Краткая биография Лермонтова для детей 6 класса
15 октября 1814 года в семье прапорщика Юрия Петровича Лермонтова и его 17-супруги Марии Михайловны (урождённой Арсеньевой) родился будущий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Семейные предания гласили, что предки Юрия Петровича вели свой род от средневекового шотландского барда Томаса Рифмача.
Мария Михайловна умерла от чахотки, когда сыну было 3 года. Её образ остался в памяти Лермонтова. Им навеяно знаменитое стихотворение «Ангел».
Воспитание внука взяла на себя бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева. Лермонтов рос в её пензенском имении Тарханы, где было устроено всё возможное, чтобы развлечь болезненного осиротевшего ребёнка. Будущий поэт много рисовал, читал, занимался музыкой, получил превосходное домашнее образование.
Поездка на Кавказ летом 1824 года, предпринятая бабушкой для поправки здоровья внука, стала одним из самых ярких впечатлений его детства. Горы пробудили в душе ребёнка поэтическое чувство.
Через 4 года Лермонтов переехал в Москву, став воспитанником Благородного пансиона при Московском государственном университете. В 1830 году поэт продолжил обучение на отделении словесности Московского университета.
Доучиться Лермонтову не удалось. В 1832 году он перебрался в Санкт-Петербург. Бабушка думала о серьёзном будущем для внука и настояла на его зачислении в школу гвардейских подпрапорщиков и армейских юнкеров. В казармах юный поэт чувствовал себя чужим, они стали для него суровой школой жизни.
С 1834 по 1841 год Лермонтов состоял на военной службе, был русским офицером.
В 1834 году Лермонтов выпустился из школы корнетом лейб-гвардии гусарского полка. Начался «петербургский период» его творчества. В это время были написаны поэмы «Боярин Орша», наброски поэмы «Вадим» и романа «Княгиня Лиговская».
В 1837 году погиб на дуэли Александр Сергеевич Пушкин. Лермонтов мгновенно отреагировал на это трагическое событие стихотворением «Смерть поэта». За несколько дней имя Лермонтова стало известно всей России.
Император был возмущён обвинениями в свой адрес и наказал молодого поэта высылкой на Кавказ. В эти годы Лермонтов создал поэмы «Мцыри», «Демон», написал первые главы романа «Герой нашего времени».
Поэт чувствовал себя чужим в окружении светского общества. Он было скучно среди светских условностей, раздражала ложь, царящая в человеческих отношениях. Он жестоко высмеял пороки общества в драме «Маскарад». Тоска поэта по настоящей любви и глубокой дружбе выразилась в стихотворениях «Дума», «И скучно, и грустно, и некому руку подать….», «Завещание».
Поэт не мог простить французу Дантесу гибели Пушкина. В 1840 году на балу у графини Лаваль Лермонтов публично оскорбил сына французского посла де Баранта, был вызван на дуэль и заслужил очередную ссылку.
Через год 27 июля 1841 в Пятигорске года его жизнь трагически оборвалась. Лермонтов погиб на дуэли от руки бывшего приятеля Николая Мартынова в возрасте 26 лет.
Конспект урока литературы в 6 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта-изгнанника. Любовь к Родине»
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта-изнанника. Любовь к Родине.
Цель: расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учётом его смысла и чувств; развивать творческие способности учащихся; воспитывать умение наслаждаться поэзией,.
Оборудование: «Автопортрет в бурке»; изображение русского гусара времён Бородинского сражения; листы бумаги формата А4, карандаши для этапа «Творческая лаборатория».
Тип урока: комбинированный.
Теория литературы: особенности интонации, приём сравнения.
I. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
(На доске – изображение русского гусара времён Бородинского сражения)
— Кто изображён на данном рисунке?
— С чем ассоциируется у вас это изображение?
— В каком знаменитом сражении принимал участие этот род войск?
— Кто описал это сражение словами: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы…»?
— Что вам уже известно об этом поэте?
II . Постановка цели и задач урока.
(Учащиеся определяют тему урока и задачи)
III. Работа над темой урока
— М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г в дворянской семье ( родоначальник рода Лермонтовых, ротмистр Георг Лермонт, был шотландец, в 1613 году першёл на русскую службу). Мальчик рано потерял мать, воспитывала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, очень властная твёрдая и умная женщина, что отразилось на формировании личности будущего поэта. Ранние детские годы прошли в имении Тарханы Пензенской губернии. Поэт получил превосходное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языками, рано научился рисовать и овладел музыкальными инструментами (известны картины М.Ю. Лермонтова «Автопортрет в бурке», «Морской вид с парусной лодкой», «Воспоминание о Кавказе», «Сцена из кавказской жизни» и многие другие, известно также, что писатель прекрасно играл на скрипке).
2. Работа с учебником.
3. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта – изгнанника.
Прослушивание актёрского чтения стихотворения в записи.
Перед прослушиванием учитель просит учеников закрыть глаза и представить картину, которую описывает поэт.
