Письмо на русском языке
На уроках русского языка часто дают задание «написать письмо».
Это может быть письмо другу, учителю, директору школы или родственникам.
Навык писать письма в последствии пригодится и на уроке английского языка.
Итак, начнем с того, что такое письмо…
Письмо – это написанный или напечатанный текст, вымышлено или реально посылаемый адресату для сообщения какой-либо информации.
Чтобы выполнить задание и написать письмо, нужно четко следовать плану:
Перед написанием письма необходимо четко выбрать тему сообщения адресату.
Если адресат – официальное лицо, то письмо имеет официально-деловой или научный стиль.
Любое письмо должно содержать диалог, вопросы, на которые собеседник должен будет ответить в обратном письме.
Образцы писем на русском языке
Письмо учителю
Дорогая, Марья Ивановна!
Мы очень рады, что вы наш учитель. Вы нас научили читать, писать, работать группой. С вами мы познаём мир, узнаём много нового. Вы очень добрая и умная. Мы очень любим учиться с вами. Ведь каждый учитель вкладывает все свои силы и знания в учеников. Хотелось бы пожелать вам здоровья и терпения на вашем жизненном пути. Обещаю, что буду стараться ещё лучше учиться, ведь вы тоже радуетесь нашим успехам!
До свидания, Марья Ивановна.
Здравствуйте, уважаемая Марья Ивановна!
Я вас очень люблю! Желаю вам счастья, здоровья и хороших учеников. Чтобы у вас всё получалось, и вы достигали любых целей!
До свидания, Марья Ивановна.
Здравствуйте, Марья Ивановна!
Как у вас дела? Что делаете? Спасибо вам, что вы нас учите. Мне очень нравится ходить в школу! В школу хожу всегда с улыбкой на лице! Мне очень нравится, как вы ведёте уроки, они очень интересные!
До свидания, дорогая Марья Ивановна!
Письмо бабушке
Здравствуй, моя любимая бабушка!
У меня всё хорошо. Через неделю у нас в школе начнутся осенние каникулы. Я очень их жду. У меня появится больше времени на общение с друзьями. И я смогу приехать к тебе в гости на несколько дней. Я очень по тебе скучаю.
Как у тебя дела? Что нового? Жду с нетерпением твоего ответного письма.
Как дела? Куда ездила летом?
Например, мне дед летом сделал качели и турник. Мы с ним ездили на озеро купаться. А ещё я, папа и дед ездили в поход, на гору. Мне очень понравилось, потому что мы ночевали в палатке и, когда мы отдыхали, к нам подбежала лиса. Когда мы поднимались я лез по снегу. Снег летом лежал на горе.
Жду от тебя ответа. Пока, пока, бабушка.
Письмо кошке
Я очень по тебе соскучился. Скоро у меня начнутся осенние каникулы. Мы снова увидимся. Мне нравится гладить тебя. Твоя шерсть мягкая и пушистая, а расцветка серая в полосочку. Мы будем с тобой играть.
Осталось несколько дней до окончания четверти. Жди меня!
Письмо другу с другой планеты
Добрый день, дорогой друг из соседней галактики!
Пишет тебе друг с планеты Земля, из галактики Млечный путь. Мне десять лет, и я учусь в третьем классе. Я люблю читать и рисовать. На нашу планету обрушилась эпидемия короновируса, и мы все должны ходить в масках.
Расскажи, пожалуйста, как ты живёшь на совей планете и чем любишь заниматься.
До свидания, друг, буду ждать от тебя ответа.
Письмо другу
Очень хотелось узнать, как у тебя дела дома, в школе, чем занимаешься? Вспоминаешь ли ты наши летние дела, стройку, как играли, проводили время на реке? А я очень скучаю по ребятам. Мне всегда было интересно играть с ними и с тобой. Все воспоминания весёлые и радостные, поэтому хочется в деревню и лето.
А сейчас этого нет. Ребят почти не выпускают на улицу. У нас разные смены в школе. Много задают уроков, а в школе совсем не интересно. Иногда папа водит меня в skete-park. Там я катаюсь, стараюсь сделать какие-нибудь трюки, но не всё получается сделать. И ещё там злые парни, которые задираются и обзываются. Если бы были рядом вы, мы бы им тогда показали, кто тут главный. Вот и всё. Пиши. Буду рад получить от тебя письмо. До свидания. Жду от тебя ответа. Твой друг Пашка.
