Как пенсионеру узнать, что ему начислена пенсия меньше, чем положено
Согласитесь, что получать низкую пенсию, начисленную по всем правилам, не так обидно, как получать меньше того, что действительно полагается тебе по закону.
Разберем основные причины необоснованного занижения пенсии и рассмотрим, как пенсионер сможет узнать, что получает пенсию меньше, чем положено, а также что ему необходимо предпринять, чтобы предотвратить такую неприятность.
«Коварный СНИЛС»
Начиная с 1997 года граждане стали получать «зеленые полисы», где был указан их страховой номер индивидуального лицевого счета, открытого в ПФР (сокращённо — СНИЛС).
На него стали разносить сведения по каждому работнику — о его стаже, зарплате и страховых взносах, начисленных работодателем. При обращении гражданина за пенсией ПФР начисляет ее в т.ч. с учетом данных его лицевого счета.
Идея, в целом, хорошая (позволяет со временем вовсе уйти от сбора документов о стаже и назначать пенсию только по сведениям ПФР).
Однако на практике иногда происходят технические проблемы: или при присвоении СНИЛСа дублируются лицевые счета (например, на двух граждан программа сформировала один и тот же номер), или, наоборот, у одного гражданина есть несколько номеров.
В результате получается, что часть стажа и страховых взносов не учитываются на «нужном» лицевом счете, с которого ПФР берет сведения для назначении пенсии — и пенсия оказывается меньше, чем должна быть.
Счетная палата РФ недавно публично озвучила эту проблему, хотя некоторые пенсионеры уже успели с ней столкнуться до этого.
Как не допустить такой ситуации?
1) Проверьте свой СНИЛС на сайте ПФР, через «Личный кабинет страхователя» (есть ли он по данным ПФР и совпадает ли с тем, что указан в вашем полисе). Если нет — срочно обращайтесь в ПФР для устранения ошибки.
2) Закажите выписку из своего лицевого счета (через портал Госуслуги или на сайте ПФР) и проверьте, все ли сведения о вашем стаже в ней отражены. О том, как читать выписку подробно рассказывается здесь.
3) После назначения пенсии выписку могут выдать уже с «обнуленными» данными (стираются сведения о стаже до даты назначения пенсии). Поэтому настоятельно рекомендуется заказать актуальную выписку накануне того дня, когда наступит пенсионный возраст или возникает право на пенсию по иному основанию.
Если выписки нет, обратитесь в ПФР с заявлением об ознакомлении со своим пенсионным делом. В нем должна быть та выписка, по которой назначалась пенсия.
Никто не знает ваш стаж лучше, чем вы сами. Увидев «пробелы» в выписке, обратитесь в ПФР с заявлением о проверке вашего СНИЛСа и сведений от работодателей, которые на него поступали.
Отчисления, которых нет
Может быть и так, что со СНИЛСом все в порядке, однако на лицевом счете все равно нет сведений о стаже и страховых взносах. Тогда вина лежит на работодателе: либо он не платил взносы вовсе, либо платил, но неправильно сдал отчет в ПФР.
Например, бухгалтер указал неправильный СНИЛС работника — и сведения не отразились на его лицевом счете. Здесь главное — вовремя это выявить и принять необходимые меры: обратиться к работодателю, а если это не даст результата, то сообщить в ПФР и в прокуратуру.
Если работодатель не платил страховые взносы, это еще не так страшно: тогда ПФР обязан назначить пенсию по начисленным взносам. Намного хуже, если нет сведений о сумме начисленных взносов (если работодатель не сдавал отчеты в ПФР). Ведь к пенсии тогда ничего не прибавится.
Не подал вовремя нужное заявление
Нередко люди лишаются специальных доплат, которые полагаются им к пенсии, только из-за того, что не обратились за ними вовремя.
Это, прежде всего, социальная доплата до прожиточного минимума, доплата за иждивенца, за сельский или северный стаж, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за особые заслуги перед Россией и т. д.
Эти выплаты назначаются со дня обращения, поэтому нельзя взыскать их за прошлое время, сославшись на то, что не знали раньше.