— Над чем они пролетали? Где?
4. Анализ стихотворения.
— С какой интонацией надо читать это стихотворение? Почему?
— Где стоит сделать паузы? Почему?
— В прошлом году мы с вами ознакомились с таким художественным средством, как сравнение.
— Вспомните, что это такое?
Запись в словарь литературоведческих терминов.
Сравнение – это образное выражение, в котором одно понятие или явление проясняется путём сопоставления его с другим явлением. При этом используются слова как бы, точно, словно, подобно, будто, как будто.
— Как вы думаете, может ли сравнение быть не в одной фразе, а содержаться во всём стихотворении?
— Такой приём называют развёрнутым сравнением.
— Давайте это стихотворение прочитаем ещё раз и подумаем: что с чем в нём сравнивают.
6. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Ученики после чтения отвечают на поставленный вопрос.
7. Продолжение анализа произведения.
— Найдите в этом стихотворении прямое сравнение? Что с чем сравнивают? («Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники, с милого севера в сторону южную»)
— В каких строках сравнение продолжается? Почему вы так думаете? (Во второй строфе говорится о человеческих чувствах; в третьей присутствует рассуждение об отсутствии родины у тучек).
— Есть ли родина у лирического героя стихотворения? Почему вы так думаете? ( Он ощущает себя изгнанником, а это означает, что есть родное место, откуда его выгнали, кто-то гонит).
— Где она в его понимании может быть?
Вывод : в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» использован приём развёрнутого сравнения.
— Докажите словами из текста, что герой переживает.
— Каким настроением наполнено это стихотворение?
8. «Творческая лаборатория»
— Вы сегодня пытались попасть в «картину» стихотворения Лермонтова, представить то, что он изобразил, почувствовать его атмосферу. Попробуйте, проникнувшись духом стихотворения Лермонтова, создать своё произведение: рисунок или маленькое сочинение-описание (что кому ближе).
Передайте словесно или при помощи цвета, какие тучки представлял себе поэт.
— Какие чувства вызвало у вас стихотворение М.Ю. Лермонтова « Тучи»?
— Какие чувства к поэту вы испытали?
— Получилось ли у вас передать эти чувства в ваших произведениях?
1. Подготовить устный рассказ о М.Ю.Лермонтове.
Конспект урока «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова». Презентация к уроку
Разделы: Литература
Эпиграф:
«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют«сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»
Цели урока:
Оборудование урока:
Ход урока
М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. Принадлежало оно бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла.
Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления
в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.
Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
В 1832 году из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорамиЛермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург.
где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.
Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.
1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».
1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.
Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.
Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург.
В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.
13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.
И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.
Периоды творчества М.Ю.Лермонтова
4. Основные положения лекции:
Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова — это:
Запись в тетрадь:
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
1) Сообщение на тему «Молитва как жанр религиозной литературы». В нем должно быть объяснено каноническое построение молитвы, указаны святые, к которым верующие обращаются с молитвами, прокомментирован ритуальный смысл молитв.
2) Рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
3) Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.
Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: М. Ю. Лермонтов
Конспект урока будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, вступление, слово учителя, формулировка целей и задач урока, актуализация опорных знаний, работа по теме, словарная работа, изучение нового, физкультминутка, закрепление, вопросы, итог, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: М. Ю. Лермонтов
Цель урока: вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Задачи урока: вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Сегодня в классе у ребят
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Легко ли быть человеку одному? Что он испытывает, когда рядом нет близких людей, их поддержки, понимания? Попробуем в этом разобраться.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Формулировка целей и задач урока
Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству М. Ю. Лермонтова, стихотворения которого вы знаете с детства. Вы уже знакомы с биографией и творчеством этого замечательного поэта из курса литературного чтения начальной школы и 5 класса.
Сегодня предлагаю вам продолжить разговор о поэте и его творчестве, рассмотреть мотив одиночества и изгнания в стихотворении «Тучи».
Правильно, мы должны повторить известные факты биографии поэта, дополнить их новыми сведениями, познакомиться со стихотворениями М.Ю. Лермонтова, проанализировать их с учетом полученных знаний и работать над техникой выразительного чтения стихотворений.
Записать тему в тетрадь
Актуализация прежних знаний
III. Изучение нового материала
В ранние детские годы Лермонтов с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой жили то в Тарханах, то в Пензе. Для поправки слабого здоровья мальчика Елизавета Алексеевна дважды, в 1820 и 1825 годах, возила его на Кавказские Минеральные Воды.
Первоначальное образование и воспитание, как и большинство дворянских детей, будущий поэт получил дома.
Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей (гувернёра-француза, бонну-немку, позже — англичанина), проходивших с Лермонтовым курсы греческого, французского и немецкого языков.
Серьёзные занятия начались в Москве, куда Елизавета Алексеевна и её внук переехали в 1827 году. Надо было готовиться к продолжению образования. Учителем к Лермонтову был приглашён опытный педагог А. 3. Зиновьев. Под его руководством мальчик изучал русскую грамматику, географию, астрономию, историю, математику, то есть основные науки.
