Прокурор разберется: как подать жалобу в прокуратуру?
Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.
Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.
На кого и за что можно пожаловаться?
Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:
Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.
Требования к составлению жалобы
Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):
По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:
Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.
Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?
Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):
То есть, принципиальных отличий всего 2:
Можно ли направить жалобу анонимно?
Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.
Как подать жалобу в прокуратуру?
Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:
Порядок и сроки рассмотрения
В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:
Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.
Когда жалоба остается без ответа?
По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:
Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.
Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.
Необходимо ли дважды подавать жалобу в одну и ту же прокуратуру по УПК?
В соответствии со статьями 123 и 124 УПК действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно п. 31 ст. 5 УПК под термином «прокурор» понимается Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 УПК полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей (в т.ч. «требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия» (п. 3) и «отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом» (п. 6), осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
В приказе Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» указано:
«15. При поступлении жалобы на действия и решения должностных лиц органов дознания, подлежащей рассмотрению в порядке статьи 124 УПК РФ, прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования.»
В соответствии с Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 21.09.2018):
«2.5. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.
В нижестоящих прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие. После принятия решения руководителем данной прокуратуры повторные обращения подлежат направлению для рассмотрения в вышестоящую прокуратуру.»
И вот в этих нормах я не могу найти, где же установлена обязанность обжалования отказа заместителя прокурора города (района) обжаловать сначала прокурору города (района), а потом уже в вышестоящую прокуратуру.
Повторная жалоба в прокуратуру
Мною подана жалоба в прокуратуру района. Прошло уже 42 дня. Ответа нет. Нет уведомления о ее перенаправлении. Мною подана повторная жалоба уже в прокуратуру области по тому же вопросу. Каков срок рассмотрения одной и той же жалобы в вышестоящей прокуратуре?
Должна ли прокуратура области сообщить что повторная жалоба отправлена на рассмотрение в прокуратуру района?
Была отправлена повторная жалоба на неполучение ответа в прокуратуру. Из прокуратуры пришло письмо опять же руководствуясь статьей 59-ФЗ, пришлось ждать. После выжданного срока ответа нет. На звонок ответвечают что надо звонить в канцелярию. А в канцелярию естественно не дозвониться. Как узнать результаты проведения проверки? И нужно ли снова подавать жалобу на не соблюдение законов?
На меня было совершено нападение, в результате получен вывих предплечевого сустава и сотрясение, лечение данного сустава проходит уже третий месяц. Спустя месяц после нападения из полиции в исполнении участкового пришло уведомление о привлечении напавшего по КоАП «побои» и сразу же о невозможности его привлечения, поскольку совершившее преступление лицо не достигло 16-летия. Оказалось дело было закрыто участковым без проведения медицинской экспертизы уже через 5 суток после поступления заявления, опознание нападавшего так же не проводилось. После получения уведомления была подана жалоба в городскую районную прокуратуру, там жалобу приняли и перенаправили ее в закрывший дело отдел полиции, указав на необходимость провести экспертизу и дать оценку изложенных в жалобе фактов. Из полиции же на жалобу пришел ответ, исполненный все тем же участковым, что рассмотрение жалобы установило, что дело с таким номером в участке действительно было, оно закрыто и «указанные в жалобе факты совпадают», т.е по сути проигнорировав указания прокуратуры.
Сейчас возможна лишь повторная подача жалобы в прокуратуру? Можно ли идти в СК или пока дело не откроют как уголовное там его не примут?
1.10.2016 г. в Истринском р-не Московской области в отношении меня было совершено уголовное преступление, квалифицируемое ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», а именно перелом 3-х рёбер, ушибы и кровоподтёки лица.
В этот же день я обратился в Снегирёвский отдел полиции с заявлением о привлечении к уголовной ответственности лица, нанёсшего мне телесные повреждения. В заявлении я указал фамилию подозреваемого, номер его телефона, свой адрес проживания и свой номер телефона.
Снегирёвская полиция затеяла проверку. По результатам проверки 30.10.2016 г. и.о. дознавателя ОМВД России по Истринскому р-ну Гусевым А.А. вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ и направила материалы проверки в Истринскую прокуратуру для надзора.
В ходе изучения материалов проверки Истринская прокуратура выяснила, что «принятое по нему решение является незаконным и немотивированным, так как оно вынесено на основании неполно проведённой проверки без учёта всех обстоятельств произошедшего, в связи с чем 14.11.2016 г. прокуратурой отменено», материалы направлены обратно в полицию для проведения дополнительной проверки.
