Как написать монолог
Содержание:
Что такое монолог
Монологи играют очень важную роль в драматической среде. Монолог помогает аудитории понять внутреннюю работу персонажа и понять его или ее мотивации, которые в противном случае могли бы оставаться в основном внутренними. По сути, они дают нам представление о сознании персонажей. Монологи остаются основным источником, через который авторы выражают свои мысли и эмоции.
Монолог против Солилоки
Типы Монолога
Есть два типа монологов, известных как внутренний монолог и драматический монолог. Драматический монолог вовлекает одного персонажа, выражающего его мысли и чувства другому персонажу.
внутренний монолог вовлекает персонажа, выражающего свои мысли и чувства аудитории. Когда эта техника появляется в романах, мы часто называем это потоком сознания. Существуют категории внутреннего монолога: прямой внутренний монолог и косвенный внутренний монолог. В прямом внутреннем монологе автор раскрывает персонажа напрямую и не показывает его присутствия. В косвенном внутреннем монологе автор выступает в качестве руководства или комментатора.
Примеры монологов в литературе
Следующая речь, произнесенная Порцией в шекспировском «Венецианском купце», может рассматриваться как пример драматического монолога.
«Качество милосердия не напрягает.
Капает, как нежный дождь с небес
На месте ниже. Это дважды благословлено:
Благословляет того, кто дает, и того, кто берет.
‘Это самый могущественный из самых могущественных. Это становится
«Друзья, римляне, земляки, одолжите мне ваши уши;
Я пришел, чтобы похоронить Цезаря, а не похвалить его.
Зло, которое делают люди, живет после них;
Добро часто связано с их костями.
Так пусть будет с Цезарем. Благородный Брут
Сказал ли ты, что Цезарь был честолюбив.
Если бы это было так, это была бы серьезная ошибка,
И печально ответил Цезарь.
Зло, которое делают люди, живет после них;
Добро часто связано с их костями.
Так пусть будет с Цезарем. Благородный Брут
Сказал ли ты, что Цезарь был честолюбив.
Если бы это было так, это была бы серьезная ошибка,
И печально сказал Цезарь.
Следующая выдержка из Т.С. Стихотворение Элиота «Песнь о любви» Дж. Альфреда Пруфрока является примером драматического монолога, поскольку рассказчик обращается не к читателям, а к кому-то еще.
Правила оформления прямой речи и мыслей
Диало́г — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми посредством написания текста в письмах или другими методами; специфическая форма общения и коммуникации, диалог — это вопросы и ответы двух и более оппонентов, участвующих в разговоре или обсуждении чего-либо.
Почти во всех книгах присутствует разговоры между персонажами (диалоги) и их мысли. Но очень часто натыкаюсь в книгах на неправильное их оформление. Вот и решила еще раз заострить на этом внимание.
Оформление диалогов
При оформлении диалогов используются пробелы и тире. Однако часто пробелы просто игнорируют или тире пишут слитно с последующим текстом, особенно первое. А некоторые просто ставят дефис вместо тире. Ниже приведен пример из рассказа, опубликованного на сайте.
-Уважаемый,-поперхнулся Харон,- мне это точно не грозит.
Пробелы ставятся после каждого тире и перед всеми, кроме первого, тоже должен иметься пробел. Также пробелы ставятся после всех знаков препинания, кроме дефисов (не путать с тире).
— Уважаемый, — поперхнулся Харон, — мне это точно не грозит.
Но заметить дефисы на тире очень легко, так как на АТ предусмотрена функция «Оттипографить».
Просто в режиме редактирования нужно выделить текст и нажать на данную кнопку. Все дефисы автоматически заменятся на тире, а еще все кавычки «» станут «».
Если с пробелами и тире все понятно и просто, то со знаками препинания и строчными или заглавными буквами возникает путаница, что приводит к ошибкам при оформлении диалогов. Но начнем разбираться по порядку:
Запятая и строчная буква
В русском языке, предложение, содержащее прямую речь и слова автора, является сложным бессоюзным. Вспоминая пунктуацию сложных предложений, можно сделать вывод, что между частями ставится запятая, а не точка. Следовательно, когда речь персонажа закончилась и должна стоять точка, но дальше имеются слова автора, ставится запятая. Исключением являются имена собственные.
— Спасибо, милорд, вы вовремя подоспели иначе мне бы уже не жить, — и рыцарь поднял забрало, под которым оказалось лицо двадцатилетнего юноши.
— Ушедших не вернуть, Стиви, — Дана свернула губы в трубочку и сочувственно склонила голову набок.
Точка и заглавная буква
Существует только один случай, в котором точку можно употребить при написании прямой речи.
Если слова автора никак не комментируют прямую речь, то ставится точка.
То есть, опираясь на случай с запятой, можно сказать, что это не сложное бессоюзное предложение.