Как твои дела? У меня все хорошо. И вот такие у меня новости.
В школе у нас теперь новые парты. Вчера у нас была инсценировка по сказке «О царе Салтане», и я была там третьей девицей, которая потом стала царицей.
На выходных я ездила к своей сестре. С ней мы пошли в торговый центр «Планета». Мы с сестрой играли на игровых автоматах и пили газировку. После этого мы поехали домой. Дома я играла с собакой Сэмом и с двумя котами, вот и все новости.
Номинация: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Метод: комбинированный, игровой.
Предметные :
— формирование системы знаний о правилах написания и оформления письма, его различных видах;
— обеспечение глубокого понимания понятия «эпистолярный жанр»;
— формирование навыка самоконтроля;
— расширение словарного запаса учащихся;
— овладение навыками использования различных обращений, слов-приветствий.
Личностные:
— воспитание патриотизма и любви к своей семье, Родине;
— формирование уважительного и доброжелательного отношения к другим людям;
— обучение навыкам коммуникативной компетентности;
— воспитание культуры письменной речи.
мультимедийная презентация к уроку;
видео-отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино»;
Приложение 1 «Культура написания письма»
Приложение 2 «План написания письма»
Приложение 3 «Образцы фраз для написания письма»
I этап. Организация класса (орг. момент)
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.
II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения В. Шефнера «Устная речь » и подумайте, каким образом то, о чём говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.
(Обратить внимание детей на выразительное чтение, а также на главный смысл данного отрывка)
Сотни слов родных и метких, Ты их выпусти оттуда,
Сникнув, голос, потеряв, В быт обыденный верни,
Взаперти, как птицы в клетках, Чтобы речь – людское чудо
Дремлют в толстых словарях. Не скудела в наши дни?
(Дети высказывают собственное мнение, учитель подытоживает)
Учитель: Сегодня мы будем работать над формированием речи. С помощью слова мы выражаем свои мысли не только вслух, но и на бумаге. Наш урок посвящён овладению первоначальными навыками написания письма. Но прежде, чем приступить к письму, нам нужно выяснить правила его написания и оформления; подумать, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным.
К нам в гости приехал герой из мультфильма «Трое из Простоквашино», отгадайте кто он:
Кто приносит нам с собой
И кого мы ждём порой
Дома с нетерпеньем?
Ну, конечно, это он – долгожданный … почтальон!
(Просмотр видео-отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино»).
Почтальон Печкин посетовал, что многие дети и даже взрослые не умеют правильно оформлять письма. Он приготовил для вас конверты с приложениями, которые помогут вам научиться правильно их писать.
(На партах лежат конверты с приложениями 1-3)
Знакомство с понятием эпистолярный жанр
— Как вы думаете, существуют ли правила, законы написания письма? (Да).
— Писать письмо совсем не просто. Это целое искусство. Написание писем — это эпистолярный жанр. А что же это такое? Несколько учеников с помощью словаря выяснили, что…
1-й ученик: Эпистолярный – имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определённых сведений.
Учитель: Кого называют адресатом и адресантом?
(Дети высказывают собственное мнение)
2-й ученик : Адресат – это тот, кто пишет письма.
Адресант – тот, кому предназначено письмо.
3-й ученик : В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли “грамотки”) передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека.
На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. Их писали с помощью узлов, на бересте, глине, на пергаменте. Найдены даже письма в картинках.
Учитель: Несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Письмо – это не просто бездушный носитель информации, оно может много рассказать о своём авторе: его настроении, характере. Получать письма – большое удовольствие. Но этому искусству нужно учиться. Письмо – способ общения на расстоянии. Кому чаще всего люди пишут письма?
Учитель: Родным и близким людям (личные) и деловые письма.
— Как вы думаете, чем отличаются деловые письма от личных?
Учитель обобщает ответы учащихся:
Деловое (служебное) письмо. Основные черты : убедительность, строгая последовательность, информативность. Деловая переписка во многом близка официально–деловому стилю.
Личное письмо. Основные черты : эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни адресата и адресанта. Это письмо – рассказ, письмо – поздравление, письмо – просьба, благодарственное письмо.
Культура написания письма .
Учитель: Мы с вами сегодня будем учиться писать личные письма. Главное — научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов.