Снегирёвская полиция, видать, начала повторную проверку. Каким числом она началась и каким закончилась я не знаю, никакой официальной информации в виде писем ни из полиции, ни из прокуратуры я не получал.
20.12.2016 г. Истринская прокуратура по Почте России получила мою жалобу о несогласии с постановлением полиции об отказе в возбуждении уголовного дела. В жалобе я также попросил прокуратуру проследить за соблюдением полицией РАЗУМНЫХ сроков проведения проверки. Для ответа указал свой номер телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты.
6.04.2017 г. я лично обратился в Истринскую прокуратуру с просьбой разыскать материалы проверки или дать хоть какой-то вразумительный ответ, по какой причине дело стало. В ответ – пишите жалобу, рассмотрим.
Я написал жалобу на то, что со слов полиции она в феврале направила материалы в прокуратуру для очередного надзора и с тех пор ответа от прокуратуры не получала, как не получала и материалов проверки. В жалобе я просил прокуратуру разыскать в своих недрах материалы проверки, вынести какое-то решение, сообщить мне об этом решении, ещё раз указал номер телефона, адреса почтовый и электронный.
Прошло ещё 2 месяца. Истринская прокуратура на жалобу не дала ни письменного, ни устного ответа. Полиция в лице Бородина А.Н. на мои звонки по телефону сообщает, что писем и материалов проверки из прокуратуры они не получали. Возможности ежедневно ездить на другой конец Московской области в г. Истру и лично носить материалы из прокуратуры в МВД у меня нет.
По существу на сегодняшний день: подозреваемый – ЕСТЬ. Этот человек лишил меня заработной платы за 2 месяца, лишил меня трудоспособности ещё на 2 месяца. Полиции он известен. Подтверждение получения телесных повреждений средней степени тяжести ЕСТЬ. Показания свидетелей – ЕСТЬ. Со дня совершения преступления прошёл ГОД! уголовного дела НЕТ! Материалы по 2-м проверкам пропали в чёрной дыре Истринской прокуратуры. Преступление остаётся безнаказанным. Прям украина какая-то. Полиция с прокуратурой активно бездействуют.
Прошу посоветовать что мне делать? К кому обращаться, куда ещё писать?
Прошу ответить на вопрос: как вернуть трудовую книжку от бывшего работодателя? Была мною написана жалоба в прокуратуру, но получила отписку-бывший работодатель представил в прокуратуру две докладные записки от работника, ответственного за кадры, о том, что я трудовую при оформлении на работу не представила в кадры и повторная такая же,только более поздним числом. На этом-конец. Длится это уже год. Приходится работать без оформления.
Каким способом можно преодолеть круговую поруку в Прокуратуре
Вопрос: как заставить Прокуратуру Адм. р-на либо начать реально работать, либо дать отказ в возбуждении уголовного дела от имени Прокуратуры, чтобы выйти из этой бесконечной карусели с пресловутой Инструкцией?
Сын боле СД 1 типа, является инвалидом 3 группы, в августе 2015 должна быть проведена повторная МСЭ, но сын в это время находился под стражей в СИЗО. Следователь мед. документы, справку МСЭК, программу реабилитации в сан. часть СИЗО не предоставил. Могу ли я подать на него жалобу в прокуратуру? В суд?
Передать уголовное дело N. для дальнейшего расследования в ГСУ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Обеспечить своевременное принятие дела к производству следователем после отмены незаконного процессуального решения.
Жалобы в прокуратуру
Полномочия прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», международными договорами РФ.
Обеспечивая верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными ) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными ) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Обращение в прокуратуру
Основным поводом обращения граждан в прокуратуру является нарушение их законных прав. Это может иметь место как со стороны представителей органов власти и государственного управления, так и администрации предприятия, учреждения, организации.
Есть одно принципиальное различие между обращением в суд и в прокуратуру. Если в суд гражданин обращается за защитой собственных прав (не считая представления интересов малолетних и т.п.), то к прокурору он может обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном преступлении, причем вне зависимости от того, против кого оно было направлено. Как сообщалось в печати, в связи с обращениями граждан, по заданию Генеральной прокуратуры РФ в целом ряде регионов страны прокурорами на местах были проведены проверки соблюдения органами милиции законодательства о розыске без вести пропавших стариков и инвалидов. Выявлены многочисленные случаи, когда пропавшие люди оказались жертвами незаконных действий преступных групп, которые «вычисляли » одиноких владельцев квартир, а затем убивали их, в лучшем случае выставляли за дверь. По всем таким фактам именно прокуратура возбуждала уголовные дела, привлекала преступников к уголовной ответственности, принимала всевозможные меры к восстановлению нарушений закона.
