Как написать рецензию – план, примеры, клише
Что такое рецензия, кто такой рецензент, как написать и оформить рецензию. Обо всем расскажем в нашей статье. Покажем, какие бывают планы рецензий и примеры написания. Поделимся языковыми клише.
Рецензия — это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.
Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
В статье мы расскажем о видах рецензий, правилах их оформления, об основных ошибках при составлении текстов и как их избежать.
Виды рецензий
Классификация | Название | Особенности |
---|---|---|
По объему текста | Гранд-рецензии | Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц |
Мини-рецензии | Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4 | |
По рецензенту | Читательские | Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов |
Экспертные | Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями | |
Заказные | Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару | |
По количественному критерию | Моно-рецензии | Пишутся на одно новое произведение автора |
Поли-рецензии | Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме |
Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.
Нужна помощь в написании работы?
Типовой план рецензии
Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.
Примеры планов рецензий на разные типы работы
Речевые шаблоны и клише
При написании рецензий можно использовать языковые клише – часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.
Что включает процесс рецензирования
Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.
Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.
Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.
Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.
Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.
Оформление рецензии
При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32-2001.
Общие требования к оформлению
Пример оформленной рецензии
Пример оформления рецензии
ТОП-5 ошибок в рецензировании
Ошибки | Советы |
Развернутый пересказ | Нужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали. |
Разговорный стиль, жаргонные выражения | Текст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический |
Оскорбительные высказывания, грубая критика | Рецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно |
Отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность | Текст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами |
Орфографические, пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие знаний у рецензента | Перед началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст |
Примеры рецензий
Заключение
Рецензия – это отзыв о работе.
Самое главное в рецензии — не пересказ работы, а собственные впечатления, аргументированные факты за или против мнения автора.
Важно не забыть упомянуть об актуальности работы и практическом применении, если речь идет о научном труде.
Рецензия всегда пишется на новое произведение. Если это научная работа, то стоит придерживаться общепринятого шаблона, а если художественная литература, фильм или музыкальное произведение — стиль и подача могут быть в более свободной форме.
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 6
Как писать обзоры правильно: осваиваем нестандартное направление
Перед тем как писать обзоры нужно понять, что это за тексты, какие функции они выполняют и для чего вообще нужны? Постараюсь максимально близко подвести вас к сути написания текстов этого направления.
Что такое обзор?
Это краткое изложение большого текста. Например, чтобы привлечь внимание пользователей к выходу какого-либо продукта пишутся рецензии. Человек, прочитав чем полезна для него выставка, описанная в рецензии, будет понимать нужно ли ему посещать ее. Это пример.
В случае с обзором, читатель поймет, как воспользоваться информацией, например, написанной на 50 странице журнала, и стоит ли ему покупать это издание? В общем – это краткое описание большого письменного материала.
Допустим, абитуриент поступает в Академию и приносит свою дипломную работу. Профессор, чтобы не читать ее полностью, просит написать краткий обзор, чтобы понять, нужно ли ему открывать папку и вчитываться?
Это «корявый» пример о том, как писать обзоры и вообще для чего они нужны? На самом деле профессиональные описания встречаются в различных направлениях и от правильности их составления зависит многое.
Важный и, я не побоюсь этого выражения основной критерий – логическая оценка общей темы статьи. Она должна конкретизироваться и поддерживаться аргументами, побуждающими к доскональному изучению.
Где используются обзоры?
Как тексты этой направленности используются? Это, наверное, более конкретный вопрос. Наряду с рецензиями, писать обзоры нужно в различных ситуациях. Это и краткое описание вашего блога, какой-то статьи на сайте.
Мы живем в эпоху зависимости читателя от печатной и визуальной информации. Прежде чем выбрать что-то, потребитель перечитывает массу информации и думает, как выбрать подходящий товар?
Например, вам нужен ноутбук. Но чтобы определить хорошую модель, недостаточно только знать, что сделан экземпляр из прочного пластика и внутри используются современные модули от известных компаний.
Хорошее описание ноутбука можно растянуть не на одну печатную страницу, а как заставить читателя изучить все досконально? Конечно, нужно писать обзор описания ноутбука, в котором будет вся информация нужная ему.
Как и рецензии я причисляю обзоры к продающим текстам. Они отлично продаются и хорошо оплачиваются. Только писать на продажу их нельзя. Только по заказу клиента и строго о том, что нужно заказчику.
Как писать обзоры правильно?
