Конспект урока по литературе в 5-м классе «В поэтической мастерской» по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь»
Разделы: Литература
Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
Оборудование: раздаточный материал (опорные таблицы, схемы, карточки с индивидуальным и домашним заданием), метроном, фонограмма «Марша Черномора»М.И.Глинки из оперы «Руслан и Людмила»,компьютер, интерактивная доска, фотоиллюстрации с изображением пейзажей зимней природы.
Тип урока: изучение нового материала.
Конспект урока
1. Приветствие.
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).
2. Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.
— Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
— К какому жанру относится это произведение? (Марш)
— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
На дво-рах и до-мах
(Б-Б-У-Б-Б-У)
Снег ле-жит по-лот-ном
(Б-Б-У-Б-Б-У)
И от солн-ца блес-тит
(Б-Б-У-Б-Б-У)
Раз-но-цвет-ным ог-нем.
(Б-Б-У-Б-Б-У)
— Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.
Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).
— Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.
(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)
Самопроверка.
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
3. Понятие о рифме.
— Что же такое рифма?
— Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».
(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
(Заучивание определения по «самарскому варианту»: заучивание, самопроверка, работа в парах, воспроизведение заученного сильным учеником, средним и слабым).)
— Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?
— Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора.
— Каких замечательных поэтов вы знаете?
— Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.
(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).
4. Знакомство с видами рифмы.
— Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.
а) Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)
б) Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)
в) Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)
— Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?
(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).
— Как вы думаете, почему так названы рифмы?
(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).
— Итак, что такое стихотворная рифма?
— Какие виды рифмы вы узнали?
5. Самостоятельная работа.
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Рифма. Способы рифмовки
Конспект удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, организационный момент, изучение нового, понятие о рифме, физкультминутка, самостоятельная работа, игры, конкурсы, итог урока, домашняя работа на индивидуальных карточках.
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Рифма. Способы рифмовки
Цель: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам.
Задачи: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями.
І. Организационный этап
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Сегодня в классе у ребят
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
Прозвенел уже звонок,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку … («пять»)
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
— Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок, который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения работать.
— Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Запомни и назови?».
Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. ( Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
II. Изучение нового материала.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).
Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.
— Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
— К какому жанру относится это произведение? (Марш)
— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
Конспект урока по лиьературе на тему «Ритм и рифма» (5 класс)
Тема: Стихи и проза. Рифма и ритм
познакомить с понятиями «речь прозаическая», «речь стихотворная»,
«рифма», «ритм», «интонация», дать им определение;
научить отличать стихотворную речь от прозаической речи;
подбирать рифмы к словам, создавать собственные стихотворные
развивать детский интеллект, читательские пристрастия уч-ся;
развивать речь детей, умение рассуждать;
развивать навыки самостоятельной и коллективной работы
воспитание интереса к поэтическому творчеству, чувства уважения к
мнению других, осознавать ценность совместной деятельности
Тип урока : урок – творческая мастерская.
Оборудование: мультимедийная доска; мультимедийная презентация,
учебник «Литература» 5 класс В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.
Коровин. – М.: Просвещение, 2015, раздаточный материал;
«Волшебная шляпа», подготовленные листы для рефлексии.
Методические приемы: беседа, комментированное чтение, обучающие игры,
работа в парах, в группах, наблюдение над языковыми явлениями
Эпиграф к уроку: « Что может заменить поэзию? Без поэзии горы превратятся
просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а
солнце – в небесное тело, излучающее тепло… »
Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.
Слово учителя. Ребята, вначале занятия прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение?
Возьмите в руку карточку того цвета, которая соответствовала бы вашему настроению (Самооценка ребят). На партах разложены разноцветные полоски: Красные, желтые, синие, зеленые, черные.
Определяем эмоциональное настроение детей в данный момент.
О чем же говорит выбор ребят:
Красный цвет сигнализирует о повышенном возбуждении
Желтый – хорошее настроение
Зеленый – успокоенность, умиротворение
Синий – расслабленность, несобранность, усталость
Черный – сосредоточенность, тревожность.
Учитель делает вывод о настроении всего класса
Актуализация знаний. Постановка целей.
Добрый день, мои друзья!
Всех вас рада видеть я.