— А что вы знаете о написании писем?
(Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).
Учитель: Слова в письме должны быть понятными и простыми. Следует быть внимательным к каждому слову, чтобы случайно не обидеть человека. Прочитаем советы почтальона Печкина в приложении 1.
(Дети достают из конверта Приложение 1 и по очереди читают)
Письмо состоит из нескольких частей: обращения, вступления, рассказа о себе, пожеланиях, заключения, подписи; может быть P.S. — постскриптум.
Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3—4 дня после их получения). Поздравительные письма отправляйте заранее.
Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.
Пишите ручкой, не допускайте исправлений.
В правом верхнем углу должна быть поставлена дата.
Не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Эти письма вам не предназначены.
Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.
Физминутка (методика Базарного)
План написания письма
Учитель: Обратите внимание на слайд. Давайте вспомним план написания письма.
(Учащиеся зачитывают план в приложении 2)
Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).
Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пишем сдержанно.
Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идёт заключительная формула вежливости, подпись и дата.
Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.
Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
Дату не следует обозначать цифрами (12.4.2005).
Историческая справка: Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать 12 апреля 2005г.
Работа с деформированным письмом.
Учитель: Прочитайте письмо девочки и найдите ошибки.
(Проводится обсуждение текста письма)
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
Учитель: Ребята, прежде чем приступить к написанию письма, определитесь, кому вы будете его писать. Перед вами несколько тем. Учитывайте, что это письмо будет личное.
Слайд 12
«Письмо другу. Однажды со мной случилось…»
«Письмо моему учителю»
Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили. В построении письма вам поможет приложение 3
(Использование приложений 1-3)
Практическая работа по написанию писем
Зачитывание черновых работ учащихся.
V этап. Рефлексия. Итог урока
Учитель: Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.
Мы учились на уроке…
Мне понравилось…
Я могу …
Учитель: Вы дома, используя материал нашего урока, допишите личное письмо. Внесите, если это необходимо, в него коррективы и перепишите аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем. На следующем занятии мы будем учиться заполнять почтовый конверт и узнаем, как отправить письмо. Пожалуйста, у взрослых уточните адрес получателя вашего письма.
Кратко, емко и красиво! Как правильно писать письма
Преподаватель этикета Нуржан Исмаилова рассказала Sputnik Кыргызстан, какие правила необходимо соблюдать при составлении писем, чтобы они считались образцовыми.
Приветствие
Обращение
Лучше всего обращаться к адресату по имени. Если вы прежде не были знакомы, обязательно уточните его имя, фамилию и должность. Особенно если письмо имеет деловой характер.
Ошибки
При личной встрече люди всегда оценивают друг друга — по внешности, одежде, разговору, манере поведения. А при чтении писем обращают внимание на грамотность. Поэтому старайтесь писать без ошибок. Если письмо очень важное, перед отправкой обязательно перечитайте и проверьте его.
Краткость
Старайтесь избегать подробностей, которые не относятся к делу, не забивайте голову адресата ненужной информацией. После приветствия объясните все, что требуется, коротко и доходчиво.
Без лишних эмоций
Вид письма
Перед отправкой сообщения обратите внимание на строение текста — оно должно быть правильным и логичным. Если вы отправляете письмо на бумаге, то и она, и конверт должны быть чистыми и без складок. Адрес следует написать от руки. Если у вас плохой почерк, не стесняйтесь обратиться за помощью к тому, у кого он красивее.
Письмо с соболезнованиями
Такие послания желательно писать от руки, а не на компьютере. Этим вы подчеркнете значимость адресата для вас. Будьте максимально искренни и лаконичны.
Прощание
В конце любого письма не забудьте попрощаться. Также поблагодарите адресата за то, что он уделил время прочтению вашего послания.
Как написать деловое письмо? Правильная структура и шаблон для скачивания
Не так давно мы уже рассказывали о правилах общения в официально-деловом стиле и деловой переписке, теперь пришло время изучить и саму структуру делового письма.
Сегодня мы рассмотрим четкий поэтапный план написания делового письма по конкретному шаблону. Зачем нужно изучать такие моменты?
Все просто: нарушение порядка смысловых и структурных блоков в письмах приводит к массе проблем. Грамотная структура делового письма позволяет:
Последовательность элементов должна неукоснительно соблюдаться. Точка. Эксперименты здесь невозможны в принципе, поскольку уже сложилась универсальная схема письма деловой переписке. Есть “золотой стандарт”, которого нужно придерживаться.