Есть несколько тонкостей в написании обзоров. Помните, что в тексте преподносится не ваше мнение. Необходимо досконально изучить продвигаемый продукт и на его основе писать обзоры. Как это сделать? Вот несколько моих наработок:
После прочтения исходного документа нужно проанализировать полученную информацию. Подумайте – узнали ли вы что-то новое? Не противоречит ли информация той, которую вы знали раньше? Как данные могут восприниматься человеком? Есть ли явные недостоверные данные, по которым понятно, что они выходят за рамки правил?
В общем, вам нужно четко понять, о чем статья, чтобы писать по ней обзор и понять, как правильно это сделать. Если с первого раза вы не поняли – перечитывайте текст еще раз. Выпишите ключевые моменты, к которым причисляются следующие типы:
Правильно определяем структуру обзора
Если вы все определили для себя и наметили четкую линию, нужно подумать, как поступать дальше? В техническом плане нужно придумать хороший заголовок обзора. В этом плане можно выбрать два типа:
Тип определяется по тому, как и в каком ключе написана статья? Говорит ли она четко о том, что человек сможет получить в конкретном случае, спрашивает читателя о проблеме и о том, хочет ли он решить ее или описывает продвигаемый продукт.
Далее идет вступление и здесь тоже нужно подумать, как правильно написать его? В обзоре во вступлении часто оставляют ссылки на основной материал. Для тех кому не терпится получить информацию.
Вступление пишется в любых ключах. это может быть и утверждение информации как актуальной, описание ваших впечатлений о продукте и другое, что может зацепить читателя. Все от третьего лица, никаких я. Введение составляет максимум 20% обзора, и вы должны уложиться в эти цифры.
В теле статьи нужно писать основные мысли предварительно суммировав их. Как это сделать если продвигаемый текст небольшой? Выделите в обзор основные мысли, подкрепив их фактами исследования или доказательствами актуальности информации.
Хотя писать обзоры рекомендуется с использованием цитат из основного документа, старайтесь реже использовать такие выделения. Максимум два раза – только самых основных момента. Если в продукте много важных моментов, можно выделить один самый весомый, не забыв упомянуть как доказательство отзывы покупателей или факты производителей.
Важны в написании обзоров цитаты из других источников. Если таковые есть, поинтересуйтесь у заказчика и спросите, как вы можете использовать их? Никогда не пишите, что продукт понравился именно вам. Только доводы со сторонних источников.
Интеллектуальное завершение
В конце пишите обзор основных параметров суммируя все положительные стороны, описанные в статье, а также подтвердите еще раз ценность информации фактами из других источников. То есть сделайте уклон на то, как пригодится вам информация или продвигаемый продукт? Какие знания почерпнет пользователь? И не забывайте, что завершение составляет не более 10% от обзора.
В конце, хочу немного дополнить от себя. Писать обзоры начал где-то после двух лет работы в копирайтинге. Сегодня этим не занимаюсь, но четко помню, что такие тексты приносили неплохой доход, если найти клиентов.
Но вот до сих пор я не понимаю разницы в рецензии и в обзоре. Как разделяются эти два типа статей? Буду рад если кто в комментариях дополнит мои знания.
10 из 10: как правильно писать обзорные статьи
Мне немного надоели подборки и сравнительные статьи. Они всюду и при этом не всегда хороши, полезный и качественный материал приходится искать так же усердно. С ревью конкретных продуктов все получше, но все равно иногда натыкаешься на что-то странное. Поэтому сегодня я расскажу, как правильно писать хорошие обзоры и быть молодцом. Пройдемся и по основам, и по примерам, и по всяким полезным советам.
Терминология
Прежде, чем пуститься во все тяжкие, определимся с самим понятием. Обзор – это описание свойств какого-то продукта, его плюсов, минусов, способов применения и прочей скучной фигни. Это простой по форме и содержанию контент, который всегда пользуется спросом. Всегда приятно, когда заботливые авторы избавляют читателя от многочасового изучения отзывов, сравнения характеристик и других не особо интересных занятий.
Такие статьи делятся на два типа:
Они сильно различаются и по назначению, и по уровню вовлеченности читателя, и по подходу к написанию. Сперва разберемся со сравнительными материалами. В пример возьмем статью про автомобили.