— Ты уж постарайся. — Блондин продолжил свой путь.
Слова автора не содержат ничего, что говорило бы о том, к кому шло обращение, с какой интонацией и какими эмоциями. Это просто два разных предложения, никак не поясняющие друг друга.
P.S. Но если поставить запятую и продолжить писать с маленькой буквы, вы никогда не ошибётесь. Точки и большие буквы — уже на усмотрение автора.
Вопросительный знак и строчная буква
Иногда можно встретить вот такое предложение:
С вопросительными предложениями всё обстоит достаточно просто: слова автора после них всегда пишутся с маленькой буквы. Исключением являются только имена собственные, которые всегда пишутся с большой буквы.
— Как ты, друг? — Гарри швырнул стерильные перчатки в мусорное ведро.
Восклицательный знак и строчная буква
С восклицательными предложениями ситуация аналогична: слова автора опять идут с маленькой буквы, если не стоит имя собственное.
— Спускайтесь аккуратней, миссис Винсент! — крикнула Дана, когда клиентка пошатнулась на каблуках.
— Вот повезло! — Сергей светился от радости.
Многоточие и строчная буква
Также среди остальных знаков реже, но все же встречается многоточие. Оно свидетельствует о неуверенности персонажа или незаконченности мыслей, или когда говорящего перебивают. Но и с этим знаком все обстоит просто: после многоточия слова автора пишутся с маленькой буквы, если не начинаются с имени собственного.
— Ты бы это, Петрович. — нестройно начали «делегаты», а самая смелая соседка шагнула едва не на грядку.
— Не везёт. — Сергей посмотрел вслед уходящей подруге.
Теперь рассмотрим оформление диалогов, в которых слова автора располагаются внутри прямой речи.
В таких предложениях уже нужно думать над тем, с какой буквы начать писать вторую часть речи персонажа, да и опять могут возникнуть вопросы по поводу знаков препинания перед словами автора. Разберём подробно каждый случай.
Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа
Первый случай: персонаж не закончил и одного своего предложения, а автор уже оставляет свой комментарий к его словам.
В данном случае получается, что перед словами автора будет ставиться запятая и текст после неё, естественно, пишется с маленькой буквы. Но, так как персонаж не закончил предложение, в конце слов автора снова ставится запятая, и речь продолжается с маленькой буквы. То есть, чтобы было проще понять: убрав авторский комментарий, мы получим обыкновенное предложение, возможно, простое. Как и ранее, исключение составят только имена собственные.
— Ага, — подтвердил Харон, — вредные привычки для бессмертного это круто!
— И звать его, — Тристан перевёл взгляд на их лидера, — Илларион.
Убирая авторские комментарии в обоих случаях, мы получаем одно предложение, которое, по сути, никак не делится на два. А если поделить, то выйдет откровенный бред.
Второй случай: не всегда при написании можно поставить запятую после первой части, иногда так и тянет влепить многоточие. Данный случай почти не отличается от предыдущего, только на месте первой запятой будет стоять многоточие. Остальные знаки и строчные буквы не меняются. С именами собственными та же ситуация.
— Я понимаю тебя, но всё же. — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.
— Ну. — Илларион перевёл безразличный взгляд на провинившуюся парочку, — а мне что делать прикажете?
— Тогда. — он хитро улыбнулся, — Вирджин и пояснит всё.
Повествование. Слова автора расположены между двумя предложениями
Теперь, когда разобраны два самых затруднительных случая, пойдём по стандартной схеме. Как обычно, начнем с простых повествовательных предложений. С ними дела обстоят так же, как и в случае, где после слов автора персонаж ничего больше не высказывал. То есть, говоря проще, перед комментарием автора ставится запятая, и текст продолжает писаться с маленькой буквы. В конце слов автора ставится точка, и дальше текст пойдёт с большой буквы. В виде исключений снова выступают имена собственные.
— Жалко Гермиону, — посочувствовал Уизли. — Хотя она, конечно, и задавака.
— Не моё дело, — Селевк был спокоен и безразличен, впрочем, как и всегда. — И не надо дуть губы на каждый мой отказ.
Тут всё просто, только добавилось ещё одно предложение после слов автора.
Вопрос. Слова автора между двумя предложениями
Случай почти не отличается от вопросов, рассматриваемых ранее. Снова появляется дополнительное предложение после слов автора, которое, кстати, может и не являться вопросом. Сейчас всё внимание стоит сконцентрировать на первой части, идущей до авторского комментария. Именно она заканчивается вопросом. Слова автора пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а новое предложение пишется с большой буквы. Имена собственные снова исключаются из общих правил.
— Ты что, интернет не читаешь? — удивился Петрович и отряхнул от сахарной пыли крепкие рабочие руки. — В тюрьму писак уже год как не сажают. Тюрьма ещё никого не перевоспитала.
