Рекомендательное письмо в университет
Рассказываем, как сочинить хорошее мотивационное и зарекомендовать себя так, чтобы даже Дедушка Мороз захотел взять вас в ученики.
Рекомендательное письмо – неизменная часть пакета документов на обучение в зарубежном университете при поступлении в магистратуру, а в некоторых случаях и на бакалавриат. Как правило, высшие учебные заведения просят предоставить от одного до четырех писем объемом в одну страницу печатного текста (A4) в обязательном порядке. Помимо поступления, рекомендательные письма играют очень важную роль в определении стипендиатов и обладателей грантов. Теоретически, рекомендательное письмо пишет тот, кто его подписывает, но в подавляющем большинстве случаев эта работа остается за студентом. Поэтому необходимо учесть некоторые правила, при соблюдении которых рекомендательное письмо никогда не раскроет вашего авторства.
Поступление с UniPage
Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.
Тип документа | Официальный |
Минимальное количество символов | 1,500 без пробелов |
Максимальный количество символов | 3,000 без пробелов |
Название шрифта | Times New Roman |
Рекомендуемый размер шрифта | 12 |
Цвет шрифта | черный |
Междустрочный интервал | 1,5 (полуторный) |
Рекомендуемый размер отступов | 2 см (слева и справа) |
Зачем нужны рекомендательные письма?
Рекомендательное письмо – документ, который может придать вашей заявке дополнительный вес. Обычно такие письма пишутся коллегами или начальством с места работы, а в случае со студентами – профессорами и научными руководителями. Крайне редко просят получить рекомендацию от друзей или членов семьи. Такие письма необходимы приемным комиссиям, чтобы составить как можно более полную картину об абитуриенте. Иначе говоря, это еще один уровень фильтрации потенциальных студентов, помогающий отделить зерна от плевел.
Примеры рекомендательных писем для поступления в вузы
Язык | Страна | Степень | Ссылка |
---|---|---|---|
Английский | США | Бакалавр | Скачать |
Английский | США | Бакалавр | Скачать |
Английский | США | Бакалавр | Скачать |
Английский | США | Магистр | Скачать |
Английский | США | Магистр | Скачать |
Русский | Россия | Магистр | Скачать |
Английский | США | MBA | Скачать |
Английский | Украина | Доктор | Скачать |
Английский | США | Летняя программа | Скачать |
Шаг 1. Выберите автора
Первое, с чем нужно определиться еще до подготовки документов на поступление, – это автор письма. Это может быть научный руководитель дипломной работы, лектор, работодатель. В идеале все письма должны быть от лиц, непосредственно относящихся к выбранному вами предмету. Но если вы несколько лет работаете не по специальности, то письмо, описывающее вас как ответственного, внимательного и заинтересованного сотрудника, сыграет вам на руку. Что касается академических рекомендаций, здесь уже нет места для маневра – рекомендация от профессора физики не даст вам преимущества при поступлении на кафедру искусств.
Шаг 2. Обсудите детали
Если вы плохо знакомы с выбранным автором, свяжитесь с ним и обсудите условия, на которых автор согласен вас рекомендовать, предложите помощь в проектах. Скорее всего, от вас ничего не потребуется – эта практика широко применяется, и профессора подписывают письма «не глядя». Но в том редком случае, когда профессор отказывается вас рекомендовать без причины и нет возможности найти другого рекомендателя, предложите свое участие в его работе. Во-первых, это позволит ему увидеть ваши достоинства. Во-вторых, помощь в научной работе может стать отличным плюсом в резюме.
Обычно сами профессора рекомендации не пишут, но за содержание писем будут спрашивать именно с них. Поэтому если не очень знакомый вам преподаватель согласен поставить свою подпись, обязательно сообщите ему, что с ним могут связаться. Конечно, расспрашивать его никто не будет, но вполне может прийти письмо на электронную почту с вопросом, действительно ли он вас рекомендовал.
