Как написать официальное письмо
Официальное письмо – это форма делового послания, которое имеет статус документа. Оно может применяться для отправки каких-то сообщений между организациями или индивидуальными предпринимателями и частными лицами.
Чем отличается официальное письмо от обычного
Между обычными письмами и официальными посланиями существует несколько различий:
Кроме того, официальные письма зачастую формируются на специальных фирменных бланках – это придает им солидности и лишний раз подчеркивает их официальных статус.
Подробнее о реквизитах
Что касается реквизитов на официальных бланках, то не лишним будет дать расширенное описание этой части документа, называемой на языке делопроизводителей «формуляром». В частности, в бланках всегда должно быть:
Типы информационных писем
Информационные письма могут быть самыми различными:
То есть, по сути дела, они могут составляться по самым разным поводам и обстоятельствам. Главное условие — их соответствие определенным критериям.
При этом следует иметь ввиду, что официальные письма – единственный вид документов, на которых не ставится их название.
Общие требования ко всем письмам
При составлении официального послания следует придерживаться определенных норм и стандартов. В такого рода корреспонденции нужно обязательно использовать только вежливую форму обращения к адресату, излагать основные мысли необходимо коротко, емко, строго по делу (не забывая о том, что человек не всегда готов тратить на прочтение письма много времени).
Если текст послания слишком длинный и содержит много разнообразной информации, его надо поделить на абзацы, а при необходимости – еще и на отдельные пункты, не забывая при этом делать смысловые акценты. Можно выделять какие-то мысли размером или цветом шрифта (если письмо печатается на компьютере) или подчеркиванием (если письмо пишется от руки).
Самую важную часть письма следует писать в начале или конце – в этом случае она лучше запоминается.
Чего следует избегать
К официальным письмам требования достаточно серьезные и определенные. В них недопустимо использовать узкоспециальные термины, большое количество сложных речевых, деепричастных и причастных оборотов, грубые слова и, тем более, ненормативную лексику. Также следует избегать витиеватых или размытых по смыслу предложений. Тон послания должен быть сдержанным, исключены какие-либо развязность, панибратство.
Как сформировать официальное письмо
Для официального письма не разработано никаких стандартов и шаблонов, так что писать его можно в свободной форме или по образцу, разработанному на предприятии. Главное условие, чтобы данный документ по своей структуре соответствовал нормам делопроизводства, а по тексту — правилам русского языка.
Следует помнить о том, что существует ряд сведений, которые должны содержаться в информационном письме непременно:
К письму могут быть приложены какие-либо дополнительные бумаги, фото и видео документы. В этом случае их наличие следует отметить в основном тексте. Также допустимо указывать в «теле» письма ссылки на законы, нормативные, правовые акты, имеющие непосредственное отношение к посланию.
Как доставить письмо до адресата
Отправлять официальные письма можно разными способами:
Образец делового письма
Составление различного рода деловых писем – необходимая часть работы представителей бизнеса. Благодаря подобным посланиям они приобретают возможность решать коммерческие вопросы наиболее доступным, быстрым и оптимальным путем.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Какие деловые письма бывают
Условно деловые письма можно разделить на несколько основных категорий:
Отдельным пунктом можно пометить ответы на все эти письма, которые также являются частью официальной деловой корреспонденции и также пишутся по определенным канонам.
Кто должен выступать в роли автора письма
Деловые письма всегда должны содержать подпись. При этом непосредственно составлением письма может заниматься любой сотрудник компании, в чью компетенцию входит данная функция или уполномоченный на это распоряжением директора. Обычно это специалист или руководитель того структурного подразделения, в ведение которого входит тематика послания. Однако вне зависимости от того, кто именно занят написанием, письмо в любом случае нужно передавать на утверждение руководителю, памятуя о том, что оно пишется от лица компании.
Общие правила написания деловых писем
Все деловые послания должны касаться только деятельности фирмы или обстоятельств, с ней связанных. При этом, вне зависимости от содержания, они должны подчиняться некоторым требованиям.