— А тогда ты о чём думала? — Тристан недовольно глянул на шатенку, которую нисколько не мучила совесть. — Думаешь, я снова так легко тебе поверю?
Восклицание. Слова автора между двумя предложениями
Вот так неправильно писать.
После восклицательного знака слова автора пишутся с маленькой буквы. В конце ставится точка, а новое предложение будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.
— Отпусти, говорю тебе! — Лина не оставляла попыток не только вырваться, но и оглушить блондина своим звонким голосом. — Отпусти!
Многоточие. Слова автора между двумя предложениями
А теперь пришло время разобраться еще с одним знаком препинания — многоточие. В одном из ранее разобранных случаев было ясно видно, что знак этот не так прост. То ли после него речь будет с большой буквы, то ли с маленькой. У многих часто возникает путаница в этих случаях. Ранее рассматривалось многоточие как знак, свидетельствующий о незаконченности предложения с имеющимся продолжением после слов автора. Сейчас же поговорим о том, когда предложение всё же закончено или не имеет логического завершения, или у говорящего произошла в голове быстрая смена мыслей, что напрямую отразилось в его речи. В этом случае после многоточия слова автора по-прежнему пишутся с маленькой (строчной) буквы, в конце ставится точка, а речь будет писаться с прописной (большой) буквы. Имена собственные — исключение.
— Эх. — тяжело вздохнул юноша, подпирая голову рукой. — И что мне с вами делать?
— Ты достал. — Мэрикейт смотрела полным ненависти взглядом на парня. — Продолжишь и дальше приставать — убью.
Двоеточие. Знак после слов автора
Однако слова автора, прерывающие прямую речь, которые кажутся на первый взгляд практически аналогичными тем, которые не прерывают, имеют и ещё свои подводные камни. Если раньше были рассмотрены только те случаи, когда после слов автора ставится точка или запятая, то следует упомянуть и двоеточие. Когда и где ставится знак двоеточия: если последнее предложение слов автора комментирует или поясняет ту часть речи персонажа, которая идёт после них, ставится двоеточие, тире, а предложение пишется с прописной буквы; если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причём первое слово второй части начинается с прописной буквы.
— А я же тебе говорила, что он связан с Советом! — не унималась Каролина, укоризненно смотря на опечаленного парня. Такой его вид просто не мог не вызывать жалости, отчего у девочки возникло желание успокоить друга: — Ну. ты, Ил, не расстраивайся так.
— Я думаю, — нерешительно проговорил он и добавил: — Мне нелегко принять сразу это решение.
С оформлением диалогов немного разобрались, а теперь остановимся на правилах оформления мыслей.
Оформление мыслей
По своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами, так как в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей и так далее.
Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут имеются свои трудности, потому что в кавычках пишется не всё.
Слова автора после мыслей. Постановка кавычек
В этом случае все достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может. Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.
«Она. » — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.
Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Также обратим внимание ещё на несколько вещей: открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел; тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.
Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому более подробно остановимся на этом.
Знак препинания внутри кавычек
Просто нужно запомнить, что многоточие, вопросительный и восклицательный знаки всегда пишутся внутри кавычек!
«Да им-то что? Мирон математику сечёт, а Илья. » — Вадим фыркнул.
«Ну и где вы?» — мысленно спросил он.
«Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.
Знак препинания за пределами кавычек
Еще раз напомню, что при оформлении мыслей точка не ставится. А ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.
«Она бы не успела усвоиться», — пожал плечами Вадим.
Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.
Мысли без слов автора. Постановка кавычек
Редко, но бывают случаи, когда мысли персонажа никак не комментируются. В этом случае знаки в конце предложений пишутся внутри кавычек.
Однако из этого правила есть одно маленькое исключение. Если нет слов автора, а предложение повествовательное, без каких-либо посторонних интонаций, то запятую в конце уже не поставишь. Следовательно, нужна точка. Этот знак препинания ставится только после закрывающей кавычки и только в том случае, если слова автора отсутствуют.
В этом случае отсутствует тире. Точка, как и запятая, пишется слитно с закрывающей кавычкой, не отделяясь пробелом.
Исключение: если стоящая внутри кавычек фраза заканчивается на «и т. д.», «etc.» и тому подобные вещи, то точки в данном случае будет стоять две. Одна — внутри кавычек, вторая — за их пределами. Точка, что пишется внутри кавычек, относится к сокращению, а вторая — уже обозначает непосредственно конец предложения и, как полагается правилами, стоит за кавычками.
Слова автора внутри и после мыслей. Постановка кавычек
Данный случай основывается на тех же правилах, что и все другие, но сложность только в том, что не всегда понятно, когда слова автора пишутся внутри кавычек, а когда за их пределами.