Как написать обзорную статью со сравнением нескольких товаров-конкурентов
Выбираем категорию
Сначала нужно определиться, о чем мы будем писать. Чтобы сравнение было полезным и корректным, нужно, чтобы все «бойцы» были из одной весовой категории. Если пишете про ноутбуки, уточните, про игровые или про офисные. Если про пальто – определитесь, осенние или зимние. В случае с машинами все проще: индустрия давно поделила все авто на классы и ценовые сегменты. Например, можно написать обзорную статью про субкомпактные кроссоверы.
Думаем, что и как сравнивать
Теперь нужно определиться, с интересующими нас параметрами. Главное здесь – избежать ловушки под названием «распишу все супер подробно». Во-первых, ваш потенциальный читатель почти наверняка не хочет продираться через простыню текста. В случае со статьей про автомобили ему нужно узнать, чем условный «Ниссан» лучше или хуже условной KIA. Поэтому вам нужно выделить критерии сравнения и вынести их в отдельную табличку или картинку. Если вы не автожурналист и на каждое авто у вас отведено по абзацу, то с этим можно сильно не заморачиваться.
Хорошие, полезные и подробные описания каждой модели нужны, но важно понимать, что первую скрипку в таких материалах играют понятные и простые по форме сравнения, «плюсы/минусы» и визуальный контент. Вот так выглядит третья статья в выдаче по запросу «лучшие субкомпактные кроссоверы».
На каждую машину отводится один небольшой абзац описания, табличка с ценами и блок плюсов и минусов. В этом случае такая структура и бедность описательной части оправдана логикой читателя. Она выглядит примерно так:
В последнем пункте и заключается магия. Никто не ожидает от сравнительной статьи детального анализа каждой машины с тестами, видео и замерами тормозного пути. Для этого есть сольные номера – отдельные большие ревью. А задача материала-сравнения – показать читателю, куда копать. И это можно использовать. Например, разместить в каждом описании модели ссылку на подробный и объемный тест-драйв.
Такой подход легко переносится на любую тематику. Пример: статья на Ho-Tech@mail.ru про лучшие смартфоны до 10 000 рублей
Три-четыре абзаца и пара картинок. А в конце ссылки на подробные статьи по каждому телефону, магазин, отзывы и все остальное.
Исключение составляют только суперавторитетные профильные издания. Они стараются описать все, что можно даже в статьях с обзором-сравнением. Но даже в их случае отдельный материал про конкретную модель авто или телефона всегда будет подробнее, полнее и полезнее.
Выделяем главное
Это важно – раз уж читателя больше всего интересует разница между моделями, нужно облегчить ему задачу. Для этого подойдет табличка или простенькая инфографика, визуальный контент всегда воспринимается лучше. Если нужно обойтись только текстом, структурируйте его на абзацы и выделяйте ключевые параметры в подзаголовки или жирным шрифтом. Например:
Двигатель. У «Ниссана» он всего один. Это четырехцилиндровый бензиновый атмосферник объемом 1,6 литра и мощностью 117 л.с.
Остальное описание тоже стоит структурировать по принципу «от важного к второстепенному». Лирических отступлений лучше избегать, они никому не нужны. Сначала перечислите ключевые свойства продукта, а потом расскажите, как они помогут потребителю. Если делаете обзор приложения для смартфона, опишите самый полезный сценарий его использования. Если рассказываете о зимних ботинках, укажите, из чего они сделаны, насколько хорошо греют и как долго протянут.
Как правильно писать обзор на конкретный продукт
Здесь ситуация диаметрально противоположная – нужно охватить максимум информации и при этом сделать ее полезной для читателя. Перечисление характеристик и параметров продукта ничего не скажет неподготовленному человеку, а неподготовленные люди будут читать вашу статью. Поэтому нужно позаботиться о привязке абстрактных параметров к конкретным ситуациям, с которыми столкнется читатель.
Например, мы делаем обзор офисного ноутбука. Нам нужно не просто перечислить объем оперативной памяти, частоту процессора и все остальное, а рассказать о том, как этот компьютер работает. К примеру, напишем, что наш ноут спокойно выдерживает 25 открытых вкладок в браузере и запущенный фотошоп. То же самое и в остальных тематиках, все нужно привязывать к реальному опыту и ситуациям.
Теперь пройдемся по всему остальному и разберемся, как написать хорошую обзорную статью.