В первую очередь, это определенная структура. В послании всегда должны быть указаны:
Следует отметить, что письма могут адресовываться как отдельным сотрудникам, так и целым коллективам (в этом случае достаточно ограничиться приветствием «Добрый день!»).
К письму могут прилагаться различные дополнительные документы, фото и видео свидетельства – при наличии таковых, это необходимо отразить в основном тексте.
Письмо можно оформлять как на обычном стандартном листе формата А4, так и на фирменном бланке организации. Второй вариант предпочтительнее, поскольку при нем не надо вручную вбивать реквизиты компании, кроме того, такое письмо выглядит солиднее и лишний раз свидетельствует о принадлежности послания к официальной корреспонденции. Его можно писать в рукописном виде (особенно удачно получаются письма, написанные каллиграфическим почерком), или же печатать на компьютере (удобно, когда нужно создать несколько копий письма).
Письмо обязательно должно быть заверено подписью, но при этом проштамповывать его не обязательно, т.к. с 2016 года юридические лица освобождены от необходимости применять в своей деятельности печати.
Перед отправлением послание при надобности регистрируется в журнале исходящей документации, в котором ему присваивается номер и ставится дата отправления.
На что обращать внимание при составлении письма
При составлении письма нужно тщательно следить за правописанием, придерживаться правил и норм русского языка по части лексики, грамматики, пунктуации и т.д. Получатели всегда обращают внимание на то, насколько грамотно изложены и оформлены мысли в послании.
Не стоит забывать о том, что проведенные исследования однозначно говорят о том, что люди не готовы тратить на прочтение подобного рода писем более одной минуты.
Письмо необходимо писать в корректной форме, не «растекаясь мыслью по древу», достаточно коротко и емко, по делу. Каждая новая тема должна быть оформлена в виде отдельного абзаца, которые при необходимости надо разделить на пункты. Кроме того, лаконичное и четкое письмо даст понять получателю, что автор ценит его время. Здесь поговорка «краткость — сестра таланта» — к месту.
Чего нельзя допускать в деловом письме
В деловых письмах совершенно недопустим развязный или фривольный тон, ровно как и лишком сухой текст и банальные «штампы». Также следует избегать сложных формулировок, обилия причастных и деепричастных оборотов, специальной терминологии, понятной узкому кругу специалистов.
В письмо нельзя включать непроверенные, недостоверные и уж, тем более, заведомо ложные сведения.
Надо иметь ввиду, что такой тип посланий не только является частью рутинной деловой корреспонденции, но и, во многих случаях, относится к официальным документам, которые впоследствии могут обрести статус юридически значимых.
Как отправить письмо
Любое официальное послание можно отправить несколькими основными путями.
Минус здесь один – при большом количестве почты у адресата, письмо может легко затеряться или же попасть в папку «Спам», поэтому при отправлении писем таким способом, желательно дополнительно удостовериться в том, что письмо получено (через простой телефонный звонок).
Обычно отправление через стандартную почту используется в тех случаях, когда отправляются оригиналы документов, письма, заверенные живыми подписями и печатями.
Письмо-обращение
Одним из самых распространенных видов деловых писем, направляемых физическими лицами и организациями другим физическим лицам или организациям, является письмо-обращение.
Кто и куда может обращаться
Суть письма-обращения заключается в мотивации его получателя выполнить какое-либо действие или рассмотреть какой-то вопрос.
По большому счету обратиться посредством письма можно к любому адресату. Главными условиями действенности обращения будут:
Круг вопросов, освещаемых письмами-обращениями, достаточно широк. Различают следующие виды обращений в зависимости от статуса отправителя и получателя:
Посредством писем-обращений можно:
Следует помнить, что для некоторых типов обращений существуют установленные законом формы, без соблюдения которых данное обращение к рассмотрению принято не будет.
