Живопись маслом: передаю прозрачность воды
Для просмотра фильма с этапами работы над этой живописью на YouTube нажмите на изображение:
Написать воду таким образом, чтобы ощущалась её прозрачность и было видно дно, можно, если помнить об одном принципе. Но сначала давайте рассмотрим этапы работы над пейзажем, в котором я постарался всё это воплотить.
Этапы работы над живописью:
А теперь более подробно о вышеупомянутом принципе. Толща пресной речной воды обычно тёмного цвета. Там глубоко и темно. Но по мере приближения к берегу, водная масса становится меньше, тоньше. Поэтому дно реки начинает просматриваться больше.
Следуя этой логике, художник может легко передать прозрачность воды. Поэтому я замешиваю достаточно тёмный цвет для глубоких мест. Он состоит преимущественно из смеси коричневого и синего цветов. По мере приближения к берегу этот цвет становится светлее. К нему я добавляю больше охры, желтого и белил. Таким образом в живописи создаётся градиент — плавный переход от одного цвета к другому. Благодаря этому получается ощущение прозрачности реки.
Поскольку на поверхности воды отражается небо, то поверх темного цвета глубины, я ещё пишу синеву неба. Но из-за того, что на воде есть волны, это отражение не сплошное, а прерывистое, то есть состоит из больших «полос». Получается чередование темного и светлого цветов, и в результате образуются волны.
Под «синевевой» или коричнево-синим цветом, следует понимать более сложные смеси красок. Условно, можно сказать, что цвет глубины коричнево-синий. Но на практике я в него добавляю и краплак (красный), и фиолетовый, и зелёный. Однако в целом, он получается коричнего-синий, только с небольшими оттенками названных цветов. Палитра в этой работе достаточно сложная, она основана на тонких цветовых отношениях. Но начинающим художникам можно упрощать задачу и следовать только ключевым принципам.
Как нарисовать отражение в воде?
Чтобы научиться рисовать отражение в воде нужно понять следующие принципы:
1. Поверхность воды по-сути является зеркалом. И в этом «зеркале» отражается всё, что находится над водой.
2. Отражение в воде может быть очень разным. Поверхность воды может быть спокойной, а может быть покрыта мелкой рябью, волнами малой величины, большими волнами… Все это сильно искажает рисунок, отражающийся в воде. Вода изменчива, поэтому изменчив и характер рисунка отражения.
3. Цвет воды — не синий и не голубой. Она прозрачная. Большие массы моской воды создают эффект при котором море приобретает сине-зелёный и голубой цвет. Но и он постоянно меняется в зависимости от погоды, характера дневного света и т. д. Цвет воды, главным образом, зависит от того, что в ней отражается. Если в воде отражается оранжевый закат, то оранжевый цвет будет доминировать в цветовой гамме воды. Если в воде отражается зелёный лес, то основным цветом воды будет зелёный и т. д.
4. Все светлые фрагменты, отраженные в воде, выглядят темнее. А тёмные участки — светлее. Поэтому, отражение в воде будет несколько отличаться по тону и будет приглушённее. Но в этом правиле часто бывают исключения, обусловленные различными оптическими эффектами и погодными условиями.
6. Выше изложены ключевые моменты. Невозможно описать все закономерности, поэтому художник должен быть наблюдательным и постоянно делать зарисовки, изучая природу. Это ключ к успеху.
Урок рисования отражений масляными красками
Постарайтесь передать масляными красками разлитые в воздухе тишину, покой и умиротворение, усиленное зеркальным отражением этого благостного сюжета в спокойной глади сельского пруда.
В этом сюжете главным является не сама тихая, и мирная сценка, а ее отражение в воде. Прежде чем приступить к работе, внимательно изучите эти отражения, а когда будете писать, старайтесь не перегружать их деталями. Попытайтесь представить зеркальную гладь воды как поверхность почти абстрактной картины, на которой запечатлена игра цвета и форм.
Сельская сцена с отражениями в воде пруда — излюбленный сюжет художников, Больше других известны написанные на эту тему полотна английского художника Джона Констебла (1776— 1837), запечатлевшего навсегда ушедший в прошлое простой, тихий и неспешный мир, разительно не похожий на тот, в котором выпало жить нам с вами.
Визуально отражения в пруду придают симметрию композиции и помогают сбалансировать цветовую гамму картины. Разумеется, вода пруда отражает стоящие па берегу деревья и строения не так, как обычное зеркало, — отраженные образы кажутся слегка размытыми, поскольку поверхность воды почти всегда возмущается ветром. Кроме того, отражения темнее по тону, чем сами предметы.
Выбор красок
Идеальный материал для работы над подобными сценами — масляные краски. Смешивая их, вы можете создавать удивительные тональные переходы, описывающие отражения листвы в воде. Только не теряйте бдительности — если вы начнете слишком увлекаться смешиванием красок, они могут стать безжизненными и мутными.