Слова автора внутри мыслей персонажа
Слов автора, как известно, может быть неограниченное количество, но они обязаны чередоваться со словами персонажа. В данном случае с мыслями. А это значит, что в конце окажутся либо слова автора, либо мысль персонажа. Однако сейчас рассмотрим случай, когда последней располагается мысль. В данной ситуации и авторский комментарий будет расположен внутри кавычек.
«Харэ эфир засорять, — оборвал их болтовню Ибрагим. — У нас еще Илья и Мирон».
«А как? Тогда надо было совсем завалить экзамен, — Список ободряюще фыркнул. — Да ну его. На фига нам эта математика?»
Слова автора внутри и после мыслей персонажа
А теперь рассмотрим более сложный вариант: мысли-слова-мысли-слова. Вся эта цепочка заключается в кавычки, кроме последних слов автора. В данном случае такая же ситуация, как и в пункте с авторским комментарием после мыслей, но до этого имеется ещё некоторое количество мыслей, разорванных словами автора.
«Который раз. — вздохнул парень, — они попадают в неприятности, а отвечать за всё мне», — голубые глаза сурово смотрели на близнецов.
Надеюсь, что этот материал пригодится многим.
Диалог и монолог
Диалог и монолог
Диалог и монолог в русском языке
Монолог – это развернутое высказывание одного человека. В переводе с греческого моно – «один», логос – «речь».
Особенности монологической речи (монолога): человек говорит, его слушают, но не отвечают. Цель монолога – донести нужную информацию до слушателя, иногда монолог – это разговор с самим собой.
Примеры ситуаций, в которых может возникнуть монолог: учитель объясняет урок, доклад или презентация, выступление, поздравление, диктор на телевидении.
Пример монолога: Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один.
Это монолог мальчика, который рассуждает сам с собой.
Все мы часто используем монолог при рассказе интересных историй или при составлении рассказа по картинкам на уроке русского языка.
В жизни мы чаще всего пользуемся диалогами, ведь общение между людьми подразумевает обмен информацией или мнениями о том или ином событии. Для диалога необходимо, чтобы собеседники владели информацией.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В переводе с греческого диалогос – «беседа».
Диалог состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.
Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры.
Большая часть диалогов состоит из вопросов и ответов. Для примера вспомним диалог сказочных персонажей из сказки «Теремок».
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, волчок-серый бочок.
— А я медведь косолапый.
вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Как выбрать репетитора по русскому языку
Бесплатный пробный урок с репетитором
Практичные советы по изучению русского языка
Памятка «Правила ведения диалога».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМЕНИ ЧЕТВЁРТОЙ
КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
по теме «Правила ведения диалога. Искусство разговора»
учителем русского языка и литературы
ГБОУ РО НОШИ с ПЛП
Цыгановой Марией Алексеевной
Умение правильно вести диалог или, проще говоря, умение общаться – это ключ ко всем дверям в нашей жизни. Убедительно говорить ценилось еще в Древнем Риме. Сегодня, когда успех того или иного дела напрямую связан с общением, эта способность стала необходима каждому человеку.
Да, со времен древности изменились специфика построения речи, особенности ведения диалога — но и в современных реалиях существуют простые и четкие правила, следуя которым мы можем надеяться на понимание, внимание и благосклонный отклик со стороны собеседника. О правилах успешного разговора мы и будем вести речь в данной работе.
Актуальность выбранной темы продиктована форматом устного экзамена по русскому языку. Итоговое собеседование направлено на проверку навыков спонтанной речи.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Наша работа будет направлена на обучение учащихся правилам ведения диалога. Что поможет им успешно пройти испытание итогового собеседования и получить допуск к основному государственному экзамену.
Задание № 4 устного собеседования построено с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и диалога (беседы). Во время беседы учащимся будут заданы вопросы о выбранной ими теме. Необходимо дать полный развернутый ответ на вопросы, заданные собеседником.
В качестве примера в работе приведены несколько тем для диалога.
Какие пейзажи можно встретить в Вашем родном крае?
Опишите Ваше любимое занятие во время отдыха на природе.
Почему людям так важно бывать на природе?
Что для Вас важнее: где или с кем провести выходной день?
Согласны ли Вы, что лучший отдых – это смена деятельности?
В чем для Вас заключается лучший отдых?
Какие качества характера людей чаще всего приводят к конфликтам?
Умение признать свою ошибку или вину, попросить прощения – показатель силы или слабости человека? Почему?
Стоит ли «выносить сор из избы», делиться своими семейными конфликтами с посторонними людьми?
Итогом нашей деятельности над выбранной темой стало создание «памятки». Работа строилась в виде проектной деятельности, совместной с учащимися 9 классов. Были созданы 4 группы, которые работали в определенных направлениях.