Выделить главное
Можно сначала написать о плюсах, а потом о минусах. Можно рассмотреть каждое свойство в отдельности. Но в любом случае нужно четко структурировать текст и выделять ключевые моменты. Пример такой статьи с четкой структурой – ревью камеры GoPro на сайте «Мвидео»:
Красиво оформить
Мы уже говорили о том, что визуальный контент воспринимается лучше. Если есть возможность, добавьте в статью инфографику о продукте или вынесите преимущества в отдельный графически оформленный блок. Еще лучше – разместить видео. Если ни того, ни другого сделать не получится, позаботьтесь о контрастности текста, чтобы избежать проблем из примера со статьей-обзором телевизора.
Почему такой формат нужен
Их просто писать
Это очень простой в производстве контент, особенно если вы пишете о каких-нибудь приложениях или онлайн-сервисах. В этом случае вам даже из за компьютера вставать не нужно. С материальными вещами все немного сложнее, но ненамного. Ваша задача описать возможности продукта так, чтобы это было полезно. В этом помогут ваши собственные впечатления, тесты и все остальное.
Их просто оптимизировать
Ключевых слов вида «лучшие Х 2016 года» и «обзор Х» просто огромное количество, так что оптимизировать качественную статью не составит труда. Если ваш контент попадает в топ выдачи, вы получаете трафик. А с трафиком можно сделать очень много всего.
Резюмируем
Написать обзорную статью даже проще, чем кажется. Всего-то нужно выбрать, о чем стоит рассказать, как это подать и грамотно структурировать информацию. Но не стоит слишком увлекаться подробными описаниями всего, если пишете сравнительную статью, она нужна не для этого. Ее задача – показать отличия конкретных продуктов друг от друга. А если делаете ревью конкретного продукта, то стоит наоборот, собрать максимум информации и выложить все как на духу. Главное, чтобы все было полезно и понятно.
– Создание контента.
– Адаптация уже имеющихся на сайте материалов.
– Проверка информации на актуальность.
11 простых правил написания научных обзоров
Обзорная статья — это верхушка айсберга накопленных знаний.
Автор
Редакторы
Написание научных обзоров — отдельная ветвь писательского мастерства, требующая от автора не только глубокого проникновения в научную проблему, но и способности быстро искать и анализировать информацию, проводить критическое обобщение материала из разных источников с учетом их важности и новизны, а также излагать сложные и объемные темы сравнительно простым языком. Удачные обзоры ждет перерождение в виде книг и учебников, а слабые или просто плохо написанные работы никто не прочтет и не процитирует. Приведем несколько правил, которые помогут вашему произведению найти своего читателя.
В какой бы отрасли науки вы не работали, рано или поздно вам придется столкнуться с написанием обзора научной литературы. Потребность в этой работе объясняется постоянно растущим количеством новых научных разработок и исследований. Учитывая скорость и объемы появления новых данных, ученые просто физически не могут изучить каждую новую статью по своей и смежным областям. Поэтому редакции научных журналов регулярно предлагают ведущим ученым «скомпилировать» последние научные достижения в своей области в виде обзора. И, несмотря на то, что признание обычно приносят экспериментальные публикации, обзоры литературы являются своеобразным знаком престижа, и поэтому большинство ученых относится к написанию обзоров очень серьезно.
Кроме знаний и трудолюбия, для написания обзора требуются значительный опыт. Первые два качества находятся целиком на вашей совести, а для получения опыта потребуются практика, ну и также 10+1 совет этой статьи, синтезированные из опыта ведущих ученых.
Правило № 1: Четко определите тему обзора и его аудиторию
Как выбрать удачную тему для написания обзора? Ведь в любой области существует немыслимое количество интересных проблем, которыми можно заняться. Вот несколько советов по выбору темы:
Правило № 2: Поиск литературы
Вероятность, что вы напишете хороший обзор, возрастает, если вам уже доводилось это делать (пусть даже и по другой теме). В этом случае вы можете использовать предыдущую публикацию как основу, на которую можно нанизывать новые данные. Вот несколько советов по поиску информации:
Правило № 3: Пометки на полях
Если вы только начали писать обзор и отобранные статьи читаете впервые, то совершенно необходимо запоминать новую информацию, впечатления от прочитанного, новые мысли и ассоциации. Желательно сразу же все это записывать — так будет потом проще связать новые мысли с имеющимися результатами, вашими личными идеями и т.п. Писать можно прямо на полях или приклеивать стикноуты (если вы используете распечатки статей), или делать записи прямо на компьютере или планшете: почти все современные программы-каталогизаторы электронной библиотеки позволяют оставлять заметки. Дословно выписывайте цитаты, на которые планируете сослаться в обзоре. При написании черновика постарайтесь перефразировать эти цитаты своими словами.
