Письмо-требование об оплате задолженности
Письмо-требование об оплате задолженности, образец которого приложен чуть ниже, может служить началом конструктивного диалога в деловой переписке. Документ формируется быстро, с соблюдением принятых в деловой переписке норм. Посредством этого письма (его еще называют претензионным) контрагент подталкивает своего делового партнера к оплате существующей задолженности.
Если подходить с юридической точки зрения, то это письмо, верно составленное, заверенное и зарегистрированное, будет дополнительным веским доказательством в пользу существования долга как такового. Это потребуется при возможном обращении в судебные инстанции.
Функционал
Документ имеет ряд неоспоримых плюсов. В организациях, где принято искать компромиссы с контрагентами, обсуждать возникающие недопонимания в досудебном порядке, рабочие процессы протекают гораздо эффективнее. Письмо-требование об оплате задолженности позволит:
На практике поставщик очень часто встречается с дебиторским типом задолженности. Иные организации вообще не придают значение подобным «мелочам» либо откладывают выполнение взятых на себя обязательств по оплате на потом.
Возможные санкции
Кредитора можно мотивировать на выплату существующей задолженностями несколькими способами. Но самый распространенный — взыскание неустойки за определенный период задержки денежных средств. Это условие должно быть заранее прописано в договоре, иначе фактически взыскать ее будет очень трудно. Кроме того, приписывается крайняя мера — обращение в суд.
Ответ
В ответ на письмо-требование от должника может поступить:
Какая-либо вообще ответная реакция — уже хорошо, так как должник готов к диалогу.
Элементы письма
Деловая переписка в большинстве своем однотипна. В конкретном документе выделяются три части: шапка, тело документа и заключительная. В верхней части листа обычно располагаются реквизиты организации, которая отправляет документ и является кредитором. В идеале письмо печатается на фирменном бланке организации, который содержит ее полное наименование, адрес, контактные телефоны, ИНН и другую принципиально важную информацию.
Также шапка, согласно существующим нормам, должна содержать номер, дату, вежливое, а главное — конкретное обращение к деловому партнеру.
Если озаглавлено письмо будет, например, ООО «Ромашка», то не будет ясно, кто является получателем. Поэтому обращение лучше формулировать согласно требованиям, обращаясь по имени и отчеству к руководителю либо другому ответственному за погашение задолженности лицу.
В основной части документа в большинстве случаев прописывается:
При обращении в суд письмо-требование об оплате задолженности является обязательным условием подачи иска. Без него дело наверняка будет проиграно, особенно если должник не будет признавать существование задолженности.
В качестве дополнения можно приложить расчеты пени, которая полагается за неуплату долга. Однако это не обязательно для такого типа деловой переписки. Кроме того, при отказе оплаты долга и по прошествии длительных сроков, при обращении в суд пени могут значительно увеличиться.
Заключение
Заключительная часть должна содержать дату, подпись, «мокрую» печать организации. Такого рода корреспонденцию рекомендуется регистрировать, а также посылать заказным или ценным письмом с отметкой о вручении. Словом, оформить письмо-требование (в любом количестве экземпляров) не достаточно. Важно потом в суде доказать, что оно вообще существовало, поэтому электронная переписка здесь малоэффективна.
Сроки рассмотрения
Если от должника не поступает ответа на письмо-требование об оплате, то автоматически считается, что он его рассмотрел в течение 30 дней с момента фактического получения. Естественно, что есть доказательства вручения документа.
Шаблоны писем по работе с дебиторской задолженностью
Один из самых частых вопросов, звучащих на моих тренингах: «Как собирать дебиторку?». Проблема в том, что все хотят знать не о том, как просто собирать дебиторку, а о том, как сделать так, чтобы клиент отдал тебе деньги, которые он должен, и при этом не потерять с ним очень хорошие отношения, чтобы он и дальше был твоим клиентом. Это сидение на двух стульях часто и порождает просроченную дебиторскую задолженность, основа которой — страх потерять клиентов (которые этим, кстати, умело пользуются).
В любых переговорах существуют определённые этапы. В переговорах по сбору дебиторской задолженности их пять:
Речь идёт об этапах, которые начинаются с момента, когда дебиторская задолженность стала просроченной. Конечно, будет лучше, если менеджер своими действиями будет «делать профилактику» возникновения просрочки (сбор документов и предварительный анализ контрагента, напоминание об оплате до срока наступления просрочки и др.).
Переговорный процесс по дебиторской задолженности — это процесс от небольшого давления на клиента до жёстких требований вернуть деньги, когда вам уже неважно, будет этот клиент с вами работать дальше или нет, а забрать свои деньги становится более принципиально. Необходимо помнить, что в этом процессе важна последовательность, не надо ждать, когда у клиента возникнет просрочка в несколько месяцев, и неожиданно для него начинать требовать свои деньги (раньше же вы терпели!). Важно идти постепенно от одного этапа до другого, используя и телефонные звонки, и письма клиенту.
Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с тремя шаблонами писем, которые помогут управлять дебиторской задолженностью и влиять на результаты переговорного процесса с должником.
Почему всего 3 письма, а не 5? Эти шаблоны предназначены для менеджеров по работе с клиентами. Письмо-напоминание и письмо — строгое напоминание составляются приблизительно по одной схеме. Отличие состоит только в тоне письма — во втором случае он более строгий. На стадии ультиматума работа с долгами — удел юристов и начальников высокого ранга.
Инструкция: готовим гарантийное письмо об оплате задолженности
Гарантийное письмо об оплате задолженности — это документ, подтверждающий намерение должника исполнить свои обязательства перед кредитором.
Зачем составляют гарантийное письмо
В деловом обороте нередки случаи, когда должник (заказчик, покупатель, арендатор и пр.) не имеет возможности выполнить обязательства в установленный законом или договором срок. О невозможности своевременного исполнения узнают как до момента возникновения долга, так и при начале просрочки исполнения обязательств.
Гарантийное письмо представляет собой важный элемент деловой переписки между предприятиями и дает гарантию оплаты после предварительного выполнения обязательств одной из сторон по сделке. Эта бумага является основанием для внесения в соглашение отсрочки или рассрочки платежей, а также реструктуризации, представляет способ обеспечения исполнения финансовых обязательств стороной по договору.
Такой документ не всегда гарантирует погашение долга: его пишут, заверяя контрагента о поставке товара в срок, о предоставлении помещения в аренду и пр.
Говоря об удостоверении погашения денежных обязательств, следует уточнить, что документ служит ответом на претензию кредитора либо самостоятельной просьбой должника о предоставлении рассрочки по денежному обязательству. При отсутствии необходимых документов (подписанных актов выполненных работ или оказанных услуг, товарных накладных и др.) оно подтверждает наличие договорных отношений и выступает доказательством признания долга должником.
Чтобы разрешить ситуацию по выплатам мирным путем, составляют обращение к кредитору с указанием графика погашения. Такой документ в случае неисполнения обязанности должника является доказательством в суде.
Как его правильно написать
Единого установленного образца гарантийного письма по оплате задолженности не существует, поскольку определения такого документа закон не содержит. В случае обнаружения невозможности исполнения обязательства либо после получения претензии от кредитора рекомендуем составить письменное обращение, касающееся сроков выплат. Имейте в виду: предоставляя такой документ, вы автоматически подтверждаете долг.
Придерживайтесь следующего алгоритма:
Документ не является основанием для возникновения обязанности у кредитора по предоставлению отсрочки (рассрочки). Он служит способом мирного (внесудебного) разрешения ситуации. Если кредитор согласен на отсрочку или рассрочку, рекомендуем заключить соответствующее дополнительное соглашение к договору или запросить письменный ответ, подтверждающий принятие графика или предоставление отсрочки (рассрочки).
Как написать претензию по дебиторской задолженности?
Работа с просроченными долгами является неприятной, но необходимой деятельностью организации или индивидуального предпринимателя, столкнувшегося с неблагонадежным должником, не желающим выполнять свои обязательства. Бездеятельность в таких случаях ведет только к потере времени, но не к возврату долга. В большинстве случаев для эффективного общения с должником, скорее всего, придется обратиться за услугами по взысканию задолженности к квалифицированным юристам.
Но для начала все же можно попытаться самостоятельно истребовать долг в до судебном порядке. Можно направить претензию в адрес должника с требованием о возврате задолженности. Этот способ эффективен при наличии у кредитора всех необходимых документов для подтверждения долга в случае, когда должник уклоняется от его уплаты, но все же имеет достаточные средства для погашения долга.
Какие моменты должны быть отражены в претензии:
К написанию претензии нужно отнестись ответственно, так как в случае дальнейшего обращения в суд она будет представлена в материалы судебного дела, в ней должны быть отражены:
Образец претензии о взыскании задолженности
Кому: ФИО адресата-должника
Между ____________ и ___________ заключен договор №___ от «____» _______ ___ г. (далее – «Договор»).
В адрес _______________ поставлена продукция/произведены работы/оказаны услуги, что подтверждено ____________________________________________________.
(перечислить первичные подтверждающие документы: акты, накладные и т.д.)
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Требуем погасить задолженность до «___» ________ ___ г., в противном случае _________________ вынуждено будет обратиться в суд с целью принудительного взыскания задолженности. Также напоминаем, что согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов для юридического лица определяется существующей в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Иной размер процентов Договором не предусмотрен. На сегодняшний день учетная ставка (ставка рефинансирования) Центрального банка РФ составляет 8,25% годовых.
Реквизиты для перечисления денежных средств: ИНН/КПП ___________, банк __________, Р/с ________________, К/с __________________, БИК _________________.