В курс образования входили также рисование (учитель Александр Степанович Солоницкий), лепка и др. Достаточное время было отведено для сочинений. Вся программа соответствовала пансионской, требуемой для поступления в Благородный пансион 1 при Московском университете, куда решено было отдать Лермонтова для дальнейшего обучения.
1 Пансио́н (от фр. pension) — учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся. Лермонтов был зачислен полупансионером: он мог жить дома.
В 14 лет будущий поэт, отличавшийся хорошим прилежанием, отменно знал русскую словесность. Стихи Ломоносова, Державина, Дмитриева, Озерова, Батюшкова, Крылова, Жуковского, Козлова и Пушкина были ему знакомы. Тогда же он начал и сочинять. Домашнее воспитание и образование закончилось к сентябрю 1828 года, и 1 сентября 1828 года Лермонтов был принят полупансионером в Московский университетский Благородный пансион в четвёртый класс, который успешно закончил (в награду ему подарили книгу и картину). Зимой Лермонтов, сдав экзамены, был зачислен в пятый класс пансиона. Его наставниками стали, помимо А. 3. Зиновьева, поэт и критик А. Ф. Мерзляков (он давал уроки Лермонтову на дому), поэт и переводчик С. Е. Раич, организовавший литературный кружок, который посещал и Лермонтов. Впоследствии Раич с гордостью писал о двух своих гениальных учениках — Тютчеве и Лермонтове.
Среда университетского Благородного пансиона располагала к литературным занятиям. Лермонтов был знаком с различными журналами и сам много писал. К этому времени им уже созданы две редакции «Демона», написана поэма «Джюлио». 16 апреля Лермонтову было выдано свидетельство об окончании Благородного пансиона, где он обучался «разным языкам, искусствам», «нравственным, математическим и словесным наукам, с отличным прилежанием, с похвальным поведением и с весьма хорошими успехами».
После летнего отдыха в Середникове (под Москвой) и паломничества в Троице-Сергиеву лавру вместе с бабушкой и кузинами (здесь написано одно из самых совершенных стихотворений юного поэта — «Нищий») Лермонтов подал прошение о приёме в Московский университет.
В следующем году начались занятия в Университете. Поэтическое творчество одарённого юноши продолжалось с неиссякаемой силой. Стихи как будто сами лились из его души.
В 1831 году Лермонтов потерял отца, которого горячо любил. Семейная драма — разрыв между отцом и матерью, разлука с отцом и привязанность к бабушке — всё это стало предметом глубоких и напряжённых размышлений.
В Университете не всё шло столь гладко, как в пансионе. Но Лермонтов по-прежнему усердно занимался. До нас дошли свидетельства о его успешных занятиях по немецкому и английскому языкам, английской и русской словесности. Однако университетские лекции в целом не удовлетворяли жаждущего знаний юношу. Весной 1832 года Лермонтов запросил бумаги о рождении и крещении, а в июне, сославшись на «домашние обстоятельства», просил выдать ему свидетельство об обучении в Московском университете для перевода в Императорский Санкт-Петербургский университет. Но там ему отказали зачесть курсы, прослушанные в Московском университете, и он избрал военное поприще, поступив в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В ней началась новая — петербургская — пора его жизни.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение воспринимается как «воззвание к революции»; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень много работ посвящено Кавказу, Пятигорску, посмотрите на репродукцию картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают, считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко, метко, за что и поплатился.
1. Работа с эпиграфом (слайд 20)
Д.С.Мережковский сказал: «Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием». Как вы понимаете эти слова? Почему Мережковский сравнивает двух писателей? (ответы детей)
Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе (слайд 22). 28 января 1837 года по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ране смертельно. На другой день Пушкина не стало. И в эти дни распространилось по всей столице стихотворение без подписи «Смерть поэта». Кто был автором этих строк? (М. Лермонтов)
2. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Это стихотворение написал М. Ю. Лермонтов, преемник А. С. Пушкина, поэт с такой же трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящий у трона всесильного монарха, принимающего несправедливые решения, наказывая своих подданных, не имеющих права его ослушаться. За это стихотворение поэта был вынужден расстаться с «милым севером», с теми краями России, где он провёл юность, которые были для него родиной. Он покидал не столицу Российской империи, а город, где ещё недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого были видны и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ним.
Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный внимание к себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение! « …Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанные строки. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочёл его».
Мы познакомились с историей написания этого стихотворения и вы уже поняли, что тема урока, связана именно с ним.
Сформулируйте тему урока и запишите. (Тема одиночество в стихотворении «Тучи»)
1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?
2. Кто из писателей интересовал юного М. Ю. Лермонтова?
3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?
V. Подведение итогов урока.
— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
— Выполнили эти задачи?
-О ком мы сегодня с вами говорили?
Выводы учителя и детей: В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.