Единственный выход здесь — это интересоваться пенсионным законодательством и побольше расспрашивать сотрудников ПФР на приеме о тех выплатах, которые вам положены помимо пенсии.
Старая ошибка кадровика
Из-за некорректного оформления трудового стажа за период до 2002 года гражданин может лишиться части пенсии — ведь этот стаж учитывается в ее расчете.
Чтобы этого избежать, стоит запросить в ПФР разъяснение размера вашей пенсии, какой стаж был учтен при ее назначении, а какой — нет, и почему. Нередко выясняется, что из-за ошибок кадровиков пенсионеру назначили пенсию меньше, чем положено.
Отказ ПФР зачесть периоды работы в стаж можно обжаловать в суде — при наличии положительного решения сделают перерасчет пенсии.
Как видно, заниженная пенсия часто является результатом нашего собственного неведения. Не интересуясь, какие данные о нас есть в Пенсионном фонде, мы многое пускаем на самотек. А вовремя проявленное любопытство может защитить и без того невысокую пенсию от еще большего, необоснованного занижения.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Заявление в пенсионный фонд
Пожалуй, каждый гражданин, который рассчитывает на получение пенсии, периодически интересуется ее размером, тем, сколько средств он накопил и каким будет размер выплат по достижению им определенного возраста. Если ваш работодатель отчисляет средства в государственный фонд, за всей информацией вам следует обращаться в ПРФ. Рассмотрим виды пенсий, каким должен быть порядок обращения в пенсионный фонд, как написать заявление той или иной формы.
Виды пенсий
По ситуации на 2019 год в России существует 4 основных варианта пенсии:
Обратите внимание! Страховая часть бывает трех видов: по старости (выплачивается гражданину по достижении определенного законодательством возраста), по инвалидности (начисляется тем, кто имеет первую, вторую или третью группу и учитывает, работает гражданин или нет) и по случаю потери кормильца (устанавливается нетрудоспособным членам семьи, которые лишились кормильца, кроме тех случаев, когда причиной его гибели стали их сознательные действия).
Формы обращения в ПФР
Рассмотрим варианты получения полезной информации из Пенсионного фонда России. Граждане используют как письменные, так и устные обращения. Чтобы получить данные в электронном виде и проверять состояние своих накоплений, необходимо предварительно зарегистрировать личный кабинет на Едином портале госуслуг.
Устное обращение. Вы можете задать вопросы представителю пенсионного фонда по месту жительства. Для этого необходимо прийти в территориальное подразделение ПФР. Чтобы получить информацию, необходимо прийти в отделение с паспортом, т. к. сведения о пенсии нельзя передавать третьим лицам. Специалист фонда предоставит вам устную консультацию. В случае необходимости предоставит необходимые выписки, документы и пр. – но для этого нужно будет сделать отдельный запрос.
Письменное обращение. Подать заявку в ПФР вы можете несколькими способами:
На заметку! Уже подготовленный письменный запрос вы можете передать специалисту ПФР во время личного посещения офиса или через доверенного представителя. В этом случае порядок обработки заявки будет аналогичным. Если заявление в пенсионный фонд приносит третье лицо, то помимо основных документов ему необходимо передать сотруднику ПФР заверенную нотариусом доверенность.
Важно! Чтобы войти в личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда России, необходимо сначала зарегистрироваться на Едином портале госуслуг. Только после создания учетной записи и подтверждения ваших паспортных данных можно будет войти в личный кабинет на сайте ПФР.
Это один из самых быстрых и удобных способов направить обращение в государственный пенсионный фонд. Чтобы подать онлайн-заявление о доставке пенсии, ее назначении, выдаче сертификата на семейный капитал и любую другую заявку, необходимо авторизоваться в личном кабинете на сайте ПФР и перейти к заполнению соответствующего образца. Ответ впоследствии поступит вам по электронной почте. При этом срок рассмотрения заявки будет прежним;
Важно! Если гражданин, достигший пенсионного возраста, проживает в сельской местности, он может переслать документы в пенсионный фонд через интернет или почтой, кроме того, их могут отвезти в ПФР представители сельской/поселковой или районной администрации.