Поработаем на славу –
А сейчас все подтянитесь,
Всем соседям улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
Ребята, а вы заметили что-то необычное в моем приветствии?
Да, их было два. Говорила я об одном и том же, но по-разному. Как?
— Прозой и стихами, т.е. поэтической и прозаической речью.
Вот вы молодцы, вы сами назвали тему нашего урока – «Поэзия и проза».
Записываем в рабочие тетради число, классную работу и тему урока.
— С каким видом речи – прозой или поэзией – мы чаще сталкиваемся?
— Как чаще всего разговариваем с друзьями, родными? – ПРОЗОЙ..
— А какой вид речи сложнее, но в то же время красивее, образнее? – ПОЭЗИЯ.
— Что отличает поэзию от прозы?
1. Строение – стихи выстраиваются в строчки
2. Рифма – созвучие в окончаниях слов, расположенных в разных
Давайте немного поиграем и вспомним стихи, недавно выученные:
И днем, и ночью кот ……
Там чудеса, там леший ……,
Итак, мы убедились, что стихотворение звучит красиво именно благодаря созвучию окончаний стихотворных строк, т.е. – чему? РИФМЕ.
Работа с учебником. Стр. 114, читаем, записываем в тетрадь определение
Пальчиковая гимнастика Наши пальчики проснулись…
Вместе делаем зарядку…
И садимся за тетрадку!
Итак, мы немного отдохнули и теперь продолжаем работать..
— Как вы думаете, легко ли сочинять стихи?
— А теперь как вы думаете, легко ли писать стихи?
— Что для этого надо?
1. Талант образно выражать свои мысли и чувства
2. Хорошо знать свой родной язык, чтобы умело подбирать нужные слова…
— Вы заметили, что в поэтической речи много слов, которые мы в обыденной речи не употребляем? Например, у Пушкина – очи, персты, а у Жуковского – уста, чело … Что обозначают эти слова?
Молодцы… а теперь, зная, как строится стихотворение, попробуем поиграть в Рифмовку: (На экране двустишия)
Школьник любит получать
Нужно в новую тетрадь
Вот опять забыл дневник
V . Первичное закрепление с комментарием
А вот теперь мы слушаем, какие же стихи у вас получились…но помните, что вы должны их прочитать четко, разборчиво, выразительно и с правильным дыханием..
Молодцы. И хоть вы еще не настоящие поэты, а только учитесь, вижу, что у вас все получится!
Какие виды рифмы существуют? А какая рифма в ваших стихотворениях?
Запишите свой ответ на лепестках.
А сейчас посмотрите вот на это стихотворение:
Под большим шатром
И.С. Никитин (Иван Саввич)
Это стихотворение? Похоже? А рифма есть?
Рифмы нет, но и обмана нет. Это действительно стихотворение, но называется
БЕЛЫЙ СТИХ. В нем рифмы нет, но что-то его делает похожим на настоящее стихотворение.. Это РИТМ.
Работа с учебником. Стр. 115, читаем. Вместе «отстукиваем» ритм стихотворения…
VI . Самостоятельная работа, включение в систему знаний.
Творчество А. С. Пушкина
1. Кому посвящено стихотворение «Няне»?
а) Ольга Сергеевна в) Мария Алексеевна
б) Арина Родионовна г) Аглая Никитична
2. Как обращается к няне в стихотворении Пушкин?
а) голубка в) старушка
3. «У лукоморья…» – пролог к …
а) «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
б) поэме «Руслан и Людмила»
в) «Сказке о рыбаке и рыбке»
4. Какого сказочного персонажа НЕТ в прологе «У лукоморья»?
а) русалка б) гуси-лебеди в) Баба Яга г) волк
5. Какой эпитет должен находиться на месте пропуска в сочетании
«пленяют … царя» в прологе «У лукоморья»?
а) умного в) грозного
б) старого г) доброго
6. Соотнесите персонажи и эпитеты к ним из пролога «У лукоморья»
7. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – литературная сказка, потому что …
а) её написал конкретный автор – А. С. Пушкин.
б) написана в стихотворной форме.
в) в сказке есть вымышленные сказочные существа.
8. Какая часть сказки представлена в словах?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
а) зачин б) концовка в) развитие действия
9. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну?