1 группа: выясняла, что такое диалог. Изучала его специфические особенности и виды.
2 группа: изучала правила ведения диалога для говорящего и для слушающего.
3 группа: занималась изучением критериев оценивания коммуникативной задачи экзаменуемых и подбором упражнений, направленных на применение теоретических знания на практике.
4 группа: рассматривала правила современного этикета общения и секреты искусного диалога.
ПАМЯТКА (для учащихся 9-х классов)
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА. Искусство разговора.
Иногда уже по первому слову видно,
что хорошего диалога не выйдет.
Диалог — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками, естественная форма общения с собеседником.
Диалог имеет свои специфические особенности:
1. При диалоге происходит обмен информации между двумя (собственно диалог) или несколькими (полилог) участниками разговора;
2. Каждое высказывание участника диалога называется репликой;
3. Участники диалога по очереди обмениваются репликами в форме вопрос/ответ, утверждение/отрицание, утверждение/уточнение;
4. Чаще всего на письме каждая реплика пишется с новой строчки, перед ней ставится тире;
5. Грамматической особенностью диалогов является употребление неполных предложений, ведь большая часть информации известна участникам разговора из предыдущих реплик.
Виды диалога:
1. Обычный диалог (беседа на любую тему);
2. Дискуссия (обмен мнениями);
При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество. Диалог подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих себя, — это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения.
Правила для говорящего:
1. Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию;
2. Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы;
3. Каждое высказывание должно быть целесообразным;
4. Содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено;
5. Сообщение должно быть уместным;
6. Сообщение не должно быть противоречивым;
7. Сообщение должно содержать новую информацию;
8. Сообщение не должно быть многословным.
Правила для слушающего:
1. Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц;
2. Слушающий должен выделить истинные и ложные высказывания;
3. Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания;
4. Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания;
5. Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями;
6. Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет добросовестность намерений говорящего;
7. С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам;
8.Внимание уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается способность собеседника к пониманию и суждению;
9. Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям;
10. Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную и пригодную информацию, которая будет основой ответного суждения.
Знание данных правил поможет вам справиться с 4 заданием устного собеседования по русскому языку. Это задание включает в себя диалог с экзаменатором – собеседником. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Вам необходимо давать полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором.
Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по 5 ответам.
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но дан неточный или односложный ответ на вопрос, или экзаменуемый не дал ответ на вопрос.
Максимальное количество баллов
Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы.
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.
Допущено не более 3 ошибок.
Допущено более 3 ошибок.
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции
Максимальное количество баллов
Общее количество баллов за задание – 8.
1. Есть ли у Вас друг?
2. Почему Вы подружились? Что у вас общего?
3. Чем Ваш товарищ отличается от Вас?
4. Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?
5. Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.
1. Случалось ли Вам попадать в затруднительное положение?
2. Кто помог Вам справиться со сложной жизненной ситуацией?
3. Какую роль в разрешении Ваших проблем играют друзья?
4. Как Вы думаете, кому легче переносить жизненные невзгоды, тому, кто одинок, или тому, у кого есть друг? Почему Вы так считаете?
5. Посоветуйте своим сверстникам, как избежать неприятностей.
«Обращение на «ты» сближает, стирает границы в общении между людьми» – отмечают некоторые противники обращения на «Вы». Однако границы между людьми всегда были и будут. Спорным остаётся вопрос разделения «ты» и «Вы» в Интернете. Так, многие полагают, что интернет всех уравнивает: все – один социальный слой и класс. Интересный выход нашли на некоторых форумах, когда при регистрации необходимо указать предпочтительную форму обращения. Что действительно существенно упрощает общение.
Итак, согласно правилам современного этикета обращение «Вы» является обязательным в следующих случаях:
Независимо от возраста и социального происхождения – в официальной среде и при обращении к малознакомому либо же незнакомому. При этом, обращение на «Вы» к человеку, достигшему 25 лет, дополняется именем и отчеством; к тем же, кому от 15 до 25 – чаще всего только полной формой имени.
При общении с человеком, встреченным впервые.
В общении между сослуживцами, в случае присутствия при этом посторонних лиц.
Во время делового общения в случае отсутствия неформальных отношений между людьми.
К коллегам во время конференции, симпозиума, и т.п., вне зависимости от форм общения с ними в неформальной обстановке.
При общении врача с пациентом, вне зависимости от обстоятельств.
Журналистами во время интервью даже с хорошо знакомыми людьми.
При обращении к учащимся старшей и средней школы, что подчёркивает уважительное отношение и отмечает зрелость личности.
По отношению к людям старшего возраста – вместе с именем и отчеством.
В официальной обстановке даже по отношению к хорошо знакомому человеку.