Шаг 3. Определите содержание рекомендации
Личные качества
Если вам повезло получить хотя бы устную оценку своих сильных сторон от автора, смело включайте её в текст письма, которое впоследствии автор и подпишет. Если же содержание оставлено полностью на ваше усмотрение, здесь уже необходима некоторая работа. Задача на этом этапе – не перечислить в очередной раз свои достоинства, а понять, как эти достоинства выглядят в глазах рекомендующего. И, разумеется, если рекомендательные письма пишут несколько человек, то и взгляд их должен хотя бы в чем-то разниться. Полезным будет вспомнить какие-то конкретные взаимодействия с рекомендателем, от лица которого вы пишете письмо.
Например, один автор подчеркивает вашу аккуратность, но так же считает вас коммуникабельным и старательным, второй акцентирует внимание на вашей работоспособности и так же считает аккуратным. Если все рекомендательные письма будут составлены по одному и тому же шаблону, это может навести на подозрения. Но при этом основные черты должны быть закреплены во всех письмах.
Помните, что комиссия также рассматривает и перевод транскрипта. Поэтому при оформлении содержания письма убедитесь, что оно соответствует полученным оценкам. К примеру, если в дипломе по философии у вас стоит «хорошо», а преподаватель философии описывает вас, как «наиболее способного студента», выглядит это неправдоподобно.
Практический опыт
Помимо лестных слов именно о вас, в рекомендации должны быть и примеры, подкрепляющие слова. Опишите работы, которые вы писали под руководством автора. Это может быть дипломное исследование на конкретную тему или курсовая работа, заслуживающая высокой оценки. Еще лучше будет, если у вас есть опыт совместной работы с рекомендателем, например, над научным или коммерческим проектом. Но так как подобные явления встречаются не так уж часто, подойдет любая активность, связывающая вашу персону с автором.
Что касается рекомендации от работодателей, тут можно привести любые мероприятия, которые вы воплотили во время деятельности – как успешно выполненный проект заказчика, отражающий ваши организационные навыки, так и сбор мягких игрушек в детские дома, что покажет вас сострадательным и инициативным.
Не забывайте, что чем более личным и богатым на примеры и ситуации будет письмо, тем правдоподобнее оно будет выглядеть. Впрочем, не переусердствуйте и всегда размышляйте логически. Работодатель вряд ли будет знать о ваших академических успехах в мельчайших подробностях и его не сильно будет волновать то, чем вы занимаетесь в личное время, если это не влияет на работу. Профессор, напротив, сконцентрируется на вашей исследовательской деятельности. Чтобы проверить, нужно ли вставлять в письмо тот или иной факт, спросите себя:
Изящным решением будет делать ненавязчивые отсылки к тезисам из мотивационного письма. Например, в своем эссе вы писали, что беретесь за множество дел или инициатив, но из-за этого у вас возникают проблемы с организацией вашего времени. Рекомендатель может заметить, что наблюдал случаи, когда вы хотели все успеть, но переоценивали свои силы. Однако он просит не судить вас строго, ведь вы работаете в поте лица, а высшее образование только усилит вашу дисциплину.
О недостатках
Вы можете подумать, что описывать недостатки неправильно, но это не совсем так. Безусловно, во всем нужно знать меру, но идеальные и успешные во всем люди часто вызывают зависть или скуку, в то время как небольшой изъян в успешном человеке располагает и вызывает симпатию, показывает, что вы тоже человек. Непобедимый Супермен, которого не мог сломить ни один злодей, скоро наскучил читателям, поэтому авторы придумали Криптонит, чтобы сделать его уязвимым и более человечным, а истории – более захватывающими. Вы можете сами заметить, что ваши любимые персонажи в книгах, играх или фильмах далеко не идеальные, допускают ошибки, в то время как герои и злодеи, возведенные в абсолют, выглядят, как занудные шаблоны. Впрочем, не следует прибегать к этой технике, если вы не можете элегантно обернуть ваши недостатки себе на пользу.
Шаг 4. Подготовьте печатную версию рекомендации
По возможности рекомендательное письмо должно быть напечатано на бланке организации или учебного заведения. При их отсутствии будет достаточно и печати организации. Убедитесь, что получившийся текст не совпадает по стилю с мотивационным письмом, иначе ваше авторство будет очевидно.