Неплохая альтернатива маслу в данном случае — акриловые краски. Они высыхают почти моментально, поэтому уменьшается опасность того, что вы перегрузите картину. Эти краски нельзя смешивать так же тонко, как масляные краски, но этот их недостаток во многом искупается интенсивным цветом.
Для урока рисования масляными красками понадобятся:
Покрытый акриловой грунтовкой натянутый холст размером 30×25 см
Карандаш 2В и линейка
Палитра
Скипидар
Растворитель
Кисти: круглые №3 и №8, плоская 12-мм
12 масляных красок: сине-зеленая, светло-красная, титановые белила, ультрамарин, лазурная, лимонно-желтая, голубовато-зеленая, желтый кадмий, темно-красная, синий кобальт, сырая умбра, неаполитанская желтая
Ветошь
1. Делаем набросок сцены
Возьмите карандаш 2В и сделайте на загрунтованном холсте набросок сцены. Вначале проведите линию горизонта, расположив ее чуть выше середины картины. После этого схематично нанесите контуры всех элементов сюжета.
2. Начинаем писать картину
Возьмите круглую кисть №3. Смешайте сине-зеленую, светло-красную краски, добавьте белила и закрасьте стены строений. Для крыш к ультрамарину подмешайте немного светло-красной краски и белил. Чтобы написать окна, нарисуйте вначале белилами прямоугольники на стенах домов, а затем добавьте больше ультрамарина к краске, которой вы писали крыши, и добавьте пятна этой краски поверх белил.
3. Переходим к деревьям
Возьмите круглую кисть №8 и сделайте подмалевок деревьев на заднем плане смесью лазурной, ли-монно-желтой красок и белил. В результате у вас должна получиться приглушенная голубоватая краска. Смешайте ультрамарин, желтую охру и голубовато-зеленую краску и сделайте подмалевок деревьев, стоящих ближе к пруду.
4. Делаем подмалевок травы и красного дерева
Смешайте лазурную краску, желтый кадмий, лимонно-желтую краску и белила и сделайте подмалевок травы и дерева, растущего рядом с правой стеной здания. Затем смешайте темно-красную и светло-красную краски и сделайте подмалевок красного дерева. Добавьте в смесь немного ультрамарина и углубите тон листвы в нижней части дерева. Обратите внимание на то, как добавленный темный тон описывает форму дерева.
Теперь на картине размещены основные объекты и сделан их подмалевок. Это означает, что можно перейти к более тонкой работе. Начнем с растущей на островке ивы.
Смешайте желтую охру, синий кобальт и белила и нарисуйте забранный в камень берег пруда. Затем возьмите 12-мм плоскую кисть и напишите плакучую иву в левой части картины смесью сине-зеленой краски и желтого кадмия (см. «Совет специалиста»). Добавьте в смесь немного лимонно-желтой краски и белил, чтобы нанести на рисунок более светлые листья ивы. Для темных веток возьмите сырую умбру и вернитесь к кисти №3.
6. Начинаем писать воду
Сделайте подмалевок основных отражений деревьев и зданий 12-мм плоской кистью, держа в голове форму, положение, тон и цвет каждого отражения. Как правило, для отражений используют немного более темную краску, чем та, которой был написан сам предмет.
7. Начинаем писать небо
Возьмите кисть №8 и начните писать небо от верхнего края холста смесью синего кобальта и белил. По мере того, как вы будете опускаться вниз по холсту, понемногу добавляйте в смесь неаполитанскую желтую и темно-красную краски. Напишите облака густыми мазками в технике импас-то. Для того чтобы аккуратнее обвести контуры деревьев, перейдите на кисть №3. Добавьте на вершине ивы и на кроне стоящего справа дерева несколько пятен «небесной» краски, чтобы показать просвечивающее в просветах между ветвями небо.
8. Возвращаемся к воде
Продолжая работать смесью синего кобальта и белил, добавьте 12-мм плоской кистью отражения неба в пруду. Вначале напишите основной тон неба, в котором преобладает синий кобальт, а затем постепенно добавляйте в смесь белила. В завершение нанесите плоским концом кисти рябь на воде.
9. Продолжаем писать рябь
Для того чтобы создать иллюзию взволнованной ветром воды, напишите рябь поверх затененных отражений легкими волнистыми мазками кисти. Если потребуется, добавьте в краску немного растворителя — такая краска ляжет еще более тонким, почти прозрачным, слоем.