а) зеркало б) стекло в) хрусталь
10. К кому обращается королевич Елисей: «Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокой, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя»?
а) ветер б) месяц в) солнце г) море
11. Сколько раз обращается королевич Елисей к силам природы во время поиска царевны?
12. Какой волшебный предмет принадлежит царице?
а) зеркальце в) блюдце с яблочком
б) клубок г) шапка-невидимка
Чего добивалась царица от зеркальца?
Какой по характеру была царица?
Какой по характеру была царевна?
Какие чувства испытал её жених, когда искал царевну?
Каков конец сказки?
Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном литературном языке.
А. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, И царица у окна села ждать его одна.
Б. Рано утром гость желанный, день и ночь так долго жданный, Издалече на конец воротился царь-отец.
VII . Домашнее задание.
Составить и записать в тетрадь стихотворение в рифмой
Мальчишки – книжки, учитель – правитель, совет – ответ, учиться – не лениться.
Мы сегодня славно потрудились. Как ваше настроение?
Вам понравился урок? А что больше всего понравилось?
Что новое вы сегодня узнали?
Что научились создавать?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1307447
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как написать конспект по литературе 5 класс рифма способы рифмовки
Рифма, способы рифмовки
Схема конспекта урока
Литература 5 класс
Характеристика класса Класс средний, обычный, в котором хотят и стараются слагать стихи многие дети, но литературными навыками стихосложения ещё не обладают
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, медиа-проектор, экран, электронный словарь рифм.
На уроке мы узнаем, что такое рифма, каковы способы рифмовки, и поучимся сами рифмовать стихи.
Совершенно верно. Мы попробуем сформировать представление о рифме в наших умах, развить творческие способности в наших душах, воспитать любовь к нашему району в наших сердцах.
Во время урока мы будем находить в тексте и подбирать рифмующиеся слова и сами постараемся сложить стихи.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
А.С.Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Обращение королевича Елисея к солнцу:
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся;
К красну солнцу наконец
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». – «Свет ты мой, –
Красно солнце отвечало, –
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил».
Своей – Елисей, скачет – плачет, он – мудрён, смеётся – отвернётся, наконец – молодец, ходишь – сводишь, весной – собой, в ответе – на свете, молодой – мой, отвечало – не видало, нет – сосед, встретил – заметил.
А.С.Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Обращение королевича Елисея к месяцу:
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Ты встаёшь во тьме глубокой,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». – «Братец мой, –
Отвечает месяц ясный, –
Не видал я девы красной.
Только в очередь мою
Без меня царевна, видно,
Пробежала». – «Как обидно!» –
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей – своей, показался – погнался, дружок – рожок, глубокой – светлоокой, любя – тебя, в ответе – на свете, молодой – мой, ясный – красной, стою – мою, видно – обидно, отвечал – продолжал, может – поможет, ступай – прощай.
А.С.Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Обращение королевича Елисея к ветру:
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её». – «Постой, –
Отвечает ветер буйный, –
Там за речкой тихоструйной
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Не унывая – взывая, могуч – туч, море на просторе, никого – одного, в ответе – на свете, молодой – постой, буйный – тихоструйной, гора – нора, печальной – хрустальный, столбов – следов, места – невеста.
Очень хорошо. Найдите в прослушанных строках слова, в которых одинаково звучат окончания и придают поэтической речи складность, стройность, музыкальность.
Совершенно правильно. Именно эти слова придают поэтической речи складность и музыкальность. Послушаем обращение королевича Елисея к месяцу.
Прекрасно. Давайте и в этом отрывке найдём слова с созвучными окончаниями.
Чудесно. Именно эти слова придают речи поэтичность.
Послушаем обращение королевича Елисея к ветру.
Давайте и в этом отрывке найдём созвучные слова.
Литература. 5 кл. под редакцией В.Я. Коровиной с.104-105
Литература. 5 кл. под редакцией В.Я. Коровиной с.105
Литература. 5 кл. под редакцией В.Я. Коровиной с.106
3. Изучение нового учебного материала
Все слова с созвучными окончаниями, которые мы нашли, называются рифма.
