связь. Если возникнут проблемы с площадкой, на которой автор публикуется и где он популярен, автор может лишиться аудитории. Паблик позволит сохранить костяк читательской аудитории и привести за собой на другую площадку.
Преимущество порталов — огромная, измеряемая сотнями тысяч, аудитория. Комьюнити литературных порталов насчитывают свыше 100 000 подписчиков. Они бесплатно помогают своим авторам: анонсируют новые книги или публикуют новость об окончании работы над книгой.
Подать заявку на баннерную рекламу. На портале «Литнет» автор с договором на эксклюзивную публикацию книги, может подать заявку на бесплатную рекламную кампанию от портала. Администрация гарантирует оговоренное количество переходов по рекламе. Например, каждая книга Данияра бесплатно получает 8000 переходов с баннеров, размещенных на портале. Сколько из этих переходов перерастет в платных читателей, зависит от книги. На других сайтах такого нет.
Следить за акциями портала. Порталы регулярно устраивают акции, которые помогают автору продвигать книгу. Например, «Литнет» проводит акцию: если автор рекламирует книгу через одно из партнерских агентств, портал добавляет к рекламному бюджету 50-70% собственных денег.
Первую книгу автор выкладывает на портале бесплатно. Если книга собрала 200 подписчиков — пользователей, которые подписались на аккаунт автора, нужно отправить запрос на рассмотрение платной подписки и заключить договор. После этого автор может самостоятельно менять и выставлять цену на произведения. Гонораров в чистом виде в самиздате нет. Основной доход складывается из платной подписки и последующих продаж готовой книги.
Рекомендуемая цена за подписку или на книгу — не выше 149 ₽, популярные книги можно оценивать до 199 ₽. К примеру, если 5000 человек купят платную подписку, автор получит не менее 500 000 ₽, в зависимости от цены.
Записать аудиокнигу. Книгу можно озвучить самому или заключить договор с аудиоиздателем. Запись продают через книжные онлайн-магазины. Часть прибыли забирает магазин, остальное делится между издателем и автором. В итоге до автора доходит 25-30% от стоимости аудиокниги.
Перевести на иностранные языки. Если произведение хорошо продается на портале самиздата, можно обратиться к литературному агенту, который специализируется на покупке прав и на переводах произведения на иностранные языки. Также агент продает права на аудиокниги и предлагает произведения локальным издательствам, например, в Корее, Чехии, Польше, Германии.
Пример
Даже если книгу написал неизвестный автор, но ее легко читать, она имеет хорошие отзывы, попадает в топы, автору не придется никого искать — к нему сами придут. К Данияру пришли: издательство «Манн, Иванов, Фербер» опубликовало повесть «Кирпичи 2.0», «Эксмо» — Level Up, европейское агентство Magic Dome переводит книги для Amazon.
Я ничего не делал, чтобы связаться с издательствами. Они мониторят рынок самиздата, отслеживают новинки. Если им что-то нравится, сами предлагают опубликоваться.
Либо бывает следующее: популярный писатель рекомендует своему агенту начинающего автора. Если агенту понравились произведения новичка, они подписывают договор. В свое время аналогичным образом несколько человек порекомендовали мои книги агенту, с которым сейчас сотрудничаю.