10. Возвращаемся к пейзажу
Напишите островок, используя для светлых тонов смесь желтой охры, лимонно-желтой краски и белил, а для темных тонов — смесь сырой умбры и синего кобальта. Смешайте желтую охру, ультрамарин и белила и напишите мелкими полукруглыми мазками стоящий справа куст. Добавьте в смесь еще немного ультрамарина и желтой охры и перепишите заново забранный в камень берег пруда. После этого смешайте светло-красную. темно-красную краски и белила и перепишите красное дерево, следя за тем, чтобы мазки кисти совпадали с направлением его ветвей.
11. Работаем над деталями
Перепишите высокое, частично скрытое ивой дерево смесью голубовато-зеленой краски, ультрамарина и синего кобальта. Покажите несколькими свободными мазками только отдельные, наиболее заметные, ветви этого дерева. После этого перейдите к траве и добавьте лежащие под деревьями тени смесью желтой охры, ультрамарина и небольшого количества сырой умбры. Нарисуйте неаполитанской желтой краской дорожку, уходящую к правому краю картины. Наконец, добавьте в серо-голубую краску немного желтой охры и напишите изгородь, прикрывающую нижнюю часть строений. Проведите вдоль верхнего края изгороди тонкую полосу лимонно-желтой краской, обозначив отражающийся солнечный свет.
Рисуем Поверхность воды
Испробуйте палитру, которой вы собираетесь писать отражения в воде и плавающие в ней водоросли, сделав для этого несколько быстрых пастельных этюдов. Внимательно изучите цветовую гамму отражений, где вы без труда обнаружите целый ряд оттенков коричневого, зеленого, синего и желтого.
Теперь осталось дописать лишь несколько заключительных деталей. Это яркие желто-зеленые водоросли, которые еще больше оживят калейдоскопическую поверхность воды, а также несколько фигур на заднем плане.
12. Пишем водоросли
Возьмите 12-мм плоскую кисты смешайте голубовато-зеленую краску с желтым кадмием и напишите водоросли. Углубите местами тон водорослей до нежно-зеленого, добавив для этого в смесь немного сине-зеленой краски. После этого возьмите кисть №3 и очертите передние края водорослей смесью сырой умбры и ультрамарина.
13. Фигуры людей
В заключение напишите кистью №3 несколько человеческих фигур на заднем плане картины той же смесью сырой умбры и ультрамарина. При желании вы можете помимо людей написать также двух-трех собак.
Результат пошагового онлайн урока рисования масляными красками:
А Плавно колышущаяся вода
Размытие края отражения и легкие расплывающиеся волнистые линии передают игру ветра на поверхности воды.
Б Дальние деревья
Голубовато-зеленый цвет дальних деревьев помогает создать воздушную перспективу и иллюзию глубины пространства картины.
Несколькими пятнами голубой краски написаны кусочки неба, виднеющиеся в просветах между ветвями деревьев.
Видеоурок: пишем маслом каменистый берег, отражение в воде, туманное утро
Предлагаю посмотреть видео, в котором я показываю поэтапно, как писать маслом камни, отражение в воде, туманную дымку.
Для работы нам потребуется: структурная, фактурная паста, мастихин, кисти — щетина большая и маленькая плоские, хлопковая тряпка, растворитель Пинен, масло льняное, масляные краски, хорошее настроение, и в творческий путь!
Форму камней делаем с помощью структурной пасты нанести хаотичными масками с помощью мастихина, очертания процарапываем мастихином, так как это теневая часть между камнями, и на ней не должно быть структурной пасты. Дать просохнуть 24 часа и пройтись по ней мелкой наждачкой, и можно приступать к живописи маслом. Сначала я пользуюсь только растворителем Пинен — быстрее сохнет краска, второй слой уже растворитель плюс масло льняное 1/1. Для камней я брала ультрамарин фиолетовый, голубую фц, краплак красный, голубая, бирюзовая, коричневая, красная, охра, белила. Чтобы написать тень можно взять голубую фц и краплак красный, кое-где примешиваем фиолетовый, коричневый с бирюзой. Для освещенных частей камней берем фиолетовый, оранжевый плюс капля черного и белила, к этой смеси еще можно кое-где на камнях добавить охры. Еще оттенок серого — бирюза плюс марс коричневый, плюс белила — получается зеленовато-серый, для камней тоже хорошо подойдет. Для дальнего берега и островов я использовала в тени травяную зеленую плюс ультрамарин, где-то коричневый и фиолетовый добавляла, охру с зеленым для перехода к осветленной части деревьев. Освещенные солнцем травяная зеленая плюс желтый и белила, можно желтый и небесно-голубую, тоже красивый цвет, солнечная зелень. Туманную дымку я втирала пальцем — белила плюс охра, плюс розовинка. Для неба я брала небесно-голубую, ультрамарин, белила. К горизонту дымку — белила плюс охру золотистую. Воду я писала с помощью голубой небесной, ультрамарина, и где видно дно — сиена, светлый красный, ультрамарин. Как нанесли все, надо слегка растушевать с помощью чистой большой щетинной кисти. А так я писала картину интуитивно и советую не топтаться на одном месте, чтобы глаза отдыхали и не замыливались, а то можно только все испортить. Делайте перерывы в работе, попейте кофе, чай и опять к холсту с новыми силами! Качество видео страдает, но сам процесс, последовательность передает — цвета только искажены.