Поводы обращений к прокурору могут быть весьма разнообразными. Это, к примеру, несвоевременная выдача заработной платы, всевозможные не основанные на законах ограничения. Безусловным основанием обращения к прокурору является отказ милиции зарегистрировать заявление гражданина о совершенных в отношении него противоправных действиях. Уклонения от их расследования — грубейшее нарушение законности.
В свою очередь, на прокурора законом возложена обязанность рассмотреть поступившее обращение, проверить его обоснованность и при установлении фактов нарушения закона принять меры к их устранению, к восстановлению нарушенных прав.
Каких-либо ограничений в плане обращения к прокурору закон не содержит. Единственным условием такого шага является факт нарушения закона.
И опять обратим внимание на разницу между обращением в суд и к прокурору.
Суд, разбираясь с иском гражданина, принимает решение по существу. Если он приходит к выводу об обоснованности требований истца, то одновременно признает действия ответчика незаконными (отменяет приказ, выселяет из незаконно занимаемой квартиры, взыскивает моральный ущерб и т.п.), возлагая на виновную сторону обязанность восстановления нарушенных прав. Если же суд считает, что иск неправомерен, — отказывает истцу.
Что же касается прокурора, то он не может отменить обжалуемый или оспариваемый акт и вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение посредством принесения протеста, представления. Руководители и должностные лица, получив от прокурора такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения.
Прокурор по закону обязан добиваться устранения нарушений закона и вправе в порядке защиты нарушенных прав заявителя сам обратиться за их защитой с иском в суд.
Требования к жалобе (заявлению )
Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Какой-либо строго установленной формы обращения к прокурору не существует (в отличие от искового заявления в суд, содержание и оформление которого четко регламентирует ГПК РФ). Заявление или жалоба составляются в произвольной форме с описанием существа допущенного нарушения (причем ссылки на конкретные нормы закона не обязательны — с этим в прокуратуре разберутся сами), с указанием сведений о нарушителе либо организации, где допущено нарушение.
Жалобщику необходимо указать сведения о самом себе — фамилию, адрес, телефон, чтобы прокурор мог связаться с гражданином, сообщить ему о результатах рассмотрения обращения.
Жалоба (заявление ), как правило, пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Она может быть направлена прокурору по почте, а также вручена ему на личном приеме, передана непосредственно в канцелярию прокуратуры и в обязательном порядке должна быть зарегистрирована.
Обращение — это изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство (в том числе коллективное) гражданина, должностного и иного лица.
Предложение — рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба — просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Ходатайство — изложенное в письменной форме обращение гражданина с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод.
Коллективное обращение — обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.
Дубликат обращения — обращение гражданина, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица.
Повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу.
Парламентский запрос — запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания РФ с соблюдением требований ст. 18 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора РФ.
Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ — оформленный надлежащим образом документ о нарушениях законов с требованием об их устранении и направленный Генеральному прокурору РФ.
Обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ — документ члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, направленный в органы прокуратуры с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о представлении информации, сведений и документов по вопросам, связанным с их деятельностью, и не оформленный как запрос.
Жалобы на действия (бездействие ) и решения органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных соответственно уголовно-процессуальным, гражданским или арбитражным процессуальным законодательством.
Рассматриваются также и обращения граждан, направленные средствами массовой информации.
Содержание обращения
Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись.
Обращения, не содержащие сведений о лице (фамилию и его местонахождение (адрес )), признаются анонимными и оставляются без разрешения. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях — направляются в правоохранительные органы по принадлежности.
Обращения с неразличимым текстом или такие, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), в пятидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Копии таких обращений помещаются в надзорные производства.
Не подлежат разрешению запросы и другие обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. Об этом в десятидневный срок направляется мотивированное сообщение автору обращения.
Узнать более подробно о предоставляемых юридических услугах, сроках, стоимости, заказать необходимую Вам юридическую услугу, Вы можете по телефонам указанным выше