Советы по оформлению рекомендательного письма
По поводу языка написания, разумеется, письмо должно быть на языке будущего университета. Но если автор не владеет языком и отказывается его подписывать в данном виде, можете написать его на русском, подписать у преподавателя, заверить подпись печатью вуза/кафедры, а затем перевести полученный документ на кафедре иностранного языка или в переводческом бюро, также поставив печать организации, выполнившей перевод. Будьте внимательны и проверяйте требования к оформлению в каждом конкретном вузе.
Обычно в начале письма ставится дата рекомендации. После нее идет вступительное слово, как правило, классическое «To whom it may concern”. Затем идет указание лица, которое характеризуется в данной рекомендации. После этого идет основной текст, который можно разделить на несколько абзацев по содержанию.
В конце письма указывается должность и имя автора. Важно также дописать его контактные данные. По возможности это должна быть рабочая (не личная) почта преподавателя.
Шаг 5. Последние штрихи
Печатную версию рекомендации заверьте подписью автора и печатью. В случае необходимости переведите письмо на кафедре.
Если университет требует рукописную версию письма (что бывает крайне редко), попросите рекомендателя собственноручно переписать текст с печатной версии.
При отправке рекомендательного письма по почте автор должен поставить свою подпись на линии склейки запечатанного конверта. Обратный адрес письма должен быть, соответственно, не ваш, а автора.
Помощь в оформлении документов
В данной статье отражены только основные моменты при составлении документов. Для того чтобы учесть все тонкости, вы можете обратиться к нам за профессиональной помощью в составлении мотивационных и рекомендательных писем. Также мы предлагаем свою помощь в заполнении электронной заявки в университет и редактуре всех аппликационных документов. Опираясь на свой многолетний профессиональный опыт, мы можем качественно и быстро подготовить документы для увеличения ваших шансов на зачисление в зарубежный вуз.
Поделиться в
Поступление с UniPage
Поступление в университет – важный и ответственный шаг в жизни каждого. Эксперты UniPage:
Как составить заявление о поступлении в зарубежный вуз
Заявление о поступлении — едва ли не самый важный документ, который решает твою судьбу при поступлении в зарубежный университет. Многие абитуриенты не считают заявление важным, поэтому совершают ошибки, которые могут стоить места в вузе. Рассказываем, как избежать таких промахов.
The Application Form (Заявление о поступлении) — документ, в котором отражены результаты сдачи экзаменов, участие во внеклассных мероприятиях, твои достижения и награды, а также оценки. В приёмной комиссии по заявлению тебя оценивают и сравнивают твои успехи с достижениями других студентов.
В заявлении на поступление в университет приёмная комиссия в первую очередь смотрит на следующие пункты:
Университеты получают тысячи заявлений, и тебе нужно выделиться, чтобы выбрали именно тебя. Следующие простые шаги помогут произвести на приёмную комиссию хорошее впечатление.
Хочешь узнать, как выбрать университет, получить полное финансирование и оформить студенческую визу США? Пройди интенсив «Поступаем в США» с кофаундером LinguaTrip.com Мариной Могилко.
Шаг 1. Найди правильную форму заявления
Сегодня для поступления в зарубежный вуз не нужно лично приходить в приёмную комиссию и заполнять бланки от руки. Достаточно зайти на сайт выбранного университета и найти там ссылку для скачивания заявления. Это не займёт много времени.
Большинство американских вузов при приёме абитуриентов на бакалавриат используют единую анкету — Common Application или Universal College Application. Заполнив её один раз, можешь отправить несколько заявок в разные университеты. На программы магистратуры, MBA, аспирантуры (PhD), а также в некоторых вузах, которые не подключены к системе с единой анкетой, придётся заполнять отдельные анкеты, которые доступны на сайтах университетов.