Но прежде чем мы начнем изучать саму структуру, давайте разберемся с видами деловых писем.
Виды деловых писем
К формату “деловое письмо” относится более 30 разновидностей корреспонденции – от информационных уведомлений до оферт и презентационных писем. Видов достаточно много, поэтому проще сказать так:
Все, что является предметом официальной переписки между любой компанией и получателем, уже можно смело назвать деловым письмом.
Принципы разделения деловых писем на виды
Вид 1. По тематическому признаку. Содержание письма напрямую зависит от цели и темы письма. Например, письмо-запрос создается для рассмотрения предложения, рекламация – несет в себе претензию, благодарственное письмо для выражения эмоций.
Вид 2. По необходимости ответа. Большинство деловых писем предполагает обязательный ответ, но есть ряд писем, на которые ответ не нужен или не критичен. Список писем, не требующих ответа или допускающих необязательный ответ:
Вид 3. По формату переписки. Существует 2 вида деловой переписки: 1) переписка с 1 получателем; 2) переписка с несколькими получателями. И если первый формат еще предполагает какие-то минимальные отступления от рамок, то при общении с несколькими получателями желательно ни на шаг не отходить от структуры вашего письма.
Вид 4. По числу аспектов. Написание деловых писем, их структура также разделяется по аспектам (идеям) текста.
1. Многоаспектное деловое письмо состоит из пунктов, подпунктов, разделов. В таком письме можно передавать любое количество тем, идей, поднимать разные вопросы. В подавляющем большинстве случаев используется этот тип;
2. Одноаспектное деловое письмо имеет исключительно информационный характер: уведомление о выходном дне, предстоящем совещании и так далее.
Отличие его в том, что оно несет в себе одну идею (тему, вопрос) и очень короткую структуру. В одноаспектном письме, как правило, дается информация без деления на блоки.
Ниже мы с вами будем разбирать именно структуру многоаспектных деловых писем.
Поблочная структура делового письма
Этап 1. Реквизиты адресанта и адресата
Написание делового письма начинается с указания реквизитов. Это идентификационные элементы. Как правило, реквизиты размещаются в самом начале письма – в левом и правом верхних углах листа.
Реквизиты отправителя (адресанта) сообщают, из какой компании пришло сообщение. Как правило, стандартный бланк для деловых писем уже содержит эту информацию.
Указывается полное юридическое название с формой собственности, адрес, телефон, сайт, ИНН и ОГРН. Указываются в левом верхнем углу.
Реквизиты получателя (адресата) содержат меньше информации. Как правило, это должность, название его фирмы, ФИО и адрес, куда письмо будет отправлено. Пишутся в правом верхнем углу строго в дательном падеже.
Дата написания
Необходима для различения писем. Полезна для отчетности или в длительной деловой переписке – по дате можно узнать очередность сообщений и структурировать их. Указывается тот день, когда письмо будет отправлено. Как правило, он совпадает с днем написания. Дата пишется перед заголовком, ближе к правому краю листа.
Этап 2. Вступление в письме
Это самое начало, которое является ключевым в структуре делового письма. Его пишут максимально информативным. Прочитав «введение», адресат уже должен понять, что от него хотят, и примерно представлять основное содержание.
Вступление состоит из нескольких элементов:
1.Заголовок
Главный раздел, определяющий тему письма. Именно он позволяет адресату понять, о чем оно. Или насколько для него важно прочитать это.
С помощью заголовка отправитель делового письма одновременно информирует и привлекает внимание. Пример заголовков разных видов деловых писем:
2.Обращение
Это очень важная часть вашего делового письма. Она не просто соблюдает формальности, но и располагает к себе читателя, фиксирует его внимание. Поэтому ему уделено столько времени – важно не ошибиться в написании.
Обращение практически всегда становится началом письма. Как правило, размещается в центре строки и начинается с прописной буквы.
Любое обращение следует начинать со слова «уважаемый(ая)». Оно выражает наиболее нейтральную форму вежливости, в отличие от «любимый», «дорогой» и прочих, использующихся в личной переписке.