Как написать заявление
Расскажем об основных правилах составления заявки в пенсионный фонд. Образец нужного заявления есть на сайте ПФР или в его отделении (для тех, кто планирует подать его во время визита в офис в своем регионе). Первый способ значительно быстрее. Тем не менее, в офисе специалист может дать ответы на некоторые возникшие вопросы, подсказать, как правильно заполнить заявку.
На официальном сайте ПФР есть образцы заявлений о назначении пенсии, перерасчете ее размера, переводе средств в другой фонд, о проведении заочного освидетельствования и многие другие. Любая заявка рассматривается по правилам в течение десяти рабочих дней.
Форма каждого заявления обязана содержать следующую информацию:
Важно! Если вы отправляете запрос онлайн, необходимо будет прикрепить к письму скан-копии соответствующ их бумаг.
Образец заявления
Когда гражданин достигает определенного возраста, установленного на законодательном уровне, заявление на начисление пенсии направляется в территориальное подразделение ПФР. Никаких ограничений по срокам на сегодняшний день нет. Датой подачи заявки считается следующий день с момента ее написания.
Бумага оформляется в соответствии с образцом, который есть на сайте пенсионного фонда или в его отделении (в электронном и бумажном виде соответственно).
Если речь идет о заявке на начисление пенсии, к ней прилагаются следующие документы (помимо самого заполненного бланка):
Если есть обстоятельства, которые могут повлиять на назначение пенсии (ее размер), их также необходимо предоставить в ПФР.
С этими документами необходимо прийти в офис пенсионного фонда, где его сотрудник сделает копии бумаг и направит их на рассмотрение в соответствующий отдел.
Важно! Заявитель получает на руки письменное уведомление, в котором дата приема. Если каких-то документов не хватает, ваше заявление все равно будет принято, но нужные бумаги необходимо будет подать в течение определенного срока.
Заявление о переводе накопительной части пенсии
Рассмотрим, как написать заявление о том, чтобы накопительную часть переводили в негосударственный пенсионный фонд. Сначала следует выбрать НПФ, который бы устраивал вас по условиям своей работы. Ориентироваться в выборе вам помогут различные рейтинги, а также показатель доходности от ваших отчислений в будущем. В заявлении, которое вы отправляете в ПФР, следует указать название негосударственного фонда, в которой вы собираетесь переводить накопительную часть. Если заявитель недееспособный или несовершеннолетний гражданин, заполнить за него заявку может его законный представитель или доверенное лицо.
После того, как вся процедура будет пройдена, с НПФ заключается договор, который вступает в силу с 1 января следующего года. Сами отчисления начинают поступать в фонд до наступления апреля. Затем НПФ приступает к накоплению пенсии своего клиента.
Заполненный бланк заявления вместе с необходимыми документами вы можете отправить одним из перечисленных выше способов (онлайн, почтовым отправлением, передать их во время визита в офис самостоятельно или через своего представителя).
Заключение
Мы рассмотрели формы и порядок подачи заявлений в пенсионный фонд. Отправить документы можно различными способами, вне зависимости от варианта обращения. Время рассмотрения запроса составляет 10 рабочих дней. Те, кто не в состоянии по каким-то причинам передать бумаги самостоятельно, могут направить своего представителя.
Перерасчет размера страховой пенсии без заявления
Перерасчет размера страховой пенсии как работающим пенсионерам, так и неработающим производится через увеличение индивидуального пенсионного коэффициента.
Работающим пенсионерам перерасчет производится с учетом страховых взносов, которые работодатель начисляет (уплачивает) за него в Пенсионный фонд России, и которые не учтены:
В этих случаях перерасчет размера страховой пенсии производится территориальным органом ПФР в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года.
Перерасчет размера страховой пенсии по случаю потери кормильца производится один раз: в августе года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия.
Законодательством установлены максимальные значения индивидуального пенсионного коэффициента, которые учитываются при беззаявительном перерасчете страховой пенсии. Это значение зависит от того, формируются ли у пенсионера пенсионные накопления или нет:
не свыше 3,0 – для пенсионеров, у которых в соответствующем году пенсионные накопления не формируются.
Кроме того, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до ее назначения, которые влекут увеличение индивидуального пенсионного коэффициента. производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования заявления.
Беззаявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии осуществляется в случае:
Корректировка выплат из средств пенсионных накоплений
С 1 августа каждого года производится в беззаявительном порядке корректировка накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты.
Перерасчет происходит исходя из:
Как оформить заявление о перерасчете пенсии в личном кабинете гражданина на сайте Пенсионного фонда России
Отделение Пенсионного фонда РФ по Калининградской области в рамках проведения иформационно-разъяснительной работы среди граждан информирует. Чтобы оформить заявление о перерасчете пенсии в личном кабинете гражданина на сайте Пенсионного фонда России необходимо:
• войти в личный кабинет гражданина на сайте ПФР, используя логин и пароль от портала «Госуслуги»;
• в разделе «Пенсионерам» нажать «Подать заявление о перерасчете размера пенсии»;
• выбрать территориальный орган ПФР, в который Вы направите заявление (регион, а также район). Нажать кнопку «Сохранить». Далее следует указать способ подачи заявления (лично или через представителя);
• заполнить данные заявителя: ФИО, пол, СНИЛС, дату рождения, паспортные данные, контактные данные (номер телефона и адрес электронной почты при наличии). Если Ваши данные были заблаговременно внесены в профиль личного кабинета, этот раздел будет заполнен автоматически. Далее следует указать место Вашего рождения, место жительства, место прибывания или фактического проживания. Указать информацию о гражданстве, выбрав одно из значений «Российская Федерация», «Иностранное», «Без гражданства». Нажать кнопку «Следующий шаг». Если заявление подается через представителя, необходимо заполнить также данные представителя;
• заполнить содержание заявления:
• выбрать вид пенсии, получателем которой Вы являетесь. Если Вы не уверены, какой вид пенсии Вам установлен, уточнить эту информацию можно с помощью электронного сервиса «Получить информацию о пенсионном обеспечении». Этот сервис находится также в личном кабинете гражданина в разделе «Пенсионерам»;
• выбрать из выпадающего списка основание для осуществления перерасчета пенсии;
• указать сведения о работе, поставив галочку напротив соответствующего пункта «Работаю» или « Не работаю»;
• указать информацию о нетрудоспособных членах семьи, имеющихся на Вашем иждивении;
• ознакомиться с информацией в разделе «Подтверждение и информирование». Если Вы хотите получать уведомления о факте и дате приема заявления, а также о ходе предоставления государственной услуги, нужно поставить галочку в соответствующих графах. Уведомления будут направляться по тем контактным данным, которые указаны в Вашем профиле пользователя;
• подтвердить достоверность сведений, указанных в заявлении, поставив галочку напротив соответствующего пункта. Нажать кнопку «Сформировать заявление».
Важно! После подачи электронного заявления гражданин предоставляет документы, которые необходимы для произведения перерасчета пенсии в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления в тот территориальный орган ПФР, в который было направлено заявление.
Справочно: С начала 2021 года более 1700 заявлений о перерасчете пенсии поступило в Отделение ПФР по Калининградской области через личный кабинет гражданина на сайте ПФР.
ПФР рассказал, как подать заявление о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета
philipimage / Depositphotos.com |
Отделение ПФР по г. Москве и Московской области рассказало 1 об алгоритме действий для тех, кто хочет узнать о своих пенсионных правах или внести правки в сведения о стаже. Напомним, эти сведения обеспечивают размер будущей пенсии (ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Они формируются на основе данных, передаваемых в ПФР работодателями и гражданами.
Узнать о сформированных пенсионных правах, которые отражены на индивидуальном лицевом счете, можно:
Если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, необходимо представить в территориальный орган ПФР заявление о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
Заявление можно представить следующим способом:
Одновременно с заявлением представляется документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие недостающие сведения:
Можно ли подтвердить трудовой стаж гражданско-правовыми договорами? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
ПФР рассматривает такие заявления в течение 10 дней. Если нужно направить уточняющий запрос в архивы или иные организации, которые могут подтвердить стаж, срок рассмотрения заявления продлевается, максимум до трех месяцев.
О результатах принятого решения гражданин узнает способом, который указал в заявлении.