Очень важно быть аккуратным и выписывать ссылки уже на этом этапе, чтобы избежать последующих метаний в попытке вспомнить, кому принадлежали те или иные данные. Таким образом, за время, пока вы прочитаете отобранную литературу, сам собой появится черновик обзора. Конечно же, этот черновик придется еще не раз и не два переписывать, реструктурировать и перефразировать для того, чтобы получить законченный текст с внятной логикой и отточенными аргументами. Пусть вас это не пугает. Просто начните делать заметки, пусть даже без какой-либо системы, — по мере продвижения у вас постепенно вырисуется план обзора, и чем дальше, тем яснее и четче он будет.
Правило № 4: Определите тип обзора
Если во время чтения литературы вы все время делали заметки, то по окончании этого процесса вы будете уже представлять приблизительный объем будущего обзора. Это, возможно, наиболее подходящее время для того, чтобы решить, куда двигаться. Существует две разновидности обзорного жанра — мини- и полноразмерный обзор. Некоторые журналы сейчас предпочитают публиковать короткие обзоры, сфокусированные на публикациях последних лет, с ограничением числа слов и цитат. Мини-обзор не означает неполноценности, — скорее наоборот, это лаконичная и емкая статья, концентрат современных представлений, привлекающий внимание занятых читателей своим малым объемом. Чтобы написать грамотный мини-обзор, вы должны поистине мастерски владеть пером. Недостатком мини-обзоров является то, что иногда некоторые проблемы подаются в упрощенном виде из-за ограничения объема.
Полноразмерный обзор имеет несомненные преимущества: вы можете приводить большее количество данных и вольны останавливаться на тех деталях, которые считаете важными или интересными. Однако над такими «монументальными» статьями нависает угроза быть отложенными на дальнюю полку «для вдумчивого изучения потом», которое может никогда и не наступить.
Также обзоры можно классифицировать как описательные и концептуальные. Описательные обзоры фокусируются на методологии, поиске и интерпретации каждого исследования — это добросовестный конспект современных данных. Авторы же концептуальных обзоров выдвигают новые идеи и концепции, вытекающие из всего массива опубликованных материалов. Для написания хорошего концептуального обзора желательно быть истинным аксакалом в своей области и улавливать самые незримые из носящихся в атмосфере идей. Будьте самокритичны — сможете ли вы правильно уловить такие тенденции? И хватит ли у вас времени? Помните: описательные обзоры, как правило, отнимают намного меньше времени и сил.
Правило № 5: Рассматривайте проблему под разными углами
Независимо от того, какой именно обзор вы планируете писать, сосредоточьтесь на определенной проблеме. Однако при анализе полезно использовать и данные из соседних областей. Например, если вы пишете обзор по иммунологии, включите также материалы эпидемиологов, цитологов, врачей и биохимиков. Рассмотрение механизмов той или иной проблемы на различных уровнях — от молекул до популяций — позволит вам нагляднее и шире представить материал. Такая работа будет интересна значительно большему количеству читателей.
Правило № 6: Будьте критичны и последовательны
Написание обзоров литературы — это не коллекционирование марок. Хороший обзор являет собой не только обобщение литературы, но и ее критический анализ, который помогает определять методологические проблемы и указывать на пробелы в исследованиях. Прочитав ваш обзор, догадливый читатель должен получить представление о следующем:
Конечно, успешно ответить на все три вопроса в одном обзоре будет несказанным успехом. Не всегда один автор может обладать настолько глобальным мышлением, — поэтому привлечение соавторов существенно повысит качество статьи. Каждый ученый имеет свои сильные стороны: один превосходно описывает результаты работы, другой ловко критикуют чужие работы и выявляет проблемные места, третий хорошо систематизирует и обобщает результаты различных исследований. Если вы сумеете собрать подобную команду специалистов — обзор обречен на успех. Если же вы сами являетесь «три в одном» — тогда, наверное, вам нет смысла читать эту статью. Извините.
Кстати, кроме критического мышления, обзору литературы необходим хороший слог и грамматика. Не забудьте попросить коллег прочесть окончательный вариант перед публикацией.