Составление письма-обращения
Для большинства видов обращений законом определена свободная форма вплоть до отсутствия требований к орфографии (это, например, относится к письмам в прокуратуру, полицию).
Главное условие — чтобы обращение отвечало на вопросы о том, кем и куда оно направлено и чего хочет его автор. Кроме того, обращение должно быть мотивированным.
Если обращение составлено на основании какого-либо нормативного акта, во исполнение какого-либо требования, то его необходимо упомянуть в тексте.
В целом же структура писем-обращений выглядит следующим образом:
Письмо-обращение, автором которого является организация, оформляется на фирменном бланке организации.
Направление обращения
Письмо-обращение может быть направлено различными способами:
Рекомендуем при передаче письма лично или через курьера оформить второй экземпляр письма, на котором принявшее его лицо (секретарь, работник канцелярии) проставит свою подпись.
Создание письма в веб-приложении Word
Создавать письма в Интернете можно быстро и легко.
Выберите один из шаблоновписем и откройте его в Word для Интернета, чтобы сделать его своим.
Совет: Если вы уже Word для Интернета, перейдите к шаблонам писем, нажав файл > New, а затем под изображениями шаблонов щелкните Ссылки на Office.com.
Вы будете на странице Шаблоны для Word. В списке категорий выберите буквы.
В процессе работы над письмом, возможно, понадобится переименовать его.
Отправка письма
Когда все будет готово, распечатайте его или отправьте в электронном виде. Это можно сделать, когда буква остается открытой в Word для Интернета. Нет необходимости предварительно сохранять его (это уже сделано за вас).
Печать
Чтобы распечатать письмо, нажмите клавиши CTRL+P; откроется диалоговое окно «Печать».
Примечание: Если это окно не открывается, щелкните ссылку, чтобы открыть копию своего письма в формате PDF. В этом окне воспользуйтесь командой печати в программе просмотра PDF-файлов.
Отправка ссылки на письмо
Если ваше письмо сохранено в электронном виде, отправьте на него ссылку:
В верхней части экрана нажмите кнопку Общий доступ.
В разделе Общий доступ щелкните элемент Получить ссылку.
В списке Выберите один из вариантов выберите пункт Только просмотр.
Нажмите кнопку Создать ссылку.
Щелкните веб-адрес, чтобы выделить его, а затем скопируйте и вставьте его в сообщение электронной почты, текстовое сообщение или запись блога.
Правильное оформление текста в программе Word: советы для копирайтеров + видеоурок
Приветствую, дорогие коллеги! Почти два года назад я написал очень полезный, на мой взгляд, пост «Программы для копирайтинга: рассмотрение основных функций и настройка (word)». В нем я рассказал о возможностях программы Word 2010, которые могут существенно упростить работу копирайтера. Эту статью про оформление текста можно считать продолжением того поста. Главная ее задача – сообщить о процессе создания красивой статьи с правильным форматированием, которую можно смело отправлять заказчику или сразу публиковать на сайте. И да, снова будет видео. Короткое и информативное.
Главное правило оформления текста в Word
Каждый копирайтер украшает свою работу по-своему. Но все они (по крайней мере, серьезные специалисты) придерживаются этого правила.
Из текста нужно удалить лишние пробелы!
Размер шрифта, заголовки, стили – важно. Отсутствие двойных и тройных пробелов – необходимо. Это даже не признак профессионализма копирайтера. Это элементарное уважение по отношению к заказчику.
Как избавиться от лишних пробелов можно узнать из этой статьи, о которой упоминал выше, или из видео в самом конце поста.
Проблема с пробелами решена. Что дальше?
Подберите подходящий шрифт, который удобно читать и который хорошо смотрится. Думаю, невозможно создать красивое оформление текста в Word, используя стандартный шрифт Calibri.