Тени на воде. Живопись маслом
Как написать тень? Но не просто тень, а тень на воде? Для кого-то этот вопрос вообще необычен — разве бывают тени на воде — спросят они. Но такое явление действительно бывает, и оно довольно интересно для живописи. Поэтому я решил написать подобный вид. Ниже размещаю все этапы работы над живописью, которую назвал «Тени на весенней воде». Но сначала, приглашаю зрителя поразмышлять над некоторыми моментами.
Многие люди убеждены в том, что вода имеет голубой цвет, хотя, это не так. Большие массы морской воды, действительно, создают эффект, когда море окрашивается в голубые оттенки. Но пресная вода — прозрачная. Она не имеет цвета. Голубые и синие цвета образуются от того, что синее небо отражается от поверхности воды, как в зеркале. Но как же тогда на прозрачной воде могут быть тени от различных объектов, например, от деревьев? Ведь тогда их просто не должно быть видно?
Действительно на поверхности прозрачной воды теней не увидеть. Но пресная вода в большинстве водоемов имеет немного коричневый или зеленоватый оттенок, так как в ней растворены различные примеси: органика, песок, частички грунта и т. д. Вода становится немного мутной. А в мутной воде, точнее на ее поверхности, тени становятся хорошо различимы. И, чем более мутная вода, тем заметнее тени. Это хорошо видно на реках в период половодья. Талые воды приносят с собой грязь, а поток реки поднимает со дна ил. Поэтому весной, даже после того как уровень воды стабилизируется, вода остается мутной еще долгое время.
Вот такой весенний вид на реке я и буду писать. Сквозь остатки снега на полях уже хорошо видна трава. Деревья пробуждаются после зимы. А водный поток реки устремляется вдаль к горизонту. Легкий ветерок образует на воде маленькие волны, в которых отражается небо и деревья. Чем ближе река, тем шире она раскрывается, и мы видим не только лазурное отражение, но и толщу мутной весенней воды, освещенной солнцем. Тень от стоящего на берегу дерева, хорошо проецируется на поверхность такой воды.
Далее размещаю все этапы работы над живописью, где Вы можете все это увидеть:
Множество маленьких волн, образующих рябь на поверхности воды, я пишу маленькой кисточкой, нанося на холст крохотные мазки краски, похожие на штрихи. Каждую отдельную волну можно сравнить с воображаемым цилиндром, у которого зеркальная поверхность. Одна сторона цилиндра обращена к свету, поэтому отражает светлую часть неба. Вторая сторона обращена к темной части неба, поэтому отражает темно-синие цвета. Таким образом, я чередую светлые штрихи с темными. В результате получается иллюзия, впечатление воды, взволнованной ветром.
По мере приближения к первому плану, волны становятся заметнее и крупнее. Поэтому я начинаю их писать более крупными мазками краски. Пишу их более подробно, чем на втором плане. У левого берега реки находится темно-коричневая, зигзагообразная линия. Это отражение от дерева, растущего на берегу реки. Отражение искажается от волн и приобретает зигзагообразную форму.
От дерева падает тень, которая проецируется на поверхность воды от левого до правого берега, пересекая русло реки. Тени от множества мелких веток более размыты и прозрачны, чем тень от самого ствола дерева. Эта тень будет более сфокусированной, четкой и темной. Форма тени на воде искажается волной. Поэтому, где-то ее силуэт вытягивается, а где-то сжимается, он как бы огибает волну.
Чем ближе река к горизонту, тем лучше в ней отражается синева неба. Чем ближе вода к первому плану, тем меньше в ней голубых оттенков, и больше коричневых. Это объясняется тем, что по мере приближения, мы видим глубину реки, массу воды, или даже дно.
Все вышеперечисленные особенности речного пейзажа важны для того, чтобы живопись была живой, правдоподобной, реалистичной, а не надуманной. Поэтому художник должен постоянно наблюдать за природой, изучать ее. Например, если брать во внимание только отражение в речной воде, то как оно меняется в зависимости от погоды? Каким становится отражение в пасмурную погоду, в дождливую, или ясную? Как меняется цвет? Как меняется тон? Какой становится вода в ветренную погоду или в тихую? Над всем этим нужно наблюдать. Невозможно описать все подробности. Тем более в рамках одной статьи. Здесь важны личные наблюдения художника, пропущенные через призму его художественного видения. Тогда, накопленный опыт позволит ему передавать в живописи самые незаметные нюансы природы, такие как, например, тени на воде.