Обращение «ты» допустимо:
В семье, что является свидетельством близких отношений. Хотя и сегодня кое-где сохраняется традиция обращения к родителям на «Вы».
В неофициальной обстановке при обращении к хорошему знакомому, коллеге, другу, к детям.
В школе при обращении к ребёнку до 9 лет.
СЕКРЕТЫ ИСКУСНОГО ДИАЛОГА
Искусство грамотного общения
Овладеть богатым словарным запасом при желании не составит труда. Намного важнее будет уверенно поставленный голос, четкая дикция и уместность применения тех или иных слов.Не поленитесь узнать точное значение слов, их синонимы и антонимы, склонение, род и ударение. Только так вам удастся правильно и грамотно использовать их в разговоре.
Избавляемся от банальности
Первое, что вы должны сделать — это постараться по минимуму употреблять избитые выражения и слова, которые используете в своем обиходе. Например, банальный набор слов типа «хороший», «красивый», «умный» и т. д. можно заменить альтернативными вариантами, Например, слово «красивый» в зависимости от ситуации можно заменить на «яркий», «изящный», «роскошный», «бесподобный», «великолепный», «восхитительный».
Засоряющие речь выражения
Следует обратить свое пристальное внимание на слова-паразиты. Даже если вы не замечаете их присутствия в своем лексиконе, они есть практически у каждого человека. Такие слова режут слух окружающих и сбивают вашу речь, из-за этого вашим собеседникам порой бывает сложно уловить даже мысль разговора.
Научившись четко выстраивать предложения, используя умные слова для общения, избавившись от засоряющих речь выражений, вы сможете произвести превосходное впечатление, ведь чем более грамотно человек разговаривает, тем более разумным и успешным он кажется своим собеседникам.
При соблюдении простых правил диалога и усиленной подготовке, Вы успешно справитесь с заданием 4 устного экзамена по русскому языку. Желаем Вам удачи!
Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении) выражают нормативно-этическую функцию и обеспечивают определенное моралъно-психологическое качество общения. Вот некоторые их этих правил, которые необходимо знать и соблюдать педагогу и которые он, должен привить своим воспитанникам.
— доброжелательно относитесь к собеседнику; избегайте негативных оценок его личности, особенно в вульгарной форме;
— узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;
— правильно выбирайте тему разговора: она должен быть интересна и понятна партнерам; — не выпячивайте свое «Я», приглушайте самомнение; старайтесь поставить в центр внимания не себя и свои оценки событий, а личность слушающего, его осведомленность и интерес к теме разговора;
— не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь;
— умейте внушить партнеру по общению сознание его значительности: искусство признания достоинств (а не унижения или разоблачения) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и доведено до автоматизма.
— внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;
— слушайте доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя доверие собеседнику, окончательный вывод сделаете позже;
— не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; помните — важнее получить информацию, чем передать ее.
— если собеседники, ведущие диалог, не включают вас в общение, то вы — по этикету — должны «изобразить пустое место», т.е. выражением лица, позой продемонстрировать отсутствие интереса к чужому разговору;
— если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, воспользуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;
— если присутствующий, являясь невольным слушателем, обладает информацией, интересующей всех, или может устранить неточность или заблуждение в разговоре, то по его инициативе допускается его включение в круг общения. В этом случае следует деликатно «вклиниться» в речевое пространство словами: «Простите, что вмешиваюсь». Главное здесь — не допустить бестактности.
Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы.
Этикет беседы включает в себя выбор темы и правила поведения собеседников.
Выбор темы беседы зависит от многих факторов: повода, по которому люди собрались, культурного уровня собеседников, общности их интересов. Тема разговора, по возможности, должна быть интересной для всех участвующих. Среди малознакомых людей можно завести разговор о кинофильме, спектакле, концерте, выставке. Можно предложить обсуждение прочитанной книги или последних научных достижений, что может дать толчок для возникновения новых тем и мыслей. Обычно всех привлекают также политические события. Однако в условиях «всеобщей политизации» опасайтесь, чтобы разговор на эту тему не перешел в жаркие политические баталии.
Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из присутствующих не может принять участия. Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому явного предпочтения. При выборе темы нужно считаться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.
Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах работы, а обсуждающему план работы — о вчерашней вечеринке. Не жалуются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры: это может поставить собеседника в неловкое положение. В обществе не рассказывают страшных историй и вообще
избегают всего, что может вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение. Так, в присутствии больного не говорят о смерти, о том, что он плохо выглядит, наоборот, стараются его подбодрить. В пути, особенно в самолете, не рассказывают о воздушных катастрофах, в машине — об автомобильных авариях. За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Пищу, стоящую на столе, не критикуют и не рассматривают с неодобрением. Похвалив же домашний стол, вы доставите удовольствие хозяйке.