Мне нравится Times New Roman. Некоторые издательства принимают тексты, написанные только этим шрифтом. Он читабельный, серьезный, привычный. Вот только…
Вот только есть вероятность, что некоторым заказчикам (да и копирайтерам) он слегка надоел. Есть другие читабельные шрифты, которые считаются эффективными – Arial, Tahoma, Verdana.
Важно! Не стоит быть слишком оригинальным и писать текст каким-то уникальным шрифтом, который вы отыскали в Интернете. Вряд ли такой шрифт будет установлен на компьютере заказчика. Microsoft Word просто заменит его на стандартный. Даже если его и увидит заказчик, текст может показаться слишком сложным для восприятия или произвести совершенно не то впечатление, на которое вы рассчитывали.
Теперь текст нужно правильно выровнять
По умолчанию ваш текст выравнивается по левому краю. Многие знатоки написания рекламных текстов советуют только такой вариант. Все дело в том, что выравнивать свои рекламные послания по левому краю советовал еще Огилви. Он опирался на серьезные исследования в этой области.
Все же не стоит забывать, что книги великого копирайтера написаны до изобретения Microsoft Word.
Я советую шагать в ногу со временем и спокойно выравнивать свои тексты по ширине. Сделать это можно с помощью комбинации клавиш Ctrl + J, или нажав на соответствующий значок в во вкладке «Главная», группе «Абзац». Скриншот чуть ниже и видео в самом низу вам в помощь.
Использование стилей при правильном форматировании текста в Word
Многие райтеры вообще не используют стили. А зря. И вот почему.
Напоминаю, что группа «Стили» тоже находится во вкладке «Главная». Можете попробовать разобраться сами, а можете посмотреть, как использую стили я. Опять-таки все есть и в видео внизу статьи, и в посте об основных настройках Word.
Интервалы до и после абзаца
Хорошо, когда текст на сайте – это не одна длинная сплошная колонка, а аккуратные абзацы, между которыми небольшое расстояние. Согласны? Статья так выглядит лучше и ее удобнее читать.
Почему бы не сделать текст, который вы отправляете заказчику, тоже более читабельным и симпатичным? Добавьте в свою работу интервалы перед абзацем и после него. Снова используйте вкладку «Главная» и группу «Абзац».
Важный нюанс! Если вы красиво оформляете текст в Ворде с помощью интервалов, помните, что их нельзя перенести на сайт. Расстояние между абзацами проставляет «движок» ресурса. Его можно изменить лишь путем редактирования файла CSS. Интервалы, добавленные способом, который я описал выше, «видит» только Word.
Следующий этап правильного оформления текста в Ворде – добавление картинок
Умение поместить иллюстрацию в свою статью так, чтобы «ничего никуда не съехало» – важный навык для копирайтера. Обязательно научитесь это делать. Полезно и при написании текстов на заказ, и при оформлении портфолио. Детальная инструкция здесь и в видеоуроке в конце поста.
Не забудьте создать шаблон
Просто сохраните документ, где уже выставлен красивый читабельный шрифт, выравнивание, интервалы и созданы стили. Когда будете работать над новым заказом, не создавайте новый документ, а набирайте текст в этом шаблоне. Это сохранит довольно значительное количество времени. Плюс все ваши работы будут оформлены по одному образцу.
Теперь все по порядку
Итак, к вам поступил заказ. Вы набрали в текстовом редакторе Word текст. Можно его сразу отправить. Но гораздо лучше, если вначале вы:
Думаю, не стоит объяснять, что, когда у вас уже будет готовый шаблон, список манипуляций с текстом перед отправкой заказчику будет гораздо короче.
Пример того, как правильно оформлять текст (долгожданное видео)
Урок, который я обещал в самом начале статье. Все этапы оформления своей работы в текстовом редакторе. Рассказываю и показываю. Для тех, кто лучше воспринимает инструкции в видеоформате. Тем, кто хорошо разобрался во всем после прочтения статьи, тоже советую посмотреть. Видео во многом дополняет пост. Есть в нем и несколько нюансов, о которых не упомянул выше.