При перекрёстной рифме рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки. Нечётная строка с нечётной – чётная с чётной.
При опоясывающей рифме рифмуются первая и четвёртая строки, вторая и третья.
При парной рифме рифмуются рядом расположенные строки: первая и вторая, третья и четвёртая.
Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».
Рифмующие строки могут располагаться в стихе по-разному.
Наиболее часто поэты применяют перекрестную рифму. Давайте её посмотрим:
«Буйные февральские метели
Окружили край со всех сторон.
Мимо гор алтайских пролетели
Прямо в Благовещенский район».
Скажите, как рифмуются строки при перекрёстной рифме?
Очень хорошо. Давайте посмотрим пример опоясывающей рифмы:
«Меж сугробов домики застыли,
И на тесных улочках темно.
Славное село Яготино
Замерло на краешке России».
Каким образом рифмуются строки при опоясывающей рифме?
И посмотрим парную рифму, примеры которой мы уже видели сегодня в сказке А.С.Пушкина:
«У моей родной сестрёнки Тани
Вечерами после жаркой бани,
Так как день рожденья в феврале,
Самовар дежурный на столе».
Скажите, как рифмуются строки при парной рифме?
Стихи для изучения нового материала – проекция на экран и чтение вслух.
С.Жук «Алтайские метели» Свидетельство о публикации № 11102261672
4. Закрепление учебного материала
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой…
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил…
Мы научились находить в тексте рифмы и познакомились со способами рифмовки.
Бахрома, кайма, кутерьма, тьма, ума, холма, дома, терема, пряма, письма, сама, весьма, задарма, Фома, Кузьма.
Акварель, канитель, карусель, ель, колыбель, портфель, постель, свиристель, спаниель, трель, цель, земель, недель, досель.
Дорога школьная пряма,
И не тяжёл портфель.
Стоит холодная зима.
Вокруг метёт метель.
Пришла весёлая зима.
Стоят дома, как терема.
Утихла буйная метель.
Поёт с рябины свиристель.
Узнали, что такое рифма, способы рифмовки. Научились отыскивать рифмы в тексте, сами их подбирать и сочинять стихи.
Давайте в прологе к «Руслану и Людмиле» найдём различные виды рифмовки.
Сначала перекрёстную рифму.
Чудесно. Теперь отыщем парную рифму.
И в самом конце пролога найдём пример опоясывающей рифмы.
Прекрасно. Чему мы сегодня уже научились на уроке?
Совершенно верно. Сегодня мы научились отыскивать в поэтическом тексте рифмы. Но чтобы нам самим начать писать стихи, сначала надо поучиться самим подбирать рифмы к словам. Великие поэты Владимир Маяковский и Осип Мандельштам всегда начинали свои творения с поиска звучных рифм.
Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к слову «зима». И помогут нам в этом словари.
Очень хорошо. А сейчас подберём рифмы к слову «метель».
Прекрасно. Слушать стихи большое удовольствие, а писать великое счастье.
Давайте попробуем сами сложить стихи на рифмы, которые мы с вами нашли.
Сначала попробуем написать четверостишие перекрёстной рифмой. В поэзии она считается самой лёгкой и распространённой.
Чудесно. Теперь напишем стихотворение, применив парную рифму. Ту самую, которой великий поэт писал сказки.
Прекрасно. И наконец, самая трудная и сложная – опоясывающая рифма. Ею пишут стихотворения настоящие поэты.
О чём мы узнали и чему научились на уроке?
Литература. 5 кл. под редакцией В.Я. Коровиной с.
Словарь рифм Генриха Ужегова
5. Задание на дом
Тема домашнего задания такая, потому что сейчас зима и темнеет рано. И вдохновение обычно приходит в вечернее время.
Мальчикам про месяц, а девочкам про луну, потому что месяц острый, ершистый, а луна нежная, круглая.
Почему мы выбрали именно такое домашнее задание?
Творческих успехов!
Никогда не улыбайтесь фоторепортерам. Как только ваша фирма потерпит убытки, вы увидите свою улыбку на финансовой полосе. Алан Шугар
ещё >>
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать конспект по литературе 5 класс рифма способы рифмовки, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать конспект по литературе 5 класс рифма способы рифмовки", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.