Правила поведения собеседников во время беседы регламентируются в основном нормами вежливости и тактичности. Поэтому, например, не рекомендуется проявлять в разговоре излишнее любопытство. Невежливо и бестактно проникать в чужие интимные дела. Не принято спрашивать о возрасте женщины, а еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.
Об окружающих следует говорить только в корректном тоне. Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где начинается сплетня или того хуже — клевета. Ироничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.
Хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше.
Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непременное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. Поэтому, как бы вам не было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ другого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.
Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда старший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Молодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в беседу. В свою очередь старшие должны давать молодым возможность высказаться, не прерывать их.
Человек, обладающий даром остроумия, должен использовать свой дар тактично, не высмеивая окружающих, не подтрунивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.
Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопустимы пошлости вне зависимости от того, в каком виде они преподносятся.
По отношению к самоуверенному «всезнайке» хорошо воспитанный человек держится скромно и спокойно, делая вид,
что не замечает его оплошностей. Если же необходимо поправить говорящего, нужно делать это деликатно, не обижая его, прибегая к помощи выражений типа: «простите, вы не ошиблись?» и т.п. Ошибиться может каждый. Но тот, кто заметил ошибку другого, не должен говорить поучительным тоном.
Невежливо поправлять рассказчика грубыми фразами типа: «Неправда», «Вы ничего не смыслите в этом», «Это ясно как божий день и известно каждому ребенку» и т.д. Ту же мысль можно выразить вежливо, не оскорбляя другого, например: «Простите, но я с вами не согласен», «Мне кажется, что вы не правы», «Я придерживаюсь другого мнения» и т.п.
Невежливо также отделяться от общества, организовывая отдельный «клуб». В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-либо важное, незаметно уединяются. Если все общество говорит на одном языке, невежливо говорить с кем-нибудь на другом. Если среди собравшихся находится человек, не владеющий местным языком, ему стараются перевести разговор.
Воспитанный человек не «расцвечивает» свою речь сильными выражениями, не бранится, не сплетничает, не перебивает других.
Не «тараторьте», но и не растягивайте слова; не бормочите под нос, но и не кричите. Не подталкивайте при разговоре партнера локтем, не похлопывайте его по плечу, не трогайте его пуговиц и рукавов, не смахивайте с его одежды пылинок. Не жестикулируйте, не брызжите слюной. Громкий, привлекающий внимание смех неприличен.
К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.
Во время беседы не занимайтесь посторонними вещами, не читайте, не разговаривайте с соседом, не играйте каким-либо предметом, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядам мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет.
Педагог должен постоянно иметь в виду, что высокий уровень культура речи, соблюдение правил речевого поведения и речевого этикета призваны помочь ему и его ученикам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими людьми.
Виды монологических текстов. Монологические высказывания профессионального содержания (описание, повествование, рассуждение)
Виды монологических текстов. Монологические высказывания профессионального содержания (описание, повествование, рассуждение)
1. Описание профессионального содержания.
1. Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Во-вторых, монолог это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно, прежде всего, для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.
К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.
Приведем пример информационной речи (сообщение директора фирмы «Досуг» об итогах международной выставки «Малый бизнес-98. Технология успеха»):
«Прошедшая выставка, с одной стороны, была широкой рекламой малого бизнеса вообще. С другой — демонстрацией достижений предприятий, участвовавших в этой выставке. С третьей — выставка дала возможность пообщаться коллегам по бизнесу. Но самая главная задача подобного мероприятия, я считаю, — просветительская» (Предприниматель Петербурга. 1998. № 9).
Убеждающая речь обращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.
В качестве примера приведем речь губернатора Санкт-Петербурга на открытии памятника Н. В. Гоголю:
«Произошло событие поистине историческое, мы открываем памятник великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Мы, наконец-то, выполняем свой долг перед гением мировой литературы. Авторы монумента создали образ зрелого, мудрого, погруженного в себя человека. «Я всегда закутываюсь плащом своим, когда иду по Невскому проспекту», — писал он. Именно таким мы увидели сегодня Гоголя» (Неделя. 1997. № 47).
Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
В качестве примера политической речи приведем отрывок из речи вице-губернатора Санкт-Петербурга, члена политсовета Движения «Яблоко»:
«Важнейшая задача ближайших полутора лет стабилизация долга города, в том числе с помощью международных, в финансовом отношении более выгодных займов. Если эта задача будет решена — в городе возникнет совсем другая финансовая ситуация. При которой будут лучше решаться вопросы выплаты зарплаты и пенсий, реализации важнейших социальных программ.
Верю, что нам это удастся». (Невский обозреватель. 1997. № 3).
Монолог имеет определенную композиционную форму, которая зависит от жанрово-стилистической или функционально-смысловой принадлежности. К жанрово-стилистическим разновидностям монолога можно отнести ораторскую речь (о которой будет сказано отдельно далее), художественный монолог, официально-деловой монолог и другие типы, к функционально-смысловым типам описание, повествование, рассуждение (также будут рассмотрены отдельно).
Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определенной степени монолог это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, т. е. все то, что может свидетельствовать о стремлении говорящего повысить коммуникативную активность собеседника-адресата, вызвать его ответную реакцию. (Более подробно о средствах диалогизации монологической речи будет сказано в гл. III.)
Рассмотрим особенности построения монологической речи и ее характеристики на конкретном примере.
«Так, времени у меня немного. 30 минут. Хватит? Отлично. Итак, что вас интересует? Образование — экономическое, но работать я начала в одной юридической конторе, И довольно быстро от секретаря-референта дошла до заместителя директора. Время начиналось благоприятное для тех, кто владел азами экономических знаний. А я владела. Но очень скоро поняла это, начала что-то делать. Так уже сложилось, что вокруг оказались филологи со знанием языков, и я организовала курсы, потом — центр переводов.
Мы не сразу начали процветать, конечно, а в какой-то момент и вовсе почти разорились.
Все было непросто. Но я справилась с ситуацией. Да, я пять лет не была в отпуске. Не езжу за границу. Мой дом — вот этот кабинет сутра до ночи. Нет, это неправда, что больше ничего мне не нужно. Конечно, нужно. Но отношения с мужчинами складываются трудно.
В этом отрывке представлен пример неофициального неподготовленного монолога развернутое высказывание одного лица. Данный монолог представляет собой сообщение, сознательно направленное определенному слушателю. Тематически он отличается определенным однообразием: это сообщение женщины о своей жизни образовании, работе, проблемах, семье. По цели высказывания его можно охарактеризовать как информационный. Рассматриваемый монолог имеет определенную структуру: вступление (Так, времени у меня немного. 30 минут. Хватит? Отлично; Итак, что вас интересует?), в котором говорящий определяет тему своей речи (Что вас интересует?), основная часть собственно рассказ о жизни, и заключение заключительная часть монолога, где говорящий, подводя итог сказанному, утверждает, что в конечном счете все делает для сына.
Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основных разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной диалогическая.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
Описание это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Примеры описания в научном и художественном стиле:
1. Яблоня ранет пурпуровый морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5 3 см. Вес плода 17 23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
2. Повествование это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
3. Рассуждение это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть вывод, заключение.
Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:
Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий идущий впереди.
Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).
Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
1. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Русский язык, 1983. 68с.
2. Пособие по обучению профессиональной научной речи. М.: Высшая школа, 1984.
3. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская и др. СПб.: Питер, 2005.
В данной статье мы с вами обсудим, чем монолог отличается от диалога.
Монолог и диалог представляют собой два разных типа речи. Многие люди не понимают, чем они отличаются и мы решили ответить на этот вопрос.
Что такое диалог?
Диалог является беседой, в которой участвует от двух человек. За его единицу принимается диалогическое единство — объединяется несколько реплик, имеющих одну общую тематику. Все высказывания находятся в зависимости друг от друга. Существует специальный кодекс взаимоотношений, которым определяется характер диалога. Так, существует три вида взаимодействия — зависимость, сотрудничество и равенство.
У каждого диалога имеется структура. Как и всегда — это начало, середина и конец. Размер диалога не имеет каких-то границ и может длиться бесконечно. Но, как показывает практика, окончание есть всегда.
Диалог является более популярным, потому что это начальная форма коммуникации и она используется во всех видах разговорной речи.
Диалог считается спонтанной речью, которую невозможно подготовить заранее. Независимо от вида речи и даже при тщательной подготовке, течение диалога все равно будет не таким, потому что нельзя предугадать ответ собеседника и его реакцию.
Чтобы диалог мог быть построен, требуются общие знания участников или хотя бы минимальный разрыв. Если кто-то один не особо информативен, то это может плохо сказаться на продуктивности диалога.
В зависимости от целей и задач выделяется несколько видов диалога — бытовой, деловой и интервью.
Что такое монолог?
Монолог является речью, для которой не нужны двое. Он имеет два разных вида. Прежде всего, монолог целенаправленный, сознательно обращается к слушателям, и характерен для устной речи.
Чем отличается диалог от монолога?
Итак, мы разобрались, что обозначают эти два понятия и теперь можно судить об их различиях. Прежде всего — это количество участников. В диалоге не может быть всего один участник, чтобы он состоялся, нужно как минимум двое. Что касается монолога, то для него нужен всего один и ответа он не требует.
Еще важно отметить, что монолог может быть подготовленным, а диалог — нет. Это обусловлено тем, что ответы собеседника никогда нельзя предугадать, так что даже при самой лучшей подготовке разговор все равно пойдет не так, как спланировано.