Правило № 7: Мыслите структурно
Хороший обзор ни с чем не перепутать: он своевременен, систематичен, легко читается, структурирован и критичен. В обзорах редко используют структуру экспериментальных статей (введение, методы, результаты, обсуждение). Вместо этого, автор каждый раз выбирает собственную логику повествования, которая может быть продиктована самой темой обзора. И хотя единого формата не существует, в целом работу следует разбить на несколько логических разделов, которые будут предваряться коротким вступлением и обобщаться в конце с повторением основных выводов.
Как упорядочить поток основного текста в своем обзоре, чтобы ваш читатель не потерялся в нем и понял смысл написанного? Для этого полезно привести концептуальные схемы или диаграммы, позволяющие держать перед глазами логику повествования. Грамотно выполненные иллюстрации позволяют понять основную мысль даже без детального прочтения.
Правило № 8: Учитывайте отзывы рецензентов
Обзоры литературы обычно рецензируются так же строго, как и исследовательские статьи. Как правило, учет отзывов и мнений ваших рецензентов существенно улучшает изначальный вариант обзора. Внимательно прочитав обзор, рецензенты свежим взглядом выхватят те неточности, несоответствия или нераскрытые проблемы, которые были не замечены вами. Кстати, внимательно перечитайте весь обзор непосредственно перед отправкой в журнал — отсутствие опечаток и запутанных предложений позволит рецензентам сфокусировать внимание на сути статьи, а не на претензиях к стилю подачи.
Советы рецензентов очень важны, поэтому следует пытаться получить рецензии от специалистов из различных областей науки. С одной стороны, это может привести к противоречивым мнениям по существу обзора и несовместимым советам по улучшению текста. С другой стороны, такая ситуация лучше, чем отсутствие отзывов вообще. Разнообразие замечаний поможет вам определить, в чем мнения экспертов сходятся, а где возникают спорные моменты.
Правило № 9: Включите в обзор ваши собственные исследования, но будьте скромны объективны
Как правило, авторы обзоров достигли определенных успехов в описываемой области и сами опубликовали некоторое количество экспериментальных работ по этой теме. Это может создать конфликт интересов — ведь трудно объективно судить о собственной работе. Ученые могут несколько переоценивать то, что сделали они сами. И, тем не менее, не стоит излишне скромничать — если вас попросили написать обзор, это уже значит, что ваши работы что-то да стоят. Постарайтесь объективно соотнести свои данные с данными коллег. В обзорах, написанных несколькими авторами, объективность достигается проще, поскольку каждый соавтор редактирует текст и имеет возможность более реалистично взглянуть на достижения коллег.
Правило № 10: Используйте свежие данные, но не забывайте о классике
Учитывая стремительный рост числа научных работ, обзоры литературы во многих областях биологии быстро устаревают и теряют свою актуальность. Однако пусть вас это не страшит — по-настоящему хороший анализ будет актуален достаточно долгое время. Каждая экспериментальная статья, как бы нова и прекрасна она не была, покрывает лишь узкую область широкого фронта науки. Обобщить, обдумать и показать общий вектор развития того или иного направления — вот главная задача обзора. Пускай через пять лет этот анализ будет уже неполным или даже устаревшим — все равно, такой обзор не утратит своей ценности и послужит отправной точкой для следующих работ. Этот труд будет выполнять роль исторической вехи в развитии одной из научных тематик.
Правило № 11: Практикуйтесь
Невозможно стать опытным писателем, прочитав советы о том, как стать писателем. Невозможно стать художником, просмотрев курс рисования по телевизору. Невозможно написать хороший обзор без практики. И пока вы только молодой ученый, и научные журналы не балуют вас «заказами» на обзоры, — пишите их сами. Начните с популярных изложений — сайты, подобные «биомолекуле», приветствуют статьи от новых авторов. Если вы сможете написать обзор литературы, который, как вам кажется, отражает последние тенденции в вашей отрасли на достойном научном уровне — попробуйте, отправьте его в научный журнал — украинский, русский или зарубежный, не важно. Часто средней руки журналы могут опубликовать обзор, присланный не именитым автором, если уровень изложения и поднятые темы действительно будут оригинальными. В общем, не ждите милостей от редакций журналов, начните писать сами!
Удачные обзоры, написанные в 80-х годах, сегодня читаются редко. Однако они в свое время послужили фундаментом для научных работ 90-х, из которых выросли экспериментальные теории 2000-х. И сегодняшние книги охотно цитируют некоторые старые статьи как классику, на которую стоит равняться. Не верите? Посмотрите количество цитирований «Происхождения видов».