Если ты по какой-то причине не нашёл заявление на сайте университета, не стесняйся написать в приёмную комиссию и попросить, чтобы они прислали заявление о поступлении на твою электронную почту. Можешь использовать шаблон письма ниже:
Шаг 2. Учти дедлайны
Создай на своём компьютере новый файл Excel, в котором сохраняй следующую информацию:
Шаг 3. Подготовь сопутствующие документы
Обычно в список документов, которые нужно предоставить вместе с Application Form, входят аттестат/диплом и его перевод на английский, средний балл (GPA), транскрипт оценок, результаты языковых тестов, а также удостоверяющие личность документы. Без них твоё заявление на поступление рассматривать не будут, и ты рискуешь упустить место на курсе. Проверь готовность всех документов до того, как заполнить и отправить заявку.
Как правильно посчитать GPA (средний балл диплома или аттестата) на американскую систему, рассказываем в нашей статье.
Шаг 4. Проверь свой профиль в соцсетях
Да, он может заинтересовать не только твоих друзей. Обычно социальные сети просматривают визовые офицеры, когда выносят решение по визе в США. Приёмная комиссия же не интересуется так сильно твоим профилем в Facebook, но лучше обезопасить себя и критически отсмотреть весь свой контент в соцсетях. Любые провокационные статусы или фотографии лучше удалить.
То же самое касается и адреса электронной почты: отправлять документы в зарубежный вуз с почты hotchick18 или URanIDIOT14 — не совсем удачная идея. Убедись, что на твоей страничке в соцсетях нет провокационных материалов, а почтовый адрес не содержит неприличных или глупых названий. Идеально, если в нём будет твои имя и фамилия, например, ivanov_alexander. Лучше завести аккаунт на Gmail.
Шаг 5. Правильно заполняем секцию об опыте работы, достижениях и академических успехах
Именно в этой части заявления ты можешь проявить себя и обратить внимание приёмной комиссии на свои заслуги.
Внимание: если у тебя много достижений, нужно выбрать только самые важные — те, которые действительно имеют значение для выбранной программы. Не забудь упомянуть название организации, где работал или проходил практику, и даты, когда ты был занят упомянутой деятельностью. Если ты работал, укажи полное название должности и сколько часов в неделю ты трудился. Не забудь написать о проектах, в которых ты принимал участие, а также описать качества и навыки, которые ты получил, — важно показать результат!
Когда список составлен, расставь все пункты в приоритетном порядке. Вот образец, как это может выглядеть:
Если тебе нечего написать в списке достижений, не искушайся и не вноси в эту секцию кучу ненужной информации. Лучше оставить место, чем написать то, что не относится к теме. Ты не удивишь приёмную комиссию тем, что ты «пожертвовал банку консервов водителю фуры, которая застряла в пробке в праздники». Наоборот, так ты только покажешь, что не умеешь выделять важную информацию и несерьёзно подходишь к процессу поступления.
Нужна помощь со сбором документов для поступления в зарубежный университет? Записывайся на консультацию по высшему образованию с нашими специалистами, которые сами поступили и окончили престижные вузы США. Они оценят твои шансы и помогут поступить в вуз мечты!
Шаг 5. Проверь заявление в университет на ошибки
Не оставляй вопросы без ответов. Из твоего заявления в вуз должно быть понятно всё о тебе, твоих достижениях и успехах. Несколько раз проверь заявление и убедись, что ты заполнил каждый пропуск и проверил каждую форму. Если ты не заполнил какой-то раздел, поставь прочерк, чтобы проверяющие не подумали, что ты не заметил раздел.
Перед отправкой внимательно просмотри заявление ещё раз. Проверь орфографию и пунктуацию, поищи ошибки и опечатки. Представь себя членом приёмной комиссии и подумай, что можно было бы исправить. Можешь распечатать копию своего заявления и дать почитать друзьям или учителю английского. Они могут заметить какие-то недочёты, которые пропустил ты, а также дадут мнение со стороны.
Кроме заявления тебе придётся написать мотивационное и рекомендательные письма, составить личную характеристику и эссе для поступления. Как их грамотно написать, узнаешь из нашего пособия «Пиши — Поступай». Там же найдёшь примеры выигрышных текстов.