С уважением, Должность уполномоченного лица ____________________/ФИО уполномоченного лица/
Какими способами направляется претензия должнику?
Чтобы у кредитора были доказательства что претензионная работа велась, нужно выбрать один из действенных способов направления претензии. Всего их два:
Если вы решили вручить претензию лично в руки должника, то сделайте две копии письма. Один передаете должнику, а на вашем просите поставить подпись и текущую дату. Именно от проставленной даты будет вестись отсчет сроков для кредитора и должника.
Претензия, которую направляют должнику, является самым распространенным и убедительным документом, понуждающим погасить задолженность. Поэтому она должна быть составлена по всем правилам и быть способной максимально проинформировать вторую сторону конфликта о его возможных потерях в случае разбирательства в суде.
Предлагаем вам ознакомиться с услугами юридического центра «ЮРАКС»:
Раздел для юридических лиц:
Информацию о наших услугах для юридических лиц можно посмотреть на дополнительном сайте ЮРИСТ ДЛЯ БИЗНЕСА
Наши юристы полностью сохраняют конфиденциальность и действуют только в интересах своего клиента.
Цены на наши услуги разумны и фиксированы.
Юрист от центра «ЮРАКС» всегда готов Вам помочь!
Дежурный юрист юридической компании «ЮРАКС» всегда готов Вам помочь :
Офис в г. Москва:
Ул. Нижегородская, д. 29-33, офис 423
8 (495) 988 46 63
8 (927) 686 81 41
Офис в г. Самара:
Ул. Карбышева, д. 61В, офис 205
8 (846) 990 01 85 ; 8 (927) 609 02 16
8 (927) 68 68 141 ; 8 (917) 126 14 32
www.jurax.ru
Мы в соцсетях:
МЫ СРАЖАЕМСЯ ЗА ВАШИ ПРАВА!
В чем предназначение претензии по дебиторской задолженности?
Рассматриваемый документ имеет важное значение в рамках досудебного урегулирования вопросов по дебиторской задолженности. При этом он может составляться как управомоченной, так и обязанной стороной. В первом случае документ формируется со следующими целями:
Соответствующую претензию может направлять своему контрагенту и обязанная сторона. Как вариант — в ответ на ранее полученную претензию в целях:
Претензия по дебиторской задолженности — документ, в котором могут преобладать формулировки нормативно-правового характера, которые применяются прежде всего для юридически грамотной аргументации требований управомоченной стороны (или же обязанной — в ответной претензии).
Рассмотрим, какими данные формулировки могут быть при традиционном сценарии составления претензии — управомоченной стороной сделки, а также особенности структуры претензии по дебиторке.
Сотрудничество с партнерами привело к необходимости отражения в учете операции, вызывающей у вас сомнения: как это сделать правильно? На нашем форуме можно проконсультироваться по любому сложному для вас вопросу. Например, в этой ветке делимся опытом, как отразить в учете неустойку по претензии.
А списать задолженность, нереальную для взыскания, вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Претензия по дебиторской задолженности: структура документа
Документ может состоять из:
1. Блока, содержащего основные реквизиты:
2. Текстового блока, отражающего факт установления правоотношений между составителем и получателем претензии — например, вследствие заключения между ними договора (с указанием его реквизитов).
3. Текстового блока об обязательствах сторон, предопределенных положениями соответствующего договора (с перечислением данных положений).
4. Текстового блока с перечнем обязательств, которые:
Здесь же могут быть указаны объемы, стоимость и иные характеристики обязательств сторон — выполненных и невыполненных. При этом факты выполнения и невыполнения обязательств могут быть подтверждены реквизитами тех или иных оправдательных документов (например, актов приема-передачи товара, накладных и т. д.).
5. Текстового блока с формулировками, отражающими правовые последствия невыполнения той или иной стороной своих обязательств по договору в установленный срок (например, это может быть начисление штрафа, неустойки и т. д.).
Здесь же могут присутствовать ссылки на нормы права, на основании которых соответствующие правовые последствия могут возникать (чаще всего это нормы ГК РФ, регулирующие заключение гражданско-правовых сделок).
6. Текстового блока с требованиями, пожеланиями и предложениями составителя претензии. Они могут сильно разниться в зависимости от того, как складываются взаимоотношения с обязанной стороной, а также от того, как срочно управомоченной стороне нужен результат выполнения договорных обязательств контрагентом.
Претензия подписывается руководителем организации, направляющей данный документ контрагенту.
Скачать образец претензии по дебиторке вы можете по ссылке ниже:
Итоги
Претензию по дебиторской задолженности чаще всего направляет в адрес контрагента управомоченная сторона по договору (но в ответ обязанная сторона также может направить подобную претензию). Главное для составителя претензии — отразить в документе предопределенные положениями договора или закона юридические основания для выдвижения требований к контрагенту.