Встречаются также формы слова «уважаемый» с приставками «много-», «глубоко-», когда обращение адресовано к высшему чину или заслуженному деятелю в какой-либо сфере. С ним можно использовать следующие формы обращения:
Сокращения неприемлемы! Никаких инициалов, неполных званий/должностей или «г-н/г-жа» быть не должно. То есть писать «Уважаемый тов. полковник» нельзя.
Также в деловой переписке, если корреспонденция имеет конкретного адресата, в знак уважения принято писать местоимение «Вы» с прописной (большой) буквы.
Если письмо трафаретное (отправляется сразу большому количеству людей и не имеет личного обращения) или послано коллективу, местоимение пишется со строчной (маленькой) буквы.
Необходимо не забывать некоторые важные аспекты использования обращения:
Также нужно помнить о разнице в знаках препинания. В конце обращения желательно ставить восклицательный знак, а не запятую. Это покажет, как важно отосланное письмо. Запятая же придаст ему будничный характер.
3.Преамбула
Эта часть делового письма содержит суть послания. Здесь адресант расписывает свои мотивы и цели. Как правило, указываются вводные данные, касающиеся темы письма и долженствующие напоминать получателю о ней:
Преамбула облекается в формальный вид при помощи вводных слов и фраз «согласно», «в связи с…», «считаем необходимым уведомить…», «ставим Вас в известность, что…», «доводим до Вашего сведения…» и прочим.
Преамбула может быть краткой (буквально пара предложений) или длинной (вплоть до нескольких абзацев). Это очень важный элемент в шаблоне делового письма, который обязательно стоит использовать.
Образец части делового письма (преамбула с обращением и заголовком):
Уважаемая госпожа Потапкина!
Настоящим письмом считаем необходимым уведомить Вас, что, согласно договору от 20.06.2020, Вы обязаны забрать новую партию мобильных телефонов со склада не позднее, чем 30 дней с момента поставки.
Этап 3. Основная часть письма
В основной части делового письма подробно и аргументированно расписывается цель написания. Просьба, требование или сведения приводятся в полном виде так, чтобы передать адресату максимальное количество информации.
Как правило, в теле письма отправитель анализирует случившееся и приводит аргументы в пользу своей точки зрения.
Например, при информировании о каком-либо событии (выставке, презентации и прочих) подчеркивает, что мероприятие желательно посетить по такой-то и такой-то причине.
В конце основной части подводятся итоги всего письма. Это может быть надежда, извинения или уверенность в скором ответе. Пример: «Надеемся на Ваше содействие по данной проблеме». Также часто здесь пишут предложения или вопросы к адресату.
Заключение в деловом письме
Так же, как и обращение, несет преимущественно этикетную функцию. Это нечто вроде прощания с адресатом, которое также должно поддерживать атмосферу всего письма.
Выбранная заключительная фраза зависит от степени знакомства с адресатом. В деловой переписке преимущественно используется «С уважением». После чего указывается должность отправителя и его ФИО.
Пример: «С уважением, председатель организационного комитета Иванов Дмитрий Петрович».
Этап 4. Дополнительные элементы письма
Структура делового письма может подразумевать дополнительные части, которые не обязательно использовать. Они могут понадобиться лишь в редких случаях. Но и для факультативных элементов есть свои места.
Приложения к письму
Если необходимо вместе с деловой корреспонденцией предоставить нечто дополнительное – файл, договор, изображение и так далее – используются приложения. Они прикрепляются к письму на отдельных листах, не затрагивая основной текст.
Каждое приложение прикрепляется на отдельном листе. В случае электронного делового письма принято высылать приложения в виде отдельных файлов. В некоторых случаях адресант указывает наличие приложений перед заключением.
Постскриптум
Постскриптум в структуре деловой корреспонденции несет сразу две функции:
Постскриптум указывается после заключения и подписи. Под ним принято писать инициалы отправителя или ставить личную подпись. На этом структура деловой переписки считается завершенной – это финальный элемент.
Эпилог
Написание деловых писем вовсе не так сложно, как может показаться. Если резюмировать сказанное выше, то принцип следующий:
Главное, изучите правила написания стандартных вводных: правила написания дат, правила написания названий компаний, грамотное использование знаков пунктуации и так далее. Словом, какие-то статичные моменты.
Остальные же элементы в структуре делового письма очень скоро запомнятся и вы начнете их придерживаться “на автомате”.