Подписывайся на нашу рассылку по высшему образованию за рубежом. В ней мы делимся ежемесячной подборкой университетов и специальностей по разным странам, комментариями и советами консультантов по зарубежному образованию, а также реальными историями студентов, шаблонами и примерами писем.
Мотивационное письмо для учёбы на английском языке
Что такое мотивационное письмо
Мотивационное письмо (Motivation Letter или Statement of Purpose) — эссе в свободной форме на 500–1000 слов, в котором ты пишешь про свой жизненный опыт, достижения, навыки и планы на будущее. Из мотивационного письма приёмная комиссия узнает, что тебя заинтересовало в специальности и почему они должны выбрать именно тебя.
Мотивационное письмо для зарубежного университета — это не сочинение на тему, какой ты хороший, активный и весёлый. Это эссе о самом сокровенном — событиях, которые определили твоё занятие по жизни, перевернули твой мир с ног на голову и заставили сделать выбор в пользу обучения за рубежом.
Мотивационное письмо — душа твоей заявки. Приёмной комиссии приходят сотни документов от абитуриентов, в которых они видят только сухие данные вроде баллов по IELTS, GMAT или TOEFL и названий заведений, где ты учился до этого. Единственный способ показать свою личность — это мотивационное письмо.
Куда подавать
В Великобритании мотивационное письмо подают через UCAS. Это сайт, заменяющий электронную почту. На UCAS абитуриент вносит свои данные, прикрепляет мотивационное письмо и отправляет в нужные университеты. Всё — онлайн.
В США подавать мотивационное письмо нужно через форму-заявление — Application form, которая есть у каждого университета. Об этом подробнее рассказывает Марина Могилко в книге «Как поступить в университет США за два месяца».
Структура мотивационного письма для учёбы
Скажем сразу — объём и содержание письма зависят от требований конкретной учебной программы зарубежного вуза: смотри на сайте своего университета.
Пример мотивационного письма на английском для зарубежного университета
Обычно мотивационное письмо состоит из трёх частей. Первая — введение, вторая — об успехах и мотивации абитуриента, третья — о хобби и достижениях вне учебы. На первую выделяется один абзац, на вторую — два–три, на третью — один.
Введение / Intro. Расскажи, чем ты занимаешься и почему твоё мотивационное письмо стоит дочитать до конца.
Основная часть / Body. Расскажи, почему ты выбрал эту программу, где ты хочешь работать в будущем, в чём ты силён, а в чём хочешь прокачаться в зарубежном вузе. Награды, грамоты, опыт преодоления сложных ситуаций, стажировки, магистратура — всё в этот же раздел.
Заключение / Conclusion. Финальные фразы, которые должны влюбить в тебя приёмную комиссию. Здесь нужно чётко написать, какая от тебя польза конкретному университету, кафедре или преподавателю.
Ещё два важных элемента мотивационного письма на английском —– шапка и подвал. Первое — раздел с контактами получателя (Contact Details) плюс обращение, второе — твоя подпись. Чтобы не ошибиться, шапку и подвал составляй по шаблону.
Шапка
Подвал
Что писать в мотивационном письме
Задача перед тобой стоит непростая. Нужно уложиться в 1 000 знаков и показать, что ты подходишь университету и понимаешь, на какую программу поступаешь.
Что обязательно нужно отразить в письме:
Ниже мы собрали список вопросов, которые помогут тебе структурировать мысли:
Бывает, что университет задаёт свои вопросы и требует ответов именно на них. Поэтому перед написанием мотивационного письма обязательно изучи требования своего вуза!
Приёмная комиссия смотрит на две вещи. Первую — насколько интересы студента совпадают со специальностью. Вторую — чем он может пригодиться вузу.
Как написать хорошее мотивационное письмо для учёбы
С этими советами твоё письмо точно не останется незамеченным.
Полезные слова и фразы
Запиши их или выучи. Их можно использовать при написании абзаца про твой опыт и успехи в учёбе или работе.
My experience as …. convinced me that … | Мой опыт как …. убедил меня в этом … |
I discovered/realized that… | Я обнаружил/осознал, что… |
The program attracts me because… | Программа привлекает меня, потому что … |
I hope to contribute to/offer/share… | Я надеюсь внести вклад/предложить/поделиться… |
Due to my diploma work I’ve found out… | Благодаря своей дипломной работе я обнаружил… |
I am particularly interested in/have a keen interest in… | Я особенно интересуюсь / проявляю большой интерес к … |
I’m passionate about marketing/biology/computer science | Маркетинг/биология/программирование — моя страсть. |
I’m writing to apply for the Master’s Degree program in economics. | Я пишу, чтобы подать заявку на магистерскую программу по экономике. |
My research results were highly appreciated in the biological department. | Результаты моего исследования высоко оценила кафедра биологии. |
My passion for [subject] started when … | Моя любовь к [предмету] началась, когда… |
During … I overcame a few challenges. | Во время … я преодолел несколько сложностей. |
I believe I’d be a good fit for the program because of … | Я убеждён, что я подхожу для программы, потому что… |
Примеры, шаблоны, инструкции и десятки проверенных фразы и слов мотивационное письмо, найдёшь на нашем емейл-курсе «Мотивационное письмо на английском».
Мотивационное письмо для учёбы в зарубежных странах
Мотивационное письмо и что в нём написать – проблема всех, кто хочет поступать в зарубежный университет или проходить стажировку за границей. Правильно составленное письмо повышает шансы на успех при зачислении в вуз или приёме на работу. Поэтому стоит подробно разобрать, что нужно писать, а что нет.
Резюме и мотивационное письмо – два важных документа, которые требуют приёмные комиссии большинства вузов за рубежом. Нередки ситуации, когда мотивационное письмо играло решающую роль. Особенно в тех случаях, когда университет должен сделать выбор между двумя кандидатами с одинаковыми результатами.
Требования к содержанию
В мотивационном письме должно быть все чётко и по делу. Кандидат должен рассказать, почему он выбрал именно это направление и чем его так привлекает университет. Не стоит забывать и о заслугах, которые делают заявителя идеальным для зачисления.
Пример хорошего мотивационного письма
Вступление должно быть ярким и интересным, многое рассказывать о кандидате. Например, при выборе ветеринарного факультета, можно написать, как в летние каникулы будущий студент помогал животным в приюте. Не стоит забывать и о предыдущем образовании, но написать об этом нужно кратко. В резюме уже указаны школы, университеты или курсы, поэтому лишний раз не надо это подробно расписывать.
Главная часть письма должна фокусироваться на заслугах и интересах кандидата. Можно кратко перечислить свои заслуги, которые относятся к выбранной специальности, опыт работы, если таковой имеется, и т.д. В последнем параграфе главной части стоит подчеркнуть понимание будущей учёбы в университете и того, как она пригодится в жизни. Полезно написать, чего планирует достичь заявитель и почему его выбор пал именно на этот университет.
В заключении стоит грамотно подвести итог, поблагодарить за просмотренную заявку и выразить надежду на ответ или приглашения на интервью. Многие забывают подписать письмо в конце. Это грубая ошибка.
Мотивационное письмо должно быть читаемым, поэтому нужно выбрать достаточно строгий шрифт. Лучше использовать Times New Roman или Arial, в размере 11 или 12.
Видео о том, как писать мотивационное письмо:
Самые частые ошибки при написании мотивационного письма
Распространённые ошибки, которые испортят любое письмо:
Нестандартное мотивационное письмо, которое начинается с истории
Так как большинство молодых людей интересуется мотивационным письмом для поступления в зарубежные вузы, стоит привести несколько примеров на английском.
В мотивационном письме не стоит писать следующие слова и фразы:
Пример провального мотивационного письма
Мотивационное письмо – очень важный документ при поступлении за рубеж. Поэтому нужно приложить достаточно усилий, чтобы сделать его уникальным и привлекающим внимание. Стоит написать несколько черновиков, посмотреть примеры в интернете, исключить все ошибки. Тогда получится идеальное мотивационное письмо, которое обеспечит зачисление в ВУЗ.
Как написать мотивационное письмо и попасть на учёбу за границу? Ответ в видео.